Как сделать климатическую карту

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Цель урока: создать условия для формирования умений работа с климатическими картами.

Образовательные задачи:

· дать представление о различных видах климатических карт и способами работы с ними;

· научить работать с различными типами климатических карт;

Развивающие задачи:

· продолжить развитие умения работать с текстом учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при работе с климатическими картами.

· развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

· развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

· воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Воспитательные задачи:

· способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению природы мира;

· развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Дидактический материал: инструктивные карты, учебники, атласы

Наглядные пособия: атласы, карта настенная

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, беседа:

Урок: Работа с климатическими картами. (1 час)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

Давайте вспомним что мы с вами изучали на прошлом уроке? Посмотрите на экран.

Что такое погода?

Что такое климат? Какие климатические пояса выделяют на планете?

А зачем нам с вами знать особенности климатических поясов?

А какие характеристики климатических поясов необходимо знать?

Давайте отгадаем загадки

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка.

Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет

Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул.

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал!

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

Правильно. А что приносят с собой часто облака?

Какие приборы используются для определения показателей климата?

Выполните задание: Установите соответствие прибор - показатель

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы

Температура

Атмосферное давление

Анероид – атмосферное давление

Осадкомер – количество осадков

Флюгер – направление ветра

Включаются в проблему, связанную с темой урока; формулируют тему и цель урока.

Эмоциональное воздействие на учащихся, вызвать интерес, активность, опыт, привлечь внимание детей наглядностью

3 Создание проблемной ситуации,

постановка проблемы.

Целеполагание.

Планирование.

А для чего нам с вами знать особенности погоды и климата?

А как называется наука о предсказании погоды?

А как называется профессия людей, которые занимаются предсказаниями погоды?

Сегодня мы с вами будем работать на уроке в роли метеорологов.

А что надо знать и уметь метеорологам, для предсказания погоды и климата?

А где мы с вами возьмем данные для предсказания особенностей климата территории?

Дети высказывают разные мнения

(возникает проблемная ситуация).

Погодные (климатические показатели)

Из карты в учебнике и атласе.

3. Практическая деятельность детей (работа в группах)

Вы поделены на группы. Каждая группа работать будет со своей территорий для определения особенностей климата.

1 группа Рио-де-Жанейро

2 группа Новосибирск

4 группа Санкт Петербург

5 группа Сидней

У каждой группы и у каждого члена группы имеются свои инструктивные карты, которые заполняются во время работы. В данных картах прописан алгоритм работы с климатическими картами и некоторые вопросы на которые вы должны ответить. На работу вам отводится 10 минут.

Работают с разными источниками географической информации (учебником и атласом);

выделяют главное, анализировать собранную информацию,

оформляют результаты работы в таблице;

Заполняют инструктивную карту

Продолжить формировать умения работать с разными источниками географической информации;

умений выделять главное,

анализировать собранную информацию,

оформлять результаты работы в виде таблицы;

4. Физминутка

5. Результаты самостоятельной работы групп.

Слушает ответы учащихся, оценивает.

А теперь давайте разберем вопросы, которые у вас еще имеются в картах.

Выступают с отчётом о проделанной работе

Отвечают на вопросы

Развитие умения выступать перед аудиторией, грамотно и доказательно излагать свои мысли, умение видеть значимость своей работы в ходе передачи приобретённых знаний.

формирование умения кратко излагать свои мысли устно,

способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению географии

6. Проверка приобретённых знаний

Сегодня мы с вами тренировались работать с климатическими картами.

1. Какие разновидности климатических карт бывают?

Какой существует алгоритм работы с климатическими картами?

2. Найдите соответствия:

Климатический пояс – воздушная масса:

Арктический , экваториальная воздушная масса, тропический пояс, арктическая воздушная масса, экваториальный климат, тропическая воздушная масса

3. Найти соответствие:

Умеренный климат

Умеренная воздушная масса

Чередование двух воздушных масс в течение года

Большое количество осадков

Экваториальная воздушная масса

Постоянные средние температуры в течение года температуры

Отвечают на вопросы

Арктический – арктическая ВМ

Экваториальный – экваториальная ВМ

Тропический – тропическая ВМ

Умеренный климат – сезонность, умеренная воздушная масса

Экваториальный климат

Большое количество осадков

Экваториальная воздушная масса

Постоянные средние температуры в течение года температуры

7. Рефлексия

Давайте ответим на вопросы:

На уроке я узнал…

Мне было трудно…

У вас на партах карточки со смайликами

Выберите тот, что соответствует вашему настроению

Отвечают на вопросы по желанию…

Обсуждения в группах, делают свои выводы

Высказывают своё мнение, выражают свои мысли и чувства

Вызвать желание учащихся размышлять высказывать своё мнение

8. Домашнее задание

Делают записи в дневниках

Инструктивная карта

Дайте характеристику климатических показателей города Рио-де-Жанейро

Алгоритм работы с климатическими картами

1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2. Найдите заданный город.

3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

· Температуру января (по ближайшей изотерме),

· Температуру июля (по ближайшей изотерме),

· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

· Среднегодовое количество осадков,

· Преобладающие постоянные ветра,

Показатели климата

Рио-де-Жанейро

Средняя температура января, ºC

Средняя температура июля, ºC

Годовая амплитуда температур, ºC

Среднегодовое количество осадков

4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________________________

Инструктивная карта

Дайте характеристику климатических показателей города Новосибирск

Алгоритм работы с климатическими картами

1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2. Найдите заданный город.

3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

· Температуру января (по ближайшей изотерме),

· Температуру июля (по ближайшей изотерме),

· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

· Среднегодовое количество осадков,

· Преобладающие постоянные ветра,

Показатели климата

Новосибирск

Средняя температура января, ºC

Средняя температура июля, ºC

Годовая амплитуда температур, ºC

Среднегодовое количество осадков

4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему._________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы. _______________________________________________________

Инструктивная карта

Дайте характеристику климатических показателей города Каир

Алгоритм работы с климатическими картами

1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2. Найдите заданный город.

3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

· Температуру января (по ближайшей изотерме),

· Температуру июля (по ближайшей изотерме),

· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

· Среднегодовое количество осадков,

· Преобладающие постоянные ветра,

Показатели климата

Средняя температура января, ºC

Средняя температура июля, ºC

Годовая амплитуда температур, ºC

Среднегодовое количество осадков

4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________

Инструктивная карта

Дайте характеристику климатических показателей города Санкт Петербург

Алгоритм работы с климатическими картами

1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2. Найдите заданный город.

3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

· Температуру января (по ближайшей изотерме),

· Температуру июля (по ближайшей изотерме),

· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

· Среднегодовое количество осадков,

· Преобладающие постоянные ветра,

Показатели климата

Санкт-Петербург

Средняя температура января, ºC

Средняя температура июля, ºC

Годовая амплитуда температур, ºC

Среднегодовое количество осадков

4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.__________________________________________ ___________

Инструктивная карта

Дайте характеристику климатических показателей города Сидней

Алгоритм работы с климатическими картами

1. Познакомьтесь с легендой климатической карты.

2. Найдите заданный город.

3. По картам определите и занесите данные в таблицу № 1:

· Температуру января (по ближайшей изотерме),

· Температуру июля (по ближайшей изотерме),

· Вычислите амплитуду температур (амплитуда температур – это разница между самой высокой и самой низкой температурами),

· Среднегодовое количество осадков,

· Преобладающие постоянные ветра,

Показатели климата

Средняя температура января, ºC

Средняя температура июля, ºC

Годовая амплитуда температур, ºC

Среднегодовое количество осадков

4. Определите, где на земном шаре находятся районы, в которых температура никогда не поднимается выше нулевой отметки. Объясните почему.______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите, в каких широтах Земли расположены самые засушливые и самые влажные районы.______________________________________________________

Комментарии (2)


Урок хороший, но для участия в конкурсе по "географии России" нужно использовать больше материала по России.


Тепловая карта в Excel — это визуальное представление, которое быстро показывает вам сравнительное представление набора данных.

Например, в наборе данных ниже я могу легко определить, в какие месяцы продажи были низкими (выделены красным) по сравнению с другими месяцами.


В приведенном выше наборе данных цвета назначаются в зависимости от значения в ячейке. Цветовая шкала от зеленого до желтого и красного, при этом высокие значения получают зеленый цвет, а низкие значения — красный цвет.

Создание тепловой карты в Excel

В то время как вы можете создать тепловую карту в Excel, вручную кодируя ячейки цветом. Однако вам придется переделывать её, когда значения изменятся.

Вместо ручной работы вы можете использовать условное форматирование для выделения ячеек на основе значения. Таким образом, если вы измените значения в ячейках, цвет / формат ячейки автоматически обновит тепловую карту на основе предварительно заданных правил условного форматирования.

В этом руководстве вы узнаете, как:


  • Быстро создавать тепловую карту в Excel с помощью условного форматирования.
  • Создать динамическую тепловую карту в Excel.
  • Создать тепловую карту в сводных таблицах Excel.

Создание тепловой карты в Excel с использованием условного форматирования

Если у вас есть набор данных в Excel, вы можете вручную выделить точки данных и создать тепловую карту.

Однако это будет статическая тепловая карта, поскольку цвет не изменится при изменении значения в ячейке.


Следовательно, условное форматирование — это правильный путь, поскольку он заставляет цвет в ячейке изменяться, когда вы меняете значение в ней.

Предположим, у вас есть набор данных, как показано ниже:


Вот шаги, чтобы создать тепловую карту с использованием этих данных:

  • Выберите набор данных. В этом примере это будет B2: D13.
  • Перейдите на главную -> Условное форматирование -> Цветовые шкалы. Он показывает различные цветовые комбинации, которые можно использовать для выделения данных. Самая распространенная цветовая шкала — первая, в которой ячейки с высокими значениями выделяются зеленым, а низкие — красным. Обратите внимание, что при наведении указателя мыши на эти цветовые шкалы вы можете видеть предварительный просмотр в наборе данных в реальном времени.

Это даст вам тепловую карту, как показано ниже:


По умолчанию Excel назначает красный цвет наименьшему значению, а зеленый цвет — наибольшему значению, а все остальные значения получают цвет в зависимости от значения. Итак, есть градиент с разными оттенками трех цветов в зависимости от значения.

Теперь, что, если вам не нужен градиент, а вы хотите отображать только красный, желтый и зеленый цвета. Например, вы хотите выделить красным все значения меньше, чем, скажем, 700, независимо от значения. Итак, 500 и 650 имеют одинаковый красный цвет, так как он меньше 700.


Как сделать это:

Теперь вы получите результат, как показано ниже. Обратите внимание, что все значения ниже 700 имеют одинаковый оттенок красного цвета.

Предупреждение: условное форматирование — замечательный инструмент, но, к сожалению, оно непостоянно. Это означает, что всякий раз, когда в таблице происходят какие-либо изменения, условное форматирование пересчитывается. Хотя влияние может быть незначительным для небольших наборов данных, оно может привести к медленной работе книги Excel при работе с большими наборами данных.

Создание динамической тепловой карты в Excel

Поскольку условное форматирование зависит от значения в ячейке, как только вы меняете значение, условное форматирование пересчитывается и изменяется.

Это дает возможность составить динамическую тепловую карту.

Давайте рассмотрим два примера создания тепловых карт с помощью интерактивных элементов управления в Excel.

Пример 1: Тепловая карта с использованием полосы прокрутки

Вот пример, где тепловая карта изменяется, как только вы используете полосу прокрутки для изменения года.


Этот тип динамических тепловых карт можно использовать на информационных панелях, где у вас ограниченное пространство, но вы все же хотите, чтобы пользователь имел доступ ко всему набору данных.

Нажмите здесь, чтобы загрузить шаблон тепловой карты

Как создать эту динамическую тепловую карту?

Вот полный набор данных, который используется для создания этой динамической тепловой карты.


Вот шаги:

Теперь, когда вы меняете полосу прокрутки, значение в Sheet1! $ J $ 1 изменится, и, поскольку формулы связаны с этой ячейкой, оно будет обновляться, чтобы отображать правильные значения.


Кроме того, поскольку условное форматирование непостоянно, как только значение изменяется, оно также обновляется.

Пример 2: Создание динамической тепловой карты в Excel с помощью радиокнопок

Вот еще один пример, в котором вы можете изменить тепловую карту, выбрав переключатель:


В этом примере вы можете выделить 10 верхних / нижних значений на основе выбора переключателя / переключателя.

Нажмите здесь, чтобы загрузить шаблон тепловой карты

Создание тепловой карты в сводной таблице Excel

Условное форматирование в сводных таблицах работает так же, как и с любыми обычными данными.

Но вам нужно знать кое-что важное.

Позвольте мне на примере показать вам.

Предположим, у вас есть сводная таблица, как показано ниже:


Чтобы создать тепловую карту в этой сводной таблице Excel:

  • Выберите ячейки (B5: D14).
  • Перейдите на главную -> Условное форматирование -> Цветовые шкалы и выберите цветовую шкалу, которую вы хотите применить.

Это мгновенно создаст тепловую карту в сводной таблице.


Проблема с этим методом заключается в том, что если вы добавляете новые данные в бэкэнд и обновляете эту сводную таблицу, условное форматирование не будет применяться к новым данным.

Например, когда я добавил новые данные в серверную часть, скорректировал исходные данные и обновил сводную таблицу, вы можете увидеть, что условное форматирование к ней не применяется.


Это происходит, поскольку мы применили условное форматирование только к ячейкам B5: D14.

Если вы хотите, чтобы эта тепловая карта была динамической, чтобы она обновлялась при добавлении новых данных, выполните следующие действия:

Теперь условное форматирование будет обновляться при изменении данных серверной части.

Следуем заданному алгоритму. Часто на ОГЭ или контрольных работах есть вопросы, которые требуют умения анализировать климатограммы. При выполнении задач необходимо правильно считывать значения среднемесячных температур воздуха, умение определять амплитуду температур, среднемесячное количество атмосферных осадков. Помним, что климатические пояса отличаются среднемесячными температурами воздуха, а Южное полушарие Земли отличается от Северного временами года.

Как пользоваться климатограммой?


Как пользоваться климатограммой? Параметры и характеристики.

Итак, для решения задач с климатограммами следуем пошаговому алгоритму:

Как определить климатический пояс по климатограмме?

  • Определяем к северному или южному полушарию относится заданная диаграмма климата:
  1. Температура понижается в феврале, январе, то есть зима приходит в привычные для нас зимние месяцы – декабрь, январь, февраль – климатограмма указывает на полушарие северной части Земли;
  2. Низкие температуры приходятся на июль, то есть зима протекает в июле – диаграмма климата характеризует южное полушарие Земли.

По амплитуде* температур воздушных масс выясняем климатическую полосу:

  1. Экваториальный пояс – На протяжении года массы воздуха нагреты от +24С до +26С, при этом амплитуда не более 2-3 градуса;
  2. Субэкваториальный пояс – Температурная амплитуда в пределах 3-7 градусов и при этом выше +20С;
  3. Амплитуда температурных колебаний больше 7 градусов, но зимой градус воздуха не снижается ниже +10С, – тропический пояс;
  4. Зимой воздух около нуля, градус воздуха колеблется от +3С до 5С – это субтропики;
  5. Минусовые температуры характеризуют умеренный, субарктический (субантарктический) или арктический (антарктический) пояса.

Как определить тип климата по климатограмме?

  • Характер климата определяет не только амплитуда колебаний температур, но и количество, и характер выпадения осадков:
  1. Следует помнить, что тропические и арктические пояса являются сухими по влажности климатическими зонами. Что означает минимальное количество осадков за весь год.
  2. Экваториальный и умеренные районы – с максимально возможным за весь год количеством осадков.
  3. Субэкваториальные, субтропические пояса – переходный климат.
  1. Экваториальный климатический пояс: Осадки за год составляют превышают 2000 мм;
  2. Переменно-влажная зона субэкваториальная. Характеризуется многочисленными осадками на протяжении года, но бывают и засухи;
  3. Тропики, полупустыни: Осадки менее 150 мм за весь год;
  4. Субтропический – Летом осадков не значительно. Зимой – среднее по количеству осадков за год доходит 700-1000 мм. За целый год может составить около 1500 мм.;
  5. Зимний период характерен с минимумом осадков, основная масса в виде дождей обрушивается летом – муссонный климат.
  6. В умеренном поясе годовое количество не больше 800 мм по атмосферным осадкам.

Как определить амплитуду температур по климатограмме?

*Амплитуда в географии – разница максимальных и минимальных показателей, как температуры, высоты. Амплитуда температуры = максимум – минимум. Обязательно учитываем знак минус при отрицательной температуре.

На рисунке выше: На климатограмме амплитуда = 13 градусам (23С-10С=13С). Если, например, температура за год имеет максимальное значение +25С и минимальное -28С, то в этом случае: А=53С (25С-(-28С)=53С)

Рисунок 2. Как определить амплитуду температур по климатограмме Рисунок 3. Амплитуда температур по климатограмме

Как читать климатограмму : 1 комментарий

Более нормального объяснения нигде больше нет. Все понятно и без вопросов. Спасибо, очень помогло.

Рабочая тетрадь по географии 8 класс Николина Просвещение 2020-2021

1. Комфортность климата – это степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

2. Влияние климата на сельское хозяйство заключается в том, что климатические условия определяют возможность выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур.

3. в) испаряемость

4. а) коэффициент увлажнения

5. Для определения коэффициента увлажнения необходимо знать годовую сумму осадков и величину годовой испаряемости, годовую сумму осадков нужно поделить на величину годовой испаряемости.

6. При жилищном строительстве учитываются все климатические характеристики. От зимних температур зависит толщина стен и их утепление, необходимость подвода отопления (в том числе расчет ресурсов для отопления помещений) и защиты труб от промерзания. Количество осадков определяет конструкции крыш, обустройство ливневой канализации, расположение застройки в районах, где возможны паводки, подтопления или опасные геологические явления из-за осадков (например, оползни, формирование селевых потоков).

7. Моя местность – Санкт-Петербург. Неблагоприятные климатические явления, наблюдавшиеся в моей местности: смерчи, снегопады, метели, гололёд, шквалы, ливни, град. Наиболее опасны для людей были смерчи, шквалы, метели и гололёд.

8. На основе анализа карт плотности населения и климатической карты России можно сделать вывод о том, что большая часть населения проживает в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата в европейской части страны. Для азиатской части страны характерно проживание населения юге всех климатических областей умеренного климатического пояса.

9. а) коэффициент увлажнения полуострова Ямал – более 1 (1,5-2) – природная зона тундры.

б) коэффициент увлажнения Прикаспийской низменности – менее 0,33 – природная зона пустынь и полупустынь.

в) коэффициент увлажнения моей местности (Санкт-Петербург) – более 1 (1-1,33) – природная зона тайги.

Выводы: природные зоны тайги и тундры можно отнести к переувлажнённым природным зонам, а пустыни и полупустыни – к сухим.

10. а) Дополнительные затраты в зимний период в моей семье: плата за отопление, покупка тёплых вещей, покупка лекарств.

б) Дополнительные затраты в зимний период в моем населенном пункте (Санкт-Петербург): топливо для теплоэлектростанций, противогололёдные реагенты, уборка снега, закупка теплой одежды для бюджетных учреждений, затраты на проведение профилактики простудных заболеваний.

Читайте также: