Как сделать конспект по географии 8 класс
Обновлено: 07.07.2024
Авторы УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Россия : природа , население . хозяйство. 8 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2014.
Сформировать знания о климатообразующих факторах и их роли в формировании климата на территории России; развить практические навыки работы обучающихся с географическими картами.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. ; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.
Метапредметные- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся ; развитие способности к приобретению знаний и практических умений; умение работать с источниками географической информации, в частности , с картами учебника; формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах, использовать в общении правила вежливости.
Предметные – получение новых знаний обучающихся о том, что такое климатообразующие факторы и как они влияют на образование климата; формирование представлений обучающихся о суммарной солнечной радиации, подстилающей поверхности , воздушных массах. Развивать умения работать с климатической картой, провести мини-исследование , учить применять полученные теоретические знания на практике, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в малых группах ;
Оборудование : Мультимедийный проектор, дидактический материал, компьютер, климатическая карта России, карты учебника: карта суммарной солнечной радиации, среднегодовых температур воздуха.
Образовательные ресурсы :Презентация учителя.
Формы и методы обучения: комбинированный.
Методы : словесные ( беседа, диалог); наглядные ( работа с картами, схемами); практические ( поиск информации, составление схем), письменный контроль, устный контроль.
воспитание патриотизма через познание географических особенностей своей малой Родины.
Оборудование: учебник, карты атласа.
Тип урока: изучение нового.
Модель урока:
1.Самоопределение и мотивация учебной деятельности.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Изучение нового материала.
1. Климатообразующие факторы.
Наряду с рельефом, климат влияет на формирование природных комплексов. Благодаря климату формируется речная система, почвенно-растительный покров, животный мир. Климат влияет на быт, жизнь человека, на особенность хозяйственной деятельности.
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности
Основными климатическими показателями являются средние температуры самого теплого и самого холодного месяцев, а также годовое количество осадков.
Климат любой территории формируется под влиянием трех групп климатообразующих факторов: географическое положение, циркуляция воздушных масс и характер подстилающей поверхности (см. рис. 1).
Рис. 1. Основные климатические показатели (слайд 2)
(учебник стр. 99, рис. 82)
2. Географическая широта.
Самую большую роль в формировании климата играет географическая широта. Это объясняется тем, что от географической широты, или от угла падения солнечных лучей, зависит количество тепла, поступающего на поверхность территории. Россия находится в средних и высоких широтах – этим объясняется небольшое количество солнечной энергии поступающей на большую часть её территории. Широтное положение обуславливает размещение России в трех климатических поясах: в арктическом, субарктическом и умеренном (см. рис. 2).
Рис. 2. Климатические пояса России (слайд 3)
При этом основная часть территории расположена между 50º и 70º с. ш. и находится в умеренном и арктическом поясах. В самом большом по площади поясе – умеренном – проживает почти 95% населения России.
3. Циркуляция воздушных масс.
Для формирования климата очень важно положение территории по отношению к атмосферным центрам. Области высокого и низкого атмосферного давления определяют направление господствующих ветров, а следовательно, и перемещение тех или иных воздушных масс. Влияние максимумов и минимумов давления меняется по сезонам (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема движения воздуха в тропосфере, раскрывающая образование поясов атмосферного давления и связанных с ними осадков (слайд 4)
Циркуляция атмосферы – перемещение воздушных масс над поверхностью Земли, приводящее к переносу тепла и влаги из одних районов в другие.
Климат России определяют арктические, умеренные и, отчасти, тропические воздушные массы.
4. Влияние океанов на климат России.
Важным значением для формирования климата на территории нашей страны является наличие различных форм рельефа, растительный покров, а также близость и отдалённость от водных объектов. Рассмотрим подробнее положение России относительно океанов. Страна имеет выход к трем из них – к Северному Ледовитому, Тихому и Атлантическому. Чем ближе к морю, тем климат более мягкий и влажный, чем дальше, тем он контрастнее и суше. В умеренных широтах преобладают западные ветры, поэтому свыше половины территории страны испытывает на себе влияние Атлантического океана, несмотря на то, что находится он дальше, чем другие. Роль Тихого океана значительна лишь только для Дальнего Востока. Северный Ледовитый океан, граница с которым наиболее протяжённая, оказывает влияние не только на прибрежные северные территории. Из-за равнинного рельефа и открытости нашей страны к северу его влияние на себе испытывают и южные регионы. Огромные размеры России повлияли на то, что преобладающая её часть лежит на большом удалении от океанов. Характерная черта удалённых от всех океанов территории – это господство континентального климата с небольшим количеством осадков и резкими различиями температуры лета и зимы. Амплитуда достигает здесь 90ºC, континентальность возрастает здесь с запада на восток по мере отдаления от Атлантического океана.
5. Влияние подстилающей поверхности.
В России есть достаточно много территорий, климат которых отличается от соседних. Причиной таких климатических отклонений служит рельеф, наличие водных поверхностей и других особенностей подстилающей поверхности.
Подстилающая поверхность – поверхность, над которой формируется и находится воздух.
Рельеф – важный фактор формирования климата России. На севере и западе страны отсутствуют горы, именно поэтому воздух с Атлантического и Северного Ледовитого океанов свободно проникает во внутриконтинентальные районы (см. рис. 4).
Рис. 4. Влияние рельефа на проникновение воздушных масс с Атлантического и Северного Ледовитого океанов (слайд 5)
На Дальнем Востоке хребты горных сооружений протягиваются параллельно побережью, препятствуя проникновению вглубь континента воздушных масс с Тихого океана, поэтому его воздействие ограничено узкой относительно небольшой территорией (см. рис. 5).
Рис. 5. Влияние Тихого океана (слайд 6)
Большое влияние на климат оказывает и абсолютная высота местности. В горах формируется особый горный климат, который изменяется с высотой, при этом сильно расчлененный рельеф горных стран приводит к большой мозаичности климатических условий. В горах северо-восточной и южной Сибири много межгорных котловин, куда зимой стекает и застаивается холодный воздух. Более легкий теплый воздух при этом вытесняется и поднимается вверх, поэтому с подъемом от поверхности в тропосферу температура не понижается, а наоборот увеличивается, что препятствует выпадению осадков (см. рис. 6).
Рис. 6. Выхолаживание воздуха в межгорных котловинах (слайд 7)
Зимы в котловинах не только очень холодные, но и малоснежные. В крупном межгорном понижении на северо-востоке России в поселке Оймякон находится полюс холода северного полушария земли. Летом в котловинах значительно теплее, чем на окружающих горных склонах, но осадков тоже мало (см. рис. 7).
Рис. 7. Оймякон – полюс холода северного полушария (слайд 8)
Влияние рельефа на климат заметно и на равнинах. Возвышенности и низменности, речные долины и междуречья отличаются по температуре, количеству осадков, режиму ветров, однако эти различия менее контрастны, чем в горах. Когда горы расположены на пути влажных воздушных масс, на их наветренных склонах резко возрастает количество осадков. В горах расположены наиболее влажные районы нашей страны, даже на невысоком Урале на западных склонах, осадков почти в два раза больше, чем на окружающих равнинах.
6. Солнечная радиация.
Главную роль в формировании климата играет географическая широта. Именно от неё зависит угол падения солнечных лучей, а значит и количество солнечной радиации, поступившее на определённую территорию.
Солнечная радиация – это излучение солнцем, света и тепла.
Поверхности Земли достигает одна двухмиллиардная часть солнечного излучения. Часть солнечной радиации достигает земной поверхности в неизменённом виде – это прямая радиация. Другая часть рассеивается, проходя через атмосферу, насыщенную частичками пыли, водяного пара, кристаллами льда, каплями воды. Чем больше облачность и запылённость атмосферы, тем больше рассеивание радиации.
Рассеянная радиация – солнечная радиация, претерпевшая рассеяние в атмосфере.
Вся радиация, достигшая поверхности Земли, образует суммарную солнечную радиацию. Часть радиации отражается от земной поверхности. Например, свежевыпавший снег отражает до 90% суммарной радиации, песок до 40%, пашня до 5%, вода около 5%. Оставшаяся часть, получившая название поглощается земной поверхностью (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность сама становится источником теплового излучения, то есть часть земного тепла уходит в космическое пространство (см. рис. 8).
Рис. 8. Распределение солнечной радиации (слайд 9)
7. Радиационный баланс.
Радиационный баланс – разница между тепловыми потоками солнечной радиации.
Радиационный баланс – часть солнечной энергии расходуется на нагревание приземного слоя, на таяние снега, на испарение. Радиационный баланс определяет важнейший климатический показатель – температуру воздуха. Величина радиационного баланса определяется широтой. На крайнем юге России он превышает 50 ккал/см/год, на севере менее 10 ккал/см/год. Однако существуют области, где радиационный баланс менее 5 ккал/см/год или даже отрицательный (см. рис. 9).
Рис. 9. Радиационный баланс (слайд 10)
Почти на всей территории нашей страны, за исключением районов Крайнего Севера, радиационный баланс в среднем за год положительный, а это значит что, земная поверхность получает тепла больше, чем излучает.
Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.
1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.
2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.
Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.
I. Орг. момент
II. Актуализация знания
Вопрос: Что такое страна?
III. Изучение нового материала
1. Государственная граница и государственная территория России
2. Самая длинная граница в мире
3. Соседи России
1. Государственная граница и государственная территория России
Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.
Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.
Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.
Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.
Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?
Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.
Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).
За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.
Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.
Ответ учащихся:
1. Не относится к государственной территории страны.
2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.
3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.
4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.
2. Самая длинная граница в мире
1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.
2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.
3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.
4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.
3. Соседи России
Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.
Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.
Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.
Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.
Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.
IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:
1. Что включает в себя государственная территория России?
2. Укажите главные особенности границ России.
V. Рефлексия
Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:
- Сегодня я узнал(а), что…
- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…
- Сегодня я работал(а)…
VI. Подведение итогов
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
Велико влияние климата на сельское хозяйство. Каждое из культурных растений предъявляет определенные требования к температурным условиям и увлажнению. Среди зерновых культур минимальное количество тепла требуют рожь, овес, ячмень. Более требовательны к теплу пшеница, кукуруза, рис. Подсолнечнику для полного вызревания семян требуется не только теплое, но и продолжительное лето. Цитрусовые вообще не переносят заморозков. Именно климатическими условиями определяется размещение сельскохозяйственных культур.Климатические условия влияют и на сезонность работы водного транспорта. Большинство морских и речных портов нашей страны в зимнее время замерзают. Погодные условия (сильные снегопады, метели, туман и др.) вносят определенные коррективы в работу аэропортов. Климатические условия непременно учитываются при строительстве и эксплуатации производственных помещений, дорог, мостов и др.
Короче, климат влияет на сельскохозяйственные культуры(например: пшеница или кукуруза). Ещё климат влияет на погодные условия(снегопады, цунами, туманы). Дальше можно самим добавить)
Читайте также: