Как сделать словарную работу по истории

Обновлено: 07.07.2024

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности. Что же такое функциональная грамотность?

По данным социологического словаря, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [6].

А. А. Леонтьев в одной из своих работ определяет функциональную грамотность как способность человека свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации [4].

Еще английский философ Ф. Бэкон говорил о том, как важно научиться правильно работать с информацией, что именно чтение делает человека знающим.

Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

· обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;

· не умеют использовать приобретенные знания на практике;

· многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;

· ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимостьв формированиифункциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.

В процессе обучения каждый ребенок должен научиться

- самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее;

- осуществлять поиск информации из различных источников;

- аргументировать и критически мыслить;

- искать рациональные пути решения поставленных задач.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составлениевопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

2) отважная неординарная;

3) сожгли, реабилитировали, канонировали;

4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;

4) Орлеанская дева.

2) биологические, социальные;

3) появляются, возникают, проявляются;

4) побуждают человека к деятельности;

V

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

7. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

9. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

10. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

· Какие разделы встречаются в тексте?

· Какие слова выделены курсивом?

· Почему они так выделены?

· Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?

· Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.

При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.

Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

Список литературы

1. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе. [Текст]/Е. Е. Вяземский. – М. :Просвещение. –2005. – 98с.

6. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Лукашик 7-9 класс 7-9 класс

ГДЗ Власенков 10-11 класс 10-11 класс

ГДЗ Михеева 8 класс

ГДЗ Габриелян 11 класс

ГДЗ Forward 7 класс

ГДЗ Рабочая тетрадь 6 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Приветствую вас, дорогие школьники! Если на уроке русского языка вновь дали задание на тему истории разных словечек, то эта рубрика готова вам помочь. Сегодня на разборе история слова работа.

Словарь А.Семёнова, где собраны истории происхождения многих слов, определяет его больше как неволю.

открытый-словарь

Это интересно! Существительное стали постоянно писать через А в корне только после 17 века! До этого были оба варианта.

стражники-ведут-рабов

Макс Фасмер в своём словаре, помимо отношения слова к неволе, указывает, что оно может быть производным от индоевропейского корня orb. В своих исследованиях он обобщает слова, сегодня совсем разные по смыслу, – раб и ребёнок.

маленький-ребенок-в-вязаной-шапке

Согласно этой версии получается, что слово берёт истоки и от ребёнка тоже, ведь наёмный работник подобно младшему члену семьи выполняет указания старшего? Может, поэтому часто многие говорят, что те, у кого есть начальник сверху, – работает, а кто выполняет деятельность сам на себя самого – трудится.

босс-в-большом-кресле-и-подчиненные

Правильно ли таким образом трактуется история происхождения и использования существительного – непонятно, ведь сколько людей, столько мнений.

Знаете ли вы?

Сегодня у слова много значений.

кубики-с-буквами-сложены-в-слово-работа

  1. Это, прежде всего, – действие, занятие умственной или физической деятельностью. Например, можно выполнять работу по подготовке уроков.
  2. Кроме того, существительное может обозначать вид или форму активности – исследовательская работа.
  3. При помощи него можно сказать о характере труда, например, работа бухгалтера или учителя.
  4. Это может означать качество или способ изготовления чего-нибудь – авторская или ручная работа.

А ещё у слова есть много примеров использования. Вспомните поговорки и пословицы:

  • Работа мастера боится.
  • Добрые люди день работой начинают.
  • Где работа – там густо, а в ленивом доме пусто.
  • Рукам – работа, душе – праздник.
  • Была бы охота – заладится работа.

А вот небольшой стишок вдогонку:

Папа для мамы сажает цветок,

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Машины платья,

Маша стирает носочки для братьев.

Братья для всех мастерят вертолёт.

Весело в дома работа идёт!

История слова работа

Происхождение термина

Происхождение термина

Связь с рабством

  • толковом словаре Даля;
  • сборнике Г. Цыганенко.

Сборник Г. Цыганенко.

Мнение филологов

Словарь Макса Фасмера

Наемный работник выполняет указания своего начальника, как и дети слушаются родителей. Такое словообразование привело к созданию выражения: тот, у кого есть начальник — работает, а у кого нет — трудится.

Разница между работой и трудом

Разница между работой и трудом в словарях

Заменять один термин другим бессмысленно, так как оба означают выполнение каких-либо действий. Эти слова нельзя назвать позитивными, они описывают сложную человеческую деятельность, направленную на достижение определенного результата — материального или духовного.

Современные значения

  • физическая и умственная деятельность;
  • форма или вид активности;
  • характер труда;
  • методы изготовления предметов.

Деятельность учителя

Деятельность может быть физической (у станков, в сельском хозяйстве) или интеллектуальной (писательское мастерство, математические подсчеты, общение с клиентами в режиме онлайн и пр.). Описывается таким образом и характер труда. К примеру, есть разница между занятиями бухгалтера, учителя или выступлениями актера. Используют слово и для определения деятельности (научная или исследовательская) и способов изготовления чего-либо (изделия могут быть произведены вручную или с помощью машин).

С этим термином в русском языке есть множество пословиц и поговорок:

  • рукам — работа, душе — праздник;
  • добрые люди день работой начинают;
  • была бы охота — заладится работа;
  • где работа — там густо, а в ленивом доме пусто.

Какой версии происхождения слова верить — личное дело каждого. Но не стоит расценивать термин только как негативный, ведь благодаря работе можно реализовать свой творческий потенциал, приобрести необходимые вещи и сделать что-то полезное для себя и окружающих.

Читайте также: