Как сделать лабораторную работу по биологии 8 класс осанка и плоскостопие

Обновлено: 04.07.2024

цель:
оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.
ход работы:
здоровая стопа представляет собой гармонично слаженный механизм, состоящий из костей, мышц и сухожилий. своды - важнейший структурный элемент стопы, которые работают как пружины и рычаги, обеспечивая максимальный комфорт при движении (амортизирующая плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в частичном или полном опущении свода стопы. при плоскостопии стопа соприкасается с полом почти всеми своими точками, и след лишён внутренней выемки. причина – слабость мышечно-связочного аппарата стопы.
плантография – методика, которая заключается в получении отпечатка контура стопы на бумаге. смажьте подошвы, каким-либо красящим веществом (тушь, йод, раствор люголя, зеленка и жирным кремом. затем на листе бумаге оставьте отпечаток, так, чтобы нагрузка на стопы была равномерной. контуры следа обведите простым карандашом. отпечатки следов стопы закрепите в тетради.

тест №1:
найдите центр пятки и центр третьего пальца. соедините две найденные точки прямой линией. оцените свои результаты. если в узкой части след не заходит за линию, плоскостопия нет (см. рис. 39 в учебнике).

на листе бумаги проведите линию параллельно подошвенной вырезке от пальцев к пятке, и к ней же проведите перпендикуляр в самом глубоком месте вырезки до наружного края стопы. в том случае, когда отпечаток узкой части стопы занимает половину и более линии проведенной перпендикулярно первой линии, то это говорит о плоскостопии.

ав - ширина плюсневой части стопы в см (левая, правая).
сd - ширина отпечатка стопы в её средней части (левая, правая).
высчитайте % плоскостопия: сd разделите на ав, до 30% - стопа нормальная.

вывод:
есть ли у вас плоскостопие?
профилактика плоскостопия:
лечебная физкультура, гимнастика.
массаж.
ношение удобной обуви. при необходимости специальная ортопедическая обувь.
ношение ортопедических стелек.
общеукрепляющие процедуры: хождение по росе, инею, босыми ногами по земле и камням.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье.

ВложениеРазмер
laboratornye_raboty_8_kl.rar 110.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Опорно-двигательная система (9 часов)

Урок №7 : Нарушение осанки и плоскостопие.

На уроке разбирается материал о видах нарушения осанки и плоскостопии, их причинах, и профилактике. Учитель инструктирует учащихся о способах выявления нарушений осанки и плоскостопия. В качестве домашнего задания учащиеся получают инструкцию для выполнения лабораторной работы. Учащимся необходимо объяснить, что цель данной работы – научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие в домашних условиях, и в случае имеющихся нарушений спланировать свои дальнейшие действия по улучшению состояния организма. Очень важно объяснить учащимся, что оцениваться учителем будет не состояние их опорно-двигательного аппарата, а умение выявлять имеющиеся нарушения и планировать для себя дальнейшие действия по сохранению и улучшению своего здоровья.

Инструкция для выполнения домашней лабораторной работы.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

1 Выявление сутулости . (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А – ширина груди =

Б – ширина спины =

А : Б = ( если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

е сли результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если

между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет;

между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

  1. Выявление плоскостопия. (Намочить ногу и встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.)

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

Оцените выводы, сделанные в работе, укажите мероприятия, которые вы планируете осуществить для сохранения здоровья своей опорно-двигательной системы.

Тема: выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Цель: определить, имеются ли нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, таз с водой, лист бумаги.

Ход работы:

Опыт № 1.

1 Выявление сутулости. (сантиметровой лентой замерить расстояние между крайними выступающими точками на плечах со стороны спины и со стороны груди).

А – ширина груди =

Б – ширина спины =

А : Б = (если результат равен 0,8 и больше, то нарушений нет

если результат равен 0,7 и меньше, то имеется сутулость)

Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении попробавать просунуть между стеной и поясницей ладонь, затем кулак. Если между стеной и поясницей проходит только ладонь – значит нарушений поясничного изгиба нет; между стеной и поясницей проходит кулак – значит нарушен поясничный изгиб.

3. Выявление сколиоза

Раздеться до пояса и встать спиной к наблюдателю. Руки опущены. Наблюдатель проверяет расположение плеч и лопаток. Если плечи и лопатки находятся на одном уровне, то нарушений нет. Если одно плечо или одна лопатка выше другой, то можно предположить наличие сколиоза. Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях, равенства нет.

Вывод: оценить результаты всех трех замеров. Определить, имеются ли нарушения осанки.

4. Выявление гибкости позвоночника.

Встаньте на ступеньку лестницы и не сгибая коленей максимально наклонитесь вперед. Попытайтесь дотянуться до кончиков пальцев, а если возможно, то и ниже ступеньки.

Вывод: При измерении расстояния от кончика среднего пальца до опоры (если выше ее, то число со знаком "-", если ниже - со знаком "+").

Все остальные результаты оцениваются как хорошие, а вот отрицательные результаты - говорят о плохой гибкости позвоночника.

Опыт №2.

Выявление плоскостопия.

Покрасить краской лист бумаги, поставить на нее стопу, далее встать на лист белой бумаги. Получится след. Его необходимо обвести карандашом. После того, как бумага подсохнет, поставить точку в центре отпечатка среднего пальца и точку в центре отпечатка пятки. Затем поставленные точки соединить линией. Если полученная линия не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. Если линия оказалась внутри следа, то плоскостопие есть.

Вывод: оценить полученный рисунок, сделать вывод о наличии или отсутствии плоскостопия.

Рабочая тетрадь по биологии 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа

У меня не всегда получается сидеть ровно, когда я выполняю домашние задания. Однако, я стараюсь следить за свой осанкой во время чтения или письма. Также я всегда распределяю вес тяжелых предметов поровну в обе руки.

№ 2. Составьте комплекс упражнений утренней или производственной гимнастики для людей, работающих сидя.

Наклоны и вращение головы – повторять 2 – 4 раза;

Наклоны и вращение туловища – повторять 3 – 6 раз;

Прыжки на месте – 5 раз по 3 подхода.

Приседания – 5 раз по 4 подхода.

№ 4. Используя дополнительные источники информации, выясните, что такое сколиоз и какие существуют меры его профилактики и лечения.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательным поворотом позвонков вокруг вертикальной оси. Выделяют две категории возникновения сколиоза: возникший в детстве и тот, который образовался после завершения роста позвоночника. Причин возникновения такой патологии несколько:

Врожденная деформация позвоночника;

Перенесенные ранее тяжелые травмы;

Разная длина нижних конечностей;

Заболевания соединительных тканей;

Неудобная и неправильная поза во время сидения.

Диагностируют сколиоз по нескольким признакам. Среди них: одно плечо выше, чем второе; разное расположение лопаток относительно позвоночника; асимметрия бедер по высоте; изменения реберной дуги, талии.

Сколиоз имеет всего четыре степени, которые характеризуются выраженностью патологии:

Изменение положения плеч и лопаток;

Формирование S-образного искривления, более выраженные асимметрии в плечах и лопатках; визуально большая реберная дуга с одной стороны;

Резко выраженная асимметрия позвоночника; нарушение положения костей таза; образование реберного горба;

Ко всем ранее существующим признакам добавляются нарушения в работе внутренних органов.

Для лечения сколиоза используются консервативные и хирургические методы. Из консервативных эффект приносит остеопатия, массажи, гимнастика, ношение ортопедических корсетов. Оперативное вмешательство может потребоваться тогда, когда деформация прогрессирует, а консервативное лечение не дает никакого результата. В процессе операции позвонки пациента фиксируются неподвижными или динамическими металлическими конструкциями.

Для профилактики сколиоза рекомендуют спать на полужестком матраце и небольшой подушке; не подвергать тело сильным физическим нагрузкам; заниматься спортом или делать зарядку; следить за положением тела во время ходьбы, сидения; правильно питаться и хорошо отдыхать.

Стр. 98

Лабораторная работа. Осанка и плоскостопие

1. Выявление нарушений осанки

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой было измерено расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, а после, отступя на 3 – 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат – 63 см разделили на второй – 61 см:

Вывод: нарушений нет.

2.Была выполнена требуемая поза – встать спиной к стенке так, чтобы пятки, колени, таз и лопатки касались стены. Попытка просунуть между спиной и стеной кулак не удалась. Попытка просунуть между спиной и стеной ладонь – удалась.

Вывод: нарушений осанки не выявлено.

2.Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы:

После проведения манипуляций, указанных в задании, было выяснено, что в узкой части отпечатка стопы нет выпадов за пределы линии.

Читайте также: