Как сделать мастеринг трека

Обновлено: 08.07.2024

Все эти и многие другие причины привели к появлению отдельных мастеринг-домов и профессии мастеринг-инженера — человека с хорошим слухом и обширным опытом работы, профессионального искателя компромисса.

С появлением CD-DA, станок был заменен АЦП и записывающим устройством, а болванку для штампования стали изготавливать цифровым способом. Формат CD снял большинство технических ограничений винила, CD-записывающие устройства уже более чем доступны. Многие студии стали отказываться от услуг мастеринг-домов, в основном, по экономическим причинам, а те, в свою очередь, были вынуждены сильно снизить расценки, чтобы стимулировать приток заказов, а это опасно сокращением затрат на техническую часть.

Студия мастеринга

Еще первое, что привлечет внимание не знакомого с мастерингом человека — отсутствие огромной студийной микшерной консоли, каналов на 96, которая для многих является символом большой и хорошей студии — в мастеринговых студиях микшерный пульт если и ставят, то небольшой, размеры помещения также более скромные.

Зато на мастеринговых студиях в изобилии различные приборы финальной обработки звука — эквалайзеры и компрессоры, несколько видов генераторов дитера (специальный шум, добавление которого к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая запись более приятной на слух).

Процесс современного мастеринга


Непосредственно процедура

Процесс мастеринга сильно зависит от материала, обычно мастеринг включает в себя следующие шаги:

  1. Загрузка треков в рабочую станцию
  2. Исправление проблем записи, например, — уровень, тональный баланс, артефакты, DC-офсет
  3. Составление последовательности треков, в которой они будут на конечном продукте (например, CD)
  4. Перенос записи на конечный носитель (CD-R, образ диска на HD и пр.)

Пример возможных действий во время мастеринга:

  1. Применение шумодава, чтобы убрать гудение и шипение
  2. Привести пики во всех треках к какому-то уровню, общий уровень не должен превышать 0 дБ
  3. Выравнивание соседних треков, чтобы не было скачков в восприятии баса, высоких, средних, громкости (см. про уровни) или панорамы.
  4. Компрессия (например, 1.5:1 начиная от -10дБ), чтобы прибрать пики и поднять более тихие партии
  5. В случае мастеринга для вещания, частотный диапазон должен быть уменьшен. Например, для телевидения нужен high-pass -18 дБ фильтр на 80 Гц и low-pass на 12 кГц на -9 дБ

Немного об уровнях

В аудиопроизводстве принято измерять среднюю громкость в RMS — Root Mean Square (среднеквадратическое значение), чем больше значение RMS, тем громче звук.

Громкие записи имеют пики RMS около -7, тихие около -16, область наилучшего восприятия около -12.

Это параметр, наиболее близко отражающий восприятие громкости трека слушателем, но нет гарантии, что разные треки с одинаковым RMS будут восприниматься одинаково. Восприятие сильно зависит от частотного диапазона сигнала, насыщенности фонограммы.

Иногда, в погоне за RMS допускают незначительный клиппинг сигнала, однако в этом случае добавляются искажения и уменьшается панч.

Софт, подходящий для мастеринга

Мастеринг можно делать и без компьютера, но в современном мире наиболее разумно все-таки его применить. Это список профессионального софта и программно-аппаратных решений, предназначенных для мастеринга:

  1. Sonic Solutions — считается лидером, но доступность продуктов практически исключает применение при ограниченных бюджетах
  2. Digidesign Pro Tools — по сравнению с Sonic Solutions более известный продукт и более доступный, особенно если брать во внимание LE-версию

Полностью программные, думаю, в особом представлении не нуждаются, так как знакомы большинству читателей:

  1. Magix Samplitude
  2. Steinberg WaveLab
  3. Adobe Audition
  4. Sony SoundForge + CD Architect
  5. Emagic Logic Pro Waveburner

Мастеринг – это процесс подготовки сведенной композиции к записи на компакт диск или другой носитель, который впоследствии приобретает название мастер-копия.

Мастеринг трека – это последний этап обработки композиции перед её записью. Благодаря мастерингу трек приобретает плотное, гармоничное звучание. На этом этапе устраняются мелкие погрешности, сглаживаются углы, композиция превращается в готовый продукт.

Мастеринг можно условно разделить на несколько этапов:

1. Эквализация

3. Использование эффектов при необходимости

4. Поднятие уровня громкости и анализ результатов

Эквализация

Как мы все прекрасно знаем, в процессе сведения композиции, каждая отдельная дорожка (каждый инструмент) подвергается эквалиации. Это делается для устранения частотных конфликтов. В процессе мастеринга эквализация используется для устранения мелких погрешностей, а также для художественной коррекции.

Какие эквалайзеры лучше использовать?

Для мастеринга лучше подбирать линейнофазовые параметрические эквалайзеры. Например: Waves LinEq Lowband и Waves LinEq Broadband .

мастеринг

Waves LinEq Lowband

мастеринг

Waves LinEq Broadband

Однако при большой необходимости допускается использование и других моделей. Могу порекомендовать следующие: Waves Q1-10 Paragraphic EQ , VoxengoCurveEQ , VoxengoGlissEQ , Sonnox Oxford EQ и др.

мастеринг

Waves Q10 Paragraphic EQ

мастеринг

мастеринг

Sonnox Oxford EQ

Что обычно делают на этапе эквализации?

В процессе мастеринга эквализация обычно используется для компенсации высоких частот, устранения мелких артефактов (если таковые присутствуют) и вырезания суббасовых частот (ниже 30 – 40 Гц). Каждый отдельный трек заслуживает особого внимания и имеет свои настройки эквалайзеров.

Компрессия

Компрессия при мастеринге используется для уплотнения трека – устранения разницы между самыми тихими и самыми громкими его участками. С помощью компрессии мы добиваемся необходимой громкости звучания нашей композиции. Под необходимой громкостью подразумевается уровень RMS (Root Mean Square – среднеквадратический уровень амплитуды сигнала) – это своеобразное усреднённое значение уровня громкости за определённый период времени.

Почему мы ориентируемся именно на RMS?

Потому, что две композиции, которые имеют одинаковые пиковые (PEAK) значения громкости могут иметь по ощущениям разную громкость. Это происходит за счет разницы между пиковыми и минимальными значениями громкости двух сравниваемых треков. Для того чтобы устранить эту разницу и используются компрессоры.

Для мастеринга рекомендуется использовать компрессор с мягкой линией перегиба. В идеале это должен быть многополосный компрессор.

Возможные варианты плагинов: Waves C1 , Waves LinMB , Sonnox Oxford Dynamics , iZotope Ozone и др.

мастеринг

Использование эффектов

Дополнительное использование эффектов дело сугубо индивидуальное. Можно обойтись и без этого.

Какие эффекты можно использовать?

Первый – это реверберация. Она используется для придания треку общности, создания общей атмосферы трека. Не стоит сильно переусердствовать, достаточно будет не больших значений. Плагины: Waves TrueVerb , Waves Rverb , Lexicon Hall и др.

мастеринг

мастеринг

Второй – расширение стереопанорамы. Будьте внимательны и следите за моносовместимостью. Плагины: Waves S1-Imager , Fruity Stereo Enhancer , Fruity Stereo Shaper и др.

мастеринг

мастеринг

Fruity Stereo Shaper

Третий – художественная коррекция. Это инструменты типа Oxford Inflator и Waves RBass .

мастеринг

Поднятие уровня громкости и анализ результатов

Для поднятия уровня громкости используются приборы называемые максимайзерами. Эти приборы способствуют увеличению громкости до необходимых значений и контролируют появление перегрузов. Это своеобразное сочетание компрессора и лимитера. Основными преимуществами максимайзеров являются плавная амплитудная огибающая и отсутствие клипирования. Плагины: Waves L1 Ultramaximazer , Waves L2 Ultramaximaze r и др.

мастеринг

Waves L2 Ultramaximazer

Для анализа результатов работы используются измерители уровня сигнала, анализаторы спектра и противофазы. Все эти функции объединяет в себе один прибор – Waves PAZ Analyzer .

мастеринг

Waves PAZ Analyzer

По окончанию процесса мастеринга с помощью PAZ Analyzer можно проверить уровень RMS. Это значение должно приблизительно равняться – 8 дБ.

После выполнения всего вышесказанного можно приступать к записи мастер-копии. И на этом процесс мастеринга можно считать оконченным.

Мастеринг настройки для студии Logic

В этой статье пойдет речь о том, как использовать программные процессоры для мастеринга вашего микса. Не смотря на то, что на изображении сверху показаны настройки мастеринга для студии Logic, вы легко можете повторить все те же действия в Cubase, Sonar, Performer или любой другой DAW.

Каждый хочет иметь самое лучшее качество звука

Вероятно, это единственное абсолютно точное заявление, которое относится к любому сегменту аудио индустрии. Только задумайтесь обо всех проблемах, которые возникают перед нами: 16 или 24 битное кодирование, аналоговая или цифровая обработка звука, какие выбрать мониторы? Какие микрофоны, какой секвенсор? И все это формирует ваш звук. Для большинства из нас это сродни поиску Святого Грааля. Как же добиться того самого звука на миллион долларов? Прежде всего, хорошим должен быть ваш материал. Иначе получится, что вы полируете кусок аудио мусора. Вы можете подсластить его, упаковать в блестящую обложку, но я никогда в жизни не куплю его! Чтобы на стадии накопления материала добиться хорошего звука, у вас должны быть приличные микрофоны, микрофонные предусилители и никаких шумов и помех в цепи. После накопления материал должен быть сведен в проект, который уже сам по себе будет звучать приятно. И только после этого мы подходим к финальной ступени, где вам нужно обратить внимание на мастеринг процессоры, такие как UAD-1 от universal audio, Waves bundles и Ozone от Izotope.

Да, и сразу хочу заметить, что я не мастеринг инженер. Я пишу музыку и создаю новые звуки, и, в конечном счете, я пробую любой инструмент, попадающийся мне под руку, для поиска новых звуков. Но поскольку я имел дело с аппаратными и программными процессорами, финализируя абсолютно все, от коротеньких семплов, которые длились десятою долю секунды, до полноценных эпичных композиций, я усвоил несколько аспектов мастеринга.

Мастеринг, или другими словами финализирование, это последняя стадия процесса создания аудио. Это последняя версия вашего звука в высоком качестве, после которой начинается тиражирование CD и mp3 в пониженном качестве. Если у вас есть не просто хорошая, а великолепная песня, то я посоветую все же отдать ее на местеринг профессионалам. Правда, сделайте это. У профессиональных мастеринг студий есть оборудование, специальная комната для мастеринга, и превосходные мониторы, которые большинству из нас даже и не снились. Плюс это всегда хорошо, когда есть еще одна пара ушей, готовая оценить материал объективно.

Но большинство из тех, кто все же читает эту статью, хотят попробовать мастеринг самостоятельно, чтобы заставить лучше звучать CD, которые раздаются друзьям, или добиться превосходно звучащей демо записи. Или возможно вы сами работаете над тем, чтобы стать звукоинженером, или делаете материал для радио шоу, или пишете музыку для малобюджетного короткометражного фильма, в котором и речи не может быть о такой статье затрат, как мастеринг звука. Спасибо разработчикам программных плагинов за то, что за последние несколько лет они дали нам возможность превратить домашний компьютер в настоящую мастеринг лабораторию. Ваш результат все равно не будет столь же хорош, как у опытного мастеринг инженера с оборудованием, стоимостью десятки тысяч долларов, но достаточно практикуясь и обладая хорошим слухом, вы сможете значительно улучшить качество вашего аудио материала.

Пора начинать

Наверное, вы уже пытались самостоятельно делать мастеринг в своей домашней студии. Уже пробовали компрессировать, лимитировать ваш микс, обрабатывать эквалайзером? Тогда так и есть.

Определите для себя 2 среды для прослушивания материала. Очевидно, первая среда – это ваша комната, в которой находится компьютер. Второй средой для прослушивания вполне может быть гостиная, в которой колонки акустической системы расставлены на значительном расстоянии друг от друга. Это позволит вам воспринимать музыку вне вашей студийной комнаты. Колонки, находящиеся в нескольких метрах от вас, в условиях гостиной комнаты, будут давать совершенно иной звук, чем мониторы, стоящие в полуметре от вас в вашей контрольной комнате. Цель состоит в том, чтобы добиться одинакового хорошего звучания материала в обоих условиях.

Формат аудио файлов

Индикаторы громкости Logic при мастеринге

После сведения ваш микс должен представлять собой нескомпрессированный стерео файл, в идеале в хорошем разрешении, без каких либо щелчков. Используйте 24 битное кодирование, и если у вас есть такая возможность, то рендеринг микса производите на частоте 88.2 или 96 кГц (или еще выше, если ваше оборудование и программное обеспечение позволяет это). Это позволит вам начать мастеринг с исходным файлом высокого качества. При мастеринге стоит продолжать использовать ту же DAW, что и при сведении. Если вы работали в Cubase, то там и продолжайте работать. То же самое касается Logic и Sonar. Если же вы собираетесь выполнять мастеринг в другой программе, например Sound Forge для ПК, или Sound Track Pro, или Peak для Mac, то удостоверьтесь, что формат аудио файла совместим с этими программами. Совершенно точно могу сказать, что ни одна из современных программ не будет конфликтовать с 24 битными .wav или .aif файлами при частоте дискретизации 96 кГц.

Работа в большинстве программ будет очень похожа. По существу у вас будет микшер с фейдером вашего аудио файла и фейдером выходного мастер канала. На мастер канал вы и будете назначать все мастериг процессоры, подключенные в цепь в определенной последовательности.

Обратите внимание на индикаторы громкости Logic на рисунке слева, иллюстрирующие основные мастеринг настройки. Я сделал этот скриншот просто для иллюстрации фундаментальных понятий. Файл проигрывается через канал микшера без какой либо обработки. Вы можете добавить обработку процессорами, но есть риск перегрузить канал, а вам это не нужно. Поэтому все процессоры подключаются на мастер канал, а в конце всегда идет лимитер, жестко ограничивающий уровень громкости. Жесткое лимитирование не позволит индикаторам громкости оказаться в красной зоне. Таким образом, вы сможете добиться громкости звука, соответствующей коммерческим аудио записям.

Громкость

Обычно ваш микс достаточно тихий. Не смотря на то, что отдельные пики могут достигать уровня .09, средний уровень громкости значительно ниже этого значения. Обратите внимание, что после обработки тремя плагинами громкость звука достигает отметки 0.1, и если бы я захотел, я бы мог настроить лимитер на значение -0.05. Это и есть ваша громкость. Если я поставлю такой аудио файл на прослушивание в своем плеере, он будет звучать на той же громкости, что и коммерческие треки.

Но не все так просто. Приведенный пример на самом деле звучит как мусор, потому что я уничтожил всю динамику звука. На рисунке ниже мы видим аудио файл до лимитирования.

Аудио файл до лимитирования

А теперь мы видим на рисунке файл после лимитирования (рисунок ниже). Посмотрите, каким квадратным он стал. Но ни один пик не достигает 0 дБ, так что технически, с точки зрения громкости, здесь нет никаких ошибок.

Аудио файл после лимитирования

Это пример того, как делать не надо. Конечно, вы меня не послушаете и как только доберетесь до лимитера, сразу же сделаете нечто подобное. Так что вперед, пробуйте, пока сами не убедитесь, что подобный звук просто ужасен. С лимитером вам всегда придется искать золотую середину между двух крайностей, и в этом и заключается вся суть. Вы должны сделать выбор, насколько сильно лимитировать микс, основываясь на ваших собственных понятиях о хорошем звуке.

На рисунке ниже вы видите UAD Precision Limiter, на мой взгляд, лучший программный лимитер, который доступен для владельца домашней студии. Это очень консервативные настройки одного из моих мастер проектов в определенный момент времени. Заметьте, я увеличил gain на 3 дБ, что делает весь микс на 3 дБ громче. Выходную громкость я установил на -0.10, так что пики никогда не будут клиповать. При таких настройках конечный аудио файл практически не отличается от исходного микса, он просто громче и буквально чуть-чуть утрачена динамика. Это и есть вторая крайность. Для большинства песен в стиле поп вам придется выбирать между максимальной громкостью и динамикой песни, и выбирать вам придется своими ушами, а не глядя на форму звуковой волны на экране. Для классической музыки вам стоит максимально сохранить динамику. А при мастеринге дез-метала ваш конечный аудио файл будет выглядеть практически квадратным. Чем больше вы лимитируете микс, тем громче звучат тихие части песни, а при максимальном лимитировании вся песня целиком будет звучать громко. Новички часто спрашивают, а существует ли идеальная настройка лимитера? Да, она существует, где-то между двумя крайностями, описанными мною выше.

UAD Precision Limiter

Тональный баланс

Любой ли эквалайзер справится с поставленной задачей? В некоторой степени да, но вообще, чтобы добиться хороших результатов, вам понадобится превосходный плагин эквалайзера. Некоторые программные эквалайзеры хороши на стадии сведения. Но на стадии мастеринга они сделают звук хуже. Эквалайзеры для мастеринга обычно фазо-скомпенсированы. Некоторые эквалайзеры могут повышать частоту дискретизации звука, обрабатывать звук, а после понижать частоту дискретизации до исходной, чтобы избежать искажений и различных цифровых артефактов.

Эквалайзер Cambridge EQ

На рисунке выше изображен Cambridge EQ из коллекции UAD-1. На нем вы видите кривую, которую я применял для одного из своих миксов. Заметьте, что низкие частоты понижаются от 50 Гц и ниже, чтобы избежать ультранизких басов. Потом басы немного усиливаются на 60 – 80 Гц, а на 400 Гц немного ослабляются. Высокие частоты в самом верху диапазона плавно ослабляются, чтобы сделать звук более приятным для ушей. Cambridge EQ отлично подойдет для начинающих, не только благодаря своему хорошему звуку, но и благодаря наглядной кривой частот. Чтобы начать мастериг вашего материала, вы должны четко представлять кривую частот у себя в голове, и знать, что каждую частоту можно как усилить, так и ослабить. Вы также должны знать, что на определенных частотах могут возникать звуки, портящие микс, и должны уметь их устранять. Любая полоса частот, чрезмерно усиленная, будет портить микс своим ужасным звучанием.

Эквалайзер UAD Precision Equalizer

А вот другой пример, в котором используется UAD Precision Equalizer. В этом примере я хочу сделать звучание всего микса более ярким. Обратите внимание на усиление довольно узкой полосы на 68 Гц для поднятия баса, и сильное ослабление на 4 дБ на частоте 315 Гц. Высокие частоты в районе 4 кГц почти усилены совсем чуть-чуть, а на 17 кГц вообще ослаблены на 1 дБ. В основном яркости миксу добавляет ослабление на 4 дБ бубнящей частоты 315 Гц. С помощью регулировки одной только этой частоты я могу сделать микс легче или тяжелее. А как поступили бы вы? Возможно, это самая трудная часть мастеринга, выбрать, какой звук вам нравиться больше всего.

Эквалайзер Pultec EQP1A

Вероятно мой любимый эквалайзер – это Pultec EQP1A. Он обладает приятным звуком, который вы оцените после первых 10 секунд кручения его ручек. Этот эквалайзер можно использовать и на стадии сведения, он прекрасно подходит для любого инструмента, в том числе и для вокала. У него есть удивительная возможность и усиливать, и ослаблять одну и ту же частоту одновременно, что на первый взгляд может показаться глупостью, но на самом деле открывает перед нами интересные возможности. Слева расположены регуляторы низких частот, справа – высоких частот. С помощь аттенюатора вы выбираете, какие частоты обрезать. На рисунке вы видите, что басы усилены на 60 Гц, а все что ниже этой частоты – срезано. Высокие частоты усилены на 8 кГц, что сделало бы звук резким при использовании другого эквалайзера, но не Pultec! Этот эквалайзер просто обязан быть в вашем наборе плагинов!

Компрессия

Компрессия – это еще один инструмент, который используется мастеринг инженерами для придания звуку сочности. Компрессор усиливает громкость тихих звуков и ослабляет громкие пики, делаю микс более однородным. Правильно настроив компрессор, вы можете изменить микс таким образом, что все инструменты будут звучать очень динамично, даже если изначально при накоплении они так не звучали. Более подробно о работе компрессора вы можете почитать здесь. Мастеринг инженеры склонны любить компрессоры, поскольку в каждом миксе есть моменты, где стоит применить динамическую обработку.

Еще одним типом компрессоров, которые используются на стадии мастеринга, являются многополосные компрессоры. По сути, они являются процессорами, разделяющими аудио дорожку на 3 и более частотных диапазона и компрессируя отдельно каждый из диапазонов.

Компрессор Waves Linear Phase Multiband

Компрессор Waves Linear Phase Multiband, изображенный на рисунке сверху, имеет 5 полос, частоты которых пользователь может устанавливать самостоятельно. Это опасно мощный инструмент! Очень легко с его помощью разрушить микс, который вы выстраивали в течение месяцев. Однако многополосный компрессор может сыграть важную роль в формировании окончательного звука, если использовать его осторожно. Вы можете сжимать или, наоборот, растягивать динамику каждой полосы частот, пока не получите желаемый результат. На рисунке изображены мои настройки для трека в стиле trance, с помощью которых я придал низким частотам больше плотности, а высокие частоты заставил звучать более воздушно, так как в оригинальном миксе они фактически были похоронены. Теперь, когда эти частоты вытянуты, трек можно обрабатывать другим процессором, чтобы сгладить общую динамику. Многополосный компрессор обычно идет в начале цепи обработки, а после него следует эквалайзер для сглаживания частот и уже обычный компрессор. Я должен был бы использовать полосу низких частот, чтобы ослабить басы, но в этом примере я хотел акцентировать низкочастотный толчок, удар сабвуфера, так что для среза ульранизких басов после этой обработки мне придется использовать еще один прибор.

Последовательность процессоров в цепи плагинов

Есть всего лишь одно правило. Лимитер должен стоять в конце цепи, чтобы предотвратить попадание любых пиков в красную зону. Во всем остальном порядок подключение плагинов в цепи зависит только от тех целей, которых вы преследуете при мастеринге. Мастеринг инженеры получают свои деньги не просто за то, что знают, как и в какой последовательности подключить процессоры, а в первую очередь за то, что знают и умеют находить в миксе как достоинства, так и недостатки, и с помощью обработки процессорами они могут свести недостатки на нет, при этом лишь подчеркнув достоинства. Процессор обработки следует добавлять с цепь только в том случае, если это действительно необходимо. Вполне возможно, вам и не нужно добавлять в цепь эквалайзер, если у звукоинженера на стадии сведения все частоты были под контролем. Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые нет абсолютно точного ответа, просто экспериментируйте, пробуйте менять последовательность плагинов в вашей цепи. Как это будет звучать, если эквалайзер поставить перед компрессором? А если наоборот? Таким образом и приобретается опыт.

Послесловие

Используя свои уши и знания о том, что каждый из процессоров может сделать с миксом, вы можете начинать разрабатывать свои собственные стратегии по мастерингу звука. Работа будет окончена тогда, когда вы решите, что добились того звука, которого хотели. Часто это решение очень трудно принять! Весь мастеринг сводится к прослушиванию звука и принятию решений. Все дело в том, чтобы внимательно слушать, знать, какой инструмент применить в каком случае, и иметь четкое внутреннее понимание о том, что такое хороший звук. Взаимодействие ушей и мозгов. Мы все хотим иметь хороший звук. Если вы профессионал своего дела, ваша работа должна устраивать не только ваших клиентов, но и в первую очередь вас самих.

Mastering muzyki shag za shagom

Если вы нашли эту статью, то вероятнее всего являетесь одним из тех, кто хочет понять, что делает инженер при мастеринге музыки. Мы написали несколько статей на эту тему, но здесь расскажем о пошаговом подходе, который обычно используется для любого проекта.

1 шаг — Анализ потребностей клиента

Все начинается с Вас! 🙂

Прежде чем начать обрабатывать трек, важно оценить:

  • Цели и стилистику проекта.
  • Уровень знаний микширования и комфорт прослушивания.
  • Способность/доступность внесения изменений.
  • Довольны ли вы текущим звучанием и стоимостью за работу.
  • Что вы ожидаете (какое имеете представление) о конечном звучании.

Каждый из этих шагов отвечают за представление о том, что можно предложить заказчику. Это позволяет избежать массу трудностей при работе с проектом.

См. также: Почему mp3 не подходит для мастеринга?

2 шаг — Критическое прослушивание

См. также: Лучшие плагины для мастеринга музыки!

Чтобы промониторить, использовать можно следующие инструменты:

  • Правильно подготовленное помещение, предназначенное для критического прослушивания.
  • Полная и ровная частотная характеристика системы воспроизведения с высоким динамическим диапазоном.
  • Уши, конечно же!

3 шаг — Диагностика

Основываясь на личном анализе, мы определяем, что нужно песне. Например:

Ваш микс правильно сведен или нужно внести некоторые изменения? Что нужно сделать, чтобы улучшить звук и сделать его более энергичным и музыкальным? Чтобы провести это эффективно, потребуется вернуться в проект, к самим обработанным дорожкам/эффектам.

4 шаг — Обработка

Наконец, после критических правок, упомянутых выше (а возможно они и не потребуются), мы приступаем к мастерингу. Процесс заключается в том, что добавляются некоторые необходимые изменения, для полноценного выравнивания. Не существует стандартной цепочки, поскольку каждая песня отличается (обработкой, стилем, качеством накопления, балансом, инструментами), а тип и объем варьируются в зависимости от клиента, сведения и жанра.

См. также: -6db при подготовке на мастеринг

Инструменты для работы:

  • Прозрачный высококонфигурируемый компрессор.
  • Настраиваемый лимитер.
  • Подходящий эквалайзер.
  • Удобная цифровая рабочая станция.

5 шаг — Отделка

6 шаг — Мастеринг альбома

Большинство клиентов, ищут студию для мастеринга альбома . Процесс поход на то, что описано выше, за исключением того, что обращается пристальное внимание на уровни усиления каждой песни по отношению к другим этого же альбома. Пожалуйста, обратите внимание на качество сведения песен, поскольку конечное звучание должно быть максимально единым.

Тональность тоже важна. Некоторые смеси ярче других. Возможно, они были записаны в разных местах, смешаны разными инженерами и т.д. Это не значит, что каждый трек должен звучать одинаково, это больше о балансе. Иногда мы будем предлагать альтернативные последовательности клиентам, где посчитаем, что другой порядок песен даст лучшее общее впечатление у слушателя. Искренне надеемся, что данная статья поможет понять процесс мастеринга.

Как подготовить песню к мастерингу

Очевидные вещи, которые нужно сделать группе перед отправкой треков на мастеринг.

Сессии мастеринга песен редко когда проходят в присутствии самих музыкантов. Фактически, от исполнителя требуется только предоставить законченный и сведенный проект песни, а вся работа будет вестись удаленно. Беда в том, что предоставить для музыкантов правильную версию проекта оказывается сложнее, чем записать и свести трек. А ведь всего-то и нужно, учесть четыре простых пункта.

Ничего лишнего

Мастеринг не исправляет ошибки сведения. Максимум, который можно получить от мастеринга — это несколько сгладить неровности сведения, но не более того. К примеру, не стоит применять лимитер или фильтрацию ко всему миксу сразу, а затем экспортировать проект — удаление определенных частот не даст ничего хорошего, а вернуть их во время мастеринга не получится.

Не стоит делать миксдаун с заниженной частотой дискретизации и разрядностью аудио. Чем выше эти показатели, тем качественнее зазвучит песня после мастеринга.

Если вы уверены, что проекту нужна компрессия на мастер-канале для склеивания участников микса, то пользуйтесь только качественными компрессами с низким значением Ratio. Также удостоверьтесь, что в таком случае ослабление усиления не превысит 2 дБ.

Перед экспортом и отправкой песни, убедитесь, что в начале и конце проекта есть немного места (1-2 такта) — этот зазор пригодится звукорежиссеру во время работы. Если начало или концовка трека подразумевает затухание, то его стоит сделать самостоятельно — звукорежиссер не экстрасенс, чтобы угадать, как должна затухать песня.

Метаданные

Если на мастеринг отправляется целый альбом или несколько песен, заполните необходимые метаданные для каждого трека. Укажите частоту дискретизации и разрядность, название песен и другую соответствующую информацию — эти данные звукорежиссер может закодировать в итоговый файл.

Авторское видение

Спланируйте все заранее

Читайте также: