Как сделать лады на скрипке

Обновлено: 07.07.2024

Скрипка нотируется в скрипичном ключе. Ее четыре струны построены по квинтам следующим образом:

Тембр 1-й струны — светлый, серебристый, звонкий.

Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.

Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.

Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.

Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.

Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.

На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:

Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).

Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.

Открытая струна может быть использована в гаммообразных построениях только в 1-й позиции.

Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.

При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.

На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:

Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчитываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.

Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.

Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освободить место для последующего, что весьма неудобно, а в быстром движении просто невозможно.

Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хроматическому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование.

Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться формулой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на струне А нота g 2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.

Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:

Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.

Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.

Секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3. септима — через палец: 3/1, 4/2. октава — крайними пальцами: 4/1.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.

Кварта берется соседними пальцами: 1/2, 2/3, 4/3. Tерция через палец: 1/3, 2/4. Cекунда — крайними пальцами: 1/4.

Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).

Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 1/3 и 4/2 , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена (1/3 и 4/2) для осуществления следующего.

Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): 2/1 \ 3/2 \ 4/3. Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.

Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.

Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).

Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 1/2,2/3,3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):

Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:

Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3,1/4,1/5- длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указы¬вать струну, на которой они извлекаются:

Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.

Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:

Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.

В отдельных случаях применяют glissando по последовательностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):

Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.

На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:

4-й палец оттягивается до е 3 с 3-й позиции:

Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:

Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.

Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, 3/4 длины струны:

Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.

Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.

Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.

В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.

Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.

Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны.

Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:

Часто над этими основными данными выписывается мелки¬ми нотами звуковой результат:

Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:

реально исполняется следующим образом:

Часто натуральные флажолеты также записываются сокра¬щенно, а именно:

что практически может быть исполнено лишь так:

В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:

Флажолеты, звучащие выше ноты с 5 , не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной вырази¬тельности.

Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропа¬дают.

Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:

Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:

Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах.

Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны

Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:

Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:

Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:

Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:

Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.

Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:

Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:

Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:

Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:

Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):

Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.

Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:

Лучше брать такие аккорды, не выходя за пределы с 3 :

Некоторые аккорды и интервалы можно взять двумя спосо¬бами: с прямым порядком струн и с перемещенным. Так, например:

Все аккорды на ручных смычковых инструментах берутся в направлении от нижних нот к верхним.

Перевод смычка со струны на струну. Полное legato возможно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка, необходимая для того, чтобы не задеть промежуточную струну. Эта остановка будет еще заметнее при переносе смычка через две струны.

В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:

Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).

Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:

Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты е 3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.

Pizzicato применяют и в аккордах, причем оно звучит значительно ярче в аккордах с открытыми струнами:

Возможно также исполнение pizzicato мизинцем левой руки. Такое pizzicato применяется, главным образом, на открытых струнах в случаях быстрой смены pizzicato и агсо. В подобных случаях над нотой, исполняемой pizzicato, ставится знак +:

Pizzicato можно извлекать мизинцем левой руки даже одно-временно с аrсо:

В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):

Сурдина. Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.

Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).

Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в первой статье, в полной мере относится к скрипке.

Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются нa скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.

Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый интрумент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-дихся нот).

Скрипичная азбука

Здесь выкладывается, страница за страницей, веб-книга о скрипке, написанная простыми человеческими словами, чтобы все детали такого сложного и утонченного занятия, как игра на скрипке, были понятны даже человеку, далекому от скрипичного мира.

Статьи Азбуки постоянно дописываются и совершенствуются, а с течением времени будут обрастать аудио- и видеопримерами.

Читать книгу можно четырьмя способами (хотя, возможно, вы придумаете еще и свой собственный). Можно передвигаться от статьи к статье в хронологическом порядке, по времени их написания (см. ниже). Либо использовать тематическое содержание, либо содержание по алфавиту.

(UPD июль 2014 Внимание! Тематическое содержание и по алфавиту нуждаются в дополнении, там пока меньше статей, чем здесь).

Приятных путешествий по книге! Тем, кто захочет их продолжить — добро пожаловать на мои концерты.

( классическая скрипка и скрипки необычных форм; из чего делают скрипки; и как их делают;…) / UPD Про скрипки необычных форм загляните вот сюда: пост с множеством картинок, в числе прочего: эолийская скрипка с парусом, велосипедоскрипка… и т. д./

    : НОВОЕ (Индийская скрипка, норвежская народная скрипка, статья про ирландскую скрипку…) Смотрите также: Запад встречается с Востоком (классическая европейская скрипка плюс индийский ситар)

Техника (еще одна техническая страничка)

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Копирование текстов или их частей и публикация их без разрешения автора запрещены.

Дорогие посетители моего сайта! Я вам очень рада. Но, пожалуйста, вне зависимости от причин, — (тут я обращаюсь не ко всем, но к некоторым из вас), — не приписывайте мои тексты себе. (Это, увы, бывало). Во-первых, я люблю эти странички. Они все появлялись не просто так. Это моя лаборатория. И я надеюсь, что однажды с их помощью мне удастся выстроить нечто большее. Некоторые места в них мне кажутся удавшимися или просто дороги, как память. А во-вторых, приписывать себе чужую работу вообще-то нельзя.

Разумеется, это не касается цитат на статьи из энциклопедий, на которые я иногда ссылаюсь.

© Анна Благая

P.S. Со своей стороны, я в ближайшее время внимательно просмотрю свой сайт на предмет подписей картинок. Могло так статься, что я по недопониманию и сама нарушила чьи-то права (я знала, что для некоммерческих, образовательных и т.д. проектов правила несколько иные, и тем не менее). Если так случилось и вы нашли на сайте изображения, которые принадлежат вам, пожалуйста, сообщите мне и я сразу все исправлю.

33 комментария для “Скрипичная азбука”

Ваш сайт пронизан солнечными чувствами. Несомненно кто-то из сотен тысяч посетивший Ваш сайт очень радуется этому свету романтики и любви(я — один из таких людей). Вы не знаете,но я с Вами(а во время игры мне приятно вспомнить о последней розе лета).

Маленький мук, спасибо 🙂
Вы мне напоминаете о лучшем, что могло бы быть во мне и что я могла бы сделать.
А вы знаете, когда я прочитала ваши слова?
Я сейчас вам расскажу, и вы поймете, насколько они меня согрели).
К тому моменту я только-только очнулась в палате после наркоза (мне удалили миндалины). Вообще-то у меня еще до того был смешной план, что во время восстановления я буду сочинять в уме музыку. Что, конечно, не вышло — горло болело довольно сильно, и было совершенно определенно не до музыки) Тогда я попробовала через мобильный телефон проверить сайт и почту. Получилось! Я прочитала ваш коммент и сразу вспомнила, что долго разлеживаться нечего — впереди дорога, еще более заманчивая потому, что это вы ее так осветили!
Мне потом сказали, что я подозрительно быстро восстановилась))

спасибо, Виктория! я как раз пытаюсь использовать время, поупражняться в ничегонеделании — пока не очень получается)но поучиться надо — чтобы набраться сил) (это к нашей с вами общей теме)

Набирайтесь, всегда с интересом жду Ваших новых записей!

Я всегда чувствую себя виноватой, если ничего не делаю, хотя иногда то, что делаю из-под палки (собственных угрызений совести), можно спокойно не делать. Так что набирайтесь сил и здоровья!
Так здорово, что Вам дан дар творчества! Хотя я выросла в творческой семье (актерско-режиссерской), но чтобы творить, нужна внутренняя свобода, а когда ее нет — все коряво. Поэтому наслаждаюсь творениями тех, кому дано от Бога.

Спасибо огромное, Анна. Случайно попала на Вашу страницу и уже много часов не могу оторваться. Более 30 лет работаю в ДМШ, но ведь всего знать не возможно, а так хочется. Вы пишите так понятно, свободно, доходчиво. Очень хочется иметь Вашу книгу — это поможет не только методической, но и интересной внеклассной работы с учениками. Подскажите, где и как можно получить Вашу работу целиком? Заранее благодарна. Елена.

Анна, подскажите пожалуйста, в чем различие между ученической, студенческой и концертной скрипкой типа 4/4 Нигде не могу найти ответ на этот вопрос. Спасибо.

Анна, добрый день.
Такой вопрос — я взрослый человек. Когда-то давно-давно бросила музыкалку по классу скрипки. А сейчас начала учиться дочка, 7 лет, я с ней занимаюсь и стала вспоминать и проснулась во мне тяга)) Хочу учиться заново, хочу учиться играть! Договорилась уже с дочкиной преподавательницей на частные уроки. Насчет покупки скрипки она мне сказала, что лучше не экономить и не покупать дешевую. То же самое сказал мастер, телефон которого она мне дала — он дорабатывает подержанные скрипки и делает свои, что если я собираюсь учиться и играть для себя, то звук должен быть хороший, чтобы мне самой было приятно слушать себя и тогда будет стимул заниматься дальше. А вы что думаете по этому поводу? Можно ли сэкономить деньги на пару лет или лучше сразу вложиться и дальше наслаждаться процессом?

Добрый день, Екатерина! Конечно же, я согласна с Вашей преподавательницей и с мастером! Тут сразу две причины: во-первых, действительно у вас должен быть стимул, а чем лучше звук скрипки, тем вам будет проще и приятнее (вообще-то звук зависит не только от инструмента, но и в огромной степени от исполнителя, но если второе можно достичь только со временем, то по крайней мере первое у вас будет с самого начала, если выберете прилично звучащий инструмент; и во-вторых, пока учишься, слух воспитывается, оттачивается (я имею в виду не только интонацию, но и качество звука). А на произведении мебельной фабрики слух, скорее всего, не отточишь. Только обратите внимание: цена скрипки связана далеко не только со звуком. Тут надо быть осторожным, чтобы (если цена большая) не купить то, что столько не стОит. Давно не носила никому на оценку скрипок, но мастера этим (т.е. оценкой) тоже занимаются. Лучше перед покупкой посоветоваться с еще кем-то, кроме продавца. P.S. Да, ну и Страдивари-Амати-Гварнери и т.п. (условно говоря) от Вас никто покупать не требует. Речь просто идет о приличном, желательно мастеровом, инструменте.

Анна, большое спасибо за ответ! В итоге я купила отреставрированную московским мастером старую скрипку немецкой мануфактуры. Не жалею ни капельки — даже ее вид вызывает во мне эстетическое наслаждение) Кстати, моя учительница ездила со мной к мастеру и прослушала все варианты). Так что еще раз спасибо — теперь я захожу к вам в статьи за советами, а в жизни уделяю хотя бы по полчаса каждый день на скрипичные премудрости).

Екатерина, рада за Вас, удачи! А у меня — да нет, не советы, это просто родились странички Азбуки, потому что оказалось мне самой их писать интересно! Многое еще сюда не перенесла с бумажек — вот, кстати, и текст о том, как и почему я начала писать Азбуку…

Уважаемая Анна! Недавно сын мне рассказал, что прочел где-то, что есть скрипки современных мастеров, качество звука которых эксперты не могли отличить от скрипок Страдивари.
Я не поверила, что такое возможно. Или я ошибаюсь?

Уважаемая Ада! Если честно, я за подобными опытами не слежу. Но уверена, что совсем не обязательно играть именно на скрипках Страдивари, чтобы получить красивое пение!

Аня а у Вас только записная книжка выводится в календарь? А другие, например, этот раздел? Чтоб удобно посмотреть хронологию последних материалов.

Дык в том-то и дело, вспомнишь что было что-то интересное несколько месяцев назад, а сложно найти.

Как настроить скрипку?

Несмотря на большое разнообразие специализированных сервисных центров и квалифицированных мастеров, скрипач должен уметь самостоятельно настроить скрипку. Это позволит не только подобрать лучшее звучание исходя из собственных предпочтений, но и более подробно, эффективно понять устройство и конструкционные особенности музыкального инструмента.


Особенности настройки

Настройка музыкального инструмента является особо важным процессом, который чаще всего производится по естественным причинам. Использование тех или иных методик позволяет добиться отсутствия расстроенных звуков, улучшить качество звучания и повысить удобство использования скрипки.

Важная особенность настройки музыкального инструмента — это регулировка наиболее высокой ноты по звучанию. Речь идет о квинте или струне ми, от которой в большей степени зависит качество исполняемой композиции. Помимо самой настройки, специалисты рекомендуют время от времени проводить тщательную диагностику и коррекцию.

Продолжительность и эффективность строя — это факторы, которые напрямую зависят от качества музыкального инструмента. Для правильной настройки и гармоничного звучания следует выбирать скрипки из выдержанного и натурального дерева.

А также следует помнить о том, что совсем новые струны требуют более длительной настройки, что объясняется слишком сильным растягиванием.


Важно обратить внимание на то, что стабильность музыкального строя способна ухудшаться за счет неправильного выбора или износа используемых струн. В таком случае дальнейшая настройка практически лишена какого-либо смысла — лучше приобрести новую деталь. Слишком изношенные или растянутые струны не позволяют эффективно держать строй, часто обрываются и приводят к неприятным последствиям.

Помимо вышеописанных особенностей, на настройку музыкального инструмента влияют температурные условия и влажность воздуха в помещении. Частые скачки данных параметров отрицательно сказываются как на звучании, так и на конструкционных или функциональных характеристиках скрипки. В таком случае нередко вылетают пластмассовые детали, наблюдается стремительное ухудшение строя.

Если настроить скрипку совсем не получается, лучше обратиться к высококомпетентному и профессиональному мастеру. Помимо самой регулировки и диагностики, специалист может подсказать то, как лучше всего настраивать музыкальный инструмент, на какие особенности обращать внимание, и как именно держать скрипку в руке.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г. Железногорск, Курская область

Педагог дополнительного образования

по классу скрипки

Анохина Елена Анатольевна

Аппликатура, от латинского applicare – прикладывать, приставлять. Это способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте; обозначение этого способа и порядка в нотах.

Аппликатура существует с самого зарождения скрипичного искусства, обогащаясь от поколения к поколению, она дошла до нас в том виде, в котором мы привыкли её видеть. Первоначально аппликатура была ограничена 3 верхними струнами (соль практически не использовали) и 1 позицией. Расширяя возможности скрипки, люди начинают использовать более высокие позиции, и это приводит к изменению постановки. Скрипку стали держать на плече. Громадное значение имело изобретение Шпором в 1820 году подбородника. Это дало возможность развитию виртуозной скрипичной технике.

Музыканты выбирают аппликатуру по многим принципам:

типовые условия анатомического строения рук

строение музыкальной фразы

Удобная для исполнения аппликатура не всегда оказывается верной из-за того, что музыканты хотят большей выразительности. Из-за этого появляются трудные места. Часто композиторы писали свои произведения не зная особенностей скрипичной техники и писали для конкретного артиста. Это приводит к тому, что появляются неудобные места.

На скрипке, как и на любом другом струнно-смычковом инструменте, изменение аппликатуры одного и того же звука обычно влечёт за собой существенное изменение его тембра и силы, вне зависимости от характера ведения смычка. Это можно объяснить тем, что на скрипке один и тот же звук может быть взят на разных струнах и изменение тембра в данном случае обуславливается разной толщиной струн.

Есть три вида расположения пальцев на грифе:

При естественном расположении пальцы от первого до четвёртого образуют кварту, при суженом – уменьшенную кварту и даже малую терцию, такое расположение используется при игре хроматизмов. При расширенном расположении пальцы образуют кварту или квинту в низких позициях, а наверху может дойти и до септимы.

Аппликатура в двойных нотах.

Для того, чтобы укрепить паль­цы и одновременно придать им гибкость, ученик должен перейти к гаммам двойными нотами, однако не пренебрегая простыми гаммами.

На скрипке музыкант может извлекать и два звука одновременно: одна нота берётся на одной струне, а другая на соседней. Есть несколько видов двойных нот: терции, сексты, октавы, децимы, фингерзации.

Как только достигнута некоторая степень искус­ства в игре простых гамм, равно как легкость в пе­ремене позиций, ученик может приняться за терции, начав с тональностей до, соль, ре, ля и ми мажор и играя их очень медленно.

Терции исполняются при помощи двух пальцев: 1-3 и 2-4. Редко используется 2 и открытая струна, так как открытая всегда звучит громче. Опорный палец (3) скользит по струне и не поднимается для ощущения позиции.

В терциях следует упражняться в нисходящем и восходящем порядке. Играя таким способом гамму, учащийся сможет обратить все свое внимание на интона­цию.

Затем он может приняться за такую же после­довательность на струнах Ре и Ля, играя ее в соль мажоре, а также на струнах Ля и Ми в ре мажоре, употребляя одну и ту же аппликатуру и внимательно следя за интонацией и переменой позиций.

Та же, как и при простых гаммах, при игре гамм в терциях перемена позиций должна производиться неслышно и никогда не сопровождаться тем глиссирующим движением пальцев, которое делает связы­вание неприятно заметным для опытного слуха. Существует лишь один путь для избежания этого: держать на месте второй и четвертый пальцы, при­жать по возможности ближе к последним первый и третий пальцы, и быстро передвинуться в третью позицию.

При нисходящем движении первый и третий пальцы должны оставаться на месте; к ним при­двигаются по возможности близко второй и четвер­тый пальцы с тем, чтобы, стремительно возвра­щаясь в первую позицию, последние упали на место в тот момент, когда поднимаются первый и третий пальцы.

Терции можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

расширенное (преимущественно при больших терциях),

в отдельных случаях возможно применение открытых струн.

В обоих случаях, и при нисхо­дящих и при восходящих гаммах в секстах, следует держать один палец на месте до тех пор, пока это возможно. А если держать его иначе, т. е. так, чтобы оба пальца были подняты одновре­менно, появляется пустота, слышно вибрирование одной из открытых струн, и становится невозможным сыграть пассаж секстами легато. Но который из паль­цев должен оставаться на месте для того, чтобы создалась связующая нить гаммы, это — вопрос, кото­рый следует решать самому играющему, чтобы выбрать наиболее подходящую аппликатуру.

Двойные сексты можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

суженное (преимущественно при больших секстах),

в отдельных случаях возможно применение открытых струн.

При исполнении октав в основном используется 1-4 палец которые скользят по грифу. Основным пальцем является бас. 1 палец поднимается только когда идёт переход с одной пары струн на другую и задействована пустая струна (0-3)

Большинство учеников-скрипа­чей считает, что игра октавами при помощи первого и четвертого пальцев с совершенной чистотой инто­нации представляет собой большую трудность.

Однако, этот интервал встречается в музыке любого рода и потому входит в качестве важной составной части в скрипичную технику. Иногда случается, что первый палец сбивается с правильного пути; чаще всего обычно именно он не вы­полняет своей обязанности. Иногда четвертый палец рискует продвинуться вслепую, или же оба пальца отклоняются от нужного положения, пока учащийся, не будучи уверен, двигаться ли ему вперед или отступать, кончает ход септимой или децимой, бла­годаря судьбу за то, что не очутился где-нибудь между этими двумя интервалами.

С целью преодолеть трудности и добиться удо­влетворительного исполнения октав, следует сосредоточить внимание исключительно на первом пальце и не заботиться о четвертом. Обычно же ученик стремится сделать как раз противопо­ложное, вследствие чего интонация всегда бывает фальшивой. Надо упражняться в октавах таким образом, что хотя оба пальца (пер­вый и четвертый) стоят на месте, смычок касается только нижней струны (первый палец), и в то время как четвертый палец движется беззвучно, в полном смысле этого слова, он в точности повторяет дей­ствия первого.

При таком способе все внимание ученика бывает сосредоточено на первом пальце, а так и должно быть, так как первый палец должен вести за собой четвертый и, таким образом, последний сможет найти дорогу без излишних затруднений.

Само собой разумеется, что движение обоих пальцев должно производиться быстро (даже при медленном темпе), с целью избежать ужасающе кри­чащего глиссандо от одной ноты до другой. Вообще, в тех случаях, когда речь идет о перемене позиции, последняя должна быть произведена (будь то при игре простыми или двойными нотами), так же, как если бы подобные пассажи были сыграны на фор­тепианной клавиатуре превосходным артистом.

Октавы можно исполнять, используя следующие виды расположения пальцев:

в отдельных случаях возможно применение открытых струн.

При исполнении децим в основном используется 1-4 палец которые скользят по грифу. Основным пальцем является бас. При игре децим скрипач оттягивает указательный палец от себя. Что позволяет не напрягать руку при сильной растяжке, особенно в низких позициях.

Для успешных упражнений в де­цимах необходимо следовать тем же правилам для первого и четвертого пальцев, каким и при игре октав. Для коротких пальцев первая позиция покажется трудной из-за большого растяже­ния пальцев; тем не менее, если придать левому предплечью достаточный наклон в сторону струны Ми, эту трудность удастся преодолеть.

По звучанию это те же октавы, но при этом используется другая аппликатура: 1-3 2-4, то есть аппликатура терций, но при этом с большим расстоянием. Эта техника позволяет играть фингерзации более уверенно без перехода на каждую последующую двойную ноту.

Смешанные виды двойных нот.

Основой техники левой руки скрипача (при применении любой аппликатуры) является правильное использование принципа оставления, подготовки и перемещения пальцев на грифе. При исполнении смешанных видов двойных нот (в особенности при игре legato) соблюдение этого принципа становится обязательным. В противном случае, будут слышны шероховатости в звучании, нарушающие его непрерывность.

Оставление пальцев на струнах и подготовка их, так же как и вообще достаточная близость их к струнам в процессе исполнения, являются необходимым фактором при овладении техникой левой руки. Этот помогает избежать лишних движений пальцев. Однако этим приемом следует пользоваться не забывая о том, что при преувеличении может появиться отрицательный результат, тормозящий развитие беглости у начинающего ученика. Следует учитывать, что развитие беглости у начинающих учеников связано с чрезмерной активностью поднятия и падения пальцев, и только разумное изживание лишних движений даст положительный результат.

При соединении двойных нот различных последовательностей интервалов – секста-терция, кварта-секста и т.п. – стоит избегать перекрещивания одних и тех же пальцев на разных струнах. Это может стать результатом недостаточного использования квинты, как оси, вокруг которой другие пальцы могли бы свободно передвигаться. Данный прием является необходимым для плавного соединения двойных нот.

Аппликатура как средство художественной выразительности.

Скрипка – это инструмент с нетемперированным строем. Это является неисчерпаемым источником выразительности скрипичной игры, средством выявле­ния артистической индивидуальности скрипача, а ведь исполнительское искусство является творческим процессом интонирования музыки.

На основе научного анализа исполнения одного и того же произве­дения разными скрипачами, установлено наличие у них индивиду­альной манеры интонирования, благодаря которой исполнители, не нарушая интонационной целостности произведения, индиви­дуализируют музыкальные интервалы в соответствии с присущим им эмоциональным восприятием музыки и ее истолковани­ем.

Кантилена – певучая, напевная мелодия — является глав­ным ресурсом выразительной игры на скрипке. Преимущественное качество скрипки — ее певучесть — зависит не только от техники правой руки (ведение смычка—непрерывность, ровность и плавность звука), но и от техники левой руки (способ перехода в левой руке от одного звука к другому, связывание их).

Ви­брация – дрожащий звук, вызываемый быстрым колебанием пальца на прижатой им струне.

Цель вибрации — придать большую выразительность музыкальной фразе или отдельной ноте фразы.

Подобно порта­менто, о котором речь пойдет далее, вибрация является средством усилить эффект, улучшить, сделать красивее певучий пассаж или отдельный звук. К несчастью, певцы и инструмента­листы часто злоупотребляют этим эффектом, так же как они делают это с портаменто, и таким обра­зом дают овладеть собой недугу, самого антиарти­стического порядка, жертвой которого становятся девяносто человек из ста.

Некоторые исполнители обычно прибегающие к вибрации, находятся под впечатлением, будто их игра становится от этого выразительней, и многие считают вибрацию средством для сокрытия сквер­ной интонации или неприятного звука. Подобные увертки не только бесполезны, но и вредны. Но мудрость музыканта сокрыта в том, что внимательно прислушиваясь к соб­ственной игре, он признает, что его интонация или звук плохи, и берется за их исправление. Прибегая к вибрации, пытаясь, подобно страусу, скрыть от себя и от других скверный звук и инто­нацию, музыкант не только ухудшает свои недостатки, но и совершает с артистической точки зрения не­честный поступок

Что же касается тех скрипачей, которые убе­ждены, будто в постоянной вибрации таится секрет задушевной игры и остроты исполнения, то они ошибаются самым жалким образом. В некоторых случаях они — даже вопреки собственным лучшим инстинктам—лишь добросовестно выполняют наста­вления немузыкальных преподавателей. Но их соб­ственная способность к музыкальной оценке должна бы подсказать им, как ошибочно мнение, будто ви­брация придает игре пряность и остроту. Музыкаль­ное чутье (или то, что его заменяет) не говорит им, что они сведут программу даже из самых раз­нообразных пьес к одинаковой мертвой монотонно­сти, если будут приправлять ее непрерывной вибра­цией.

Нет, вибрация—лишь эффект, украшение; она может сообщить частицу возвышенного пафоса фразе или пассажу, но лишь в том случае, если играющий обладает тонким чувством меры в пользовании ею.

У некоторых скрипачей излишняя и вредная ви­брация представляет собой медленное и постоянное дрожание всей руки, а иногда и быстрое колебание не только руки, но и тех пальцев, которые не дол­жны были бы участвовать в работе в данное время. Странная привычка к постоянному дрожанию и ко­лебанию при каждом звуке, вырастает до размеров настоящего физического недостатка, о существова­нии которого не предполагают его обладатели. Источник этого физического зла обычно следует искать в болезни или слабости нервов.

Подобное убеждение основано на том факте, что некоторые скрипачи, вопреки их искренним намерениям испра­виться и бесчисленным указаниям со стороны педагога, не могли избавиться от этой пагубной привычки и продолжали вибрировать на каждой долгой или ко­роткой ноте, играя даже сухие гаммы и этюды при непрекращающейся вибрации. Это факт объяснить невозможно.

Существует лишь одно средство противодействовать этому нервному напряжению, пагубной при­вычке или отсутствию хорошего вкуса — это отка­заться совершенно от употребления вибрации. И начать наблюдать и следить за игрой со всей доступ­ной сосредоточенностью сознания. И как только было замечено хоть легчайшее вибрирование руки или пальца, следует немедленно остановиться, отдохнуть в течение нескольких минут и затем вновь браться за работу, продолжая следить за собой. Такую тренировку надо продолжать не­дели и месяцы, пока скрипач не убедится, что вы совершенно овладел вибрацией, что она вполне подчинена его контролю. Тогда он сможете извлечь из нее художественную пользу, как из подчиненной ему, а не овладевшей им силы.

Во всяком случае, стоит запомнить, что желательно толь­ко наиболее умеренное употребление вибрации; слиш­ком частое применение этого средства уничтожает цель, ради которой его употребили. Излишнее вибри­рование — привычка, с которой надо бороться. Хотя, надо заметить, такая борьба часто безрезультатна.

Аппликатура кантилены.

Аппликатура в кантилене как средство художественной вы­разительности неразрывно связана с фразировкой. Цельность фразы, тембр и характер звучания, требуемые содержанием ме­лодии, должны в первую очередь руководить выбором апплика­туры в кантилене. Каждая подлинно художественная музыкаль­ная фраза обязывает к совершенному исполнению ее. В техниче­ском отношении фразировка сводится, главным образом, к пра­вильному ведению смычка и распределению его частей, а также к выбору рациональной аппликатуры в соответствии с ритмом и динамикой данной фразы. Неправильная аппликатура, как и не­верный штрих, нарушает цельность художественной фразировки и приводит к искажению музыкального смысла исполняемого произведения. Если в технических местах нужно принимать во внимание удобство, приносимое той или иной аппликатурой, по­могающей преодолеть быструю смену переходов, скачков и рас­тяжек, то в кантилене (более медленный темп) возможна ап­пликатура, допускающая большее число переходов в целях вы­разительности звучания. Таким образом, аппликатура, целесо­образная для кантилены в медленном движении, может оказаться непригодной при исполнении этого же отрывка в быстром темпе.

Аппликатура и звучание.

Звук скрипки — это звук ее струн. Каждая из четырех струн, обладая особым, присущим ей тембром, имеет еще и разнооб­разные его оттенки в своих различных регистрах. Поэтому:

Выбор струны должен соответствовать характеру мелодии и требуемым ею нюансам.

При выборе аппликатуры для мелодической фразы нужно стремиться сохранить единство тембра, исполняя фразу по мере возможности на одной струне. Перемена струны в подобных случаях должна быть согласо­вана с общей структурой данной мелодии.

Музыкальный смысл мелодического отрывка нередко тре­бует избегать ненужной для portamento растяжки пальцев.

Следует избегать применения ничем не оправданных por­tamento, нарушающих музыкальный смысл мелодической фразы.

Повторение одной и той же мелодической фразы обычно влечет за собой изменение нюанса и аппликатуры, выражаю­щейся большей частью в перемене струны, на которой исполня­ется повторяющаяся фраза. Это обусловливается необходимо­стью придать звучанию повторяющегося отрывка большее раз­нообразие и подчеркнуть его значительность.

При повторении в мелодии звука одной и той же высоты подмена пальца на этом звуке, изменяя тембр звучания, уси­ливает его выразительность.

Использование четвертого пальца в кантилене может быть ограничено, так как оно не всегда способствует полноценному звучанию:

а) на очень высоких позициях,

б) в местах, требую­щих большой силы и звучности (особенно на

Причиной относительно плохого звучания при использовании четвертого пальца является:

а) относительная физическая его сла­бость,

б) ограниченность вибрационного размаха,

в) не­устойчивость в высоких позициях.

Применение натуральных флажолетов (преимущественно Ми, Ля, Ре, Соль) разных октав в кантилене сообщает ей вырази­тельное, смягчающее звучание, особенно в сочетании с приемом portamento в нюансах pianissimo, piano, mezzo forte. Они могут применяться в следующих случаях:

а) во фразах, музыкальный смысл которых требует некото­рой смягченности чувства, прозрачного звучания;

б) в музыке изящного характера.

Рассматривая тенденцию развития приемов скрипичной ап­пликатуры с точки зрения упрощений техники игры, к которым они приводят, можно отметить, что упрощения, сводящиеся к уничтожению лишних движений в левой руке, обусловлены та­кого рода техническими приемами, которые не получали доста­точного развития в скрипичной педагогике, это:

суженное рас­положение пальцев, приводящее к максимальному применению четвертого пальца и полупозиции,

использование квартово-квинтового объема позиции,

использование четных позиций.

Основанная на этих приемах рациональная аппликатура является новым, важным ресурсом техники левой руки, характерным для совре­менного этапа развития скрипичного искусства.

Если элементы звуковой и штриховой динамики исполнения на скрипке тесно связаны с техникой правой руки, то темб­ровая динамика исполнения в основном заложена в технике левой руки, это:

позиции, связанные с выбором аппликатуры.

Аппликатура как элемент художественного исполнения неотделима от звучания; поэтому различная аппликатура означает различное звучание.

Раскрытие идейно-эмоционального содержания музыкаль­ного произведения, выявление всего богатства звучания скрип­ки является одной из главнейших задач, стоящих перед скри­пачом-исполнителем.

Читайте также: