Как сделать концертный звук

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

naash_g

Mixing.

Всем привет! В концертных делах я не то чтобы новичок, но вот в настройке звука с нуля никогда не участвовал - знаний в этой области мало. Поэтому нужна ваша помощь, либо советами, либо ссылками на нужную инфу.

Вообщем имеется ДК. Зал на 400 мест.

Зал вроде бы отстроил по частотке-всё звучит вполне себе приемлимо учитывая реальность, а вот с мониторами и прострелами совсем не понимаю что делать и как их настроить. Так чтобы и звук на сцене был четкий и фидбеков чтобы от микрофонов избежать навсегда. Мониторного пульта нет.
Подскажите что где почитать про настройку данную - способы, рабочие схемы. Или поделитесь своими наработками пожалуйста.

Зал настраивал так скажем по наитию))
В кроссовере (процессоре) кларктехникс на нужных мне динамиках делал разделение полос (опять же по документам от этих колонок), если сабы играют до 100 гц, то отрезал всё что выше 100. Нижняя середина отрезана от 100 до 500, верхняя - от 500 играет. Вообщем всё по диапазаном из техдокументов на колонки. Ну а затем я поднимал эти отдельные полосы до нужного моим ушам звука. Затем погонял синусы для 1/32 октавного эквалайзера и на слух помечал резонансы. Потом их отдельно вырезал опять же в в нужных полосах в процессоре. Звук стал заметно лучше, нежели если бы я эти манипуляции не произвел. Так вот вопрос в том - правильно ли я это всё сделал?? И что нужно еще сделать чтобы звук в зале стал лучше. В процессоре также на каждую полосу есть компрессоры и лимитеры, и на входе есть тоже что то подобное. Вот надо ли их как то крутить, или нет? Хочется сделать максимально крутой звук в нашем ДК.


Запись концерта может быть весьма сложной, особенно если учитывать ограничения, налагаемые малыми или средними площадками. Но запись грандиозного выступления со всей этой ночной атмосферой может оказаться чрезвычайно полезным опытом.

Концертная звукозапись представляет собой целый ряд проблем. И если вы набили руку в студийной области, это вовсе не означает, что запись концертов вам дастся легко. У вас не будет возможности попросить группу сыграть ещё раз! Это может быть так же сложно, как для FOH ("Front Of House") инженера, так и для того, кто играет в группе и хотел бы записать это выступление. Несомненно, таким людям знакомо напряжение от того, что есть-только-один-шанс-сделать-всё-правильно во время записи живого выступления, но они менее знакомы со всеми тонкостями и с порогом приемлемости: малейший момент искажения предусилителя или обратной связи может раздражать звукорежиссера FOH, тогда как обыкновенный слушатель их даже не заметит (не говоря уже о том, что запомнит), так что такие явления не останавливают запись, но тем не менее могут вполне её испортить.

Неважно, на чем вы специализируетесь: студия звукозаписи, концертная площадка, или вы вообще исполнитель - эта статья направлена на рассмотрение ключевых вопросов, если вы хотите начать концертную звукозапись. Я рассмотрю несколько вариантов начиная от простейшей стереозаписи до амбициозной многодорожечной, которая может быть отредактирована и усовершенствована в стадии post-production. Также упомяну здесь некоторые детали post-production, но это слишком обширная тема, поэтому детально мы её рассмотрим в другое время.

Сама по себе звукозапись огромная тема, поэтому здесь тоже придётся установить некоторые рамки и высказать предположения. Я сосредоточусь на концертах в типичных небольших и средних заведениях, какие вы найдёте в таком городе, как Лондон, просто потому, что большие площадки уже имеют всё необходимое для звукозаписи, да и у групп зачастую есть собственный опытный звукорежиссёр; во-вторых, у больших концертных площадок и фестивалей FOH звук требует трансляции через PA ("Public Address") системы, что делает его отличающимся от места проведения, в котором вы, вероятно, начав свою карьеру концертного звукорежиссёра, сделали упор на усилении тихих инструментов; и в-третьих, случилось так, что в таких малых и средних площадках я и получил больше всего опыта.

Также предположу, что вы уже вошли в контакт с группой, которую вы планируете записать, или с промоутером, надеющимся получить запись одного из их концертов. Кроме того, вы можете быть FOH инженером, продающим записи группам, чьи выступления вы записали.

Наконец, стоит упомянуть о том, что мой опыт состоял, главным образом, в работе с поп/рок/панк группами: в этих стилях могут быть барабаны, синтезаторы, акустические и электрогитары, вокал, фонограммы аккомпанемента и всё в таком духе.

Требования к электронике, рэпу, хип-хопу и других урбанистических стилей в значительной степени практически одинаковы, если не сказать ещё проще. Большая часть советов также может принадлежать и к малым "паб" концертам. Запись акустического концерта зачастую менее сложная, поскольку звук может быть сбалансированным уже на сцене. То же можно отнести к оркестровой и хоровой музыке.

Вы должны начать с вопроса, почему вы делаете эту запись? Это диктует вам результат, и, следовательно, методы и инструменты, которые вам пригодятся. Следовательно, вы можете выяснить, что будет практичней, учитывая ограниченное пространство, и решить, какие компромиссы и обходные решения помогут минимизировать излишние хлопоты и достичь наилучшего результата.

Давайте начнём с самого просто сценария - запись концерта вашей группы, чтобы вы смогли проанализировать исполнение. Всё, что вам сейчас нужно - это стереозапись, в которой вы чётко можете услышать все детали, и обычной портостудии будет достаточно для этого.

24-разрядные стерео-рекордеры делают установку уровней записи относительно простой процедурой, но даже с подсветкой экрана их трудно скорректировать в тёмном месте, да и сам концерт зачастую бывает громче, чем это было на саундчеке, так что оставьте некоторый запас.

Некоторые из них, например, как Zoom H4N, обеспечивают вход XLR и фантомное питание 48V, это значит, что вы можете использовать профессиональные конденсаторные микрофоны. Но имейте в виду: вы можете записывать в течение часа, или даже больше, но фантомное питание быстро посадит батарею.

Такой подход выглядит просто, но всё равно имеет некоторые трудности. Вы получите помощника, стоящего в толпе, и запись, сделанная на портостудию, даст вам чуть больше, чем представление о выступлении. Фактически, иногда шум толпы может заглушать музыку, да и по закону подлости кто-то без слуха, решив устроить караоке, окажется в непосредственной близости от микрофонов. Кроме того, даже если толпа ведёт себя хорошо, всё равно сложно удержать устройство в статичном положении. Также легко испортить входные уровни: я слышал записи, не подлежащие восстановлению из-за клипирования в тот момент, когда басист "накрутил" свой усилитель. В этот момент вы не сможете изолироваться для проведения слухового анализа даже в самых лучших наушниках, так что, вы вам придётся ориентироваться на показатели встроенных измерителей, что может оказаться невозможным: в тёмном помещении, даже если вам виден экран, то используемые кнопки и ручки уже точно будет сложно разглядеть

К счастью, 24-разрядные устройства позволяют сделать необходимый запас. При хорошем отношении сигнал/шум вы можете установить более низкий уровень записи, оставляя место для более громких вещей. Я добивался хороших результатов, используя не что иное, как 16-битный Hi-MD MiniDisc рекордер и встроенный микрофон, но 24-битный рекордер более "снисходительный". Ключ к этому - знание устройства "от и до" так, чтобы тонкая настройка при необходимости стала второй натурой. Другой способ получить стереозапись - это попросить FOH-инженера "подпитать" ваш рекордер от выходов FOH пульта, так что вы получите микс, "подкрашенный" PA. Хотя довольно заманчиво иметь дело с усилением музыки в небольшом пространстве, и это означает, что всё будет пропущено через пульт или PA. Например, обычно микрофоны ставятся на бочку и малый барабан, просто чтобы укрепить естественное звучание барабанной установки в помещении с другими, усиленными инструментами, для более сбалансированного уровня их звучания с установкой.

Более эффективный подход заключается в том, чтобы разместить микрофоны (или рекордер) подальше от толпы в таком месте, где можно получить достойный баланс того, что идёт со сцены и сигнала из PA. Зачастую такое место может располагаться где-то совсем высоко над FOH пультом (при условии, что пульт располагается на адекватном месте, что бывает далеко не в каждом заведении!) и быть направленным на сцену. В конце концов, это то место, где сам FOH инженер выносит самый правдивый вердикт по поводу баланса микса.

Существует несколько компромиссов. Если вы используете встроенные микрофоны у таких устройств, как, например, Zoom H4N или Olympus LS 10, их размещение в любом месте под потолком может дать вам солидную порцию "нездорового" отражённого звука наряду с прямым. Есть одна причина, по которой мне нравится H4N - это возможность использования внешних микрофонов с фантомным питанием. Несмотря на то, внешние микрофоны так же будут подвергаться воздействию этих отражений, вы можете выбрать более подходящие микрофоны для работы и у вас есть возможность использовать раздельную стереопару. Также можно использовать PZM микрофоны, чтобы преодолеть проблему отражений, или для естественного звучания раздельную стереопару с двумя ненаправленными микрофонами, которые не будет страдать от вснеосевых частотных характеристик, которые присущи направленным микрофонам.

Многие инструменты будут пропущены через консоль front-of-house, так что имеет смысл записывать сигнал от прямых выходов микшера, насколько это возможно.

Нужен ли мультитрек?

Когда вы слушаете большие концерты на TV или DVD, это означает, что вам представлен результат сложной мультитрековой записи. Эти записи могут оставаться на базовом уровне, быть панорамированы, компрессированы или с применением эквалайзера, но на DVD группы звук, как правило, был усилен и отредактирован до такой степени, что вы даже можете не услышать бас того вечера - вместо этого будут звучать бас, записанные на другом концерте того же тура.

Для достижения профессионального результата, возможно, вы захотите сделать некоторый post-production - скорректировать "проблемы" выступления, усилить звуки, которые показались не впечатляющими в тот вечер, подчеркнуть важные фрагменты в текстах песен, которые были утеряны в общем миксе и тд. - это означает, что вы хотите получить достойную многодорожечную запись.

Характер концертной площадки, на которой вы будете работать, возможно, ограничит то, что вы можете достичь, например, из-за качества оборудования или таких неудобств, как пятиминутные переподключения между выступлениями.

Прежде чем вы подумаете об установке и настройке аппаратуры перед записью мультитрека, примите во внимание, что со всем этим оборудованием в громадной схеме разных вещей, вы далеко не главный персонаж.

Самое главное, о чём думает достойный промоутер - это получение выгоды с хорошего концерта, оплата специальных "заводил", удерживая их довольными настолько, чтобы они приводили своих друзей в это заведение. А с технической стороны его основная забота - обеспечение хорошей атмосферы: FOH звук, линия видимости сцены и, возможно, световое шоу. Они разделяют ваше желание сделать достойную запись, но вряд ли позаботятся о ваших потребностях как звукорежиссёра, пока вы не обсудите с ним всё необходимое. Если вам нужно будет одолжить какой-нибудь кабель, то имейте в виду, что звукорежиссёру FOH, осветителю или какому-нибудь парню из группы он тоже может понадобиться, поэтому имейте собственный.

Пространство многих городских концертных заведений не предусматривает места для установки вашей аппаратуры. Однажды, только начиная концертную запись, я осознал, что ко мне поступило сомнительное предложение установить моё оборудование на табурете, закинув кабели за спину! То же самое можно сказать и о сцене. Я делал записи и выступал на некоторых небольших, но уважаемых площадках - местах, где играют предприимчивые группы и где вас может заметить A&R менеджер ("Artists and repertoire") - и всё это происходит на чрезвычайно маленькой площадке. Вы будете зажаты другими членами группы, не говоря уже о дополнительных микрофонах и стойках для записи каждого инструмента. Даже там, где достаточно места, существуют другие причины, по которым промоутер, группа или публика захотят минимальную суматоху на сцене. Может быть, группе нужна свобода для того, чтобы скакать по сцене. Или кто-то собирается сделать съёмку концерта и хочет, чтобы всё выглядело правильно. Независимо от причин, у вас не будет возможности поставить целый лес микрофонных стоек, чтобы сделать вашу запись лучше.

Наконец, есть много мест и FOH инженеров, которые используют вечер выступления как возможность сделать аудио и видеозапись для того, чтобы в последствие продать это группе, так что вы можете быть воспринятым как конкурент и не получить разрешения принести своё оборудование, не говоря уже о том, чтобы что-то записать!

Так что же можно сделать? Я записывал и выступал на различных площадках Лондона и его окрестностях, и у всех них есть две проблемы: это нехватка денег, из-за которой владельцы редко вкладывают средства в новое оборудование, кроме, пожалуй, модернизации микшерного пульта или PA; и что все площадки очень разные, будь то размеры сцены, архитектура помещения и его акустические характеристики, аудиооборудование (пульт, микрофоны, стойки, DI, PA), или люди, вовлечённые в этот процесс или приглашённые на конкретное выступление. Я уверен, что в других городах всё то же самое.

Как можно более подробно узнайте о месте проведения и о людях, работающих в этот вечер. Если возможно, посетите это место, придя на аналогичный концерт (даже если подобные концерты происходят раз в месяц - попробуйте прийти за месяц). Тогда вы будете в состоянии сказать об акустике зала больше в месте скопления людей, чем во время саундчека грядущего вечера записи. Также вы будете знать подходящее место подальше от всяческих "заводил" и от области FOH, чтобы установить своё оборудование. Уже находясь там, вы сможете выяснить, является выбранная вами точка соответствующей условиям (если это означает, что вы будете протягивать питание и всевозможные кабели близко к посетителям, то этого не произойдёт). Нет ничего страшного в том, чтобы представиться промоутеру или инженеру FOH, но выберите для этого правильное время - если они заняты, не делайте себе неприятностей.

Спросите себя: действительно ли выбранное вами место хорошо звучит? Вы точно хотите сделать запись именно там? Если звучание напоминает акустический кошмар, ответ может быть отрицательный, поэтому стоит принять это решение как можно раньше или выбрать более подходящий концерт! Предположим, вы всё же решили упорно продолжить - делайте заметки об оборудовании, которое они используют, как оно было установлено. Вы захотите узнать такие вещи, как: модель пульта FOH (так что сможете обратиться к руководству, чтобы позднее узнать ответы на ваши вопросы), имеет ли консоль прямые выходы и разрывы на каждом канале, какие инструменты подключены и какие микрофоны использовались. Также подумайте о расположении розеток!

Если посетить мероприятие не получится, то позвоните промоутеру и узнайте побольше информации, насколько это возможно (вам в любом случае придётся связаться с ними, так как вы должны будете получить разрешение на проведение записи на их территории). Если они не могут помочь вам со всеми вашими вопросами, спросите контакт того, кто будет озвучивать нужный вам концерт. Я уже вскользь упоминал о том, что вам необходимо знать, чтобы решить, какое оборудование выбрать, но напомню, что вам понадобится:

1. Если пульт звукорежиссёра имеет прямые выходы на каждом канале, узнайте, можете ли вы брать сигнал от них?

2. Если нет, то есть ли у них какие-нибудь микрофонные разветвлители (сплиттеры), если нет, тогда узнайте модель пульта и о возможности принимать сигнал непосредственно в разрыв.

3. Будете ли вы иметь возможность поставить свои микрофоны на сцене?

. Будет ли удобное место для того, чтобы вы смогли настроить своё оборудование?

Подготовка к концерту

Как добиться качественного сбалансированного гитарного звука во время выступления.

Озадачиться заранее вопросом собственного гитарного саунда — это хорошо и правильно. Правда, беда заключается в том, что многие начинающие (как впрочем и уже не начинающие) гитаристы из раза в раз становятся жертвами плохого звучания на концерте. Проблема происходит от того, что поиск и достижение желаемого звука в домашних условиях и в условиях концертной площадки — это совершенно разные вещи.

Давайте попробуем разобраться, как и за счет чего можно добиться хорошего сбалансированного звучания электрогитары на концерте, а параллельно с этим разберем основные ошибки гитаристов.

Держи середину в узде

mesa-eq

Одной из самых распространенных ошибок гитаристов является полное пренебрежение средними частотами. Вне зависимости от исполняемого стиля музыки, электрогитара попросту оккупирует все частоты в районе середины, что приводит к существенному ухудшению звучания не только гитариста, но и всего коллектива в целом.

Но что считать за средние частоты? На самом деле, диапазон средних частот может быть очень обширным: все от 300-400 Hz и до около 5 kHz в той или иной степени можно отнести к средним частотам с точки зрения гитары.

Если на усилителе имеется слайдер для настройки параметров эквализации, то обычно ползунок средних частот будет изменять частоты в районе 750 Hz (особенно это справедливо к устройствам от Mesa/Boogie).

Звучание электрогитары должно находиться в том же диапазоне частот, что и звучание рабочего барабана ударной установки.

Что же касается количества средних частот, то здесь важно добиться такого звучания, чтобы гитара звучала достаточно эмоционально, но при этом саунд не становился слишком тонким или даже визжащим. Конечно, далеко не все усилители имеют полноценную секцию эквализации, но иметь хотя бы примерное представление о том, какие частоты затрагивают конкретные регуляторы будет полезно. С другой стороны, хорошим подспорьем может стать использование внешнего эквалайзера (желательно графического) в виде педали эффектов или чего-нибудь подобного.

Придание объема звуку

Fender guitar with Vox AC 30 amp and Big Muff pedal in a studio.

У гитарного низа есть две краеугольные частоты, которые отвечают за всю мощь гитарного звука:

Можно также поэкспериментировать с расположением гитарного кабинета, расположив его на деревянном полу или какой-нибудь деревянной подставке, что может придать дополнительного резонанса.

Низкие частоты гитары должны звучать глубоко и объемно, оставаясь идеально различимыми в общем миксе.

Не менее важно избегать расположения усилителя в углу или прямиком у стены — в этих местах низкие частоты могут начать несколько иначе проходить через пространство, что в свою очередь приведет к искажению звучания гитары в целом.

Хотя, стоит признать, что иногда расположение в углах или у стены может дать свои плюсы. Одно время у меня имелся усилитель Peavey Classic 30, который при расположении в нескольких метрах от угла комнаты начинал звучать намного (НАМНОГО!) громче. В общем, с подобным влиянием помещения на звучание гитары стоит быть крайне осмотрительным. Главное правило остается неизменным: нижний низ электрогитары должен звучать глубоко и объемно, при этом оставаясь прекрасно различимым в рамках общего микса.

Баланс яркости

Detail of the control panel on a Marshall Astoria Custom amplifier head, taken on September 14, 2015. (Photo by Joby Sessions/Guitarist Magazine)

Отличный гитарный звук на концерте — это идеальный баланс всех частот в среднем диапазоне.

В принципе, такой подход вполне себе логичен, но есть одно важное замечание: управление высокими частотами на большинстве гитарных усилителей работает на очень широком диапазоне частот. Бездумные повороты ручек скорее всего приведут к образованию противного тонкого звенящего звука, нежели дадут желаемое изначально звучание гитары.

Отличный гитарный звук — это идеальный баланс всех частот в среднем диапазоне. То есть, звук может быть ярким, стеклянным, сочным и как угодно, но никак не шипяще-звенящим.

На гитарных усилителях регулятор ‘Treble’ обычно усиливает/ослабляет частоты в районе верхней середины, а вот регулятор ‘Presence’ отвечает за яркость и ясность того, что слышал люди в зале. В зависимости от того, как сделана схема прохождения сигнала, ручка Presence может затрагивать определенный набор высокосерединных частот. Другими словами, нужно добавлять не высокие частоты сами по себе, а грамотно настраивать параметр Presence, изменяющий конкретные частоты, отвечающие за яркость звука.

Первоочередной задачей станет нахождение идеального баланса между положениями этих двух регуляторов. Попробуйте послушать звук гитары с сильно выкрученной ручкой ‘Presence’ и пониженным до нуля регулятором ‘Treble’, а затем послушайте гитары с противоположными положениями регуляторов. Так вы сможете понять, как каждый из регуляторов влияет на звук и какие частоты он затрагивает.

Гитарные усилители отлично справляются со столь высокими частотами, и даже если их количество невелико, не стоит пренебрегать балансировкой регуляторов ‘Presence’ и ‘Treble’.

Подготовка к концерту

Что же касается эквализации, то ее стоит производить только после нахождения подходящего места для установки усилителя на сцене. Помните, что выбранные настройки эквалайзера могут звучать хорошо в одном месте сцены, но быть совершенно ужасными в другом месте. Идеальным вариантом станет нахождение каких-то усредненных настроек эквалайзера, требующих лишь незначительных поправок в зависимости от местоположения усилителя.

Правильная громкость

GIT300.namm.marshall2 0415990d055847f89ec3f8d612c9eec0

Рассказ об уровни громкости и концепции мониторинга на сцене заслуживает отдельной статьи. Несмотря на это, мы попробуем затронуть хотя бы основные моменты этого важного вопроса.

Проблема с мониторингом и уровнем громкости заключается в том, что необходимый и желаемый уровень громкости для гитариста и для человека за пультом будет совершенно разным. К примеру, используя ламповый усилитель, вам наверняка захочется использовать хотя бы треть его потенциала на сцене. В случаях со 100 Вт усилителем, его громкость должна быть аналогична громкости барабанщика.

Звучание гитары для гитариста совершенно отлично от звучания гитары для звукорежиссера на концертной площадке.

Большинство из нас мониторят собственный саунд при помощи кабинета, к которому подключен инструмент и который стоит на сцене за нами (или сбоку от нас). Естественно, что каждый из нас хочет звучать достаточно громко, при этом органично вписываясь в звучание всего коллектива.

Самое интересное, что большинство звукорежиссеров будут хотеть абсолютно обратного. Для них, громкий бэклайн становится необходимостью поиска компромисса между громкостью микрофонов и использованием гейтов, компрессоров или эквалайзеров, которые они захотят добавить.

В общем, необходимо найти компромисс между своими желаниями и желаниями звукорежиссера. Поэтому крайне важно, чтобы у усилителя был хороший запас по громкости — это поможет как звучанию гитары, так и работе звукорежиссера.

Electric_Guitar_Live_08

Хороший звукорежиссер и комплект устройств мониторинга на площадке должны давать вам тот набор частот, которого вам хочется. При этом в идеале гитара на сцене должна звучать идентично тому, как она звучит на всей площади концертного зала. При этом адекватный звукорежиссер всегда умеет найти баланс громкости всех инструментов коллектива в любом стиле музыки, а также быть готовым идти на компромисс исходя из особенностей коллектива и окружающего пространства.

Ну и в заключение, маленький совет для тех, кто хочет добиться идеального гитарного звука на концерте: познакомьтесь со звукорежиссером и запомните его имя!

Сегодня никого уже не удивить дипфейками, на которых известный человек на видео находится там, где никогда не был, и делает то, что он никогда не делал. Но это ничто по сравнению с тем, что вот уже более 10 лет умершие музыканты успешно дают концерты при помощи голограммы и спецэффектов.

Как создают голограммы с умершими музыкантами: Тупак, Майкл Джексон, Цой, Горшок

Еще в 2005 году на вручении призов MTV Мадонна выступила на сцене вместе с нарисованными музыкантами Gorillaz, которые никогда не существовали. Мадонна тогда произвела фурор, когда оказалось, что и ее образ — это отлично сделанная голограмма. Но самое интересное началось в 2012 году, когда легендарный рэпер Тупак Шакур прокатился по США с целым турне, будучи убитым в 1996 году. Эта голограмма с того света выглядела столь реалистично, что многие фанаты музыканта не смогли сдержать слез. Сделал свое дело и эффект новизны.

Нажми и смотри

С тех пор мир увидел увидел посмертные выступления Майкла Джексона, Принса, Виктора Цоя, Михаил Горшенева и других покойных знаменитостей.

Технология создания эффекта заключается в создании видеоматериала с использованием прижизненных изображений звездной персоны, а также в изготовлении специального экрана, на который транслируется трехмерное изображение:

Читайте также: