Как сделать коллаборацию с дизайнером одежды

Обновлено: 07.07.2024

В продажу поступила нашумевшая коллекция Dior Resort 2020. Стилист, основатель Школы Шопинга и наш постоянный контрибьютор Татьяна Тимофеева рассказывает о том, как сегодня креативность и аутентичность может позволить дизайнеру создать самую обсуждаемую коллекцию года

В создании нового всегда есть риск и непредсказуемость. Как можно быть уверенными, что эти идеи, с примесью здорового или нездорового сумасшествия, или полного прагматизма — тут уж как пойдет — станут коммерчески успешными и превратятся в горячий модный тренд?

Принято считать, что идеи витают в воздухе. Однако, на их появление системно влияет ряд объективных факторов: настроения в обществе, ключевые события в культуре и искусстве, даже политика. Поэтому правильнее будет сказать, что вдохновение опирается на глобальные триггеры.

Делая ставку на определенный тренд, бренд может подстраховаться статистическими данными и конкретными исследованиями, за что отвечают форкастинг-агентства. Они отслеживают и анализируют тенденции, проводят опросы и обрабатывают статистические данные, которые получают из соцсетей, интернет-опросов и просто по итогам наблюдения за людьми, имеющими отношение к моде: от уличных фэшиониста до fashion-инфлюэнсеров.

Безусловно, это не общее правило для всех. В некоторых случаях путь коллекции от идеи до воплощения бывает гораздо извилистее, а реализация – сложнее и глубже, чем просто коммерческая выгода или кратковременный хайп. Вот взять недавно появившуюся в продаже и изрядно нашумевшую в этом году круизную коллекцию Dior, которую в апреле показали в руинах замка-дворца Каср-аль-Бади в Марракеше — одной из главных достопримечательностей и символов красного города.


Несмотря на то, что в Марокко есть два бутика Dior, столь масштабное событие для модного дома здесь прошло впервые. За 26 минут было показано 113 образов – шоу стало самым продолжительным за всю историю бренда.

Соединение культур было во всем: даже в музыке, сопровождавшей показ. Этнические мелодии на национальных инструментах от ансамбля Jajouka смешались с электронной музыкой британцев из The Orb.


Вдохновение Dior Африкой и личная точка зрения Марии Грации Кьюри стали основой для этой коллекции. Дизайнер исследует ДНК бренда и его традиции, а также придерживается важной миссии. Она начинает делать коллаборации с дизайнерами и художниками по всему миру, давая вторую жизнь ремеслам и старинным технологиям.

То же самое сделал в свое время Лагерфельд, дав возможность Дому Chanel стать покровителем ручного труда. Компания приобрела 11 мелких ремесленных мастерских, чтобы спасти их от кризиса. Среди них мастера вышивки, сапожники и ювелиры. Сегодня Chanel дает им около 70% всей занятости.


Началась история с того, что Мария Грация нашла книгу африканского культуролога Франки. В книге рассказывалось о фабриках вощения, которые существуют в Африке. Оказывается, эту технику придумали не африканцы, а голландцы. И в качестве миссионерской истории в 1854 году они привезли ее в Африку и построили там фабрику, дав работу тысячам людей. Вощение — это специальная технология обработки тканей или только нитей воском. Краски заливаются в восковую форму, которой печатают рисунок на ткани.


По всей коллекции Кьюри консультировалась с Анной Гросфилли, антропологом, специализирующемся на африканском текстиле и моде. Кроме того, дизайнер привлекала к показу организацию Sumano, которая поддерживает местных женщин-ремесленников. Марокканские художницы создали одно пальто для коллекции и работали над деталями для шоу. Например, они изготовили подушки, на которых сидели гости показа.

Стоит отметить, что помимо этого Кьюри продолжает работать в тандеме с разными африканскими дизайнерами и художниками, которые имеют отношение к Африке. В их числе современная американская художница Микалейн Томас, а также Грейс Уэйлс Боннер, победительница премии LVMH 2016 года, которая переосмыслила жакет Bar.

Еще один приглашённый мастер – Pathé Ouedraogo, руководитель бренда Pathé’O из Кот- д'Ивуара. Сам дизайнер называет себя ремесленником и шьет одежду в традиционных африканских цветах. Всемирную известность Pathé’O получил благодаря Нельсону Манделе. Бывший президент ЮАР прибыл с визитом во Францию в яркой рубашке от кот-д'ивуарского мастера. С тех пор Pathé называют стилистом Манделы.

Современность – время коллабораций. Границы между сферами размываются, и все начинают пробовать себя во всем. Дизайнеру уже не нужно указывать свою принадлежность к конкретной сфере: сегодня он может проектировать интерьеры, а завтра – придумать коллекцию ковров. Междисциплинарный подход берут на заметку и модные бренды: одни делают проекты для фабрик, другие, напротив, обращаются к творчеству дизайнеров для создания своих собственных коллекций. Рассказываем о самых интересных примерах сотрудничества между дизайн-брендами и представителями фэшн-индустрии.

Elie Saab и The Rug Company

Elie Saab и The Rug Company

Цветочный и абстрактный узоры на коврах ливанца Эли Сааба для The Rug Company.

Английский бренд The Rug Company, кажется, знает о коллаборациях все: на протяжении 20 лет он привлекает к созданию своих ковров самых больших звезд из мира моды. В разное время это были Вивьен Вествуд, Александр МакКуин, Диана фон Фюрстенберг, Том Браун, Джайлз Дикон и Лулу Гиннесс. В этом году к ним присоединился модный дизайнер из Ливана Эли Сааб. Он перенес на ковры мотивы, характерные для его собственных кутюрных коллекций: цветочные и лиственные принты и абстрактные узоры. В коллекцию вошли три ковра: Brushstrokes, In Bloom и Lace Leaves – все выдержаны в бежево-серых тонах и сплетены по особой технологии из тибетской шерсти и шелковых нитей.

Dolce & Gabbana и SMEG

Dolce & Gabbana и SMEG

Кейт Мосс и de Gournay

Кейт Мосс и de Gournay

Ванная Кейт Мосс, оформленная ее обоями Anemones in Light.

Nike и Марк Ньюсон

Nike и Марк Ньюсон

Кроссовки Zvezdochka – результат коллаборации австралийца Марка Ньюсона и Nike.

Коллекцию кроссовок, разработанную промышленным дизайнером Марком Ньюсоном, Nike запустили еще в 2004 году. Приятное российскому слуху название, Zvezdochka, отсылает к истории покорения космоса: Звездочкой звали советскую собаку, которая полетела в космос в 1961 году. Сами кроссовки – пример не только удачной коллаборации, но и кастомизации. Они были смоделированы на компьютере и состоят из четырех взаимозаменяемых частей: внешней сетки, прикрепленной к ней внешней подошвы, гибкой внутренней части, плотно прилегающей к стопе, и внутренней подошвы с вставкой Zoom Air для амортизации. Все части можно как угодно комбинировать. В 2004 году коллекция была выпущена ограниченным тиражом, но в 2010-м, Nike выпустили кроссовки снова, добавив в цветовую палитру еще пять цветов. Эксперимент повторили в 2014 году.

Uniqlo и Vitra

Uniqlo и Vitra

Домашние тапочки из капсульной коллекции Uniqlo SPRZ NY Eames, 2017 год.

Первая коллекция японского бренда по мотивам работ американского дуэта Чарльза и Рэй Имз (их представляет фабрика Vitra) вышла в октябре прошлого года, и раскупалась так хорошо, что этой весной Uniqlo решили обновить коллекцию и запустить ее снова. В весеннюю SPRZ NY Eames Collection вошли футболки и сумки с новыми принтами. Коллекция уже доступна для покупки на официальном сайте Uniqlo.

& Other Stories и House of Hackney

& Other Stories и House of Hackney

Первое платье из летней коллекции интерьерной марки House of Hackney и бренда & Other Stories.

Reebok и Покрас Лампас

Reebok и Покрас Лампас

Коллаборация Reebok и российского художника-каллиграфа Покраса Лампаса, на фото – он сам и его девушка Альберта Ушакова.

Татьяна является тем самым представителем мультидисциплинарности: в начале карьеры она получила первый диплом художника-модельера, работала в краевом доме модели одежды — это было предприятие, которое в то время создавало моду и задавало тенденции. Также,еще будучи начинающим стилистом она работала с норвежской меховой компанией , на тканевом производстве и так далее.В 2004 году она открыла свою студию и работала уже как персональный стилист. К 2008 году Татьяна начала углубляться в изучение имиджмейкинга и сейчас преподает и курирует программу в высшей школе стилистики,дизайна и технологий.

“В СССР не было не только секса, но и не было стилистов” — рассказала Татьяна. Тогда не было подразделения на стилистов, имиджмейкеров, шоппинг-стилистов и дизайнеров.


Смотреть пост

Дизайнер — это человек, который создает одежду.

Стилист — это человек, который составляет из этой одежды актуальные образы.

Мир моды — это уже, по большей части, мир стилистов, а не дизайнеров. Все модные показы и “новинки” создаются за счет новых идей сочетания, а не за счет создания нового дизайна.


Этапы создания коллекции

Создавать нужно то,что близко вам, а не то, что будет модно один сезон.Тщательно выбирайте свою целевую аудиторию, задавайте себе вопросы : Где живет? Чем занимается? Сколько готов платить? Именно правильные поиск потенциальных клиентов составляет половину успеха.

Очень важен процесс поиска профессиональной команды: технологи, конструкторы, швеи — от вашего взаимопонимания зависит многое. Очень важно найти команду, с которой у вас будет взаимопонимание и единый взгляд на моду и красоту.

Вам стоит заняться поиском хорошего Fashion фотографа, картинка должна быть максимально качественной, обычный фотограф может создать красивый портрет, но он зачастую не способен на создание модной картинки. Модели должны также представлять вашу целевую аудиторию, не выбирайте просто красивое лицо и фигуру, ищите тех, кто будет передавать атмосферу и идею вашей коллекции. Стильный визуал- главный продающий инструмент.

  • Способы презентовать коллекцию и заявить о себе

Наличие онлайн-площадок решает многие проблемы, вам не обязательно создавать собственный показ. Используйте социальные сети, чтобы заявить о себе.

Отличная идея — это начинать не с создания одежды,а с создания модных аксессуаров. Создавать вещи которые персонализируют: перчатки, портупеи, сетки, вышивка, рисунки, корсеты. Дарите уникальность, выбирайте необычные формы.Многие дизайнеры и стилисты начинали собирать образы из секонд-хендов, перешивать обычные элементы одежды во что-то необычное. Именно создание чего-то уникального привело их к успеху.

Коллаборации с дизайнерами

“Многим дизайнерам интересно взаимодействие со стилистами”- поделилась спикер.

Дизайнеры в состоянии создать яркие, необычные вещи, но они не умеют создавать по-настоящему стильные, собранные образы. Отличным примером становится коллаборация Lotta Volkova & VETEMENS.

Девушка родилась во Владивостоке, когда она начала получать образование стилиста в Париже, она сразу поняла, что это ее призвание. Вскоре состоялось историческое знакомство Лотты с Гошей Рубчинским, а потом и с Демной Гвасалией. Вскоре состоялась и ее коллаборация с известным брендом.

Площадки взаимодействия стилистов и дизайнеров

Стилист может заниматься постановкой и стилизацией показов у дизайнеров. Его задача из просто красивой одежды создавать тренды и концепт. Самые нейтральные вещи можно собрать и упаковать очень выгодные образы. Главное — это яркая подача продукта.

Также, стилисты часто занимаются организацией и стилизацией съемок. Для того чтобы Lookbook выглядел презентабельно, иначе проблем с продажами не избежать. Вещи могут быть качественные и красивые, но если они поданы не эстетично, то плохая картинка никого не заинтересует.

Клиенты стилиста — клиенты дизайнера

Стилисты часто сталкиваются с особенностями фигуры и внешности у своих клиентов,именно тогда помощь дизайнера необходима, чтобы вещь села идеально,ее стоит отшивать персонально, подгонять, перешивать у дизайнера.

Работа в консультации в шоурумах у дизайнеров

Многие стилисты предпочитают работать на одного дизайнера и остаются работать в шоурумах, так как уровень консультации а\там требуется намного выше, чем в обычным магазинах.

Условия успешного партнерства

Где найти своего дизайнера?

Искать в школах дизайна, на показах, различных модных мероприятиях, социальных сетях.Следует выбирать человека, с которым у вас одинаковое понимание эстетики, а не просто хорошего профессионала.

Надо уважать творчество других, особенно в тесном партнерстве, когда вы создаете общий продукт.Если заказ ваш -вы диктуете основную идею, если заказ дизайнера — он.

Итак, сегодня мы поделились с вами выступлением стилиста и дизайнера — Татьяны Фоминой. Рассказали вам об изменениях позиций стилиста и дизайнера, необходимости взаимодействия и способами взаимодействия. Рассказали вам, как создать свою коллекцию, с чего стоит начать и каких ошибок избежать.

Надеемся, вам будет полезно узнать несколько секретов Fashion индустрии, а может кто-то давно хотел заняться созданием собственного бренда!

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Коллаборация: что это значит простыми словами (ТОП-7 примеров из моды, спорта и бизнеса)

И вдруг со слова стряхнули пыль времен и вернули его в активный лексикон. Что же послужило поводом для такого возрождения? Что называли коллаборацией раньше и какое значение вкладывают сегодня в это понятие? В нашей статье ответим на эти вопросы и рассмотрим примеры удачных коллабораций в разных областях деятельности.

Немного этимологии

Коллаборация – слово, пришедшее из французского языка, в дословном переводе это работа с (кем-то), или сотрудничество.

Но до недавних пор оно имело скорее негативный смысл. Так называли предательское сотрудничество с врагом. Явление получило распространение в 40-е годы XX века, когда французское правительство Виши содействовало немецким оккупантам.

Сегодня стараются разграничить понятия коллаборация – в нейтральном значении совместной деятельности, и коллаборационизм – в значении умышленного сотрудничества с врагом в ущерб своему государству. По сути, коллаборационизм – это государственная измена.

Французское слово в переводе на английский collaboration также употребляется в значениях:

  • сотрудничество;
  • совместная работа;
  • участие;
  • взаимодействие;
  • кооперация.

В современном русском языке коллаборация – это совместная деятельность людей или организаций, которая направлена на достижение определенных взаимовыгодных результатов.

Синонимом слова можно назвать сотрудничество.

В мире коллаборации начали завоевывать популярность в начале двухтысячных в модной индустрии. Уже несколько лет наблюдается настоящий бум этого явления, которое из мира моды распространяется в другие области.

Арт-коллаборации

История коллабораций в мире моды начинается еще в 30-е годы XX века, только тогда у этого явления не было названия.

Дизайнер одежды Эльза Скиапарелли, дружившая с Сальвадором Дали, создала провокационное платье с лобстером, взяв за основу рисунка скульптуру знаменитого художника.

Платье с лобстером

Выгода от такого взаимодействия была очевидна для обоих – Скиапарелли вместе с Дали привлекли внимание к себе. Сегодня такие совместные работы художников и дизайнеров или модных брендов называют арт-коллаборациями.

Корпорации привлекают известных современных, а в некоторых случаях и старинных, художников, деятелей искусства для дизайна своих изделий или для организации нетривиальных, ярких презентаций.

Мода давно претендовала на более высокий статус, стремилась стать частью высокой культуры.

Louis-Vuitton-Bags

Попытки соединить моду и искусство предпринимались многократно, но на новый уровень вышли в 2001 году, когда бренд Louis Vuitton создал совместную коллекцию сумок с художником-граффитистом Стивеном Спраузом.

Эта старинная фирма со своей элитарной клиентурой таким эпатажным ходом привлекла новых покупателей и почитателей, заработав на продаже коллекции с граффити Спрауза около 300 млн. $.

Коллаборации с другими художниками – теперь визитная карточка бренда.

Это явление стало очень популярным и вышло за пределы мира моды.

Арт-коллаборациями славятся такие гиганты как BMW, Samsung и др.

Например, автомобильный бренд Cadillac на первом этаже своего нью-йоркского офиса создал открытое арт-пространство, где проводятся выставки, программы с участием модных дизайнеров и т.п.

Успешность такого взаимодействия бизнеса и арт-сообщества зависит от ряда факторов:

  1. Четкое понимание целей создания коллаборации, зачем она нужна бренду или художнику.
  2. Насколько пересекаются интересы бренда и арт-сообщества. Возможность найти точки соприкосновения этих интересов.
  3. Готовность разрабатывать стратегию долгосрочной работы с миром искусства.
  4. Уважение к искусству и творческому процессу, привлечение экспертов из этой сферы.

Коллаборации брендов

Первый случай сотрудничества универмага одежды с топовым дизайнером произошел еще в 1983 году в США.

Американский модельер Рой Халстон выпустил серию вещей для обычных магазинов. Но в то время ни покупатели, принявшие прохладно коллекцию, ни представители торговли, решившие, что это дискредитация высокой моды, не оценили эксперимента.

Должно было пройти целых 20 лет, прежде чем все стороны созрели для положительной оценки коллабораций.

Коллаборация брендов

Кооперация брендов, обслуживающих совершенно разную аудиторию, получило массовое распространение в 2004 году с первой коллаборации H&M с Карлом Лагерфельдом.

Коллекцию, созданную великим модельером для общедоступного магазина одежды, раскупили за два часа.

С тех пор участие люксовых брендов в создании капсульных коллекций для масс-маркета стало настоящим бумом в мире моды. Покупатели ждут начала продаж, на лету расхватывают все вещи линейки, позже перепродают их тем, кому ничего не досталось.

Капсульная коллекция – небольшая линейка одежды и аксессуаров, в которой все вещи хорошо сочетаются друг с другом.

Такой тандем оказался взаимовыгодным для представителей разных полюсов фэшн-индустрии.

Потребители массовой моды получили возможность прикоснуться к миру Haute Couture, магазины одежды для простых смертных увеличили продажи, а знаменитые модные дома, взявшие курс на демократизацию моды, смогли продавать свои коллекции немыслимыми для них тиражами и создавать громкий информационный повод в СМИ.

Коллаборации в мире моды стали настолько популярны, что их с интересом ждут, обсуждают, удачные совместные проекты меняют расстановки сил в фэшн-индустрии.

Например, дизайнер Верджил Абло, основатель марки Off-White, за очень короткую историю существования своего бренда благодаря революционным коллаборациям с известнейшими компаниями типа Nike совершил настоящий прорыв. Его марка одежды по популярности превзошла известнейшие модные дома.

Это общая тенденция. Неизвестные или же, наоборот, признанные дизайнеры кооперируются для создания ограниченных коллекций с гигантами не только модной индустрии, но и, например, спортивной (Adidas) или мебельной (IKEA) отрасли.

Такие тандемы обогащают мир моды уникальными вещами, комбинируя свои достижения, совмещая разные идеи и стили.

Например, бренд высокотехнологичной одежды Стон Айленд (Stone Island) организовывал коллаборации со спортивной маркой Адидас, создав кроссовки, с дизайнерским бюро Zanotta, сделав кресло-мешок, напоминающий их куртку.

Бренд для скейтеров Supreme сам инициировал кооперацию с Stone Island для выпуска лимитированной серии спортивных костюмов.

Коллаборации в спорте и моде

Апофеоз происходящего бума коллабораций пришелся на коллекцию весна-лето 2017 грузинского дизайнера Демны Гвасалия.

Она полностью была составлена из вещей других брендов, которые модельер немного видоизменил. Теперь такой формат нельзя назвать плагиатом, т.к. изначально было объявлено о том, что это коллаборации.

Сотрудничество брендов со знаменитостями

Тренд создания коллабораций с селебрити разного уровня известности тоже стал набирать популярность в начале XXI века.

Слава очень хорошо продается, звезды притягивают внимание к маркам, использующим их имя в создании коллекций. Сейчас уже никого не удивляют актрисы-парфюмеры, певицы-дизайнеры одежды или спортсмены, создающие свою линейку обуви.

Иногда такие коллаборации оказываются настолько продуктивными, что перерастают из разовых акций в долгосрочное сотрудничество.

Некоторые звезды так поднимают продажи маркам, с которыми взаимодействуют, что за них начинается нешуточная борьба среди именитых брендов. Например, певица Рианна создает удивительно удачные коллаборации с модными домами и косметическими марками, принося своим партнерам внушительные прибыли. Ее талант, креативность и армия фанатов способствуют такой успешности.

Коллаборация Рианна и Пума

Часто от звезд требуется не столько сотрудничество и прямое участие в создании коллекций, сколько простое продвижение марки – важно только звучное имя на лейбле и реклама с известным персонажем. Сама знаменитость в реальности может вообще не иметь отношения к созданию продукта, который представляется как совместное творчество.

Тренд на совместную работу в разных областях деятельности

Бум коллабораций в фэшн-сообществе не остался незамеченным и в других сферах деятельности.

Наука

В мире ученых подобные взаимополезные проекты давно осуществляются между исследовательскими группами различных организаций и государств.

Часто это обусловлено наличием узких специалистов и оборудования в одном месте и ученых, которым необходимы их исследования, в другом.

Так возникают международные или межвузовские коллаборации, результатом которых становятся научные открытия.

Это взаимодействие людей науки настолько ценно, что на подобные совместные проекты выдаются общие гранты, и даже в условиях политических разногласий научные международные коллаборации стараются не трогать.

Искусство

В мире искусства коллаборации также давно и прочно занимают свою нишу.

Совместное творчество музыкантов, театральных деятелей, художников – эти проекты хорошо принимает публика, они становятся очень популярными.

Например, удачный музыкальный дуэт может вытащить из небытия старых подзабытых исполнителей или их творчество.

Коллаборации музыкантов призваны расширить аудиторию слушателей. Совместные выступления на концертах, туры, написание и исполнение общей композиции и другие способы взаимодействия помогают молодым музыкантам стать более узнаваемыми и известными.

Бизнес

Мода на коллаборации не прошла мимо бизнеса, этот метод активно внедряется в систему управления. Такое решение получило название Collab, и это совершенно иная система управления, нежели та иерархическая, к которой мы все привыкли.

В этой системе важен обмен информацией, взаимодействие. Вместо монолитных должностей у каждого появляется своя роль, которая трансформируется по ходу работы над задачей.

Помимо системы управления коллаборации возникают и во внешних связях бизнеса.

На этом поле вчерашние конкуренты, объединившись, могут разработать стратегию успешного сотрудничества. Конечно, такие объединения требуют детального анализа, не всегда они приносят ожидаемую пользу для компаний.

Коллаборации блогеров

Говоря о коллаборациях, невозможно пройти мимо блогеров разных мастей – в Инстаграмме, на YouTube и других площадках.

Например, в сети сейчас очень популярны совместные вайны Насти Ивлеевой и Иды Галич. Хотя их блоги раскручены и сами по себе, девушки все-таки создали коллаборацию и повысили свою известность. Публика ждет их совместные ролики, обсуждает, с удовольствием комментирует.

ТОП-7 примеров из моды, спорта и бизнеса

Удачных, громких коллабораций за последние годы создано немало. Назовем семерку одних из самых знаковых в разных сферах деятельности, хотя лучшие из лучших выделить невозможно в этом многообразии.

С чего все начиналось

Первой модной коллаборацией принято считать дуэт Эльзы Скиапарелли с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали в 30-е годы ХХ-го века. Плодами сотрудничества стали сумки-телефоны, шляпки-туфли, жакеты с ручками, как у выдвижного ящика, и платье из органзы с изображением лобстера.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

Первое сотрудничество масс-маркета и дизайнера пришлось на конец 60-х. Тогда компания Quelle, торгующая одеждой по каталогам, привлекла Хайнца Остергаарда к работе над коллекциями. Но настоящую популярность модные коллаборации приобретают только в начале 2000-х годов благодаря H&M, которые стали приглашать известные бренды к сотрудничеству.

H&M x Simone Rocha SS’21


H&M x Simone Rocha SS’21

Зачем это нужно брендам?

Коллаборации становятся глотком свежего воздуха для брендов — результат обычно неожиданный и оттого любопытный. К тому же, это быстрый способ привлечь новую аудиторию. Когда бренд из сегмента люкс хочет заинтересовать молодежь, то обращается к streetwear-маркам. В коллаборациях заинтересованы не только бренды, но и клиенты: они получают возможность приобрести уникальную вещь, созданную сразу двумя марками. Как правило, коллекции лимитированы, а значит каждая вещь практически уникальна.

Читайте также: