Как сделать конференцию в школе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Как написать с детьми исследовательскую работу для научно-практической конференции? Несколько советов для тех, чей ребенок изъявил желание принять участие в школьной НПК. Мои советы больше подходят для тех, чей ребенок учится в начальной школе. Именно в младших классах дети испытывают трудности в написании работы, так как не еще не умеют правильно оформлять свои мысли в письменном виде.

  • Подберите тему, которая интересна ребенку, в которой он разбирается, которой он увлечен. Тогда ему будет проще выступать на конференции, легче отвечать на вопросы.
  • Обговорите выбранную тему с учителем. Так как он будет научным руководителем вашего ребенка, то он поможет, подскажет в каком направлении работать.
  • Начните подготовку к работе заранее. Иногда для работы требуется эксперимент или нужно что-то вырастить на даче. А это требует несколько месяцев.
  • Составьте план. Определите цели, задачи, методы исследований, выдвиньте гипотезу.

Актуальность темы.
Гипотеза.
Цель работы.
Задачи.
Методы исследования (Должно быть 2-3 использовано в работе Эксперимент, интервью, наблюдение, анкетирование, сравнение, измерение).

  • Для каждой конференции оформление работы может быть разным, поэтому внимательно изучайте требования к оформлению работ. Примеры оформления можно посмотреть здесь .
  • Презентация работы обычно создается в PowerPoint. Она очень простая, дети легко ее усваивают.
  • Для презентации понадобятся фотографии, не забывайте делать фотографии и снимать видео во время подготовки к работе.
  • Не пишите всю работу за ребенка, но и не оставляйте его один на один с работой. Делайте все вместе, можете поделить работу на части и каждому члену семьи выдать свою часть в работу.

Темы научно-исследовательских работ для учеников начальной школы.

  • Как питаются кошки в современном мире.
  • Почему создают приюты для кошек?
  • Почему скисает молоко?
  • Как вырастить мох в домашних условиях.
  • Как сделать бумагу в домашних условиях.
  • Вторичное использование мусора.
  • Как правильно дрессировать собаку?
  • Как самим сделать слайм?
  • Почему корабли не тонут?
  • Почему дети любят Тик-Ток и Лайк?
  • Хорошо ли столько времени детям проводить с телефоном?
  • Почему светит солнце?
  • Можно ли вырастить арбуз на Урале.
  • Могут ли дружить кошка и собака?
  • История моей семьи.
  • История моего города/поселка/улицы/дома.
  • Семейные реликвии.
  • Почему кактусы колючие?
  • Что я вырастил летом.
  • Почему арбуз - это ягода?
  • Поддаются ли курицы дрессировке?
  • Люди и кошки.
  • Один день из жизни моего домашнего питомца.
  • Умеют ли разговаривать дельфины
  • Язык кошек/собак.
  • Кто такие грибы?
  • Почему не все птицы улетают зимовать?
  • Тайны моего аквариума.
  • Почему нас кусают комары?
  • Как спасти небольшие речки?
  • Как гимнастика/теннис помогает быть здоровым.
  • Сравнительный анализ сказок "Красавица и чудовище" и "Аленький цветочек".
  • Народные приметы о погоде: можно ли верить.
  • Как я вырастила букет на 1 сентября.

Можете прочитать мою статью, где я рассказывала о нашей научной работе, которую писали во 2 классе, - "Мультфильмы или блоги: выбор современных детей".

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, где я рассказываю, как мы "учимся" с дочкой)))

Научно-практическая конференция − это мероприятие, на котором исследователи представляют свои работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам. Такая форма организации научной деятельности появилась в школах сравнительно недавно. Цель ее – вовлечение учащихся в занятие исследовательской деятельностью, подготовка школьников к дальнейшей ступени образования. Чтобы организовать научно-практическую конференцию в стенах учебного заведения, необходима ее поэтапная подготовка.

Как организовать научно-практическую конференцию

  • Как организовать научно-практическую конференцию
  • Как организовать научную конференцию в 2017 году
  • Как начать конференцию

Продумайте общую тему конференции. Она может быть связана как с одной научной дисциплиной, так и с исследованиями в разных областях знаний. Если конференция для школьников проводится на базе высшего учебного заведения, то она является тематической.

Заранее сообщите о теме, времени и месте проведения конференции. Для этого обычно используются стендовые объявления, размещение информации на сайте школы и информационные письма для гостей и предполагаемых членов жюри.

Подготовкой докладов и реферативных работ учащихся занимаются школьники, которые собирают исследовательский материал вместе с учителями, определенными их научными руководителями. Вы, как организатор конференции, должны проконтролировать процесс сбора тезисов докладов для проведения работы научных секций.

Организуйте процесс регистрации участников научно-практической конференции с раздачей заранее напечатанной программы, где указана тема, очередность выступлений и фамилия докладчика.

Перед работой научных секций проведите открытие конференции с выступлением ее организаторов, представлением членов жюри и приглашенных гостей. Для школьников очень важно услышать напутственное слово и добрые пожелания, т.к. многие ребята впервые выступают публично и поэтому волнуются. Важно создать комфортную атмосферу для учащихся, чтобы юные исследователи получили дополнительный стимул к развитию своих способностей.

Перед главным этапом научно-практической конференции – работой секций – предупредите председателей жюри о регламенте представления докладов и, соответственно, о времени окончания работы. Иногда количество оцениваемых докладов, распределенных по разным секциям, сильно разнится. Поэтому, чтобы не заставлять ждать объявления результатов выступивших учащихся, в течение работы следите за временем проведения этого этапа конференции.

По окончании работы секций, пока члены жюри будут подводить итоги и выявлять победителей, предложите юным исследователям посетить школьный музей или пригласите их на специально подготовленную для этого мероприятия выставку. Можно организовать чаепитие в школьной столовой.

Последним этапом проведения конференции является заключительное заседание, на котором объявляются победители в определенных номинациях, проводится их награждение специально подготовленными дипломами. Для того чтобы каждый учащийся был отмечен, подготовьте небольшие сувениры и вручите их юным исследователям в этой торжественной обстановке.

Описание работы.
В предложенной статье описан алгоритм работы с учащимися начальной школы при выполнении исследовательской работы, которую можно представить на научно - практическую конференцию, выделены особенности работы научного руководителя с младшими школьниками.

Подготовка младшим школьником работы на научно – практическую конференцию – процесс энергоёмкий и затратный не столько со стороны самого учащегося, сколько со стороны педагога. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции не только в организации работы над исследованием, но и в помощи в овладении основными навыками поисковой, аналитической, зачастую и оформительской деятельность.
Несмотря на разные направления и области исследования, научные работы в целом имеют общую структуру и выполняются обычно по следующим этапам:
1. Определение проблемы и формулировка темы.
2. Постановка цели и выдвижение гипотезы.
3. Поиск необходимого материала и его анализ.
4. Подготовка теоретической части работы.
5. Проведение практической части работы.
6. Оформление работы. Рефлексия
7. Презентация, участие в обсуждении.
Дети, которые уже в начальной школе подготовили исследовательскую работу и приняли участие в научно – практической конференции, к старшим классам умеют высказываться по заданной теме, отстаивать свою позицию, отвечать на вопросы, делать выводы, анализировать материал, сравнивать разные точки, работать с информацией. Можно сказать, что подготовка исследовательской работы в начальной школе – это один из действенных способов овладения универсальными учебными действиями – коммуникативными (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество); регулятивными (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), познавательными универсальными учебными действиями (в плане обработки информации).
В чём же разница между подготовкой учащегося начальных классов от подготовки старшего школьника к научно – практической конференции в целом? В основном мне она видится в совершенно разных ролях педагога начальной школы и учителя старшего звена как руководителя научной работы. Попробуем рассмотреть эту роль по этапам выполнения исследовательской работы.
Итак, на первом этапе нужно выбрать тему работы - личностно значимую и эмоционально окрашенную. В идеале тема должна перекликаться с учебным материалом и иметь практическую пользу в глазах младшего школьника. Как правило, дети не могут сами определиться с темой, педагогу приходится давать варианты на выбор.
Второй этап - цель, задачи и гипотеза – также совместное с учителем действие. Лучше, если сначала будут сформулированы эти пункты, а уже потом педагогом будет обозначено, что это и есть задачи, над которыми мы будем работать.
Выполнение третьего этапа – поиск информации - не составляет труда для младшего школьника, особенно если информация подготовлена педагогом. Вместе с тем ребёнку нужно дать возможность научиться пользоваться поисковыми системами сети Интернет и помочь найти нужную (обеспечив безопасность) информацию. Но вот подготовка теоретической части работы – сложное задание для ребенка младшего возраста. Прежде всего трудность для учащегося начальной школы представляет обработка найденной информации, ведь далеко не каждый школьник в начальных классах (особенно если это первоклассник или второклассник) умеет работать с текстом, выделять главное, анализировать, поэтому педагогу нужно прежде всего научить ребёнка этим действиям.
Наибольший интерес вызывает у ребёнка проведение практической части работы, здесь роль учителя в основном направляющая и корректирующая. Важно подобрать посильные и наглядные результаты выполнения практической работы.
Оформительская работа почти всегда становится задачей учителя, так как младший школьник не часто не умеет набирать текст на компьютере, несмотря на то, что практически все дети начальных классов играют в компьютерные игры и в целом знакомы с компьютером.
Презентация работы на научно – практической конференции – нелёгкое дело для малыша, и учителю нужно обучить мастерству публичного выступления, не помешают здесь и просто репетиции с приглашением постороннего слушателя. Необходимо научить также чётко и уверенно отвечать на неожиданные вопросы по теме работы. Ну а подготовка компьютерной презентации для более наглядного сопровождения выступления ребёнка – целиком и полностью забота учителя.
Как видим, подготовка к научно – практической конференции младшего школьника отличается от работы с более старшими по возрасту детьми практически на каждом этапе выполнения исследования: здесь роль научного руководителя включает в себя обязанность прежде всего помочь ребёнку освоить многие навыки (работа с информацией, подготовка выступления, и так далее), а уж потом это направляющая и корректирующая роль куратора исследовательской работы.

Урок - конференция

Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Несмотря на то, что на таком уроке ученики разделяются на несколько групп, они обязательно должны выполнять работу и самостоятельно. Главная роль отводится учителю.

Цели урока-конференции

К основным целям урока конференции относятся:

  • повторение пройденного курса, углубление в него;
  • развитие умения анализировать информацию, выбирать самое важное из объемного текста;
  • прививание навыка выступления перед большим числом людей;
  • воспитание уважительного отношения к собеседнику вне зависимости от его точки зрения.

Виды урока-конференции

Есть несколько видов урока-конференции:

  1. Тематические уроки-конференции.
  2. Профориентационные уроки-конференции.
  3. Уроки-конференции для прохождения нового курса.

Тематические уроки-конференции

Тематические уроки-конференции необходимы для того, чтобы обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое.

Особенностью такого урока-конференции является то, что на нем должно быть много активных учеников – тех, у которых есть доклады и презентации, а также их оппонентов.

Для того чтобы остальные не оставались без дела, нужно предварительно выдать, например, таблицу или, скажем, опросник, в которые потребуется вносить данные. Они будут подтверждением того, что урок-конференция принес пользу всем присутствующим, так как ученики, которые не принимают непосредственного участия, будут вынуждены внимательнее слушать докладчиков и рефератчиков, продуктивнее и оперативнее мыслить.

Тематический урок-конференция может быть уроком-диспутом. Он предполагает выбор конкретной темы, всего лишь 2 – 3 доклада или реферата и дополнения к ним со стороны слушателей. В качестве арбитров можно позвать родителей учеников – так оценка достигнутого будет объективнее.

Профориентационные уроки-конференции

Спецификой профориентационного урока-конференции можно назвать то, что он требует трудоемкой и длительной подготовки, в том числе экскурсий по учебному заведению и предприятию, на котором студенты смогут начать свою профессиональную деятельность.

Уроки-конференции для прохождения нового курса

Урок-конференция для провождения нового курса подходят для старшеклассников и студентов из-за того, что они, во-первых, намного больше знают, чем ученики средних и, тем более, младших классов и, во-вторых, имеют хоть какие-то представления о своей будущей трудовой деятельности.

Подготовка к уроку-конференции

Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа.

На первом этапе преподаватель определяет тему урока-конференции, ставит задачи и ограничивает время.

Определение темы урока-конференции

При определении темы урока-конференции следует учитывать то, что не рекомендовано первичное рассмотрение характеристик и свойств объектов, законов и теорий, явлений. Их целесообразнее обсуждать на обычном уроке, на том, где можно сочетать рассказ учителя с его беседой с учениками и их работой с учебником.

Вместо этого темой урока-конференции могут быть общие вопросы: истории открытий, описания технологических процессов. Такие вопросы легки для восприятия без посторонней помощи.

На втором этапе преподаватель приступает к прочтению теоретического материала. Использовать можно как библиотеки, так и интернет-ресурсы, а также другие источники, если они являются достоверными.

На третьем этапе преподаватель организует собрание обучающихся – как минимум за 2 недели. На нем нужно будет разделить класс на несколько групп в зависимости от психологических особенностей учеников, так, чтобы они были как можно лучше совместимы друг с другом. А также рассказать о теме урока-конференции, о том, что требуется от присутствующих и предоставить им методические рекомендации и список обязательной и дополнительной научной литературы. Кроме того, готовятся тексты (доклады, рефераты) и другое обеспечение – плакаты, стенды и т.д.

На четвертом этапе преподаватель отвечает на интересующие вопросы в индивидуальном порядке.

В конце подводятся итоги.

Особенности урока-конференции

Точнее, урок-конференция оправдан, если обучающиеся умеют:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • использовать таблицы, схемы, графики;
  • выводить простейшие математические, физические и химические формулы;
  • пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки.

Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.

Если тема навязана родителями без учёта интересов ребёнка, то такая работа не будет звучать в устах ребёнка, как бы хорошо родители не приготовили печатный


вариант работы. Обычно такие выступления сопровождаются неуверенностью, отсутствием живости и яркости речи, ошибками, да и на вопросы жюри, особенно каверзные на уровне города, ребёнок не сможет ответить достойно. Да-да, жюри за многие годы насмотрелись и наслушались многого, стали привередливыми и очень разборчивыми. Кроме того тема работы должна быть в принципе близка детскому периоду жизни. Вряд ли ребёнку интересны вопросы династий царских семей, политические закулисные игры и т.п. Хотя на моей памяти была подобная работа, но мне кажется, что жюри просто было в шоке от сочетания такой информации и визуального наблюдения мальчишки-третьеклассника, который важно вещал об исторических фактах. Я не отрицаю, что есть уникальные дети, которых не очень увлекают классические детские темы, но всё же будьте осторожны с таким оригинальным выбором, это может выглядеть и звучать надуманно, искусственно.


Очень выигрышно смотрятся выступления на современные темы, о том, что на устах, о том, что является свежим. Или, как вариант, наоборот, тема забытая или



всё-таки настроены серьёзно и очень хотите взять Диплом на городском уровне, то советую вам не брать темы по естествознанию, т.к. это самая многочисленная по участникам секция. Или вам придётся поломать голову над оригинальностью подхода к освещению темы. Сами понимаете, чем больше участников, тем меньше шансов, да и жюри уже всего насмотрелось и удивить их будет трудно. На городском конкурсе для начальных классов предлагаются такие секции:

Читайте также: