Как сделать меню в лазарусе

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

В этом уроке мы создадим свою первую программу, познакомимся с редактором исходного кода, узнаем как компилировать и выполнять программу.

Наша программа будет взаимодействовать с пользователем, Вы сможете поэкспериментировать с нею. Не бойтесь экспериментировать, Вы не сможете сделать что-либо непоправимое. И в то же время истинные и прочные навыки эффективной работы достигаются только путем самостоятельного экспериментирования.

Для создания графического интерфейса Lazarus предоставляет программисту палитру компонентов пользовательского интерфейса. Программисту требуется всего лишь выбрать на палитре нужные компоненты и с помощью мыши перенести их на форму.

После того, как компонент размещен на форме, он становиться объектом, который имеет свои установленные по умолчанию свойства. Эти свойства можно просматривать и изменять с помощью окна Свойства.

В нашей первой программе при создании интерфейса пользователя будем использовать три компонента: TForm (Форма), Label (Надпись) и TButton (Командная кнопка).

Так как мы будем использовать их впервые, давайте познакомимся с ними подробнее. Нам нужно знать основные свойства этих компонентов и их назначение, чтобы можно было их настраивать.

Теперь, когда вы изучили новые компоненты, мы загрузим среду программирования и создадим свой первый проект.

ris1

Создать интерфейс программы по образцу:

Разместить надпись и кнопку на форме и установите значения свойств, перечисленные в таблице. Когда вы это сделаете, форма примет такой вид , как на рисунке.

В следующих заданиях, когда Вы лучше освоите среду Lazarus, примеры форм будут сопровождаться только листингами исходного кода. От Вас ожидается, что вы , глядя на формы и листинги, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Ход выполнения проекта

  1. Загрузите Lazarus. Создайте новый проект.Для этого:1) Выполнить команду Проект => Создать проект …2)В появившемся диалоговом окне выбрать слово Приложение и нажать кнопку ОК.

ris2

2. Сохранить созданный проект.

Для этого:
1) Выполнить команду Проект – Сохранить проект как… Откроется окно Сохранить проект.

ris3

2) Не выходя из этого диалогового окна Создать новую папку Primer_1 для файлов вашего проекта (проект будет содержать несколько файлов), открыть ее и щелкнуть по кнопке Сохранить.

Тем самым мы сохраним файл Project1, содержащий сведения о проекте.

Сразу же откроется окно Сохранить Unit1 для сохранения программного кода проекта (файл Unit1.pas), в котором также необходимо щелкнуть по кнопке Сохранить.

Кроме этих двух файлов в папке проекта создается автоматически еще несколько файлов, в том числе – unit.lfm, который представляет собой файл с полными данными о проектировщике формы. Позиция, размер, расположенные компоненты и пр.

Папка проекта должна содержать следующие файлы:

ris4

  1. Разместите на форме компоненты Надпись (Label) и Кнопку (Button). Разместить компонент на форме можно одним из двух способов.
    Первый – дважды щелкнуть мышью на значке компонента, расположенного на палитре компонентов. Однако при этом компонент попадет не в то место, куда Вы хотите, а в левый верхний угол формы.
    Второй – щелкнуть на значке компонента (при этом он выделяется) и щелкнуть на форме. Таким образом компонент можно поместить в любое желаемое место на форме.
  2. Установите новые значения для свойств, перечисленные в таблице.

ris5

Напишите программный код для процедуры обработчика события щелчок на кнопке. Пока мы это не сделаем, кнопка не будет работать. При нажатии на кнопку ничего не будет происходить.

Для этого:
1) Выполните двойной щелчок по кнопке. Откроется редактор исходного кода, в котором, после кода созданного автоматически, добавиться новая процедура -TForm1.Button1Click – обработчик события щелчок на кнопке (анг. Button – кнопка, Click – щелчок).

ris6

Сейчас процедура обработчика события пустая, при нажатии кнопки она ничего не делает.

2) Чтобы процедура выполнила необходимые действия, напишите соответствующий код между операторными скобками begin и end. В нашем случае это оператор присваивания, который изменяет свойство Сaption (текст надписи) объекта Label1 на новое значение:

Вводя код, обратите внимание на подсказку, появившуюся после ввода точки, следующей за label1. Подсказка представляет собой всплывающее меню, в котором перечислены допустимые свойства и методы компонента label1

ris7

С помощью мыши вы можете выбрать из списка нужное свойство или метод.

Другой способ: вы можете начать вводить имя свойства, при этом Lazarus автоматически прокручивает список и находит имена, первые буквы которых совпадают с вводимыми буквами. Это поможет вам, если вы забыли точное имя. Если теперь нажать или , то Lazarus вместо вас автоматически завершит ввод имени.

  1. Закончив вводить код, выполните программу. Это можно сделать одним из трех способов:
    1) щелкнув по кнопке Run (Выполнить) на панели инструментов;
    2) выбрав команду Run-Run в главном меню;
    3) нажав клавишу .

ris8

Далее этот файл, в случае успешного создания, запускается на выполнение.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Внешний вид среды Lazarus одинаков на всех операционных системах на которых она запускается, возможно отличие только из за типа графического оформления. В данной статье будет описан внешний вид среды в операционной системе Windows 7.

После запуска среды Lazarus появится приблизительно такой набор окошек, отдаленно напоминающий среду разработки Delphi 7, но большинством моментов она все таки отличается от привычной среды Delphi.

lazarus ide

По умолчанию среда создает проект "Приложение", а у уже из меню вы можете выбрать тот проект который вам требуется, либо добавить необходимый модуль к своему проекту.

В данном случает отображаются следующие окна.

Главное меню.

lazarus menu

Тут расположены главное меню ide, а также палитра компонентов которые используются для разработки приложений.

Про компоненты будет чуть ниже.

Инспектор объектов.

lazarus inspector

Он показывает свойства объектов используемых в приложение, а так же их события. Так же имеется вкладка Избранное, она предназначена для отображение наиболее используемых свойств и событий объекта. Что бы добавить на нее какое либо из свойств объекта перейдите на вкладку свойства и щелкните по нему правой кнопкой, затем выберите пункт меню Добавить в избранное. Это очень удобно когда приходится постоянно обращаться к одним и тем же свойствам объектов, не приходится листать список свойств. Так же там содержится вкладка Ограничения. Эта вкладка показывает ограничения накладываемые на данный компонент при разработке под различные операционные системы с использованием.

Редактор исходного кода.

lazarus editor

Данное окно предназначено для редактирования кода программы. Оно обеспечивает навигацию по коду с подсветкой синтаксиса, так же имеются блоки сворачивания кода, это упрощает работу с кодом когда необходимо перемещаться по большому исходнику. Работа в данном редакторе заслуживает отдельной статьи. Если в редакторе кода нажать F12 то вы переместитесь в форму программы.


Это так сказать заготовка будущего приложения, здесь размещаются необходимые компоненты с палитры компонентов.

lazarus messages

Это те окна то отображаются при запуске среды. Теперь более подробно про палитру компонентов.

По умолчанию на палитре размещены самые полезные компоненты используемые в разработке программ, но так же можно доставить необходимые вам компоненты из различные репозиториев либо из репозитория Lazarus.

Более подробно про вкладки палитры.

Первой вкладкой идут наиболее используемые компоненты.

lazarus standart

Затем идут вкладки часто используемых компонентов.

lazarus additional

Вкладка Common controls



Вкладка Data controls


Вкладка Data Access






При добавление дополнительных компонентов они будут размещены на свои вкладки.

Про добавление компонентов будет отдельная статья.

Работам с проектом в лазарусе.

Для того что бы создать новый проект в Lazarus , необходимо щелкнуть пункт меню Файл - Создать и в появившемся окне выбрать необходимый вам проект.

lazarus create project

Для управления параметрами необходимо выбрать пункт меню Проект - Параметры проекта.

 lazarus option

Тут можно настроить параметры проекта, указать параметры его сборки, для какой операционной системы его компилировать и прочее.

Для настройки самой среды разработки выбираем Сервис - Параметры.

lazarus ide option

Для установки в среду разработки компонентов из репозитория Lazarus следует выбрать Пакет - Установить/Удалить пакеты


Что же такое Lazarus? Это среда для объектно-ориентированного программирования на языке Free Pascal. Визуально очень напоминает Delphi, но в отличии от нее Lazarus – свободная программа, используя ее вы не нарушаете ни чьих прав. Существует версия для Windows-систем, а также версии для MacOS и Linux. Как у любого программного средства имеет свои недостатки, в частности достаточно большой размер получаемых файлов, нестабильная работа на некоторых системах. Lazarus является идеальным средством для изучения языка программирования Паскаль в школах и вузах в полном соответствии с Концепцией развития разработки и использования свободного программного обеспечения в Российской Федерации. В пакете свободного программного обеспечения (ПСПО) для образовательных учреждений РФ Free Pascal и Lazarus также имеются. Объект исследования: создание примитивных изображений средствами объектно-ориентированного программирования. Предмет исследования: создание графических изображений в среде ООП Lazarus. Цель: выявить способы создания изображений в ООП Lazarus. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать специальную и научно-исследовательскую литературу по теме исследования. 2. Дать теоретическое обоснование основ работы с открытой средой разработки Lazarus. 3. Познакомиться с разделом графики в ООП Lazarus. 4. Подготовить изображения выполненные в среде Lazarus. Методы исследования: изучение специальной литературы, анализ, синтез, обобщение, моделирование.

ГЛАВА I. ГРАФИКА В СРЕДЕ ОБЪЕКТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАМИРОВАНИЯ LAZARUS

1. Интегрированная среда Lazarus

Lazarus – среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal, аналогичная Delphi. Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL). Кроссплатформенное программное обеспечение – это программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе. Free Pascal – это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС. Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой. Все, что видно на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus. В Lazarus используется технология визуального программирования. Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов. После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически. Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение. Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:

Нам потребуются пакеты lazarus, arduino. Для работы с последовательным портом в Lazarus’е необходимо установить пакет lazarus-sdpo. В панели компонентов Lazarus'а появится новая вкладка 5dpo и на ней элемент TSdpoSerial (рисунок 1).

Sdpo1.jpg

Создаем простую программу в Lazarus.

Создаем простую программу в Lazarus'е, которая должна при нажатии на кнопку передавать что-нибудь на последовательный порт.

В меню Файл выбираем Создать . и в открывшемся окне – Приложение. На форме размещаем два компонента: SdpoSerial1 и Button1 (рисунок 2).

Sdpo2.jpg

В Инспекторе объектов для объекта SdpoSerial1 устанавливаем параметры, как на рисунке 3. (По умолчанию последовательный порт Arduino - это /dev/ttyACM0, но, возможно, у вас он имеет другое имя).

Sdpo3.jpg

Далее программируем действия наших объектов: дважды щёлкаем по кнопке Button1 и в открывшемся редакторе кода пишем (рисунок 4):

Sdpo4.jpg

Теперь выбираем для объекта SdpoSerial1 в События событие OnRxData и щёлкаем на кнопку . (обведена красным кружком на рисунке 5) - появится заготовка кода.

Sdpo9.jpg

Пусть у нас при нажатии кнопки на порт передается "hello". Для объекта SdpoSerial1 пишем код как на рисунке 6.

Sdpo5.jpg

Всё, маленькая программа готова, компилируем. Осталось добавить скетч на Arduino.

Скетч на Arduino.

Мы просто воспользовались одним из предложенных в Arduino примеров, который разбирает то, что было передано на последовательный порт: File -> Examples -> Strings -> CharacterAnalysis. Загрузите этот пример в Arduino. (рисунок 7).

Sdpo6.jpg

Далее запустите программу в Lazarus (кнопка Запуск) и нажмите на кнопку Button1. Откройте консоль и дайте команду

Читайте также: