Как сделать мажор гармонический

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.

Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.

Что такое музыкальный лад

В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.

Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.

Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.

Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.

Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.

Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.

Из вышесказанного следует, что:

Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).

Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:

  1. Интервалах между звуками
  2. Созвучиях
  3. Мелодических и гармонических связях
  4. Тяготении одних звуков к другим
  5. Устойчивости и неустойчивости

Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.

Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.

Любой звук лада называется ступенью.

Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).

Ступени музыкального лада

  • I ступень – тоника / тоническая прима;
  • II ступень – нисходящий (верхний вводный) тон / супертоника;
  • III ступень – медианта / верхняя медианта / тоническая терция;
  • IV ступень – субдоминанта;
  • V ступень – доминанта / тоническая квинта;
  • VI ступень – нижняя медианта / субмедианта;
  • VII ступень – восходящий (нижний вводный) тон.

Ступени музыкального лада

Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.

Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.

Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.

Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.

Основные лады в современной музыке

Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.

Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.

Мажорный лад

Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.

Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.

Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.

  • II, IV, VI и VII ступени мажора являются неустойчивыми.
  • II и IV ступени имеют возможность разрешения в обе стороны (вверх и вниз).
  • VI и VII ступени только в одну сторону. VI вниз, а VII вверх.

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)

Натуральный мажор

Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.

Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Гармонический мажор

Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До

Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Мелодический мажор

Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До

Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).

Минорный лад

Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.

Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.

Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.

Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)

Натуральный минор

Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.

Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.

Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Гармонический минор

Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до

Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Мелодический минор

Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до

Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.

Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.

Лады и гаммы

Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.

Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.

Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Мажорная гамма

Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Минорная гамма

Построение ладов

Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).

Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).

Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.

Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.

Соль-мажор

Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)

Гармонический мажор от ноты Фа

Мелодический мажор от ноты Си

Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.

Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)

Ля-минор

Гармонический минор от ноты ми

Лады можно строить и от альтерированых ступеней.

Мелодический минор от ноты до-диез

Другие музыкальные лады

Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.

Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.

Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).

Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:

большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда

Пентатоника

Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля

Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:

Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.

Ионийский лад

Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.

Дорийский лад

Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb

Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.

Фригийский лад

Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.

Лидийский лад

Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.


А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)


Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.


В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Мажорным ладом или мажором называется такой лад, в котором на тонике образуется мажорное трезвучие. Мажорное трезвучие, образующееся на тонике, называется тоническим трезвучием.


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Гамма. Натуральный мажор. Тетрахорды

Гаммой называется расположение звуков лада по порядку высоты от тоники до тоники. Гамма может быть восходящей и нисходящей.

Гамма, в которой секунды расположены в восходящем порядке — две большие, малая, три большие, малая — называется натуральным мажороа. Натуральная мажорная гамма состоит из двух одинаковых по строение частей, которые называются ТЕТРАХОРДАМИ.

Свойства ступеней мажорного лада

В мажоре есть три устойчивых звука — 1,3 и 5, которые входят в тоническое трезвучие. Остальные 4 ступени натурального мажора — неустойчивые, и в них, при подходящих для этого условиях, обнаруживается тяготение к устойчивым звукам.

Тональностью называется высотное положение лада. Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково.

Гармонический и мелодический мажор

Гармоническим называется мажор, отличающийся от натурального 6 пониженной ступенью. Его яркий признак — увеличенная секунда между 6 и 7 ступенью.

Мелодическим называется мажор, отличающийся от натурального 6 и 7 пониженными ступенями.


Начнём с того, что из себя представляет.

Гитара представляет собой один из самых универсальных.


Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения.

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же.


Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры.

Читайте также: