Как сделать коровий узел

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 281 172
  • КНИГИ 666 303
  • СЕРИИ 25 627
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 619 226

Инны Александровны Скрягиной

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начинается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галстуки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы – на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки, (это был особый синтетический трос): она применялась в виде страховочного фала при выходе космонавтов из корабля в космическое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хитроумных переплетении, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связана с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них – операция исключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профессии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает “Книга рекордов мира”, издаваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой “Гиннесс”, по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов – прямой, шкотовый, “баранью ногу” (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняшних жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две веревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не сумеют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол-узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказавшись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь…

Большинство из нас не умеет завязывать простой и надежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: “О! Завязано морским узлом!”

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо послужить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинистам, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их причудливые названия режут слух и даже сбивают с толку нашего морского современника. Но в этих узлах таится мудрость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торгового флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ограниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия “кочуют” из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с искажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедрением в эксплуатацию синтетических тросов и вводом новых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечественной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строителей, пожарных и людей других профессий, чья деятельность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллекцию узлов?

…Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и мореплавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морских мундиров, потускневших от времени эполетов и кортиков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах – сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парусников.

Особенность любого самозатягивающегося узла – его способность плотно завязываться под воздействием нагрузки (чем больше усилие, тем крепче узелок). Такие петли широко используются в рыбацком деле, особенно, когда планируется донная ловля с применением емкой катушки, чтобы привязать леску к коннектору, при монтаже крючка.

Вязка с эффектом затягивания используется как для соединения лески со шпулей, так и для прикрепления к струне крючка. Чтобы развязать узел, нужно только снять усилие с крепления.


Усложнение

Это интересно: Как сделать поводок для рыбалки своими руками


Преимущества и недостатки узлов с затяжкой

Самозатягивающаяся петля для лески заметно упрощает рыболовное дело, что выражается в следующих моментах:

  • Вязать узлы можно без дополнительных приспособлений, даже не имея начальных навыков в этом вопросе.
  • При условии соблюдения постоянного натяжения в процессе формирования петли исключается выскальзывание во время ловли ходового конца – узелок не способен распуститься самостоятельно.

Недостаток такого крепления заключается в необходимости обеспечения постоянной нагрузки на удилище. Если сила прикладывается рывками, может произойти ослабление затяжки и развязывание петли.

Как сделать узел на браслете самозатягивающийся?

Вариантов может быть несколько. Самый простой – если на одном конце браслета уже имеется петля из веревки или лески. Так и делают из-за того, что одной рукой без посторонней помощи работать сложно. В таком случае на другом конце вяжут массивный декоративный узелок.

Чтобы самозатягивающийся узел для браслета случайно не мог развязаться, проще всего использовать описанную выше схему. Свободный конец продевается в проушину, разворачивается в обратном направлении, заводится под основную тесемку и пропускается в образовавшуюся петлю. Можно использовать для этих целей и варианты схем, приведенные на фотографиях выше.

Виды самозатягивающихся узлов со схемами вязки

Существует несколько основных видов самозатягивающегося узла в виде петли. Ниже приведено подробное описание трех базовых затяжек.

Коровий

Его особенность – быстрое формирование петли всего за 3 шага:

  1. Веревкой или леской обкручивают опору, делая один оборот.
  2. Формируют простую петлю путем оборота вокруг веревки, ходовой конец оборачивают вокруг опоры в противоположном направлении.
  3. Затягивающийся узел из лески или веревки получают, протягивая ходовой конец между опорой и нитью, затягивая созданную петлю.

Завязать такой самозатягивающийся узел может даже неопытный рыбак.

С полуштыком

Чтобы сделать самозатягивающуюся петлю на леске с полуштыком, придется потрудиться, запастись временем и терпением. Предусмотрена определенная последовательность действий:

  1. Ходовым концом нити формируют вокруг груза или шпульки катушки открытую петлю.
  2. Обводят корневой конец, заводя леску в закрытую петлю.
  3. Ходовой конец троса три или четыре раза оборачивают вокруг петли с передней стороны, проводя его затем в основную петельку.
  4. Делают затяжной узел, формируя вокруг груза два полуштыка, обращая внимание на то, чтобы они размещались по стороне прилагаемого усилия.

Ваш вопрос эксперту
Лука Стрельников

Рыболов-профессионал с огромным стажем

Чтобы затягивающийся узел из лески с полуштыком имел высокую надежность и по прочности приравнивался к аналогичной характеристике шнурка, веревки или лески, из которых он вяжется, важно соблюсти ряд условий. При завязывании петли ее слегка смещают от середины груза. Ходовой конец веревки, который выходит из петли, тянут в направлении прикладываемой к спиннингу силы.

Глухая петля

Завязывая самозатягивающийся узел такого типа, придерживаются ряда правил:

  • формирование петли начинают с соединения веревки или лески в простой коровий узел;
  • в одну линию сводят коренной и ходовой конец;
  • стягивают обе нити одновременно, формируя плотный узелок.

Самозатягивающийся узел для крючка


Самозатягивающийся узел для крючка
Глухая петля как вид самозатягивающегося узла для лески на катушку, иначе называется бирочным узлом. Ее удобно использовать не только в рыболовстве, но и для связывания предметов с отверстиями (колец, шайб), при завязывании поводка на животном.

Разновидности самозатягивающихся петель

Имеется немалое количество различных самозатягивающихся узлов, но мы рассмотрим наиболее популярные и применяемые в различных сферах:

  • Узловая конструкция c полуштыком. Она аналогична классическому узлу, но свободный конец снова пропускают внутрь опоры, заводят за основную веревку и затягивают в образовавшуюся петлю. Если длина веревки позволяет, то можно сделать и большее количество обвязок;
  • Узловое соединение коровьего типа. Такая разновидность узла активно применяется в морском флоте, однако, ее вполне можно применить на суше. Завязывать такой узловой вариант следует в форме перевернутого штыка;
  • Глухая петля не зависит от постоянной нагрузки, чтобы она держалась крепко, нужно ее просто завязать и хорошо затянуть. Вязка узловой конструкции происходит так, что одна петля просовывается в другую и затягивается;
  • Констриктор является наиболее крепким из представленных вариантов, так как после затягивания он не развязывается. Обычно его разрубают его, чтобы освободить тот или иной объект. Наиболее применим в быту, с его помощью завязывают разнообразные шланги, мешки, круглые предметы.

Это интересно: Как вязать калмыцкий узел: схема

Стандартная самозатягивающаяся петля применяется на тросе, который закреплен на перекладине для разнообразных мешков. Это помогает уберечь припасы от сырости и грызунов. Он может стать и легко развязывающимся. В петлю нужно просунуть ходовой конец сложенной петлей, в таком случае, его при необходимости быстро развязать достаточно потянуть за конец узловой конструкции.

Схема самозатягивающегося морского узла

Сделать самозатягивающийся узел по типу стандартного морского узла с легко распутываемой скользящей петлей достаточно просто:

  • Сначала леску или нить оборачивают вокруг шпули, оставляя длинный кончик для удобства удержания мотка.
  • Из кончика лески делают незатягивающийся узел, обматывая ведущую нить и разворачивая ее конец в обратную сторону.
  • Свободно свисающий кончик нити направляют в петельку у основания места скручивания. Затем леску смачивают, слегка стягивают, получая кольцо.
  • В таком виде петлю надевают на шпулю и, настраивают размер узла, подтягивая основную леску.

Если леска пытается запутаться или завязнуть в процессе, нужно сделать шаг назад – вернуться на предыдущую стадию и начать заново.

Самозатягивающиеся узлы для бельевой веревки, для браслета, для лески, на катушку


Где применяется

Исходя из названия узла, самозатягивающаяся петля для лески находит применение в рыболовстве, при соединении удерживающей рыбу нити, шнура со шпулей. Аналогичным образом можно привязывать основную леску к крючку, получая простую, но надежную петлю, которая не ослабнет в момент активного клева.

Особенно популярны петли с самозатягиванием среди рыбаков, предпочитающих катушки-мультипликаторы (иначе их называют инерционными), предназначенные для заброса увесистых приманок и ловли рыбы в отвес. Сделать самозатягивающуюся петлю на леске целесообразно и при монтаже крючка-лопатки, который сможет удержать крупный улов только при условии прочности соединительного узла.

Узелок с полуштыками удается использовать для крепления грузов на борт лодки, катера. Подойдет он и для буксировки водного транспорта, если в этом возникнет необходимость, закрепления лодки вблизи берега на время рыбалки.

Ограничение на использование петель по типу морского узла накладывается, если классическую леску заменяет плетеный аналог или флюрокарбон. Оба материала характеризуются повышенной скользкостью, что приводит к снижению надежности вязки даже при таком выборе узловых креплений. Плетеная леска подвержена истиранию, разрывам, особенно в местах соединений из-за сильного трения.

Применение

Самозатягивающиеся узлы используют не только альпинисты и моряки. В некоторых источниках утверждается, будто существует около двадцати таких схем. Знание их всех не обязательно даже для профессионала. Но некоторые универсальные комбинаций могут пригодиться и простому обывателю.

Это интересно: Что делать, если попал в лавину (алгоритм действий)

Самозатягивающиеся узлы для лески должны быть в арсенале любого рыбака. Пригодятся они и для надежного крепления лодки. Для отправляющихся в горный поход знание узлов для оборудования страховки просто необходимо.


Как привязать леску к шпуле катушки

Не все знают, как это сделать правильно и качественно. Есть такие рыболовы, которые вообще предпочитают игнорировать любые узлы, а наматывают пару сотен метров, объясняя это тем, что всё равно вряд ли когда-либо забросят приманку на столь значительное расстояние. Но такой метод не оправдывает себя.

Читать также: Привязываем крючок к леске

Лучше всего привязать леску к шпуле катушки, узлом отвечающим данным характеристикам:

  • узел должен быть таким, чтобы он не мешал леске свободно сматываться со шпули катушки в момент заброса приманки;
  • в том случае, если леска размотается до конца при дальнем забросе, узел должен выдержать и не развязаться.

Читать также: Как связать два конца лески

Самый простой и распространённый узел для привязывания лески к катушке шпули — это само затягивающийся. У него есть ещё одно неоспоримое достоинство — надёжность. Но и это ещё не всё! Такой узел способен натягиваться от нагрузки, и чем чаще вы забрасываете приманку на дальнее расстояние до полного раскручивания, тем сильнее затягивается петля.

Как правильно привязать леску к шпуле катушки само затягивающейся петлей

Привязываем леску к шпуле безынерционной катушки в 5 этапов:

    Для начала её необходимо один раз обернуть вокруг шпули. При этом следует обратить внимание на то, что конец лески не должен быть слишком короткий. Это позволит облегчить процесс вязания узла. Если кончик будет чересчур коротким, то сделать узел будет намного сложнее. Более того, он может даже не получиться.

Как привязать леску к шпуле катушки

Как правильно привязать леску к шпуле катушки

Привязываем леску к шпуле

Леску на шпуле затягиваем

Привязываем к безынерционной катушке леску

Привязываем леску к шпуле катушки правильно

Освоить такой метод может любой человек, даже тот, кто до этого никогда в жизни не завязал ни одного узла. Он не только прост и надёжен, но ещё и требует очень мало времени, что особенно важно во время пребывания на водоёме. Такой узел подойдёт как для ловли спиннингом, так и поплавочной.

Читать также: Как связать леску с плетенкой

Напоследок хочется сказать, что при намотке лески на шпули необходимо остановиться в двух–трёх миллиметрах от её края. При такой намотке леска будет легче соскальзывать со шпули и лететь на максимальную длину.

Морской

Первоначально самозатягивающийся узел для веревки создавался моряками для крепления парусов и различных предметов на палубе. Надежные узлы — залог успеха, ведь моря и океаны такие неспокойные. В период расцвета мореходства существовало более 500 видов узлов. Вязка морских узлов – это целая наука. Но с внедрением парового двигателя необходимость в парусах пропала, узлами стали пользоваться меньше. Да и изменение состава материалов тросов и верёвок послужило тому, что некоторые узлы утратили свою эффективность.

вязка морских узлов

Самозатягивающийся узел в морском деле использовали для крепления к цилиндрическим предметам. Его попросту называют удавка, так как петля для висельников завязалась по такому же принципу. В случае отсутствия нагрузки или при переменной тяге ходовой конец выскальзывает, распуская весь узел. Это и стало причиной отказа от его применения. Поэтому на флоте начали использовать узел констриктор и самозатягивающийся с полуштыками. Особенность его вязки в том, что сам узел размещается со смещением, так чтобы ходовой конец был направлен в сторону груза. За счёт этого он не будет так быстро выскальзывать.

Затягивающиеся узлы

Удавка с полуштыками

Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Читайте также: