Как сделать крапинки на рисунке карандашом

Обновлено: 30.06.2024

“А можно растереть рисунок бумажкой?” - спрашивает меня ученица, - “так ведь красивее, нет грубых штрихов, всё ровно, гладенько?” Вообще, спор между академистами и самоучками на тему: использовать штриховку или тушёвку в рисунке, не утихает, наверное, уже лет 20. Да и нет однозначного ответа, что хорошо, а что плохо. Хорошо то, что находится в контексте.

Например, учебный академический рисунок, в первую очередь, выполняет конкретную задачу и демонстрирует выучку, профессионализм рисовальщика. Ключевое слово тут УЧЕБНЫЙ, а значит, будет оценён, в том числе и в соответствии с владением техникой рисунка и за соблюдение норм и правил учебного рисования в данной школе. Любая самодеятельность тут не к месту. Это как если бы на симфоническом концерте исполнили соло на балалайке. В учебном классическом рисунке штриховка обязательна, а в творческих самостоятельных рисунках возможно всё: хотите - тушуйте, хотите - штрихуйте, хотите - растирайте бумажкой, хоть рисуйте стоя на голове, - главное получить удовольствие от процесса и результата.

Кстати, экзамен в художественный ВУЗ или колледж и даже в художественную школу тоже классический рисунок. Поэтому основы рисования простым карандашом, саму технику карандашного рисунка, а значит, и владение штриховкой, вам придётся в полной мере продемонстрировать в своей работе. Будьте к этому готовы.

Всё, что не запрещается - разрешено. Поэтому, в свободном творчестве ваши изыскания никто не ограничивает - рисуйте так, как вам нравится - хотите в штриховой традиционной манере; хотите, в современной, тушёвочной; а хотите, совместите оба эти подхода. Современные художники часто так и поступают и результаты их труда вполне симпатичны.

Но, безусловно, есть серьёзная разница в этих двух полярных подходах к рисованию простым карандашом, а значит есть нюансы, которые стоит учитывать прежде, чем начать рисовать. Поясню разницу в таблице.

1) Набор тона

Штриховка

При помощи наложения штрихов сеточкой, каждый слой штриховки - новый тон. Удобно считать и ориентироваться в полутонах при рисовании сложных форм: портретов, натюрмортов. Недоборов или переборов тона по светлоте легко избежать.

Тушёвка

При помощи уплотнения тона (начинающие не всегда видят качественную разницу в тоне) можно сделать её очень большой или слишком маленькой, тогда изображение будет или плосковатым, или излишне “пятнистым” (например, тени на лице).

2) Набор светлых оттенков, отличающихся друг от друга.

Штриховка

Штриховка, за счёт просветов между штрихами, визуально облегчает, высветляет пятно рисунка. Можно использовать разницу в густоте штрихов, нажиме на карандаш и разную мягкость грифеля, для передачи оттенков тона. За счёт этого, шкала светлых тонов в рисунке увеличивается, резкие светлые оттенки штриховать достаточно легко.

Тушёвка

Тушёвка ложится не ровно, на поверхность бумаги в зоне пятна одной тональности могут появиться ненужные вибрации тона (случайные тёмные пятна) - они служат диапазоном светлых оттенков и получить разные светлые тона в одном рисунке становится очень сложно.

3) Густые чёрные (прозрачность тёмных теней).

Штриховка

За счёт многократного наложения штрихов с просветом друг на друга, даже самые глухие тёмные оттенки выглядят не угольно-чёрными дырами, а прозрачными тенями. Насколько плотно и темно нужно заштриховать бумагу графитом, каждый художник решает сам.

Тушёвка

Тени выглядят засаленными чёрными пятнами. Облегчить их можно только клячкой, формопластом или мякишем чёрного хлеба, но управляться всем этим тоже нужно сначала научиться. Для начинающего художника такое сопротивление материала не желательно.

4) Чёткость прорисовки формы.

Штриховка

Штрихи удобно направлять по форме или против неё, штриховать плоско или объёмно, комбинировать и использовать разницу в направлении штрихов - это помогает отделить предметы от фона, усилить объём в рисунке, смоделировать пространство между элементами рисунка в глубину и подчеркнуть форму предметов.

Тушёвка

Тушёвка “замыливает” форму, делает её менее читаемой, нивелирует её. Рисунок выглядит симпатично, но задачи, которые художник решает в нём, почти невозможно выполнить. Только опытный, натренированный глаз художника и твёрдая рука способны передавать множество полутонов и расставлять акценты тона при помощи тушёвки. Начинающим художникам совладать с ней будет сложно.

5) Резкости и затёртости краёв, списывания в рисунке.

Штриховка

В рисунке в штриховой манере можно добиться всех 3 специфических профессиональных тонкостей - подчеркнуть главное, списать ненужное, перевести внимание зрителя с одного на другое легко. Добавить резкости и яркости (а соответственно и темноты) при помощи штриховки легко, обобщить и сблизить отдельные участки рисунка по тону, просто плоско их штрихуя - тоже.

Тушёвка

При рисовании в манере тушёвки приходится постоянно следить не только за ровностью тона, но и “списыванием” предметов у краёв. Не всё должно выглядеть резко, как будто вырезанным из фона. Малейшая небрежность или неравномерность тона в таком рисунке может исказить изображение.

6) Излишняя грубость фактуры.

Штриховка

Штриховка, особенно при рисовании портрета или тела человека, мешает передавать материальность: нежность кожи, лёгкие полутона в лице, плавные переходы из тона в тон нарисовать штриховкой практически невозможно.

Тушёвка

Тушёвка позволяет передавать нежнейшие градации светлоты и градиенты легко и близко к натуре, практически фотографично, имитируя текстуры, фактуры и мягкие полутона.

7) Управление нажимом и диапазоном просветов между штрихами.

Штриховка

Если набрать тон в штриховой манере излишне небрежно и грубо, как обычно это делают начинающие художники, сложно добиться цельности рисунка и материальности. Рисунок излишне фактурен, не объёмен, не реалистичен - штриховка назойлива и груба.

Тушёвка

При рисовании притиркой или тушёвкой, излишнюю фактуру получить достаточно сложно (разве что неровный тон, о котором говорили в пункте 2 в столбце о тушёвке).

8) Время рисования (длительность).

Штриховка

Штрихами набирать тон в рисунке достаточно долго. Накладывая слой за слоем штриховку по форме или против неё, художник проходит карандашом несколько раз по одному месту для того, чтобы, например затемнить тени или объединить отдельные куски рисунка. Требуется несколько часов времени и, как правило, не один сеанс (урок) рисования.

Тушёвка

Тушёвкой рисовать тёмные места в рисунке быстрее, а иногда это имеет значение, особенно если рисуется быстрый скетч, без претензий на качество и художественную ценность.

9) Удобство начала рисования.

Штриховка

Тушёвка

Даже академический рисунок в тоне удобнее начинать от тушёвки всех теней одновременно. Первая нежная, ровная прокладка тона позволяет сориентироваться в тональных отношениях на ранней стадии, определиться с фактурами и направлением штриховки по форме и сразу задаёт цельность в рисунке.

10) Манерность.

Штриховка

Грубая штриховка делает рисунок слишком вычурным, излишне огрублённым, подчёркнуто ученическим.

Тушёвка

Чрезмерное увлечение заглаживаниями и размазываниями убивает в рисунке остроту, эмоцию, силу, делает его слащавым, неприятно искусственным.

11) Сохранность.

Штриховка

Рисунок, выполненный штрихами, сохранится лучше, не перетрётся сильно и не исчезнет полностью через 5-7 лет именно за счёт некоторой жёсткости рисовальной манеры. Его сохранность в разы лучше, чем рисунка тушёвкой.

Тушёвка

Из-за нежности и деликатности моделировки рисунок в такой манере сильно подвержен деформации изображения при хранении. Если хочется сохранить его в первозданности, лучше сразу оформить рисунок под стекло или заламинировать.

У каждой манеры рисовать есть свои плюсы и минусы. Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, есть смысл совмещать в рисунках тушёвку и штриховку в разумной гармонии. Именно в их единстве и будет та золотая середина, которая придаёт шарм и техничность карандашным рисункам профессионалов. Округлость, гладкость щёк, влажный блеск глаз и бархатистость губ в сочетании с фактурой волос, с резким взмахом штрихов-ресниц и тонкими фактурными волосками бровей - вот идеальное сочетание штриха и тушёвки. Вот оно, мастерство рисовальщика, в умении управлять всеми возможностями простого карандаша в полной мере!

К слову сказать, карандашные фактуры не такие уж и бедные, по сравнению с красочными. А чтобы вы в этом убедились - покажу коллекцию самых разнообразных фактур, нарисованных простым карандашом.

Пользуйтесь, применяйте, комбинируйте их в своих рисунках друг с другом, продумывайте новые возможности и способы рисования карандашом - вот увидите, он не такой простой, как кажется!

Ученики рисуют ручкой и маркером, по предварительному наброску карандашом. Так меньше шансов на случайную ошибку.

Мы выбираем животное, рисуем его (в течение этого этапа немного говорим от анатомии, но тут не так важна правильность рисования самого объекта), а дальше происходит вот что:

Человек-график. Задание на линию и пятно. Длиннопост, Графика, Искусство, Уроки рисования, Художник, Статья

1. (верхняя левая) Как вы видите, сначала работает только силуэт. Важно, чтобы на этом этапе животное было узнаваемо, так что исходную фотографию выбирайте с умом.

3, 4. (правые) Работа с линией и пятном. Важно помнить, что рисование – это не математика. У художественной задачи нет единственного правильного решения, их всегда можно найти много. Избегаешь неправильного решения – получаешь правильный. Так картинки 3 и 4 являются двумя разными решениями одной задачи.

В одной из них я добавляю штрих, чтобы создать третий (средний) тон, но можно сделать без этого. Иногда я предлагаю ученикам вместо штриха фактуру (разнообразные точки, закорючки, кружочки) для перехода между черным и белым. Выбор фактуры должен подходить конкретному животному, поддерживать его образ, а не разрушать (для рыбки будет актуальна чешуя, для ящерицы – неровные кружочки, похожие ее кожу, для покрытого шерстью животного – более свободный штрих, похожий на волоски).

Варианты перехода от черного к белому:

Человек-график. Задание на линию и пятно. Длиннопост, Графика, Искусство, Уроки рисования, Художник, Статья

Несколько варианты "фактур" (прошу прощения за кляксы и прочую кривоту, кашель зло):

Человек-график. Задание на линию и пятно. Длиннопост, Графика, Искусство, Уроки рисования, Художник, Статья

Как бонус нашла эскиз своей композиции как раз декоративной, как раз с работой фактуры и черного-серого-белого.

Человек-график. Задание на линию и пятно. Длиннопост, Графика, Искусство, Уроки рисования, Художник, Статья

P.S. Пока писала, поняла, что все-таки очень сложно объяснять, не имея возможности подрисовывать по ходу, сразу разъясняя непонятное наглядно, так что если есть вопросы, пишите комментарии, разберемся вместе.
Если отважитесь сделать задание, тоже кидайте в комментарии.

Кальку? Вы точно художников обучаете? Такое практикуется, например раскрашивание скетчей или 3д модель по известной цветовой гамме, но только для цвета. Чуваку лучше самому нарисовать с нуля и каждый раз по новой.

. по мотивам Бердслея.

Иллюстрация к комментарию


На пляже

На пляже Картина, Художник, Искусство, Живопись, Рисунок


Получасовой этюд на скорость

Получасовой этюд на скорость Творчество, Картина, Художник, Искусство, Длиннопост, Этюд

Получасовой этюд на скорость Творчество, Картина, Художник, Искусство, Длиннопост, Этюд

Холст на подрамнике масло , 18х24.


За углом

Вас никогда не пугали эти неосвещенные закутки с мусоропроводом в подъездах? Моя фантазия не дает мне покоя, когда я смотрю вглубь этих мест.

За углом Ужасы, Подъезд, Мистика, Монстр, Россия, Кровь, Цифровой рисунок, Глаза, Художник, Рисунок, Искусство, Иллюстрации, Арт

Painting of the day

Архип Иванович Куинджи. Ночное. 1900 г.

Painting of the day Живопись, Искусство, Художник, Архип Куинджи, Пейзаж


Тандем Цоя и БГ

Ну здравствуй, Пикабу!)

Столько лет смотрел-смотрел, в итоге не выдержал и зарегистрировался.

Я как-то не варился в этой теме рейтингов, плюсов, тыры-пыры, так что не знаю, что меня сейчас ждёт, но мне пофиг, просто буду постить сюда свои тексты и иногда визуал.

Я художник. Не академический, как в Лиге художников, но, чтобы выразить нужные смыслы, умений хватает) Работаю иллюстратором на заказ, а то, что рисую сам стараюсь, во-первых, по классике выставлять в галереях, а во-вторых - отпускать в массы в виде разных вещичек. Вещи с личным дизайном вроде принято называть мерчем, хотя это скорее применимо к знаменитостям)

Это - три работы из серии "Русский рок". Я ОБОЖАЮ музыку Кино и Аквариума, считаю её гениальной, многогранной и тд и тп. Кто солидарен - тот в курсе)

Тандем Цоя и БГ Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Русский рок, Искусство, Художник, Акрил, Современное искусство, Картина, Длиннопост

Я делаю стикеры, одежду, шоперы, блокноты со своими работами, и очень это дело люблю. Но это не реклама в конце концов, так что просто делюсь с вами своими эмоциями, выплеснутыми сюда)

Тандем Цоя и БГ Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Русский рок, Искусство, Художник, Акрил, Современное искусство, Картина, Длиннопост

Эмоции, которые возникали при прослушивании, рвались наружу, вот, собсно, следствие этого стремления)

Тандем Цоя и БГ Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Русский рок, Искусство, Художник, Акрил, Современное искусство, Картина, Длиннопост

Буду рад найти единомышленников и послушать их в комментах. А следующей подборкой будет серия иллюстраций к песням БГ.


Советую посмотреть фильм "Ван Гог. С любовью, Винсент" (Loving Vincent) (2017)

Жанр: мультфильм, биография

Страна: Польша, Великобритания, США

Режиссер: Дорота Кобела, Хью Велчман

Советую посмотреть фильм

Мультфильм, сотканный из полотен Ван Гога, где вместе с письмом художника путешествует его наставление потомкам.

Польско-британская копродукция началась с обращения к людям на краудфандинговой площадке (интернет-платформы для сбора средств на всевозможные проекты. — THR). Первые 50 тысяч фунтов нашлись именно там, и стало ясно, что у фильма отнюдь не спортивные замашки стать первым, а куда более серьезная сверхзадача — рассказать историю гения, используя его же работы. Эта мысль, почерпнутая из записей Ван Гога, и стала ключевой.

Статистика проекта, завоевавшего призы на международных фестивалях в Анси и Шанхае, впечатляет: 800 писем легли в основу сценария, 100 с лишним картин и набросков, переложенные на 65 000 кадров, стали основой масштабного проекта. На экране удается передать даже фактуру полотен в технике импасто (густого наложения красок), характерную для художника. Это не только пример усердия и целеустремленности, но и истинного благоговения перед Мастером, не удостоившимся прижизненной славы.

Есть в фильме и черно-белые фрагменты флешбэков жизни художника, красочные виды последних для него Арля и Овер-сюр-Уаза — нет только ставшего привычным смакования подробностей вокруг отрезанного уха и психиатрической лечебницы. Ничто не умалчивается, но преподносится в высшей степени деликатно. Даже в перечислении причин смерти Ван Гога — от убийства до несчастного случая — нет крикливых нападок и ретроспективных обвинений, но общепримиряющая на протяжении многих лет версия суицида после просмотра ленты уже не кажется единственно верной.

Главным героем стал Арман Рулен, сын почтальона, знакомый нам по портрету кисти Ван Гога. По сюжету, ему предстоит проделать нелегкий путь, дабы передать Тео Ван Гогу последнее письмо Винсента. За поручение он берется неохотно, но чем больше противоречивых отзывов слышит об отправителе послания, тем значимее становится для него миссия. Выясняется, что Тео пережил брата всего на полгода, но весточка все-таки найдет адресатов. Одним из них станет публика, которая получит от картины не только эстетическое удовольствие, но и философское послесловие.

Статья посвящена тем, кто не любит рисовать четкие линии, беспокоится о том, когда начать красить, или просто хочет попробовать что-то новое.

Как рисовать без лайнарта и почему это работает лучше: туториал от британской художницы

Почему рисование от общей формы работает? Немного научных фактов

Нашим предкам нужно было выяснить, есть ли поблизости ресурсы или опасность, при этом не анализируя подробно всё окружение. Беглый взгляд мог различить тень хищника, прячущегося в кустах, яркий оттенок спелых фруктов или лицо соплеменника. Другими словами, человеческое восприятие имеет свои ярлыки для обработки визуальной информации.

Эти ярлыки — причина того, почему нам нравится стилизованное искусство. Мы по-прежнему можем считывать изображение и узнавать предмет, но у воображения остается больше пространства, чтобы заполнить пробелы и получить собственное видение.

Ты можешь использовать эти ярлыки для создания визуально приятных иллюстраций, и не рисовать каждую деталь. Не последовательная тень, размытые края и чрезмерное сияние не помешают зрителю понять и насладиться хорошей картинкой. Точно так же простые формы, тени и силуэты предложат больше визуальной информации, чем ожидалось, потому что мозг восстановит из памяти недостающие детали. Таким образом, если начальная форма читается, то, скорее всего, вся иллюстрация будет понятна.

КУРС ПО ТЕМЕ: ЦИФРОВОЙ РИСУНОК

✅ освоишь ключевые навыки цифрового художника — работу с линией и формой, светом и цветом, композицией и перспективой.

✅ получишь базу для дальнейшего развития в игровом арте, комиксах, дизайне персонажей, концепте окружения и других сферах компьютерной графики.

Все, что тебе нужно сделать — дать зрителю узнаваемую отправную точку. Контекст, композиция и формы всегда будут важнее деталей, потому что наше визуальное восприятие эволюционировало.

Как рисовать без лайна – альтернативный способ

Раньше я думала, что рисовать с помощью линий — это правило. В основном потому, что каждый публиковал что-то похожее на это:

Идея ясна: грубый набросок, затем чистый лайн, затем базовые цвета, и после – прорисовка объема. Честно говоря, я какое-то время даже не искала альтернативу. Но понимала, что мне не нравится строгая последовательность и четкая система контрольных точек, которая очень затрудняла исправления и усиливала ранние ошибки.

Зачем отказываться от лайна? Есть несколько причин:

  1. Это замедляет процесс;
  2. Не кажется интуитивно понятным;
  3. Пробуждает внутреннего перфекциониста;
  4. Нужно решить, когда уже можно «начинать красить;
  5. Иногда лайн выглядит лучше, чем финальная работа, и это печально;
  6. Рука так сильно дрожит, что задаешься вопросом, действительно ли ты трезв.

Отсутствие лайнарта делает рисунок более хаотичным. Изображение, скорее всего, будет нечитабельным и беспорядочным на ранних этапах. И это может пугать. Однако случайные формы дают уникальный дизайн и стилистические возможности.

Как научиться владеть общей формой

Каждая работы начинается с уродливого нечто, неясного цвета и формы. Это худшая фаза рисования без лайнарта и она может быть пугающей, потому что ты задаешься вопросом: превратится ли это когда-нибудь в прилично выглядящую картинку? Но у этой фазы есть цель — она показывает общий силуэт и пропорции рисунка.

Хотя это выглядит как грязное пятно бежевых тонов, на самом деле это макет позы, а также намек на освещение. Оттуда я могу построить остальную часть изображения следующим образом:

Формы могут нести больше визуальной информации, чем традиционный линейный набросок. Они настолько универсальны, что я могу использовать их для:

  • намеков на цвета и оттенки;
  • намеков на объем и тени;
  • визуализировать силуэт — на этом этапе я могу поиграть с пропорциями, чтобы сделать его более стилизованным;
  • упростить изображение до базового построения и выяснить, есть ли у него потенциал для дальнейшего развития.

Выводы

Если ты убежденный фанат лайнарта, продолжай в том же духе. Я сама люблю красивые линейные рисунки и не говорю, что это неверный метод. Лишь предлагаю альтернативный способ для тех, кто испытывает сложности с чистыми эскизами. Лайнарт к тому же может быть очень полезен в работе с клиентами, когда вам нужен понятный дизайн.

Фон является самым трудоемким и порой крайне сложным занятием. На этом завершающем этапе рисования можно легко испортить свой рисунок неаккуратной градиентной штриховкой. Но не стоит расстраиваться раньше времени, ведь в этом деле нет ничего особенно сложного, если, конечно, подходить к делу неспеша и с умом. Давайте сейчас рассмотрим такую штриховку.

Шаг первый.
Берем в руки НВ карандаш и начинаем намечать направление штриховки тонкими линиями. Это нам нужно, прежде всего, для того, чтобы в дальнейшем не сбиться с нужного направления и не сбиться с направления штриха.


Шаг второй.
Наносим более частую штриховку. Если мы это не сделаем сейчас, то штриховка может начать кривиться.


Шаг третий.
Начинаем понемногу заполнять самые большие пробелы между основными линиями. Старайтесь на этом этапе не сбиться с заданного направления штриха.


Шаг четвертый.
Когда будете заштриховывать, обращайте внимание на отсутствие темных пятен. Чем их будет меньше, тем красивее будет смотреться конечный рисунок. Наш штрих должен быть равномерным, сила нажима должна быть одинаковой. Если получается более темное место, следует снять графит клячкой. Этот материал липкий, и не должен повредить бумагу. Для осветления места достаточно всего лишь острым концом коснуться темного пятна.


Шаг пятый.
На этом этапе мы полностью закрашиваем белые промежутки. При этом штрих не стоит делать длинным, чтобы его не повело по окружности. Накладывайте короткую градиентную штриховку, размещая штрихи недалеко друг от друга. Нельзя забывать и о краях рисунка. Там не следует оставлять белых мест.


Шаг шестой.
К этому времени можно взять уже более мягкий карандаш, например, 2В, и начать заштриховывать самые темные места фона. Тут главное постараться не нарушать равномерность.


Шаг седьмой.
На этот раз мы должны взять самый мягкий карандаш (8В), а затем им пройтись по самым темным местам рисунка. В результате должен получиться градиентный фон.


Шаг восьмой.
Займемся краями. Следует пройтись по всем краям, чтобы удалить остатки белого цвета, потом можно его окантовать по линейке. Главное правило — не нужно создавать сильное давление на карандаш, чтобы линия не стала чересчур темная


Наш урок окончен. Помните, что такой метод штриховки всегда вам пригодится, особенно это касается заштриховывания больших пространств на рисунке, поэтому в этом способе штриховки следует непременно попрактиковаться.

Читайте также: