Как сделать контурную резьбу

Обновлено: 06.07.2024

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Особенности контурной резьбы

В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом.

Внешне эта резьба кажется удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.

Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается.

Контурная резьба действительно несколько напоминает рисунок, но рисунок не штриховой, а линейно-декоративный, контурный, очертание которого заключают декоративные узоры. Чтобы уйти от подражания линогравюре, рекомендуем следующее. Первое — работать не штихелями, а косым ножом и полукруглыми стамесками (для передачи циркульных очертаний); второе — искать сюжеты для перевода в технику контурной резьбы не в открытках и фотографиях, а в иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в журналах "Декоративное искусство", сочинять собственные композиции, соответствующие образному языку данного вида резных работ.

Подготовка материала

Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.

Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.

Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганых планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.

Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.

Основные этапы работы

Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.

Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведётся работа.

Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.

Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.

Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.

В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прзрачным покрытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной — от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так и в резных углублениях.

Контурная резьба по дереву

Контурная резьба, основанная на углубленной линии, является разновидностью геометрической резьбы. Она широко применяется в народной резьбе в сочетании с клинорезкой и рельефной резьбой, красочной росписью. Благодаря такому союзу рождаются исключительно красивые, богатые разнообразием художественных форм произведения народно‑прикладного искусства. Как самостоятельный вид контурную резьбу применяют при изготовлении декоративных деревянных панно

Контурная резьба не отличается особой сложностью, но потребует уже хорошего владения резцом, большего внимания и хорошего понимания и восприятия характера выполняемого сюжета. По своей сути контурная резьба представляет собой углубленный рисунок, выполненный сплошными выемками в виде линий различной геометрии и глубины. Проще говоря, это тот же рисунок. который Вы можете выполнить прутом на влажном песке. В зависимости от характера рисунка линии могут быть толще, тоньше, могут быть сплошные выборки в виде крута, эллипса, квадрата и т.д. Поэтому и набор инструментов, задействуемых в контурной резьбе будет значительно больше, чем в геометрической резьбе. 3десь понадобятся уже отлогие стамески, клюкарзы, стамески-косяки, полукруглые стамески, резаки и косяки под самыми различными углами заточки.

Начальный этап работы предполагает нанесение на заготовку рисунка. Это одновременно и самый ответственный этап, т.к. ошибка, неточность при нанесении линий рисунка сведет на нет всю работу. Отсутствие рельефа при контурной резьбе лишает ее некоторой выразительности, поэтому очень важно правильно выбрать глубину и ширину линий, формируемых сплошными выемками различных конфигураций.

Резьбу контурной линии выполняют косячком и другим резчицким инструментом малых размеров. Крутые, краевые линии режут полукруглыми стамесками, более отлогие - косячком.

Процесс резьбы осуществляется в два приема: надрез и подрез. Косяк зажимают в кулаке лезвием на себя, ставят не вертикально, а несколько наклонно к поверхности, и с усилием ведут по контурам рисунка. Так делается надрез. После него выполняют подрез. Косяк держат в руке так же, только наклоняют в противоположную сторону и подрезают уже надрезанный контур. В результате вслед за ножом от заготовки отделяется трехгранная деревянная полоска-соломка. Резать нужно с одного раза. Следы срезов должны быть чистыми, контурные очертания - четкими, аккуратными.

В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить только ножом-косяком. Им вырезают даже окружности любых диаметров. При этом следует иметь в виду, что чем меньше диаметр, тем острее должен быть угол заточки лезвия - до 30°.

Однако различные завитки, небольшие окружности лучше вырезать полукруглой стамеской. Ее ставят острой кромкой на 1-1,5 мм внутрь от линии круга, с небольшим наклоном к центру. Лезвие с нажимом углубляют в древесину на 3-4 мм и прокручивают вокруг оси. Таким образом продвигают стамеску до тех пор, пока линия не замкнется и, следовательно, будет закончен надрез. Подрез делают той же или несколько более отлогой стамеской. Отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в древесину стамеску, немного отклонив ее от центра, и несколькими движениями срезают полоску. Если радиус скругления небольшой, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, в то время как другой должен выступать наружу. Этим приемом можно пользоваться и в более сложной резьбе - рельефной.

Ширина и глубина прорезей обычно одинаковы по всему контуру изображения. Но их можно изменять, чтобы сделать резьбу более выразительной.


Резание стамеской-косяком. Контурную линию с полукруглой выемкой режут стамесками. Для этого заготовку с рисунком (рис. а) закрепляют на верстаке. Вертикальные линии розетки, расположенные поперек волокон, режут носком лезвия движением к себе. Сначала надрезают линию, наклонив стамеску вправо, затем подрезают ее, наклонив стамеску влево. Предварительный вертикальный надрез по средней линии контура в данном случае не делают.

Глубина реза при выполнении розетки неодинаковая: у края она максимальная, у центра сходит на нет. Концы лучей подрезают концом стамески с небольшим наклоном.

Линии, расположенные вдоль волокон, режут по направлению к центру розетки, наклоняя стамеску от себя и к себе.

Контур окружности прорезают в последнюю очередь. Сначала режут внешнюю грань, затем внутреннюю.

Резание полукруглыми стамесками. Для резания используют круглую, среднюю и отлогую стамески. Сначала круглой стамеской подрезают лепесток. Уголок лезвия ставят в начало линии и, нажимая на рукоятку, ведут его по кривой. Стамеску наклоняют к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской в направлении, показанном стрелкой. Заканчивают надрез контура отлогой стамеской. Так подрезают все лепестки розетки.

Срезание второй грани производят средней и отлогой стамесками. Сначала все лепестки подряд подрезают средней стамеской, а затем отлогой.

Освоив основные приемы выполнения контурной резьбы, можно приступать к резьбе орнаментальных или сюжетных композиций.

Резание орнаментов

Вначале обычно окрашивают заготовку, используя 2–3%-й раствор водорастворимых красителей для дерева. После высыхания слегка шлифуют и лакируют.

Рисунок орнамента переводят на кальку. Затем закрепляют ее на заготовке и острым твердым карандашом переводят рисунок на древесину. Полученный контур процарапывают шилом или обводят цветным карандашом.

Орнамент выполняют стамеской-косяком. Линии нужно резать плавно, не прерываясь, сначала с внешней стороны, потом с внутренней. На участках линий с малой кривизной пятку лезвия стамески приподнимают и режут носком.

Для большей выразительности крупные формы подчеркивают более глубокими и широкими линиями. Иногда надрез контура с внутренней стороны делают круто, а подрезку с внешней стороны – полого.

Отделка изделия

В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки. Поверхности контурной резьбы можно отлакировать до блеска, можно, наоборот, сделать ее матовой, протирая резьбу жесткой кистью с жидко разведенным лаком. Перед прозрачным покрытием шлифованную поверхность резьбы можно затонировать, подкрашивая только фон или же и фон, и углубленные линии. Лак наносят на хорошо просохшую поверхность.


Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная (или скобчатая).

Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов — розетка — был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари — вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии.

В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Эту технику использовали столярные мастерские в Талашкине, Абрамцеве, Нижнем Новгороде, эскизы для орнамента делали профессиональные художники. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.

Плоскорельефная и рельефная резьба


Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту. ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.

Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.

Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Основу ее составляет плоский одинаковой высоты рельеф орнамента. Такой вид позволяет создавать композиции с растительным узором, геометрическим орнаментом, с изображением людей, зверей, птиц и мифологических персонажей. Однако техника работы довольно трудоемка, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента: ножей-косяков разной ширины и с разным углом скоса полотна, стамесок различного профиля и сечения, циклей, скребков, рашпилей, чеканов и т.д.

В плоскорельефной резьбе известны следующие подвиды: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Контурная резьба.pptx

Контурная резьба Учитель технологии Курахина Н.Н. МКОУ Добрятинская СОШ Гусь-.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Контурная резьба Учитель технологии Курахина Н.Н. МКОУ Добрятинская СОШ Гусь-.

Контурная резьба Учитель технологии Курахина Н.Н. МКОУ Добрятинская СОШ Гусь-Хрустального р-на

Контурная резьба ЛИНЕЙНЫЙ, НЕСКОЛЬКО УГЛУБЛЁННЫЙ РИСУНОК ИЗ ПРЯМЫХ , ИЗВИЛИСТ.

Контурная резьба ЛИНЕЙНЫЙ, НЕСКОЛЬКО УГЛУБЛЁННЫЙ РИСУНОК ИЗ ПРЯМЫХ , ИЗВИЛИСТЫХ ИЛИ ЛОМАННЫХ ЛИНИЙ В ВИДЕ ДВУХГРАННОЙ ИЛИ ПОЛУКРУГЛОЙ ВЫЕМКИ НА РОВНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ДРЕВЕСИНЫ, ЧЕТКО ОЧЕРЧИВАЮЩИЙ КОНТУР ИЗОБРАЖЕНИЯ - НАЗЫВАЕТСЯ КОНТУРНОЙ РЕЗЬБОЙ. ЭТА ТЕХНИКА ШИРОКО ПРИМЕНЯЕТСЯ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ РЕЗЬБЕ: РАЗЛИЧНЫЕ ОРНАМЕНТЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ РЕЗНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ДОМА, ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПАННО, МЕБЕЛИ, ПОСУДЫ,СУВЕНИРОВ.

Поднос Блюдо

Контурная резьба по тонированной основе Это эффективный вид резьбы, когда изо.

Контурная резьба по тонированной основе Это эффективный вид резьбы, когда изображение создается на тонированном фоне углубленными штрихами, сразу виден результат труда. Тонированная поверхность от легкого движения резцом вдруг оживает и преображается.

Посуда Панно

Ручки ножей, косяков и резаков

Ручки ножей, косяков и резаков

Приёмы выполнения контурной резьбы Выбрать заготовку, разметить её. Нанести р.

Приёмы выполнения контурной резьбы Выбрать заготовку, разметить её. Нанести рисунок карандашом по шаблону или скопировать его с оригинала. Тонирование фона. Вырезание двухгранной выемки по контуру рисунка. Отделочные операции.

Резьба косячком Последовательность выполнения резьбы а) Надрезание б) Подреза.

Резьба косячком Последовательность выполнения резьбы а) Надрезание б) Подрезание

Резьба двухгранной выемки на мягких породах Надрезание носком косяка первой г.

Резьба двухгранной выемки на мягких породах Надрезание носком косяка первой грани Надрезание с выходом пятки косяка Подрезание второй грани

Резьба двухгранной выемки на твердых породах Прорезка средней линии Надрезани.

Резьба двухгранной выемки на твердых породах Прорезка средней линии Надрезание Подрезание

Работа одной рукой на себя Работа двумя руками а) на себя б) от себя а) на се.

Работа одной рукой на себя Работа двумя руками а) на себя б) от себя а) на себя б) от себя

Техника безопасности при выполнении резьбы При выполнении резьбы ножом-косяко.

Техника безопасности при выполнении резьбы При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом. При резьбе вырезаемую доску следует прижимать к упору Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой. Приступать к резьбе с разрешения учителя. Во избежании травм и порезов при выполнеии резьбы - нельзя применять большое усилие. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз. Во время работы не отвлекайся, говори тихо и только о деле.

Используемая литература Технический труд учебник под редакцией В.М.Казакевич.

Выбранный для просмотра документ карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель технологии Курахина Н.Н. МКОУ Добрятинская СОШ:

Предмет : Технология

Урок : изучение нового материала.

Тема урока: Выполнение контурной резьбы.

Базовый учебник : Технический труд 6 класс.

Цели урока : Формировать навыки в выполнении контурной резьбы; показать учащимся приёмы выполнения контурной резьбы; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, и бережное отношение к материалам.

Планируемые результаты обучения: Научить выполнять прорезную резьбу по контуру рисунка.

Личностные : Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества ,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные : Формирование умения понимать причины успеха в учёбе, готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Углубить знания о декоративной обработке древесины, научить вырезать контурную резьбу.

Формирование УУД:

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно определяют последовательность и технологии выполнения.

Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Доброжелательное отношение к окружающим.

Потребность в самовыражении и самореализации.

Основные понятия , применяемые на уроке: контурная резьба, нож-косяк, двухгранные выемки, контур рисунка.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история,

- поделки, выполненные в стиле контурной резьбы

- панно, выполненное на тонированном фоне

- альбомы с рисунками

- заготовки из древесины мягких пород осины липы.

- копировальная бумага, краски, кисти,

- презентация, компьютер, проектор

Технологическая карта урока

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие; Вот звенит для вас звонок

Начинается урок , ровно ,встали подтянулись и друг другу улыбнулись Тихо сели.

Проверка явки учащихся;

Заполнение классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Включаются в деловой ритм урока.

сотрудничество с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Обобщающая беседа с учащимися

Учитель обсуждает правила выбора пиломатериала, свойства древесины и дополняет ответы учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

4.Объяснение нового материла

Презентация к уроку.

Рассказ с применением рисунков к контурной резьбе. Приложение№ 5 Мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Показ приёмов вырезания подрезание контура рисунка.

Приёмы вырезания двугранной выемки.

Приложение №1.

Слушают, делают записи в тетрадях.

Учащиеся обдумывают учебные действия, строят план на достижение цели

Познавательные: извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Контролирует выборочно ответы учащихся на вопросы.

Приложение №2

Отвечают на вопросы раздаточного материала и проговаривают последовательность выполнения резания двугранной выемки по контуру рисунка. Приложение №2

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: определение последовательности и технологии выполнения.

5. Динамическая пауза

Физкультминутка под музыку.

Учитель приглашает физоргов и они показывают упражнения на снятие усталости в плечевом суставе, упражнение для глаз.

6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Индивидуальное выполнение задания.

Следит за правильностью приёмов пере-носа рисунка на заготовку, оказывает помощь.

Контролирует правильность рабочей

позы и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда.

Предупреждает возможные типичные ошибки.

Учащиеся организуют своё рабочее место, выбирают заготовки, переносят

свой рисунок. . Приложение №3, 4

Приступают к выполнению резьбы по контуру рисунка.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: волевая само-регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

7. Домашнее задание

Записывает на доске .

Записывают в дневник

8. Рефлексия деятельности

Учащиеся вступают в дискуссию.

Личностные: адекватное понимание причин успеха.

Коммуникативные: Формулирование своего

мнения, учёт разных мнений.

Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Список литературы для учителя : .

Список литературы для учащихся:

Приложение №1.

Техника безопасности:

1. При выполнении резьбы

2. При резьбе вырезаемую доску следует прижимать к упору.

3. Запрещается работать инструментом с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.

4. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.

5. Во время работы нельзя низко наклоняться над столом.

6. Во избежание травм и порезов при выполнении резьбы нельзя применять большие усилия.

7.Не ходите по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.

8.Вовремя работы не отвлекаться, говорить тихо и только о деле.

9.В случае пореза руки, сообщите учителю.

В конце занятий:

1.Сдайте режущий инструмент учителю (дежурному)

2.Уберите рабочее место.

3.Поставте отметку в дневник.

2.Выходить из мастерской после разрешения учителя.

Приложение №2.

Раздаточный материал.

- расскажите что такое контурная резьба.

- что такое фон резьбы

- какой инструмент применяется при резьбе.

- почему для контурной резьбы используются мягкие породы древесины

- какие правила безопасности следует соблюдать во время выполнения контурной резьбы

Приложение №3.

Приёмы выполнения контурной резьбы .

1. Выбрать заготовку, разметить её.

2. Нанести рисунок карандашом по шаблону или скопировать его с оригинала.

3. Вырезание двугранной выемки по контуру рисунка.

4. Отделочные операции.

Приложение №4.

Рисунки для копирования

Приложение №5

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углублённый рисунок из прямых , извилистых или ломанных линий в виде двухгранной или полукруглой выемки на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения.

Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров. Контуром режут всевозможные прожилки, сетки, детали крупных элементов композиций. Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её художественной выразительности. Разные по глубине и ширине линии, выборка фона вокруг линейных, орнаментальных или фигурных композиций, а также сочетание с другими видами резьбы находят очень большое распространение.

Для выполнения контурного рисунка , в зависимости от его сложности, применяют ножи-косяки различных углов заточки, резаки, стамески- уголки, полукруглые стамески, клюкарзы, отлогие стамески.

Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород- липе, осине, а затем после приобретения навыков – на более твёрдых.

Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные прорезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.

Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания.

Читайте также: