Как сделать макет сообщающихся сосудов в домашних условиях

Обновлено: 01.07.2024

Все мы ежедневно пользуемся сообщающимися сосудами – это чайник, лейка, в общем, это любая система ёмкостей, в которых жидкость, к примеру, вода, может свободно перетекать из одной ёмкости в другую. В чайнике, например, такими ёмкостями являются корпус и носик или корпус чайника и специальная ёмкость для определения уровня воды в нём. Что особенного в сообщающихся сосудах? Каким свойством или свойствами они обладают? Чем заслуживают наше внимание?

Закон сообщающихся сосудов

Сосуды соединенные между собой, жидкость в которых может свободно перетекать, имеющие общее дно, называются сообщающимися. В соответствии с законом Паскаля, жидкость передаёт оказываемое на неё давление во всех направлениях одинаково. В открытых сосудах, атмосферное давление над каждым из них одинаково, значит, и давление жидкости на стенки сосудов будет одинаковым на любом уровне. Так как давление жидкости прямо пропорционально её плотности и глубине, в случае одинаковой жидкости в сообщающихся сосудах на одинаковой глубине будет одинаковое давление, что и объясняет выравнивание уровней жидкости в них. В случае разных жидкостей, чтобы на одинаковой глубине было одинаковое давление, жидкость с меньшей плотностью должна иметь больший уровень в сравнении с жидкостью большей плотности. Т.е.

 Физика. 7 класс. Учебник

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Свойство сообщающихся сосудов

Применение на практике

Благодаря своим свойствам, сообщающиеся сосуды нашли широкое применение в различных технических и бытовых устройствах. Перечислим некоторые из них:

  • измерители плотности,
  • жидкостные манометры,
  • определители уровня жидкости (водомерное стекло, к примеру),
  • домкраты,
  • гидравлические прессы,
  • шлюзы,
  • фонтаны,
  • водопроводные башни и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ,КОТОРЫЙ ВАМ ПОМОЖЕТ НА УРОКЕ,НАДЕЮСЬ ПОМОЖЕТ ВАМ В НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ!

Оглавление Введение……………………………………………… Основная часть История фонтанов………………………………………….. Принцип действия фонтанов……………………………. Разновидности фонтанов………………………………….. Фонтаны города Саранска……………………………….. Экспериментальная часть…………………………….. Заключение…………………………………………… Список используемых источников………………… Введение

Цель: рассмотреть действие закона сообщающихся сосудов на примере работы проточных фонтанов.

1. Изучить материал о фонтанах: их видах и принципах действия.

2. Сконструировать макет проточного фонтана и с его помощью провести опыты, объясняющие принцип работы фонтана.

3. Создать копилку фонтанов города Саранска.

4. Проанализировать полученную информацию и сделать выводы об устройстве и принципе работы фонтанов.

Изучение литературных и других информационных источников, проведение экспериментов, анализ информации и результатов.

Основная часть

История фонтанов

Фонтаном называют специфическое гидротехническое сооружение, как правило, выполняющее декоративную функцию.

Со временем менялись эпохи и стили, а с ними и фонтаны, как их отражение. Например, в Петергофе, при Петре I, были модны фонтаны с большим объемом воды в отличие от Рима .Но принцип работы фонтанов практически одинаков. Они работают по принципу сообщающихся сосудов.



Петергоф. Рим.

Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда. Подобные фонтаны использовались в Месопотамии и Персии, славившимися своими прекрасными садами. Здесь на Востоке они получили еще большую популярность. По определенным канонам персидский восточный сад должен был отражать четыре сущности – воду, цветы, растения и музыку, что можно видеть на старинных изображениях и ковровых рисунках. Мусульманские сады были окружены террасами из разноцветной плитки, брызги фонтана, отражаясь от них, создавали необыкновенную игру света и тени. Позже по их подобию были построены сады в Толедо, Гранаде и других городах.

В садах другого типа единство создавали – вода, цветы, деревья, свет и тень. Ярким примером такой ландшафтной архитектуры являются сады Тадж Махала в Индии и сады Шалимара. В таких садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают, создавая водоемы и водопады. Огромное значения фонтаны имели в Китае и Японии. Самый знаменитый японский сад Киото – в его создании участвовали монахи буддисты. Каждый элемент этого сада – несет в себе особое значение и вызывает у посетителей определенное настроение и состояние души. Ландшафтной и архитектурной основой фонтанов и садов в Европе послужили персидские сады. В средние века сады появлялись при монастырях и подобно персидскому саду делились на четыре части – для цветов, трав, овощных культур и фруктовых деревьев. В середине сада был расположен колодец или фонтан – место уединения, размышления и молитвы для послушников монастыря. Но в основном, как и в Древнем мире, в эпоху Средневековья фонтаны использовались как источники водоснабжения – для полива и питья. Только с началом Эпохи Возрождения фонтаны в Европе становятся частью архитектурного ансамбля, его ярким акцентом, а порой главным элементом. Римский стиль стал главенствующим.

На помощь к природным источникам пришли насосы и вместо подземных ключей на римских холмах забили фонтаны. Примером итальянского ренессанса служит вилла Ланте. Постепенно новые веяния в архитектуре распространялись по всей Европе. Наибольший рассвет ландшафтно-паркового искусства был достигнут во Франции в 17 веке, его венцом стал Версаль – король регулярных парков, ставший основой для создания подобных дворцово-парковых ансамблей во всем мире.

Современные фонтаны соревнуются в высоте. Фонтан короля Фахда расположенный на Красном море, поднимается на высоту 260 м , в хорошую погоду он может достичь высоты 318 м (для сравнения высота Эйфелевой башни 300м). В современных фонтанах значительную роль играют передовые технологии, новые изобретения.

Теперь идеи искусства получили новое воплощение – соединив в себе задумки архитекторов, художников и специалистов высокотехнических областей. Новым веянием стала фееричная игра цвета, искусство освещения, сочетание музыки, света, динамики. Прогресс не стоит на месте, кто знает, какими станут фонтаны уже к середине этого столетия…




ДРЕВНИЙ РИМ ЯПОНИЯ ФОНТАНЫ

СЕГОДНЕШНЕГО

Принцип действия фонтанов Проточный фонтан Устройство фонтана основано на принципе сообщающихся сосудов известного нам из физики: В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне. Воду собирают в емкость расположенную выше бассейна фонтана. При этом давление воды на выходе из фонтана будет равно разнице высот воды H1. Соответственно чем больше разница этих высот, тем сильнее давление и выше бьет струя фонтана. Так же на высоту струи фонтана влияет диаметр выходного отверстия фонтана. Чем оно меньше, тем выше бьет фонтан. Циркуляционный фонтан В циркуляционных фонтанах вода бежит по замкнутому кругу. Основной резервуар у них расположен внизу. Вода из резервуара поднимается выше по шлангу с помощью помпы. Шланг проходит внутри и не заметен снаружи. Поднявшись до верха, вода стекает по руслу декоративного горного ручья, выливается из кувшина в руке восточной красавицы или спадает вниз серией каскадов и попадает обратно в основной резервуар. Фонтаны, основанные на принципе циркуляции, не требуют подачи к ним воды. Достаточно залить воду один раз, а затем уже доливать по мере ее испарения.

Разновидности фонтанов


Естественные фонтаны: гейзеры, родники и артезианские воды

Издревле человека привлекали естественные фонтаны…


Горячая вода с паром, бьющая фонтаном из отверстия в земле, называется гейзером. Такие фонтаны бьют из-под земли на острове Исландия, в Йеллоустонском парке в США, на Северном острове Новой Зеландии и на Камчатке. "Гейзер" в переводе с исландского означает "хлынуть".

Гейзеры всегда расположены там, где находятся вулканы. Раскаленная магма поднимается к поверхности Земли и сильно нагревает породу, в которой содержатся грунтовые воды. Вода скапливается в мелких и крупных трещинах, не находя выхода нагревается и наконец закипает. При этом образуется много пара, который находится под большим давлением и пробивается наверх, в горловину образованного ранее гейзера. Происходит сильное извержение сначала пара, а потом и воды, и длится оно до тех пор, пока подземное "водохранилище" не опустеет. Следующий выброс произойдет только тогда, когда под землей снова накопятся и нагреются до кипения грунтовые воды.

Первоначально гейзер и его котловина образуются при извержении вулкана и сильном выбросе по трещинам в земле горячих подземных вод. Так, например, в 1900 году, через четыре года после разрушительного извержения вулкана Таравера на Северном острове Новой Зеландии, в его окрестностях возник гигантский гейзер, самый большой из всех, которые когда-либо знали люди. Столб пара и кипящей воды, грязи и камней достигал высоты 400 метров. Часами рокотал черный фонтан, потом спадал, чтобы заработать вновь через тридцать часов. Так продолжалось четыре года. Теперь на этом месте находится постоянно кипящее озеро Ваимангу — Черная вода. При нагревании грунтовые и глубинные воды могут выходить на поверхность не только фонтанирующими гейзерами, но и как источники, которые называют горячими, или термальными. Проходя через горячую породу, вода вымывает из нее различные вещества, растворяет содержащиеся в породе соли и минералы. Одна их часть осаждается вокруг источника в виде ванночек, каменных каскадных водопадов, изящных каменных цветов и кристаллов, а другая так и остается в горячей воде. Часто такие источники являются лечебными, так как вода в них содержит различные соли, помогающие лечить болезни суставов и внутренних органов, кожные болезни.

Гейзеры известны в странах:

Россия, Камчатка (Долина Гейзеров)


Крупные гейзеры на Камчатке были обнаружены в 1941 в долине реки Гейзерной (Долина Гейзеров), вблизи вулкана Кихпиныч. Всего на Камчатке до схода селевого потока 3 июня 2007 было около 100 гейзеров, из них около 20 — крупных.


В Исландии действует около 30 гейзеров. Один из самых активных гейзеров мира — Строккур, извергающийся каждые 5-10 минут.


Родники

Родник, источник, ключ — естественный выход подземных вод на земную поверхность . Человеку нравились бьющие небольшими струями родники. Со временем зодчие и архитекторы стали обрамлять родники декоративным камнем. Мастера проявляли чудеса изобретательности, украшая родники.

Родник Наташа. Геленджик.

Артезианские колодцы


Артезианские воды— напорные подземные воды, заключенные в водоносных пластах горных пород между водоупорными слоями. Обычно встречаются во впадинах, образуя артезианские бассейны. При вскрытии буровой скважины артезианские воды поднимаются выше водоносного пласта, иногда фонтанируют.

Искусственные фонтаны

Люди издавна не только наслаждались водопадами и ручьями, реками и морями, но и создавали искусственные водоемы и фонтаны, чтобы любоваться ими. Вода настолько благотворно влияет на нервную систему человека, что в некоторых клиниках в качестве одного из методов лечения депрессивных расстройств используют созерцание струящихся потоков воды.

Уличные, площадные фонтаны



Одним из любимейших гидротехнических сооружений человечества всегда были фонтаны. Фонтаны придумали в жарких странах – с целью чисто практической: в летний зной струи воды, бьющие вверх, несут спасительную прохладу. Они не утратили своей популярности и до сегодняшнего дня.

Ландшафтные фонтаны



Фонтан на участке около дома обычно становится очень привлекательным местом для его обитателей. Красивый фонтан — это лучшее лекарство от стрессов и суеты повседневной жизни. Слушая умиротворяющие звуки льющейся воды, созерцая её плавные потоки, человек получает возможность забыть о повседневных проблемах и хлопотах, отвлечься от беспокойств и переживаний, которыми наполнена жизнь в современном городе. Фонтан становится оазисом покоя и радости, местом для отдыха и самосозерцания.

Цветомузыкальные фонтаны


Цветомузыкальные фонтаны – это сложные комплексы с применением автоматики. Высота и форма струй, цветовое оформление задаются с помощью программного обеспечения.

Интерьерные, комнатные фонтаны


Размещение фонтана в своем жилище становится центром интерьера жилого помещения, красивый фонтан обычно превращается в любимое место для отдыха всей семьи. Ведь нет ничего более умиротворяющего, чем спокойное созерцание льющейся воды.

Фонтаны города Саранска


Фонтан около библиотеки имени А.С. Пушкина - хорошее место для отдыха. Летом около фонтана работает небольшое кафе под открытым небом, где можно посидеть, и отдохнуть в тени под зонтиком и пообщаться со своими друзьями или знакомыми.


Фонтан около парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина - открылся буквально недавно, как раз после того, как вычистили пруд в который его и поместили. Теперь все отдыхающие могут порадоваться, глядя на то, как брызги воды переливаются на солнце.


Сдается мне, что все фонтаны Саранска расположены в центре города и этот с интересным фонтан названием "Одуванчик" не стал исключением. Он как раз находиться на пересечении самых шумных улиц города - проспекта Ленина и Коммунистической.



Фонтан рядом с театром оперы и балета.


Фонтан рядом с музыкальным драматическим театром.

Фонтаны парка А.С.Пушкина

Экспериментальная часть работы

Исследование и выявление проблемы

Сделать фонтан - это проблема, или задача, которую необходимо решить. Естественно, проблемы по разработке возникли сразу. Первый вопрос, который я себе задал - как это сделать, из какого материала и с помощью каких инструментов? Как украсить фонтан декоративно.

Попробовать для изготовления фонтана использовать то, что в сообщающихся сосудах однородная жидкость находится на одном уровне

Если фонтан будет работать, выяснить зависит ли высота фонтана от диаметра трубки

Результаты работы: я рассмотрел различные типы фонтанов. В моих силах построить комнатный фонтан. Из предложенных принципов работы фонтанов, я построил проточный фонтан, работающий на законе сообщающихся сосудов. А для декора и красоты сделал подсветку.

Оборудование: штатив - 2; пластмассовая бутылка; резиновые трубки диаметром 4 мм, 6 мм, 8 мм; кювета.

Высота фонтана зависит от диаметра трубки. Чем меньше диаметр трубки, тем выше столб фонтана.

Мне очень понравилось работать над фонтаном. Он получился довольно красивым. Но самое главное - удовольствие от работы. Это была очень большая и сложная практическая работа, и конечно, были вещи, которые у меня не получались, или получились, но не так, как я хотел. Я узнали много нового о фонтанах и об их истории. В результате я остался доволен проделанной работой. Принцип сообщающихся сосудов мной использован на практике.

1.Во всех фонтанах используются сообщающиеся сосуды

2. В сообщающихся сосудах однородная жидкость стремится оказаться на одном уровне


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Принцип сообщающихся сосудов в работе фонтанов


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обоснование выбора данной темы

Фонтаны это не только украшение, но и интересный физический механизм, о работе которого многие люди и не задумывались. Поэтому для нас важно рассказать и показать принцип работы такого интересного предмета, как фонтан.

Целью работы является исследование работы принципа сообщающихся сосудов, использующегося при работе фонтанов.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

узнать, что собой представляет фонтан;

изучить принцип работы;

разобраться в истории фонтанов: от истоков к XXI веку;

узнать о самых известных примерах;

выполнить практическую часть работы.

Что такое фонтан

Каждый из нас видел фонтаны. Они бывают и комнатные, и садовые, и встроенные в ландшафт, и целые монументальные произведения искусства. Но не каждый задумывался, как появились фонтаны и как они работают.

А внутри мы увидим примитивный принцип сообщающихся сосудов, известный нам еще со школьных времен.

Принцип сообщающихся сосудов

Мы знаем, что в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковой плотности устанавливается на одном уровне. Это и есть закон сообщающихся сосудов.

Доказать это мы можем таким образом:

из закона Паскаля мы можем узнать, что p 1= p 2, где p 1=ρ gh 1, p 2=ρ gh 2,следовательно, ρ gh 1=ρ gh 2, т.е. h 1= h 2, где p -давление в жидкости, а h -высота столба.

А в сообщающихся сосудах с жидкостями, разной плотности, высота столба с меньшей плотностью будет больше высоты столба с большей плотностью.

Доказываем тоже при помощи закона Паскаля.

По закону Паскаля p 1= p 2, где p 1= ρ1 gh 1, p 2= ρ2 gh 2 ,

следовательно, ρ1 gh 1= ρ2 gh 2, т. е. h 1: h 2=ρ2:ρ1,

где p -давление в жидкости, а h -высота столба.

Высоты столбов в сообщающихся сосудах с разнородными жидкостями обратно пропорциональны их плотностям.

История использования сообщающихся сосудов

Впервые принцип сообщающихся сосудов начал использоваться еще в Древней Греции. Это были небольшие фонтанчики, но служили они не для эстетического удовольствия, а для удаления жажды, охлаждения и освежения воздуха. Они создавались при помощи бурения земли до подводных рек и ключей при естественных перепадах высот. Позже эти перепады начали создаваться искусственно.

3.1 Акведуки Древнего Рима

Понятие акведук происходит от латинских слов aqua — вода и ducere — вести . Акведуки являются прототипом современного водопровода. Они доставляли воду до общественных купальниц, называемых термами, Навмахий — мест римских водных сражений, богатых домов и фонтанов, о которых позже и пойдет речь. Особенностью римских водопроводов являлось то, что строители, древние римляне, не достаточно хорошо знали о принципе сообщающихся сосудов, поэтому строили их всё время под небольшим наклоном вниз, хотя этого и не требовалось. Достаточно было построить хранилище выше всех тех мест, куда должна была поступать вода.

В общей сложности насчитывалось около 11 таких величественных сооружений. Практически все они хорошо сохранились до наших дней. Это, несомненно, говорит о том, что римляне были просто гениальными инженерами и строителями.

3.2 Фонтаны в Средневековье и Новом Времени

Основой фонтанов в Средневековой Европе послужили персидские сады. Мусульманские фонтаны были окружены террасами из разноцветной плитки. Брызги, отражаясь в них, представали перед зрителями необыкновенной картиной. В Европе же сады впервые появились при монастырях. В их середине был расположен фонтан-место для уединения, размышления, молитвы. Но в большинстве фонтаны еще использовались как источники воды для полива и питья.

Наибольшего расцвета ландшафтное искусство в области фонтанов достигло в XVII веке во Франции. Лучший пример-Версаль, расположенный в 17 километрах от Парижа. Это парк фонтанов и архитектурных шедевров. Здесь находятся более 25 фонтанов, разных не только внешним оформлением, но устройством подачи воды.

3.3 Фонтаны-шутихи

Фонтаны-шутихи — еще одно произведение фонтанного искусства, появившееся еще за полторы тысячи лет до нашей эры. Но широкое распространение получили такие забавные фонтаны только в XVII в Европе.

На данный момент наиболее известны фонтаны-шутихи Петра I . Их прообразом могли служить фонтаны в Хелльбрунне под Зальцбургом.

Смысл таких фонтанов в придании игривого настроения среди посетителей парка при помощи неожиданного поливания водой. Часто такие фонтаны замаскированы под обыденные предметы, что и добавляет потешности .

3.4 Фонтаны нашего времени

В наше время фонтаны из маленьких отверстий для питья превратились в огромные и сложные системы. Если раньше маленькие фонтаны, созданные руками человека, считались чудом света, то сейчас каких только видов нет: с музыкой, с подсветкой, танцующие и т.д. Самый мощный фонтан выдает струю высотой до 318 метров (высота Эйфелевой башни 300)!

Фонтаны блещут разнообразием. Каждый из них это произведение искусства. Кто-то впечатляет размерами, а кто-то красотой подачи воды. В этой работе можно проследить, как происходила их эволюция.

4. Самые известные фонтаны мира

Изучив множество фонтанов в процессе изучения данной темы, мы решили составить собственный список самых красивых и удивительных фонтанов мира.

Светозвуковой фонтан на Кипре. Этот фонтан находится в небольшом курортном городке Протарас. Пусть это и не самый крупный и знаменитый фонтан, но его лазерные шоу просто впечатляют свой красотой и оригинальностью.

Фонтан Треви в Риме, Италия. Этот фонтан знаменит на весть мир. Его основная особенность — скульптурная композиция Нептуна с нимфами.

Фонтан короля Фахда. Этот фонтан расположен в Саудовской Аравии. Это тот самый высокий фонтан, про который мы говорили ранее. Напомним, что высота столба, выбрасываемого им, равна 318 метрам!

Это танцующий фонтан. Ночью он подсвечивается десятками прожекторов, а его струю поднимаются более чем на 80 метров и переливаются всеми цветами радуги.

И, конечно, не забудем про фонтан, из-за которого и зародилась идея создания этого проекта.

5. Практическая часть

Изучив простейший принцип работы фонтанов, мы захотели создать свою собственную модель. Для этого нам потребовалось:

фанера для декорации;

ракушки для украшения;

Сначала мы придумали идею декорации фонтана. Наш выбор остановился на доме с садом.

Для исполнения идеи мы вырезали из фанеры необходимые детали: фасад дома, заднюю крышку и подставку. Потом мы сделали сами сообщающиеся сосуды из бутылки и резиновой трубочки. Насадку подсоединили к сосудам и замаскировали ракушками, сымитировав с помощью железной коробки наружную часть фонтана.

В конце мы соединили все детали с помощью шурупов, петель и магнитов. Для завершения работы нам осталось только раскрасить нашу модель.

В процессе изучения данной темы мы смогли доказать верность закона сообщающихся сосудов, узнать о различных способах его применения, выяснить, где и для чего впервые использовались свойства данного утверждения. Также мы смогли проследить эволюцию развития фонтанного искусства, его виды и ответвления, узнать впечатляющие факты.

Но самым главным нашим достижением мы считаем собственноручно сделанную модель фонтана, с помощью которой мы можем продемонстрировать механизм для подачи воды.

Анализ результатов, полученных в ходе данной работы, позволяет сделать выводы:

принцип сообщающихся сосудов оказался хорошо применим в современном мире;

история использования этого принципа берет начало еще в Древней Греции и тянется до наших дней;

в работе показано применение свойств сообщающихся сосудов в устройстве фонтана.

ВложениеРазмер
proekt_po_teme_soobshch.sosudyozdoeva_zalina.docx 51.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10 посёлка Каменский

Номинация: исследовательский проект

Участница Оздоева Залина ( 7 класс ).

Руководитель проекта: Каленюк Наталья Васильевна,

учитель физики МКОУ СОШ № 10 п. Каменский

2012 – 2013 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Возраст детей, класс

поиск практического применения сообщающихся сосудов, применений свойств сообщающихся сосудов в устройстве фонтанов.

Как создать модель действующего фонтана, работающего по принципу сообщающихся сосудов?

Приобретение учениками технических знаний, применение этих знаний в жизни, переживание приятных мгновений от осознания своих возможностей, расширение кругозора в области физики, истории, географии.

Получение опыта самостоятельного общественного действия.

У учащихся сформируются:

Личностные УУД: самостоятельно определять ряд вопросов, решаемых в процессе работы над проектом, умение высказать и защитить свою точку зрения.

Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД : общение с учителем во внеурочное время, идти к общей цели, донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь учителя; выполнять роли и лидера и исполнителя).

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, в учебниках, в интернете, в других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать обобщения и выводы.

После завершения проекта участники смогут:

  • устанавливать взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
  • самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с учителем)
  • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми) из разных источников, в том числе в Интернет.
  • осуществлять подбор, хранение различных материалов, в том числе, совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)

Критерии оценки успеха работы над проектом

Для оценки результативности проекта используются критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, компетентность решения проблем. Проект считается успешным, если формируются или частично сформированы:

- навыки устной презентации;

- навыки сбора и первичной обработки информации;

- умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- умение планировать свою работу над проектом;

- умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Структурный компонент проекта

Срок выполнения работы

I. Погружение в проект

Представление проблемной ситуации

Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

Нам было предложено подумать: что знаем о фонтанах и чего не знаем(модель двух вопросов), а так же: какие сообщающиеся сосуды применяются человеком в быту и технике?

Что я хочу узнать

Фонтан – разновидность сообщающихся сосудов.

Фонтан украшает нашу жизнь, делает чище воздух вокруг себя, создаёт приятную обстановку.

Когда появились первые фонтаны?

Принцип действия фонтана.

Какие бывают виды фонтанов?
в каких городах есть известные на весь мир фонтаны?

Как можно самому сделать фонтан и где моя поделка может пригодиться?

Определение типа проекта

II. Организация деятельности

На втором этапе я изучала теоретические вопросы по учебникам физики и в интернете. Из большого потока информации надо было выделить самое главное и интересное, соответствующее теме моего проекта.

Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

А) Затем мы с учителем обсудили, какой продукт хотим получить, каково его назначение.

Б) Обсудили варианты поиска информации : поискать информацию в книгах, в интернете.

III. Осуществление деятельности

Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащегося в соответствии со своим заданием

В течение недели шёл поиск и отбор информации в интернете, справочной литературе. Создавалась модель фонтана. Учитель оказывал помощь в подборе строительных материалов , помогал отсортировать нужную информацию.

Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных

В течение нескольких дней шла доработка модели, составлялась презентация. В ходе работы учитель напомнил, что такое авторские права и как они защищаются; показал, как составляется список используемых источников и литературы .

Оформление результатов проектной деятельности

Модель фонтана готова.

Необходимо доработать презентацию, показать её учителю.

Решила показать свою работу одноклассникам.

IV. Рефлексия проекта

Оценка продукта. Отчёт о работе над проектом.

На заключительном занятии шла доработка презентации, В устном обсуждении были названы проблемы, с которыми я столкнулась: в основном, это неумение выступать перед слушателями.

Но в конечном итоге участие в проекте способствовало повышению познавательной активности .

Проект оказался интересным для его участников и слушателей.

Главное, чему научил проект, - это осознание того, что даже самые простые сообщающиеся сосуды могут предстать перед нами в виде прекрасного фонтана, использоваться на практике, как наглядное пособие по физике и декоративное оформление кабинета.

Домашнее задание и внеурочная работа по физике.

2) Исследование. Выявление проблемы.

3) История и традиции

4) Выработка идей, вариантов

5) Выбор материалов, инструментов, оборудования

6) Разработка технологического процесса

8) Экономическое обоснование

Исследование и выявление проблемы

Сделать фонтан - это проблема, или задача, которую необходимо решить. Естественно, проблемы по разработке возникли сразу. Первый вопрос, который я себе задала - как это сделать, из какого материала и с помощью каких инструментов? Какие знания мне понадобятся? Где собирать информацию? Как уложиться в заданный срок и как украсить фонтан декоративно?

История и традиции.

Со временем менялись эпохи и стили, а с ними и фонтаны, как их отражение. Например, в Петергофе, при Петре 1, были модны фонтаны с большим объемом воды (рис. 1), Рис.1

в отличие от Рима (рис.2). Но принцип работы фонтанов практически одинаков. Они работают по принципу сообщающихся сосудов.

История этих фонтанов (сделанных на основе сообщающихся сосудов), довольно большая.

В 1714г. на южном берегу финского залива был заложен Петродворец. Именно в нём самое большое скопление фонтанов (на основе сообщающихся сосудов). Эта система снабжения фонтанов водой уникальна: фонтаны соединены водоводом с ключами, бьющими на Ропшинских высотах.

Рис.2 перед дворцом св.Петра в Риме, отсюда и название фонтанов –

Конечно, Петергофский дворец не единственный пример использования сообщающихся сосудов. Отличный пример сообщающихся сосудов - шлюзы.

Действительно, таких примеров довольно много, но моя задача показать использование сообщающихся сосудов, сделав один из них - фонтан.

Фонтан (итал. ontana, от лат. Fons, родительный падеж fontis - источник, ключ ) в архитектyре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих

вниз струй воды.

Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре.

Выработка идей и вариантов.

Конечно, при практической работе возникает множество идей, моя идея пришла сама собой. Я увидела копилку – львёнка – и проект уже возник сам по себе.

Выбор материалов, инструментов, оборудования.

Пластиковая бутылка, картон, клей, краски, бумага, пластилин, трубка от капельницы с регулятором, ёмкость для воды, декоративное оформление.

Разработка технологического процесса

1) Подготовка рабочего места, инструментов, материалов.

2) Подготовить декоративную опору для бутылки.

3) Придать эстетический вид сооружению.

4) Проделать дырку для трубки в скульптуре.

7) Продеть трубку, закрепить её пластилином.

9).Проверить действие конструкции.

В процессе работы над изготовлением макета могут прийти новые решения. Изменение основного проекта возможно, но в начале необходимо тщательно проанализировать, действительно ли они заслуживают воплощения. Когда приходится несколько раз переделывать какой-либо неудачный фрагмент, несколько дней искать решения, то это утомительно. Но какое удовольствие приносит окончательный результат! Самое прекрасное в творчестве - это поиск. Здесь нужно проявить не только терпение, настойчивость, но и выдумку, фантазию, упорство в достижении цели.

Мне очень понравилось работать над фонтаном. Он получился довольно красивым. Ученики из других классов приходили посмотреть на него. Но самое главное - удовольствие от работы. Это была очень большая и сложная практическая работа, и конечно, были вещи, которые у меня не получались, или получились, но не так, как я хотела. Я узнала много нового о фонтанах и об их истории. В результате осталась довольна проделанной работой. Принцип сообщающихся сосудов мною использован на практике.

Подготовила: Каленюк Наталья Васильевна, учитель математики и физики МКОУ СОШ №10 п.Каменнский.

Читайте также: