Как сделать маршрутную съемку по географии 6 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

2. Из каких этапов состоит работа по составлению планов?

Этапы проекта в школе таковы:

- Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования. Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели. Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
- Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
- Формулировка соответствующих выводов.
- Подготовка к защите проектной работы.
- Представление результата деятельности учителю, защита работы.

3. Чем отличается глазомерная съемка местности от инструментальной?

Различие между этими типами съемок кроется в их точности измерения. При глазомерной съемке точность будет гораздо ниже, чем при инструментальной. Соответственно преимущество инструментальной съемки именно в ее точности, позволяющей увидеть максимальное количество объектов. Преимуществом же глазомерной съемки является то, что она производится из одной точки, так же называемой "полюсом". При таком типе съемки на планшет наносятся только видимые глазу объекты. Инструментальная съемка — производится специалистами-топографами с целью создания точных топографических карт и планов. В качестве основных инструментов используются: мензула (тренога с вращающимся столиком-планшетом) и кипрегель (прибор для прочерчивания направлений и измерения вертикальных углов). Глазомерная съёмка — выполняемая с помощью простейших приборов: планшета с наклеенной на него бумагой и компасом и визирной линейки.

4. Как провести съемку местности и оформить ее результаты?

5. Итоговые работы. После окончания полевых работ снятый план обрабатывается. Поставленные точки, проведенные между ними линии и дополнительные линии стирают. Проставляются необходимые условные знаки объектов местности и поясняющие надписи.

1. Съемка местности.

На схеме подпишите названия видов съемок местности в соответствии с их окончательными чертами.



2. Полярная съемка.

Заполните таблицу.




3. Составление плана местности на маршруте.

Заполните таблицу.



Школа географа-следопыта.

Проведите полярную съемку пришкольного участка. Работу лучше проводить по группам. План пришкольного участка будет совместным результатом работы каждой группы. Пометки и записи следует делать на плане в Дневнике географа-следопыта.

Первая группа определяет размеры пришкольного участка и выбирает масштаб съемки.

Длина пришкольного участка 60 м.
Ширина пришкольного участка 80 м.
Масштаб съемки 1:200

Вторая группа определяет положение полюса съемки и основные направления и точки визирования, определяет азимуты по компасу.

Четвертая группа готовит определяет расстояние между полюсами и точками визирования.

Пятая группа определяет размеры объектов, которые будут обозначены на плане пришкольного участка.

Получив необходимые данные, составьте черновой вариант плана пришкольного участка. В кабинете географии завершите работу по составлению окончательного варианта плана.

Умение читать карты и планы чрезвычайно полезно. Но куда интереснее составить свой собственный, хотя и простой, план какого-либо участка местности. Работы по созданию планов на местности называют её съёмкой.

Глазомерная съемка

Картографы выполняют съёмку местности (наземную, воздушную или космическую) сложными инструментами с точными измерениями расстояний. Простую съёмку, при которой расстояния определяют приблизительно (на глаз), называют глазомерной. При такой съёмке расстояния обычно измеряют шагами. Для определения средней длины шага отмеряют расстояние рулеткой. Затем проходят его, считая шаги. Далее определяют длину шага путём деления известного расстояния на количество шагов.

Глазомерную съёмку проводят либо с одной точки, либо двигаясь по выбранному маршруту. При любом виде съёмки необходимо уметь пользоваться компасом.

Полярная съёмка

Вид съемки, при котором наблюдатель постоянно находится в одной точке точке полюса, называют полярной съёмкой. С точки полюса фиксируют расположенные вокруг объекты и шагами определяют расстояния до них.

Масштаб плана выбирают таким, чтобы план уместился на листе бумаги. Расстояния от точки полюса до объектов откладывают с помощью линейки в выбранном масштабе. Объекты обозначают соответствующими условными знаками.

Полярная съёмка

Маршрутная съёмка

Маршрутный способ съёмки удобен при составлении плана участка, вытянутого в длину. Его можно использовать и для изображения пути, пройденного в походе или на экскурсии.

Расстояния по маршруту составители плана определяют шагами. Па всех поворотах маршрута делаются остановки. Па каждой остановке нужно отмечать её место на плане, ориентировать планшет, определять и прочерчивать направление на следующий объект. Следуя по маршруту, необходимо отмечать условными знаками всё, что встречается по обеим сторонам движения. Можно описывать изменения характера рельефа, особенности растительного покрова, отдельные объекты природы и хозяйственной деятельности людей.

Ориентирование по плану местности

План может использоваться с целью ориентирования в незнакомой местности. Начиная ориентирование, план нужно повернуть так, чтобы верхняя рамка или стрелка на плане, указывающая направление север—юг, была обращена к северу. Где находится север, можно определить по компасу. Далее нужно совместить какую-либо линию плана (например, дороги) с направлением этой же линии на местности. Необходимо также определить, в какой точке местности вы находитесь и где это место на плане. Это можно сделать, выявив местоположение на плане окружающих вас объектов. Это самый ответственный этап ориентирования. Только обнаружив на плане изображения объектов, имеющихся на местности, можно определить, точку своего нахождения.

-обобщить представления учащихся о разнообразии составления планов местности.

Оборудование: планшет, бумага формата А4, цветные карандаши, ластики,

компас, линейки и.др.

Ход практической работы.

1.Организационный момент.

2.Составление плана местности по описанию

Подготовка все необходимых принадлежностей. Используя масштаб выполнить маршрутную съемку местности.

1.Мы отправляемся из точки 1, который находится у склона оврага.

2.Направляемся на северо-запад на расстояние 470 м, с правой стороны параллельно нашей пути проходит линия электропередач, а справой стороны фруктовые сады.

3.В точке 2 впереди меня мост через реку, который течет с запада на восток.

4.Из точки 2 мы идем на восток на расстояние 320 м и дошли до ветряной мельницы. Справа огород.

5.Из точки 3 отправляемся на север на расстояние 510 м и дошли до заболоченного озера.

6.Из точки 4 наш путь идет на юго-восток 510 м, посредине пути проходит полевая дорога с северо-запада на юго-восток.

7.Дошли до населенного пункта точка 5.

8.Из точки 5 идем в юго-западном направлении до точки 1. С правой стороны лиственный лес, а слева посредине пути колодец.

ГДЗ география 6 класс Герасимова, Неклюева Дрофа Задание: 7 Составление простейших планов местности

Практикум на местности (пример)

1. Определите маршрут движения, примем маршрут от школы до тропинки к колодцу.

2. Разбейте маршрут с учетом поворотов.

3. С помощью компаса ориентируйте планшет верхней кромкой на север.

4. Масштаб плана 1:1000 (в 1 см – 10 м)

5. С помощью компаса определите направления отрезков маршрута.


6 и 7. Пусть длина шага равна 60 см или 0,6 метра тогда:

Расстояние в шагах Расстояние на местности, м Расстояние на плане, см
117 70,2 7,02
70 42 4,2
70 42 4,2
17 10,2 1,02
18 10,8 1,08
20 12 1,2
22 13,2 1,32
33 19,8 1,98
50 30 3,0
34 20,4 2,04
51 30,6 3,06
44 26,4 2,64


8. Определите расстояния до всех видимых объектов.


Пусть длина шага равна 60 см или 0,6 метра тогда:

Расстояние в шагах Расстояние на местности, м Расстояние на плане, см
83,5 50,1 5,01
401 240,6 24,06
418 250,8 25,08
234 140,4 14,04
435 261 26,1
200,5 120,3 12,03
117 70,2 7,02
100 60 6,0
100 60 6,0
117 70,2 7,02
134 80,4 8,04
384 230,4 23,04
67 40,2 4,02
117 70,2 7,02
117 70,2 7,02

10. Оформите план и сдайте учителю


Вопросы и задания

1. Для глазомерной съёмки необходимы: планшет, компас, визирная линейка, циркуль-измеритель и карандаш.

2. Виды глазомерной съёмки: полярная и маршрутная.

2. Необходимый инструмент для проведения глазомерной съёмки.

3. Пример выполнения глазомерной съёмки на местности с фотоотчетом.

1) полярная (можно сделать во дворе)

2) маршрутная (можно сделать по пути от дома в магазин или в школу)

4. Демонстрация полученных планов местности на слайде.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Практическая работа

Цели: -научить составлению планов местности;

-развивать умения пользования приборами для составления планов;

-обобщить представления учащихся о разнообразии составления планов местности.

Оборудование: планшет, бумага формата А4, цветные карандаши, ластики,

компас, линейки и.др.

Ход практической работы.

2.Составление плана местности по описанию

Подготовка все необходимых принадлежностей. Используя масштаб выполнить маршрутную съемку местности.

Оформление плана.

1.Мы отправляемся из точки 1, который находится у склона оврага.

2.Направляемся на северо-запад на расстояние 470 м, с правой стороны параллельно нашей пути проходит линия электропередач, а справой стороны фруктовые сады.

3.В точке 2 впереди меня мост через реку, который течет с запада на восток.

4.Из точки 2 мы идем на восток на расстояние 320 м и дошли до ветряной мельницы. Справа огород.

5.Из точки 3 отправляемся на север на расстояние 510 м и дошли до заболоченного озера.

6.Из точки 4 наш путь идет на юго-восток 510 м, посредине пути проходит полевая дорога с северо-запада на юго-восток.

7.Дошли до населенного пункта точка 5.

8.Из точки 5 идем в юго-западном направлении до точки 1. С правой стороны лиственный лес, а слева посредине пути колодец.

-Обсуждается планы местности, составленные каждым учеником.

ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска

Практическая работа по географии в 6 классе

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика — умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление карт, и др. + практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного географического образования.

Не надо забывать и об огромном воспитательном значении данной темы. Первые уроки по географии в 6 классе могут оказать значительное влияние на отношении к предмету на все последующие годы.

Изучение данной темы предполагает наличие в кабинете географии компаса — одного из немногих приборов, которые используются на уроках географии. Как показывает практика, чаще всего, увы, компасы отсутствуют, или имеется один в руках учителя. И, как правило, это компас Адрианова, а с жидкостным компасом и преимуществами работы с ним многие незнакомы вовсе

Начинаю работать по данной теме с планирования:

Тематическое планирование 3 часа

1 урок. Топографический план и условные знаки. Ориентирование на местности и по плану.

2 урок. Масштаб. Измерение расстояний по лану

3 урок. Изображение на плане неровностей земной поверхности.

4 урок. Основные виды съёмки местности. составление простейших планов местности.

2.Практическая работа по географии в 6 классе

2. Средства обучения

3. Виды съёмок (1 урок)

4. Что нужно вспомнить

5. Работы на местности (2 урок)

6. Работа в классе (3 урок)

7. Дополнительный материал

8. Методические рекомендации

Цель работы: научиться составлять план местности

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

Для составления плана местности вам потребуется: компас, карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка.

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы

Реализация компетентностного подхода в обучении географии через практические работы.

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
М.Волошин

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандарт второго поколения) рассмотрено три компонента требований:

требования к структуре основных общеобразовательных программ,

требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ,

требования к условиям реализации программ.

Стратегическая цель учебного предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире.

Таким образом, ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. Именно поэтому практическая работа как форма организации учебной деятельности выступает необходимым средством познания и определённым этапом формирования географического мышления школьников.

География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

К таким умениям относятся, например,

— свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;

— пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;

— составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;

— определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;

— правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.

Обучение географии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.
Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.

Некоторые практические работы проводятся на природе.

Час, проведенный на природе с учащимися,

может оказаться более полезным и

значимым, чем многие дни школьных занятий

Краеведческий принцип в преподавании географии осуществляется путем использования разнообразных методов и приемов учебной работы выбор

которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока.

изучение местного края способствует повышению интереса к предмету и улучшению успеваемости по географии, так как:

1) Краеведение способствует лучшему усвоению физической и экономической географии России. При правильном использовании краеведческого материала, что предполагает отличное знание его самим преподавателем, многие темы можно проводить на конкретном местном материале и тем самым ликвидировать формализм в преподавании этого предмета.

2) Краеведение воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Для детального изучения всех районов и стран нет и не может быть времени, а следовательно, и возможности. Свой же край (город, район, область) учащиеся должны знать отлично, так как у каждого из них любовь к Родине связывается прежде всего с тем местом, где он родился и где он учится. «Патриотизм, –писал Илья Эренбург, начинается с самого простого: с дерева возле дома,

3) Краеведение способствует выработке практических навыков и умений наблюдать и работать непосредственно на местности, что нередко вызывает затруднения у ученика.

Таким образом, использование широкого спектра возможностей краеведения позволяет сделать учебный процесс не только более доступным, но и содержательным и привлекательным.

Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения. Так, проведению практической работы по составлению плана местности при изучении начального курса географии в 6 классе предшествует ряд уроков, на которых учащиеся узнают, что такое план, как он составляется, видят образец составленного плана, проводят повторные действия по образцу, выполненному учителем, т. е. выполняют тренировочную работу с целью выработки определенных умений.

Читайте также: