Как сделать композицию на рисунке

Обновлено: 07.07.2024

С компоновки начинается любой рисунок или этюд и, как говорил мой папа: “Компоновка - половина успеха”. Это действительно так, неуверенная компоновка может “запороть” очень даже впечатляющую технику и почти совершенную моделировку формы.

1). Расположение элементов изображения на листе основано на законах зрительского восприятия.
Именно потому, что человеческий глаз видит окружающую реальность особым образом (если, например, сравнивать с фотоизображением - как видит фотоаппарат). На восприятие окружающих объектов и предметов влияет не только бинокулярность, но и цвет радужки, строение хрусталика, угол зрения, одновременный контраст восприятия цветов, форм, линий, силуэтов и прочее. Исследователи изобразительного искусства и теоретики вывели ряд принципов, правил, приёмов и законов для создания изображений в двухмерной плоскости, таких, которые помогают зрителю адекватно воспринимать изображённое. Из эпохи в эпоху художники изучали и дорабатывали (а иногда и сознательно нарушали для пущей убедительности) эти правила и законы. Но прежде чем что-либо сознательно нарушить, стоит это изучить. Основные, самые важные и простые правила компоновки я опишу ниже.

2). Компоновка и композиция - абсолютно разные вещи.
Если композиция отвечает за передачу авторской идеи, за художественный образ (что хотел сказать художник конкретно, каково его мнение по поводу изображаемого), то компоновка ответственна за тактичное расположение в рамках формата листа увиденного в натуре. Проще говоря, композиция - это сочинение, творчество, а компоновка - пересказ, ремесло. Соответственно, сначала начинающих художников обучают компоновке, умению распорядиться свободным полем листа, уместить в заданный формат всё, что хочется изобразить так, чтобы на рисунок было приятно смотреть. Например, она помогает проследить и нарисовать разные по размеру предметы в нужной пропорции друг по отношению к другу и краям формата, распределяет пустые пространства вокруг изображённых предметов или объектов, задаёт свободные поля, помогает изображению поместиться в лист полностью.

Именно с этого начинается любая картина или рисунок. И для рабочего эскиза компоновка тоже необходима. Кстати, при эскизировании художники часто разрабатывают несколько вариантов компоновки изображения, например, используя разные форматы - вертикальный, горизонтальный, квадрат.

Уважаемый посетитель, позвольте для начала предложить Вам Зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Это займет всего минуту, и вы сможете воспользоваться множеством дополнительных возможностей нашего сайта.

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации. Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.

9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

20 советов как правильно выстроить композицию


10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

20 советов как правильно выстроить композицию


11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.


13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

20 советов как правильно выстроить композицию

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МАРИНЫ ТРУШКИНОЙ.

Обучение рисованию онлайн. Бесплатные вводные курсы. Видео-курсы по живописи на скачивание. Арт-путешествия и пленэры.

Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой / Мастер-классы по рисованию / Эскиз картины. Вопросы композиции: с чего начать рисовать картину и как создать гармоничную композицию.

эскиз картины

Эскиз картины. Вопросы композиции: с чего начать рисовать картину и как создать гармоничную композицию.

Приходилось ли вам создавать эскиз картины? Т.е. не рисовать картину с натуры, а придумывать свой сюжет, свою композицию по воображению?

Было? Тогда вы знаете, что когда мы сочиняем картину, перед нами встают две сложности.

Первая - что нарисовать? как сделать свою мысль понятной зрителю?

Вторая - как создать композицию, в которой всё гармонично? как нарисовать "красивую" картину?

Любой художник, прежде чем писать серьёзную картину, создаёт её эскиз. В этом эскизе он продумывает сюжет картины, размеры и соотношение объектов, расположение персонажей, освещение, что будет главным, а что - второстепенным, и, что немаловажно, как будет двигаться глаз зрителя по картине.

Создание картины - это долгий процесс, в котором по времени львиную долю занимает именно эскиз!


Стадии создания картины от поисковых эскизов к готовой акварели

Если вы упускаете эту стадию и сразу пытаетесь нарисовать что-то на большом холсте (листе), то вас, скорее всего, ждет разочарование. Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной, избитой, а то и вообще не гармоничной.

ТЕОРИЯ. КАК СОЗДАТЬ КРАСИВУЮ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ?

Можно ли описать гармонию? Не придуманное ли это понятие? Ведь что одному красиво, другому может быть НЕкрасиво, скучно, пресно, безобразно.

Как измерить гармонию?

История мирового искусства говорит, что это возможно. Существуют определённые законы, правила и принципы, которые позволяют нам создать гармоничное произведение. Они описаны в науке, названной композицией.

Что отвечает за гармонию в картине?

На мой взгляд, это как минимум четыре основных базовых элемента:

1. СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ ВАШЕЙ ИДЕЕ

Это означает, что что бы вы не взяли в картине: образы персонажей, их жесты и мимика, взаимосвязи между ними, тональное и цветовое решение картины, какие-то отдельные детали - всё это должно работать на раскрытие образа, раскрытие идеи картины.

В картине не должно быть ничего случайного, "инородного".

2. БАЛАНС

В картине всё должно находиться в композиционном равновесии.

Если картина асимметрична, то мы должны какими-то элементами восстанавливать баланс, чтобы в целом картина смотрелась уравновешенной и не вызывала внутреннего дисбаланса.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Цвета, которые присутствуют в картине, должны быть созвучны друг с другом и соответствовать идее картины.

4. ЦЕЛЬНОСТЬ

В картине не должно быть дробности, второстепенные элементы должны подчиняться главным и работать на общую идею и ясность восприятия.

Пожалуй, это самое сложное для объяснения понятие. Поэтому я расширю его.

Что составляет цельность картины?

Я выделила такие составляющие:

Повторение элементов, цветовых пятен, линий, движений. Ритм обязательно должен быть в картине в любом качестве как некое структурирующее начало.

Композиционный центр.

Это фокусная точка, куда взгляд зрителя чаще всего возвращается, и именно в этом месте художник располагает смысловой центр, что непосредственно выражает идею. Очень важно для создания цельности, чтобы композиционный центр доминировал, а все остальные элементы ему подчинялись.

Движение глаз по картине (пластика).

Обучение композиции - процесс не сиюминутный. Он требует и знания теории, и самостоятельной практики сочинения картин.

Основы композиции мы изучаем в онлайн Школе Изобразительного искусства на протяжении года.

Передать все эти знания в одном мастер-классе не получится.

Но я попытаюсь объяснить вам самые основы композиции и набросать схему ваших действий при создании эскиза картины.

И давайте сразу совместим теорию с практикой! Так будет понятнее.


ПРАКТИКА. СОЧИНяем КАРТИНу по шагам.

Чтобы разобраться в вопросах композиции, давайте пройдет весь путь вместе.

Я буду рассказывать вам о композиционных приёмах, а вы будете создавать картину, выбирая тот или иной способ.

Сочинять картину мы будем на примере. снеговика.

эскиз картины

Это достаточно простой образ, но в то же время он человекообразный и может выражать эмоции. Это даст возможность сделать вашу картину интересной и одновременно не сложной в исполнении.

Возьмите карандаш и несколько листов бумаги. Начнём!

Шаг 1. ИДЕЯ

Прежде чем рисовать эскиз, следует задуматься о том, какова идея картины.

О чем она? Что будет изображено на картине?

В нашем случае для картинки со снеговиком я предлагаю вам составить список всего того, что может делать ваш снеговик, например, дарить подарки, рисовать, дирижировать, лежать, падать, скользить.

Не пытайтесь продумывать композицию и вспоминать конкретные картинки, просто "набросайте" десяток глаголов действия.

Остановите свой выбор на том варианте, который более откликается или же сделайте выбор вслепую!

эскиз картины

Поиски идеи картины в эскизе Светланы Ланских

Тогда идём дальше!

Шаг 2. ВЫБОР ФОРМАТА

У каждого формата есть свои особенности. Выбирая формат для своей картины, задумайтесь, какой из них лучше передает вашу идею?

эскиз картины_ формат

эскиз картины формат

эскиз картины_формат

Горизонтальный формат отображает движение вширь. Он хорош для изображения пейзажей с полями и лесами, объектов более протяжённых в длину, чем в высоту.

Вертикальный формат показывает нам высокое, подчёркивает движение вверх. И если горизонтальный показывает нам нечто материальное, то вертикальный намекает на возвышенное и духовное.

Квадратный формат. В нём пропорции равны, он замкнут сам на себя, никуда не спешит, не торопится или неподвижен. Выражает ощущение стабильности, уюта, покоя.

Продумайте, какой из этих форматов лучше передаст действие, которое вы определили глаголом в шаге 1.

Отделите этот формат на листе небольшим прямоугольничком размером около 10 см по одной стороне. Это удобный компактный вариант размера для эскиза.

В дальнейшем я бы порекомендовала вам не останавливаться на одном виде формата, а сделать несколько эскизов, опробовав свою композицию в разных.

Как создать хорошую композицию? Часть 1.

Удачную композицию вы не замечаете, но чувствуете, что картина буквально приковывает внимание. И наоборот, если композиция плохая – например, когда изображаемый объект располагается четко по центру или, напротив, зажат в углу – сразу бросается к в глаза, что с картиной что-то не так.

Композиционный центр

Количественное соотношение тонов

Сделайте набросок своей композиции на листочке и поделите ее на три тона: белый (светлый), серый (средний) и черный (темный). Теперь сравните их количество: для хорошей композиции соотношение должно быть НЕравномерным. Для начала попробуйте такое соотношение: две трети одного тона, одна треть второго и чуть-чуть третьего.

Число элементов

Расстояние между элементами

В природе редко встречаются объекты, аккуратно расставленные на равных расстояниях друг от друга. Варьируя расстояния между элементами, также углы их расположения, вы получите более интересную композицию.


Композиция в рисунке

Правила и приёмы


Композиция в рисунке - это взаимное расположение всех объектов на рисунке. Для художника композиция на листе так же важна как для фотографа в объективе. Для создания картины, скетча или эскиза необходимо соблюдать композиционные правила, тогда изображение будет выглядеть гармонично и зритель будет рассматривать его с удовольствием.

Для грамотного составления композиции необходимо знать и учитывать следующие композиционные приемы:


Акцентный предмет может выделяться:

Одинаковые бабочки, но одна из них становится акцентом за счёт своего размера.


Элементы одинакового размера, но один отличается формой и за счёт это внимание притягивается именно к нему.


Элементы одинаковой формы и размера, но один из них имеет другой цвет.


Так же, следует учесть, что изображение людей всегда притягивает взгляд. При этом если на картине несколько людей, акцентным будет тот, чьё лицо обращено к нам больше остальных.


Линии перспективы, поддерживаемые, например дорогой, так же подчиняют себе направление взгляда зрителя.

Асимметрия и симметрия

Симметричная композиция уравновешена, она передаёт чувство стабильности, покоя, а так же торжественности.

Асимметрия в рисунке передаёт движение, динамику.


Динамика и статика


Статика - покой, умиротворенность, устойчивость. В живописи это - портрет, натюрморт, статичный пейзаж.
Динамика - движение. В изобразительном искусстве это - пейзаж, анимализм.

На первом примере пересечение горизонтальной оси (линии направления
взгляда) с вертикальной осью ( центральная ось бабочки) под прямым углом, что создаёт статику и усиливается общей симметрией.

На втором рисунке мы видим движение бабочки за счёт смещения угла наклона и изменения симметрии.

Читайте также: