Как сделать комплексный чертеж

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы построить изображение предмета, сначала изображают отдельные его элементы в виде простейших элементов пространства. Так, изображая геометрическое тело, следует построить его вершины, представленные точками; ребра, представленные прямыми и кривыми линиями; грани, представленные плоскостями и т.д

Правила построения изображений на чертежах в инженерной графике основываются на методе проекций. Одно изображение (проекция) геометрического тела не позволяет судить о его геометрической форме или форме простейших геометрических образов, составляющих это изображение. Таким образом, нельзя судить о положении точки в пространстве по одной ее проекции; положение ее в пространстве определяется двумя проекциями.

Рассмотрим пример построения проекции точки А, расположенной в пространстве двугранного угла (рис. 60). Одну из плоскостей проекции расположим горизонтально, назовем ее горизонтальной плоскостью проекций и обозначим буквой П1. Проекции элементов

пространства на ней будем обозначать с индексом 1 : А1, а1, S1 . и называть горизонтальными проекциями (точки, прямой, плоскости).

Вторую плоскость расположим вертикально перед наблюдателем, перпендикулярно первой, назовем ее вертикальной плоскостью проекций и обозначим П2. Проекции элементов пространства на ней будем обозначать с индексом 2: А2, 2, S2 и называть фронтальными проекциями (точки, прямой, плоскости). Линию пересечения плоскостей проекций назовем осью проекций.

Спроецируем точку А ортогонально на обе плоскости проекций:

Проецирующие лучи АА1 и АА2взаимно перпендикулярны и создают в пространстве проецирующую плоскость АА1АА2, перпендикулярную обеим сторонам проекций. Эта плоскость пересекает плоскости проекций по линиям, проходящим через проекции точки А.

Чтобы получить плоский чертеж, совместим горизонтальную плоскость проекций П1с фронтальной плоскостью П2 вращением вокруг оси П21 (рис. 61, а). Тогда обе проекции точки окажутся на одной линии, перпендикулярной оси П21. Прямая А1А2, соединяющая горизонтальную А1и фронтальную А2проекции точки, называется вертикальной линией связи.

Полученный плоский чертеж называется комплексным чертежом. Он представляет собой изображение предмета на нескольких совмещенных плоскостях. Комплексный чертеж, состоящий из двух ортогональных проекций, связанных между собой, называется двухпроекционным. На этом чертеже горизонтальная и фронтальная проекции точки всегда лежат на одной вертикальной линии связи.

Две связанные между собой ортогональные проекции точки однозначно определяют ее положение относительно плоскостей проекций. Если определить положение точки а относительно этих плоскостей (рис. 61, б) ее высотой h (АА1 =h) и глубиной f(AA2 =f), то эти величины на комплексном чертеже существуют как отрезки вертикальной линии связи. Это обстоятельство позволяет легко реконструировать чертеж, т. е. определить по чертежу положение точки относительно плоскостей проекций. Для этого достаточно в точке А2 чертежа восстановить перпендикуляр к плоскости чертежа (считая ее фронтальной) длиной, равной глубине f. Конец этого перпендикуляра определит положение точки А относительно плоскости чертежа.


Вид — изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Вы уже знакомы с прямоугольным проецированием предмета на горизонтальную, фронтальную и профильную плоскости проекций. Виды образуются при проецировании предмета на основные плоскости проекций (рис. 47). За основные плоскости проекций принимают шесть граней куба. Изображаемый предмет располагают внутрь куба. После разворота граней куба получают схему расположения видов на чертеже.

Получив задание, необходимо определить, из каких простых геометрических форм состоит деталь.

Рассмотрим деталь, изображенную на рис. 80. Не трудно себе представить, что она состоит из полого цилиндра (1), стоящего на призматическом основании (2) с П-образным вырезом (3) и цилиндрическим отверстием (4). К цилиндру (1) примыкает призматическое ребро жесткости (5), опирающееся на основание (2).

Главный вид детали.

За главный вид принимается такое изображение на фронтальной плоскости проекций (V), которое дает наибольшую информацию о форме предмета (рис. 81).

Следует напомнить, что выбор главного вида влияет на ясность других видов. Поэтому его выбирают с таким расчетом, чтобы на этих видах было меньше невидимых элементов.

Если предмет состоит из поверхностей вращения, то на главном виде оси поверхностей вращения должны проецироваться преимущественно в виде прямых (не вырождаться в точки). Следовательно, для детали, изображенной на рис. 80, главный вид следует выбирать по направлению, указанному на чертеже. В этом случае ребро на профильной плоскости проекции будет видимым (рис. 82).

Выбор главного вида детали, содержащей поверхность вращения

Рис. 80. Выбор главного вида детали, содержащей поверхность вращения: 1 — цилиндр; 2 — призматическое основание; 3 — П-образный вырез в основании; 4 — цилиндрическое отверстие в основании; 5 — призматическое ребро жесткости

Выбор главного вида детали Построение третьей проекции

Рис. 81. Выбор главного вида детали Построение третьей проекции.

Для построения третьей проекции предмета, изображенного на рис. 80, можно воспользоваться постоянной прямой КО для данного чертежа, которая проводится в любом месте на поле чертежа под углом 45° к горизонтальной линии связи (рис. 82).

Построение третьего вида детали

Рис. 82. Построение третьего вида детали

Установив ранее, из каких геометрических фигур состоит предмет, можно построить их третью проекцию (профильную) на комплексном чертеже с учетом видимости. Совокупность проекций простых геометрических тел, из которых состоит предмет, и даст его профильную проекцию.

Так как геометрические тела можно рассматривать состоящими из множества основных элементов (точек, прямых, плоскостей), где ребра — отрезки прямой, грани — отсеки плоскостей, вершины — точки, а образующие поверхностей — кривые или прямые линии, то построение их проекций сводится к построению проекций этих элементов.

Поэтому, воспользовавшись способами, известными из начертательной геометрии, сохраняя принадлежность элементов и учитывая видимость, строим профильную проекцию. Построение отдельных точек показано на чертеже.

Удобнее всего базовую плоскость Т совмещать с плоскостью симметрии всей детали, если она имеется, или с плоскостью симметрии отдельных элементов. На чертеже проекции ТН и TW базовой плоскости Т совпадают с осями симметрии соответствующих видов.


Раздел 2: Проецирование (6 часов)

Урок № 7: Комплексный чертёж.
Определение необходимого и достаточного количества изображений. Графическая работа "Чертёж в трёх видах по наглядному изображению детали"


Ботвинников А.Д. § 13 [1]

Степакова В. В. § 19, 20 [3]
Вышнепольский И.С. § 18, 21 [8]

http://cherch-ikt.ucoz.ru/Ikonki/interes.jpg

Комплексным чертежом называют изображения предмета, составленные из двух или более связанных между собой ортогональных проекций изображаемого геометрического образа (рис. 1).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_1.jpg

Рис. 1. Наглядное изображение предмета

Фронтальную проекцию называют видом спереди, или главным видом. Главный вид, получаемый на фронтальной плоскости проекций, является исходным, он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах предмета. Предмет располагают так, чтобы на чертеже большая часть его элементов изображалась как видимая. Корпусные детали (кронштейны, передние и задние бабки, корпуса кранов и вентилей, трубопроводов, насосов, редукторов) на главном изображении (виде) показывают в рабочем положении, т. е. в положении, которое деталь занимает при эксплуатации. Детали, находящиеся при работе в различных положениях, вычерчивают в положении, которое преобладает в процессе изготовления. Поэтому такие детали, как валы, оси, шпиндели, шкивы, штифты и др., имеющие цилиндрическую или коническую форму и обрабатываемые на токарных станках в горизонтальном положении, изображают с горизонтально расположенной осью. (Можно посмотреть здесь). Как было сказано на прошлом уроке, горизонтальная проекция (вид сверху) располагается под фронтальной, а профильная (вид слева) - справа от фронтальной и на одном уровне с ней. Нарушать это правило расположения проекций нельзя . Такое расположение проекций называют проекционной связью.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_2.jpg

Рис.2. Комплексный чертеж

Проекционная связь показана на рис. 2 тонкими сплошными линиями, которые называются линиями связи. При проведении линий связи между горизонтальной и профильной проекциями удобно пользоваться вспомогательной прямой, которую проводят под углом 45° от осей в правой нижней четверти. Линии связи, идущие от вида сверху, доводят до вспомогательной прямой. Из точек пересечения с нею восставляют перпендикуляры для построения вида слева.

Так строят чертежи в прямоугольных проекциях. Используя размеры детали и перенося их с имеющихся видов на достраиваемый, можно построить чертеж детали любой сложности.

Построение чертежа

В учебной практике иногда приходится выполнять задания, связанные с увеличением или уменьшением количества изображений на чертеже, например строить третий вид по двум имеющимся.

Построение третьего вида предмета сводится к построению третьих видов его отдельных элементов (точек, линий, плоских фигур) и отдельных частей. Для этой цели, изучая чертеж, определяют форму, размеры и положение этих частей на предмете. Таким образом, вначале осуществляется чтение чертежа. После этого приступают к графическим построениям, вычерчивая последовательно один за другим те или иные элементы предмета.

На рисунке 3 показана последовательность построения вида слева по двум заданным: главному и сверху. Перенос размеров с вида сверху на достраиваемый вид осуществлен с помощью постоянной прямой чертежа.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_3a.jpg

Иногда при построении отсутствующего на чертеже вида применение постоянной прямой не обязательно. Для переноса размеров с одного вида на другой можно воспользоваться циркулем или линейкой (см. рис. 3, размер, обозначен звездочкой).

В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертеж.

Компоновка чертежа

Компоновка чертежа (или композиция чертежа) выражается в гармоничном сочетании отдельных элементов изображения в выбранном масштабе с заданным форматом бумаги. Компоновкой чертежа также называется размещение изображений, размеров и надписей на поле чертежа (т.е. внутри рамки).

Начинающие чертежники строят чертеж, как правило, без учета площади листа бумаги. В итоге чертеж либо не помещается в отведенном ему поле, либо занимает только его часть.

Поскольку мы воспринимаем изображение не само по себе, не изолированно, а вместе с листом, на котором оно расположено, то между величинами изображения и листа должна существовать определенная пропорциональная зависимость, или, как говорят художники, композиционное равновесие.

Простейший способ достижения равновесия в чертеже – это равномерное распределение проекций (но не за счет нарушения проекционной связи!). Из рисунка 4 легко понять суть этого требования.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_3.jpg

Рис.4. Компоновка проекций на чертеже

Но здесь могут быть и неожиданности. На рисунке 5 проекция валика размещена строго посередине листа. Несмотря на это, изображение кажется сдвинутым вниз.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_4.jpg

Рис.5. Деталь на чертеже кажется смещенной

Это объясняется особенностью восприятия изображений нашим глазом: горизонтальные линии нам представляются длиннее вертикальных, верхняя половина предмета – больше нижней. Поэтому изображение валика следовало бы расположить несколько выше середины листа. По той же причине верхние части некоторых типографических знаков делают меньше нижних, но мы их видим равными (рис. 6).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_5a.jpg

Рис.6. Компоновка типографических знаков

Поверните рисунок и вы убедитесь в этом (посмотрите здесь).

Это относится и к ряду букв и цифр чертежного шрифта. Взгляните на рисунок 7.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_6.jpg

Рис.7. Компоновка круга в квадрате

Кажется, будто небольшой черный круг расположен в глубине квадрата, большой круг выдвинут на первый план и только третий круг лежит в плоскости квадрата. Этот пример поможет вам определить соотношение толщины и размеров линий, цифр, надписей и других элементов чертежа при его выполнении, т. е. выдержать равновесие между черным и белым.

На рисунке 8 легко увидеть, какая компоновка чертежа выполнена композиционно правильно.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd2/img/kompleks_chert_7.jpg

Рис.8. Компоновка размерных линий на чертеже

Законы композиции проявляются во всех видах искусств: в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, фотографии и т. п.

Выбор числа изображений является важным этапом выпол­нения чертежей. Он заключается в нахождении положения детали на главном изображении и необходимого числа видов, которые позволят полно и точно отобразить внешнюю и внутреннюю форму, а также размеры предмета.

Количество видов должно быть наименьшим, но полностью выявляющим форму предмета .

Выбор положения детали в главном изображении должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали: на главном виде должна быть максимально представлена информация о форме.

Обычно деталь показывают в положении, которое она занимает при обработке. Поэтому ось деталей, получаемых точением (например, валы), располагают горизонтально . Это облегчает рабочему изготовление детали по чертежу, так как и на чертеже и на станке он видит ее в одинаковом положении.

Выбор положения детали на главном изображении в значительной степени определяет количество изображений на чертеже. Предмет стараются располагать так, чтобы большая часть его элементов на главном виде изображалась как видимая .

Форма детали, представленной на рисунке 9 выявляется одним видом при правильном выборе главного изображения (главного вида).

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd3/img/vibor_izobraj_1.jpg

Для передачи формы детали (рис. 10) необходимы два вида. Одним, главным видом не возможно показать глубину пазов утолщенной части детали.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd3/img/vibor_izobraj_2.jpg

Форму детали, показанной на рисунке 11 выявляют тремя изображениями. Даже два вида детали не будет полно определять форму.

http://cherch-ikt.ucoz.ru/osnov/razd3/img/vibor_izobraj_3.jpg


Практические задания, тесты и домашние работы

Графическая работа




docx

Графическая работа "Выполнить чертеж одной из машиностроительных деталей в трех видах"


Содержимое разработки

КОМПЛЕКСНЫЙ ЧЕРТЕЖ

Чтобы познакомиться с материалом

ПРЯМОУГОЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ

НА ТРИ ПЛОСКОСТИ ПРОЕКЦИЙ

Возьмем знакомый нам пространственный угол,

образованный тремя взаимно перпендикулярными плоскостями : H, V, W.

Проецирующий луч Поместим в наш пространственный угол точку (.) А Направим на точку воображаемый луч. (Допустим луч света от фонарика). Тогда на плоскости V мы получим тень от этой точки - (.)а  . Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью V, мы получим (.)а  - проекцию (.) А на плоскость V. Плоскость V – фронтальная плоскость проекции, поэтому (.) а  - фронтальная проекция (.)А . Z а  ( отметим, что отрезок А а   пл. V ) V А X У

Поместим в наш пространственный угол точку (.) А

Направим на точку воображаемый луч. (Допустим луч света от фонарика).

Тогда на плоскости V мы получим тень от этой точки - (.)а  .

Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью V, мы получим

(.)а  - проекцию (.) А на плоскость V.

Плоскость V – фронтальная плоскость проекции, поэтому

(.) а  - фронтальная проекция (.)А .

( отметим, что отрезок А а   пл. V )

Теперь направим на точку А воображаемый луч в сторону плоскости Н , перпендикулярно Н . (Допустим луч света от фонарика). Тогда на плоскости Н мы получим тень от этой точки А - (.)а . Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью Н , мы получим (.)а - проекцию (.) А на плоскость Н. Плоскость Н – горизонтальная плоскость проекции, поэтому (.) а - горизонтальная проекция (.)А . а отметим, что отрезок Аа  пл. Н V А а

Теперь направим на точку А воображаемый луч в сторону плоскости Н ,

перпендикулярно Н .

(Допустим луч света от фонарика).

Тогда на плоскости Н мы получим тень от этой точки А - (.)а .

Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью Н , мы получим

(.)а - проекцию (.) А на плоскость Н.

Плоскость Н – горизонтальная плоскость проекции, поэтому

(.) а - горизонтальная проекция (.)А .

отметим, что отрезок Аа  пл. Н

Теперь направим на точку А воображаемый луч в сторону плоскости W, перпендикулярно W. (Допустим луч света от фонарика). Тогда на плоскости W мы получим тень от этой точки А - (.)а  . Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью W , мы получим (.)а  - проекцию (.) А на плоскость W. Плоскость W – профильная плоскость проекции, поэтому (.) а  - профильная проекция (.)А . W а  а отметим, что отрезок Аа   пл. W V А а HY H

Теперь направим на точку А воображаемый луч в сторону плоскости W,

(Допустим луч света от фонарика).

Тогда на плоскости W мы получим тень от этой точки А - (.)а  .

Правильнее сказать: там, где этот луч пересечется с плоскостью W , мы получим

(.)а  - проекцию (.) А на плоскость W.

Плоскость W – профильная плоскость проекции, поэтому

(.) а  - профильная проекция (.)А .

отметим, что отрезок Аа   пл. W

Поместим в этот угол куб.

Но не так, чтобы он всеми гранями касался плоскостей проекций H, V, W

Направляем проецирующие лучи поочередно на плоскости V, W, H (  V,  W,  H).

Получаем на плоскости V изображение передней грани куба – квадрат.

Мы получили проекцию куба на плоскость V. Или – Фронтальную проекцию куба.

На плоскости W - изображение боковой грани. У куба это тоже квадрат. Это изображение мы будем называть Профильной проекцией куба.

На плоскости Н - изображение верхней грани куба. (снова это будет квадрат).

И это – Горизонтальная проекция куба .

На нашем чертеже все квадраты получились

искаженными, т.к. они построились в изометрической

Как же получить не искаженное изображение?

Мы берем и разрезаем пространственный угол по оси У.

И поворачиваем плоскости Н и W, пока они

не совместятся с плоскостью V.

Z W V Профильная плоскость проекции Фронтальная плоскость проекции X У Горизонтальная плоскость проекции H У Вот что мы получили после разрезания по оси У и поворота плоскостей. Оси X и Z остались на месте. Плоскости проекций тоже. А вот осей У и нас стало как будто две.

Профильная плоскость проекции

Фронтальная плоскость проекции

Горизонтальная плоскость проекции

Вот что мы получили после разрезания по оси У и поворота плоскостей.

Оси X и Z остались на месте.

Плоскости проекций тоже.

А вот осей У и нас стало как будто две.

Вот так мы теперь видим изображения граней куба на плоскостях проекций

Профильная проекция куба

Фронтальная проекция куба

Черные линии на чертеже должны быть

очень тонкими. Они называются

Горизонтальная проекция куба

У проекций куба есть другие названия : ВИДЫ.

На предыдущем слайде мы построили три вида куба:

ВИД СПЕРЕДИ, ВИД СВЕРХУ, ВИД СЛЕВА,

ВИД – это изображение видимой части поверхности предмета , обращенной к наблюдателю.

Графическое задание №1.

Размеры куба должны соответствовать

Графическое задание №2

Графическое задание №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:


-75%

Читайте также: