Как сделать кластер по русскому

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Чернушич Анастасия Михайловна

Населенный пункт: г.о. Ивантеевка

Все наше достоинство – в способности мыслить.

Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой для учащегося. Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. Мысли уже не громоздятся ,а гроздятся в определённом порядке.

Слайд 5 . Основные принципы составления кластера

Слайд 6. Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Так же этот метод можно использовать на разных этапах урока

-В начале. Для стимулирования мыслительной деятельности. (повышения мотивации)

-На этапе ознакомления с новым материалом. (для более чёткого усвоения)

-На этапе закрепления материала. (помощь для воспроизведения)

-На этапе обобщения, повторения темы.

-В домашнем задании.

Давайте попробуем с вами составить парочку стандартных кластеров.

Слайд 7.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)


Предметный Арт-кластер

Давайте и мы попробуем!

Слайд 8. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

Слайд 9. Что дает применение метода кластера на уроках детям?

-В своей практике я использую метод кластера. Моим детям очень нравится составлять эти схемы.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. Всё это пригодится в жизни.

Слайд 9. Выводы.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

А уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Загрузить презентацию (353 кБ)

Наиболее сложным и проблемным вопросом при переходе на преподавание по новым ФГОСам для большинства учителей остается вопрос организации метапредметной проектной работы. Самым простым для некоторых учителей стало решение сделать проектное задание домашним: во-первых, могут помочь взрослые (родители или родственники), Интернет; во-вторых, не тратится время урока. Но в этом случае много НО: насколько самостоятельно выполнена работа, какие этапы выполнения проекта вызвали затруднение, как помочь ученику научиться выходить из трудного положения, самоорганизовываться, осуществлять поиск, анализ и синтез информации, организовывать защиту своего проекта. И здесь на помощь может прийти один из приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – кластер, являющийся одним из способов обработки информации. Мы лишь несколько модифицировали, адаптировали его к достижению своих целей.

Есть и еще одна причина, заставившая обратиться к использованию кластера. Сочинение на выпускных экзаменах остается одним из самых трудных заданий, часто даже не потому, что ученик не может построить рассуждение, а потому, что просто не понимает смысла предложенного текста. Как порой дети говорят: сто раз прочитал – ну не понимаю, какую здесь проблему можно выудить. Не помогают в этом случае все эти пособия с заготовленными заранее шаблонными фразами “автор считает. писатель поднимает. ” Что считает, куда поднимает. Текст-то про что.

В подобных ситуациях кластер может стать одним из наиболее эффективных средств как организации проектной работы в рамках урока, так и подготовки учащихся к написанию итоговых сочинений-рассуждений. Достоинства кластера состоят в том, что мы можем увидеть структуру текста и, проанализировав все его составляющие, построить скелет рассуждения. Под кластером мы с детьми условно понимаем модель текста. Собственно, кластер – это просто удобное краткое название приема – в нем использованы наработки и опорных схем В.Ф.Шаталова, и принципы составления наглядных материалов С.Н.Лысенковой. Построение такой модели позволяет при написании, например, сочинения (задание 25) ЕГЭ увидеть, в чем состоит проблема, поставленная автором, как ставится, какова позиция автора, может ли ученик поддержать аргументами точку зрения автора или стоит пересмотреть замысел рассуждения, попробовать найти, может, более узкую проблему, но поддающуюся доказательству теми аргументами, которые есть в наличии у ученика.

Опыт работы позволяет утверждать, что введение составления кластера способствует формированию метапредметных навыков обработки и представления информации, оптимизирует временные затраты на уроке при выполнении многих видов работы с текстом. Применение методики возможно на любом предмете, в любом классе, на любом тексте (включая научную статью учебника), нужно лишь верно организовать вхождение в работу с кластером. На первых порах, на стадии обучения данному приему лучше предложить всем для создания проекта один и тот же текст, так легче проследить ход выполнения задания в каждой группе, оказать помощь, ребятам будет интереснее проверять – сравнить, насколько они точнее сделали. Со временем, для осмысления больших текстов, произведений, чаще целесообразнее давать группам разные фрагменты, таким образом можно полнее и глубже разобраться в необходимых для изучения аспектах (содержание, композиция, идея. ). Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы предлагаем рассмотреть некоторые варианты реализации разного рода проектов на разных уроках.

Вот, например, на уроке литературы в 7 классе мы изучаем творчество Л.Н.Толстого (Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Ч.1 – М.Просвещение, 2010, стр.276). Вводная статья затрагивает вопросы биографии, творчества и мировоззрения писателя, но все они так или иначе связаны с Ясной Поляной. Ни план, ни тезисы не могут в полной мере помочь увидеть семикласснику эту связь, а вот развернутая модель текста как нельзя точно и наглядно отражает главную мысль текста. Предположим, этот кластер мы составляем совместно с учениками на уроке. Начинаем создание проекта “Лев Толстой – Ясная Поляна” с первого ознакомительного чтения – определяем тему статьи – она станет заголовком кластера. Второе чтение – выделение ключевых слов, фраз, понятий. Мы выносим эти понятия на отдельный лист и строим черновую логическую цепочку, пробуем построить связный текст на основе кластера, видим недостающие звенья, достраиваем и получаем примерно такое искомое:


Конечно, учителем составляется кластер-проект заранее, но в ходе совместной с детьми работы он претерпевает порой значительные изменения. Нужно отметить, что вместе с учителем дети выполняют модель текста охотно – видят движение мысли, часто спорят друг с другом и учителем, азартно стараются закончить раньше всех определенный этап проекта. Но самостоятельно работают в среднем звене не очень рьяно, а вот чем старше, тем предпочтительней для них становится самостоятельная, индивидуальная работа над проектом. Поэтому в среднем звене чаще предлагаем на уроке групповую форму (2-4 человека), для создания кластера берем прочитанный заранее, дома, или небольшого объема - на уроке – текст. Выделение же ключевых слов-фраз и установление логических связей между блоками, оформление и защиту кластера учащиеся выполняют самостоятельно: распределяют роли (координатор, информатор, оформитель, оратор-защита проекта), оформляют проект, готовят защиту, отвечают на вопросы слушателей. Так, главы из повести “Детство” Л.Толстого были прочитаны дома, а на уроке дети получили задание по группам составить проект-кластер одной из пяти представленных в учебнике глав. В 7 классе на уроке литературы при анализе глав из повести “Детство” ребята работали самостоятельно в группах разного состава (по желанию).



Ребята аргументируют не только логико-смысловую часть, но и выбор цветовой гаммы своего проекта. Здесь, как видите, девочки использовали даже форму блоков кластера для отражения характера мамы Николеньки. Все пять глав мы рассмотрели на одном уроке, правда, к составлению и конструктивному обсуждению такого рода проектов ребята уже были подготовлены.

Кластер может использоваться на уроке в зависимости от учебной цели достаточно разнообразно: проект по составлению кластера, восстановление неполного кластера, установление логических связей между блоками, исправление искаженного кластера, создание логически обоснованного текста по готовому кластеру. Вот как может работать кластер на уроке повторения темы “Союз” в 7 классе на уроке русского языка “Мыслить ясно – ясно излагать” Союз. Повторение (Приложение 1). Рассмотрим некоторые этапы урока:

1 этап. Оргмомент, работа с темой урока: Что помогает нам излагать свои мысли ясно, связно? Что мы уже знаем о союзе?

Повторение теоретического материала по теме проводим на неполном кластере (кластер был составлен в начале изучения темы, это было домашним заданием ребят, на уроке мы уточнили, дополнили и вынесли на отдельный лист в тетради, пользовались им на протяжении всех уроков по изучению “Союза”):


7 этап. Проверка Домашнего задания – кластер по “Хорошему отношению к лошадям” В.Маяковского. Стихотворение было прочитано на уроке литературы, мы познакомились с особенностями архитектоники стиха. Первоначальное восприятие у ребят было затруднено необычностью формы, стиля, языка поэта, это закрывало от них смысловую наполненность содержания произведения, поэтому было предложено “легкое”, с их точки зрения, задание к уроку русского языка: составить кластер-проект по этому стихотворению. Обсудив предложенные ребятами слайд-проекты, мы выбрали наиболее глубокий с точки зрения смысла. Вот по нему ученики получили задание установить с помощью предложенных учителем союзов связь между частями текста; записать одно предложение, отметить союз, расставить знаки. По вариантам, используя один из союзов, составляем самостоятельно предложение, в котором устанавливаем связь между любыми двумя блоками кластера, определяем роль союза в этом предложении (например: Стихотворение Маяковского призывает к хорошему отношению не только к лошади, но и к человеку. – Союз не только-но и связывает однородные дополнения).


Работа с кластером продолжается заданием на 8 этапе: Предлагаем подумать, какова роль союза в предложенном фрагменте, оформить ответ:


Ответ может выглядеть примерно так: Сочинительный соединительный союз и в предложении связывает однородные сказуемые, кроме того, анафора “И” подчеркивает мысль поэта о том, что, несмотря на трудности, не нужно отчаиваться.

На этом же уроке предлагаем на 10 этапе повторить определение союза по “ромашке”. “Ромашка”, как правило, предваряет составление кластера: то есть все ключевые понятия мы располагаем вокруг главного и анализируем взаимозависимость, взаимосвязь, логику их взаимодействия. На первый взгляд, несложное задание на самом деле не всеми ребятами выполняется хорошо: важно сохранить логику определения – сначала озвучить категориальные, затем морфологические и, наконец, синтаксические признаки.


Кластер “Хорошее отношение. ” продолжает работать, мы используем его и на этапе рефлексии, подведения итогов, когда нужно провести самооценку: выбрать понравившееся начало предложения и аргументированно закончить его, поставить за урок отметку. Ребята в позитивном ключе, наполненные благородными мыслями, завершают урок:


Подготовленные к работе с кластером, старшеклассники уже осознанно применяют его для анализа текстов и написания сочинений-рассуждений в формате ЕГЭ. Хотя и эту форму работы мы вводим постепенно. Ребята должны привыкнуть, что это только поначалу “есть речи – значенье темно иль ничтожно, но. ”, но если с “речью” вдумчиво поработать, то она становится прозрачной, внятной, простой. В начале обучения в 10 классе, когда основной задачей для учеников становится задача определить проблему, поставленную автором предложенного текста, мы, определив ключевые слова-фразы и построив кластер, пробуем задать вопросы к блокам кластера.

На следующем этапе работы по слайд-проекту, задав вопрос, находим ответ в тексте, затем представляем себя проверяющими-экспертами и готовим на основе кластера своеобразный ключ для эксперта: возможные проблемы и решение их автором текста.

Наибольшую пользу приносит выполнение следующей проектной работы. Выполняется и защищается она индивидуально каждым учеником.

  1. Подобрать отрывок из произведения о Великой Отечественной войне (примерно 200 слов)
  2. Составить кластер (многоуровневый)
  3. Выделить в кластере опорные моменты для:

- определения проблемы
- составления комментария проблемы
- определения позиции автора
- аргументации своей позиции
- композиционного оформления (если возможно)

Но опять-таки сначала такой проект поэтапно выполняется фронтально всем классом совместно с учителем. Возьмем, например, текст упр.273 (стр.203 учебника А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой Русский язык 10-11 классы, базовый уровень, 2011г.). Фрагмент финала романа М.Шолохова “Тихий Дон”, ребята еще не прочли его, и это очень хорошо, литературоведческий анализ не мешает им воспринимать текст как объективную данность, всматриваться, вслушиваться, ведь здесь Шолохов предельно философичен, каждое слово выстрадано жизнью героя, каждая деталь многозначна. Понимание этого отрывка подготовит ребят к восприятию непростого произведения, а поиск своих аргументов заранее включит роман в контекст русской литературы, культуры, истории.


Вычленяем поэтапно из кластера блоки, необходимые для решения задачи написания сочинения ЕГЭ.



Комментарий проблемы: В предложенном фрагменте мы видим Мелехова на берегу Дона. Автор заставляет его выбросить оружие, заостряя наше внимание на такой детали: “тщательно вытер руки о полу шинели”. Тщательно, потому что его ждет встреча с ребенком! Писатель заставляет нас задуматься, почему радостная для Мелехова сцена сопровождается испугом сына, отводящего взгляд. Может, потому, что дети уже не ждут ничего хорошего в жизни, они растут без родителей, рядом - смерть (“Полюшка померла”).

Только после того, как проект полностью выполнен коллективно, дети получают задание создать свой слайд-проект. Интересно, что большая часть детей стремится выбрать для работы над проектом фрагменты из самостоятельно прочитанных произведений, что, несомненно, расширяет кругозор и одновременно служит своеобразной рекламой прочитанного произведения: отрывки представлены яркие, порой неоднозначные, а возникшие во время защиты споры способствуют появлению желания самому прочитать произведение и разобраться.

После того, как проект был выполнен и дети несколько раз посмотрели, послушали, обсудили, как сделали его другие, проблемы с написанием сочинения отпали, а кластер стал лучшим другом. Кстати, именно тогда ребята поняли, что кластер нужен, просто необходим в тех случаях, когда “есть речи – значенье темно иль ничтожно . ” и трудно определить или прокомментировать сходу проблему. А когда текст прозрачен.

Таким образом, методика составления кластера позволяет сформировать многие как предметные, так и метапредметные умения, решить задачу обучения проектной работе, может стать палочкой-выручалочкой на уроке, когда нужно усвоить большой теоретический объем знаний при минимальных временных затратах с большим КПД.

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Прием кластер: метод критического мышления

кластер - метод критического мышления

  • Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу детей в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить уже известные факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
  • Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками – фильмами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов. . На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

правила создания метода кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Применение метода кластер

применение приема кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

Какие умения развиваются у ребенка

ребенок анализирует

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • применять метод индукции при понимании проблемы в целом;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение






Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

кластер что это такое в школе

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества.

Кластер – что это такое в школе?

Кластер как метод критического мышления

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

 кластер примеры в начальной школе

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

  1. Умение формулировать вопросы.
  2. Находить главное в большом объеме учебного материала.
  3. Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
  4. Строить умозаключения.
  5. Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
  6. Проводить аналогии.
  7. Сравнивать и анализировать.

кластер примеры

  1. Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  2. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  3. Деятельность интересна детям.
  4. Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  5. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

образовательный кластер

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

При организации работы с младшими школьниками необходимо учитывать их возрастные особенности. Помните, что учитель на этих уроках является своего рода координатором работы: направляет усилия учеников в необходимое русло, сталкивает различные суждения, способствует созданию условий, которые будут побуждать к самостоятельному принятию решений.

прием кластер в начальной школе

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом.

Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

кластер на тему

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре - это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

составление кластера в начальной школе

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.

кластер по истории

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

SpringOwl

Я помню нам задавали делать кластер по обществознанию. принцип такой: представь себе компьютер. а там несколько папок. заходишь в одну папку - а там другие. в другой еще папки. кластер же - схема, таблица. пример на картинке.


SpringOwl

посмотри на картинку. видишь этот принцип? в первом несколько. в каждом из этих нескольких еще несколько. а на какую тему кластер?помогу чем смогу ;)

SpringOwl

Новые вопросы в Русский язык

Запиши соответствующие звуки в квадратных скобках,по одному в каждую строку.Не забывай в квадратных скобках

Определите от каких прилагательных образованы наречия. СРОЧНО ДАМ 20 БАЛОВ! Достойно-Заново-Испуганно-Засветло-Досуха-Издавна-Изредка-Наголо-Неспроста … -​

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основан … ии Вы сделали свой выбор. 1) Трудно было собаке привыкать к дикой жизни. 2) Красный цвет пугает волков и заставляет их сторониться флажков. 3) Лёд под ногами у Вали становился тоньше и местами потрескивал. 4) А где у вас Петя ложки хранятся?

К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу имена сущиствительные.Запишите словосочетания. Укажите рязряд прилагательных.

Эссе-рассуждение "" Какой школьный предмет мне нравится больше всего и почему" мне нравится Казахский язык! ​

Читайте также: