Как сделать курай своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Как я понимаю, на форуме нет обсуждения этого замечательного инструмента. Башкирский народный инструмент с удивительно поэтичным звуком. Диапазон, как я понимаю определяется только мастерством.

Вот банальный для любой флейты (кроме наверное как раз курая) пример звучания:


Попали мне в руки недавно два курая - в "ля" и в "си-бемоль". Пока дальше банальных подобранных Stairway to heaven, smoke on the water, да we will rock you дело не пошло.

В таком случае, напишу некоторые свои исследования (возможно кому интересно будет) :
звукоряд курая - выглядит так (на примере до-мажора):
до1-ре1-ми1-фа1-соль1-ля1
до2-ре2-ми2-фа2-соль2-ля2 - первый передув
соль2-ля2-си2(!)-до3-ми3 - второй передув - последние звуки теоретические (я их пока не брал), но существовать должны. На видео исполнитель берёт си-бемоль второй октавы (по его строю ля-бемоль)- не совсем мне понятно как - поскольку полузакрытия отверстий практически не работают (но возможно это зависит от опыта и/или качества инструмента). Вилки тоже не дают никакого эффекта.

Однако мультифоники и обертоны извлекаются очень легко - гораздо легче, нежели чистые звуки второй октавы. Также возможна игра с голосом.
Тембр изменяется достаточно легко - в силу специфичности звукоизвлечения.

Пока всё, что опытным путём удалось выяснить. Видимо дальше надо искать башкиров:)

Parfen, Лучче напиши об особенностях звукообразования. Вот, например, персидский нец - инструмент с физической предрасположенностью к "чистому" звуку - если нёбо исполнителя гладкое, то ему гораздо-гораздо легче уьрать шипение и управлять звуком.

И это. ты точно пентатонику написал? :)

Ой, переклинило, сегодня у нас был этнокультурный фестиваль, где один энтузиаст долго и упорно пытался меня этой пентатонике научить:)
Конечно же не пентатоника - сейчас исправлю. Тут какая-то секстатоника получается)

По поводу звукообразования - мне сложно сказать, шипение помоему свойственно кураю. Более того, это своебразная фишка инструмента - по крайней мере в нижней октаве.
Если губы сдвинуть почти прикрыв вдувательное отверстие - то звук получается сосредоточенным и как-бы более громким, но одновременно беднее.
Если же наоборот - открыть рот на возможный максимум - звук будет открытым, с шипом и тембрально богаче. В принципе, могу аудио записать с примерами.

Parfen, не, ты расскажи о самом процессе, что куда приставлять, чем формировать, куда дуть. Есть ли какие-то мыслеобразы, "фишки". А всякие обсуждения типа "свойственно"-"несвойственно" - это уже так, отфонарные разговоры.

Тебе раньше приходилось иметь дело с подобными флейтами? Попадались ли раньше в руки "диагональные" флейты (кавал, ней)?

С такими флейтами дела не имел. Более того, когда принесли две трубки, подумал, что либо где-то забыли свисток, либо дуть надо как в трубу.

Путём гугления по Ютубу была найдена постановка (словами непросто объяснить, но попробую)-
курай прислоняется к зубам, причём, одна кромка между передними резцами, вторая - соответственно между другими зубами сбоку. Зубы делят отверстие примерно пополам (но звук можно получить и при другом соотношении). Язык лопатой и за зубами, и при этом как-бы поддерживает курай - в таком положении, будто бы хочет выплюнуть верхнюю часть курая (но, разумеется, расслаблен) и верх языка походит к кромке инструмента. Поднимая среднюю часть языка можно регулировать тембр и делать передувы.
Верхняя губа просто закрывает верх курая - вообще вся "сторона рта" где курай, закрыта.
Рот с обратной стороны от курая раскрыт и перекошен- чем больше, тем легче получить первый звук.
Сейчас я могу играть уже не прислоняя курай к зубам и почти прикрывая губы - но поначалу такое не получалось.

Да, и сильно дуть не надо! Поначалу могут получаться слабые звуки второго регистра, нижние ноты у меня получились не на первый день.
И из двух кураев (ля и си-бемоль), сначала получились звуки на си-бемоле, который кроме строя отличается ещё и большими отверстиями. Возможно это тоже имеет значение.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2022, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Курай причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.


Модели отличаются размерами: длина колеблется в пределах 120-1000 мм. Некоторые разновидности внутри оснащены бьющимся язычком, позволяющим разнообразить извлекаемые звуки.

Первоначальным материалом для инструмента служили высушенные стебли растений семейства зонтичных. Современные модели изготавливают из различной основы: металла, дерева.

Звукоряд, тембр, диатонический диапазон курая зависят от различных факторов: размеров, материала, особенностей конструкции. В среднем, в арсенале инструмента – три полные октавы. Звукоряд представляет собой сцепление двух мажорных пентатоник.

Звучит курай необычно: душевно, возвышенно, меланхолично. Под такую музыку сложно исполнять песню, чаще она сопровождается горловым пением.

Видео

Способ изготовления трубки курая





Владельцы патента RU 2275692:

Владельцы патента RU 2275692:

Способ изготовления трубки курая для повышения качества звучания заключается в том, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления музыкальных инструментов, основой которых является деревянная трубка, в частности курая.

Изначально в качестве трубки для изготовления курая применяется сухой полый стебель растения:

Недостатки изготовления трубки из растения:

— трудность получения точного музыкального строя вследствие разнообразия геометрических параметров трубки;

— низкая механическая прочность получаемого изделия;

— дефицит сырьевой базы: в результате хозяйственной деятельности человека все труднее становится найти стебли нужного растения.

Деревянная трубка курая по технологии В. Шугаюпова (А.С. СССР №687461, МКИ 2 G 10 В 3/08, 1979 г.) изготавливаются из строганного древесного шпона. Способ включает раскрой материала, склеивание заготовки по форме, снятие ее с формы, сушку, зачистку, лакировку.

Такая технология не позволяет получать прочные, с большой жесткостью, тонкостенные (толщиной не более 1 мм) трубки инструмента, что ведет к обеднению тембра. При существующей технологии толщина стенок трубки инструмента получается от 1.4 до 2 мм, за счет чего ухудшаются музыкальные характеристики изделия. Кроме того данные трубки склонны к растрескиванию вдоль волокон шпона, поскольку внутренняя поверхность стенки курая сильно увлажняется во время игры на инструменте, а при высыхании нарушается ее целостность.

Цель изобретения — устранение вышеперечисленных недостатков: создание тонкостенной, прочной трубки инструмента, что позволяет существенно улучшить его музыкальные свойства, повысив вибрационные способности стенок.

Данная цель достигается за счет того, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывается волокнами под углом друг к другу и оси трубки. В качестве материала используется шпон строганный толщиной 0,25-0,5 мм. Это позволяет получить трубку инструмента с толщиной стенок 0,5-1 мм, что необходимо для получения нужных жесткостных свойств. В этом случае трубка инструмента может иметь высокую прочность на разрыв и изгиб вдоль волокон.

На фиг.1 изображено:

— оправка с заданными параметрами;

— шпоновая лента первого слоя;

— шпоновая лента второго слоя;

— шпоновая лента третьего слоя.

На фиг.2 изображена схема для расчета размеров шпоновой ленты в зависимости от заданных параметров трубки.

На фиг.3 изображены:

— заготовки из шпоновой ленты;

— оправки с заданными параметрами.

На фиг.4 изображен:

— процесс формирования стенок трубки из шпоновой ленты.

Формирование трубки курая производится на оправке 1 с заданными геометрическими параметрами (см. фиг.1) в следующем порядке.

В зависимости от заданного угла укладки α° рассчитывается и изготовляется лента шпона нужных размеров (см. фиг.2).

Укладывается (навивается) на оправку и закрепляется по концам (см. фиг.1, поз.1, 2).

Таким же способом изготавливается лента шпона для второго слоя и навивается на первый слой под заданным углом, но в противоположном направлении (поз.3). В процессе укладки 2-го слоя производится склеивание слоев между собой.

При необходимости таким же способом укладывается и склеивается третий слой шпона, но под углом, отличным от углов 1-го и 2-го слоев (поз.4).

Угол укладки шпоновой ленты, т.е. направление волокон относительно оси трубки определяют его прочностные и соответственно вибрационные свойства. Увеличение угла ведет к повышению жесткости на смятие, но снижается изгибная жесткость вдоль оси трубки, т.е. повышается эластичность вдоль оси трубки.

Диапазон углов укладки α° шпоновой ленты 20°÷60°.

Таким образом, путем изменения углов укладки шпоновой ленты, т.е. направления волокон относительно оси трубки можно влиять на вибрационную способность стенок курая и соответственно на тембр.

В сочетании с применением в каждом слое шпона различной толщины и различной плотности, т.е. различных пород древесины, данный способ изготовления трубок позволяет существенно расширить тембровые характеристики курая.

Методика расчета размеров шпоновой ленты производится в зависимости от заданных параметров трубки и угла укладки.

Трубка представляет собой усеченный конус с диаметрами оснований D и d, и высотой Н. Фиг.1.

Форма шпоновой ленты для формирования стенки трубки представлена на фиг.2.

Расчет размеров шпоновой ленты производится следующим образом:

1. Ширина ленты у диаметра D:

2. Ширина ленты у диаметра d:

Для определения размеров шпоновой ленты для второго и третьего слоев необходимо учесть увеличение диаметров за счет толщины шпона предыдущих слоев.

1. Способ изготовления трубки курая, состоящий в раскрое материала, например шпона, склеивание заготовки материала по форме, прессование, сушку, зачистку, лакировку, отличающийся тем, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывают волокнами под углом друг к другу и оси трубки.

2. Способ изготовления трубки курая по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала берется шпон толщиной 0,25÷0,5 мм.

Устройство

Устройство довольно простое – длинный прямой корпус, полый внутри. Иногда внутри корпуса располагается язычок. На внешней стороне расположены отверстия: зажимая одно или несколько, музыкант извлекает нужные по высоте, тембру звуки.

Длина инструмента, количество отверстий на корпусе различны. Классическая модель имеет следующие параметры:

  • длина – 570-800 мм;
  • диаметр – 20 мм;
  • количество отверстий – 5 (4 украшают лицевую сторону корпуса, 1 – тыльную);
  • диаметр отверстий – 5-15 мм.

Использование инструмента

Использование инструмента

Курай входит в состав оркестров народных инструментов, органично смотрится в ансамблях, исполняющих башкирскую, татарскую музыку. Подходит для исполнения лиричных песен, плясок. Инструмент часто солирует – его приятные звуки не нуждаются в дополнении.

Курай – это национальный духовой инструмент башкир и татар. Имеет несколько разновидностей, по своему строению напоминает флейту и изготавливается из разнообразных материалов.

Изначально курай делался из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника, но сегодня всё чаще и чаще применяются металл и шпон.

Реброплодник уральский – распространённое растение двухлетнее или трёхлетнее из семейства Зонтичные.

Растёт в хвойных или берёзово-осиновых лесах, также встречается на лесных вырубках и на опушках. Пройти мимо реброплодника уральского и не заметить его невозможно.

Высота этого растения может достигать до 120 см, а толщина ствола 2 см. На самом верху – соцветие зонтик. Иногда в Башкирии и само растение называют кураем. Хотя это, конечно, не совсем правильно.

Кстати, именно этот цветок можно увидеть на гербе республики и в народном творчестве.

Однако реброплодник уральский – не единственное растение, из которого можно сделать курай. Если правильно высушить стебель дудника лесного или дягиля лекарственного, из них также можно получить традиционную флейту. Правда используются эти два растения в качестве материала для курая относительно редко.

Заготавливают стебли в июле или августе. Главное условие – растение должно отцвести и начать увядать. Выбирают только прямые, чистые внутри и снаружи стебли, срезают их у корня и сушат.

Процесс сушки может проводиться в помещении или на улице. После этого выбирается желаемая длина курая, проделываются отверстия, обычно их пять, и на инструменте можно играть.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Кура́й (башк. ҡурай , тат. курай ) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент [1] . Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Классический курай

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай


Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Кураиста в народе воспринимали как че­ловека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного чело­века, кураист - это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поко­ления в поколение свои зна­ния, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные пес­ни, легенды и эпосы. Вот что такое курай, и каково значение личности кураиста в сохране­нии истории народа!

Читайте также: