Как сделать мембрану для патефона

Обновлено: 05.07.2024

Патефо́н (фр. Pathéphone) — переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика.

У патефона в качестве привода применяется пружинный двигатель. Двигатель имеет центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватает на проигрывание одной (реже двух) сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Наш патефон уже старый, одного завода хватает примерно на минуты 2.

Звукосниматель состоит из металлической иглы и мембраны . С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3—4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Громкость патефона весьма велика — около 80—100 дБ, однако качество звука обычно невысокое: звук то хриплый, то визгливый, то с сильными искажениями. Качество звука зависит от изношенности иглы и самой пластинки.

Такие патефоны выпускались на заводе Молот Ордена Ленина в городе Вятские Поляны Кировской области с 1951 по 1954.

На патефоне есть клеймо, но я не смогла найти его расшифровку в интернете. Может кто-то подскажет, что значит это клеймо?


Приветствую участников форума! Однозначно, я приверженец аутентичности и по этой причине не уделяю внимание на эксперименты со звуком, но это направление также интересно и по-этому хотел немного добавить свои "пять копеек" в обсуждение, которое начато Александром (sat89) и было поддержано Андреем, относительно экспериментирования с рупором. На мой взгляд, рупор существенная часть механизма для достижения максимально качественного звучания, но не единственная. Я вот читаю тексты Александра, и меня не покидает ощущение чего-то противоречивого и не до конца продуманного. К примеру, звукосниматель, который Александр затрагивает вскользь и пишет, что использует прокладки из резинки для ниппеля и они нравятся больше, чем родные задубевшие. А почему не попробовать использовать "родные" новые . Не поверю, что речь идет о высокой стоимости или сложности приобретения. И тут же Вы указываете, что используете граммофон как эталон для совершенствования своих электрических систем, где на звук сильно влияют даже пайки. В таком случае, почему не указываете, какой тип иглы применяли на звукоснимателе граммофона?

Вот, к примеру, диаграмма (взята с одного достойного ресурса по граммофонам) спектрального участка среднего уровня звукового давления снятой с 10 записей дисков Victor иглами громкого и мягкого тона при использовании звукоснимателя Victrola 2. Кривая частоты по горизонтальной оси и уровень звука (в децибелах) по вертикальной оси. Две иглы обеспечивают очень похожие ответы до 1250 герц (показано диез в нижней части участка). Свыше 1250 герц, игла громкого тона проявляет на 5-10 дБ больше выхода, чем иглы мягкого тона.

Поймите меня правильно, я считаю что если Вы пытаетесь достичь максимально качественного звучания подручными средствами, тогда необходимо это делать корректно. продумано и правильно в рамках наличия данных средств (прокладки и иглы это не дорогостоящие детали и не то на чем стОит экономить), иначе смысл мне не понятен.

Всем доброго времени суток.
Попалась вот такая труба.Подскажите пож. от какого граммофона?







Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Не так давно я писал о том, что приобрел патефон: [загадка] Новый старый и играет.

Сегодня расскажу об этом "устройстве воспроизведения звука" более подробно, включая
небольшую инструкцию по уходу за ним и за пластинками.

Итак, разрешите представить. патефон

Что же это такое и с чем его едят как его слушают.
Вот что говорит нам Википедия по этому поводу:

Все очень просто: патефон - это переносной граммофон, выполненный (обычно) в виде чемоданчика,
в который спрятан рупор.

Устройство патефона практически не отличается от устройства граммофона. Патефон состоит из пружинного моторчика, звукоснимающей головки с мембраной и горна (рупора). Все это компактно
"упаковано" в корпус, выполненный в виде небольшого чемодана.

Изобретение "портативного граммофона" принадлежит компании "DECCA" 1913 год. Механизм
предназначен был для применения в полевых условиях для вооруженны сил Англии. Особенной
популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-ых годов и в
течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались
экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле.

Вернемся к конкретному экземпляру.
Я выбрал английский HMV 102 (второй модификации), выпускаемый фирмой His Master's Voice

Почему я выбрал и купил английскую модель, хотя на родных молотке и авито полно советских
патефонов?! Все просто - у нас трудно найти патефон в состоянии близкого к идеальному, а если и
найдется, то цена будет такой же, если не больше. Но HMV славились качеством как самой
коробочки так и звука.

Вместе с покупкой патефона сразу надо задуматься о покупке достаточного количества патефонных
иголок. Ведь, как я писал раньше, в идеале "одна сторона пластинки - одна иголка". Да,
именно так послушал сторону и сменил иголку. Почему?! - спросите вы. Все просто: иголка
делается из мягкого железа и после проигрывания одной стороны игла тупится и, что страшнее,
на ней появляются заусенцы и сколы, что приводит к постепенной порче пластинки.

Иглы продаются там же и стоят не так дорого (иглы). Иглы бывают разных типов, самые
распространенные сделаны из стали и делятся по громкости звука soft tone, medium tone, laud
tone, extra laud, при этом отличаются лишь толщиной - чем толще, тем звонче.

Но встречаются и другие, порой совершенно невообразимые.


Иглы так же можно делать самим, например, из бамбука, для чего раньше выпускали машинку

Сразу после покупки такого устройства ему следует сделать профилактику, которая заключается
в смазывании движущихся частей, замене поломанных и регулировке.

Для этого нам понадобится отвертка, салфетки и машинное масло. В более сложных случаях придется
воспользоваться дополнительным инструментом, купить запчасти и графитовую смазку

Прежде всего необходимо разобрать патефон, затем вынуть его "сердце" - мотор.

Откручиваем винты, удерживающие верхнюю панель.

Снимаем круг для пластинок.

А теперь аккуратно вынимаем лицевую панель.

Не спешите убирать чемодан в сторону. Обычно на его дне есть инструкция, в которой описано и
показано какую смазку и куда накладывать.

Теперь чемодан можно отставить в сторону - он нам пока не понадобится. Перед следующими манипуляциями следует закрепить звукосниматель при помощи мягкой ткани.

Переворачиваем панель и видим все устройство патефона: спрятанный горн и мотор

Аккуратно очищаем горн от смазки (если она потекла)

Для того, что бы снять мотор надо отвинтить винты с лицевой стороны:

Далее аккуратно вынимаем мотор. Горн протираем, и при необходимости реставрируем (пайка, чистка)

Вот оно - "сердце" патефона. Пружинный мотор с центробежным регулятором Уатта - вот он спереди, а за ним коробка с пружиной.

В том случае, если мотор не исправен, допустим, сломался регулятор или "устала" пружина по причине долгого хранения патефона заведенным или еще что-то, то необходимо разобрать мотор
и заменить сломанные части.

Как не странно, но на том же аукционе можно купить запчасти для патефонов старые и новые.
Например пружины, делают и по сей день

Небольшой словарь для поиска (искать следует в категории gramophones):
Мотор: motor
Игла: needle
Стопор: turntable brake
Регулятор скорости: governer
Ручка для завода: winding handle
Звукоснимающая головка с мембраной: soundbox
Передающая труба (от звукоснимателя к горну): tone arm

При покупке обращайте внимание на модель и год производства, иначе может не подойти.

Теперь смазываем и маслом строго в местах указанных на картинке (на дне чемодана).
Эту процедуру надо делать периодически.

Теперь следует собрать все в обратной последовательности.

Перед сборкой удобно прокладки и шайбы приклеить (прихватить) на термоклей, что бы удобно было
ставить мотор обратно, иначе будут постоянно вываливаться.

Последний этап - регулировка скорости. Для регулировки понадобится пластинка (любая) и
стробоскопический диск со специальными рисками для регулировки скорости под 78 об/мин.

Его можно распечатать прямо отсюда, загрузив вот эту картинку, затем вырезать из бумаги.

NB: На диске стоит загадочное ~50 - это не важно. Тут имеется ввиду, что риски рассчитаны под освещение в электросети в 50Гц - это нам подходит, но встречаются и другие значения: в Англии,
к примеру, 60 Гц

Просто кладем диск на пластинку, заводим, снимаем со стопора. Риски теперь начали "бежать".
Если они двигаются по часовой, то значит скорость больше 78 об/мин, против - меньше. При
помощи ручки регулятора скорости добиваемся того, чтобы риски стояли на месте:

Патефон готов к работе!

Однако слушать музыку еще рано. Для того, что бы слушать музыку нам нужны пластинки.
Пластинки можно покупать в комиссионках, молотке и других местах.
Так же можно покупать на ебее, однако стоимость доставки будет достаточно высока.

После того как вы купили пластинки, их необходимо так же привести в порядок.

Первым делом удалить всю грязь. Для этого потребуется старая зубная щетка, стаканчик и
мягкое моющее средство:

В стакан наливаем немного воды и немного моющего средства, перемешиваем и при помощи щетки
наносим на поверхность пластинки

Далее чистим пластинку щеткой радиальными движениями

При чистке следует следить за тем, что бы не задеть наклейке с надписями.

После следует промывка под теплой проточной водой

и сушка микрофиброй (она не оставляет волосков)

И последнее, обычно пластинки доходят до наших дней в рваных истрепанных сливерах. Для хранения
лучше купить новые (все на том же аукционе)

Вот теперь! Можно!

Насчет звука, скажу - тот экземпляр, что мне достался звучит бесподобно :)

Самодельный меньше шумит на высоких частотах. Но объемность звучания сильно изменилась. Скорее всего соотношение силы звука идущего в раструб и выходящего со стороны крепления иголки, изменился. Это на прямую зависит от качества мембраны. Где то на Ютубе видел как в качестве мембраны использовали динамическую головку со снятым магнитом и обмоткой катушки. Т.е. использовали только мембрану. Рычаг иголки приклеили к пустому каркасу катушки. Диаметр головки что то вроде 50-60 мм, села в корпус звукоснимателя как родная. Объемность звучания не изменилась. По крайней мере на мой слух.

Спасибо за идею! Как по мне самодельная мембрана даёт слишком много высоких частот и режет низкие, я вообще-то любитель высоких, но их слишком, а вообще идея супер, если нет или проблемы с мембраной, то дома потратив немного времени можно самому её создать что достаточно для прослушивания музыки, а когда сравнить не с чем, то и вообще пофиг.

Самодельная мембрана играет лучше возможно из за того что фольга тоньше чем родная мембрана, а если попробовать сделать из пивной банки( донышко) возможно или из пластика вообще будет огонь. Делай эксперементируй хороший канал . Продвигай, молодец.

Отлично. Лично мне ближе по слуху самодельная , так как я не довоенный ,а звук именно самодельный заложен с рождения в в тело и душу через слух ,при восприятии моего времени ,когда я воспринимал телерадиовещание и трансляции именно с таким качеством воспроизведения как с самодельной мембраной в данном видео , благодаря автору , у которого руки из правильного места растут ,а ум еще пытлив .

В нижней части можно сделать прорезь и сетка снимается , проверено . Можно кстати сделать матрицу и дубасить эти мембраны ))) Сегодня тестировал звукач с новодельной мембраной за 250 р - неплохо , но оригинал мне понравился больше , есть объем и звук показался громче .

Самодельную мембрану наверное лучше делать из " кефирки" ,материала из которого делали крышки для кефира в стеклянных бутылках,а что касается ВЧ звука, мембрана не должна касаться корпуса головки,резинки наверное лучше делать из рыболовного кембрика или из резинок от новых закалочных крышек,мне кажется материал мембраны ,жестковата и все таки лучше использовать штампованные мембраны.

В индийских новодельных грамофонах стоят вполне приличные головы. Даже профессиональные реставраторы используют их вместо утерянных-испорченных. Та же тема и про моторы. Другой вопрос, что вряд ли это подходит для старых советских патефонов. Просто в силу цены. Если реставрируется старинный граммофон стоимостью несколько сотен евро (а то и более), то вполне реально потратить на запчасти сотню. А в случае с советским патефоном. Так что вполне возможно придётся реставрировать методом автора. Хотя ИМХО для профессиональной реставрации можно заказать хотя бы штамп.

Здравствуйте, нашёл в сарае старый патефон надо восстановить головку, но там нету одного шарика в иглодержателе, от чего можно подобрать

Патефонов через мои руки в последнее время прошло уже несколько, а вот документы на патефон я увидел в первый раз. Ну и делюсь. Потому что в этих документах - ответы на два важных вопроса:

- Как правильно обращаться с патефоном?
и
- Сколько стоил новый патефон?

Правила обращения с самым распространенным у нас патефоном ПТ-3 подробно перечисляются в инструкции (на других моделях - аналогично), а цена видна из полустертого штампа магазина. Это 250 дореформенных (то есть между 1947 и 1961г.) рублей в 1955 году. Ощутимо, но не слишком дорого.

Руководство

к граммофону ПТ-3

Перед закрытием крышки граммофона обязательно нажмите на рычаг крышкодержателя, утопите его в прорези планки и только после этого опустите крышку граммофона.

Граммофоном называется прибор, служащий для воспроизведения звука, записанного в виде извилистой бороздки (в форме плоской спирали) на поверхности плоской круглой пластинки.

Открывая впервые граммофон, обратите внимание на положение тонарма и заводной ручки для того, чтобы, окончив игру, привести их в первоначальное положение.

Положите на диск пластинку и протрите её суконкой или бархоткой. Вставьте иголку в мембрану, проверьте, дошла ли она своим тупым концом до упора, после чего закрепите её винтом иглодержателя. Вставьте заводную ручку в отверстие заводного червяка (справа футляра). Вращением от руки заводной ручки по часовой стрелке заведите до отказа пружину механизма. Отведите тонарм за мембрану в крайнее правое положение, дайте диску достигнуть нормальной скорости вращения и осторожно опустите иглу на край пластинки.

В качестве двигателя применена пружина, помещенная в барабане.

От механизма требуется:

1) лёгкость завода,

2) бесшумность в работе,

3) равномерное вращение и отсутствие вибраций.

Эти требования обеспечиваются применением косозубого зацепления шестерён и точным изготовлением деталей.

Для поддержания постоянного числа оборотов диска служит центробежный регулятор.

При пользовании граммофоном необходимо изредка производить смазку следующих частей механизма: заводного червяка, червяка регулятора, шариковых опор (втулок), шпиндельной шестерни, промежуточной шестерни.

Смазку механизма необходимо производить чистым техническим вазелином или . другой смазкой с температурой плавления 60° и с температурой затвердевания -20°С.

Для смазки механизм нужно извлечь из футляра вместе с монтажной доской.

2. СТАБИЛИЗАТОР

Для наилучшего воспроизведения звука пластинкой необходимо отрегулировать вращение диска на 78 оборотов в минуту.

Эту задачу выполняет стабилизатор.

Рычаг или стрелка стабилизатора служит для регулирования числа оборотов диска согласно указаниям таблички со словами „медленно“, „быстро“. Если исполняемый номер необходимо прослушать замедленным темпом, рычаг переводится на „медленно“, и наоборот.

3. РУЧНОЙ ТОРМОЗ

Ручным тормозом необходимо пользоваться при прослушивании пластинок диаметром менее 190 мм, а в остальных случаях — по желанию.

В положении торможения рычаг тормоза, снабженный на конце кожаной накладкой, прижимается с внутренней стороны к ободу стального диска. Если нужно пустить граммофон снова в ход, то при помощи ручки переводят рычаг в другое положение (от себя).

4. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ

Прежде чем пользоваться автоматическим тормозом, обратите внимание на то, чтобы ручной тормоз был выключен, а стрелка автоматического тормоза была в положении „вкл“.

Автоматическим тормозом можно пользоваться только при наличии на пластинке круто сбегающей спиральной канавки в конце записи.

Чтобы остановить без помощи ручного тормоза пластинку, не имеющую спиральной канавки, достаточно отвести трубку тонарма влево до отказа.

Мембрана является наиболее ответственной механико-акустической частью граммофона. Как и всякий акустический аппарат, служащий для воспроизведения звука, она должна воспроизводить звук по возможности точно, т. е. возможно более сходно с естественным звучанием.

Если мембрана снята с тонарма, то одевание ее производится следующим образом: снимают тонарм с ухватиков, отводят его вправо и, насадив мембрану на трубку тонарма таким образом, чтобы выступающий внутрь конец штифта вошел в прорезь тонарма в виде буквы Г, поворачивают мембрану по часовой стрелке до отказа.

К мембране относитесь осторожно, т. к. она очень чувствительна, особенно боится ударов.

Не крутите зря контрагайки и центра.

Тонарм служит звукопроводом от мембраны к рупору. Он сделан из латунной трубки переменного сечения, изменяющегося по согласованному с рупором закону, т. е. рупор является естественным продолжением тонарма.

Ось тонарма изогнута в соответствии с общей конструктивной компановкой граммо-мофон.

Тонарм снабжен двумя сочленениями, позволяющими плавное вращение мембраны в горизонтальной плоскости, по мере передвижения по пластинке, и в вертикальной плоскости — для обеспечения соприкосновения мембраны с пластинкой, одинаковым образом, независимо от толщины пластинки.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ГРАММОФОНОМ

1. Не подвергайте граммофон влиянию сырости.

2. Резкие сотрясения граммофона ведут к разрегулировке автотормоза и изменению числа оборотов диска, а равным образом — к поломке механизма.

3. Не допускайте попадания в рупор посторонних предметов, как, например, иголок, это ведет к дребезжанию при игре.

4. Завод пружины граммофона производите после каждой проигранной стороны пластинки. Не заводите граммофон во время игры. Это ведет к искажению звука.

5. Не оставляйте граммофон в заведенном состоянии: заводная пружина, оставленная надолго в напряженном состоянии, слабеет, что ухудшает воспроизведение звука пластинкой.

6. Не роняйте мембрану на пластинку, т. к. это ведет к дребезжанию мембраны и повреждению пластинки.

7. Не беритесь за иглодержатель руками, а берите мембрану бережно, в обхват, т. к. мембрана—самая чувствительная часть граммофона.

8. Не опускайте мембрану на пластинку, не убедившись предварительно в том, что игла доведена тупым концом до отказа и плотно зажата винтом. Несоблюдение этого условия ведет к порче пластинки и искажению звука.

9. Не опускайте мембрану на пластину с первого оборота; дайте диску достигнуть нормальной скорости вращения.

10. Не смазывайте автоматический тормоз — его необходимо содержать сухим.

11. Не останавливайте диск рукой на полном ходу и таким же образом не ускоряйте

его вращения. Пользуйтесь только тормозом.

12. Не накладывайте пластинку на вращающийся диск, предварительно затормозите его ручным автоматическим тормозом.

13. Не пользуйтесь затупившейся иглой и не пытайтесь сами затачивать иглы, бывшие в употреблении, т. к. тупое или неправильно заточенное осгрие иглы портит пластинки и искажает звук.

Сменяйте иглу после каждой проигранной стороны пластинки.

14. Не ставьте иглу сразу в бороздку, а дайте игле зачиститься от мельчайших заусенцев на гладком ободке пластинки, пройдя на нём 1 —2 оборота.

15. Не оставляйте иглу в иглодержателе по окончании игры, т. к. задев иглой за отделку граммофона, легко испортить и отделку, и мембрану.

16. Не подвергайте пластинки нагреву, предохраняйте их от солнечных лучей и прочих температурных влияний, т. к. от этого пластинки коробятся и размягчаются. Храните их в сухом месте.

17. Не захватывайте руками запись на пластинке, оберегайте от царапин и грязи. Храните пластинку в бумажном конверте, желательно в вертикальном положении. Изредка протирайте пластинку мягкой фланелевой тряпочкой.

18. Не снимайте пластинку, не доиграв до конца, а также не начинайте игру с середины пластиики — все это ведёт к преждевременному износу пластинки.

Поставщик постоянно работает над усовершенствованием граммофона, а поэтому настоятельно просит покупателя сообщить все свои замечания и пожелания, касающиеся качества граммофона и его внешней отделки.

Сообщайте по адресу: г. Молотов (обл.) п/о 25, Патефонный завод, технический отдел.

Читайте также: