Как сделать иллюзию квадрат

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Иллюзорные произведения искусства имеют определенное обаяние. Они - триумф изобразительного искусства над действительностью.

Почему иллюзии так интересны? Почему так много художников используют их в своих произведениях? Возможно, потому что они показывают не то, что нарисовано на самом деле.

Все отмечают литографию "Водопад" ("Waterfall") Мориса Эшера (Maurits C. Escher). Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины мы видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу.

Для передачи иллюзии трехмерной действительности используются двухмерные рисунки (рисунки на плоской поверхности). Обычно обман состоит в изображении проекций твердых фигур, которые человек пытается представить как трехмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.

Классическая перспектива эффективна при имитировании действительности в виде "фотографического" изображения. Это представление неполно по нескольким причинам. Оно не позволяет нам видеть сцену с различных точек зрения, приблизиться к нему или рассмотреть объект со всех сторон. Оно не дает нам и эффекта глубины, которую реальный объект имел бы. Эффект глубины возникает из-за того, что наши глаза смотрят на объект с двух разных точек зрения, и наш мозг их совмещает в одно изображение. Плоский рисунок представляет сцену только с одной определенной точки зрения. Примером такого рисунка может быть фотография, сделанная при помощи обычного монокулярного фотоаппарта.

При использовании этого класса иллюзий, рисунок кажется на первый взгляд обычным представлением твердого тела в перспективе. Но при более близком рассмотрении становятся видны внутренние противоречия такого объекта. И становится ясно, что такой объект не может существовать в действительности.

Водопад Эшера основан на иллюзии Пенроуза, называемой иногда иллюзией невозможного треугольника. Здесь эта иллюзия проиллюстрирована в своей простейшей форме.

Кажется, что мы видим три бруска квадратного сечения соединенных в треугольник. Если Вы закроете любой угол этой фигуры, то увидите, что все три бруска соединены правильно. Но когда Вы уберете руку с закрытого угла, то станет очевиден обман. Те два бруска, которые соединятся в этом угле, не должны быть даже вблизи друг друга.

В иллюзии Пенроуза используется "ложная перспектива". "Ложная переспектива" используется также и при построении изометрических изображений. Иногда такая перспектива называется китайской (прим. переводчика: Реутерсвард называл такую перспективу японской). Такой способ рисования часто использовался в китайском изобразительном искусстве. При таком способе рисования глубина рисунка двусмысленна.

В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными, даже если они наклонены по отношению к наблюдателы. Объект, имеющий угол наклона, направленный от наблюдателя, выглядит точно так же , как если бы он был наклонен к наблюдателю на тот же угол. Прямоугольник согнутый вдвое (фигура Мача (Mach)) ярко показывает такую двусмысленность. Эта фигура может показаться вам раскрытой книгой, как будто вы смотрите на страницы книги, или может показаться книгой, развернутой к вам переплетом и вы смотрите на обложку книги. Эта фигура также может казаться двумя совмещенными параллелограммами, но очень небольшое количество людей увидят эту фигуру именно в виде параллелограммов.

Рассмотрим иллюзию лестницы Шроедера (Schroeder) - "чистый" пример изометрической двусмысленности глубины. Эта фигура может быть воспринята как лестница, по которой можно было подниматься справа налево, или как вид лестницы снизу. Любая попытка изменить положение линий фигуры разрушит иллюзию.

Этот простой рисунок напоминает линию кубиков, показанных то снаружи то изнутри. С другой стороны этот рисунок напоминает линию кубиков, показанных то сверху, то снизу. Но очень трудно воспринять этот рисунок как просто набор параллелограммов.

Закрасим некоторые области черным. Черные параллелограммы могут выглядеть так, как будто мы на них смотрим или снизу или сверху. Попробуйте, если сможете, увидеть эту картину по-другому, как будто на один параллелограмм мы смотрим снизу, а на другой сверху, чередуя их. Большинство людей не может воспринять таким образом эту картину. Почему мы не способны воспринять картину таким образом? Я считаю, что это наиболее сложная из простых иллюзий.

На рисунке справа используется иллюзия невозможного треугольника в изометрическом стиле. Это - один из образцов "штриховки" программы для черчения AutoCAD (TM). Данный образец называется "Escher".

Изометрический рисунок проволочной конструкции куба показывает изометрическую двусмысленность. Эта фигура иногда называется кубом Некера (Necker cube). Если черная точка находится в центре одной сторон куба, то является ли эта сторона лицевой стороной или задней? Вы также можете представить, что точка находится около правого нижнего угла стороны, но вы все равно не сможете сказать, является ли эта сторона лицевой или нет. У вас также не может быть причин предполагать, что точка находится на поверхности куба или внутри него, она с тем же успехом может быть и перед кубом и за ним, так как мы не имеем никакой информации о реальных размерах точки.

Если представить себе грани куба в виде деревянных планок, то можно получить неожиданные результаты. Здесь мы использовали неоднозначное соединение горизонтальных планок, о котором будет рассказываться ниже. Эта версия фигуры называется невозможным ящиком. Она является основой для многих аналогичных иллюзий.


Невозможный ящик не может быть сделан из древесины. И все же мы видим здесь фотографию невозможного ящика сделанного из дерева. Это - обман. Одна из планок ящика, которая, как кажется, проходит позади другой, на самом деле является двумя отдельными планками с разрывом, одна ближе, а другая дальше чем пересекающая планка. Такая фигура видна только с единственной точки зрения. Если бы мы смотрели на реальную конструкцию, то при помощи нашего стереоскопического зрения мы бы увидели уловку, за счет которой фигура становится невозможной. Если бы мы сменили точку зрения, то эта уловка стала бы еще заметнее. Именно поэтому при демонстрации невозможных фигур на выставках и в музеях вы вынуждены смотреть на них сквозь маленькое отверстие одним глазом.

Для получения фотографии подобного объекта, необходимо прибегать к различным хитростям. Если используется обычная камера, то наиболее удаленные деревянные блоки захватывают меньший угол обзора, чем ближние блоки. Таким образом наиболее удаленные блоки должны быть изготовлены физически большего размера, чем ближние, а блоки, находящиеся одним краем вблизи, а другим – позади должны изготавливаться клиновидными.

Другой способ применим к фотографированию объектов небольшого размера. Маленькая модель на (см. ниже) сделана из пластиковых брусков Quobo® высотой 1 см. Вся модель имеет размер порядка 7 см. Отметим, что на левом снимке в месте стыковки желтой перекладины с наиболее удаленным красным бруском имеется несоответсвие размеров. Но на правом снимке этой разницы не видно. Отметим также, что на фотографии справа все бруски наклонены под одним и тем же углом, противопложные стороны зеленого основания параллельны, и все остальные линии модели также выглядят параллельными на снимке. Это изометрическая фотография.



На обычной фотографии слева видны кресло и лампа позади модели. Эта фотография была получена при помощи цифрового фотоаппарата с расстояния около 30 см.

Фотография справа была сделана тем же самым фотоаппаратом с такого же расстояния, но с применением телецентрической оптической системы, состоящей из линзы 13 см в диаметре, расположенной таким образом, чтобы ее фокальная точка находилась как можно ближе к линзам фотокамеры. Большая линза была не очень хорошего качества (полученная прессовкой, без шлифовки), поэтому качество фотографии слева хуже. Подобные системы имеют такой недостаток, что пыль, царапины или другие дефекты линзы могут проявиться на финальном изображении. Использование лишь одной линзы вызывает "подушечную" деформацию изображения, при которой изначально прямые линии выглядят немного изогнутыми.

Телецентрические системы высокого качества используются в прозводстве для контроля продукции и в микроскопах для увеличения глубины фокуса. Они ограничены фотографированием объектов меньших диаметра фронтальной поверхности линзы. См. также"Телецентрические системы".

В некоторых иллюзиях используется неоднозначное соединение линий. Этот невозможных трезубец иногда называется загадкой Шустера (Schuster's conundrum). Эта фигура может быть представлена в перспективе, но любая штриховка или наложение теней уничтожает иллюзию.

Фактически, это - комбинация иллюзии Мача и неоднозначного соединения линий. Две книги разделяют общую среднюю поверхность фигуры. Это делает наклон книжной обложки неоднозначной.

Иллюзия Поггендорфа (Poggendorf), или "пересеченный прямоугольник", вводит нас в заблуждение, какая из линий A или B является продолжением линии C. Однозначный ответ можно дать только, приложив линейку к линии C, и проследив, какая из линий с ней совпадает.

Иллюзии формы тесно связаны с иллюзиями положения, но здесь сама структура рисунка заставляет изменять наше суждение о геометрической форме рисунка. На приведенном ниже примере короткие наклонные линии создают иллюзию, что две горизонтальные линии изогнуты. На самом деле - это прямые параллельные линии.

В этих иллюзиях используется особенность нашего мозга обрабатывать видимую информацию, в том числе штрихованные поверхности. Один образец штриховки может доминировать настолько сильно, что другие элементы рисунка кажутся искаженными.

Классический пример - набор концентрических кругов с наложенным на них квадратом. Хотя стороны квадрата абсолютно прямые, они кажутся изогнутыми. То, что стороны квадрата прямые можно убедиться, приложив к ним линейку. На этом эффекте основаны большинство иллюзий формы.

На том же принципе работает следующий пример. Хотя оба круга имеют один и тот же размер, один из них выглядит меньше другого. Это - одна из многих иллюзий размера.

Объяснением подобному эффекту может служить наше восприятие перспективы на фотографиях и картинах. В реальном мире мы видим, что две параллельные линии сходятся при увеличении расстояния, поэтому мы воспринимаем, что круг, касающийся линий, находится дальше от нас и, следовательно, должен быть большего размера.

Ширина полей и высота шляпы одинаковы, хотя так и не кажется на первый взгляд. Пробуйте повернуть изображение на 90 градусов. Сохранился ли эффект? Это - иллюзия относительных размеров в пределах картины.

Наклоненные круги проецируются на плоскость эллипсами, и эти эллипсы имеют двусмысленность глубины. Если фигура (выше) представляет собой наклоненный круг, то не нет способа узнать, находится ли верхняя дуга ближе к нам или дальше от нас, чем нижняя дуга.

Когда я придумал эту фигуру, я думал, что это она могла бы стать оригинальной иллюзией. Но позже я увидел рекламу с эмблемой корпорации, выпускающей оптоволокно, Canstar. Хотя эмблема Canstar моей, их можно отнести к одному классу иллюзий. Таким образом, я и корпорация разработали независимо друг от друга фигуру невозможного колеса. Думаю, если капнуть глубже, то, вероятно, можно найти и более ранние примеры невозможного колеса.

Еще одна из классических иллюзий Пенроуза - невозможная лестница. Она чаще всего изображается в виде изометрического рисунка (даже в работе Пенроуза). Наша версия бесконечной лестницы идентична версии лестницы Пенроуза (за исключением штриховки).


Обман на литографии "Восхождение и спуск" строится несколько иным способом. Эшер поместил лестницу на крышу здания и изобразил здание ниже таким образом, чтобы передать впечатление перспективы.

Художник изобразил бесконечную лестницу с тенью. Как и штриховка, тень могла бы уничтожить иллюзию. Но художник поместил источник света в таком месте, что тень хорошо сочетается с другими частями картины. Возможно, тень от лестницы является иллюзией сама по себе.

Некоторых людей нисколько не интригуют иллюзорные картины. "Всего лишь неправильная картина" - говорят они. Некоторые люди, возможно меньше 1% населения, не воспринимают их, потому что их мозг не способен преобразовывать плоские картины в трехмерные образы. Эти люди, как правило, испытывают сложности в восприятии технических чертежей и иллюстраций трехмерных фигур в книгах.

Другие могут увидеть, что с картиной "что-то неправильно", но они и не подумают спросить, каким образом получается обман. У этих людей никогда не возникает потребности понять, как работает природа, они не могут сосредоточиться на деталях за недостатком элементарного интеллектуального любопытства.

Возможно, понимание визуальных парадоксов является одним из признаков того вида творческого потенциала, которым обладают лучшие математики, ученые и художники. Среди работ М. К. Эшера (M.C. Escher) есть очень много картин-иллюзий, а также сложных геометрических картин, которые можно отнести скорее к "интеллектуальным математическим играм", чем к искусству. Однако, они производят впечатление на математиков и ученых.

Говорят, что люди, живущие на каком-нибудь тихоокеанском острове или глубоко в джунглях Амазонки, где никогда не видели фотографии, не смогут сначала понять, что изображает фотография, когда им ее покажут. Интерпретация этого специфического вида изображения является приобретенным навыком. Одни люди овладевают этим навыком лучше, другие - хуже.

Художники начали использовать геометрическую перспективу в своих работах значительно раньше изобретения фотографии. Но они не могли изучить ее без помощи от науки. Линзы стали общедоступными только в XIV столетии. В то время они использовались в экспериментах с затемненными камерами. Большая линза помещалась в отверстие в стенке затемненной камеры так, чтобы перевернутое изображение отображалось на противоположной стенке. Добавление зеркала позволяло отбрасывать изображение пол потолок камеры. Это устройство часто использовалось художниками, которые экспериментировали с новым "европейским" перспективным стилем в художественном искусстве. К тому времени математика уже была достаточно сложной наукой, чтобы дать теоретическое обоснование перспективы, и эти теоретические принципы были опубликованы в книгах для художников.

Только самостоятельно пробуя рисовать иллюзорные картины можно оценить все тонкости необходимые для создания подобных обманов. Очень часто природа иллюзии накладывает свои ограничения, навязывая свою "логику" художнику. В итоге, создание картины становится сражением остроумия художника со странностями нелогичной иллюзии.

Теперь, когда мы обсудили суть некоторых иллюзий, вы можете использовать их, чтобы создавать собственные иллюзии, а также классифицировать любые иллюзии, которые вам встретятся. Через некоторое время вы будете иметь большую коллекцию иллюзий, и вам необходимо будет каким-то образом демонтрировать их. Я разработал для этого стеклянную витрину.

Вы можете проверить сходимость линий в перспективе и другие аспекты геометрии этого рисунка. Анализируя такие картины, и пробуя рисовать их, можно узнать суть обманов, используемых в картине. М. К. Эшер (М. C. Escher) использовал подобные уловки в своей картине "Бельведер" (ниже).


© Дональд Е. Симанек, декабрь 1996

В Школе магии Mastery of the Spirit ведетсяобучение самым различным магическим и эзотерическим наукам. Предметы разделены на Уровни и проводятся в форме видео-конференций. С каждым годом становится все больше очных семинаров в разных странах, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Большое внимание в школе уделяется работе с прошлыми воплощениями (союзниками), а также практическим занятиям по экстрасенсорике, биоэнергетике и практикам работы с будущим.

Смотрите видео - запись Бесед о Магии, посвященную практике изменения будущего, которая была проведена в день "Конца Света".

Узнать подробнее о выездном семинаре Школы магии Mastery of the Spirit в Великобританию на майские празадники.

Сегодня мы покажем вам как создать оптическую иллюзию используя геометрические фигуры в иллюстраторе.

Шаг 1.

Создаем два квадрата произвольной формы и заливки. Центры квадратов должны совпадать.

Как создать оптическую иллюзию шаг 1

Шаг 2.

Выделяем два квадрата и создаем переход с помощью клавиш Alt+Ctrl+B.

Как создать оптическую иллюзию шаг 2

Не снимая выделения переходим во вкладку Эффектов. Выбираем пункт исключение.

Как создать оптическую иллюзию ша 2

Шаг 3.

Выбираем параметры перехода, и задаем количество желаемых переходов.

Как создать оптическую иллюзию шаг 3

Шаг 4.

Выбираем меньший из квадратов на панели слоев.

Как создать оптическую иллюзию шаг 4

Переходим во вкладку эффектов. Выбираем эффект трансформации и устанавливаем желаемый угол поворота. Стоит установить галочку просмотра что бы увидеть результат до применения эффекта. Можно экспериментировать со смещением.

Как создать оптическую иллюзию ша 4

Шаг 5.

Что бы округлить углы нашей иллюзии стоит применить эффект преобразования в фигуру.

Как создать оптическую иллюзию шаг 5

Можно подобрать разные комбинации данного эффекта.

Как создать оптическую иллюзию шаг 5

Шаг 6.

Как создать оптическую иллюзию шаг 6

Таким образом за короткое время нам удалось создать оптическую иллюзию используя простые фигуры иллюстратора.


Сегодня мы научимся создавать в Adobe Illustrator оптическую иллюзию в стиле Opt Art, используя простые геометрические формы, Blend Tool и эффекты. Изменяя параметры эффектов, вы сможете получить много вариантов подобных векторных работ. Это проще, чем может показаться на первый взгляд.

Opt art, также известно, как оптическое искусство, — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур (Wiki).

Step 1

Запускаем Adobe Illustrator и создаем новый документ (File > New…). В открывшемся диалоговом окне устанавливаем размеры рабочей области и выбираем цветовую модель в зависимости от того, как вы будете использовать полученное изображение. Если вы собираетесь печатать вашу работу, выберите цветовую модель CMYK. Если вы собираетесь публиковать ваш арт только в web, то выберите цветовой режим RGB.


Step 2

Берем Rectangle Tool (M) и создаем квадрат произвольного размера с заливкой черного цвета и без обводки.


Step 3

Теперь создайте второй черный квадрат, размер которого меньше предыдущего. Центр второго квадрата совпадает с центром первого квадрата.


Step 4

Выделяем оба квадрата, затем переходим Object > Blend > Make или используем комбинацию горячих клавиш Option/Alt + Cmd/Ctrl + B. Не снимая выделения с полученного бленд объекта, переходим Effect > Pathfinder > Exclude.


Step 5

Два раза кликните по иконке Blend Tool (W) в панели Tool или перейдите Object > Blend > Blend Options…. Выбираем Specified Steps из выпадающего меню и устанавливаем количество шагов, которое соответствует вашим замыслам.


Step 6

Выделяем меньший прямоугольник. Это удобно сделать в панели Layers.


Теперь переходим Effect > Distort & Transform > Transform….

Поэкспериментируйте с величиной угла для этого эффекта и отметьте опцию Preview, для того чтобы наблюдать за происходящими изменениями.


Step 7

Основа для оптической иллюзии создана. Теперь вы можете продолжить эксперименты с параметрами эффекта. Например, вы можете установить величину вертикального или горизонтального смещения в диалоговом окне Transform Effect, затем нажимаем OK.


Step 8

Так как для создания Opt Art мы использовали только "живые" эффекты, мы можем продолжить игру с формами. Не снимая выделения с верхнего квадрата, переходим Effect > Convert Shape > Rounded Rectangle…, выбираем Relative, устанавливаем 0 px для параметров Extra Width и Extra Height, затем устанавливаем Corner Radius.


Step 9

Не обязательно основой для бленд объекта должны быть квадраты. Вы вольны выбирать любые понравившиеся формы. Оптическая иллюзия, созданная на основе двух треугольников, показана на рисунке ниже.


Step 10

Поистине бесконечное число вариантов оптических иллюзий мы можем быстро создать при помощи плагина VectorScribe. Один из его инструментов - Dynamic Shape Tool, умеет конвертировать стандартные формы в динамические и затем изменять их параметры, как нам заблагорассудится. Вам не потребуется заново создавать бленд объект, просто конвертируйте существующие формы в новые, например квадраты в шестиугольники или даже звезды.



Step 11

Ну и наконец, если вам нужно ограничить созданный Opt Art картинной плоскостью, сделайте это при помощи Clipping Mask. При помощи Rectangle Tool (M) создадим прямоугольник необходимого размера.


Теперь выделяем нашу иллюзию и прямоугольник, после чего переходим Object > Clipping Mask > Make или используем комбинацию горячих клавиш Cmd/Ctrl + 7.


Нам осталось распечатать нашу работу и повесить на стену. Удачных всем экспериментов!

Лучшие оптические иллюзии, ставшие интернет-мемами

Оптические иллюзии можно разделить на множество категорий и в каждой из них найдутся примеры, действительно потрясающе воображение и заставляющие задуматься о том, насколько далеко наше восприятие действительности от реальности.

Лучшие оптические иллюзии, ставшие интернет-мемами

В цифровую эпоху также появилось несколько жанров оптических иллюзий, к одному из которых можно отнести статичные изображения, которые благодаря особой игре цвета и неспособности нашего мозга одновременно обрабатывать все детали кажутся анимированными.

Квадрат, меняющий свой цвет

И хотя может показаться, что двигающийся по бумаге квадрат каким-то образом меняет свой цвет, очевидно, что этого быть не может.

А иллюзию порождает фон на основе черно-белого градиента, который заставляет наш мозг по-разному воспринимать оттенок клочка бумаги на нем.

Еще один пример:

Это кажется невероятным, но клетки A и B имеют одинаковый цвет!

оптическая иллюзия с цветом квадратов

12 черных точек

Например, на этом изображении, опубликованном в социальных сетях профессором психологии Китаока из Японии, 12 черных точек никак не хотят находится на своем месте, исчезая и появляясь по мере движения зрачков зрителя.

оптические иллюзии

16 кругов

Видите 16 кругов на изображении ниже? А они есть:

50 лучших оптических иллюзий

В какую сторону кружится центральная танцовщица

Из трех кружащихся танцовщиц наше внимание должна привлечь центральная. Как она двигается – по часовой стрелке или против? Тут все зависит от того, на какую часть картинки сперва вы посмотрели.

Если на левую, то центральная девушка будет двигаться аналогично – по часовой, если же на правую – то против часовой.

Иллюзии движения

Иллюзии движения

Картина художника Кая Нао также впечатляет – нарисованная на ней звезда словно вращается вокруг своей оси.

оптические иллюзии

Сложно поверить, что все эти рисунки на самом деле неподвижны.

50 лучших оптических иллюзий
50 лучших оптических иллюзий
оптические иллюзии
50 лучших оптических иллюзий
50 лучших оптических иллюзий

Фигура движется или нет? Фигурка Микки-Мауса будто движется, но на самом деле этот эффект создается благодаря меняющимся теням и фону

То же самое и здесь — шестеренки на самом деле не двигаются.

Картина Ван Гога является, само собой, статичной, но при этом завихрения облаков на небе помогли создать необычную иллюзию. Сперва около полуминуты посмотрите на вращающиеся черно-белые спирали, а потом переведите взгляд на картину ниже. Эффект окажется поистине завораживающим.

А формирует иллюзию пост-эффект движения. Если долго смотреть на спирали, то наше зрение попытается уменьшить этот раздражитель и компенсировать движение. Но при быстром переводе взгляда на статичную картину мозг будет по-прежнему посылать сигналы, компенсируя движение, хотя его уже и нет. Так мы увидим, как звездное небо Ван Гога начнет вращаться в обратную спиралям сторону.

На анимированной картинке видно, как синие и красные отрезки меняют свою длину, а состоящая из отрезков волна словно бы пульсирует. Но это лишь обман нашего мозга. Отрезки остаются неизменной длины, а формируют иллюзию меняющиеся плечи стрелок.

Перевертыши и рисунок в рисунке

50 лучших оптических иллюзий

50 лучших оптических иллюзий

50 лучших оптических иллюзий

Некоторые подобные оптические иллюзии являют собой увлекательные загадки. Например, на этом картинке легко обнаружить пару любовников, но гораздо сложнее найти дельфинов.

оптические иллюзии

А здесь кого вы видите девушку или старуху?

Девушка или старуха

Автор спрятал гуся, хотя большинство зрителей находят собаку в облаках и профиль Пушкина:

оптические иллюзии

50 лучших оптических иллюзий

А на этом рисунке довольно легко обнаружить не только индейца, но и эскимоса:

Превращение звезд в монстров

Несколько лет назад сотрудники университета Куинслэнд, занимающиеся исследованием зрительных искажений, создали ролик с оптической иллюзией, покоривший Сеть. В нем зритель видит фотографии знаменитостей справа и слева от крестика в центре, на который смотрит, при этом периферийное зрение искажает портреты и превращает звезд в монстров.

Удивительно превращение геометрических фигур в зеркальном отображении

В 2005 году энтузиасты учредили премию за лучшую оптическую иллюзию –Best Illusion of the Iear Contest, победителем которой в прошлом году стал математик из Японии Кокити Сугихара, продемонстрировавший действительно удивительный эффект превращения геометрических фигур в зеркальном отображении.

Комната Эймса

50 лучших оптических иллюзий

Уменьшающийся круг

Увеличивающиеся рядом с оранжевым кругом серые кружки на этой гифке создают ощущение, что и центральный элемент то увеличивается, то уменьшается. Но оранжевый кружок остается неизменным, иллюзию порождают его активно меняющиеся соседи.

Иллюзия пересекающихся окружностей

Еще одна геометрическая иллюзия заставляет нас думать, что круги, состоящие из маленьких квадратов, пересекаются между собой.

50 лучших оптических иллюзий

На самом деле это не так.

50 лучших оптических иллюзий

В какую сторону едет поезд?

На этой картинке поезд проезжает станцию метро. Вот только в какую сторону едет состав? Вы можете попробовать назвать любой вариант и будете правы. Правильного ответа нет – все зависит от точки зрения. А после незначительной тренировки вы даже сможете самостоятельно заставлять двигаться поезд в нужное вам направление.

Вращающиеся подшипники

Анимированная гифка путает наш мозг. Присмотритесь к одному из цветных кружков, а потом переведите взгляд на другой. Окажется, что черно-серые кружки-спутники вокруг двигаются то в одну сторону, то в другую. Этот эффект возможен из-за разницы в восприятии движения крутящихся объектов, находящихся в центре ли или на границе нашего периферийного зрения.

Косые прямые линии

Первый же взгляд на эту картинку порождает ощущение, что на ней располагаются косые голубые линии, идущие друг по отношению к другу под наклоном. Но это лишь иллюзия – линии строго параллельны, а необычный эффект порождается комбинацией цветов. Убедиться в обмане несложно, надо лишь прищуриться и немного скосить глаза.

Косые прямые линии

Иллюзии с цветом

Наш мозг тяжело справляется с определением цвета, его довольно легко обмануть при помощи фона. На картинке ниже красные квадраты слева кажутся более темными, чем те что справа, но это не так.

50 лучших оптических иллюзий

Кажется, что расположенные за цветными линиями кружки тоже разноцветные. На самом деле конфетти отличаются друг от друга только пересекающими их цветными линиями. Именно они и формируют обман зрения.

Все шарики на изображениях ниже на самом деле одного цвета.

Оптическая иллюзия: все шары на этом рисунке одного цвета
Оптическая иллюзия: все шары на этом рисунке одного цвета

А вот наглядная демонстрация зависимости воспринимаемого нами цвета от фона изображения:

Иллюзии на фото

Какого цвета платье? Это невероятно, но одни люди утверждают, что на фото ниже изображено платье черно-синего цвета, другим кажется, что оно бело-золотое.

blue gold

На картинке ниже вы видите две фотографии одной и той же улицы, снятой под разными углами.

оптическая иллюзия

Но стоит более пристально приглядеться, как картинки окажутся абсолютно одинаковыми. А обман мозга порождают бордюры, которые располагаются параллельно. Но наш разум знает, что такое может быть, только если смотреть на дорогу под углом, формируя его восприятие.

Этот кот подымается по лестнице? Или все таки спускается? Мы можем сами менять направление его движения силой мысли. Шредингер бы оценил.

50 лучших оптических иллюзий

Нормальная, на первый взгляд, фотография.

50 лучших оптических иллюзий

Но если перевернуть ее в привычное положение, то наш мозг перестанет исправлять ошибки восприятия и покажет все как есть.

50 лучших оптических иллюзий

Эти бруски лежат друг на друге с одного конца и рядом с другого, а найти золотую середину нашему взгляду никак не удается.

50 лучших оптических иллюзий

50 лучших оптических иллюзий

Мимолетный взгляд на эти два снимка позволяет нам утверждать, что угол наклона Пизанской башни справа больше, чем слева, однако это не так. Это еще один интересный эффект, заставляющий нас воспринимать два изображения как единое целое с нарушенной симметрией.

Прослушайте аудио фрагмент на ролике ниже и обязательно поделитесь статьей со знакомыми (можете прослушать вместе одновременно), результат Вас удивит – одни люди слышат Янни, другие Лорл. Что слышите Вы?

Популярные иллюзии на видео

Весьма интересная трехмерная иллюзия – следящий дракон Гарднера, сделать которую можно своими руками при помощи принтера, бумаги, ножниц и скотча (найти соответствующий шаблон можно при помощи Google).

Еще один вариант:

В какую сторону повернут стул?

Иллюзия вращения шестеренок достигается за счёт наложения линий друг на друга.

А вот одна из самых масштабных презентаций оптических иллюзий от музыкальной группы OK, известной своими шедевральными клипами.

7 отличных оптических иллюзий в свежем ролике от канала Quirkology.

Читайте также: