Как сделать книжную иллюстрацию

Обновлено: 02.07.2024

Иллюстрация — это изображение (рисунок, фото или гравюра) для пояснения текста художественного произведения, технической документации или научного труда. Визуальные образы помогают читателю глубже ощутить эмоциональную атмосферу и понять основную суть книги. Иллюстрации широко используются не только в книжном деле, но и в рекламной индустрии, а также в средствах массовой информации.

Виды, стили и техники иллюстрации

Для воплощения творческого замысла в рисунке у иллюстраторов есть множество различных инструментов. Для реализации идей существуют всевозможные виды, стили и техники иллюстрирования.

К основным видам иллюстраций относятся:

  • Фронтиспис. Размещается на левой странице в развороте с титульным листом книги. Отображает основную идею произведения или представляет собой портрет автора.
  • Заставка. Располагается в начале главы или книги. Обычно изображает место действия этой части произведения.
  • Полосная. Занимает всю страницу, часто используется в детских книжках.
  • Разворотная. Размещается на развороте (двух страницах) книги, используется для освещения наиболее центральных событий сюжета.
  • Концовка. Логично завершает отдельную часть, главу книги или произведение в целом.
  • Буквица. Красочно оформленная первая буква текста на странице. Нередко бывает стилизованной под эпоху или жанр книги.

Иллюстрация. Научная иллюстрация к книге по ботанике конца XIX века

Стилистика иллюстраций включает следующие варианты:

  • Для детских книг. Яркие картинки с изображением основных персонажей занимают значительную часть страниц сказки или веселого рассказа.
  • Для художественных произведений. Изображения в романах, повестях, рассказах и стихотворениях отличаются глубокой эмоциональной содержательностью.
  • Для научно-популярной и технической литературы. К таким рисункам предъявляются повышенные требования по достоверности графической информации. . Эти иллюстрации в острой форме высмеивают пороки общества, отдельной группы людей или идеологических противников.
  • Комикс. Путем последовательного чередования изображений рассказывают читателю небольшую увлекательную историю.

Иллюстраторы применяют в своей работе такие техники создания изображений:

  • Живописные и графические. С использованием акварели, гуаши, акриловых красок или угля, карандаша и сангины. Часто применяются профессиональными художниками с академическим образованием. . Изображения создаются из кусочков различных материалов, приклеенных к основе. . Схожая с коллажем техника, только частички материалов не приклеиваются, а прикладываются на ткань, картон или бумагу.
  • Фотомонтаж. Картинки получаются из сочетания отдельных фотографий (частей фото) и дополнительных графических элементов. Часто используется при создании плакатов и рекламы. . Художник рисует с использованием специального программного обеспечения и технологического оборудования.

История развития иллюстрации

Иллюстрация как средство визуального дополнения текста появилась очень давно. Еще в Древнем Египте писцы на папирусах, помимо содержимого гимнов и заклинаний, размещали изображения для наглядности текста.

Иллюстрации также присутствуют в рукописных европейских книгах разных эпох (от Античности до Средневековья). В книжных миниатюрах Востока (Китая, Японии, Персии) того времени имеются многочисленные изображения на тему охоты, батальных сцен и бытовых сюжетов.

Иллюстрация к средневековой печатной книге

В середине XV века в Европе началась эра книгопечатания. К этому времени относится бурное развитие иллюстрации. Особенностью изображений той поры была их монохромность. Картинки в книгах были черного цвета, как и буквы. Сначала средневековые мастера использовали оттиски с рельефных печатных форм (гравюру), а позже (в конце XVIII века) появилась техника плоской печати (литография).

В 1837 году человечество получило доступ к новому изобретению — фотографии. Одновременно начали развиваться революционные фотохимические способы печати и появилась возможность массово тиражировать многоцветные иллюстрации к сказкам, стихотворениям и другим художественным произведениям.

К концу ХХ века на помощь иллюстраторам пришли развитые компьютерные технологии. Современные дизайнеры чаще всего рисуют картинки на специальном графическом планшете или используют удобную векторную графику.

Иллюстрация была и остается важным инструментом для улучшения восприятия текста читателем. Рисунки старинных мастеров вызывают восхищение, украшают книги сказочников, писателей, поэтов и баснописцев.

На сайте Very Important Lot всегда можно приобщиться к миру искусства и принять участие в арт-аукционах. Здесь же посетители имеют прекрасную возможность приобрести напрямую работы современных художников.


Рейтинг: / 9

dkRa6hvojfQ

Современные техники книжной иллюстрации

В предыдущих статьях мы уже разобрались с терминологией современных художников и свежими трендами в иллюстрации. В этом материале мы рассмотрим популярные техники создания иллюстраций.

В первую очередь стоит упомянуть традиционные техники , которые использовались десятками и сотнями поколений иллюстраторов. Это графика (изображения, созданные линиями, штрихами и точками с помощью карандаша, угля, чернил, пастели) и живопись (изображения, созданные красками – гуашью, акварелью, маслом, акрилом). К традиционным техникам еще относят аппликацию – работу из прикреплённых к основе кусочков ткани, бумаги и других материалов, а также коллаж – построение изображения из фрагментов газет, фотографий, журналов, обоев.

С развитием цифровых технологий появились растровые и векторные диджитал-иллюстрации – те, что созданы с помощью графических редакторов. А позднее – 3D-графика, объёмные цифровые изображения-модели.

Современные иллюстраторы давно ушли от академизма, они всё время экспериментируют, ищут что-то новое, чтобы сделать свой стиль индивидуальным и неповторимым. В том числе, используют неклассические техники.

Так, сейчас среди авторов очень популярна смешанная техника , когда основа делается акварелью, а затем поверх дорисовываются детали цветными карандашами. Например, это можно наблюдать у иллюстратора Мар Вилар из Валенсии:

Gatete09

main 170851 original

3rgKH61BdZU

А бывает и метод от обратного: выдуманная реальность дорисовывается вокруг живых персонажей:

Too Crazy The new portrait of lovely Cat through creative drawing of young people 605

По-прежнему популярны аппликации, а также бумагопластика . Вот неплохой пример: работы бразильской художницы и иллюстратора Натанны Эрики:

0 8c4357 403c483d orig

Если уж говорить об использовании бумаги, для создания иллюстрации к какой-нибудь японской сказке подошла бы техника оригами . Как в этой работе мастера оригами Акиры Ёсидзава:

310604

Кроме бумаги, на иллюстрации могут пойти совершенно любые материалы. Помните поделки из всего, что удалось найти в лесу или поле, которые нас учили создавать в детском садике? Камушки, шишки, жёлуди, солома, листья, ракушки – всё может пойти в дело. Такие приёмы хорошо подойдут для иллюстрирования детских книг (а там иллюстрации чаще всего и встречаются), они придают изображению душевную теплоту и уют. Даже имитация детских рисунков – само по себе техника и стиль. Например, рисунок с помощью отпечатков пальцев, ладоней.

Стильные работы можно сделать в технике ошибана или осибана – искусство создания картин из высушенных под прессом лепестков цветов.

d9f7fce5062c9a246445eac93e14a101 RSZ 690

Живые цветы тоже подойдут. Как на популярных сериях картинок: с членистоногими из природных материалов от Раку Иноуэ из Монреаля или девушками в платьях из цветов сингапурской художницы Лим Цзи Вэй:

1531419561 prirodnye nasekomye 1
ae chuszgbz

В целом же топовым считается использовать в иллюстрациях нехарактерные для этого вида изображений техники. Например, Барбара Рид свои работы не рисует, а лепит, и книжки с такими иллюстрациями очень нравятся и взрослым, и детям:

c5e6cf85420c16647179a906aaa02a5a

В общем, современных техник великое множество. Рисуют песком и капустными листьями, крепким кофе и морковным соком, выкладывают кнопками, пуговицами и шляпками гвоздей, да чего только эти художники не напридумывают.

К слову, фактически любую технику можно имитировать в диджитал, но ручками-то – душевнее!

Надеемся, наша статья вдохновила вас на труды, и вы используете перечисленные техники в своих работах. А может даже изобретете что-то своё.

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Комментарии


Студия Лебедева вообще и дополненная реальность в частности суть рак. Привет, убогий примитив и квадратно-гнездовые методы дизайна.


Ну, мне попадались интересные работы такого рода. Но вот с Лебедевым. Была тут у нас его кафешка с лавкой )) Посмотрел я на этот креатив - то ли зима, то ли я. что-то не понимаю. Хотя. дизайн и искусство вещи разные, там свои принципы. После "вдохновляющих" носков с матюками Лебедев мне уже не кажется таким уж ущербным


Пральна. Искусство - для тех, кому оно нужно, а дизайн должен быть понятен массам. В ситуации, когда массы озадаченно чешут в затылке от изысков дизайна есть кое-что неправильное.


Разве все эти примеры о технике книжной иллюстрации?
Мне кажется, о техниках рисования вообще.
Но интересно. Спасибо.


Совершенно верно, так и есть. Но ведь эти вещи связаны. Люди рисующие - рисуют и иллюстрации в том числе. А иллюстрации бывают и не только книжные - но и рекламные. Так что сферы взаимопроникающие, вот и техники совпадают. Нет специфических техник прям вот чисто для книжных иллюстраций, и более ни для чего.


Спасибо за наглядность, интересные примеры.
Я сама в это дело несколько погружалась) конечно, книга с хорошими оригинальными иллюстрациями выигрывает ой, сложно оценить, насколько)
И мне всегда ммм. ну в общем коробит слегка, когда вижу детскую книжку с такими. аляповатыми безвкусными кричаще-яркими иллюстрациями, да разве это - эталон детской иллюстрации. туповатые лица, глупые улыбки. печально. Я помню иллюстрации в старой библиотеке приключений к Оцеоле - как я их рассматривала.



к Алисе, в Снежной королеве, к Русалочке, и ко многим другим.
и сейчас да, есть шикарные иллюстраторы и прекрасные книги -
например, автор Надея Ясминска, художник Екатерина Дубовик - "Чаму Меша не мае хаты"


Обалденные иллюстрации, рассматривать и рассматривать.
и то, что ты привел как примеры - пример того, что иллюстрации могут быть и должны быть яркими, классными, уникальными.
Есть одна проблема.
Автор зачастую сам себе художник. По крайней мере на начальном этапе. Сам себе верстальщик, дизайнер, пиарщик, сам себе режиссер. И не всегда от этого иллюстрация выигрывает. Вообще сапоги должен делать сапожник) автор - писать, художник - рисовать. мечта просто - найти своего художника. И работать в тандеме. Кому повезло - здорово) кому нет - ну. может еще повезет) но художник должен быть в одной связке с автором - тогда будут иллюстрации не типа чтоб что-то, по теме вроде подходящее, а именно для этой книги. герои узнаваемы, уникальны, а слеплены они, вырезаны из цветной бумаги, связаны крючком - дело следующее.
Это отдельный пласт общения, жизни. Когда на это время взять(
Работая в библиотеке, я вижу такие книги. просто сердце останавливается. И речь не об иллюстрированных энциклопедиях, фотоальбомах. речь о просто книгах. Помню, я как то выставку детских книг фотографировала - не знаю, зачем, но чуть ли не каждую страницу - там была выставка волшебных сказок народов мира, и я сидела и фоткала, фоткала. такое чудо. (где фотки сразу скажу, не знаю - в архивах осели )
спасибо за материал)

а, еще хотела добавить, что сейчас книга уже много лет, все ей предрекают конец и все никак, и это к счастью)) борется за место под солнцем и, наверное, поэтому иллюстрации - именно то, насколько они в разных техниках существуют и развиваются - помогает ей выживать и делает не просто книгой, а уникальной вещью, уникальной единицей мира вообще. Не просто прочитать-отдать, забыть, а то, к чему можно возвращаться и именно благодаря иллюстрациям тоже. И это правильно)


А вот меня в детстве жутко бесили именно такие иллюстрации. Когда использовались коричневато-серые палитры, размытые нечеткие образы, много деталей. Вплоть до нежелания читать такое. Вот с такими бы - я б в возрасте лет 10 даже открывать не стал. Так что. да, эталон совсем другой, и возник он не спроста.

Вкус тут на самом деле ни причем. Это особенности восприятия людей разного возраста. При этом даже говоря о детских иллюстрациях, надо понимать, что 3-5 годиков и 13-15 лет - совсем разное восприятие, и нужны разные визуальные приемы. Это уже психология в чистом виде. Так что, можно быть прекрасным художником с восхитительным вкусом в принципе, но напрочь запороть детскую книгу иллюстрациями, которыми будут восторгаться взрослые.


Или что бывает, когда у людей руки растут из нужного места )))
Вообще, восхищают как фантазия, так и возможности. Действительно, при желании шедевр можно создать и из клочков бумаги, с другой стороны что на это должен быть заточен мозг, а также неплохо бы иметь множечко терпения. ))) Мой предел - создание платьев, точнее прилепление этих кусочков к листу, из оберток букетов по шаблону в школе ))) Но вообще это классно. Созданное руками всегда вдохновляет.
Да и книги с иллюстрациями смотрятся интереснее. Пусть и с одной - интересно сравнить впечатления от героев, от выхваченной сцены. А для детских, на мой взгляд, иллюстрации просто обязательны. Пусть хоть в этот период жизни порадуются ей ))) Радует разнообразие техник и способностей.


Вы долго готовились к изданию собственной книги: материал отобран, отредактирован, проверен на близких; вы уже нашли издательство, в которое будете обращаться… Казалось бы – еще немного, и у вас в руках окажется книга с вашими инициалами на обложке.

Рекомендации авторам от издательства "Эдитус":

К подбору иллюстраций (как для оформления обложки, так и текста произведения) необходимо подойти наиболее ответственно, ведь, как правило, потенциальный читатель оценивает книгу именно исходя из ее оформления. Поэтому иллюстрации, в первую очередь, должны точно отражать суть книги, и при этом задерживать на себе взгляд. "Тусклая" обложка способна "убить" даже самое гениальное произведения, т.к. потенциальный читатель вряд ли перевернет даже ее, не говоря уже о чтении самого текста.

Лучший вариант (но и самый самый затратный) - доверить иллюстрирование текста профессиональному художнику. Главное, что требуется от автора, это определить желаемый стиль иллюстраций: графика, аниме, карикатура, сказочные иллюстрации и т.п. В зависимости от стиля нашим издательством определяется художник для будущей книги, который знакомится с произведением, и в конечном итоге иллюстрации воспринимаются как единое с текстом и помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержании книги.

Если же вы планируете искать художника самостоятельно, и позже просто предоставить издательству готовые иллюстрации – обратите внимание на следующее.

Когда вы определились с художником – будьте внимательны в выборе содержания иллюстраций. Большая разворотная иллюстрация, на которой изображено малозначительное событие, вызовет у читателя только чувство недоумения, так как он не сразу сможет соотнести картинку и сюжет произведения.

Если у вас нет знакомых художников, и вы даже не представляете, к кому можно обратиться - воспользуйтесь услугами фрилансеров. Сегодня, когда мы больше не ограничены территориальными рамками – ничто не мешает вам, готовя книгу во Владивостоке, использовать иллюстрации, созданные художником из Крыма.

Как проиллюстрировать свою книгу

Издательства сокращают издержки и это, в первую очередь, отражается на оформлении книг. И если раньше иллюстрации в книгах для взрослых были обычным делом, то сейчас они почти вовсе не используются.

Между тем это мощный инструмент по продаже книги. Так что автору, возможно, стоит задуматься над тем, чтобы сделать их за свой счет.

Что надо учитывать:

Вкусы автора зачастую вообще не соответствуют сформировавшимся вкусам читателей данного вида литературы. Это надо принять как данность. Если у автора нет большого опыта работы с книжной иллюстрацией, то, скорее всего, он не сможет объективно оценить, какие иллюстрации понравятся читателям (т.е. будут способствовать продажам), а какие нет. Здесь надо полагаться на опыт профессионалов.

Заказ иллюстраций автором — это всегда риск. Не факт, что его книгу вообще примут в печать, а если примут, не факт, что иллюстрации понравятся издателю. Но в любом случае их можно будет использовать для оформления сайта автора или книги. Так что тут каждый должен смотреть сам: стоит овчинка выделки или нет.

Авторам книг, которые обычно издаются без картинок, не стоит ждать, что издатель заплатит им больше денег, если они по собственной инициативе предоставят иллюстрации.

Понятное дело, что книги для взрослых, которые издаются на газетной бумаге и печатаются в одну краску, не иллюстрируются в цвете. Заказывайте художникам черно-белые контрастные картинки.

Цветные иллюстрации делаются для детских книг, энциклопедий, прикладных книг и альбомов.

Картинки должны быть выполнены в разрешении не менее 300 dpi, лучше — больше.

Как работать с художником

Идеальный иллюстратор для автора — толковый начинающий художник без имени. Профессионал может брать от $100 до $500 за картинку — в зависимости от сложности. С новичком можно договориться на $20-$50. Еще дешевле могут обойтись уже готовые иллюстрации, которые художник когда-то рисовал для себя. Но подобрать то, что нужно, — довольно хлопотное дело: надо часами сидеть на сайтах, где выкладываются портфолио, и листать, листать, листать.

Нанимайте только тех художников, которые уже имеют в портфолио рисунки в нужном вам стиле. Это классическая ошибка: автору понравилась морда мультяшного волка или движущаяся машина, исполненная в реалистичной манере, и он заказывает иллюстрации в стиле комикса. Многие художники соглашаются, им кажется, что они без труда смогут нарисовать то, что нужно. Это, увы, не так.

Очень важный момент: проверьте по портфолио — умеет ли художник рисовать:
- людей (животных) в статичной позе;
- людей (животных) в динамике;
- интерьер;
- пейзаж.

Нередко художнику удается что-то одно: например, он может замечательно нарисовать грустную девушку у окна, а боксерский поединок ему — хоть убей! — не дается. В результате вы можете оказаться в весьма неприятном положении: половина иллюстраций у вас — замечательная, а половина — никуда не годится. Переделать художник не может — у него нет соответствующей квалификации.

Не обещайте иллюстратору публикацию. Он должен понимать, что если вашу рукопись не примут в печать, то и его работа останется невостребованной. Обещайте ему только деньги за проделанную работу.

К техническому заданию (ТЗ) следует подойти очень серьезно. Не требуйте, чтобы художник читал вашу книгу: для того, чтобы нарисовать качественную иллюстрацию, этого вообще не нужно. К тому же рукопись может не понравится (никто от этого не застрахован) и тогда художник заранее будет относиться к проекту как к провальному.

Оставляйте художнику простор для творчества — если это возможно. Объясните в ТЗ суть сцены, а он уж пусть сам решает, как что расположить. В ТЗ обязательно указывается:

- время суток;
- место действия;
- освещение;
- действующие лица — что они делают, в каких отношениях находятся, во что одеты и т.п.;
- важные детали.
Когда пишете ТЗ к сцене, не забывайте проверять детали по тексту. А то может оказаться, что у вас на столе стоят три стакана, а на картинке — два.

При написании ТЗ будьте кратки: не создавайте художнику лишние сложности.

Если вы пишете фэнтези, фантастику или историческую прозу, исходите из того, что художник ничего не понимает в оружии, звездолетах, шляпках-клош и прочих тонкостях. Всегда предоставляйте образцы — благо дело, в Сети можно найти картинки на все случаи жизни.

Заранее договаривайтесь о том, что вы будете вносить правки. Художник с самого начала должен быть к этому готов. Если становится очевидным, что он не в состоянии сделать то, что вам надо, расторгайте договор.

Сроки — это больное место в любой творческой работе. В зависимости от сложности, на прорисовку иллюстрации может уходить от нескольких минут до нескольких недель. Пусть у художника будет достаточно времени. Он может думать, что легко нарисует все за три дня — не нарисует. То у него вдохновения нет, то кошку надо к ветеринару нести.

Обязательно заключайте договор! Издатель не примет иллюстрации к печати, если у вас не будет письменного свидетельства, что права на них принадлежат вам.

Пропишите в договоре при каких условиях вы имеете право расторгнуть сделку — и кто что в этом случае получает: например, что произойдет, если художник вдруг откажется рисовать все 10 заказанных иллюстраций? Допустим, он влюбился и ему стало не до вас. Три готовые картинки вам не нужны, вам нужен весь пакет.

Или еще один варинт: художник безбожно затягивает сроки. Или вдруг начал работать спустя рукава.

Торгуйтесь! Книжная иллюстрация — один из самых интересных для художников жанров. Большинство из них работают в сфере рекламы или в дизайн-студиях и им изо дня в день приходится рисовать какие-нибудь этикетки для пива или промышленные насосы. Художников много — заказов на книжную иллюстрацию мало, так что цену можно сбить в разы.

Как работать с издателем

Отправляя заявку в издательство, можно вовсе не упоминать об иллюстрациях (если оно не требуется по смыслу проекта). Это никак не повлияет на принятие решения о публикаии. Если редактор предложит вам контракт, тогда скажите, что у вас есть столько-то иллюстраций и приложите к письму два-три образца.

Если редактор дает добро на публикацию картинок, делаете пометки для верстальщика — в какое место надо вставить тот или иной файл.

С издательством заключается обычный лицензионный договор: вы передаете ему право публикации иллюстраций на тот же срок, что и рукопись.

Читайте также: