Как сделать конспект по географии 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Авторы УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия : природа , население . хозяйство. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2014.

Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата на территории России; развить практические навыки работы обучающихся с географическими картами.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. ; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

Метапредметные- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся ; развитие способности к приобретению знаний и практических умений; умение работать с источниками географической информации, в частности , с картами учебника; формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах, использовать в общении правила вежливости.

Предметные – получение новых знаний обучающихся о том, что такое климатообразующие факторы и как они влияют на образование климата; формирование представлений обучающихся о суммарной солнечной радиации, подстилающей поверхности , воздушных массах. Развивать умения работать с климатической картой, провести мини-исследование , учить применять полученные теоретические знания на практике, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в малых группах ;

Оборудование : Мультимедийный проектор, дидактический материал, компьютер, климатическая карта России, карты учебника: карта суммарной солнечной радиации, среднегодовых температур воздуха.

Образовательные ресурсы :Презентация учителя.

Формы и методы обучения: комбинированный.

Методы : словесные ( беседа, диалог); наглядные ( работа с картами, схемами); практические ( поиск информации, составление схем), письменный контроль, устный контроль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание патриотизма через познание географических особенностей своей малой Родины.

Оборудование: учебник, карты атласа.
Тип урока: изучение нового.

Модель урока:

1.Самоопределение и мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

1. Климатообразующие факторы.

На­ря­ду с ре­лье­фом, кли­мат вли­я­ет на фор­ми­ро­ва­ние при­род­ных ком­плек­сов. Бла­го­да­ря кли­ма­ту фор­ми­ру­ет­ся реч­ная си­сте­ма, поч­вен­но-рас­ти­тель­ный по­кров, жи­вот­ный мир. Кли­мат вли­я­ет на быт, жизнь че­ло­ве­ка, на осо­бен­ность хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

Кли­мат – это мно­го­лет­ний режим по­го­ды, ха­рак­тер­ный для дан­ной мест­но­сти

Ос­нов­ны­ми кли­ма­ти­че­ски­ми по­ка­за­те­ля­ми яв­ля­ют­ся сред­ние тем­пе­ра­ту­ры са­мо­го теп­ло­го и са­мо­го хо­лод­но­го ме­ся­цев, а также го­до­вое ко­ли­че­ство осад­ков.

Кли­мат любой тер­ри­то­рии фор­ми­ру­ет­ся под вли­я­ни­ем трех групп кли­ма­то­об­ра­зу­ю­щих фак­то­ров: гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние, цир­ку­ля­ция воз­душ­ных масс и ха­рак­тер под­сти­ла­ю­щей по­верх­но­сти (см. рис. 1).


Рис. 1. Ос­нов­ные кли­ма­ти­че­ские по­ка­за­те­ли (слайд 2)

(учебник стр. 99, рис. 82)

2. Географическая широта.

Самую боль­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии кли­ма­та иг­ра­ет гео­гра­фи­че­ская ши­ро­та. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что от гео­гра­фи­че­ской ши­ро­ты, или от угла па­де­ния сол­неч­ных лучей, за­ви­сит ко­ли­че­ство тепла, по­сту­па­ю­ще­го на по­верх­ность тер­ри­то­рии. Рос­сия на­хо­дит­ся в сред­них и вы­со­ких ши­ро­тах – этим объ­яс­ня­ет­ся неболь­шое ко­ли­че­ство сол­неч­ной энер­гии по­сту­па­ю­щей на боль­шую часть её тер­ри­то­рии. Ши­рот­ное по­ло­же­ние обу­слав­ли­ва­ет раз­ме­ще­ние Рос­сии в трех кли­ма­ти­че­ских по­я­сах: в арк­ти­че­ском, суб­арк­ти­че­ском и уме­рен­ном (см. рис. 2).


Рис. 2. Кли­ма­ти­че­ские пояса Рос­сии (слайд 3)

При этом ос­нов­ная часть тер­ри­то­рии рас­по­ло­же­на между 50º и 70º с. ш. и на­хо­дит­ся в уме­рен­ном и арк­ти­че­ском по­я­сах. В самом боль­шом по пло­ща­ди поясе – уме­рен­ном – про­жи­ва­ет почти 95% на­се­ле­ния Рос­сии.

3. Циркуляция воздушных масс.

Для фор­ми­ро­ва­ния кли­ма­та очень важно по­ло­же­ние тер­ри­то­рии по от­но­ше­нию к ат­мо­сфер­ным цен­трам. Об­ла­сти вы­со­ко­го и низ­ко­го ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния опре­де­ля­ют на­прав­ле­ние гос­под­ству­ю­щих вет­ров, а сле­до­ва­тель­но, и пе­ре­ме­ще­ние тех или иных воз­душ­ных масс. Вли­я­ние мак­си­му­мов и ми­ни­му­мов дав­ле­ния ме­ня­ет­ся по се­зо­нам (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема дви­же­ния воз­ду­ха в тро­по­сфе­ре, рас­кры­ва­ю­щая об­ра­зо­ва­ние по­я­сов ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния и свя­зан­ных с ними осад­ков (слайд 4)

Цир­ку­ля­ция ат­мо­сфе­ры – пе­ре­ме­ще­ние воз­душ­ных масс над по­верх­но­стью Земли, при­во­дя­щее к пе­ре­но­су тепла и влаги из одних рай­о­нов в дру­гие.

Кли­мат Рос­сии опре­де­ля­ют арк­ти­че­ские, уме­рен­ные и, от­ча­сти, тро­пи­че­ские воз­душ­ные массы.

4. Влияние океанов на климат России.

Важ­ным зна­че­ни­ем для фор­ми­ро­ва­ния кли­ма­та на тер­ри­то­рии нашей стра­ны яв­ля­ет­ся на­ли­чие раз­лич­ных форм ре­лье­фа, рас­ти­тель­ный по­кров, а также бли­зость и от­да­лён­ность от вод­ных объ­ек­тов. Рас­смот­рим по­дроб­нее по­ло­же­ние Рос­сии от­но­си­тель­но оке­а­нов. Стра­на имеет выход к трем из них – к Север­но­му Ле­до­ви­то­му, Ти­хо­му и Ат­лан­ти­че­ско­му. Чем ближе к морю, тем кли­мат более мяг­кий и влаж­ный, чем даль­ше, тем он кон­траст­нее и суше. В уме­рен­ных ши­ро­тах пре­об­ла­да­ют за­пад­ные ветры, по­это­му свыше по­ло­ви­ны тер­ри­то­рии стра­ны ис­пы­ты­ва­ет на себе вли­я­ние Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на, несмот­ря на то, что на­хо­дит­ся он даль­ше, чем дру­гие. Роль Ти­хо­го оке­а­на зна­чи­тель­на лишь толь­ко для Даль­не­го Во­сто­ка. Се­вер­ный Ле­до­ви­тый океан, гра­ни­ца с ко­то­рым наи­бо­лее про­тя­жён­ная, ока­зы­ва­ет вли­я­ние не толь­ко на при­бреж­ные се­вер­ные тер­ри­то­рии. Из-за рав­нин­но­го ре­лье­фа и от­кры­то­сти нашей стра­ны к се­ве­ру его вли­я­ние на себе ис­пы­ты­ва­ют и южные ре­ги­о­ны. Огром­ные раз­ме­ры Рос­сии по­вли­я­ли на то, что пре­об­ла­да­ю­щая её часть лежит на боль­шом уда­ле­нии от оке­а­нов. Ха­рак­тер­ная черта уда­лён­ных от всех оке­а­нов тер­ри­то­рии – это гос­под­ство кон­ти­нен­таль­но­го кли­ма­та с неболь­шим ко­ли­че­ством осад­ков и рез­ки­ми раз­ли­чи­я­ми тем­пе­ра­ту­ры лета и зимы. Ам­пли­ту­да до­сти­га­ет здесь 90ºC, кон­ти­нен­таль­ность воз­рас­та­ет здесь с за­па­да на во­сток по мере от­да­ле­ния от Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на.

5. Влияние подстилающей поверхности.

В Рос­сии есть до­ста­точ­но много тер­ри­то­рий, кли­мат ко­то­рых от­ли­ча­ет­ся от со­сед­них. При­чи­ной таких кли­ма­ти­че­ских от­кло­не­ний слу­жит ре­льеф, на­ли­чие вод­ных по­верх­но­стей и дру­гих осо­бен­но­стей под­сти­ла­ю­щей по­верх­но­сти.

Под­сти­ла­ю­щая по­верх­ность – по­верх­ность, над ко­то­рой фор­ми­ру­ет­ся и на­хо­дит­ся воз­дух.

Ре­льеф – важ­ный фак­тор фор­ми­ро­ва­ния кли­ма­та Рос­сии. На се­ве­ре и за­па­де стра­ны от­сут­ству­ют горы, имен­но по­это­му воз­дух с Ат­лан­ти­че­ско­го и Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­нов сво­бод­но про­ни­ка­ет во внут­ри­кон­ти­нен­таль­ные рай­о­ны (см. рис. 4).


Рис. 4. Вли­я­ние ре­лье­фа на про­ник­но­ве­ние воз­душ­ных масс с Ат­лан­ти­че­ско­го и Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­нов (слайд 5)

На Даль­нем Во­сто­ке хреб­ты гор­ных со­ору­же­ний про­тя­ги­ва­ют­ся па­рал­лель­но по­бе­ре­жью, пре­пят­ствуя про­ник­но­ве­нию вглубь кон­ти­нен­та воз­душ­ных масс с Ти­хо­го оке­а­на, по­это­му его воз­дей­ствие огра­ни­че­но узкой от­но­си­тель­но неболь­шой тер­ри­то­ри­ей (см. рис. 5).


Рис. 5. Вли­я­ние Ти­хо­го оке­а­на (слайд 6)

Боль­шое вли­я­ние на кли­мат ока­зы­ва­ет и аб­со­лют­ная вы­со­та мест­но­сти. В горах фор­ми­ру­ет­ся осо­бый гор­ный кли­мат, ко­то­рый из­ме­ня­ет­ся с вы­со­той, при этом силь­но рас­чле­нен­ный ре­льеф гор­ных стран при­во­дит к боль­шой мо­за­ич­но­сти кли­ма­ти­че­ских усло­вий. В горах се­ве­ро-во­сточ­ной и южной Си­би­ри много меж­гор­ных кот­ло­вин, куда зимой сте­ка­ет и за­ста­и­ва­ет­ся хо­лод­ный воз­дух. Более лег­кий теп­лый воз­дух при этом вы­тес­ня­ет­ся и под­ни­ма­ет­ся вверх, по­это­му с подъ­емом от по­верх­но­сти в тро­по­сфе­ру тем­пе­ра­ту­ра не по­ни­жа­ет­ся, а на­о­бо­рот уве­ли­чи­ва­ет­ся, что пре­пят­ству­ет вы­па­де­нию осад­ков (см. рис. 6).


Рис. 6. Вы­хо­ла­жи­ва­ние воз­ду­ха в меж­гор­ных кот­ло­ви­нах (слайд 7)

Зимы в кот­ло­ви­нах не толь­ко очень хо­лод­ные, но и ма­ло­снеж­ные. В круп­ном меж­гор­ном по­ни­же­нии на се­ве­ро-во­сто­ке Рос­сии в по­сел­ке Ой­мя­кон на­хо­дит­ся полюс хо­ло­да се­вер­но­го по­лу­ша­рия земли. Летом в кот­ло­ви­нах зна­чи­тель­но теп­лее, чем на окру­жа­ю­щих гор­ных скло­нах, но осад­ков тоже мало (см. рис. 7).


Рис. 7. Ой­мя­кон – полюс хо­ло­да се­вер­но­го по­лу­ша­рия (слайд 8)

Вли­я­ние ре­лье­фа на кли­мат за­мет­но и на рав­ни­нах. Воз­вы­шен­но­сти и низ­мен­но­сти, реч­ные до­ли­ны и меж­ду­ре­чья от­ли­ча­ют­ся по тем­пе­ра­ту­ре, ко­ли­че­ству осад­ков, ре­жи­му вет­ров, од­на­ко эти раз­ли­чия менее кон­траст­ны, чем в горах. Когда горы рас­по­ло­же­ны на пути влаж­ных воз­душ­ных масс, на их на­вет­рен­ных скло­нах резко воз­рас­та­ет ко­ли­че­ство осад­ков. В горах рас­по­ло­же­ны наи­бо­лее влаж­ные рай­о­ны нашей стра­ны, даже на невы­со­ком Урале на за­пад­ных скло­нах, осад­ков почти в два раза боль­ше, чем на окру­жа­ю­щих рав­ни­нах.

6. Солнечная радиация.

Глав­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии кли­ма­та иг­ра­ет гео­гра­фи­че­ская ши­ро­та. Имен­но от неё за­ви­сит угол па­де­ния сол­неч­ных лучей, а зна­чит и ко­ли­че­ство сол­неч­ной ра­ди­а­ции, по­сту­пив­шее на опре­де­лён­ную тер­ри­то­рию.

Сол­неч­ная ра­ди­а­ция – это из­лу­че­ние солн­цем, света и тепла.

По­верх­но­сти Земли до­сти­га­ет одна двух­мил­ли­ард­ная часть сол­неч­но­го из­лу­че­ния. Часть сол­неч­ной ра­ди­а­ции до­сти­га­ет зем­ной по­верх­но­сти в неиз­ме­нён­ном виде – это пря­мая ра­ди­а­ция. Дру­гая часть рас­се­и­ва­ет­ся, про­хо­дя через ат­мо­сфе­ру, на­сы­щен­ную ча­стич­ка­ми пыли, во­дя­но­го пара, кри­стал­ла­ми льда, кап­ля­ми воды. Чем боль­ше об­лач­ность и за­пы­лён­ность ат­мо­сфе­ры, тем боль­ше рас­се­и­ва­ние ра­ди­а­ции.

Рас­се­ян­ная ра­ди­а­ция – сол­неч­ная ра­ди­а­ция, пре­тер­пев­шая рас­се­я­ние в ат­мо­сфе­ре.

Вся ра­ди­а­ция, до­стиг­шая по­верх­но­сти Земли, об­ра­зу­ет сум­мар­ную сол­неч­ную ра­ди­а­цию. Часть ра­ди­а­ции от­ра­жа­ет­ся от зем­ной по­верх­но­сти. На­при­мер, све­же­вы­пав­ший снег от­ра­жа­ет до 90% сум­мар­ной ра­ди­а­ции, песок до 40%, пашня до 5%, вода около 5%. Остав­ша­я­ся часть, по­лу­чив­шая на­зва­ние по­гло­ща­ет­ся зем­ной по­верх­но­стью (по­гло­щен­ная ра­ди­а­ция). На­гре­тая зем­ная по­верх­ность сама ста­но­вит­ся ис­точ­ни­ком теп­ло­во­го из­лу­че­ния, то есть часть зем­но­го тепла ухо­дит в кос­ми­че­ское про­стран­ство (см. рис. 8).


Рис. 8. Рас­пре­де­ле­ние сол­неч­ной ра­ди­а­ции (слайд 9)

7. Радиационный баланс.

Ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс – раз­ни­ца между теп­ло­вы­ми по­то­ка­ми сол­неч­ной ра­ди­а­ции.

Ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс – часть сол­неч­ной энер­гии рас­хо­ду­ет­ся на на­гре­ва­ние при­зем­но­го слоя, на та­я­ние снега, на ис­па­ре­ние. Ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс опре­де­ля­ет важ­ней­ший кли­ма­ти­че­ский по­ка­за­тель – тем­пе­ра­ту­ру воз­ду­ха. Ве­ли­чи­на ра­ди­а­ци­он­но­го ба­лан­са опре­де­ля­ет­ся ши­ро­той. На край­нем юге Рос­сии он пре­вы­ша­ет 50 ккал/см/год, на се­ве­ре менее 10 ккал/см/год. Од­на­ко су­ще­ству­ют об­ла­сти, где ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс менее 5 ккал/см/год или даже от­ри­ца­тель­ный (см. рис. 9).


Рис. 9. Ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс (слайд 10)

Почти на всей тер­ри­то­рии нашей стра­ны, за ис­клю­че­ни­ем рай­о­нов Край­не­го Се­ве­ра, ра­ди­а­ци­он­ный ба­ланс в сред­нем за год по­ло­жи­тель­ный, а это зна­чит что, зем­ная по­верх­ность по­лу­ча­ет тепла боль­ше, чем из­лу­ча­ет.

Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.

1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

Вопрос: Что такое страна?

III. Изучение нового материала

1. Государственная граница и государственная территория России

2. Самая длинная граница в мире

3. Соседи России

1. Государственная граница и государственная территория России

Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.

Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.

Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.

Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?

Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.

Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).

За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.

Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.

Ответ учащихся:

1. Не относится к государственной территории страны.

2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.

3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.

4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.

2. Самая длинная граница в мире

1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.

2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.

3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.

4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.

3. Соседи России

Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.

Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.

Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.

Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.

IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:

1. Что включает в себя государственная территория России?

2. Укажите главные особенности границ России.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

ЯндереКот

Ве­ли­ко вли­я­ние кли­ма­та на сель­ское хо­зяй­ство. Каж­дое из куль­тур­ных рас­те­ний предъ­яв­ля­ет опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к тем­пе­ра­тур­ным усло­ви­ям и увлаж­не­нию. Среди зер­но­вых куль­тур ми­ни­маль­ное ко­ли­че­ство тепла тре­бу­ют рожь, овес, яч­мень. Более тре­бо­ва­тель­ны к теплу пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, рис. Под­сол­неч­ни­ку для пол­но­го вы­зре­ва­ния семян тре­бу­ет­ся не толь­ко теп­лое, но и про­дол­жи­тель­ное лето. Цит­ру­со­вые во­об­ще не пе­ре­но­сят за­мо­роз­ков. Имен­но кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми опре­де­ля­ет­ся раз­ме­ще­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур.Кли­ма­ти­че­ские усло­вия вли­я­ют и на се­зон­ность ра­бо­ты вод­но­го транс­пор­та. Боль­шин­ство мор­ских и реч­ных пор­тов нашей стра­ны в зим­нее время за­мер­за­ют. По­год­ные усло­вия (силь­ные сне­го­па­ды, ме­те­ли, туман и др.) вно­сят опре­де­лен­ные кор­рек­ти­вы в ра­бо­ту аэро­пор­тов. Кли­ма­ти­че­ские усло­вия непре­мен­но учи­ты­ва­ют­ся при стро­и­тель­стве и экс­плу­а­та­ции про­из­вод­ствен­ных по­ме­ще­ний, дорог, мо­стов и др.

ЯндереКот

Короче, климат влияет на сельскохозяйственные культуры(например: пшеница или кукуруза). Ещё климат влияет на погодные условия(снегопады, цунами, туманы). Дальше можно самим добавить)

Читайте также: