Как сделать литографию в домашних условиях

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Техника изготовления гравюры появилась еще в 15 веке. Но расцвет данного искусства пришелся на начало 16 века, когда стали появляться гравировки с металлических досок. Они позволили существенно улучшить сложность произведений с художественной точки зрения. Да и само качество картин заметно улучшилось.

Еще чуть позже картины пытались сделать цветными. Но самыми старинными и известными образцами все же считаются монохромные. Несмотря на то, что в технике гравюры используется только 2 цвета — белый и черный, это никак не мешает мастерам воплотить в жизнь свои произведения. Наоборот, такая монохромность позволяет подчеркнуть глубину каждого элемента картины.

За всю историю существования гравюры как вида искусства, было создано немало изображений: идеалистические, иллюстрации к романам, политические карикатуры, графические пасквили. В настоящее время найти хотя бы одно из таких иллюстраций — это огромная удача.

Всемирно известными считаются те иллюстрации, на которых изображены библейские мотивы, сцены из жизни, пейзажи и портреты. Многие настоящие ценители антиквариата устраивают настоящую охоту за монохромными изображениями, каждое из которых наполнено иносказательными образами и загадками. Смотреть на такие работы можно часами напролет и каждый раз можно будет найти какие-то новые детали, наполненные смыслом.

Известный французский мастер-график Гюстав Доре (1832-1883) изображал популярные сказочные истории, которые на его картинах​ как будто оживали. Его работы отличаются великолепным мастерством и филигранной техникой. Мастер особенное внимание уделял деталям и на каждом изображении присутствует большое количество символов. Монохромность данных картин добавляет им таинственности.

Некоторые схожие черты в методике выполнения гравюры есть и у литографии . Тем не менее, это совсем разные виды техник создания изображений.

Гравюра представляет собой вид графического искусства, в процессе которого создаются изображения с помощью печатных оттисков. Все оттиски гравюр делают с помощью так называемых печатных форм, которые в последствии используют для того, чтобы тиражировать изображения. При этом все оттиски относятся к авторским произведениям. Иногда по незнанию литографию относят к данному типу искусства.

На самом деле, литография — это отдельный вид искусства. Это такой способ печати, когда краска с помощью особой плоской формы наносится на бумагу. В данной технике используются оттиски, которые создаются на гладкой поверхности камня. Его подвергают специальной обработке, которая позволяет на тех или иных участках принимать особую литографическую краску.

По сравнению с другими техниками, литография отличается дешевизной. Работать с таким материалом как камень намного проще, чем, например, при аналогичной работе с медной доской. Именно в литографии есть возможность вносить некоторые поправки в изображение. Кроме того, готовые оттиски можно использовать повторно.

Довольно популярна цветная литография. Для этого каждый цвет делают на отдельных камнях. Оттиски делают на бумаге поочередно с каждого камня. При этом очень важно следить за тем, что каждый оттиск строго совмещался и придерживаться переходов от светлых тонов к более темным. Как видно по изображениям, гравюры и литографии практически одинаковы, и отличить одну технику от другой могут только настоящие художники и профессионалы.

Считается , что искусство создания печатных произведений возникло ещё в I веке нашей эры в Китае во времена династии Хань. С момента своего появления этот процесс повлиял на историю , социальное и культурное развитие человечества. Ниже мы расскажем о десяти наиболее широко используемых техниках печати.

От ксилографии до шёлкографии. 10 техник эстампа

Чтобы понять отпечатанное произведение искусства , важно знать , каким образом оно было создано. Ксилография

или шёлкография — каждая из этих техник имеет свои особенности , которые влияют на конечный вид работы. Общий принцип у них один — перенос изображения с матрицы на другую поверхность , чаще всего на бумагу или ткань. При этом стоит помнить , что отпечаток

будет зеркальным отражением рисунка.

Матрица ( пластина , шаблон , форма) может быть изготовлена из дерева , металла , стекла , камня , ткани , линолеума и так далее. Изображение наносится на плоскую поверхность с помощью инструментов или химикатов , а затем покрывается чернилами. Для получения ровного оттиска требуется контролируемое давление , и с этой задачей лучше всего справляются печатные станки или роликовые прессы. Но на заре печати матрицу , по-видимому , просто прижимали к бумаге рукой , не заботясь о равномерном распределении чернил.

Изображения, полученные с помощью различных техник печати. Фото: rgu.ac.uk

Ксилография

на дереве — это создание рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. На полученный рельеф наносят чернила , сверху кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом. Отпечаток

Особенности литографии

Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа (оттиска на бумаге с печатной матрицы). Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографические шедевры — с помощью плоских печатных форм.

Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом (литографическим карандашом, тушью или кистью). Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.

Литография. Принцип цветной литографии. Пример печати литографии из восьми разных цветов

Виды литографии

Постепенно, с развитием полиграфических технологий, появилось большое количество видов литографии. Среди них наиболее известны:

  • Автолитография. Подразумевает изготовление печатной формы самим автором произведения.
  • Хромолитография. Используется для печати многоцветных изображений с использованием отдельных форм для каждого цвета.
  • Фотолитография. Основана на свойстве специальных чувствительных материалов — фоторезистов менять цвет под воздействием света.
  • Рентгено-, микро- и нанолитография. Современные технологии печати с высокой разрешающей способностью.

Литография. Литографский камень с рисунком из коллекции библиотеки Принстонского университета

По сравнению с другими видами графики у литографии есть очевидные преимущества:

  • Относительная дешевизна. Стоимость матрицы из известнякового камня заметно ниже, чем аналога из металла или твердых пород древесины.
  • Простота создания форм. Наносить рисунок на гладкую поверхность карандашом проще, чем вырезать шаблон на медной пластине при создании гравюры.
  • Возможность внесения правок во время работы. Художник может легко внести изменения в уже готовый рисунок в любой момент (удалить лишнее или дополнить композицию новыми деталями).
  • Возможность многократного использования формы. Для повторного применения формы нужно лишь с небольшими усилиями заново отшлифовать поверхность камня.

История развития литографии

В отличие от гравюры, которую изобрели еще в XV веке, история литографии насчитывает немногим более 200 лет. В 1796 году Алоизий Зенефельдер (Johann Alois Senefelder) в Мюнхене в собственной небольшой типографии случайно открыл новую технику. Он же спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую. Новый вид полиграфии быстро завоевал популярность благодаря низкой себестоимости производства по сравнению с офортной печатью.

Изначально ее использовали в книгопечатании для создания монохромных иллюстраций высокого качества. Чтобы сделать цветное изображение, иллюстраторам приходилось вручную раскрашивать оттиски акварелью.

В начале 30-х годов XIX столетия во Франции была изобретена техника многоцветной плоской печати — хромолитография. С этого времени значительно возрос интерес к ней со стороны профессиональных художников. А технологию начали массово применять для создания:

    ;
  • географических карт;
  • объявлений и афиш; и карикатур в газетах и журналах.

К классической литографической технике обращались многие выдающиеся живописцы того времени:

    (Francisco Goya); (Théodore Géricault); (Eugène Delacroix); (Honoré Daumier),
  • Поль Гаварни (Paul Gavarni);
  • Адольф фон Менцель (Adolph von Menzel).

Литография. Научная литография Бабочки Семейства Макролепидоптера

Во второй половине XIX века литографию часто использовали в своем творчестве известные импрессионисты:

    (Edgar Degas); (Édouard Manet); (Pierre-Auguste Renoir); (Jacob Abraham Camille Pissarro); (Odilon Redon).

К концу XIX века новое дыхание в развитие популярного вида графики вдохнул основатель современного постера Жюль Шере (Jules Chéret). В своей мастерской он усовершенствовал технологию плоской печати и научился делать с одного камня одновременно два оттиска разными красками. В то время поражал своим умением рисования афиш гениальный Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), творили и другие мастера плаката:

  • Теофиль-Александр Стейнлен (Théophile-Alexandre Steinlen);
  • Эжен Грассе (Eugène Grasset);
  • Альбер Гийом (Albert Guillaume).

В ХХ веке литография с развитием новых средств живописи, появлением революционных стилей и направлений постепенно утрачивает популярность среди художников. Но к ней периодически обращались в своем творчестве выдающиеся личности в сфере искусства:

    (Henri Matisse); (Joan Miró); (Marc Chagall); (Grant Wood); (Alphonse Mucha); (Pablo Picasso); (Robert Rauschenberg); (David Hockney).

В наши дни художники редко используют традиционную литографическую технику для создания произведений. Большинство современных мастеров отдают предпочтение более простым в исполнении средствам живописи и графики в своем творчестве.

Литография. План города Одессы 1919 года

Портал Very Important Lot предоставляет посетителям из любого уголка мира уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах, чтобы приобрести шедевры мировой культуры. На сайте также можно напрямую купить картины современных художников.

Гравюра (фр. graver — вырезать) представляет собой вид графического искусства, позволяющий получать оттиски с печатных форм. Эти формы изготавливают из металла, дерева, пластика и иных материалов. Сами оттиски также называют гравюрами.

Существуют различные техники и приемы создания гравюры. Ее получают при помощи глубокой, плоской или высокой печати, которые отличаются друг от друга расположением элементов печатной формы по сравнению с пробельными элементами. Так, у печатных форм глубокой печати они вогнуты, высокой печати — приподняты, а плоской — на одном уровне.

Далее мы рассмотрим основные техники, с помощью которых с давних времен изготавливают гравюры. Практически все они относятся к гравировке по металлу и глубокой печати. При этом в некоторых техниках используется механический способ гравировки (сухая игла, меццо-тинто, резец, пунктир, карандашная манера), а в других применяют химический способ (классический офорт, акватинта, лавис, мягкий лак, карандашная манера).

Резцовая гравюра (резец)

Резцовая гравюра создается с помощью специального инструмента — штихеля (нем. Stichel — резец). Она требует от гравера высокой точности, больших усилий, терпения и может выполняться несколько недель или даже месяцев.

Резцы для гравировки по металлу.

Перед работой мастер основательно полирует металлическую пластину, создает на ней изображение с помощью ювелирного пунсона (острого инструмента) и приступает к детальной обработке рисунка штихелем. Перед печатью в пластину втирают краску, убирают ее излишки и делают оттиски.

Отличительные признаки резцовой гравюры:

  • точки имеют треугольную форму, так как ставятся концом штихеля;
  • штрихи имеют острые концы с одной или двух сторон (в местах входа или выхода штихеля из пластины);
  • из-за значительного нажима на штихель линии получаются скованными и меняют толщину при разном погружении инструмента.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.

Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Пунктирная манера

Эта техника подразумевает нанесение на гравировальную пластину системы точек разной формы и размеров.

В процессе работы мастер может пользоваться пунсонами с концами разной остроты и формы (в виде треугольника, квадрата и т.д.), матуаром и гравировальным молоточком. Используя инструменты разной формы, а также разную степень давления гравер строит целую систему разнообразных точек. При необходимости он сгущает или разрежает точки, создавая эффект тени или света. В результате получается изображение с мягкими переходами. Чтобы сделать контуры рисунка более плавными, мастер может пробивать точки сквозь лак.

Инструменты для гравировки пунктиром: граверный молоточек, матуар и пунсоны.

Отличительные признаки пунктирной техники:

  • При рассмотрении изображения видны точки разной формы.
  • В темных местах рисунка точки больше в размерах.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

А. Афанасьев. Портрет Д.В. Давыдова. Пунктирная манера. После 1812 г.

Меццо-тинто

В технике меццо-тинто (от итал. Mezzo — половина, tinto — окрашенный), которую еще называют черной манерой или английской манерой, работа ведется не с созданием углублений в подготовленной пластине, а с выглаживанием определенных участков. Для этого металлическая пластина делается шероховатой с помощью техники зернения. То есть изначально на ней уже есть выемки, а задача гравера заключается в том, чтобы затереть те участки, которые должны быть более светлыми (на гладких участках краска почти не задерживается). Работу с изображением он производит с помощью шабера и гладкого планира. Гравировка ведется от самого черного цвета до самого яркого света (откуда и название черной манеры), что противоположно другим техникам механической гравировки.

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто

Зернение, выглаживание и выскребание поверхности пластины в технике меццо-тинто.

Основные признаки гравюры по технике меццо-тинто:

  • при достаточном увеличении видны маленькие насечки (зерна);
  • отсутствуют резкие линии, изображение получается мягким, с бархатистой фактурой и плавной сменой одного тона другим.

Офорт

Название этой техники произошло от французского слова eau-forte, что переводится как крепкая водка (в старину так называли азотную кислоту). Именно азотная кислота изначально являлась основным веществом для создания офорта.

При этой технологии металлическую пластину покрывают лаком, устойчивым к кислоте. Затем наносится рисунок и процарапывается иглами. После этого мастер погружает пластину в емкость с кислотой, что приводит к вытравлению незакрытого лаком рисунка. После промывки и высушивания процедуру несколько раз повторяют, добиваясь более глубокого травления на отдельных участках. На последней стадии защитный лак снимают керосином. Получившуюся печатную форму заполняют краской.

Травление подготовленного рисунка в кислоте.

Основные признаки гравировки техникой офорта:

  • линии свободны и одинаковы по толщине на всем протяжении, имеют немного рваные края;
  • точки всегда круглые или овальные;
  • штрихи имеют притупленные концы;
  • могут присутствовать точки и иные дефекты из-за повреждения лака кислотой (если мастер не убрал их).

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.

Подготовка порошка смолы для обработки пластины.

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

  • при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
  • число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Лавис

Лавис (фр. Lavis — размывка) представляет собой технику гравировки, при которой рисунок сразу травится кистью, смоченной специальной жидкостью.

В процессе работы гравер наносит изображение на металлическую пластину при помощи стекловолоконной кисти и травильной жидкости (часто раствора азотной кислоты). Так как метал имеет неоднородный состав, при травлении получается шероховатая поверхность, которая хорошо задерживает краску. Благодаря этому при печати получается тонально богатое изображение (схожее с тем, что дает акватинта).

Отличительные признаки гравировки методом лависа:

  • при значительном увеличении видны точки неправильной формы;
  • каждый тон отличается от другого резкими границами, а пятна тона напоминают мазки акварелью.

Мягкий лак

Эта техника представляет собой разновидность офорта, получаемого мягким кислотоупорным лак (его еще называют срывным). Такой лак создают добавлением в него жира.

В начале работы гравер покрывает металлическую пластину мягким лаком и осторожно крепит на нее зернистую бумагу. На бумаге твердым карандашом создается рисунок, что заставляет лак прилипать в местах полученного изображения. Но из-за входящего в состав жира при съеме с пластины бумажного листа эти прилипшие к бумаге частички лака легко отстают от металла (срываются). После этого выполняют традиционное для офорта травление, затем смывают лак, полученную форму заливают краской и делают отпечатки.

tehniki-16.jpg

Основные признаки техники мягкого лака:

  • изображение сохраняет фактуру бумаги, с помощью которой его создавали;
  • при рассмотрении изображения легко заметить частично соединенные друг с другом точки разных форм.

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г

Д. Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.

Карандашная манера

В этой технике гравирования применяется химический или механический способы гравирования (реже оба). Свое название карандашная манера получила за то, что отпечатанное изображение напоминает карандашный рисунок.

При химическом гравировании полированную металлическую пластину обрабатывают твердым кислотоупорным лаком, а затем наносят рисунки рулеткой (могут применяться и иные инструменты). Она представляет собой зубчатое колесо с насечками, вращающееся на металлическом стержне. Когда рулетка прокатывается по лакированной пластине, в ней остаются небольшие углубления. После этого освобождённые от лака участки пластины вытравляются в кислоте.

Гравировальная рулетка для работы в карандашной манере

При механическом гравировании на полированной пластине вокруг вдавленных рулеткой точек образовываются заусенцы (бугорки). При печати краской заполняются не только углубления, но и заусенцы, за счет чего гравюра становится мягкой.

Основные признаки гравировки карандашной манерой:

  • если гравировку делали с помощью рулетки, то на отпечатанном изображении видны повторяющиеся цепочки точек (группируются в виде штрихов и могут быть круглыми, овальными, напоминать запятые);
  • в случае химической карандашной манеры штрих получается чистым, в нем точки имеют четкую границу и отстоят друг от друга на равные промежутки.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Л. Бонне. Портрет Екатерины II. Карандашная манера. 1765 г.

Литография

Литография (др.-греч. λίθος — камень и γράφω — рисовать) — это техника травления рисунка на камне, относящаяся к плоской печати. Для создания изображения подбирают особые сорта камня (обычно известняка), способного отталкивать краску после легкого травления кислотой.

Оттиск с камня в процессе литографии.

Оттиск с камня в процессе литографии.

В процессе работы гравер готовит каменную пластину (полирует ее или, напротив, делает шероховатой). После этого на нее наносят рисунок с помощью жирного литографского средства (карандаша или туши). После слабого травления пластины кислотой протравленные участки отталкивают краску. Участки жирным карандашом, напротив, легко притягивают краску.

На следующем этапе исходное изображение смывают, а на влажный камень наносят краску с олифой, удерживающуюся на непротравленных участках. После этого выполняют печать под давлением на бумаге с помощью литографского станка.

Раньше литографию выполняли на камнях, но сегодня используют в основном металлические пластины.

Основные признаки литографического оттиска:

  • отсутствие натиска во всех деталях изображения, краска ровно распределена по всей поверхности листа;
  • литография на гладком камне схожа с обычными рисунками кистью или пером, но не имеет характерных для них скоплений краски;
  • в литография на корнованном (шероховатом) камне видны состоящие из разнородных точек штрихи.

Гравюра на стали

Эта техника применяется для гравировки стальных пластин. Гравирование осуществляют химическим или механическим способом, используя травильные жидкости или инструменты для резки. С помощью прорезывания или травления в стальных пластинах создают углубления в виде отдельных точек, штрихов или линий.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

Получение оттиска со стальной печатной формы на офортном станке.

По сравнению с другими металлами и их сплавами сталь позволяет создать особенно прочную печатную форму. Так, если с медной резцовой гравюры получается около тысячи оттисков, то для стали это несколько десятков тысяч копий. По этой причине некоторые металлы покрывают слоем стали с помощью гальванопластики.

Базовые признаки гравировки на стали:

  • штрих на оттиске получается сухим, жестким, немного рыхлым;
  • по сравнению со штрихом на стали штрих на меди имеет более четкие границы, а штрих на цинке имеет еще более рыхлые, бархатистые края.

Читайте также: