Как сделать кружок в школе

Обновлено: 04.07.2024

На этой странице собраны все материалы курса. Вы можете сразу начать проходить уроки. Чтобы открыть доступ к заданиям, отслеживать прогресс и получить электронный сертификат, запишитесь в онлайн-школу, это бесплатно

Этот курс поможет руководителям кружков понять, как спланировать тематику, формат и содержание работы так, чтобы заложить основу финансовой устойчивости кружка. Вы узнаете, как собрать сообщество, в котором будут все, кто нужен для полноценной работы кружка нового типа: школьники, родители, индустриальные партнеры, эксперты, преподаватели и наставники. Кроме того, вы разберетесь с тем, как выстроить внутренние организационные процессы, чтобы обеспечить бесперебойную работу всего кружка.

Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта

Этот модуль помогает разрешить противоречие между двумя движущими силами, которые определяют, что будет происходить на вашей площадке для технического творчества. Первая движущая сила — это представление авторов кружка о том, чем должны заниматься его участники, а вторая — это то, за что готовы платить клиенты.

Что такое сообщество для кружка? Это питательная среда, в которой ценности вашего кружка будут сохраняться и развиваться. Это среда для обмена опытом между более опытными и начинающими участниками, экспертами из бизнеса и преподавателями, родителями и организаторами. В своем сообществе вы сможете найти помощников и ресурсы, потенциал развития и вдохновение.

В этом модуле наши авторы научат вас определять ключевых участников вашего сообщества, расскажут, по каким законам сообщества зарождаются, живут и из-за чего распадаются. Они покажут вам разные способы общения с участниками сообщества и снабдят необходимыми инструментами и подходами.

Третий модуль у нас самый бизнесовый. Он посвящен тому, как сделать так, чтобы в ваш кружок начали поступать деньги, и тому, как эти деньги правильно считать.

Мы поговорим о маркетинге, то есть о методах привлечения внимания клиентов и способах рассказывать им о том, в чем ценность вашего кружка для них. Разберемся, как организовывать продажи и как выстраивать цепочку взаимодействий и точек контакта для клиента. Узнаем, как правильно построить учет, чтобы понимать, на чем мы зарабатываем, где несем убытки. И, наконец, мы поговорим о CRM-системах и о том, как сохранять всю историю вашего взаимодействия с тем или иным клиентом.

Четвертый модуль — это, по сути, библиотека методов организации кружка. Если до этого мы говорили о смысле кружка, о том, как привлекать в него людей и как про него рассказывать, то сейчас мы обсуждаем именно то, как его организовывать. В процессе организации кружка есть масса разных аспектов, и в этом модуле мы постарались рассмотреть ключевые.

Мы разберемся, как формировать команду кружка, как управлять ею и строить внутренние рабочие процессы. Отдельно остановимся на LMS-системах, которые позволяют управлять учебным процессом и его содержанием. Поговорим про личные менеджерские навыки и организацию пространства кружка, а также обсудим, как выходить на масштабирование кружка.

Пятый модуль — завершающий. В нем мы подробно разберем, как юридически оформлять всю деятельность кружка и выстраивать отношения с органами исполнительной власти и различными институтами развития.

Мы обсудим, как снизить правовые риски в самых разных аспектах работы кружка. Узнаем, как лицензировать деятельность кружка, как регистрировать юридическое лицо и как в целом действовать в правовом поле. Рассмотрим юридические аспекты работы с персональными данными и их защитой; поговорим о разных стейкхолдерах, которые в принципе могут поддерживать деятельность кружка. Также мы разберемся, как выстраивать отношения с региональными и местными органами исполнительной власти и как сделать так, чтобы все вовлеченные стороны остались довольны взаимодействием с кружком и все их интересы были учтены.

В настоящее время дополнительное образование, в отличие от общеобразовательных учреждений, является одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, где обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

С учетом возраста и интересов детей, дополнительное образование становится основой для воспитания нового творчески мыслящего поколения, профессиональной ориентации, развития компетенций, востребованных на новом этапе технологического развития.

КРУЖОК – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА

Урок, даже самый удачный,имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, учитывая то, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Именно внеклассная работа способна успешно культивировать те качества,без которых творческая личность может не состояться: целенаправленно развивать навыки рационального мышления, работы с всё возрастающим объёмом информации.

В наше время информацию в основном получают из интернета, это проще и быстрее, а книги незаслуженно забываются. Есть много причин,по которым очень важно пробудить у формирующегося человека интерес к чтению:

- улучшение воображения и повышение креативности;

- увеличение словарного запаса и повышение общего уровня грамотности;

- улучшение внимания и способности к концентрации;

- развитие памяти и мышления;

- развитие общительности и сопереживания;

Читая книги, человек со временем формирует свое собственное мировоззрение, его взгляд на мир углубляется и расширяется, пересматриваются и формируются ценности, убеждения и принципы. Многие книги способны мотивировать и вдохновить на самореализацию, улучшение себя, повышение своих результатов. Главное – чтобы книга приносила радость и удовольствие, дарила силы и вкус волшебства.

Руководителем кружка разработана программа,структура и содержание которой отвечают общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа кружка строится из расчета 1 ч. в неделю в 1м – 4-м классах.

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности и методическое обеспечение. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых заданий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т. п. Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года.

Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения, его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т. п.В методику работы следует обязательно включать доступные детям формы работы:методы поиска решений творческих задач: "мозговой штурм", морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе.

Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

- Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

- Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

- Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

- Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М. : Диалог культур, 2007. 512 с.

4.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н. Е. Щурковой. - М. : Новая школа, 1998

6. ВолинаВ. В. Учимся играя. – М. : Новая школа, 1994

7. Дергунова Т. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы — — с. 41-43.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения)

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Роль социального партнерства в системе дошкольного образования Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов.

О роли ФГОС в системе дошкольного образования Автор:Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. С 01.09.2013 года с.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Формирование краеведческой компетенции в системе дополнительного образования по духовно – нравственному воспитанию детей старшего.

Кружковая деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.

Рекомендации по составлению программы кружка.

1. Процесс разработки программы должен включать определённые этапы:

1. Поисковый этап, на котором должен быть решен вопрос актуальности разработки программы :

  • В чём смысл программы?
  • В чём новизна и оригинальность?
  • Каким будет результат реализации программы?
  • Есть ли необходимость такой программы в школе?

2. Этап создания проекта программы:

  • Уделить внимание по определению целей и задач.
  • Содержание занятий.
  • Форма отчёта результатов деятельности.

2. Структура программы.

  • Введение (обоснование выбранного кружка).
  • Пояснительная записка.
  • Тематический (учебный) план.
  • Основное содержание программы.
  • Особенности методики занятий.
  • Условия реализации программы.
  • Прогнозируемые результаты.
  • Дополнительные элементы программы (дополнительная литература, приложения, рецензии).

В пояснительной записке необходимо дать вводную характеристику кружка и сформулировать следующее:

  1. Краткие сведения о работе кружка;
  2. Учебно-методические пособия (если используются);
  3. Примерная структура занятий;
  4. Режим занятий.
  • Формирование профессиональной ориентации;
  • Развитие творческой активности;
  • Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы :

  • Мотивационная;
  • Обучающая;
  • Познавательная;
  • Развивающая;
  • Эстетическая.

В тематическом плане:

Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:

  • Теоретическая часть (беседы, лекции, семинары)
  • Практикум (самостоятельное выполнение работы).

Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

Особенности методики занятий:

Основная форма занятий – занятие, проводимое по расписанию с постоянным составом учащихся.

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания;
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом (пазлы, раскраски, конструкторы, конструирование из бумаги и т.д);
  4. Физкультминутка;
  5. Работа по группам;
  6. Релаксация;
  7. Подведение итогов.

Длительность занятий в 1 классе 30–35 минут, во 2–4 классах 35–40 минут.

Программа рассчитана на детей 7–11 лет.

Вид детской группы: профильная, состав постоянный.

Особенности набора детей: свободный(по результатам анкетирования).

Число обучающихся по годам обучения.

Условия реализации программы:

Материальные средства:
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе)

Педагогические кадры:
Учителя, педагоги дополнительного образования.

Принципы обучения:

  1. Создание комфортной атмосферы на занятиях.
  2. Личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательно-обучающемся процессе.
  3. Адекватность средств, форм и методов обучения поставленной цели.
  4. Приобщение каждого учащегося к культурным ценностям.
  5. Вовлечение учащихся в активную деятельность.
  6. Создание условий для самовыражения и самообразования, для раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
  7. Создание хорошей материально-технической базы.
  8. Организация содержательного досуга.
  9. Организация совместного досуга учащихся и педагогов.

Прогнозируемые результаты:
ЗУН по годам обучения

К концу первого года обучения учащиеся должны:

  • иметь представление о…
  • знать понятия …
  • иметь навыки …

Дополнительные элементы программы.

(Дополнительная литература, приложения, рецензии.)

На титульном листе рекомендуется указывать:
– когда и кем рассмотрена и утверждена рабочая программа;
– название рабочей программы;
– класс, на который рассчитана рабочая программа;
– ФИО, должность автора(ов)-cоставителя рабочей программы;
– полное название ОУ по уставу школы;
– год разработки рабочей программы.

Дистанционные кружки — дополнительное обучение, которое проводится во внешкольное время и направлено на разностороннее развитие ребенка. В распоряжении родителей их детей множество вариантов: танцы, информатика, роботехника, зарубежные языки, карате, кройка и шитье, занятия музыкой и многое другое. Существует много направлений, но с появлением пандемии появились дистанционные кружки для школьников — занятия, которые проводятся в удаленном режиме. Ниже рассмотрим, в чем особенности, как организуется процесс, и доступно ли очное обучение.

Как организовать дистанционные кружки

По статистики около 75% тех, кто занимался в кружках и секциях, продолжают это делать в режиме онлайн. Только шестая часть всех секций временно прекратила деятельность. Такая ситуация очень расстроила родителей, которые хотели чем-то занять секции. Рассмотрим основные пути, как выходят из ситуации преподаватели:

  1. Дистанционное обучение в кружке вокала 1 класса и для более взрослых детей. В таком случае можно использовать любую программу для связи в режиме онлайн. При этом эффективность занятий не сильно падает, ведь преподаватель видит и слышит ученика, а сами сборы чаще всего проводятся индивидуально. На этом этапе важно поддержать интерес ребенка и помогать ему в развитии.
  2. Еще проще ситуация, когда проводится дистанционный математический кружок, когда дополнительное занятие мало отличается от обычного обучения. Для обмена информацией можно использовать Телеграм или Вайбер. Первый вариант более предпочтителен из-за более высокой скорости и конфиденциальности информации, большом функционале, возможности сохранять фото, видео и ссылки без перегруза памяти устройства.
  3. Организовать театральный кружок и дистанционное обучение для детей актерскому мастерству труднее , ведь смысл занятий сводится к привыканию к сцене, борьбе со страхами и т. д. Но некоторые знания можно использовать для оттачивания мастерства. Одна из форм занятий в кружке при дистанционном обучении — использование для этого программы Zoom. Ее преимущества в наличии доступа к демонстрационным возможностям, легкость подключения / регистрации, передача качественного фото / видео, возможность записи занятия.
  4. Следующий вариант — дистанционная работа с кружком по художественному чтению . Как и в рассмотренных выше случаях, для проведения онлайн-занятий можно использовать любую из программ. Это может быть Зум, Скайп или другие. Репетитор может слушать ученика и контролировать качество чтения. При этом организация дистанционного чтения не занимает много времени.

Существуют и другие способы, как организовать работу кружков в школе дистанционно. В большинстве случаев используется вариант с проведением занятий по видеосвязи. При этом выбирать программу может преподаватель по согласованию с родителями и учениками.


Как контролировать выполнение заданий

Важный вопрос — форма контроля в кружке при дистанционном обучении. Здесь можно использовать несколько вариантов:

  1. Анализ исполнения по видео. Такой способ подходит для занятий по музыке, пению, спортивным секциям и т. д. Иными словами, преподаватель воочию наблюдает за успехами учеников и может делать выводы необходимости корректировки того или иного момента. С учетом результатов можно принимать решение о корректировке программы или повторения определенных упражнений.
  2. Проверка по мессенджеру. Этот метод не подходит для работы кружка кукольного театра на дистанционном обучении или спортивной секции, где необходимо воочию видеть ребенка и делать результаты о его успеваемости. Но он оптимален для изучения привычных предметов, где требуется контролировать только знания. Примером могут быть занятия по математике, физике и т. д. В таком случае ученик может выполнять работу и сдавать домашнее задание для контроля любым из доступных способов. Это может быть социальная сеть, Вайбер, Телеграм или другие способы связи.

В качестве альтернативы можно совмещать два варианта контроля выполнения заданий — в режиме онлайн или дистанционно.


Можно ли проводить очные занятия

Многие учителя не могут разобраться, как проводить кружки дистанционно. Но это не всегда необходимо, ведь получение такого образования возможно в онлайн-режиме. Во многих регионах работа подобных собраний не ограничена. При этом необходимо соблюдать ряд важных правил:

  • проведение уборки дважды-трижды в день;
  • запрет посещения при любых признаках простудного заболевания;
  • регулярное проветривание — до и после занятий;
  • обработка дезинфицирующими средствами до и после окончания;
  • контроль температуры на входе в помещение;
  • уведомление родителей о принятых мерах, размещение графика профилактических мероприятий;
  • размещение рекомендаций ВОЗ в отношении профилактики COVID 19.

По согласованию с родителями можно проводить занятия кружка кукольный театр или других на удаленке. Переход возможен при выявлении болезни у нескольких участников или в случае запрета местных властей на проведение подобных уроков. На практике такие запреты встречаются редко. Учителям разрешают проводить сборы не только дистанционно, но и очно. Главное, чтобы соблюдались противоэпидемические мероприятия, которые были озвучены выше.


Что в итоге? С появлением пандемии появилось много вопросов по поводу организации дополнительного образования. Многие кружки были вынуждены закрыться из-за отказа родителей рисковать здоровьем детей. Пришлось искать альтернативы, позволяющие безопасно передавать здания. Одним из вариантов стал дистанционный вариант. Он выбран в качестве хорошей альтернативы для родителей, которые хотели чем-то занять детей, но при этом защитить их от болезни. При этом прямого запрета на проведение кружков офлайн сейчас нет. При следовании ряду мероприятий можно собираться и проводить их в обычном режиме.

В комментариях расскажите, с какими способами выхода из ситуации сталкивались именно вы.

Читайте также: