Как сделать либретто к опере орфей и эвридика

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Отличия парижской редакции:

  • партия Орфея понижена в тесситуре для тенора (в итальянском варианте она была предназначена для альта-кастрата);
  • это привело к существенной перестройке тонального плана;
  • значительно переработаны речитативные диалоги;
  • заметно обогащена инструментовка;
  • в соответствии с традициями французской оперы включено большое количество балетных номеров.

Сюжет, особенности либретто

  • мыслью о волшебной силе искусства;
  • идеей беззаветной верности;
  • идеей столкновения человека с судьбой.

В отличие от многих либреттистов, слишком свободно обращавшихся с древними мифами (включение побочные сюжетных линий и новых героев нередко искажало мифологический сюжет до неузнаваемости), Кальцабиджи строго придерживался основной линии предания об Орфее, не загромождая его никакими побочными эпизодами. Единственное отступление от мифа связано с развязкой: вместо гибели главных героев опера завершается счастливым финалом. Действующих лиц всего трое – Орфей, Эвридика, Амур (Эрос).

Особенности структуры

Сами действия расположены симметрично: 1 и 3 разворачиваются в мире живых людей, 2-е, центральное, действие происходит в царстве мертвых.

1 действие

Первое действие состоит из 4-х сцен.

Подобно рефрену в форме рондо, музыка хора повторяется трижды, объединяя всю сцену. Роль эпизодов выполняют горестные речитативы Орфея, умоляющего спутников оставить его одного, а также балетная пантомима – возложение венков на гробницу Эвридики. Хореографический эпизод, таким образом, не только украшает действие, но и деятельно в нем участвует. Его музыка носит пасторально-просветленный характер.

ариозо речитатив ариозо речитатив ариозо

4-я сцена – большой аккомпанированный речитатив Орфея: исполнен­ный решимости преодолеть все испытания, он готов следовать воле Зевса. Таким образом, в I действии содержится драматургическое развитие от состояния душевной подавленности к мужественной готовно­сти бросить вызов судьбе.

2 действие

Оркестровое вступление ко второму действию передает зловещую атмосферу, в которой будет разворачиваться его 1 сцена. Она происходит на берегах реки смерти Стикс, в преддверии Аида, куда в поисках Эвридики попадает бесстрашный Орфей. Ему преграждают путь безжалостные фурии.

Партия Орфея выдержана в духе lamento. На этот раз она не содержит каких-либо повторений: каждое из трех его ариозо – это новая ступень в развитии единого образа. Его мольбы звучат все более настойчиво, взволнованно, порывисто, то есть разрастаются в своей силе. Масштабы же их, наоборот, сжимаются. Ускоряется темп, мелодическая линия все более насыщается секундовыми интонациями вздоха, учащается ритмическое сопровождение, более частой становится смена гармонии, мелодические фразы – более короткими.

Таким образом, обе линии развиваются по-разному: партия Орфея – как восходящая, побеждающая, партия духов – как нисходящая, постепенно уступающая в борьбе. По-существу, Глюк использовал новый, подлинно симфонический прием развития – постепенную трансформацию первоначальных образов, в процессе которой происходит их сближение.

3 действие

Третье действие оперы также делится на два контрастных раздела. В первом разворачивается психологический конфликт в душе Орфея, связанный с борьбой между любовью и нравственным долгом (принятым обетом). Эвридика не может понять причину его мнимой холодности. Их диалог отмечен неуклонным ростом напряжения.

[2] Оперы Я. Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, Р. Кайзера, И.К. Баха, Й. Гайдна, кантаты Дж.К. Перголези и Г. Берлиоза, мелодрама Е. Фомина, симфоническая поэма Ф. Листа, балет И. Стравинского, оперетта Ж. Оффенбаха, рок-опера А. Журбина.

[3] В контрастной середине арии воплощены светлые воспоминания Эвридики.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чорнобай Наталия Владимировна учитель музыки
Улан-Баторского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова

Мы уже знаем, что для создания оперы композитору нужен литературный сюжет, который ляжет в основу оперы. Это может быть сказка Островского Снегурочка, которую выбрал Римский-Корсаков, или поэма Пушкина Руслан и Людмила, которая понравилась М.Глинке. Это также может быть реальная история, повесть, легенда, былина, или миф.
А.С.Пушкин
Руслан и Людмила

Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки. В Древней Греции жил певец Орфей. Он играл на лире и пел. Его талант был так велик, а голос так прекрасен, что люди сложили о нём миф.
Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.
М
И
Ф

Вам понравилось то, как закончился миф? А вам бы хотелось, чтобы миф закончился счастливо, чтобы Эвридика не исчезла, а вернулась на землю?
В опере Глюка так и произошло. После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться
на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви. Счастливый конец был правилом в опере эпохи классицизма.
Орфей и Эвридика

Иногда это делает сам композитор, на чаще всего либретто пишет литератор. Либретто не повторяет точно литературное произведение и даже может сильно отличаться от него, например, как в опере Глюка. Либретто – текст, который поют герои оперы. Либретто написал Раньери де Кальцабиджи.
Либретто – текст к опере

Давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы – Мелодия.Это инструментальный номер в опере, то есть, слов нет, но он стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Мелодия удивительно чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты, но оно не нарушает светлого покоя сцены.

Почти в каждом произведении можно увидеть борьбу сил добра и зла. Если Орфей и Эвридика олицетворяют силы добра, то Фурии, живущие в подземном царстве – силы зла. Давайте послушаем фрагмент из оперы - хор Фурий. Орфей спускается в подземное царство, чтобы уговорить царя Аида отпустить Эвридику, а Фурии стараются напугать Орфея. Мрачная, грозная, громкая, отрывистая мелодия, страшные созвучия, оркестр + хор.
Мифические фурии – богини мести
Орфей и Эвридика

- литературный сюжет
- Что нужно композитору, чтобы написать оперу?

сказка, поэма, реальная история,
повесть, легенда, былина, или миф
- Что может быть сюжетом для оперы?

это фантастическое сказание
греков о происхождении мира
- Что такое миф?

- на сюжет греческого мифа о прекрасном
певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.
На какой сюжет написана опера «Орфей и Эвридика?

- текст к опере
Что такое либретто?

- да
Может литературный сюжет отличаться от либретто?

- силы зла
Какие силы олицетворяют Фурии?

Чорнобай Наталия Владимировна учитель музыки
Улан-Баторского филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова

В основе либретто лежит миф об Орфее. Этот миф один из древнейших.

Орфей – сын бога Аполлона и музы Каллиопы. Певец и музыкант, Орфей олицетворяет собой музыкальное искусство. Владение этим искусством дает Орфею настолько мощную силу, что пением и игрой на музыкальном инструменте Орфей способен подчинять себе людей, богов и природные стихии.

Жена Орфея – молодая прекрасная Эвридика.

Однажды Эвридика, гуляя по лесу, наступает на ядовитую змею. Змея жалит Эвридику. Эвридика умирает.

Опера начинается со сцены оплакивания Эвридики, которая только что умерла от укуса змеи. Горе Орфея настолько безмерно, что своим плачем ему удается вызвать искреннее сочувствие бога любви Амура.

Амур является перед Орфеем и, желая утешить его и помочь, рассказывает, как можно вернуть Эвридику на землю. Орфей должен взять свою лютню и без промедления спуститься в подземные владения Аида. Там он сможет найти свою дорогую Эвридику. Возвращаться из царства мертвых им придется, ступая друг за другом: Орфей будет идти впереди, а Эвридика должна следовать за ним. При этом Орфей ни в коем случае не должен оборачиваться назад и смотреть на свою жену до тех пор, пока они не выйдут из царства мертвых.

Выслушав Амура, Орфей поступает так, как сказал ему Амур. Он берет лютню и отправляется в дорогу.

У входа в Тартар путь ему преграждают фурии. Здесь Орфею пригождается его лютня. Он начинает петь, аккомпанируя себе на ней. Волшебные звуки голоса Орфея и его чудесного инструмента умилостивили злых существ. Мало-помалу они смягчаются и пропускают Орфея.

Орфей приходит в Элизиум. Элизиум – это царство усопших душ. Здесь очень красиво, и здесь Орфей, наконец, находит Эвридику. С этого момента душа его наполняется светлой надеждой и счастьем.

Орфей и Эвридика должны возвращаться на землю. Они идут так, как говорил Амур: Орфей идет впереди, не оборачивается и не смотрит на Эвридику. Но Эвридика не понимает, почему Орфей на нее не смотрит. Ей начинает казаться, что он ее разлюбил. Если это так, то зачем ей идти на землю, лучше она вернется в царство мертвых! В страхе, что Эвридика так и сделает, Орфей оборачивается и смотрит на нее. Эвридика в тот же миг падает замертво.

Орфей впадает в полное отчаяние. Раз Эвридика умерла, ему тоже незачем жить.

Увидев мучения Орфея, Амур решает еще раз прийти ему на помощь. Он снова является перед Орфеем и возвращает Эвридику к жизни. Затем Амур выводит Орфея и Эвридику из подземного царства на солнечный свет.

Любовь и искусство побеждают смерть.

Также читают:

Рассказ Глюк - Орфей и Эвридика (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Действия рассказа Виталия Бианки происходят в лесу. Его героями выступают любимые животные. Автор с удовольствием наблюдает привычное для зимнего периода явление. На бескрайнем снежном покрывале невозможно пройти мимо разных следов

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду небольшой повести, состоящей из двух частей, ключевая тематика которой заключается в необходимости оказания помощи и поддержки близким людям.

Эпос Урал-батыр - это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.

Уже семь лет Тангейзер живет в гроте Венеры и молится этой богине. Но раньше Тангейзер был рыцарем. Оставив друзей, невесту, все, что было ему прежде дорого, удалился он в этот грот.

Опера под названием "Орфей и Эвридика" является первым произведением, в котором осуществились новые идеи композитора Глюка. Премьера ее состоялась в 1762 году, 5 октября. Краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика" изложено в этой статье.

содержание оперы орфей и эвридика

Реформа оперы в произведении

Произведение это положило начало реформе оперы. Речитатив был написан таким образом, чтобы на первом месте оказался смысл слов, а оркестровая партия подчинялась настроению сцены. Статичные поющие фигуры в произведении стали играть. Пение, таким образом, соединялось с действием. Существенно упростилась при этом его техника, однако стала между тем гораздо привлекательнее и естественнее. Увертюра способствовала введению в настроение и атмосферу последующего действия. Кроме того, Глюк превратил в составную часть драмы хор. Драматургическая структура оперы основывается на законченных музыкальных номерах. Они, подобно ариям, пленяют завершенностью и мелодической красотой.

содержание оперы орфей и эвридика сюжет

Сюжет о любви Эвридики и Орфея

Сюжет о любви Эвридики и Орфея является в опере одним из самых распространенных. До Глюка его использовали в своих произведениях Ланди, Монтеверди, Каччини, Пери и другие авторы. Однако именно Глюк воплотил и трактовал его по-новому. Прочитав краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика", вы узнаете, например, в чем состояла особенность финала. Впервые представленные в произведении новые особенности отражают авторские искания в течение долгих лет творчества.

Вариант, выбранный Глюком

краткое содержание оперы орфей и эвридика

Из множества вариантов данной легенды был выбран изложенный в "Георгиках", созданных Вергилием. Это отражает краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика". Мы опишем не само произведение Вергилия, а именно оперу в кратком изложении. В ней герои предстают в трогательной и величавой простоте, наделенные доступными обычному человеку чувствами. В выборе сказался авторский протест против риторики, ложного пафоса, а также вычурности феодально-дворянского искусства.

Первая и вторая редакции

В представленной в Вене в 1762 году, 5 октября, первой редакции произведения Глюк еще не полностью освободился от существовавшей в то время традиции парадных представлений. Содержание оперы "Орфей и Эвридика" было несколько другим, чем сейчас. Например, альту-кастрату была поручена партия Орфея, введена роль Амура (декоративная), концовка оказалась счастливой, вопреки мифу. Вторая редакция (1774 год, 2 августа, Париж) существенно отличалась от первой. Содержание оперы "Орфей и Эвридика" в ней значительно изменилось. Был заново написан текст де Молиной. Естественнее и выразительнее зазвучала партия Орфея, которая была передана тенору и расширена. Сцену в аду, которую также описывает краткое содержание оперы "Орфей и Эвридика", Глюк завершил музыкой из балета "Дон Жуан" (финальной части). Введено соло флейты в музыку "блаженных теней". Позже оно было известно как "Мелодия" Глюка в концертной практике.

Опера была возобновлена в 1859 году Берлиозом. Полина Виардо выступила в роли Орфея. С этого времени существует традиция, по которой заглавная партия исполняется певицей.

содержание оперы орфей и эвридика глюк

Далее мы предлагаем к прочтению содержание оперы "Орфей и Эвридика" (Глюк).

Первое действие

Только что Орфей потерял Эвридику, свою красавицу жену, и опера после довольно бодрой по ритму увертюры начинается перед ее гробницей, в гроте. Сначала в сопровождении хора пастухов и нимф, а потом в одиночестве, как говорит содержание оперы "Орфей и Эвридика", Орфей оплакивает свою подругу. Он решает наконец возвратить ее из подземного царства. Для этого он хочет овладеть Гадесом, при этом вооружившись лишь вдохновением, слезами и лирой. Боги, однако, сжалились над ним. Амур (то есть Купидон, или Эрос) говорит Орфею, что он может войти в подземный мир. Если певучий голос его, услада нежной лиры усмирят гнев владык роковой тьмы, он сможет увести свою возлюбленную из бездны ада.

Условия, поставленные богами

Главному герою нужно выполнить только одно условие при этом: не бросать ни одного взгляда на Эвридику и не оборачиваться до тех пор, пока он не выведет невредимую супругу обратно на землю. Не смотреть на нее - это выполнить труднее всего, поэтому герой просит о помощи богов. Звук барабанов в этот момент изображает гром, сверкает молния. Это отмечает начало непростого путешествия.

Второе действие

Второе действие происходит в Гадесе, подземном царстве мертвых. Здесь Орфей побеждает вначале фурий (иначе - эвменид), после чего забирает супругу у Блаженных теней. Устрашающ и драматичен хор фурий, однако постепенно, по мере того как главный герой поет и играет на лире, они смягчаются. Музыка его на редкость проста, однако замечательно передает драматизм происходящего. В опере еще не раз в дальнейшем повторяется использованный в данном эпизоде ритмический рисунок. Фурии в заключение танцуют балет. Глюк сочинил его немного раньше, для того чтобы изобразить схождение Дон Жуана в ад.

Царство Блаженных теней называется Элизиумом. Сначала сцена слабо освещена будто бы утренней зарей. Однако постепенно свет наполняет ее. Появляется печальная Эвридика с блуждающим взором, которая тоскует по своему другу. После того как она удаляется, Блаженные тени постепенно заполняют сцену. Они прогуливаются группами. Данное действо является танцем Блаженных теней (по-другому - гавотом), хорошо известным сейчас. Его сопровождает соло флейты, необычайно выразительное.

После того как Орфей с фуриями уходит, Эвридика с Блаженными тенями поет о тихой жизни в загробном райском мире - Элизиуме. После их исчезновения Орфей появляется вновь. Он теперь один, воспевает красоту, представшую его взору. Оркестр воодушевленно играет гимн, в котором восхваляются красоты природы. Блаженные тени, привлеченные его пением, снова возвращаются. Сами они еще невидимы, однако звучит их хор.

Вот маленькая группа приводит Эвридику. Лицо девушки закрывает вуаль. Соединяет одна из Теней руки возлюбленных, снимает вуаль с Эвридики. Та, узнав своего мужа, хочет выразить восторг, однако Тень дает Орфею знак, чтобы тот не поворачивал головы. Он держит за руку свою жену и идет впереди, поднимается по тропинке к выходу из подземного царства. При этом головы к ней он не поворачивает, помня хорошо об условии, поставленном богами.

Третье действие

Начинается последнее действие с того, что главный герой ведет свою супругу на землю мрачными переходами по скалистому ландшафту, извилистыми тропами, а также опасно нависающими над ними скалами. Ничего не ведает Эвридика о запрете богов Орфею бросить на нее даже мимолетный взгляд до того, как супруги достигнут земли. По мере движения Эвридика понемногу преображается в реальную женщину из Блаженной тени, каковой была она в предыдущем действии. Ей свойственен горячий темперамент. Поэтому Эвридика, не понимая, почему Орфей ведет себя так, горько жалуется ему на то, как он к ней безучастно относится теперь. Она обращается к своему супругу то восторженно, то нежно, то с отчаянием, то с недоумением. Героиня делает предположение, что, возможно, Орфей разлюбил ее. Пока тот убеждает свою жену в обратном, она становится еще настойчивее. Женщина в конце концов пытается прогнать своего супруга. Их голоса в этот драматический момент сливаются.

краткое содержание оперы орфей и эвридика глюк

Орфей заключает в объятия Эвридику, смотрит на нее. Она умирает тогда, когда он ее касается. После этого следует самый знаменитый в опере момент - ария под названием "Потерял я Эвридику". Главный герой в отчаянии хочет ударом кинжала покончить с собой. Этим драматическим моментом продолжается содержание оперы "Орфей и Эвридика". Орфей оплакивает (Эвридика уже мертва) смерть своей жены. Главный герой берет кинжал, но Амур является ему в последний момент и останавливает его. Бог любви взывает страстно: "Эвридика, воскресни". Та как бы пробуждается ото сна. Столь поражены верностью главного героя боги, говорит Амур, что решили его вознаградить.

содержание оперы орфей и эвридика орфей оплакивает свою подругу

Счастливый финал

Финальная сцена происходит в храме бога Амура. Это серия танцев, хоров и соло во славу любви. Конец этот намного более счастливый, чем известный по мифологии. Эвридика, согласно мифу, остается умершей, а ее супруга на куски разрывают фракийские женщины, негодуя, что он пренебрег ими, предаваясь самозабвенно сладостной скорби.

Читайте также: