Как сделать координатный угол

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Урок-практикум. Дата 19.10.2016г. Учитель: Пятник Н.В.

Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, основанной на системно - деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания; планируются не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.

Основной метод, применяемый на уроке,- метод исследования, который предполагает построение обучения как творческого процесса открытия ребёнком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, парная и групповая работа.

Технологическая карта урока.

Десятичная система счисления.

Формировать представление о координатной плоскости, координатах точки.

Образовательные ( формирование познавательных УУД ) : формирование у учащихся умений и навыков построения точек в координатной плоскости, определения координат точки, расположенной в координатной плоскости, правильно использовать понятия абсцисса, ордината. Закрепить умения: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Называть координаты точек, отмеченных в координатном углу. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы.

Развивающие (формирование регулятивных УУД) совершенствование уровня развития речи учащихся с помощью использования математической терминологии и математического языка, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие навыков самостоятельной работы и работы в парах, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие интереса к предмету через занимательные и творческие задания.

В оспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность, умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учебе, интерес к предмету.

Содержание темы. Термины и понятия.

Координатный угол. Передача изображений. Координаты точки, абсцисса, ордината. Оси координат, координаты точки. Обозначения вида А (2, 3).

Демонстрационный материал: Рабочий лист для выполнения задания на этапе мотивации (Лист № 1).

Интерактивный материал: Презентация.

Фронтальная; индивидуальная - ; парная - ; групповая - .

Проявлять : - интерес к изучению темы; Понимает причины успешной/ неуспешной учебной деятельности и конструктивно действует в условиях успеха/ неуспеха. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Познавательные умения: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Называть координаты точек, отмеченных в координатном углу. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Отмечать точку с данными координатами в координатном углу, читать и записывать координаты точки. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы.

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие, используя алгоритм: Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами; выполнять проверку и корректировку учебного задания: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения: комментировать действия письменного в рамках учебного диалога, используя математические термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами. Делает выводы на основе анализа предъявленного банка данных.

Цель: Мотивировать к изучению темы.

Стимулировать желание научиться.

2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Цель: Знать алгоритм построения точек по их координатам. Уметь строить точки по их координатам.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

4.Реализация проекта выхода из затруднения.

Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладошками. Улыбнитесь. Почувствуйте тепло своих рук. Пожелайте друг другу удачи и успеха.

Всем желаю сноровки и силы

И удач, и отваги в труде,

Математика всем нам поможет

Оставаться на высоте.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова Владимира Сидорова. Прочитайте их. Слайд № 1.

Не старайся обойти.

Не сбрасывай их вниз

Всё время превращаются

- Как вы понимаете их?

-Я желаю вам не бояться трудностей. Преодолевать любые трудности надо сообща. Помогайте и поддерживайте друг друга!

1. S квадрата 25 см кв. Чему равна длина стороны квадрата?

2. Стороны прямоугольника 4 см, и 6 см. Чему равна S этого прямоугольника?

3. Сколько сторон имеет шестиугольник?

4. Длина 1 го отрезка 17 см, что на 8 см больше длины 2 го отрезка. Чему равна длина 2 го отрезка?

5. Какую величину имеет прямой угол?

6. Сколько прямых углов имеет тупоугольный треугольник?

7. Сторона квадрата 2см. Чему равен периметр этого квадрата?

8. Какую величину имеет развёрнутый угол?

9. Сколько равных сторон имеет равносторонний треугольник?

- Какие задачи решали? ( Геометрические)

-Что такое геометрия?

- Геометрия это наука.

- А, что она изучает?

- Какие фигуры изображены?

- Назови каждую из них.

Учащиеся решают столбики примеров, раскрывая вычислительный приём, записывают ответ и соответствующую ему букву. Это ключ для составления слова.

На карточках. Пользуясь ключом, расшифруйте слово. Диктует учитель, ученики записывают буквы.

50, 15, 15, 20, 31, 4, 760, 422, 46, 34.

- Что получилось? (координаты)

- Что такое координаты? (пара элементов для определения положения точки на плоскости)

-Какую тему мы изучаем с вами на последних уроках математики?

- Какие понятия являются ключевыми в данной теме?

- Что такое координатный угол?

Координатный угол – прямой угол, стороны которого являются координатными лучами с общим началом в начале координат.

- Как обозначается сторона координатного угла, расположенная горизонтально? Сторона координатного угла, расположенная горизонтально, обозначается O x .

- Как обозначается сторона координатного угла, расположенная вертикально? Сторона координатного угла, расположенная вертикально, обозначается O y .

- Как обозначить положение любой точки координатного угла? Парой чисел, которые называются координатами точки.

- Как записываются координаты точки? Координаты точки записываются в круглых скобках.

- Как называется первая координата точки? Абсцисса.

- Как называется вторая координата точки? Ордината.

- Мы уже умеем определять координаты точки. Запишите на листочке координаты точек, которые сейчас представлены на слайде. Приготовьтесь к самопроверке.

- Сравните свою запись с образцом.

- Поднимите руку , кто справился с работой.

- Кто не справился? Что делать?

- Какая задача является обратной той, что мы сейчас выполняли? Построение точки по ее координатам.

- Мы умеем это делать?

- Какая тема урока?

Тема урока: Координатный угол.

- Сегодня на уроке будем учиться строить точки по их координатам.

- Какие задачи поставим на урок?

- Научиться … строить точки по указанным координатам.

- Установить … алгоритм построения точек координатного угла по их координатам.

- Может быть , у нас нет никаких проблем с построением точек по их координатам? Я предлагаю вам проверить это.

Работа в группах: Откройте папку, достаньте лист № 1 для выполнения задания. Выберите командира группы . (3 группы)

- Распределите объём работы между членами группы. Выполнив задание, организуйте взаимопроверку.

На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий.
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поиске совместного решения.

- В группах постройте точки по их координатам, соедините их, как указано в инструкции, и у вас должен получиться рисунок.

-Но прежде чем вы начнёте выполнять задание, давайте ещё раз проговорим существенные признаки координат угла.

1. Один из координатных лучей расположен горизонтально – это ось абсцисс, или 0 x.

2. Другой, вертикально - это ось ординат, или 0 y.

3. На каждом из координатных лучей должна быть указана единица измерения.

4. Первая координата точки (абсцисса) определяется по горизонтальной оси.

5. Вторая (ордината) - по вертикальной.

- На работу отводится 4 минуты . Чтобы уложиться в это время, подумайте, как распределить обязанности в группе по выполнению задания?

- Посмотрим, что у нас получилось.

- Проблема: Все группы получили одно и то же задание, а рисунки получились разные. - Почему?

- Какой проблемный вопрос у вас возникает?

- Что необходимо сделать , чтобы ответить на проблемный вопрос?

Прочитайте план исследования.

1. Прочитать текст.

2. Заполнить рабочий лист.

3. Сделать вывод (относительно поставленного вопроса).

4. Подготовиться к отчёту

- Найдите в папке листы №2 , возьмите тексты.

- Возьмите рабочий лист № 3.

- Расскажите, что нужно сделать?

- Приступаем к работе.

Алгоритм определения координат точки.

1.Найти первую координату точки по оси абсцисс.

2.Найти вторую координату точки по оси ординат.

- Вспомните проблемный вопрос, который мы сформулировали в начале урока.

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Существует два способа построения точки по её координатам.

Зарядка для глаз.

1. Зажмурить глаза крепко и досчитать до 5, открыть глаза досчитать до 5; (4 раза).

2. Быстро поморгать глазами, досчитать до 5, открыть глаза и досчитать до 5; (4 раза).

3. Упражнения с большим пальцем. (Вверх-вниз, вправо-влево, по 2 раза).

Геометрические фигуры, свойства и построение.

Изучение геометрических фигур.

Луч АХ, СК; отрезок ВО; прямая ВО; Точка.

Координатный угол, координаты точки, абсцисса, ордината.

Учащиеся в группах выполняют задание и вывешивают рабочие листы на доску.

У нас не хватает знаний о том, как строить точки по их координатам.

Как строятся точки по их координатам?

Сначала построить точку по её координатам, потом записать алгоритм построения этой точки.

( Учащиеся класса размещают рабочие листы на доске и представляют результаты исследования. При обсуждении работ учащихся учитель просит их обратить особое внимание на правильность составленного алгоритма. В процессе обсуждения алгоритмов, предложенных группами обращается внимание на важность соблюдения порядка координат при построении точки, что если перепутать порядок координат, можно получить совершено другую точку).

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы.

Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учёбе, интерес к предмету.

5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: Установить степень усвоения темы.

6. Включение нового знания в систему знаний.

включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление.

1. Вернёмся к заданию, которое выполняли в начале урока. Используя листы, проверьте правильность построения точек по их координатам, исправьте ошибки.

2.Синий кит - без сомнения крупнейшее животное, когда-либо существовавшее на нашей планете. Он действительно огромен! Синий кит имеет размеры, сравнимые с космическим кораблём, а вес взрослого кита может более чем в два раза превышать вес брахиозавра, самого крупного из динозавров глубокой древности, и примерно в тридцать раз - вес самца современного африканского слона.

Синий кит, как огромный космический корабль, бороздит бескрайние просторы мирового океана, мигрируя из ледяных полярных вод в субтропики Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Посмотрите, как он прекрасен!

Попробуем нарисовать синего кита на координатной плоскости.

Учитель называет координаты, учащиеся отмечают на плоскости. Координаты: (0,1), (3,2), (8,2), (8,4), (9,3), (9,2), (10,1), (10,0), (8,1), (6,0), (2,0)

Полученные точки соединяются. Кита можно раскрасить.

1. Учебник, с69-71 , №1-3 .

Включение в систему знаний:

- Зачем надо уметь определять координаты точек?

- Где нам это может пригодиться?

В каких жизненных ситуациях мы сталкиваемся с понятием координаты точек, когда надо уметь пользоваться координатами? Вспомним такие случаи. (Координаты - это местонахождения, какого - то человека или объекта, это значит некоторые данные, по которым можно было бы этого человека или объект найти).

- Важно уметь понимать, как задать, или как заданы координаты? (От этого зависит, найдём мы этот объект или нет)

- Что изображено на слайде? ( изображен не координатный угол, а координатная плоскость)

- Сколько прямых углов содержит координатная плоскость?

- Как вы думаете, почему мы с вами в начальной школе не изучаем сразу координатную плоскость?

- Помимо тех чисел, которые мы изучаем в начальной школе, существуют ещё и другие числа. Тайны этих чисел вы раскроете уже в средней школе. Поэтому в начальной школе мы изучаем только часть координатной плоскости – координатный угол, в котором у всех точек, лежащих внутри этого угла, абсцисса и ордината являются знакомыми нам числами.

-раскрывать значение понятия «координатный угол и использовать его в активном словаре;

-выполнять учебное действие, используя алгоритм;

-выполнять проверку и корректировку учебного задания.

комментировать действия
в рамках учебного диалога, используя математические термины.

Самоанализ и самооценка ученика

Научить: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат учебной деятельности.

1. Вернёмся к эпиграфу урока.

2. Какие трудности вы сегодня смогли преодолеть?

3. Можно ли считать, что их преодоление позволило вам подняться на несколько ступеней вверх по лестнице знаний?

- Что нового вы для себя открыли на уроке? Каждый ребенок говорит о том, что было нового для него на уроке.

- Где могут вам пригодиться полученные знания? Высказывания детей.

- Чем запомнится вам сегодняшний урок? Высказывания детей.

- Чем помимо новых знаний вы обогатились сегодня на уроке? Высказывания детей.

- Последним заданием я хотела показать, как много интересных открытий предстоит вам сделать еще при изучении математики . Я желаю вам, чтобы ваше путешествие по страницам учебников было всегда увлекательным и обогащало вас.

Я . (очень, не очень) доволен (льна ) результатом работы, которую сделал (а) . (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Домашнее задание: уч.стр.73 №14; р.т №112 стр.34. или уч. стр.73 №13; р.т № 113 стр.35.

Личностные умения: проявлять понимание своей успешности при изучении темы.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Тип урока - урок открытия новых знаний.

Урок построен в технологии междисциплинарного обучения, основанной на системно - деятельностном подходе, что предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания; планируются не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные.

5. Организация и связывание информации.

7. Домашнее задание.

Основной метод, применяемый на уроке,- метод исследования, который предполагает построение обучения как творческого процесса открытия ребёнком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке - индивидуальная и групповая работа.

Методы и приемы обучения, отбор содержания урока позволили учителю спрогнозировать достижение планируемых результатов обучения:

Цели урока (личностные, метапредметные и предметные результаты обучения) формулируются в соответствии с ФГОС. Изучаемая тема предоставляет большие возможности для развития у учащихся учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу. При планировании метапредметных результатов обучения акцент ставится на развитии познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

На этапе предъявления домашнего задания учащимся предоставляется право выбора заданий, а также возможность проявить свои творческие способности.

Применение на уроке мультимедийных средств обучения (компьютерная презентация) позволило эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, организовать самоконтроль учащихся результатов выполнения задания с минимальными затратами времени. Возможности компьютерной программы позволили сделать процесс обучения увлекательным и ярким.


На уроке ученики развивают пространственные представления и умение ориентироваться на плоскости, расширяют свой математический кругозор.

Описание разработки

1) развивать у детей пространственные представления и умение ориентироваться на плоскости.

2) расширять математический кругозор учащегося.

Оборудование: Доска с клетчатым фоном, линейка, тетрадь на печатной основе (№1), учебник.

Повторение пройденного во 2 классе.

На доске заранее начерчены числовые лучи:

Числовые лучи

Учитель (У) Что начерчено на доске?

Дети (Д) Числовые лучи. Координатные лучи.

У. Прочитай название луча?

У. Какой буквой обозначено начало луча?

Чем отличаются числовые лучи (1,2) друг от друга?

Д. Единичными отрезками. У луча 1 единичный отрезок равен одной клетке, у луча 2 единичный отрезок равен двум клеткам.

У. Найдите на луче 1 точку А с координатой 3, на луче 2 точку В с координатой 5 и обозначьте их. (Ученики выходят к доске и выполняют задания).

В результате данные лучи выглядят следующим образом: - смотрите документ

Д. Это два числовых луча, исходящих из одной точки в виде угла.

IV. Подготовительный этап к восприятию нового материала.

У. Откройте учебник на с.16. Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:

- Между кем из зрителей сидит Заяц?

- Между кем – Волк?

- Кто сидит правее места Зайца?

- Кто левее места Волка?

(Дети дают ответы на вопросы)

У. Какие билеты у Удава, Мартышки, Жирафа, Ежа, Льва?

Давайте договоримся, ребята, что при ответе на эти вопросы, вы сначала будете называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит.

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

V. Новый материал.

У. Для того, чтобы точно описать расположение какого-нибудь предмета указывают его координаты на координатной сетке (координатном угле).

Сетку (угол) строят так (Учитель выполняет все построение на клетчатом фоне доски):

Выбирают точку О – (начало координат). Из нее проводят два взаимно перпендикулярных числовых луча – Ох и Оу. Эти лучи называют осями координат, и они образуют координатный угол. Единичный отрезок на каждой из осей должен быть одной и той же длины. Пусть наш единичный отрезок будет равен 1 клетке.

Обозначим на координатном угле точку А и определим ее координаты. Первая координата указана по горизонтальной оси Ох (3), вторая - по вертикальной оси Оу (2). На письме координаты точки обозначаются так: А (3;2).

(Далее на координатной сетке учитель указывает точки В и С, а дети пробуют определить их координаты – В (4;0), С (0;4). Учитель обращает внимание детей на то, что переставлять координаты точки нельзя).

VI. Закрепление первичных знаний.

VII. Повторение пройденного (самостоятельная работа)

Работа в тетради №1, с 13

№38 – решение уравнения с переменной на первом месте

№37 – заполнение таблицы. Задание на нахождение периметра и площади прямоугольника по известным сторонам, нахождение сторон прямоугольника по известным периметру и площади.

VIII. Итог урока.

У. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Д. Познакомились с координатной сеткой, узнали из чего состоит координатный угол. Учились давать точкам координаты.

VIII. Домашнее задание.

План-конспект второго урока по теме - смотрите архив,

Содержимое разработки

Учитель Еремина Н.Н.

Тема: Координатный угол

Цель: 1) развивать у детей пространственные представления и умение ориентироваться на плоскости.

2) расширять математический кругозор учащегося.

Оборудование: Доска с клетчатым фоном, линейка, тетрадь на печатной основе (№1), учебник.

Ход урока:

Повторение пройденного во 2 классе.

На доске заранее начерчены числовые лучи:


Учитель (У) Что начерчено на доске?

Дети (Д) Числовые лучи. Координатные лучи.

У. Прочитай название луча?

У. Какой буквой обозначено начало луча?

Чем отличаются числовые лучи (1,2) друг от друга?

Д. Единичными отрезками. У луча 1 единичный отрезок равен одной клетке, у луча 2 единичный отрезок равен двум клеткам.

У. Найдите на луче 1 точку А с координатой 3, на луче 2 точку В с координатой 5 и обозначьте их. (Ученики выходят к доске и выполняют задания).

В результате данные лучи выглядят следующим образом:

Д. Это два числовых луча, исходящих из одной точки в виде угла.

IV. Подготовительный этап к восприятию нового материала.

У. Откройте учебник на с.16. Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:

- Между кем из зрителей сидит Заяц?

- Между кем – Волк?

- Кто сидит правее места Зайца?

- Кто левее места Волка?

(Дети дают ответы на вопросы)

У. Какие билеты у Удава, Мартышки, Жирафа, Ежа, Льва?

Давайте договоримся, ребята, что при ответе на эти вопросы, вы сначала будете называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит.

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

V. Новый материал.

У. Для того, чтобы точно описать расположение какого-нибудь предмета указывают его координаты на координатной сетке (координатном угле).

Сетку (угол) строят так (Учитель выполняет все построение на клетчатом фоне доски):

Выбирают точку О – (начало координат). Из нее проводят два взаимно перпендикулярных числовых луча – Ох и Оу. Эти лучи называют осями координат, и они образуют координатный угол. Единичный отрезок на каждой из осей должен быть одной и той же длины. Пусть наш единичный отрезок будет равен 1 клетке.

В результате объяснения на доске получается следующее:


Обозначим на координатном угле точку А и определим ее координаты. Первая координата указана по горизонтальной оси Ох (3), вторая - по вертикальной оси Оу (2). На письме координаты точки обозначаются так: А (3;2).

(Далее на координатной сетке учитель указывает точки В и С, а дети пробуют определить их координаты – В (4;0), С (0;4). Учитель обращает внимание детей на то, что переставлять координаты точки нельзя).


VI. Закрепление первичных знаний.

VII. Повторение пройденного (самостоятельная работа)

Работа в тетради №1, с 13

№38 – решение уравнения с переменной на первом месте

№37 – заполнение таблицы. Задание на нахождение периметра и площади прямоугольника по известным сторонам, нахождение сторон прямоугольника по известным периметру и площади.

VIII. Итог урока.

У. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Д. Познакомились с координатной сеткой, узнали из чего состоит координатный угол. Учились давать точкам координаты.

VIII. Домашнее задание.

Цель: учиться в тетради строить координатный угол, с использованием терминов: начало координат, оси координат Ох и Оу, учиться читать координаты точек, строить точки с указанными координатами.

Ход урока:

I. Оргмомент.

(Дети отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию)

III. Закрепление знаний по новому материалу

1) Работа в тетради №1 (с 12 №36)

У.Прочитайте задание. Рассмотрите внимательно чертеж. Чему равен единичный отрезок на чертеже?

У. Сделайте числовую разметку.

Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в выполнении данного задания?

Д. Первая координата находится на оси Ох, вторая – по оси Оу. Путать нельзя. (Дети работают в тетради.)

После того, как задание выполнено, учитель просит прочитать названия получившихся треугольников и назвать отрезок, который является для этих двух треугольников общим. Просит назвать координаты концов этого отрезка.

2) Работа по учебнику.

У. Откройте учебник на с 17 (№19), тетрадь в клеточку. Читайте задание. Что вы будете чертить в тетради?

Д. Координатный угол (хороший ученик работает у доски на клетчатом фоне).

У. Какой единичный отрезок можно взять?

Д. 1 клетка, 2 клетки, 3 клетки. Надо смотреть, чтобы все числа уместились на странице в тетради.

У. Как называются взаимно перпендикулярные числовые лучи?

Д. Оси Ох и Оу. Оси координат.

У. За единичный отрезок возьмем 1 клетку и начертим координатный угол. Дети чертят координатный угол в тетради, а один ученик - на доске. Отмечают следующие точки: М(1; 1), К(4;0), В(0;4), А(4;4), Д(7;1), и т.д. (Учитель контролирует работу всех учащихся).

У. Далее устно выполняем №51. ( Какое слово зашифровано, если читать буквы в том порядке, в котором указаны их координаты?).

IV. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа с последующей устной проверкой.

(учебник №52 (б) – выражение на порядок действий)

У. Что мы сегодня выполняли на уроке?

Д. Чертили в тетради координатный угол. Отмечали точки с координатами. Искали по координатам точки. Решали пример на порядок действий, задачу.

Д. Понравилась. Интересно чертить. Нетрудно находить точки по координатам.

У. Мне понравилось, как вы работали по этой теме. Многие очень старались выполнить в тетради все аккуратно, отвечали на вопросы хорошо, запомнили новые математические понятия.

VI. Домашнее задание.


-75%

Цель: Познакомить учащихся с понятиями: абсцисса, ордината, координатный угол, ось абсцисс, ось ординат.

  1. Познакомить учащихся с новыми понятиями “координатный угол”, “ось абсцисс”, “ось ординат”.
  2. Учить читать записи вида А(2;5)
  3. Воспитывать интерес к математике.
  1. Карточка с девизом урока.
  2. Плакат с изображением прямых.
  3. Плакат с изображением углов.
  4. Листы для игры “Морской бой”
  5. Словари.
  6. Линейки.
  7. Простые и цветные карандаши.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Организационный момент.

- Сегодня мы будем с вами работать под девизом:

“Начинаем мы опять

Строить, измерять, считать.”

1. Фронтальная работа.

На доске плакат с изображением прямых.

- Какие геометрические фигуры изображены?
- Что можно сказать об этих прямых?

- В каком случае из прямых получится угол?

На доске вывешивается плакат с изображением углов.

- Какие углы вы знаете?

2. Игра “Морской бой”.

Детям выдаются листы с координатным углом (приложение №1)

-Нарисуйте в координатном угле один однопалубный и один двухпалубный корабли.

Такой же лист с изображением кораблей и у учителя.

- Начинаем игру.
- Что помогло нам играть?
- Это и есть тема нашего урока:

Координатный угол, координаты. (карточка на доске)

- А вас не удивляет, что вы это уже знаете?


- На рисунке изображены прямые.
- Это параллельные, пересекающиеся и перпендикулярные прямые.

- Угол получится при пересечении прямых.

- Углы бывают острые, тупые, прямые и координатные.

- Ученики рисуют данные корабли на своих листах.

Дети вместе с учителем играют.

- Нам помогли играть координатный угол и координаты кораблей.

Работа в группах. (Дети разделены на группы)

-Вспомним правила работы в группах.

Каждой группе выдается задание. Приложение № 2

- Давайте послушаем отчеты групп.
- Что заметили при построении отрезков?
- Почему это произошло?
- Люди какой профессии каждый день сталкиваются с координатами точек?

“Открытие” детьми нового знания.

1. Фронтальная работа.

- В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть свое название, имя. Давайте попробуем дать название координатам.

- Молодцы. Но в математике эти координаты называются абсцисса и ордината.

(На доске в теме урока появляются слова: абсцисса, ордината)

- Давайте обратимся к истории и узнаем значение этих слов. У вас на столах лежат словари и листы с данными из интернета. Найдите и прочитайте значение этих слов.

- Из чего построен координатный угол?

- Эти лучи в математике называются осями и у них тоже есть свое название. Как вы думаете их можно назвать?

- В математике эти оси называются: ось Ох и ось Оу. На чертеже направления осей обозначают стрелками. Посмотрите на свои чертежи и исправьте на них ошибки. (Учитель на одном из чертежей показывает, что нужно сделать)

2. Работа в группах.

- Задание № 3 на с.54 выполняйте, пользуясь карточкой.
- Определите координаты точек, запишите их.
- Как узнать координаты точки?
- Какой вывод можно сделать?

Дети называют правила.

Дети выполняют задания.

Каждая группа показывает свою работу и отчитывается.

- Отрезки расположены в разных местах координатного угла.
- Это получилось потому, что координаты поменяли местами.
- Это авиадиспетчеры, которые отслеживают и прокладывают маршруты полета самолетов.

- АБСЦИССА – расстояние от точки до оси Оу

ОРДИНАТА (расположенная на равных расстояниях) – перпендикуляр на плоскости, опущенный из точки на ось абсцисс.

- Координатный угол построен с помощью лучей.

Ученики направляют своего представителя от группы и они исправляют ошибки.

Дети выполняют задания.

- Чтобы обозначить числами положение точки надо провести перпендикулярные прямые к сторонам угла и назвать сначала абсциссу, а затем ординату.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать представление о координатной плоскости, координатах точки.

- образовательные (формирование познавательных УУД):

формирование у учащихся умений и навыков построения точек в координатной плоскости, определения координат точки, расположенной в координатной плоскости, правильно использовать понятия абсцисса, ордината.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

совершенствование уровня развития речи учащихся с помощью использования математической терминологии и математического языка, умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, развитие навыков самостоятельной работы и работы в парах, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие интереса к предмету через занимательные и творческие задания .

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность, умение преодолевать трудности с помощью решения трудных, но интересных задач, воспитывать примерное отношение к учебе, интерес к предмету.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Поделитесь, что вы ждете от урока? Что вы пожелаете друг другу?

Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое.

Работа над числом

Используя цифры записи даты составьте наибольшее четырехзначное число.

Устный счет

- увеличьте это число на 1 тысячу;

- уменьшите число в 2 раза;

- увеличьте в 2 раза;

-увеличьте на 2 десятка 1 единицу;

-уменьшите на 3тысячи;

-найдите сумму всех цифр;

-найдите разность всех цифр;

-увеличьте число на 3 сотни 3 десятка;

-уменьшите на 9 единиц

Запишите числа в порядке возрастания. И прочитайте вид следующего задания.

Актуализация знаний

Кроссворд

1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).

- из каких геометрических фигур состоит угол?

-Являются ли данные геометрические фигуры лучами? Докажите.

- Какой луч отличается от других?

- Как он называется?


Прочитай название луча?

У. Какой буквой обозначено начало луча?

Чем отличаются числовые лучи (1,2) друг от друга?

Д. Единичными отрезками. У луча 1 единичный отрезок равен одной клетке, у луча 2 единичный отрезок равен двум клеткам.

У. Найдите на луче 1 точку А с координатой 5, на луче 2 точку В с координатой 3 и обозначьте их. (Ученики выходят к доске и выполняют задания).

В результате данные лучи выглядят следующим образом:

Д. Это два числовых луча, исходящих из одной точки в виде угла.

Сформулируйте тему и задачи, которые нужно решить на уроке.

- Узнать как строить координатный угол;

- Узнать как называются лучи, точки координатного луча;

- Где может пригодиться координатный угол;

Работа над новым материалом.

Откройте учебник на с.69.

Волк и Заяц купили билеты на футбольный матч. В каком ряду и на каком месте будет сидеть каждый?


На одном луче будем отмечать место, на другом-ряд.

Назовите, в каком ряду и на каком месте сидят Удав, Жираф,Ёжик?

Давайте договоримся, ребята, что при ответе на эти вопросы, вы сначала будете называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит.

Отмечаются точки на координатном угле.

- Называли место животных или их КООРДИНАТЫ.

Сколько значений имеет координата?

-Как построить координатный угол?

Выбираем точку –начало координат.

Из неё проводим под прямым углом 2 луча.

Найдите в учебнике название этих лучей

Откладываем на лучах единичный отрезок

По заданным координатам отмечаем точку.(Сколько значений имеет координата?)

-Где в жизни можно использовать координатный угол?

Закрепление первичных знаний. №2, стр.71

Назовите пары чисел, соответствующих вершинам каждой фигуры.

Работа в парах

Какое слово зашифровано на рисунке, если буквы читать в том порядке, в котором следуют пары чисел?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Математика 4 класс

Технологическая карта урока

Тема: Координатный угол

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ с.Пестровка

Блуарт Лидия Григорьевна

Предмет: математика.

Тема урока: Координатный угол.

Учебник: Математика (Рудницкая В. Н., Юдачева Т.В.), часть 1, учебник с. 69-71, рабочая тетрадь с.19-20

Цель: Сформировать представление о координатном угле, координатах точки, научить называть координаты точек на плоскости и строить точки с указанными координатами.

Образовательные:

- развитие у детей пространственных представлений и умений ориентироваться на плоскости.

- систематическое поддержание интереса к предмету через творческое применение знаний;

- позитивная мотивация к дальнейшему овладению навыками.

Развивающие:

- развитие мышления (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;

-развитие умения выделить проблему урока, провести рефлексию;

- развитие универсальных учебных действий.

Воспитательные:

- развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, договариваться в паре);

- создание здоровьесберегающей среды через снятие напряжения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивный комплекс.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Прозвенел уже звонок,

Мы сегодня на уроке мы снова будем учиться рассуждать, обобщать, делать выводы.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и

затруднения в деятельности

-Откройте учебник на странице 69. Рассмотрите рисунок.

Зверята пришли на футбольный матч и заняли места на трибунах. Можно ли определить местонахождение каждого из них? Что для этого надо знать?

- Определите местонахождение Лисы, Льва, Удава, Обезьянки, Жирафа, Белки, Ежа.

Давайте договоримся о том, что сначала будем называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит.

- Волк и Заяц тоже пришли на футбольный матч, но не могут определить свои места, т.к. потеряли свои билеты?

- Волк помнит, номер места- 5, но не помнит номер ряда.

Заяц помнит номер ряда- 4, но не помнит номер места.

- Как вы думаете, смогут ли они определить свои места?

- Волку и Зайцу помог Медвежонок, который нашёл их билеты.

- Чей билет жёлтый? Синий?

- Теперь Зверята могут найти свои места? Между кем и кем место Волка? Зайца?

- Ребята, давайте сделаем вывод, чтобы определить место в зрительном зале надо что знать?

- То есть два числа.

- А теперь, посмотрите внимательно на доску. Что видите на доске?

- А что такое числовой луч?

- Какой буквой обозначено начало лучей?

- Прочитайте название лучей?

- Чем отличаются эти числовые лучи?

- Найдите на луче2 точку В соответствующую числу 3, точку М, которой соответствует число 5 и обозначьте их.

- Посмотрите на числовой луч1. Назовите число, соответствующее точке К.

- Назовите число, соответствующее точке Е.

Определите число, соответствующее точке А. (Ситуация затруднения.)

Читайте также: