Как сделать кейс по психологии

Обновлено: 07.07.2024

Мой клиент - 30и лет. Назовём его Николай. Работает дальнобойщиком. У него была проблема со сном. Но он страдал не от бессонницы, а наоборот - от сонливости. Во время длительных перегонов груза на него часто наваливалась сонливость, хотя, по его словам, старался высыпаться.

Заснуть во время движения фуры - само по себе опасно: дорога может не простить даже маленькую оплошность - и слетишь в кювет, - хорошо, если ещё живой останешься. Но Николай кое-как держался, хотя было пару моментов, когда отключался, но, слава богу, быстро приходил в себя.

В лихих 90ых с нашим дальнобойщиком приключилась, мягко говоря неприятная история.

Тогда он работал с одним своим напарником (назовём его Виктором). Виктор был неплохим водилой, но с червоточинкой внутри как человек: неплохо зарабатывал, однако пил и бил свою жену (иногда довольно серьёзно её избивал) и вообще терроризировал всю семью. Николай знал про пьяные проделки своего напарника, но не вмешивался, потому что считал, что "разберутся сами в своих отношениях".

Так вот. На одном перегоне была очередь Николая крутить баранку. Первую часть пути в сон не клонило, но потом уже начало рубить серьёзно. И тут Николаю показалось, что что-то произошло с колесом фуры. Он остановил тягач и вышел из кабины посмотреть. Ничего не обнаружил, подумал, что показалось и пошёл назад. В этот момент с лежанки на пассажирское кресло спустился Виктор и начал интересоваться, по какой причине произошла остановка. Николай ответил ему: "Да чё-то меня морить в сон начало - потому, наверное и привиделось, что колесо пробило". "Так давай я пока поведу, а ты доспишь", - предложил напарник. "Да ладно! Не нужно: справлюсь. Тем более сейчас моя очередь".

Виктор не стал возражать. Пока они разговаривали в кабинке, Николай завёл и. забыл пристегнуть ремень безопасности. А Виктор остался сидеть в кресле пассажира пристёгнутый. Тронулись, поехали. Через час, как-то совсем незаметно Николай. уснул. Да, прямо за рулём! Это при том, что жизнь перед этим показала ему жёлтую карточку и предложила устами Виктора отдохнуть.

В общем - удар, больше похожий на щелчок, и Николай пришёл в себя уже на земле от нестерпимой боли. Вокруг суетились какие-то люди, укладывали его на носилки. Мало что понимая и дурея от боли, Николай лишь стонал и что-то бормотал про себя нечленораздельное.

Когда он уже лежал в больнице, то узнал, что они с напарником съехали с трассы и врезались прямо в здоровенное дерево. Виктора вообще убило смятым корпусом машины прямо в кабине! А Николай выжил, скорее всего, лишь потому, что его ударом выбросило через лобовое стекло наружу, ведь он был не пристёгнут. Вот такая ирония судьбы.

Уголовной ответственности Николаю как-то удалось избежать, долги за разбитую машину - вернуть. А вот от чувства вины перед женой напарника и их 5-летним сыном убежать не удалось. Пришлось уехать в другой город и бросить любимую работу дальнобойщиком. Просто уехал, даже с женой покойного Виктора не поговорил - боялся даже смотреть в глаза.

Ко мне Николай пришёл поработать над чувством вины. Сразу хорошо зацепить вину не удалось. Однако в терапевтических сессиях один за другим шли различные состояния сонливости: как засыпал на занятиях в ПТУ, как спал в автобусе, когда с матерью ехал в детский сад через весь город - много-много разных видов сонливостей. Работали до тех пор, пока состояния в сессии не стало более-менее ясным, без сонливостей.

И вот однажды у Николая вместо привычных состояний сонливости и всякого мелкого мусора всплыл эпизод, как он в детстве не послушался мать и забрался на дерево. Ветка хрустнула, и маленький Коля грохнулся на землю, сломав ногу. Шок, боль, крики матери. Больше всего невыносимы были причитания мамы, и Николай, по его словам, как будто бы решил отключиться, чтоб не слушать материнские всхлипывания "Я же говорила. ", - возможно, даже потерял сознание.

Таким образом, Николай чётко понял, почему ему было так трудно удерживаться ото сна во время езды. Потому что тёплая кабина, монотонное движение, небольшое качание кабинки ассоциировалось у него с матерью, как она его, ещё совсем маленького держала возле груди и укачивала (этот эпизод в сессиях мы прошли с ним ещё раньше). И когда он отключился с переломом, когда уже был чуть постарше, то подсознательно принял решение, что в ситуациях, где присутствует что-то похожее на какую-то ситуацию с его матерью, он будет отключаться, засыпать, чтобы как бы не слышать её причитаний.

Это осознание шокировало Николая, потому что он не ожидал, что именно в этом и есть причина смерти его напарника - причитания матери! В какой-то степени невольному убийце стало легче, часть вины спала.

Спустя какое-то время я узнаю, что Николай вернулся в город, в котором ранее жил. И решил пойти и, наконец, попросить прощения у супруги бывшего напарника. Однако, как-то так получилось, что простые и искренние извинения переросли в чувства. И года через полтора они поженились. Чувство вины у Николая осталось, но с ним он уже не захотел работать дальше: навалилось куча дел, некогда было думать об этом, да и вина, по его словам, не сильно ему мешала жить с новой семьёй и снова гонять фуры: сонливость же уже его не доставала.

Вот такая неоднозначная история.

"Как "напугать" волка"
(Проблема: Заикание)

Ко мне обратился один клиент, который довольно ощутимо заикался. Проблема в том, что его работа была связана с общение с людьми. И заикание, понятное дело, ему сильно мешало. Он пытался от него избавиться - что-то порядка 20 лет.

Работали мы долго. Аж целых полгода регулярных занятий два-три раза в неделю! Заикание, то ослабевало после очередной удачной сессии, то возвращалось снова. Клиент уже отчаялся победить свой дефект, как в одной из сессий у него всплыл интересный эпизод, где они маленькие пошли с сестрой в лес.

Там они наткнулись на волка. Это была матёрая и крупная зверюга, которая, несмотря на то, что перед ней были дети, оскалилась и стала рычать на них. Малые сильно перепугались. Сестрёнка начала плакать. И этот плач пробудил в клиенте чувство защитника своей семьи. Но что делать, клиент не знал, был не подготовлен к таким ситуациям и ничего лучше не смог придумать, как начать топать на волка и кричать "Аза. Аза. Аза. ". Волк решил ретироваться и убежал в лес.

Всё бы ничего, эпизод был бы забыт. Но года через три после этого случая у клиента началось заикание. И никто не мог понять, по какой причине. Но почему с опозданием в три года? А дело в том, что года через два клиент подружился с одним мальчиком, который был такой весь меланхоличный и постоянно тревожился. И вот эта тревога сработала для клиента как триггер на собственное заикание.

Но почему именно заикание? А дело в том, что в подсознании клиента отпечатался вот этот крик "Аза. Аза. Аза. ", очень похожий на заикание. И когда возникала какая-то ситуация, воспринимаемая как опасная (а общение с незнакомыми людьми так и расценивалось), то клиент начинал заикаться, как бы пугая своего волка из прошлого, как бы защищаясь от опасности. В прошлом эта стратегия успешно "сработала", и бессознательное решило её использовать снова.

К тому же в какой-то степени заикание придавало клиенту шарм (так называемая вторичная выгода), но, к сожалению, в деловых переговорах мешало. Клиент пытался как-то подавлять свой дефект, контролировать его, но ничего не получалось, становилось со временем ещё хуже, пока он не распутал всю причинно-следственную цепочку, не разобрался в себе. После чего заикание постепенно пошло на спад. Осталось практически незаметным (слышно, только если очень хорошо прислушиваться).

Сама полугодовая усердная работа клиента позволила ему избавиться параллельно и от ряда других проблем, о некоторых из которых он даже и не подозревал. Клиент посчитал, что ч то-то из этого списка будет даже поважнее заикания - впрочем, ему, конечно, виднее. :)

О кейсах говорят, кажется, все: их разбирают на ключевых отраслевых конференциях, их решают на крупнейших студенческих чемпионатах, да что там, даже девятиклассники сбегают с контрольных и олимпиад, чтобы вместе с командой отчаянных друзей сразиться за победу в кейс-соревновании. Вас еще не поглотила кейс-волна? Теория поможет понять, как подходить к бизнес-задачам. Чтобы разобраться в них с экспертами из топовых компаний, приходите на Школу Changellenge >>!

Что такое кейсы и кейс-метод

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

155_1.jpg

Профессор HBS Крис Кристен сен (Chris Christensen) написал сотни кейсов и считается чемпионом по обучению кейс-методу

Отличительные особенности кейс-метода

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

155_2.jpg

Хотите потренироваться решать бизнес-кейсы из разных отраслей? Это можно сделать на карьерном онлайн-интенсиве Школа Changellenge >>. Вашими преподавателями будут эксперты-практики из рейтинговых компаний, вы заведете новые деловые знакомства и получите весомую строчку в резюме. Регистрируйтесь!

Как пишутся кейсы

Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.

Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями компании: авторы кейса обсуждают проблему с топ-менеджерами, проводят интервью с сотрудниками, собирают данные из разных отделов. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов консалтинговых компаний, исследований рынков, информации для инвесторов, статистических данных.

Поскольку цель кейса — обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.

Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:

155_3.jpg

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.

По формату использования выделяют:

  • Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По уровню сложности кейсы могут быть:

Структура классического (гарвардского) кейса

155_4.jpg

Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Интересные факты о кейсах

Рекомендуем:

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

1. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕ

2. Кейс №1 (дошкольный возраст)

Катя, 4 года. С 3 лет посещает детский сад. Адаптационный
период прошла благополучно (адаптация длилась около
двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе
является лидером, при этом достаточно часто начинает
действовать силой. В группе есть несколько подруг, при
этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт
решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в
полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца).
Отношения родителей являются напряженными, т.к.
достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки
и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий
уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон
настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить
кого-либо из детей в группе, также может резко закричать
или заплакать.

3. Кейс №1 (дошкольный возраст)

Из беседы с родителями известно, что агрессию
девочка начала проявлять около года назад. Дома
ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но
может ударить бабушку, если она сделает ей
замечание. В отношениях с родителями пытается
добиться своего: может начать плакать, бить себя по
голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях
родители пытаются игнорировать поведение ребенка,
но бабушка пытается любыми способами ребенка
успокоить, поэтому сразу все разрешает.

4. Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные гипотезы:
• Эмоционально-личностные нарушения (высокий
уровень агрессии, нестабильность эмоционального
фона);
• Деструктивный стиль родительского воспитания,
приведший к нарушениям поведения у ребенка;
• Затянувшийся кризис 3-летнего возраста;
• Нарушения неврологического характера.

5. Кейс №1 (дошкольный возраст)

6. Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию
с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также
составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений:
• Соблюдение единства требований в семье;
• Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их
соблюдение;
• Создание и поддержание в семье благоприятного
эмоционального климата;
• Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения
конфликтных ситуаций;
• Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства;
• Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом;
• Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

7. Кейс №1 (дошкольный возраст)

8. Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
В индивидуальную программу работы необходимо
включить игры и методы, направленные на усвоение
социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок
посредством игры и с помощью взрослого (родителя
или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию
(неправильное поведение), а потом учится частично её
контролировать, усваивая другие варианты своей
реакции на происходящее. Также можно предложить
ребенку игры, в которых проигрываются определенные
ситуации.

9. Кейс №2 (младший школьный возраст)

10. Кейс №2 (младший школьный возраст)

Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика
проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет,
адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе
ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в
группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные
выступления не любил, требовалась длительная психологическая
подготовка
(настрой,
убеждение).
Отношения
в
семье
благоприятные, при этом большую часть времени ребенок
проводит с бабушкой, т.к. родители много работают.
Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности
при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При
необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется,
нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с
одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

11. Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные гипотезы:
• Эмоционально-личностные проблемы: низкий
уровень самооценки, высокий уровень личностной и
(или) ситуативной тревожности;
• Низкий уровень речевого развития;
• Деструктивный стиль воспитания: несоответствие
типа детско-родительского взаимодействия
возрастным особенностям сына;
• Наличие негативного психотравмирующего опыта
публичных выступлений в прошлом;

12. Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
1. Провести психолого-педагогическую диагностику с
целью определения уровня познавательного и речевого
развития;
2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка,
личностные особенности, а также изучить
внутрисемейные отношения;
3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить
индивидуальные рекомендации, направленные на
оптимизацию процесса обучения;

13. Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
4. Провести работу с классным руководителем, целью
которой станет разъяснение возрастных и личностных
особенностей ребенка. Основными рекомендациями
могут стать:
• Поощрение (словесное) ученика за проявление любой
активности на уроке;
• Демонстрация успешных работ или выполненных
заданий данного ученика классу;
• Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо)
к активной деятельности класса или школы (с целью
повышения самооценки).

14. Кейс №2 (младший школьный возраст)

15. Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
6. На основе социометрии составить план групповой
работы с детьми данного класса, где, в том числе могут
быть реализованы психологические потребности
данного ребенка.

16. Кейс №3 (подростковый возраст)

Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса. На консультацию
привела мама с жалобами на демонстративное
поведение, непослушание.
Из беседы с мамой известно, что около года назад из
семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец
не проявляет инициативы для встреч). Периодически
винит в произошедшем мать. Отношения с матерью
были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали
портиться. Девочка стала общаться с компанией,
которая, по мнению мамы, является неблагополучной:
перестала прислушиваться к мнению матери, хочет
соответствовать компании (стала также одеваться,
занялась брейк-дансом).

17. Кейс №3 (подростковый возраст)

В школе учится хорошо, с программой справляется.
Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к.
считает, что это не женское увлечение.
Из
предоставленной
классным
руководителем
характеристики известно, что девочка ответственная, но
очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение,
ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода
из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились
перепады
в
настроении.
В
конфликты
с
одноклассниками и учителями не вступает.

18. Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные гипотезы:
• Переживание кризиса подросткового возраста;
• Переживание психотравмирующей ситуации,
связанной с уходом из семьи отца;
• Деструктивный стиль родительского воспитания
(привлечение родителями ребенка для выяснения
собственных отношений);
• Эмоционально-личностные особенности девочки,
влияющие на взаимоотношения с матерью.

19. Кейс №3 (подростковый возраст)

20. Кейс №3 (подростковый возраст)

21. Кейс №3 (подростковый возраст)

22. Кейс №3 (подростковый возраст)

23. Кейс №4 (юношеский возраст)

24. Кейс №4 (юношеский возраст)

Из педагогической характеристики на учащегося: Егор
имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему
даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда
спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает
лидерскими качествами, пользуется уважением у
одноклассников. В общении со взрослыми всегда
сдержан,
адекватно
реагирует
на
полученные
замечания.
Принимает
активное
участие
в
общественной жизни школы и класса. Воспитывается в
полной семье, воспитанием сына занимаются оба
родителя.

25. Кейс №4 (юношеский возраст)

Трудности
в
принятии
решения
по
вопросу
профессионального самоопределения могут быть
обусловлены (основные гипотезы):
• Неблагоприятным
эмоциональным
состоянием
молодого человека, неуверенностью в себе;
• Зависимостью молодого человека от мнения близких.
В процессе организации совместной деятельности с
юношей необходимо учитывать, что проблемой
возраста, решаемой через социальную ситуацию
развития, является выбор профессии и автономность,
результатом которой должно стать вступление во
взрослую жизнь.

26. Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
1. Оказание психологической поддержки с целью
оптимизации эмоционального состояния, необходимого
для принятия решения в выборе профессии;
2. Проведение психологической диагностики с целью
выявления эмоционального состояния клиента,
соотнесения его личностных характеристик,
склонностей, способностей, интеллекта с различными
профессиями для наилучшего профессионального
выбора;

27. Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического
исследования и обсуждение их с клиентом с целью
информирования о выявленных психологических ресурсах,
способностях и возможностях профессиональной деятельности;
4. Проведение развивающих занятий (использование специальных
игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и
результатов их выполнения), направленных на побуждение
клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и
построения
жизненной
стратегии.
Обучение
навыкам
планирования и реализации профессиональной карьеры;
5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии.
Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

28. Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
6. Проведение консультации с отцом юноши с целью
конструктивного выхода из сложившейся конфликтной
ситуации, связанной с выбором будущей профессии их
сына. Примером рекомендаций могут быть:
• Признание права ребенка на возможность
самостоятельного принятия решения в вопросе
профессионального самоопределения;
• Уважение и принятие выбора сына;
• Оказание психологической помощи (поддержка) в
профессиональном и нравственном самоопределении;
• Информационная помощь сыну в вопросах
самоопределения: помощь в выборе ВУЗа и
специальности и др.

Идея обучения с помощью кейсов зародилась и впервые была реализована в Гарвардской школе бизнеса. Предложенный метод зарекомендовал себя как эффективный в практике бизнес-образования, поэтому и получил распространение во многих университетах мира.

Заметим, что на качество обучения влияет не только формат подачи материала, но и мотивация самих студентов к обучению. Об этом мы рассказывали ранее в материале 30 правил мотивации студентов Гарварда .

Гарвардская школа бизнеса выделяет значительную часть времени на разбор кейсов, сохраняя приоритетное значение case-study в обучении бизнесу. Поэтому каждый студент Гарварда за время своего обучения решает сотни кейсов. Методология case-study применяется не только в бизнес-образовании, но и в юриспруденции, медицине и других направлениях.

В России эта методология применяется относительно недавно, начиная с 90-х годов, но многие вузы уже подхватили идею коллег с Запада и активно применяют ее в своих учебных планах.

Давайте разберемся, что же из себя представляет кейс-метод и почему его стоит использовать во время занятий.

Прежде всего, кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.

Кейс-метод является интерактивной технологией обучения, поскольку вовлекает всех ее участников в дискуссию. Студенты должны применить полученные теоретические знания, свои личные качества и умения для решения практической задачи, предложенной в кейсе. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени, вводные данные могут противоречить друг другу.

Очевидно, что абсолютно все занятия не могут быть построены исключительно на решении кейсов. Преподаватель также должен уметь проводить интересные семинары. О том, как их подготовить , мы рассказывали ранее.

Кейс-метод отличается от традиционного подхода в обучении. В таблице ниже отражены главные отличия этих методов обучения.

Таблица. Отличия кейс-метода от традиционного подхода в обучении


Для чего нужен кейс-метод

Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений у студентов, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.

Креативность студентов и умение находить новые нестандартные решения помогает развить дизайн-мышление. Подробнее о том, что это такое и как его применить в обучении, читайте в нашем материале .



VUCA-кейсы
VUCA (volatility ー нестабильность, uncertainty ー неопределенность, complexity ー сложность, ambiguity ー неоднозначность).

VUCA 一 концепция, описывающая не временное состояние среды, а новую современную реальность, к которой важно адаптироваться и быть готовым на уровне компетенций, поведения и мышления.

Чем полезны VUCA-кейсы
Кейсы, разработанные на основе VUCA-концепции, учат студентов принимать решения в условиях неполноты/ограниченности информации, находить смысл в противоречивой и разнородной информации, а также искать связи между разными факторами.

VUCA-кейсы позволяют развить вариативность мышления, способность переключаться между разными альтернативами, отказываться от своего решения в пользу лучшего для конкретной ситуации. Кроме того, такие кейсы помогают сформировать коммуникативную модель принятия решений, терпимость к противоречиям. Также немаловажно, что решение VUCA-кейсов помогают студентам научиться сохранять психологический комфорт в ситуации информационной перегрузки.


Как составить хороший кейс
Чтобы решение кейса дало необходимые результаты, к его составлению стоит подойти ответственно и учесть основные требования.

Кейс должен быть ориентирован на конкретную аудиторию. Содержание кейса должно соответствовать уровню знаний студентов.

Преподавателю и студенту должно быть понятно, зачем написан кейс. Стоит обозначить, какие учебные цели могут быть достигнуты с его помощью. Рекомендуется моделировать ситуации, с которыми будущим молодым специалистам придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Убедитесь в достоверности фактов. Как правило, самостоятельно кейсы не придумывают авторы, они опираются на реальные события, которые связаны с учебным предметом. Допускается подготовка кейсов на основе открытых публикаций и ситуаций, с которыми обычно сталкивается компания. Желательно, чтобы кейс строился на реальных событиях, в центре которых находятся лица, принимающие решения.

У описываемой ситуации должен быть проблемный характер. Кейс должен быть структурирован таким образом, чтобы давать возможность студентам самостоятельно добывать нужную информацию из текста. Проблема должна задевать читателя, побуждать к поиску решения. Важно, чтобы кейс не имел очевидного и единственного верного решения. В ходе решения кейса между студентами должна возникнуть дискуссия для лучшего усвоения учебного материала.

Читайте также: