Как сделать круговорот воды в природе в ворде

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Тема урока: Превращения и круговорот воды. Берегите воду!

- образовательные: сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;

- развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, самостоятельности мышления;

- воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и экономное использование ее; воспитание познавательного интереса.

Планируемые результаты:

- различать три состояния воды;

- понимать причины и процесс круговорота воды в природе.

- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;

- работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе.

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;

- актуализация своего опыта.

Форма урока : путешествие

Формы обучения : индивидуальная работа, работа в паре, фронтальная.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, продуктивный, репродуктивный.

Технологии: здоровье-сберегающая, игровая, развивающего обучения.

Организационный момент.

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмѐмся,

И друг другу улыбнѐмся.

Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех!

2 . Мотивация к учебной деятельности.

- Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Мы ее не замечаем, мы привыкли что вода - наша спутница всегда!

Ребята, вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Молодцы!)

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте попробуем выяснить: что вы уже знаете о воде. Исследуя воду на предыдущих уроках, мы узнали её свойства. Вспомним их.

б) Перечислите их (самостоятельная работа на листочках)

4. Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, изменяется ли количество воды на планете? (Ответы учеников.) Этому вопросу мы посвятим наш урок.

5. Работа по теме урока

 Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)

– В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)

– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.

– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:

• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)

Когда меня нет – ждут, когда приду – бегут. (Дождь.)

Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно. ( Лед. )

• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)

• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)

Свисает с крыши длинный гвоздь – холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечет, он весь слезами истечет. ( Сосулька.)

• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,

А весною на весу превращается в росу. (Иней) (Отгадки на магнитной доске). А теперь группируем и составлям таблицу:

Твердые Жидкие Газообразные

град,лед,иней дождь туман

снег,сосулька роса пар

Сравниваем ее со слайдом №2. (добавляем айсберг)

– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

- Что объединяет эти явления? (Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.)

Работа с учебником

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. (Лед, град, снег, сосульки.)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 55. (При температуре 0°С.)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. (Пар.)

Мы протерли мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.

В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 55. (по цепочке вслух )

- В каких трех состояниях вода находится в природе? (Жидком, твердом, газообразном.)

- Расскажите, как образуется снег. (Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки.)

Работа по индивидуальным карточкам:

Испарение воды

Превращение воды в пар

Замерзание воды

Превращение воды в лёд

Таяние льда

Превращение льда в воду

Конденсация пара

Превращение пара в воду

Вывод: (ответы учеников)

Практическая работа

На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?

- Как вы думаете, движется ли вода? ( движется, не движется)

– Давайте проведем следующий опыт:

(Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.)

- Как движется вода? ( по кругу )

Сделайте вывод.

( Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получилось движение воды по кругу..)

Такое превращение и движение воды по кругу называют - круговорот ?

К Р У Г О В О Р О Т

Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот.

— Количество воды изменилось? (Нет, так как происходит круговорот.)

- Прочитайте текст в учебнике на с. 57.

- Как образуются облака? (Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака.)

- Почему идет дождь? (Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя.)

- Изменяется ли количество воды в природе? (Не изменяется.)

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

6. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 2. Рисунок. На схеме круговорота воды в природе подпишите этапы.

– Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.

1 ученик: • Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

2 ученик: • Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

3 ученик: • Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.

– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.

Плакат на доске (слайд №4)

- Для чего человеку нужна вода?

- Почему чистой воды становится меньше?

- Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

- Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

- Расскажите, используя опорные слова, о круговороте воды. (Учащиеся работают с карточками, заранее приготовленными учителем).

Испарение. Образование облаков. Выпадение осадков. Просачивание воды в землю. Стекание в водоемы.

- Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном (схемы частиц) . Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя, снега или града возвращается на землю.

VIII. Подведение итогов урока

- Изменяется ли количество воды на планете?

- О каких трех состояниях воды вы узнали?

- В каком состоянии находится вода при температуре ниже 0С: жидком, газообразном, твердом , мягком?

- В каком состоянии находится вода, если вы видите на траве росу: в твердом, в загрязненном, в газообразном, в жидком ?

- Что представляет собой вода в газообразном состоянии: лед, капли, водяной пар , сугроб?

- Что вам показалось наиболее интересным?

Домашнее задание.


Урок познание мира в 4 классе. Тема: Вода. круговорот выды в природе. В архив входит: план урока, самоанализ урока, мультимудийнаная презентация урока, мультимедийная презентация для физминутки на уроке с весёлым капитошкой.

Содержимое разработки

Тема урока: Вода. Круговорот воды в природе.

Цель урока: учащиеся имеют представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды(с ее способностью переходить из одного состояния в другое)

1) знания учащихся о круговороте воды и ее охране;

2) умение работать с картой и текстом;

3) бережное отношение к воде.

предметные: знать о круговороте воды; о деятельности чело­века по охране воды;

уметь проводить опыты по определению свойств тел и ве­ществ;

личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;

системно-деятельностные: уметь анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

Виды работ: работа в группах, работа в парах, работа с книгой.

Межпредметные связи: математика, литература.

Оборудование, наглядность, ТСО: презентация, конверты с загадками, музыкальная физминутка, рисунки детей о бережном и экономном отношении к воде.

Конверты с заданиями.

Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.

Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.

Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Рукопожатие

Деление на группы

- Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, и сегодня поговорим о ….? А о чём вы догадаетесь сами, когда выполните задание

Дети вытягивают по одной карточке. На них написаны поговорки. Деление на группы .

Что в воду упало, то пропало.

Тише воды, ниже травы

Группы занимают места.

- Обсудите и объясните смысл, того что у вас получилось. (Выступление от групп)

- Что общего у этих высказываний. (в них упоминается вода)

- В 4 классе у нас с вами это первый урок на котором мы будем говорить о воде, поэтому как вы думаете, что нам с вами надо сначала сделать. (надо вспомнить всё что мы узнали в младших классах)

Актуализация знаний

Мозговой штурм.

Учащиеся составляют кластер о воде в группах

Чистая ВОДА Можно пить

Грязная Солёная, пресная

Необходима человеку Моря, океаны

1. Является ли вода источником жизни? Да

2. Вода имеет цвет? Нет

3. Вода безвкусна? Да

4. Вода может менять своё состояние? да

5. Вода может быть в двух состояниях ? нет

6. Лед - это твёрдое состояние воды? Да

7. Вода – растворитель? Да

8. Все ли вещества может растворить вода? Нет

9. Вода при охлаждении сжимается? Да

10. Вода текучая? да

4. Подведение к новой теме

Появляется слайд с анимированным глобусом.

-Посмотрите на вращающийся глобус. Какого он цвета? Или какой цвет больше бросается в глаза (голубой)

Почему так произошло?

Ты знаешь, что на глобусе моря, реки, озера изображены го­лубым цветом. Если внимательно рассмотреть глобус, то можно увидеть, что сине-голубого цвета на нем в 2 раза больше, чем какого-либо другого. Это значит, что моря и океаны занимают на поверхности Земли в 2 раза больше места, чем суша. Если бы вся вода из рек, морей, океанов и озер разлилась по планете, то Земля оказалась бы под девятиметровым слоем воды.

97,75% всего мирового запаса воды составляют соленые воды океанов и морей. 2,25% - пресные, но почти половиной этого объ­ема воды человек не может воспользоваться, так как она находится в виде льда и снежных шапок в Антарктиде, Арктике, Гренлан­дии, на вершинах гор в различных районах Земли. На самом деле пресной воды, которую может употреблять человек, совсем мало.

И одна такая капля сегодня у нас в гостях…

(Капитошка со слайда).

« Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер согрею чашечкой горячего чая.

КОНВЕРТ № 1

На дворе переполох: с неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Река)

Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Рыбам жить зимой тепло: крыша — толстое стекло. (Лед)

КОНВЕРТ .№ 2

Не вода, не суша — на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса)

Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (Ручей)

Обмениваются карточками. Взаимопроверка в группах

Во время вступительной беседы ученики вспоминают все, что они знают о воде и ее свойствах с помощью наво­дящих вопросов:

Опишите физические свойства воды.

Три состояния воды. При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое?

Зачем растениям нужна вода?

Где в природе встречается вода?

Учитель уточняет ответы учеников, делает выводы.

Знакомство с новой темой.

- Давайте посмотрим на Капитошку!

(Капитошка со слайда):

«Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я очень люблю путешествовать.

Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий.

Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте.

- Но сначала мы разделимся на пары! Поработаем в парах. Выберите каждый себе пару. На столах лежат заготовки. Выполняют согласно рассказу Капитошки

Жила я когда-то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх.

Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако, большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали падать вниз.

Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю?

Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали жить весело.

Самостоятельная работа.

- Ну, что, ребята, поможем?

Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте! Работа в парах по заготовленным шаблонам.

Физминутка с Капитошкой мультимедийная презентация.

Проверка выполнения работы

1) Работа с учебником.

2) Анализ текста.

- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?

Учащиеся сверяют свои работы с демонстрационным слайдом. Дополняют свои таблицы.

- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?

(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)

- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?

(Обсуждаются все схемы)

- Путешествие капли называют

КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

- Как думаете, почему?

«Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.

Закрепление. Опыт.

- Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки немного по другому. Слад с опытом

- Что происходит? (Учитель зажигает свечки-гильзы)

- Что мы заменили свечками? (Источник тепла)

-Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку)

- Что происходит с влагой?

-Докажите, что происходит испарение, конденсация..

- Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось?

Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова. Мы расскажем и покажем как мы с вам будем беречь и охранять воду.

Работают в группах. Создают постер из заранее принесённых на урок своих работ по охране воды. Презентация постеров у доски.

Домашнее задание.

Стр.14 в рабочих тетрадях

- У вас на столах лежат листочки, по которым каждый из вас оценит себя

Критерии успеха

Оценка деятельности

Я знаю о трёх состояниях воды

Я знаю, как вода переходит из одного состояния в другое

Я знаю, то такое круговорот воды в природе

Я могу рассказать другу о круговороте воды в природе

Содержимое разработки

Самоанализ урока познание мира,

проведённого учителем начальных классов

ГУ Волгодоновской СШ

Фадеевой Анной Николаевной.

Урок познание мира был проведён в 4 классе.

Целью данного урока является: учащиеся имеют представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, связанном со свойствами воды (с ее способностью переходить из одного состояния в другое).

Были определены задачи педагога:

1) Знания учащихся о круговороте воды и ее охране;

2) Умение работать с картой и текстом;

3) Бережное отношение к воде.

- Знать о круговороте воды; о деятельности чело­века по охране воды;

уметь проводить опыты по определению свойств тел и ве­ществ;

-Проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;

- уметь анализировать, обобщать полученную информацию и делать выводы.

Виды работ: работа в группах, работа в парах, работа с книгой.

Межпредметные связи: математика, литература.

На уроке были реализованы следующие принципы:

принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

принцип доступности обучения; принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению предмета математики.
На уроке были задействованы все учащиеся.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ГОСО, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Урок начался с эмоционального настроя. Дети по очереди выходили к доске и желали чего то от себя. Следующий ученик выходил и брал за руку предыдущего ученика, когда все дети вышли. Круг замкнулся троекратным рукопожатием. Затем проходило деление на группы. Дети вытягивают по одной карточке. На них написаны поговорки.

Что в воду упало, то пропало.

Тише воды, ниже травы

Окружающий мир невозможно представить без воды. Все живое на планете, будь то человек, растение или простейший организм, содержит в себе не менее 65% влаги. В год население земного шара потребляет 4000 млрд. м³ воды, но благодаря ее круговороту запасы ресурса не уменьшаются.

Что такое круговорот воды в природе

Круговорот водных ресурсов играет роль в поддержании всего живого на плане, ведь вода участвует в биохимических, метаболических процессах клеток всех живых организмов. Древнегреческие мыслители считали, что вода дороже золота, так как она жизненно необходима. Ни один человек не выживет без нее больше 7 дней.

Роль круговорота воды в жизни человека

Вода необходима для жизни человека и всех живых организмов

Исследовательские центры изучают космос на наличие планеты с признаками жидкости, потому что там, где находится влага, есть жизнь.

Круговорот воды – это циклический процесс перемещения данного вещества между четырьмя оболочками Земли, в которых природный ресурс принимает различные агрегатные состояния: жидкое, твердое, газообразное.

Оболочки геосферы, в которых циркулирует основа жизни:

  • Гидросфера. Основная сфера, содержащая водные ресурсы. 70% представлено мировым океаном, остальные 30% составляют реки, озера, моря, подземные воды. Включает воду во всех трех состояниях.
  • Атмосфера. Является промежуточным звеном в перемещении водных масс. В зависимости от температуры и скопления взвешенных капель в воздухе могут образовываться либо объемные облака, либо облачные элементы в виде ледяных кристаллов (при температуре ниже -15°С). В период жары основное агрегатное состояние влаги в атмосфере – пар.
  • Биосфера. Живые организмы используют воду в процессе своей жизнедеятельности. Выделение ресурса происходит в виде пара при дыхании и разговоре, либо в жидком виде при естественных потерях.
  • Литосфера. Хоть и называется каменистой оболочкой, но содержит в себе воду в виде льда.

Оболочки Земли

Процесс и схема круговорота воды

Способность изменять свое агрегатное состояние является основным элементом в схеме круговорота воды. В любом процессе необходима энергия, в данном случае источником энергии является Солнце.

Этапы гидрологического цикла:

    Испарение с поверхности океана, морей, озер, рек. Процесс преобразования жидкости в пар происходит под действием энергии солнца. Молекулы H2O располагаются близко друг к другу, но не образуют связей. Из-за этого они постоянно перемещаются, сталкиваются, изменяют скорость. При перемещении с нижних слоев жидкости молекулы набирают скорость, и, преодолев притяжения других частиц, оказываются на поверхности водной глади. Если движение сопровождается нагреванием, то скорость Н2О становится достаточной, чтобы перейти в газообразное агрегатное состояние.
    Скорость и интенсивность испарения зависит от нескольких факторов:

  • температуры окружающей среды, времени года, географического расположения;
  • площади поверхности. Например, объем перехода газообразных молекул Н2О в атмосферу больше с поверхности океана, чем с водной глади моря;
  • наличия ветра. Чем больше скорость ветра, тем быстрее идет испарение. Часть молекул в безветренную погоду возвращается в жидкое состояние, но если присутствуют ветер, то конденсации не происходит.

Как происходит круговорот воды в природе

Классификация

Различают большой, малый и континентальный круговороты воды в природе.

Большой (мировой)

В некоторых источниках его называют глобальным круговоротом. Начальное звено – мировой океан, на поверхности которого испаряется влага. Далее идет конденсация пара в облака, тучи. Воздушные массы движут скопления водяного пара на материк, попутно конденсат увеличивается в массе. Когда достигается критическое значение веса молекул, выпадают осадки, которые попадают в стоковые воды и направляются в океан.

Мировой круговорот воды в природе

Мировой круговорот воды

Малый (океанический)

Ограничивается океаном, так как испарившаяся вода попадает обратно в мировой океан, не достигнув материка. Характерно, что количество выпавших осадков при этом типе значительно ниже, чем испарившейся влаги. На суше наблюдается обратная ситуация. На материке осадков выпадает больше, чем испаряется, но влага в конечном итоге уходит в океан.

Малый круговорот воды в природе

Малый круговорот воды

Внутриконтинентальный

Характеризуется перемещением жидкости в пределах суши, когда испарившаяся влага выпадает в виде росы и дождя.

Скорость и время круговорота воды

Атмосферная влага в виде облаков и испарения обновляется каждые 8 дней. В живых организмах процесс обновления жидкости происходит еще быстрее: в организме человека каждые 5 часов, что считается самой быстрой формой водообмена. Обновление проходит через почки, которые являются своеобразным фильтром, избавляющим от лишней влаги.

Горные ледники обновляются с интервалом в 1500 лет, однако в связи с глобальным потеплением с каждым годом этот процесс ускоряется. Полярному льду для обновления требуется 10000 лет. Мировой океан проходит гидролитический цикл за 2400 лет.

Влияние круговорота воды на живую и неживую природу

Перемещение влаги между сферами Земли является связующим звеном, без которого невозможно существование жизни. Отсутствие приведет к дегидратации живых существ и их гибели. Не стоит забывать, что именно первый этап круговорота воды – испарение, обеспечивает человека питьевой водой.

В процессе круговорота переносятся необходимые микроэлементы, способствующие нормальному функционированию метаболических процессов организмов.

Круговорот влияет и на особенности климата определенной географической местности. Если бы водные ресурсы не перемещались по земному шару, то многие отдаленные от океана районы стали бы непригодными для существования живых организмов.

Человек также оказывает влияние на цикличное перемещение водных ресурсов. Из-за создания искусственных водоемов, водохранилищ, часть воды на долгое время выпадает из естественного круговорота.

Многие природные явления имеют различные стадии развития, происходят через определенные промежутки времени и повторяются бесконечно. В свою очередь, вода — неотъемлемая часть планеты Земля, основа появления, жизнедеятельности и воспроизводства всех живых организмов. Важная циклическая последовательность, которой можно описать взаимодействие всех водных ресурсов и окружающей среды — круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе

Объем гидросферы и свойства воды

Внешняя оболочка Земли представляет собой биосферу, включающую в себя воздушную часть (атмосферу), твердую (литосферу) и водную (гидросферу) части. В гидросферу входят все водные ресурсы планеты. Она занимает промежуточное положение между литосферой и атмосферой и постоянно взаимодействует с ними.

С точки зрения физики, чистая вода — это бесцветная и безвкусная жидкость, состоящая из водорода и кислорода. В гидросфере пребывает в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Вода на планете Земля

Она способна:

  • замерзать, переходя из жидкого состояния в твердое;
  • таять при переходе из твердого в жидкое;
  • испаряться при нагревании и переходить в газообразное состояние;
  • конденсироваться в капельки при охлаждении переходя при этом из газообразного состояния в жидкое.

Планета Земля на три четверти покрыта водой

Планета Земля на три четверти покрыта водой, из-за этого ее часто называют голубой. Вся ее совокупность составляет примерно полтора миллиарда кубических километров. Основная часть воды в жидком состоянии (более 96%) сосредоточена в морях и океанах и является горько-соленой. Общая площадь Мирового океана в 2,5 раза превышает территорию всей суши.

На долю пресной поверхностной жидкости озер, рек, болот и других водоемов приходится меньше 3%, что составляет 90 млн кубометров. Грунтовые воды и так называемых подземные моря в глубине земли могут быть как пресными, так и солеными (минеральными).

Хранилищами льда и снега являются ледники. Огромные запасы пресной воды в твердом состоянии находятся в труднодоступных местах. В основном они сосредоточены в Антарктиде и Гренландии в виде ледниковых природных образований и айсбергов в Арктике. Ледники содержат более 24 млн м3 воды. Для сравнения — это объем жидкости, который будет иметь сток всех рек Земли за 500 лет. Если этот лед в воображении распределить по всей поверхности планеты, то получится слой толщиной в 53 метра.

Распределение по объему гидросферы всех водных запасов (в кубических километрах):

Объем гидросферы всех водных запасов

  • Всемирный океан — 1 млрд 370 млн.
  • Подземные — 60 млн.
  • Зоны активного водообмена (т. е. зоны грунтовых вод, участвующих в обмене с атмосферой и питающих реки) — 4 млн.
  • Ледники — 24 млн.
  • Озера — 280 тыс.
  • Почвенная влага — 85 тыс.
  • Пары в атмосфере — 14 тыс.
  • Речные — 1,2 тыс.

В газообразном состоянии вода находится в виде облаков, имеющих разную форму в зависимости от высоты, на которой образовались. Облака образуются при охлаждении водяного пара, который растекается и формирует рыхлую массу, насыщенную капельками жидкости. В самых высоких облаках могут быть кристаллики льда.

Круговорот как гидрологический цикл

Благодаря уникальной способности воды легко превращаться в любую форму (газообразную, твердую или жидкую) стало возможным непрерывное перемещение водных масс через атмосферу из океана на сушу и обратно. Этот процесс получил название мирового круговорота воды. Основная роль в его механизме отводится тепловой энергии Солнца и силе тяжести.

Круговорот как гидрологический цикл

При нагревании океана под воздействием солнечного тепла со всей его поверхности испаряется и поднимается в атмосферу влага. Там происходит охлаждение и превращение ее в жидкость, капельки которой формируют облака и тучи. Под действием силы притяжения одна часть сконденсированных в атмосфере водяных паров возвращается в океан разными видами осадков.

Другая часть передвижением воздуха (ветрами) относится на сушу, пополняет запасы грунтовых жидкостей и увлажняет почву. Жидкость из почвы частично стекает в водоемы, а частично поглощается растениями, которые потом испаряют ее поверхностью листьев. Реки постепенно переносят полученную из атмосферы воду в Мировой океан. Это очень важный этап, регулирующий речной сток. Если бы его не было, то реки наполнялись бы только на короткое время выпадения дождей или при таянии горных снегов. В итоге процесс замыкается и повторяется, т. е. является цикличным.

Можно сказать, что круговорот воды в природе происходит как гидрологический цикл по схеме: океан — атмосфера — суша — океан. Он представляет собой замкнутую цепь, каждое из звеньев которой имеет свои особенности. Речное, озерное и океаническое характеризуется испарением жидкости с поверхности водоемов. Почвенному присуще не только испарение, но и перемещение водных пластов. Роль атмосферного звена сводится к накоплению и переносу водяных паров.

Гидрологический цикл

Доля биологического звена невелика, но оно отличается сложностью и многообразием происходящих в нем процессов. Вся жидкость, потребляемая людьми в процессе хозяйственной и бытовой деятельности, в итоге возвращается в общую схему круговорота воды в природе. Самым значительным звеном является океаническое, на его долю приходится ¾ всех осадков на планете.

Виды явления

Большой кругооборот воды.

Все составляющие водообмена на планете объединяются глобальным или большим кругооборотом воды. Он обеспечивает поступление воды буквально в каждую частичку земного шара и ее непрерывное обновление, т. е. полную смену за фиксированный отрезок времени. Этот параметр варьируется от 12 дней у рек до 10 тыс. лет у полярных ледников. Быстрее всего процесс происходит в живых организмах, например, в организме человека полный водообмен совершается за 8 часов.

Цикл большого круга не замкнут, так как часть жидкости теряется навсегда в верхних слоях атмосферы. Под воздействием солнечных лучей молекулы воды распадаются на водород и кислород и уходят в космос. В то же время объем гидросферы не уменьшается за счет дополнительного притока воды из недр земли через тектонические трещины.

Большой и малый круг

Океаны — основные поглотители солнечного тепла

Большой круг разделяется на два малых: океанический и континентальный. Океаны — основные поглотители солнечного тепла и поставщики водяного пара, именно над ними происходит океанический водообмен. На сегодня его объем сопоставим с шестью такими водоемами, как Каспийское море. Количество жидкости в океанах меняется в процессе развития планеты. Остается неизменным только тот факт, что не вся испарившаяся с их поверхности жидкость возвращается.

Часть ее переносится на континенты и выпадает в виде осадков на сушу. Так возникает континентальный круговорот. Его начальный объем зависит от характеристик материка, над которым он происходит. Чем больше размер территории и выше горные массивы, тем больше океанической влаги оседает на континенте. Максимальный размер у водооборота Евразии, минимальный — у Австралии. За время своего существования малый кругооборот менялся, иногда значительно и скачкообразно.

Геологический водообмен

Геологический водообмен

Отдельное явление — геологический круговорот. Он происходит при непрерывном водообмене между сушей, океаном и недрами планеты в зонах тектонических сдвигов, рифтовых трещин и желобов. В одной из таких трещин находится самое глубокое континентальное озеро на земном шаре — Байкал, в нем сосредоточено 50% всех мировых запасов пресной воды. Другая пересекает весь Атлантический океан.

Желоба располагаются в Тихом океане на всем протяжении от Камчатки до Индонезии. В них находится очень горячая жидкость из глубин земли, которая может вступать в реакции с холодными придонными слоями. В результате содержащиеся в воде примеси выпадают в осадок. Он образует конусы высотой в десятки метров. Сильно нагретая вода из глубоководных источников, вырываясь на поверхность, похожа на извержение маленьких вулканов с белым или черным дымом над ними. В итоге жидкость, ушедшая в глубину вместе с горными породами из-за различных геологических процессов, восполняется.

Описание темы для детей

Откуда берутся дождевые тучи, почему реки не пересыхают, может ли человек прожить без воды — все эти вопросы рано или поздно возникают у любого ребенка. Дошкольникам такую сложную вещь, как водообмен, нужно объяснять кратко, лучше в игровой форме. Обязательно обратить внимание, что правильное название — именно круговорот, а не водоворот воды в природе. Чтобы было понятнее, сначала желательно рассказать о каждой стадии явления и познакомить с такими определениями: конденсация, испарение, перенос воды, осадки.

Описание темы для детей

Форму подачи информации можно выбрать соответственно характеру и интересам ребенка. Например, придумать или найти в интернете сказку о приключениях принца Капитошки и его подружек капелек. Если ребенок хорошо воспринимает наглядную картинку, можно нарисовать или распечатать схематический лэпбук по этой теме или сделать своими руками макет из подручных материалов.

А еще лучше вместе поставить интересный эксперимент. Чтобы создать элементарную модель круговорота понадобятся: большой полиэтиленовый пакет на застежке или стеклянная банка, цветные водостойкие маркеры, скотч и собственно вода. Для красоты в нее можно добавить акварельной краски или пищевого красителя. Можно приступать к опыту:

  1. Насколько хватит фантазии, разрисовать маркерами сосуд. Изобразить солнышко, тучки, небо, линию моря.
  2. Предварительно подкрашенную воду нужно нагреть так, чтобы появился пар, но еще не началось кипение.
  3. Перелить воду в пакет или банку и хорошо закрыть.
  4. Помещаем сосуд в место с самой большой разницей температур. Например, можно прикрепить пакет скотчем на балконной двери или поставить банку на подоконник.
  5. Через некоторое время вода начнет испаряться, и на стенках сосуда появятся первые кружочки конденсата. Это будет символизировать испарение жидкости с поверхности моря в атмосферу.
  6. Затем капельки будут набухать, пока в итоге не поползут вниз. Получится символ выпадения осадков.

С банкой опыт можно продолжить, понаблюдав за изменением уровня воды в ней при закрытой или открытой крышке. Ребенку постарше можно рассказать, что мир в закрытой банке — простейшая модель замкнутой системы, каковой, собственно, и является наша планета.

Влияние человека

Круговорот воды является исключительно важным свойством гидросферы, так как только благодаря ему общее количество этой жидкости на Земле почти не уменьшается, делая ее возобновимым ресурсом. За последние пару сотен лет существенно возросло значение хозяйственной деятельности человека в круговороте воды. Динамичное развитие промышленности, бесконтрольная вырубка лесов, орошение и осушение земель, освоение обширных участков земли для сельскохозяйственных нужд, возведение огромных плотин, затопление больших территорий водохранилищами — все это мало повлияло на общий объем гидросферы, но сильно затронуло отдельные гидрологические процессы.

Орошение полей

Изменился сток рек, значительная часть воды надолго выпадает из общего круговорота. Даже появился термин — безвозвратно изъятая вода. Она, конечно, не исключается полностью из водообмена, но может возвращаться с большой задержкой и на совершенно другое место. Сбрасывание в водоемы даже небольшого количества сточных вод приводит к загрязнению огромных объемов. Поэтому сейчас самым важным является вопрос водной экологии, а не ее физической нехватки.

Читайте также: