Как сделать массаж гиперактивному ребенку

Обновлено: 07.07.2024

Дорогие мамочки и папочки, бабушки и дедушки! Призываем вас учиться делать массаж детям своими руками под руководством наших специалистов - детского невролога Елены Геннадьевны Никольской и массажиста Камковой Ольги Николаевны. Это прекрасный метод профилактики детских неврологических заболеваний, простой, безвредный (при правильном выполнении!) и абсолютно бесплатный способ укрепления нервной системы и иммунитета ребенка. Общайтесь с детьми больше! Занимайтесь с ними. Своим опытом делятся одни из лучших специалистов Центра Неврологии и Ортопедии "Алан Клиник".


Рекомендуем вам делать своим грудничкам массаж ежедневно по 15-20 минут. Самый ранний возраст, когда ребенку можно начать делать массаж, - это 2-3 недели. В 1,5 месяца к массажу можно присоединить простейшие упражнения.


Массаж очень полезен для малышей: помогает успокоиться, избавляет от неприятных и болезненных ощущений в животике, при отсутствии грудного вскармливания помогает восполнить потребность ребенка в телесном контакте с матерью. Массаж оказывает благотворное влияние на мышцы, кости, кровообращение и пищеварение ребенка, приучает к двигательной активности, помогает сформировать правильную осанку.


Разговаривайте с ребенком во время массажа и гимнастики, пусть он слышит ваш голос и видит вашу мимику - это способствует развитию речи, слуха и зрения. Очень хорошо, когда занятия сопровождаются приятной музыкой. Причем желательно использовать каждый раз одни и те же музыкальные композиции - так Ваш малыш быстрее привыкнет к процедурам массажа и гимнастики. Это особенно важно для детей, которые проявляют негативное отношение к подобным занятиям.

Массаж для детей - видео

Как подготовиться к массажу ребенка?

  • Подготовка помещения.
  • Подготовка поверхности (что можно использовать в качестве массажного столика)
  • Подготовка рук массажиста.
  • Нужно ли использовать для детского массажа масло?
  • В какое время делать ребенку массаж - до кормления или после?
  • Основные виды массажа для грудничков.

Массаж рук грудничка

Массаж детей до года лучше начинать с ручек. Все движения проводятся от края к центру. Из видеоролика вы узнаете, как массировать пальчики рук, кисти, локти, плечи малыша. Все движения необходимо выполнять сначала с одной стороны, затем с другой.

Массаж ног грудного ребенка

Переходим к массажу ножек малыша. Главное правило при массаже ног ребенка - снизу вверх: от ступни к паховой области. На стопе находится множество нервных окончаний, которые отвечают за работу всего организма, поэтому массаж стоп имеет особое значение для детей любого возраста.


Обязательно выполнять также рефлекторные упражнения: нижний хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского.

Массаж животика новорожденных

Массаж животика улучшает пищеварение и настроение малыша. В подробно рассказывается об особенностях массажа для детей с незажившим пупком и детей, которых мучают колики. Также массажист показывает упражнения для профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Массаж спинки ребенка

Тут важно учитывать возраст ребенка. Выкладывать ребенка на животик можно начиная с 2 месяцев. Врач подробно рассказывает и показывает, как правильно выкладывать ребенка на животик и делать гимнастику для укрепления мышц шеи и спинки. Массаж спины можно начинать делать не ранее чем с 2,5 месяцев. Посмотрите наше видео, и вы узнаете, как с помощью массажа сформировать малышу правильную осанку.

Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов

Снова возвращаемся к рефлекторным упражнениям. Выполняем лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову и развиваем рефлексы ползания, опоры и автоматической походки.

После массажа

После окончания массажа ребенка заворачиваем в пеленку и полчаса даем малышу отдохнуть. Вы молодцы!

На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Многие нарушения нейропсихического развития начинают проявляться уже в раннем возрасте. Первые симптомы можно заметить уже до 1-1,5 лет, но часто их не диагностируют до 4-5 лет. Одним из нарушений нейропсихического развития является СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В последнее время отмечается гипердиагностика данного нарушения нейропсихического развития. Часто детям уже в 1,5-2 года ставят диагноз СДВГ. Однако стоит отметить, что гиперактивность ребёнка – это не значит, что у данного ребёнка СДВГ, потому что ведущим симптомом при этом нарушении, должен быть дефицит внимания. Все дети должны быть активными. Диагноз СДВГ правомочен с 5-летнего возраста.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, данный диагноз встречается примерно у 3-7% детей школьного возраста, но далеко не все обращаются за квалифицированной помощью. При этом мальчики примерно в 3 раза чаще подвержены этому расстройству, чем девочки.


СДВГ – что это такое

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое впервые диагностируется в детстве и часто сохраняется в зрелом возрасте.

Согласно МКБ-10, СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам – это группа эмоциональных расстройств. В обновленном МКБ-11 этот синдром относится к нейроонтогенетическим расстройствам.

У детей с СДВГ наблюдаются сложности в концентрации внимания, что приводит к определенным проблемам в усвоении школьной программы. Такой ребенок может делать ошибки по своей невнимательности, не воспринимать объяснения учителя. Дети с СДВГ проявляют чрезмерную активность, совершают много ненужных действий вместо того, что просто сидеть и сконцентрироваться на выполнении заданий.

На первый взгляд, такое поведение ребенка можно объяснить элементарным недостатком воспитания. Часто такие дети числятся у учителей среди непослушных, излишне озорных и неконтролирующих свое поведение. Но причинами этого является не родительское невнимание к вопросам воспитания, а недостаток определенных биологических веществ в отделах головного мозга.


В чем причины СДВГ

На сегодняшний день не установлена точная причина развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследований сводится к тому, что основным фактором, влияющим на возникновение данного расстройства, являются генетические мутации. Согласно этой теории, СДВГ возникает из-за патологических изменений в гене, который отвечает за выработку дофамина и активность дофаминовых рецепторов.

Есть мнение, что СДВГ развивается при сочетании целого комплекса факторов: социальных, психологических и биологических.

Следующие причины могут спровоцировать развитие данного синдрома:

  • Наследственность. Было выявлено, что наличие СДВГ у родителей в разы увеличивает вероятность развитие данного синдрома у детей.
  • Сложное течение беременности. Различные инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, существенно увеличивают риски развития СДВГ.
  • Употребление токсических веществ во время беременности (алкоголь, табак, наркотические вещества). В эту же категорию входят лекарственные препараты, которые представляют потенциальную опасность для здоровья плода. Именно поэтому, во время беременности любое употребление медикаментов должно быть строго согласовано с врачом.
  • Несовместимость резус-фактора матери и ребенка.
  • Осложненные роды. Расстройство может возникнуть также из-за преждевременных родов, когда ребенок рождается раньше положенного срока.
  • Стимуляция родовой деятельности, отравление плода наркозом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Перенесенное ребенком в младенческом возрасте тяжелое заболевание почек и пневмония.
  • Общее ухудшение экологической обстановки.

Биологические факторы в развитии СДВГ играют основную роль в первые годы жизни ребенка. В дальнейшем начинают доминировать социально-психологические факторы. Важно понимать, что неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты между родителями, недостаток внимания со стороны матери или, напротив, чрезмерная опека не могут считаться причинами развития данного расстройства, но эти факторы усиливают симптоматику СДВГ у детей.

Данный раздел будет посвящен введению в основы массажа. Здесь будут собраны основные приемы массажа, которые далее мы будем использовать для исправления той или иной проблемы в развитии малыша. Будет описана техника выполнения каждого приема и его лечебное действие.

В классическом массаже выделяют четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Эти основные приемы массажа имеют по несколько разновидностей.

На самом первом курсе, если он пришелся на возраст до 4 месяцев, а также если малыш родился недоношенным или плохо набирает вес, используют самые нежные и легкие приемы массажа: это поглаживание и легкое растирание. В последующие курсы по мере роста ребенка, набора им веса тела и созревания его нервной системы, приемы массажа становятся более интенсивными по своему воздействию, добавляются: разминание, пиление, рубление, стегание и т.д.

Поглаживание

Это первый прием, который является обязательным в массаже, с него начинается процедура, этим приемом завершают процедуру. Поглаживание проводят одной или двумя руками, по очереди или одновременно.

прием массажа поглаживание

поглаживание вдоль позвоночника

Направление движений может быть продольное и поперечное в области туловища. Продольное, от кончиков пальцев в сторону туловища при поглаживании конечностей. Кругообразное по ходу часовой стрелки в области живота.

Поглаживание проводят медленно, ритмично, спокойно. Рука не отрываясь скользит по ходу лимфатических сосудов к ближайшим лимфатическим узлам. Поглаживание мышц проводят по ходу мышечных волокон.

Действие поглаживания болеутоляющее, оно улучшает крово и лимфообращение, питание тканей, благотворно влияет на нервно-мышечную систему.

Растирание

прием массажа растирание

растирание вдоль позвоночника

Следующий прием, который заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в разных направлениях. Выполняется с большей силой надавливания на ткани, чем при приеме поглаживания. В зависимости от растираемой поверхности прием проводят подушечками пальцев, фалангами согнутых в кулак пальцев или ребром ладони. Направление движений может быть прямолинейное, кругообразное, спиралевидное.

прием массажа пиление

прием пиления

Действие растирания обусловлено притоком крови к массируемому участку. При этом происходит покраснение и разогревание данной поверхности тела, местная температура массируемой ткани может повышаться на 2-5 градусов. При этом ваши руки вовремя массажа тоже будут ощущать появление местного тепла. Усиление кровоснабжения способствует обменным и питательным процессам в тканях. За счет разогревания мышцы становятся более эластичные, увеличивается объем движений в суставах.

Разминание

Это более глубокий и сложный прием, с помощью которого лучше всего массируются мышцы. При выполнении этого приема руки захватывают ткани вместе с мышцами, приподнимают или оттягивают их и совершают S-образные движения, при этом одна рука отжимает ткани от себя, другая рука тянет их к себе, затем направление движения рук меняется на противоположное.

прием массажа разминание

разминание бедра

Движение производят медленно, плавно, без рывков, не перескакивая с одного участка на другой, а продвигаясь по ходу мышц. Прием используют в основном в области спины и конечностей. В зависимости от положения рук к протяжённости мышцы различают продольное и поперечное разминание. Если руки захватывают мышцу вдоль ее направления, то разминание будет продольным. Если руки захватывают мышцу поперёк ее волокон, то разминание будет поперечным. Действие разминания заключается в улучшении питания тканей. Разминание снимает мышечное утомление, укрепляет мышцы, улучшает функциональное состояние нервно-мышечной системы.

Вибрация

Вибрация – это прием, который заключается в том, что массируемой части тела руками передаются колебательные движения. Эти движения распространяются за пределы массируемой области. Различают много разновидностей вибрации. Мы будем использовать основные из них. Это приемы: рубление, похлопывание, стегание, встряхивание.

Рубление

прием массажа рубление

прием рубления

Этот прием выполняют локтевым краем кисти со слегка разведёнными пальцами. Руки не должны напрягаться. При ударе пальцы, смыкаясь, смягчают удар. Движение совершается ритмично, быстро, попеременно двумя руками. Применяется приём в области спины и ягодиц.

Похлопывание

Похлопывание проводят ладонной поверхностью кистей, согнутых в форме крыши домика, оставляя внутри ладони пустое пространство.

Похлопывать можно одной рукой или двумя руками попеременно в области спины и ягодиц. Все ударные приемы нельзя проводить в области почек.

Стегание

Прием выполняют несколькими пальцами или всей ладонью, опуская их на тело в косом направлении.

Применяют прием в области спины и ягодиц.

Встряхивание

Прием встряхивание применяют на конечностях (руки и ноги). Для встряхивания рук их захватывают в области кисти, затем колебательными движениями отводят в сторону и возвращают обратно. Для встряхивания ног их захватывают в области пятки и придерживают стопу.

Встряхивающими движениями конечность поднимается и опускается. Эти движения проводятся медленно, для достижения расслабления мышц конечности, снижения их повышенного тонуса.

Рекомендации

Перечисленные приемы не должны вызывать болезненных ощущений у ребенка. Все движения ваших рук должны быть не быстрыми, а прикосновение к телу крохи нежным, но обязательно уверенным, ритмичными и целенаправленными. Всегда ориентируйтесь на восприятие малыша, на его эмоциональную реакцию, и на местную реакцию кожи. Массаж должен быть приятным и не вызывать негативных эмоций, иначе не будет положительного эффекта. Что делать, если все таки ребенок плачет. В первую очередь выяснить причину. Надо уточнить, не хочет ли он есть или спать, не болит ли у него животик, не режутся ли у него зубы. Если с этим проблем нет, то следует подумать о правильности проведения массажа и адекватности нагрузки.

Если ребенок начинает улыбаться и гулить на процедурах, а кто-то из малышей расслабился и заснул на массаже, это будет свидетельством адекватной реакции на ваши манипуляции, а значит вы на верном пути.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Второе — настроиться на комплексную и системную работу совместно с ребенком, быть готовыми, что она займет достаточно большое количество времени и сил, но в итоге принесет Вам желаемый результат.

Что же нужно делать?

Соблюдать режим. Глядя на гиперактивного ребенка, создается впечатление, что у него море энергии, но это заблуждение. На самом деле такие дети быстро устают, а двигательная активность может являться следствием переутомления. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, ребенок применяет адаптивную стратегию: при помощи двигательной активности он активизирует центры равновесия, ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Поэтому первостепенно важно обеспечить ребенку здоровый, энергосберегающий образ жизни (то есть разумный, размеренный режим дня, спокойную обстановку, развивающие игры со спокойным взрослым).

Регулярно заниматься. Важно учить ребенка рассуждать, быть любознательным и наблюдательным, то есть направлять усилия на интеллектуальное развитие. Это можно делать в игровой форме во время прогулки, перед сном или в любое удобное для Вас время. Важнее то, что по мимо общего развития, Вы формируете доверительные отношения, тесную эмоциональную связь и когда Ваш малыш подрастет, Вы можете быть уверены, что сохраните уважение и теплоту своих отношений. Так же полезно выделять специальное время для проведения развивающих занятий. Вы, наверное, замечали, если ребенок не устал, находится в спокойной обстановке с терпеливым взрослым, то его поведение абсолютно нормально. Он может спокойно заниматься тем, что ему нравится, играть в тихие игры, сидеть с книжкой или у компьютера, смотреть любимую телепередачу. В спокойной обстановке он легко обучается, хорошо делает уроки, не допускает ошибок по невнимательности. Идеальный режим обучения: 5-15 минут работать и 3-7 минут отдыхать, потому что в этот момент ребенок отвлекается и перестает реагировать на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение следующих 5-15 минут Тоже касается специальных игр, развивающих внимание и повышающих контроль поведения, которые необходимо использовать для развития и улучшения адаптации ребенка. Полезно ежедневно играть в какие-то из следующих игр:

- Игры для развития быстроты реакций, координации движений.

- Пальчиковые игры для развития сенсорики, мышления и речи.

- Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

- Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

- Работа с пластилином, глиной, водой и песком для развития тактильности, речь, воображения, нормализацииэмоционального состояния.

- Игры для развития внимания, памяти и образного мышления с использованием методов эйдетики

Научиться правильно давать инструкции ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует давать инструкцию сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и сесть за стол. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Учить общаться другими детьми. Сам он, оказываясь в группе, не сможет и не научится конструктивно взаимодействовать. Вам его надо учить общению, когда он играет с одним или двумя детьми. Гиперактивному ребенку надо объяснять и показывать, как попросить игрушку, как ответить, то есть по ходу общения спокойно сообщать, что ему надо говорить и делать. Если ребенок при помощи взрослого приобретет игровой опыт, то, оказавшись в детсадовской группе или в школьном классе, уже сможет сам установить отношения.

Уметь правильно реагировать на поведение ребенка. Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Ваша похвала и позитивная реакция необходима вашему ребенку для закрепления желаемого поведения.

Работать над собой. Да, не удивляйтесь! Хотите чтобы Ваш ребенок был счастливым, будьте сначала счастливы сами. От родителей требуется большое искусство для сохранения хороших супружеских отношений и развития навыков в общении со своим ребенком. И этому тоже надо учиться, потому что Ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на состояние малыша, чем он младше, тем более восприимчив к изменениям настроения родителей. Поэтому жизненно необходимо обращать внимание и уделять время построению собственного благополучия. Счастливые мама и папа лучший образец для подражания.

Если Вам нужен совет или помощь в решении данных вопросов, то специалисты клиники помогут выбрать подходящие для Вас способы решения и подберут оптимальную программу развития для ребенка с учетом его способностей.



Задать вопрос

Жукова Александра Анатольевна

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе

Читайте также: