Как сделать меч дао

Обновлено: 02.07.2024

К началу ХХ века холодное оружие показало свое бессилие перед постоянно эволюционирующим огнестрелом. В регулярных армиях длинные клинки остались у офицеров, как символ статуса, да у кавалерии, теснимой с исторической сцены шквальным пулеметным огнем. Простые солдаты довольствовались ножами и штыками, как оружием последней надежды. Но все же был меч, который не ушел в прошлое и не превратился в декоративный атрибут. Это китайский меч Дадао, тяжелый и мощный, способный при должном обращении перерубать противника пополам.

Первым был размашистый удар по диагонали снизу, который отбивал оружие противника в сторону. Второй — суть продолжение первого: когда вознесённый меч начинал обратный путь и разрубал противника от плеча до груди или сносил голову. Впрочем, были мастера, искусно владевшие Дадао, способные противостоять разному оружию. Но применять такие знания удавалось лишь ограниченно, когда речь шла об индивидуальной схватке, а не о массовом сражении.

На этом фоне войска обильно вооружали мечами. Дадао можно было производить в любой кузнице, а широкий толстый клинок нивелировал низкое качество металла.

Как показала боевая практика, Дадао не только компенсировал дефицит огнестрела, но и в некоторых ситуациях работал более эффективно. Особенно ярко это проявилось в войне Китая с Японией. Меч Дадао даже прозвали убийцей катан — мечей, которые носили японские офицеры.

Эта слава была завоевана в 1931—1933 годах, когда шли ожесточенные бои с японцами вдоль Великой Китайской стены. Катаны, массово выпускаемые для нужд армии, были уже не того качества, что их предшественницы ручной работы. Мощный удар Дадао легко ломал катану — символ офицерской власти в японской армии, внушая рядовым солдатам суеверный страх. Особенно прославились этим китайцы, воевавшие в 29 корпусе, которые держали оборону на восточном отрезке стены. Нападая из засад и устраивая дерзкие ночные вылазки, они приводили японцев в ужас и часто обращали их в бегство.

В феврале 1933 года генералу Сун Чжэюаню, который командовал 29 армией, была поручена охрана Пика Счастья — одного из важных проходов в Великой стене. Квантунская армия японцев, штурмовавшая китайские укрепления, была лучше вооружена и более многочисленна. После изматывающих боев генерал Сун Чжэюань пошел на отчаянный шаг. Он решил провести ночную контратаку. Около 500 китайских бойцов, вооруженные Дадао и пистолетами, разделились на две группы и внезапно напали на лагерь противника с разных сторон. Им удалось застигнуть японцев врасплох. Сперва атакующие старались соблюдать тишину и рубили противника холодным оружием, а когда поднялась тревога, пустили в ход пистолеты. Более тысячи японских солдат были убиты, а китайцам удалось захватить 10 пулеметов и уничтожить десяток машин с боеприпасами.

Меч Дадао еще не раз показал себя в этой войне. Ему не было равных в окопных схватках. Дело в том, что у японцев на вооружении стояла винтовка Arisaka длиной 127,5 сантиметров. При среднем росте японского пехотинца в 160 сантиметров ему было трудно дотянуться до затвора, не отрывая приклада от плеча. Приходилось опускать винтовку для каждой перезарядки, что значительно снижало темп стрельбы и давало больше времени атакующим китайцам на сближение с противником. Те, в свою очередь, как раз делали ставку на ближний бой с применением Дадао. Японские солдаты в рукопашной использовали винтовку с примкнутым штыком. Винтовка фактически становилась копьем, которым неудобно орудовать в тесных окопах. Когда противники оказывались лицом к лицу, обычно побеждал тот, у кого в руках был меч Дадао.


Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой").

Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Бойцов с дао (дадао) сравнивали с гранатой– чтобы поразить врага, гранату надо бросить в гущу вражеских солдат, так и бойцы с дао, должны были врываться в самую гущу битвы и разить направо и налево. Мечом-дао надо драться яростно и свирепо.


Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов кунг-фу и спортивного ушу.

Нань дао (nándāo) - южный меч

Нань дао - широкий меч с изогнутым лезвием и односторонней заточкой, используемый в Южных районах Китая. В древности нань дао считался оружием пеших воинов и повстанцев-простолюдинов.

Нань дао в полной мере воплощает и отображает характеристики и дух южных стилей, и характеризуется короткими и резкими выплесками силы, с удержанием меча близко от тела для практического оборонного применения, и поддержкой техники рук. Этот жесткий и смелый стиль часто сопровождается мощными выкрикиваниями.

Легендарные полководцы древности фехтовали мечом, вес которого достигал 20 кг. Такая работа требовала необычайной силы рук.

Наньдао имеет одноручную и двуручную разновидности, а так же может использоваться в парном варианте. Для стабилизации вращения к рукояти может прикрепляться платок. По существующему спортивному стандарту, длина платка не должна превышать длину лезвия, а само лезвие, при зажатой в ладони гарде и вытянутой по шву руке, должно быть не ниже верхней мочки уха. В кунг-фу и спортивном ушу, при правильном уколе меч издаёт характерный хлопок, что служит показателем верного приложения силы.

У истоков создания современного вида наньдао и комплексов с этим мечом, стоял один из известнейших мастеров ушу в Китае, основоположник преподавания искусства традиционного оружия наньдао Ван Пейкунь.

Китайская сабля дао с ножнами 18 века

Дао - это однолезвийный китайский меч, использовавшийся для нанесения режущих и рубящих ударов. Наиболее распространенная его форма также известна как китайская сабля, хотя дао с более широкими клинками иногда упоминаются как китайские палаши. В Китае дао считается одним из четырех традиционных видов оружия, наряду с гун (палкой или шестом), цян (копьем), и цзянь (мечом).

Происхождение названия

В китайском языке слово 刀 может относиться к любому однолезвийному оружию и, как правило, относится к ножам. Из-за этого термин иногда переводится как "нож" или "нож-меч". Тем не менее, в пределах китайских боевых искусств и в военных контекстах, термин дао относится к различным вариантам меча.

Основные характеристики дао

Хотя дао значительно изменился по прошествии многих веков, во всех экземплярах присутствует ряд особенностей. Клинок дао умеренно изогнут, заточен с одной стороны, хотя иногда так же затачивалась и другая сторона; умеренная кривизна позволяет довольно эффективно наносить саблей колющие удары. Над навершием рукояти обычно прикрепляется шнур. Для крепления шнура иногда, как в случае с цзянем (китайским мечом с прямыми клинком), используется и само навершие, однако чаще к нижней части рукояти данного вида оружия прикрепляют кисточки или ленты. Гарда, как правило, имеет форму диска, часто чашеобразной формы, чтобы предотвратить попадание дождевой воды в ножны, а так же чтобы предотвратить стекание крови на рукоять, что, с другой стороны, немного усложняет хват сабли. Иногда гарда представляет собой S - образный тонкий кусок металла, защищая небольшой участок костяшек пальцев сбоку. Очень редко дао имеют гарду подобную гардам цзяней. Другие вариации базовой модели включают в себя более крупные - багуачжан, а так же сабли с длинной ручкой пудао.

Ранняя история

Два китайских цибейдао династии Суй с кольцевидными навершиями

Самые первые дао датированы Китайской династией Шан в Бронзовом веке, и были известны как цибейдао (直背刀) – "прямые ножи". Как следует из названия, они были с прямыми клинками, или слегка изогнутыми, а так же заточены с одной стороны. Первоначально сабли изготавливались из бронзы, затем в Период Сражающихся царств они стали изготавливаться из железа, когда знание металлургии стало достаточно продвинутым для того, чтобы кузнецы могли контролировать в сплаве содержание углерода. Первоначально дао были менее распространены в качестве военного оружия, нежели чем цзянь - прямой обоюдоострый китайский меч. Дао стали популярными у конницы во время империи Хань из-за своей прочности, удобства для рубки, а так же относительной простоты в использовании. Обычно говорилось: требуется неделя, чтобы научиться пользоваться дао (саблей), месяц, чтобы научиться пользоваться цян (копьём), и год, чтобы научиться пользоваться цзянем (прямым мечом). Вскоре после того, как дао стала вооружаться пехота, началась замена цзяней на эти сабли, которые были альтернативой стандартной амуниции. К концу династии Хань, дао стали оснащаться круглыми рукоятями и кольцевыми навершиями. Длина клинков колебалась от 85 до 114 см. Это оружие использовалось вместе с прямоугольными щитами.

К концу эпохи Троецарствия, однолезвийные дао почти полностью заменили цзяни на поле боя. Цзянь впредь стал известным как оружие для самообороны академического и аристократического классов, которое носили как часть одеяния.

Династии Суй, Тан и Сонг

Во время Династии Тан дао экспортировался в Корею и в Японию, что оказало влияние на кузнечное дело обеих этих стран. Клинки дао эпохи Тана напоминают японские тёкуто. Как и в предыдущих династиях, в династии Тан дао были прямыми по всей длине клинка. Одноручные пейдао ("поясной дао") были наиболее распространены как личное оружие во время династии Тан. Подобное оружие так же было известно как Хенгдао ("горизонтальный дао" или "перекрёстный дао") в предыдущей династии Суй. Двуручные чангдао ("длинный дао") или модао, также использовались во время династии Тан некоторыми специализированными подразделениями.

Во время династии Сун, одной формой пехотного дао был шоудао, в виде рубящего оружия с обрезанным острием. В то время как некоторые иллюстрации показывают их как прямые, военная энциклопедия династии Сонг 11-го века (Wujing Zongyao) изображает их с изогнутыми клинками, здесь, возможно, просматривается влияние племен степей Средней Азии, которые завоевали части Китая во время периода правления династии Сонг.

Так же временем династии Сонг датированы подобные фальшиону дадао, большой двуручный чжаньмадао и с длинной ручкой, схожий с двуручным вариантом, бузандао.

Династии Юань, Мин и Цин

В Китае монгольское влияние длилось долгое время, после падения династии Юань, под правлением династии Мин, а в дальнейшем продолжилось и во времена правления династии Цин (последняя сама по себе основана внутренними азиатами, маньчжурами), способствуя популярности дао и придавая оружию множество новых видов. Клинки с большим искривлением стали популярными, и эти новые виды стали называться пейдао. В середине правления династии Мин, новые сабли полностью заменили цзяни в качестве военного табельного оружия.

Яньмаодао

Яньмаодао или "сабля - гусиное перо" в значительной степени прямые, как и ранние цибейдао, с искривлением в точке удара, возле кончика клинка. Это позволяет наносить колющие удары и улучшить контроль над клинком как в случае с цзянем, в то же время, была сохранена большая часть сильных сторон дао в плане рубящих и режущих ударов.

Лиуйедао

Лиуедао или "сабли листа ивы" является наиболее распространенной формой китайской сабли. Впервые данный вид сабель появился во время династии Мин, имеет умеренное искривление по всей длине клинка. Это оружие стало стандартным вооружением для конницы и для пехоты, заменив йанмаодао, и является видом сабли, первоначально используемой многими школами китайских боевых искусств.

Пиндао

Пиндао или "режущие сабли" являются очень изогнутым дао, предназначенным только для нанесения режущих и рубящих ударов. Это оружие имеет сильное сходство с шамширом и ятаганом. Довольно необычное оружие, оно обычно использовалось застрельщиками в сочетании со щитом.

Ниувейдао

Помимо этих четырех основных видов дао, также использовался дуандао ("короткий дао"), являющийся компактным оружием, как правило, имеющим форму лиуедао. Дадао использовался и далее, во время династии Мин большие двуручные чангдао и чжаньмадао использовались и против конницы северных степей и против вокоу (пиратов) юго-восточного побережья; это оружие (иногда под различными названиями) так же ограниченно использовалось во время периода правления династии Цин. Также во время Цин появляются виды оружия, такие как нандао, региональные варианты названия или формы некоторых вышеописанных дао, а также более своеобразные варианты, такие как "девятикольчатый дао", последние вероятно были придуманы для уличных демонстраций и театральных представлений, а не для использования в качестве оружия. Слово "дао" также используется в названиях нескольких алебард с односторонне заточенными клинками, таких как пудао и гуань дао. Китайское копье и дао (лиуедао или яньмаодао) обычно выдавались пехоте из-за относительно меньшего времени на обучение, необходимого для эффективного использования, нежели чем с китайским прямым мечом цзянь. Дао можно часто заметить на изображениях в произведениях искусства, где эти сабли обычно носили чиновники и пехота.

Недавняя история

Большинство китайских школ боевых искусств все еще интенсивно обучается с дао, рассматривая саблю как мощный инструмент нападения или даже универсальное оружие. Методы самообороны проецируются на такие же по размерам объекты, обычно легко находимые в современном мире, такие например как трости, бейсбольные или крикетные биты.

Одной из мер надлежащей длины меча считается длина от рукояти в руке до кончика клинка касающегося лба или, как в некоторых школах, плеча. Современные соревнования по ушу включают владение дао наряду с другими видами оружия.

Китайский меч Дао


Китайцы с незапамятных времен обозначают иероглифом Дао изогнутое, однолезвийное оружие. Вообще говоря так называются в Китае все клинки с изогнутым лезвием с односторонней заточкой, включая ножи, мечи и алебарды, но в случае длинного клинка обычно добавляют приставку да – большой. То есть Дадао – большой изогнутый меч с односторонней заточкой.


Мечи Дао известны в Китае с древнейших времен. До сих пор сложно сказать, какой именно тип меча появился ранее – Цзянь или Дао. По легенде мечи Дао научил китайцев делать их легендарный царь Суйхуан, первым отливший этот меч из бронзы. Вообще этот легендарный царь – аналог греческого титана Прометея, так же как и тот, он научил китайцев пользоваться огнем, плавить металлы – бронзу и получать из нее орудия труда и мечи.

Со времен династии Восточная Цзинь употребление меча Дао стало в Китае повсеместным. Мечи Дао были совершенно разные по своим размерам и назначению.

Большой меч или даже алебарда с короткой рукоятью Дадао – была принадлежностью конных воинов. Обычно ей вооружались немногочисленные тяжеловооруженные конные китайские всадники. Пехотинцы обычно использовали вместе со щитом яодао – поясной меч – клинок гораздо более скромных размеров.

Конница кроме Дадао использовала еще и пудао – аналог длинно древковой алебарды, с которой управлялась весьма ловко, не хуже, чем с копьем. Несколько отдельно стоит Шуаншоудай – длинно клинковая и длинно древковая алебарда с односторонне заточенным кривым лезвием.


Расцвет мечей Дао пришелся на династию Сун, когда появилось большое количество различных вариантов мечей Дао. Но все они делились на две основные группы – ручные мечи – одноручные и большие мечи – дадао – которые требовали владения ими двумя руками.

Во времена династии Мин китайцам пришлось познакомиться и с японскими боевыми мечами – с тати и нодати. Стоит заметить, что китайцы были очень неприятно удивлены тем, что японское оружие во всем превосходит их собственное. Китайский знаменитый полководец Ци Цзигуан отмечал, что японские мечи лучше и практичнее.


По длине тати был гораздо длиннее, чем яодао, при этом им было куда как сподручнее рубить. Он был легче и удобнее, чем китайские большие мечи – дадао. Если же дело доходило до нодати, то и он был удобнее, чем пудао, он был короче, легче, им было проще управлять а раны он наносил ужасающие. Встретившись в Корее с вторгнувшимися японцами, во времена Хидэеси, китайцы на своей шкуре смогли убедиться, что позаимствовавшие в свое время из Китая изогнутый меч японцы, довели его до логического совершенства.


Более короткий вариант, так же созданный на основе Дао – и очень популярный в прибрежных районах Китая получил название водао – меч лилипутов. Так его называли потому, что он в точности повторял размеры мечей тати японцев, которые по китайским меркам считались коротышками. Оба эти меча были крайне популярны во времена династии Мин и до самого ее падения во время крестьянского восстания и вторжения маньчжурских завоевателей.

В Цинской армии этот вариант меча стал общеупотребимым, им были вооружены основные части армии Цинской Маньчжурской Империи.


Еще одним типом клинка дао, использовавшимся в Китае был меч пяньдао – рубящие мечи. Это в целом укороченный аналог европейской кривой сабли. За счет значительного изгиба удары таким оружием получались значительно более сильными, ими было хорошо резать противника в ближнем бою. Однако в армии такие мечи не прижились, оставшись уделом одиночек – искусных фехтовальщиков.

Очередной поворот в форме клинков китайских мечей произошел примерно в 1700 году, когда классический маньчжурский меч люедао начал преобразовываться в новую категорию мечей нювэйдао. Это как раз те устоявшиеся в нашем восприятии мечи дао, которые сейчас собственно и выдают за древние китайские образцы мечей. Нювэйдао обладали новыми признаками, которых не было у их предшественников.

Эти мечи сразу пришлись по вкусу простым крестьянам, исконным китайцам, повстанцам всех мастей но не нашли широкого применения у маньчжурских захватчиков.


С мечами ньювэйдао китайские повстанцы воевали во время боксерского восстания. Они наголову разгромили бы маньчжур, если бы те не получили помощь от иностранных интервентов в лице Англии, Франции, Германии и России.

Как ни странно, но популярность мечей дадао вернулась в годы китайско –японской войны в 20 веке. Некоторые части китайской армии националистов Гоминьдань были вооружены такими длинными двуручными мечами.

Как оказалось, при массированных атаках японских солдат, вооруженных длинными винтовками Ариска с длинными штык ножами, противостоять китайцам с дадао в ближнем бою японцы просто не могли.


В узких переулках улиц китайских городов, в боях в траншеях массово выскакивающие на японцев китайские солдаты с мечами дадао наголо в ближнем бою получали громадное преимущество. Японцы успевали сделать один – два выстрела ,как китайцы массами врывались в их порядки и начиналась кровавая бойня – защититься своими винтовками китайцы просто не могли. А мечи дадао рубили их наотмашь.

Генерал Чай Кайши уподоблял бойцов с дадао гранате с выдернутой чекой – чтобы поразить врага гранату надо бросить в гущу вражеских солдат, так и бойцы с дадао, должны были врываться в самую гущу японцев и разить направо и налево.


Сегодня, школа фехтования Katana Club обучает своих учеников владению различными видами оружия. Придя к нам, вы сможете обучиться и владению китайскими мечами дадао. Мы обучаем не только приемам фехтования, но и правильно ставим удар оружием, учим передвижениям с мечом, уходам с линии вражеской атаки, использованию для ударов силы врага, учим правильно рубить мишени и многое другое.

Katana Club поможет вам в овладении разными типами оружия, включая и китайские мечи дао – как одноручные образцы, так и двуручные.

Некоторые люди, впервые осмотрев мой меч, считают, что он сделан из металла. Разумеется, это не так. Как всегда я использовал дерево и бумагу (ну, почти всегда, ведь у меня есть и металлическое оружие).
Берём вот такой обрезок от рейки. В длину он 112 сантиметров, а вот ширина и высота там совсем мизерные — что-то около 1,5 см.

112 сантиметров достаточно для двуручного меча? Конечно же недостаточно. Поэтому мы делаем ещё и рукоять отдельной деталью. Используем палку, обтачиваем её кое-как, делаем прорезь для клинка, после чего рукоятка успешно лопается в наших руках. Всё заклеиваем (заново резать никто не хочет) и плотно обматываем верёвкой.

Вставляем будущий клинок в будущую рукоятку и заклеиваем массой из древесной пыли и клея ПВА.

Берём деревянный брусок. У меня 27 сантиметров, а в ширину и высоту по 3 см. Рисуем по центру место, где будет отверстие под клинок. Плавно сужаем гарду до одного сантиметра к концам.

Используем дрель, наждачный круг — что угодно. В конце концов должно получиться нечто вроде этого.

Насаживаем гарду на клинок и опускаем её до рукоятки. Все щели можно замазать древесной пылью с клеем ПВА. Вообще, это интересный материал. После высыхания он становится гараздо крепче самого дерева, так как не имеет волокон. Ещё нужно скруглить гарду так, чтобы её острые грани исчезли. Исчезли, как и фото с этим этапом.

Клинок мы делаем из бумаги, но сперва нужно сделать шаблоны:
1) 29,5 Х 4 см (29,5 см — это длина листа формата А4)
2) 29,5 Х 4 см с сужением до 3 см
3) 29,5 Х 3 см с сужением до 2 см
4) 12 Х 2 см с острым кончиком.

Я иногда иду самыми сложнейшими путями. Я решил вырезать по 14 копий каждого шаблона и склеить их парами из 7 копий в каждой. Вы можете использовать более толстый материал, но я решил упороться.
Фраджилита ромбовидная в сечении клинка, поэтому после высыхания нужно линейкой посреди каждой детали начертить линию вдоль и немного согнуть деталь.

Склеиваем детали друг с другом и получаем чёткий ромб в разрезе.

В месте рикассо клинка у нас имеются неровности. Сделаем ровную поверхность с помощью всё той же бумаги.

Уже лучше! Нанизываем наши полые заготовки на сердцевину. Начинаем с самой крупной, разумеется. Проклеиваем сердцевину, основание, саму полую деталь и склеиваем всё это дело вместе.

Остался не очень красивый стык. Скрываем его под бумажным кольцом из 10 слоёв бумаги.

Продолжаем нанизывать остальные части клинка на сердцевину и проклеивать их клеем. После высыхания нужно пропитать всю поверхность клинка суперклеем. внимание! Делать это нужно исключительно на свежем воздухе! При контакте с бумагой клей начинает выделять невероятно едкий синий дым, что может с лёгкостью обжечь дыхательные пути и глаза. Берегите своё здоровье.
Остриё клинка я приклеил криво, после чего мне пришлось ломать по стыку и клеить заново. После пропитки суперклеем бумага стала словно пластиковой.

Делая меч, я обнаружил, что рукоять меча уходит в сторону. Либо это кривая деревяшка была с самого начала, либо склеилась не очень удачно тогда. Я пробовал намочить рукоять и зажать ее в тисках — не помогло. В итоге я сломал её и склеил ровно. Как только всё схватилось, я замотал место перелома нитью, а после пропитал суперклеем.

Для надёжности следует обмотать рукоять 5 слоями бумаги и клея ПВА, а после высыхания пройтись суперклеем.Теперь рукоятка ровная и красивая.

Почувствовав себя рыцарем Лотрика, я как-то сильно размахался будущим мечом и случайно заехал им в железный столб. Удар был очень сильным. Я думал, что меч сломается пополам, но, к моему удивлению, клинок всего лишь лопнул с одной стороны. Это была третья поломка меча. Теперь вы знаете почему меч зовут Фраджилита)

Эфес — это часть меча, что состоит из рукояти, гарды и навершия. Вот ею и займёмся. Фраджилита — преимущественно колющий меч. Это значит, что её баланс должен находиться как можно ближе к руке владельца. Да, от сдвинутого баланса в сторону эфеса страдает урон от режущих ударов, но в это же время меч становится манёвренным, ощущается лёгким, а выпады обладают сумасшедшей пробивной способностью. Именно поэтому за основу была взята гарда эстока с двумя сферическими утолщениями на обоих концах. Для этих утолщений мы замешиваем тырсу с клеем и катаем шарики диаметром 2 см. Кроме них мы вылепливаем навершие пирамидальной формы.

Все эти запчасти выглядят грубо и шершаво. У меня тут была скульптурная глина. Использовав её, я скрыл все неровности и бугорки. После высыхания рекомендуется зашлифовать детали.

Детали есть, но они всё ещё валяются отдельными частями. Просверливаем в шариках и навершии отверстия сверлом диаметром 2 мм и засовываем в полученные отверстия стальную проволоку. Заливаем суперклеем.

В гарде и в рукоятке тоже сверлим отверстия и крепим шарики с навершием на свои места. Заливаем суперклеем. Обратите внимание, что шарики смотрят в разные стороны.

Стыки шариков и концов гарды выглядят ужасно. Исправим эту ерунду налепив туда уже известной глины. У меня она не нуждается в обжиге. Заливаем суперклеем.

Вся Фраджилита украшена цветами эдельвейса. Дело в том, что это мой любимый цветок. Он символизирует мужество и верность, чистоту и недоступность. Добыть эдельвейс для дамы сердца — равноценно выигранному турниру. Настолько его сложно достать со склонов гор.Так вот, я сделал 10 маленьких и 1 большой цветок. Каждый вырезан из 7 слоёв бумаги, проклеенных между собой. Тычинки сделаны из бумажных шариков. Всё пропитано суперклеем. По гарде у нас будут плестись стебельки, на которых растут листья. Стебли мы делаем из тонкой полосы бумаги в длину листа А4, которую нужно свернуть канатиком с помощью клея ПВА. Листья состоят из 7 слоёв бумаги и слегка согнуты пополам. Не забываем всё пропитать суперклеем.

Приклеиваем 6 цветков на гарду по 3 с каждой стороны, стеблями оплетаем гарду и равномерно распределяем листья. На каждой грани навершия цепляем эдельвейс, а на основание крепим самый большой цветок.

На рукоять очень просится распределительное кольцо для рук. Его создаем из толстого бумажного каната, а уже поверх него обвиваем тонкий. Клеим по центру рукояти и проходимся суперклеем.
Почти готово! Остаётся покрасить.

Обожаю эту часть статьи. Когда я пишу о покраске своих изделий, я уже представляю публикацию в 07:00 следующего дня:) Красилась Фраджилита сначала чёрной резиновой краской. Она идеально подходит в качестве грунтовки. Сохнет мгновенно.

Далее красим как и всегда — аэрозольной краской суперхром. Подвешиваем изделие, проходимся сперва одним тонким слоем и ждём 3 минуты. Потом снова слой, снова ждём. Третий раз проходимся и идём делать другие свои дела. Лучше оставить изделие на сутки. В итоге получаем вот такую конфетку.

Почти всё! Нам нужен чёрный кожзам и серебристый тонкий шнурок. Всё это можно купить в любом швейном магазине, но у меня это и без него было.

Обвиваем шнурком рукоять и… Вуаля! Получаем изысканный меч, что станет отличным украшением на стену. Я очень доволен своей работой. Фраджилита нравится мне больше, чем мой цвайхандер, люцернхаммер, Кусабимару и даже Ротенбона. Просто красотка… Если бы она существовала в каком-то фэнтезийном мире, то обладала бы уникальными свойствами.
Фраджилита — живой и благородный меч, поэтому владеть собой она позволит человеку с исключительно чистым сердцем и светлой душой. Она наградит хозяина сильнейшим чувством интуиции, но самое главное — сделает своего владельца неподвластным течению времени, то есть подарит условное бессмертие. Скверный же человек, владеющий Фраджилитой незаслуженно, быстро состарится и умрёт.

Читайте также: