Как сделать коллаж русского крестьянского женского костюма

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена истории формирования русского костюма северных и южных областей России. Вней раскрываются особенности покроя, пошива и отделки национальной одежды. Материал рассчитан на детей 10-лет. Может быть полезен педагогам прикладного направления и учителям технологии.

ВложениеРазмер
russkiy_kostyum.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Романычева Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

Цель: развитие творческих способностей учащихся путём знакомства с русским костюмом.

1. Обучение приёмам изготовления коллажа из ткани.

2. Закрепление полученных знаний и умений.

4. Изучение истории развития русского костюма.

1. Развитие аккуратности и внимательности.

2. Развитие пространственного воображения, памяти, логического мышления.

3. Расширение кругозора.

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса.

2. Воспитание трудолюбия и терпения.

Тип занятия: Комбинированное.

Форма организации занятия : Индивидуально-групповая.

Методы и приёмы.

  1. Наглядные: Показ презентации, показ способ действия, демонстрация готовых изделий.
  2. Словесные: Рассказ, беседа, вопросы, поощрения.
  3. Практические: Самостоятельный выбор ткани и изготовление панно.
  4. Репродуктивные: Демонстрация обучающимся полученных знаний и освоенных способов деятельности.

1. По подходу к работе – личностно – ориентированная, развивающая.

- последовательность в изучении материала

Методическое обеспечение занятия

Дидактический материал для педагога: Общеобразовательная программа, презентация, тематическая литература, образцы изделий, схема.

Дидактический материал для воспитанников : Образцы, наглядные пособия, тематическая подборка, шаблоны.

Материально- техническое оснащение занятия:

  • Цветные ткани
  • Однотонные ткани
  • Катушки ниток
  • Тесьма
  • Кружево
  • Шаблоны
  • Клей, кисточки
  • Основа для коллажа
  • Карандаши
  • Иглы
  • Ножницы
  • Бусины
  • Пуговицы

Организационный момент занятия

Введение в тему занятия

Объяснение темы занятия

Подведение итогов. Рефлексия

Организационный конец занятия

Приветствие. Отметить отсутствующих. Инструктаж по правилам поведения. Настрой детей на активную деятельность.

Приветствие, подготовка рабочего места.

Введение в тему занятия

Раскрытие темы занятия.

Вопросы: 1. Что такое одежда?

2.Что такое костюм?

3.Что вы знаете о русском костюме?

4. Из каких материалов изготавливался русский народный костюм?

5. Какой главный его элемент?

Ответы детей на вопросы:

1.Одежда-это совокупность предметов, покрывающих тело.

2. Костюм - в переводе отличительная одежда или набор одежды.

3. Русский костюм-гордость нашего народа, он является частью его истории и культуры.

4.Лён, хлопок, шерсть.

Объяснение темы занятия

Рассказ педагога об истории возникновения русского народного костюма, диалог с детьми, вопросы по теме занятия.

1. Как вы себе представляете русский народный костюм?

2.Какой он? 3. Из чего состоит? 4. Чем отличался один костюм от другого? 5. Какой цвет преобладал? 6. Что являлось отделкой украшением? 7. Как одежда делилась по назначению?

Участие детей в диалоге.

1.Красивым. 3. Рубаха, сарафан, передник. 4.На севере-сарафан с кокошником, на юге-панёва(юбка) с кичкой. 5.Красный. 6. Вышивка, бусы, жемчуг, пуговицы, тесьма, кружево, ленты. 7. По назначению: будничная, нарядная, праздничная, свадебная, траурная.

Инструктаж по ТБ перед работой с иглами и ножницами. Наблюдение за работой, помощь в случае затруднения.

Педагог делает вместе с детьми гимнастику для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

К вечеру цветок опять

И теперь он будет спать

До утра как птенчик

Гимнастика для рук и глаз.

Продолжение практической работы.

Игра: учащиеся по очереди опускают руку в мешок и определяют по ощущениям, что в нём находится.

Продолжение изготовления коллажа. Выполнение детьми практической работы.

Организованный конец занятия

Просмотр готовых изделий. Контроль за уборкой рабочего места.

Уборка рабочего места.

(деятельность педагога и детей)

Этап 1. Организационный момент занятия

(Дети заходят в класс, занимают рабочие места, готовятся к занятию ). Проверка присутствующих.

Давайте вспомним правила поведения на занятии: сидеть надо ровно, ноги держать на полу, не качаться на стуле, не толкать друг друга.

Как вы думаете:1. Что такое одежда?

Одежда- это совокупность предметов, покрывающих тело, с целью обезопасить себя от воздействия внешней среды (холод, дождь, снег и т.д.)

2. Что такое костюм?

Костюм - в переводе отличительная одежда или набор одежды.

Какой он может быть?

Мужской, женский, спортивный, театральный, военный и т.д. В понятие костюм входит головной убор, аксессуары, обувь.

3.Что вы знаете о русском костюме?

Костюм, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались из поколения в поколение. Вышивка выполняли роль оберегов от злых духов. Со временем осталась лишь декоративная функция украшений.

Русский народный костюм - это отражение жизни целого народа, все, чем он любовался и восхищался отраженно в одежде.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю. Все эти явления природы и окружающий их мир русский народ изображал и в своей одежде.

4. Из каких материалов изготавливался русский народный костюм? Лён, хлопок, шерсть.

Пояс носили очень высоко, завязывая сразу под грудью. Распоясанными не ходили даже в избе, женщины не снимали пояс и ночью. Считалось, что получившийся замкнутый круг позволит уберечься от нечистой силы. Пояс позволял сохранить и приумножить жизненную силу, необходимую для продолжения рода.

Этап 3. Объяснение темы занятия

Демонстрация мультимедиа презентации

Русский костюм восхищает гармоничностью в форме, цвете, в пропорциях. И все это без помощи художников, стилистов, имиджмейкеров. Приятно поражает наличие у всех крестьянок украшений. Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей.

Женский русский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием, было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, пояс, головной убор.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы-павы, кони, ромбы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Элементы вышивки несли на себе функцию оберега.

По сравнению с северными рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Почему? – беднее районы из-за разорения. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник , закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток.

Цвет в одежде преобладает красный – любимый цвет народа, не только потому, что он яркий и красивый, но и потому, что считался магическим солнечным оберегом. Так же использовались синие, зелёные,

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток.
Массивность, как правило, нарастает книзу, что подчеркнуто и обувью - плетеными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными котами - туфлями, которые иногда надевались на семь-восемь пар толстых шерстяных чулок.

Женский костюм Воронежской губернии

На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей неотделимый от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного человека.

E.H. Губанова, канд. пед. наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института, и О.В. Ожерельева, ст. преподаватель того же вуза, рассказывают на страницах журнала об особенностях женского костюма Воронежской губернии.

Костюмы разных губерний, уездов отличались характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Всё в народном костюме - и цветовая гамма, и каждая деталь -имело символическое значение.

Русская народная одежда, несмотря на разнообразие, делится на две группы: одежду крестьян северовеликорусских и южновеликорусских губерний. К южновеликорусской относится и одежда воронежских крестьян. Женский крестьянский костюм был двух типов: понёвный тип предназначался только для замужних женщин, сарафанный тип - для девушек.

Понятие понёва (понява) - общеславянское и обозначает кусок ткани, покрывало. Понёва - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском - гаещником. Из всех южновеликорусских губерний понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей различались между собой. В Воронежской губернии самой распространённой была понёва с чёрными клетками - черноглазка. Изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками - синеглазки (рис. 1, 2).

Одной из важнейших составляющих женского костюма был передник. Его носили в комплексе и с понёвой, и с сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной. Туникообразный передник - запан, завеска, нарукавник, насовник - является наиболее древним и восходит к плечевой туникообразной одежде. Нагрудный передник - фартук, занавеска - шился с грудинкой, повязывался выше груди и укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков.


Основной частью комплекса девичьей одежды был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки всегда чёрного цвета (рис. 3). Шился он из шести или семи клиньев, расположенных сзади, и одного прямого сквозного полотна - спереди. Проёмы для головы и рук украшались полосками кумача, вышивкой и иногда позументом или вилючим гарусом. Подол окаймляли красным поясом (плотной тесьмой домашнего ручного плетения шириной два-три сантиметра). Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным кушаком, девицы постарше – тканным из тонкой шерсти кушаком красного, малинового, зелёного и реже синегоцвета.


Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка (рис. 4). Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины с прямыми поликами (плечевыми вставками), пришитыми по основе или по утку, или с косыми поликами. Наиболее широкое распространение получила рубаха с косыми поликами. По покрою девичья рубаха не отличалась от женской. Разница была только в орнаментальном декорировании поликов рукава. Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Полики рукавов девичьей рубахи не ткались, а вышивались. Согласно утвердившейся веками народной традиции вышивать рукава своей рубахи должна была сама девушка.



Поясу придавалось особое значение в традиционном народном костюме. Помимо утилитарного назначения, по мнению ряда учёных, на ранней стадии развития человеческого общества пояс имел магический смысл - служил оберегом, способствующим благополучию и приносящим удачу. Функция магического знака у пояса долгое время сохранялась не только в обрядах, но и в повседневной жизни. Ходить без пояса считалось грехом. Традиция ношения пояса особенно долго соблюдалась старообрядцами. Так, в сёлах Каширского района женщины-старообрядки в середине XX в. подпоясывали не только верхнюю одежду, но и ночную нательную рубашку. В этнографической литературе описывается традиция опоясывания в свадебном обряде и запрете на опоясывание в погребальном обряде. В селе Платава Репьёвского района долго сохранялся обычай, согласно которому невеста, недавно похоронившая мать, должна была надевать к венцу только неукрашенный пояс -подпояску горючую, означавший, что она не радуется замужеству. Пояс мог символизировать принадлежность к определённому социальному статусу: в Нижнедевицком районе существовал особый девичий пояс, который носили только девушки до замужества, после замужества вместе с понёвой надевали покромку.


Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или парных подвесок. Подвески представляли собой прямоугольные куски ткани на твёрдой основе, украшенные вышивкой, позументом, бисером, пуговицами, лентами и подвешенные петлёй к поясу (рис. 7, см. рис. 1, 2, 3). На территории Воронежской области бытовали наспинные женские украшения: нанизанный на тесёмку шёлковый шнур или лента, дополненная вышивкой, стеклярусом, кисточками - мохрами. Такие украшения называли: заметка, задник, манжеты, подмахорник(рис. 8).


Природа никогда не признавала бесцветья, и это качество она заложила в душу русского народа. Для создательниц русской народной одежды Воронежского края характерно было дробление укра-шений, которое ни в коем случае не нарушало цельности ансамбля, наоборот, делало его более многокрасочным, живописным и сочным. Цветовой облик одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с её ярким и радостным многоцветьем.


Зелёный цвет символизировал растительный мир: зелёные посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный.

Жёлтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый - воды и неба, а также целомудрия, верности, белый - горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета, и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Чёрный цвет - излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Чёрный цвет квадратов понёвы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчёркивает ритмическое повторение каждого цвета, создаёт определённый своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус её создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Чёрными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.




Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды, особенно вблизи торгово-промышленных городов. В результате движения за рационализацию женской одежды появились практичный английский костюм, блузки, юбки.

Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII - первой четверти XX вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры.


Женский русский народный костюм гармонично объединил в себе несколько предметов гардероба, выполненных в общей стилистике. Использование разнообразной вышивки и тканей позволяло отобразить в наряде культурное богатство нашей страны, невероятную красоту её природы. Отличительная черта одеяний девушек на Руси – многослойность, насыщенность оттенков и вычурная отделка.

Основные детали русского народного костюма красен девиц


Согласно многочисленным исследованиям в двенадцатом столетии для пошива национального наряда славяне использовали домотканый холст и шерсть. Но с девятнадцатого века на смену простым материям пришли такие ткани, как шёлк, атлас, ситец. Большим спросом пользовалась парча, декорированная растительным узором.

Когда заходит речь о традиционном одеянии русской барышни многие обыватели представляют себе женщину, облаченную в длинный сарафан и огромный кокошник. Да, именно так выглядят славянские модницы на архивных фотоснимках. Но на самом деле русский женский костюм отличался разнообразием, хотя и включал в себя несколько обязательных элементов.

Головной убор


Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.

Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).

Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик).

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.


Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

Сарафан


Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.

Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча).

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.

Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.

Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.

Передник


Фартук не только защищал вещи от различных загрязнений, но и выполнял роль декоративного элемента. Его носили в качестве украшения праздничного одеяния, чтобы создать завершенный и монументальный образ.

Края передника оформляли с помощью кружева и оборок. По вышивке, которой декорировали фартук, можно узнать много интересного про девушку: семейный статус, наличие и количество детей, вкусы владельцы и т.д. Каждый завиток узор и мельчайшая деталь подчеркивали индивидуальность барышни и несли особый смысл.

Женские сапожки


На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали туфли на плоской подошве, выполненные из цветной кожи. Для повседневного ношения использовали сапоги и башмаки. Чтобы их пошить брали бархат, парчу или натуральную кожу.

С конца шестнадцатого столетия русский народный женский костюм пополнился сапожками на небольшом каблуке.

Обувь для девушек отличалась невысоким голенищем. Часто ее декорировали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошву подбивали маленькими гвоздиками, под каблуком закрепляли скобы из серебра.

С семнадцатого столетия в моду вошли башмаки. Они были более комфортными, чем сапоги, поскольку имели короткое голенище. Для пошива брали атлас, бархат, шёлк. Их также обильно декорировали. Самые распространенные расцветки – жёлтый, зелёный, алый.
Вернуться к оглавлению

Понева


Проще говоря, юбка. Считалась обязательным элементом костюма для замужней барышни. Состояла из трех полотнищ, встречались глухие и распашные модели. Длина юбки напрямую зависела от длины сорочки. Подол изделия украшали орнаментом, вышивкой. Для пошива вещи чаще всего брали полушерстяную клетчатую материю.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер. Чтобы она не спадала, изделие на талии закрепляли шерстяным шнурком. На Руси широкое распространение получил обряд надевания поневы. Это означало, что девушка готова к замужеству.

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.


На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.


Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

Заключение

Девушка в русском народном костюме – это воплощение красоты, скромности и изящности. Традиционное одеяние барышень Древней Руси отличалось разнообразием и яркими расцветками. Практически каждая деталь наряда была декорирована оригинальной вышивкой или орнаментом.

Посмотрев видеосюжет, вы получите дополнительные сведения о такой детали народного костюма, как рубаха.

Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет.


Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.



5.



6.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек



11.



12.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок



13.



14.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:



15.



16.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка



36.



37.



46.



47.

Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.



48.



49.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.



50.



51.

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение



54.



55.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник



56.



57.

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

Читайте также: