Как сделать конспект по географии 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: сформировать представление о важности науки геогра фии в жизни человека.

выяснить значение профессии географа в изучении нашей планеты;

познакомить со структурой нау ки, источниками географической информации;

сформировать представление о значении географии в жизни человека.

Развивать навыки по самостоятельному поиску информации, ее обработке и анализу ;

Развивать навыки самостоятельной и гр у пповой работы;

Воспитывать коммуникационну ю к ульту ру при гр у пповых формах работы;

- Каких вы знаете людей, которые открыли Землю? И что они открыли?

школьники формулируют проблему у рока: зачем нужно изучать географию?)

- Мы сегодня будем с вами говорить о географии нашего времени.

- Кто мне может сказать, как сегодня собирают информацию о Земле?

Методы географических исследований можно разделить на три группы.

Во - первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов

происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно

действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информаци и о

С помощью другой группы методов – камера льных (от лат. camera – комната, казна) –

географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой

работы является обработка материалов аэро - и космических съемок Земли. С помощью

камеральных методов познается су ть географических явлений, ус танавливаются закономерности

их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых у ченые могу т

проверить истинность своих предположений, глу бже проникн у ть в тайны природы. Как видно, все

методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований

используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними,

воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.

Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии.

Описательный метод был самым первым способ ом познания окр у жающего мира. Многие столетия

география оставалась в основном нау кой описательн ой.

Все, что человек узнавал о новых землях, он полу чал во время экспедиций (путешествий). В ходе

экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные геогра фическ ие объекты, явления.

Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вмес те с

описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ

отображения и систематизации знаний об изучае мой территории. Не случ айно карту называют

За поверхностью Земли сейчас можно наблюдать с помощью искусс тв енных сп у тников Земли.

Искусственных спутников Земли – это космические летательные аппараты, выведе нные на

орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения нау чных и прикладных задач. Запуск

первого ИСЗ, ставшего первым искусстве нным небесным телом, созд анным человеком, был

осуществлен в СССР 4 октября 1957 и явился результатом достижений в области ракетной

техники, электроники, автоматического у правления, вычислительн ой техники, небесной меха ники

и др. разделов науки и техники. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней

Спутники - связисты помогают смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, связывают

между собой компьютеры; это делается пу тем ретрансляции (то есть прием а и дальнейшей

передачи) радиосигналов между точкам и н а земной поверхности, между которыми нет прямой

Спутники - навигаторы помогают кораблям совершать плавания. Спу тниковая система

навигации ГПС помогает при любой погоде определять местоположение объектов. С помощью

ГПС - навигаторов, встроенных в мобильные телефоны, КПК и автомобильные компьютеры любой

человек может определить свое местонахождение и прокладывать маршру ты с учетом дорожных

знаков, искать на карте нужные ему дома и улицы и т. д.

Метеоспутники ведут наблюдение за изменением погоды и исследуют климат Земли. По их

Спутники - разведчики (спутники - шпионы) у меют делать фотографии объектов на Земле

высокой четкости, прослушива ть системы связи, осуществлять слежку.

Научно - исследовательские спутники помогают в проведении научных исследований; с их

помощью изучают магнитное поле и радиационну ю обстановку на нашей планете, они

На биоспутниках проводятся биологические эксперименты, с помощью решается большин ство

технических проблем космонавтики (например, на спутниках такого типа отрабатывались

различные способы защиты космонавтов от излучений, опасных для здоровья и жиз ни) .

Астрономические спутники исследу ют планеты Солнечной системы и их сп утники, а также

Еще информацию о нашей Земле ученые собирают с помощью :

- А кто мне может сказать, кто был первым косм онавтом?

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль

было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 а преля 1962 года день по лёта

Гагарина в космос был объявлен праздником — Днем космонавтики.

- А как вы думаете, отку да еще пол у чают и где же хранится географическая информация?

o путешествия, полевые исследова ния — процесс сбора первичных данных для целей

маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов полу чения информации, в том

числе кабинетного анализа, заключается в наличии непосредстве нного контакта с объектом

Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или ау диовиз у альный справочник о каком -

нибудь городе, историческом месте, му зее, туристическом маршруте. Используются туристами

для лучшего ориентирования в незнакомой местности. Композиция путеводителя часто подчинена

рекомендуемым маршру там осмотра достопримечательностей описываемой местности.

o Космические снимки, эти моментальные фотографии подвижного лика нашей планеты,

несут в себе огромное количество геодинамической информации. На космических снимках

четко прослеживаются рифтовые зоны расколов континентальной кор ы Земли, зоны

крупных сдвигов, зоны сжатия и подвигов, маркируем ые системами горных хребтов,

линеаменты, концентрические стру кт уры разных размеров.

o географические информационные системы - ГИС (расшифровывается как « Географические

данных на экран в электронном виде. Изображения, полу чаемые посредством ГИС,

относятся к картам нового поколения. Наука, изучающая прикладные и технические

o ГИС - это универсальный инстру мент с обширной сферой п рименения. Какой же

o Типичная область их использования - управление земельными ресурсами, составление

кадастров, вычисление площадей и установка границ земе льных у частков. Как раз для

решения таких проблем и создавались первые подобные системы.

o Другая сфера - у правлени е объектами инфрастру ктуры производственного характера,

o Создание и размещение сети объектов определенного назначения - магазинов,

o Инженерные изыскания и планирование в сфере а рхитект у ры и строительства, решение

задач по развитию территории и оптимизации ее инфраструктуры.

o Управление всеми видами транспорта - от наземного до водного и воздушного.

Методы дистанционных исследований. Достижения нау ки и техники в XX в. сильно изменили

традиционные способы из у чения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель

(или измерительный аппарат) находится на некоторой дистанции от объекта изуч ения. При этом

значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление ма териалов

аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличе нию поток а новой информации о

Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, с инем, зеленом и других цветах)

дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в

водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеч еского глаза инфракрасном диапазоне позволяет

получить информацию о температу ре с у ши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных

вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень

С помощью дистанционных методов информацию полу чают в такой форме, которая позволяет ее

заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных

систем, банков географических данных, которые широко использу ются в картографи и и

- Каково же значение космических технологий для развития географичес кой науки?

Благодаря постоянному развитию космических технологий, география получает огромный

потенциал для дальнейшего исследования поверхности нашей планеты. За с чет постоянного

увеличения качества космической съемки и методов ее проведения, ученые всего мира имеют

своевременные факты в реальном времени о состоянии поверхности наше й планеты, а также об

изменении ее природных комплексов. За счет получе ния космических снимков и спутниковых

записей, научные центры получа ют возможность п редсказывания погодных у словий, причин

изменения климатических особенностей регионов, а также в реальном времени отслеживают

географические изменения, которые происходят на поверхности Земли и в ее атмос фере.

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: научить определять долготу; закрепить умение опре­делять координаты, находить по координатам точки на карте и работать с контурными картами и атласом.

предметные: объяснять значение понятий: географическая долгота, географические координаты, определять географические координаты точки, местоположение географи­ческих объектов на глобусе и географической карте;

метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению

на основе алгоритма выполнения задачи.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития аналитических навыков, педагогики сотрудничества, развитие навыков контроля и самоконтроля

Оборудование: учебники, рабочие тетради, физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус, контурные карты.

I.Организационный момент

II.Повторение. Проверка знаний и умений

1.Какой теме был посвящен наш прошлый урок?

( Градусная сетка (параллелям и меридианам на карте и глобусе))

2. О чем мы говорили на прошлом уроке?

(Что такое параллель, меридиан, экватор, координаты точки, северное и южное полушарие, восточное и западное полушарие)

3. Как вы думаете, зачем мы с вами уделяем столько внимания изучению карт?

(Они играют важную роль в жизни человека, без карты нельзя найти нужный объект)

4.Что такое широта? От какой линии она отсчитывается? (От экватора геогра­фическая широта отсчитывается в градусах вдоль меридиана до заданной точки.)

5.На какие полушария делит Землю экватор?

6.Какая бывает широта?

(Все точки земной поверхности, на­ходящиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.). Все точки южной поверхности, находящиеся к югу от экватора, имеют южную широту (ю. ш.).)

7.Каково максимальное значение широты?

8.Где на карте указаны значения широты?

9.Как определить географическую широту?

Алгоритм определения географической широты

1.Найти объект на карте.

2.Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3.Определить широту параллели, на которой расположен объект.

Если объект расположен между параллелями, следует:

1.Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора.

2.Определить число градусов от этой параллели до объекта.

3.Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

10. На какие полушария делит Гринвичский меридиан Землю?

Корабль терпит бедствие в Тихом океане (показать точку на карте), как его найти? При спасении людей важна каждая минута. Для этого нужно определить широту и долготу

Мы научились определять широту точки, но мы ничего не знаем о второй географической координате — долготе.

III.Работа по теме урока

(Знакомство с планом урока.)

Определение географической долготы.

1. Географическая долгота

(Ученики читают текст учебника на с. 51.)

Как определяется долгота? (Географическая долгота задан­ной точки определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.)

Долгота — это расстояние в градусах к западу или востоку от нулевого (начального) меридиана до любой точки на карте или глобусе.

Найдите на карте нулевой меридиан.

Какие материки он пересекает? (Евразию, Африку, Антарктиду.)

Нулевой меридиан проходит через обсерваторию Гринвич в пригороде Лондона, и часто его называют Гринвичским.

Нулевой меридиан делит Землю на два полушария - Западное и Восточное. К западу от нулевого меридиана до 180° в Западном полушарии все точки имеют западную долготу, а от нулевого ме­ридиана к востоку до 180° все точки находятся в Восточном по­лушарии и имеют восточную долготу. Записываются: восточная долгота — в. д., западная долгота — з. д. Самое большое значение долготы 180°.

Определение географической долготы

(Ученики читают текст учебника на с. 52.)

- Чему равна долгота географического объекта? (Долготе ме­ридиана, на котором он расположен.)

Проблема. Как определить долготу точки, если она располо­жена между меридианами?

Задание. Опишите последовательность действий при опре­делении долготы объекта, расположенного между меридианами.

Найти ближайший к объекту меридиан со стороны началь­ного меридиана и определить его долготу.

Определить величину дуги параллели от этого меридиана до объекта в градусах.

Прибавить получившееся число к долготе меридиана.

Географические координаты

Градусную сеть можно сравнить с клетками шахматной доски, где одна сторона имеет буквенные обозначения клеток, а вторая— цифровые. На пересечении ряда буквы с рядом цифры мы получаем нужную клетку. Так же и градусная сеть позволяет нам найти нужную точку на карте (при пересечении параллели и меридиана). Главный нулевой меридиан пересекает три материка - Евразию, Африку, Ан­тарктиду, с другой стороны 180-й меридиан пересекает Тихий океан.

Дети капитана Гранта обогнули весь земной шар в поисках места крушения корабля только потому, что им была известна одна координата — 37° ю. ш.

Задание. Самостоятельно определите долготу точек

мыс Игольный - (20° в. д.);

Санкт-Петербург - (30°в. д.);

Москва -(37°в. д.);

Владивосток - (133°в. д.).

Почему все эти объекты имеют восточную долготу? (Все они расположены в восточном полушарии.)

Почему Москва имеет долготу 37°, а не 43°? (Счет граду­сов ведется от меридиана, имеющего меньшее значение, или от меридиана со стороны начального.)

Первичная проверка знаний

Определите географические координаты объектов.

Сантьяго (Южная Америка);

Сан-Франциско (Северная Америка);

вулкан Везувий (Европа).

Определите объекты по их географическим координатам.

20° с. ш., 100° з. д.; (Мехико)

(Взаимопроверка по образцу.)

Определите координаты Северного полюса.

Определите объекты по их географическим координатам,

1)60° с. ш., 30° в. д. (Санкт-Петербург),

2)36° с. ш., 6° з. д. (Гибралтарский пролив);

3)53° с. ш., 14° в. д. (Берлин),

4)53° с. ш., 105° в. д. (Иркутск).

3.Определите географические координаты объектов.

1)водопад Анхель ( 5 с. ш. 62 з. д)

2)озеро Эйр (Австралия)( 28° ю. ш. и 138° в. д.)

1.Где находится точка с координатами 0° широты и 0° дол­готы?

2.Определите объекты по их географическим координатам.

3 ю. ш. 37 в. д. (вулкан Килиманджаро),

15 ю. ш. 47 з. д. (город Бразилиа);

27° ю. ш, 109° з. д. (остров Пасхи);

68° ю. ш., 90° з. д. (остров Петра 1).

Определите географические координаты объектов.

Сан-Франциско (121 з. д, 38 с. ш.)

V.Закрепление изученного материала

(Т) Географические координаты — это. (долгота и широта).

2. Для определения географических координат существуют. меридианы и параллели).

География 5 класс Дронов

иконка короны

Премиум

География 5-6 класс

Авторы: Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В.

Издательство: Дрофа 2019

Серия: Вертикаль

Тип книги: Учебник

География Планета Земля 5-6 класс Барабанов (Лобжанидзе) тетрадь-экзаменатор

География 5-6 класс тетрадь-экзаменатор

Автор: Барабанов В.В.

Издательство: Просвещение 2019

Серия: Сферы

Тип книги: Тетрадь-экзаменатор

География 5 класс Максимов Н.А.

иконка короны

Премиум

География 5 класс

Авторы: Максимов Н.А., Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., Барабанов В.В.

Издательство: Дрофа 2019

Тип книги: Учебник

География 5 класс рабочая тетрадь Румянцев А.В.

иконка короны

Премиум

География 5 класс рабочая тетрадь Землеведение

Авторы: Румянцев А.В., Ким Э.В., Климанова О.А.

Издательство: Дрофа 2020

Серия: Вертикаль

Тип книги: Рабочая тетрадь

География 5 класс картографический тренажёр Крылова

иконка короны

Премиум

География 5 класс Картографический тренажёр

Автор: О.В. Крылова

Издательство: Вентана-граф 2018

Тип книги: Тренажёр

География 5 класс атлас с комплектом контурных карт и заданиями Летягин А.А.

География 5 класс атлас с комплектом контурных карт и заданиями

Автор: Летягин А.А.

Издательство: АСТ-Пресс 2020

Тип книги: Атлас

География 5 класс контурные карты Летягин А.А.

иконка короны

Премиум

География 5 класс контрольные работы с заданиями

Автор: Летягин А.А.

Издательство: Просвещение 2021

Тип книги: Контурные карты

География 5 класс рабочая тетрадь Баринова И.И.

География 5 класс рабочая тетрадь

Авторы: Баринова И.И., Суслов В.Г., Карташёва Т.А.

Издательство: Экзамен 2016

Тип книги: Рабочая тетрадь

География 5 класс атлас с контурными картами Курбский Н.А.

География 5 класс атлас с контурными картами

Авторы: Курбский Н.А., Гущина Т.А.

Издательство: Просвещение 2021

Тип книги: Контурные карты

География проверочные работы 5-6 класс Бондарева Шидловский

иконка короны

Премиум

География 5-6 класс проверочные работы

Авторы: М.В. Бондарева, И.М. Шидловский

Издательство: Просвещение 2020

Серия: Полярная звезда

Тип книги: Проверочные работы

География Начальный курс 5-6 классы рабочая тетрадь с контурными картами Сиротин В.И.

География 5-6 класс рабочая тетрадь с контурными картами

Автор: Сиротин В.И.

Издательства: Просвещение, Дрофа 2021

Тип книги: Рабочая тетрадь с контурными картами

География 5 класс тесты УМК Пятунина Пятунин

География 5 класс тесты

Авторы: О.А. Пятунина, Б.В. Пятунин

Издательство: Экзамен 2017

Тип книги: Тесты

География 5 класс контурные карты Румянцев А.В.

География 5 класс контурные карты

Авторы: Румянцев А.В., Дзидзигури М.Г.

Издательство: Просвещение 2021

Серия: Учись быть первым!

Тип книги: Контурные карты

География 5-6 класс практические работы Дубинина С.П.

иконка короны

Премиум

География 5-6 класс практические работы

Автор: Дубинина С.П.

Издательство: Просвещение 2021

Серия: Полярная звезда

Тип книги: Практические работы

География 5 класс Дронов В.П.

иконка короны

Премиум

География 5 класс

Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е.

Издательство: Бином 2018

Тип книги: Учебник

География 5 класс контурные карты Карташева Т.А.

иконка короны

Премиум

География 5 класс контурные карты

Автор: Карташева Т.А.

Издательство: Бином 2019

Тип книги: Контурные карты

География 5 класс контурные карты Банников С.В.

География 5 класс контурные карты

Авторы: Банников С.В., Домогацких Е.М., Старкова И.Г.

Издательство: Русское слово 2020

Тип книги: Контурные карты

Начиная с пятого класса, школьники начинают знакомиться с таким интересным и увлекательным предметом, как география. Важность данной дисциплины сложно переоценить – именно на уроках географии ребенок узнает об окружающем мире максимум полезной информации. На данном этапе закладывается основа понимания таких понятий как континенты, страны, мировой океан и так далее.

Естественно, ребенку запомнить все сразу будет непросто, ведь в пятом классе нагрузка резко возрастает. Для того чтобы школьнику проще было выполнять домашние задания специалисты рекомендуют использовать решебники по географии для 5-го класса. Данный вид учебно-практической литературы поможет родителям более детально разобрать с детьми интересные задачки по построению контурных карт, определению масштабов и местоположений. Конечно, списывание полезным не будет, но намного проще запомнить материал, когда под рукой есть пример правильного выполнения задания.

Представленные в данном разделе сборники ГДЗ по географии для 5-го класса позволяют значительно сократить время на повторение пройденных в классе параграфов. А это положительно влияет не только на оценки, но и на отношение ученика к предмету в целом. Ведь не тратя много времени на домашку, школьник будет с большим энтузиазмом учить новые темы.

Читайте также: