Как сделать концептуальную таблицу

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Железовская Ирина Алексеевна

Населенный пункт: Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА: (на слайде нет)

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● написание сочинения. Др.

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Описание приёма:

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Приморская средняя школа имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова"

Концептуальная таблица как приём формирования читательской грамотности (слайд №1)

Я Пивинская Алла Анатольевна, учитель начальных классов Приморской средней школы им. Героя Советского Союза М. А. Юшкова.

Надеюсь, что вы пришли на мастер-класс с определённой целью. Попробуйте сформулировать её и записать. Цель должна быть реальна, конкретна, измерима, сформулирована через глагол неопределённой формы.

Кто хочет озвучить свою цель?

А теперь рассмотрите, пожалуйста, распечатку. Слайд №2

Народные промыслы России

Есть в России старинное село Богородское, родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек.

В Богородском издавна резали забавную игрушку из мягкой древесины осины или липы.

Традиционная богородская игрушка – это резные неокрашенные фигурки людей, зверей и птиц, композиции из жизни русских крестьян.

Богородская игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Самым маленьким детям с помощью богородской игрушки можно показать настоящее театральное представление: собрались курочки в кружок и клюют зёрнышки; сел медвежонок на качели и раскачивается.

Дымковская игрушка всегда отличалась неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета.

Дымковские игрушки всегда привлекали детей тем, что они свистели, трещали, грохотали – одним словом, шумели. Но двигаться они не могут. Одним из предназначений дымковской игрушки в давние времена было изгнание злых духов именно шумом, который они производили.

Предложите задание. Какой приём формирования читательской грамотности лучше всего применить при организации работы с этим текстом?

Плотный инфопоток, окутывающий нас со всех сторон, меняет образовательную парадигму.

Нынешние студенты обладают возможностью использовать сотни различных учебных материалов. Выход в Интернет и современные гаджеты позволяют без труда найти ответ на любой вопрос.

С другой стороны, на первый план среди студенческих компетенций выходит умение мыслить критически, оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, отделять зерна от плевел, проверять и перепроверять фактические данные.

О таком — критическом — мышлении мы и поговорим в сегодняшней статье.


Что такое критическое мышление

Обрабатывать, оценивать, анализировать эту информацию и проверять ее позволяет критическое мышление. Что это такое?

  • Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам ( Dr. Peter A. Facione ).

В педагогике наряду с критическим мышлением внимание уделяется творческому, абстрактно-логическому, ассоциативному, образному, аналитическому мышлению, причем в зависимости от профильного предмета акценты на том или ином типе мышления могут смещаться: абстракции лежат как в основе математического, так и в основе лингвистического мира, в то время как для искусствоведения, культурологии и т. п. первостепенным значением будет обладать образное и ассоциативное мышление.


Одно из наиболее конкретных определений критического мышления применительно к образовательному процессу представлено в американской психологии и педагогике.

  • Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата ( Дайана Халперн ).

Действительно, одной из основных целей высших учебных заведений является не только обучение студентов, но и раскрытие способностей каждого из них, воспитание личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном мире. Такой подход немыслим без умения критически оценивать происходящее вокруг.


Технология развития критического мышления в педагогике: три стадии

Поскольку ценность умения мыслить критически неоспорима, в педагогике на развитие данного типа мышления направлена особая система (технология). Эту технологию разработали педагоги Д. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, в ее основе лежат приемы чтения и письма, а сама технология состоит из трех стадий учебного процесса: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Первая стадия — вызов (evocation)

На этой стадии важно пробудить познавательный интерес, сформировать желание добывать новую информацию, дополнять ее и углублять. Но это только половина задачи: вторая половина связана с актуализацией уже имеющихся знаний, что дает дополнительный стимул к изучению все нового и нового.

Вторая стадия означает соприкосновение с новой поступающей информацией. Происходит ее систематизация и осмысление. Студент задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этой стадии происходит формирование собственной позиции студента и его мнения относительно рассматриваемого вопроса.

  • информационная (получение новой информации по теме);
  • систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
  • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
  • информационная (приобретение нового знания);
  • мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
  • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


Главная цель технологии развития критического мышления — развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он работает. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, о котором мы говорили в самом начале статьи, но и, конечно, в образовательном процессе для всех, кто учится и учит.

При прохождении вместе со студентом или группой студентов через три этих стадии необходимо помнить, что критическое мышление помогает не только скептически относиться к чьим-либо утверждениям и не принимать ничего на веру без доказательств, но и при этом быть открытым новым идеям и методам.

Очень важно быть готовым всегда узнавать новое и дополнять информацией, поступающей извне, свою картину мира. По такому принципу, например, построена современная доказательная медицина: она не только базируется на предыдущем научном опыте, но и готова дополнять его и корректировать с учетом современных открытий и исследований.


Основные методические приемы развития критического мышления

Выделим семь ключевых умений работы с информацией и перечислим приемы, позволяющие их развить.


В чем суть приема?

  • Для начала необходимо выделить главную смысловую единицу текста (тему) и написать ее в центре листа бумаги или на доске.
  • Далее, выделяются связанные с ключевым словом смысловые единицы. Это идеи, факты, образы, соответствующие заданной теме.
  • Затем общие идеи конкретизируются фактами, мнениями, новыми идеями, а сами возникающие смысловые единицы графически соединяются с ключевым понятием — темой. Так устанавливаются новые логические связи и наглядно представляются уже существующие.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Возможно, уже сейчас у вас появилось ощущение, что кластер как прием очень похож на составление ментальной карты (о
ментальных картах и их применении
для составления конспектов мы уже писали вот здесь ).

Действительно, приемы похожи: и кластер, и ментальная карта развивают системное мышление, помогают студентам систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения.

Отличие заключается в способе представления информации: ментальная карта — более свободная форма работы с ключевым понятием, основанная в том числе на ассоциациях и ярких образах, во многом ее цель — наглядно и красочно представить информацию для лучшего ее запоминания. В то время как кластер развивает само критическое мышление и призван в первую очередь систематизировать информацию.

Представим пример из пособия И. В. Муштавинской (список полезных книг и пособий представлен в конце статьи).

Из приведенных примеров становится ясным, что для развития критического мышления стоит не только задавать вопросы с предполагаемым однозначным ответом, но и всячески мотивировать студентов думать, рассуждать, анализировать поступающую информацию.



 Что можно почитать педагогу?

Откуда еще можно черпать идеи и приемы для развития критического мышления студентов?

Руководство по PowerDesigner (инструмент для моделирования баз данных)

1: начальный уровень использует программное обеспечение PowerDesigner для создания базы данных (как создать непосредственно выше, другие понятия могут быть изучены самостоятельно)


2: Сначала создайте концептуальную модель данных, как показано на рисунке (позже представьте некоторые, такие как физическая модель данных и т. Д., Поскольку все это программное обеспечение на английском языке, так как китайский язык не очень понятен, просто используйте его несколько раз, просто отлично. )

Пожалуйста, сделайте для себя

Концептуальная модель (Концептуальная модель данных МЧР)

Физическая модель (PDM, Физическая модель данных)

Объектно-ориентированная модель (OOM Objcet Oriented Model)

Бизнес-модель (BPM Business Process Model)



4. Выберите функцию Entity в правом окне, и появится следующее окно. (Следует отметить, что при написании имени код завершается сам. Имя может быть на английском или китайском, но код должен быть на английском. .)


5: После того, как имя и код в общем заполнены, вы можете нажать Атрибуты, чтобы задать имя, код (имя поля в базе данных), Тип данных (тип данных), длину (длина типа данных)

Пожалуйста, сделайте для себя

Имя: имя объекта, как правило, китайское, например, форумчане.

Код: код сущности, обычно на английском языке, например, XXXUser

Комментарий: подробное объяснение этой сущности.

Код атрибута code обычно использует английский UID DataType

M: обязательный обязательный атрибут, указывающий, что атрибут обязателен. Не может быть пустым

P: является первичным идентификатором первичным идентификатором, указывающим уникальный идентификатор для физического хранилища

D: отображается отображается, все отмечены по умолчанию


(На этом рисунке объясняется метод именования имени и кода)



7. Создайте концептуальную модель данных, как показано на рисунке, но созданный шрифт очень маленький, читатель может нажать клавишу ctrl и сдвинуть ползунок мыши, чтобы увеличить сокращенный шрифт, и вы также можете увидеть, что основной идентификатор имеет Также отображается знак числа и видимые атрибуты имени, типа данных и длины


8: Создайте сущность класса таким же образом (Следует отметить, что после нажатия кнопки справа, вам нужно нажать кнопку в состоянии указателя мыши или щелкнуть правой кнопкой мыши. В противном случае легко испортить операцию. Просто обратите внимание на этот момент. ), А затем используйте кнопку Отношения, чтобы связать отношения между учеником и классом, возникает отношение один-ко-многим (класс-ученик) или много-к-одному (ученик-класс). как показано на рисунке




9: упражнения один-ко-многим и многие-к-одному, упражнений много-много, как показано в следующей операции (когда вы обнаружите, что вы использовали этот инструмент очень умело после нескольких операций, это здорово), учитель Сущность такая же, как описано выше, вы можете изменить имя, тип данных и т. Д. В соответствии со своими потребностями в соответствии с потребностями разработки проекта. (Комментарий - это объяснение, вы можете написать соответствующие введения и инструкции)


(Когда вам нужно обратить внимание на многие-ко-многим, вы можете вручную нажать кнопку, чтобы настроить отношение как отношение многих ко многим. Отношение многие-ко-многим, а затем нажмите Применить и ОК)


Таким образом, простейшая схема концептуальной модели данных для учащихся, классов и учителей должна учитывать, являются ли тип данных и основной идентификационный код пустыми. Независимо от того, являются ли отношения один-к-одному, один-ко-многим или многие-ко-многим, вам нужно спланировать и затем спроектировать, и тогда у вас все в порядке.


Выше приведена концептуальная модель данных. Физическая модель данных представлена ​​ниже. Физическая модель данных часто используется в будущем.

(Имя физической модели данных зависит от вас, и затем вы можете выбрать базу данных, которую вы используете)


(Главная страница создается, как показано на рисунке, но кнопки справа немного отличаются от концептуальной модели. Три наиболее часто используемые физические модели: таблица (таблица), представление (представление), ссылка (связь));


(Сначала щелкните мышью на кнопке таблицы справа, а затем на вновь созданной физической модели, чтобы создать новую таблицу, затем дважды щелкните мышью, чтобы создать новую таблицу, как показано ниже, введите имя и код нужного вам кода, нажмите Применить) следующим образом. Рисунок:


(Затем нажмите на столбцы, установите, как показано на рисунке ниже, серый часто прост, необходимо обратить внимание на P (первичный первичный ключ), F (внешний ключ внешнего ключа), M (обязательный обязательный, представитель не может быть пустым). Эти три, выглядят более Понять его значение.)


(Установите приращение номера студента здесь (приращение MYSQL - это AUTO_INCREMENT), номер класса такой же, не слишком затягивайте!)


(Вы можете просто проверить число в следующей точке и настроить автоинкремент)


(Как показано на рисунке ниже после завершения.)


(Физическая модель класса создается аналогично, как показано ниже)



(Как показано на рисунке ниже после завершения)



(После выполнения описанной выше операции вы можете дважды щелкнуть строку в середине, чтобы отобразить следующий рисунок, и изменить имя и код).






(Это увеличивает поле настройки, которое было описано несколько раз ранее)


(После установки, как показано ниже) (Следует отметить, что сторона со стрелками - одна, сторона без стрелок - больше, то есть необходимо понимать отношение один-ко-многим к одному, и у учащихся также может быть много учителей, учителей. Студентов и учителей может быть много, поэтому основной частью могут быть студенты и учителя, то есть мужчины / женщины.


(Вы можете увидеть изменения до и после таблицы отношений между учениками и учителями после добавления отношений)


(Для подробных знаний или связанных с базой данных, пожалуйста, создайте свой собственный мозг. Здесь я расскажу, как правильно использовать инструмент PowerDesigner)

Далее будут представлены концептуальная модель в физической модели и физическая модель в концептуальной модели


(Открытая страница показана ниже. Я изменил название и код с концептуальной модели 1 на физическую модель 1)


(После завершения, как показано на рисунке ниже, измененная физическая модель будет открыта сама по себе. Следует отметить, что тип данных этих таблиц изменился сам по себе, и в средней таблице есть два первичных ключа, то есть двойной первичный ключ.)


(Создайте мозг здесь, потому что я щелкнул вокруг и щелкнул ToolBox справа. Я сказал это здесь, это ToolBox в меню представления, нажмите, чтобы открыть)

(Поскольку я пользуюсь компьютером и автоматически выключаюсь, я также пьян, снова откройте PowerDesigner, как показано ниже, самостоятельно щелкните правой кнопкой мыши на открытии.)


1: Выше описывается преобразование концептуальной модели в физическую модель, а следующее представляет преобразование физической модели в концептуальную модель (щелкните операцию, как показано ниже)


(Затем появится интерфейс, показанный на рисунке ниже, и затем измените физику в соответствии с концепцией, нажмите на приложение, чтобы подтвердить и распознать)



1: Ниже представлен оператор SQL для экспорта физической модели (нажмите кнопку База данных Создать базу данных или нажмите Ctrl + G)


(После открытия, как показано на рисунке, измените местоположение, где существует оператор SQL, и имя сгенерированного файла.)



(После завершения, как показано ниже, вы можете нажать кнопку Изменить или закрыть)


(С тех пор вы завершили экспорт оператора SQL, вы можете перейти в указанное вами местоположение, чтобы просмотреть экспортированный оператор SQL;)

Читайте также: