Как сделать из ребенка хоккеиста

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024


Карьера: 1982 — 2003 (Баффало, Виннипег, Сент-Луис, Калгари, Нью-Джерси, Вашингтон, Чикаго, Торонто). 1495 матчей, 338+894=1232 очка.

Достижения: —

Самый результативный американский защитник в истории. Третий бомбардир среди всех американцев (второй, если считать только урожденных). Четвертый по набранным очкам среди всех защитников после Рэя Бурка, Пола Коффи и Эла Макинниса. Самый результативный защитник чемпионата-1992/93 (97 очков), десять сезонов в пятерке лучших. Это, наверное, максимально спорный выбор в десятке, но и не включить игрока с таким послужным списком было бы тоже неправильно.

Так уж вышло, что вся энхаэловская карьера Фила Хаусли прошла не то чтобы в слабых, но исключительно невзрачных клубах, в конкретный период времени к борьбе за чемпионский титул абсолютно не готовых. И рекорд НХЛ по количеству матчей без победы в Кубке Стэнли, который ему принадлежит, возможно, навечно, куда больше говорит о его везении, чем мастерстве. По оборонительным характеристикам Фил Хаусли, конечно, далек от идеала, но по атакующим входит в самую высшую элиту, иначе вряд ли ему нашлось бы место в Зале славы.

9. Джереми Реник, нападающий


Достижения: —

Джереми Реник никогда не был супербомбардиром. Пару раз финишировал в первой десятке, дважды забивал 50 голов, три раза набирал больше ста очков — и то, в те времена, когда это не считалось великим достижением. Например, его лучшие показатели в регулярке — 50 голов и 107 очков за 84 матча в сезоне-1992/93. Тогда Могильный и Селянне забили по 76, у Лафонтена было 148 очков, а у Марио Лемье и вовсе 160 в 60 играх.

И все же Джей-Ар — это полноценная американская легенда. Он один из пяти американцев, которые забили 500 голов, и один из девяти, набравших 1000 очков. Тренеры любили его за храброе сердце, несгибаемый характер и положительное влияние на партнеров. Болельщики обожали за преданность игре и постоянную готовность сделать шоу — как на льду, так и за его пределами. Он никогда не стеснялся в выражениях, несмотря на то, что в НХЛ это особенно не приветствуется, и не жалел времени на общение с болельщиками. Даже сейчас, после завершения карьеры, Реника можно назвать самым ярким из хоккейных экспертов.

8. Патрик Кэйн, нападающий


Карьера: 2007 — н.в. (Чикаго). 629 матчей, 235+395=630 очков.

Достижения: Кубок Стэнли (2010, 2013, 2015), самый ценный игрок плей-офф (2013).

7. Тим Томас, вратарь


Карьера: 2002 — 2014 (Бостон, Флорида, Даллас). 426 матчей, 214 побед.

Достижения: Кубок Стэнли (2011), лучший вратарь (2009, 2011), самый ценный игрок плей-офф (2011).

У Тима Томаса получилась не самая длинная энхаэловская карьера в сравнении с другими легендами, но это и неудивительно, если помнить, что первый матч в лиге он сыграл в 28 лет, а утвердился в роли первого номера в 32. Даже для вратаря довольно редкий случай, когда пик карьеры приходится на возраст 35-37. История его позднего прорыва тем необычнее, что до 28 лет он не пропадал не пойми где, а показывал отличные результаты. Признавался лучшим вратарем года в студенческой лиге NCAA (1996 год), а потом в финском чемпионате (1998). Но в североамериканских минорах у него долго не получалось.

6. Фрэнк Бримсек, вратарь


Карьера: 1938 — 1950 (Бостон, Чикаго). 514 матчей, 252 победы.

Достижения: Кубок Стэнли (1939, 1941), лучший вратарь (1939, 1942).

Возможно, Фрэнк Бримсек мог добиться и большего, но в разгар Второй мировой войны решил уйти служить в береговую охрану США. Вернувшись через два года, он провел в лиге еще пять сезонов, но они были не так успешны.

5. Пэт Лафонтен, нападающий


Карьера: 1984 — 1998 (Айлендерс, Баффало, Рейнджерс). 865 матчей, 468+545=1013 очков.

Достижения: —

По уровню таланта и игры на пике карьеры Пэт Лафонтен однозначно мог бы рассчитывать на звание лучшего американского хоккеиста всех времен. Он настолько ярко провел преддрафтовый сезон, что сейчас уже не укладывается в голове, как он остался свободен до третьего выбора. Будучи всего на несколько месяцев старше Марио Лемье, он обставил его на 50 очков (234 против 184) в юниорской лиге Квебека. Притом что у Марио это был второй сезон в лиге, а Лафонтен только дебютировал.

Больше половины первого энхаэловского сезона он провел в олимпийской сборной США, и был там на голову сильнее всех, а на Олимпиаде-84 стал лучшим бомбардиром команды и вошел в топ-10 турнира. А ему тогда еще не было и 19.

Лафонтен завершил карьеру в 33 года, пропустив почти целиком три сезона, и не дотянул даже до 1000 матчей в НХЛ. Зато дотянул до 1000 очков и, скорее всего, надолго застолбил первую строчку среди американцев по средней результативности (1,17 очка за игру).

4. Майк Модано, нападающий


Карьера: 1989 — 2011 (Даллас/Миннесота Норт Старс, Детройт). 1499 матчей, 561+813=1374 очка.

Достижения: Кубок Стэнли (1999).

Лучший бомбардир среди урожденных американцев как в регулярных чемпионатах, так и в плей-офф. На протяжении двадцати лет — символ клуба, основанного в мекке американского хоккея (штат Миннесота). Автор двух голевых передач в победном матче финала Кубка Стэнли. И хоть никогда не входил в бомбардирские топы, сделал выдающуюся карьеру, в которой не хватило самой малости — хоть какого-нибудь индивидуального трофея.

3. Брайан Лич, защитник


Достижения: Кубок Стэнли (1994), лучший защитник (1992, 1997), самый ценный игрок плей-офф (1994).

Первая звезда НХЛ, родившаяся в штате Техас. По правде говоря, пока и последняя. Тайлер Майерс и Сет Джонс до такого статуса явно не дотягивают. Впрочем, Техас не имеет отношения к хоккейному образованию Брайана Лича, поскольку его семья перебралась в Коннектикут уже через три месяца после его рождения.

В школе он умудрялся блистать в двух видах спорта — хоккее и бейсболе, но в итоге пошел по стопам отца, выбрав хоккей и бостонский колледж. Отец, правда, колледжем и ограничился, а Брайан стал хоккейной легендой.

2. Крис Челиос, защитник


Достижения: Кубок Стэнли (1986, 2002, 2008), лучший защитник (1989, 1993, 1996).

В 17 лет Крис Челиос ни разу не играл в защите, и у него вообще не было команды. Как это часто бывает, все остальное оказалось делом случая. Одной команде понадобился защитник, в ней оказался знакомый парень, и история закрутилась.

1. Бретт Халл, нападающий


Карьера: 1986 — 2005 (Калгари, Сент-Луис, Даллас, Детройт, Финикс). 1269 игр, 741+650=1391 очко.

Достижения: Кубок Стэнли (1999, 2002), самый ценный игрок (1991), лучший снайпер (1990, 1991, 1992).

Почти всю карьеру Бретт был вынужден выбираться из тени знаменитого отца — легенды канадского хоккея Бобби Халла, трижды лучшего бомбардира НХЛ и семикратно лучшего снайпера. Он даже прозвище получил, созвучное отцу: того называли The Golden Jet, а Халла-младшего — The Golden Brett. Родители развелись, когда Бретту было 14, и отношения со знаменитым отцом, регулярно избивавшим мать, у него никогда не были гладкими. Возможно, в том числе в пику ему, когда пришло время определяться с национальной сборной, Бретт выбрал американскую, с которой в 1996 году выиграл Кубок мира, а также играл в финале Кубка Канады-1991 и Олимпиады-2002. Хотя, возможно, просто дело в том, что его мать была гражданкой США. В любом случае, его стоит считать американским хоккеистом, хоть он и родился в Канаде.

Другие американские легенды, которые не вошли в топ-10:

Джо Маллен (Сент-Луис, Калгари, Питтсбург, Бостон) — 1062 матча, 502+561=1063 очка. Кубок Стэнли (1989, 1991, 1992). Член Зала славы НХЛ (2001)

Марк Хоу (Хартфорд, Филадельфия, Детройт) — 929 матчей, 197+545= 742 очка. Член Зала славы НХЛ (2011)

Нил Бротен (Миннесота Норт Старс/Даллас, Нью-Джерси, Лос-Анджелес) — 1099 матчей, 289+634=923 очка. Кубок Стэнли (1995)

Майк Рихтер (Рейнджерс) — 666 матчей, 301 победа. Кубок Стэнли (1994)

Кит Ткачак (Виннипег/Финикс, Сент-Луис, Атланта) — 1201 матч, 538+527=1065 очков


Хоккейная держава

В начале 2019 года Министерство спорта России опубликовало доклад об итогах работы за прошлый год, где был представлен рейтинг видов спорта по количеству занимающихся ими человек. Лидером оказался футбол, в который регулярно играют более трех миллионов россиян. На второй строчке — волейбол (более двух миллионов), на третьей — плавание (почти два миллиона). Также в топ попали легкая атлетика, баскетбол, фитнес-аэробика и даже шахматы, а вот хоккей, традициями которого в нашей стране так гордятся, остался только десятым. Уточняется, что им занимаются 636 тысяч человек. Весьма скромная цифра.

В академиях при больших клубах талантливых игроков поддерживают, но на начальном этапе в их талант все равно должны вложиться родители. Обычно клуб берет на себя расходы на игрока только по достижении им определенного возраста — 9-11 лет. При этом заниматься хоккеем, чтобы чего-то добиться, нужно начинать рано — примерно с пяти лет. То есть регулярные траты ждут родителей маленького спортсмена на протяжении как минимум четырех сезонов. В редких случаях ждать приходится до 17 лет — возраст, когда хоккеисту могут предложить профессиональный контракт.


Экипировка

Так, кроме шорт, свитера, коньков и клюшки любому полевому игроку требуются шлем и визор (прозрачная защита для верхней части лица, которая крепится на шлем), щитки (наколенники и налокотники), нагрудник (включающий накладки для плеч), краги (перчатки, защищающие кисти и нижнюю часть предплечья), капа для защиты зубов, ошейник для горла, гамаши, раковина для предотвращения травм паха.

Главное, что влияет на стоимость атрибутов, — возраст спортсмена. Как рассказали в специализированном магазине, суммарно разница при покупке формы для пятилетних детей и юниоров составляет примерно 20 тысяч рублей. Ниже представлены средние цены на экипировку для ребенка от 5 до 8 лет, в скобках — для хоккеистов постарше. В список вошел необходимый минимум атрибутов для полевого игрока.

коньки: 10 тысяч (15 тысяч) рублей,
щитки: три тысячи (пять тысяч),
шорты хоккейные: четыре тысячи (шесть тысяч),
нагрудник: три тысячи (пять тысяч),
налокотники: три тысячи (пять тысяч),
перчатки: три тысячи (шесть тысяч),
шлем: четыре тысячи (шесть тысяч),
клюшка: три тысячи (шесть тысяч).

Еще требуется одежда для занятий в тренажерном и игровом залах. Накинем три тысячи рублей. Получается 36 тысяч рублей для ребенка и 57 тысяч — для юниора.


Представим, что ребенок пришел в секцию в пять и доиграл до девяти лет. Родителям за это время пришлось потратить около 150 тысяч рублей только на форму. Если хоккеисту предлагается дождаться 17 лет для подписания договора, то эта сумма вырастает до 600 тысяч.

Тренировки

Дети тренируются в среднем три раза в неделю на льду и два — в зале. Стоимость месячного абонемента в государственной академии колеблется от трех до восьми тысяч рублей.

Кроме того, существуют тренировочные сборы и гостевые матчи. Они обычно также оплачиваются самостоятельно. В среднем на каждое такое мероприятие вкупе тратится от 10 до 20 тысяч рублей. Сборы бывают один или два раза в год, количество выездных матчей может превышать десять. Так что за сезон вырисовывается сумма в районе 200 тысяч рублей. За четыре года это уже 800 тысяч, а всего, включая оплату тренировок, — миллион рублей.

Часто бывает, что ребенок хочет играть, а поступить в государственную спортшколу ему не удается. Ведь большинство из них проводит жесточайший отбор, а потом, по ходу обучения, еще и отсев. Если задержаться в таком месте не получилось, а желание играть осталось, придется заниматься в коммерческой академии.


Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Там одно 60-минутное занятие обойдется примерно в тысячу рублей. На сборы в год может уходить от 60 до 100 тысяч рублей, на выездные игры — до 300 тысяч. Плюс платное медицинское обеспечение и различные взносы. Получается, что едва ли не стартовой является цифра более чем в 600 тысяч рублей в год. Первые четыре года будут стоить почти три миллиона, а срок до 17 лет — почти десять миллионов рублей.

И это — без учета индивидуальных тренировок, так называемых подкаток, которые в таких школах очень распространены. Одно занятие по совершенствованию скольжения и владения клюшкой обойдется в среднем в полторы тысячи рублей. В государственных СДЮШОР, вопреки популярному мнению, такой практики нет.

Важный вопрос

Безусловно, проблемы детского хоккея в нашей стране не ограничиваются отсутствием обеспечения юных спортсменов всем необходимым. По данным исследования Международной федерации хоккея на льду (IIHF) за 2016 год, в России количество хоккейных арен почти в 2,5 раза меньше, чем в Канаде. На каждые 500 тысяч жителей в этой североамериканской стране приходится 117 стадионов. У нас на те же 500 тысяч — только 10 катков. То есть занятия хоккеем даже физически доступны не всегда.

Тем не менее хоккей в России продолжают считать национальным, массовым видом спорта. Тон тенденции задает сам президент. Тут точно нет никакой ошибки?

НЕЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ




По словам тренеров, физически будущий хоккеист должен быть сложен пропорционально, тогда с ним можно работать. Важно и то, как спортсмен использует мозг – сможет ли игрок быстро принимать решения в критической ситуации?

– Овечкин и Малкин – это люди, которых выбрали из 1200 человек, – приводит статистику Илья Мадонов. – Через нас прошло 560 человек, пока мы нашли нашего капитана – 10-летнего Матвея Кудрявцева. Собирать хоккейную команду – это как золото мыть, только еще труднее.




Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.

В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года. При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру. Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов. Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет. Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.

На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты. Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет. В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.

Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем. В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п. Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий. Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.

Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.

Отдельные условия и требования в построении тренировочного процесса были озвучены отечественными и зарубежными хоккейными специалистами на конференции, проводимой Федерацией хоккея России осенью 2017 года. Тем не менее, при ответе на вопрос о принципах и законах подготовки юных хоккеистов стоит акцентировать внимание на основных аспектах. Эффективность построения тренировочного процесса напрямую зависит от соблюдения двух составляющих: законов системной физиологии и современных основополагающих принципов спортивной педагогики. То есть, законы системной физиологии (законы адаптации в частности) - являются естественнонаучной основой тренировочного процесса.

Согласно реально действующим законам адаптации:

1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.

4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык или другой по специфике формируемый навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления требуемого спортсмену навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся или формируемый навык затрудняет образование требуемого спортсмену двигательного навыка. Это происходит при отсутствии сходства в основных звеньях двигательных актов.

Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.

Читайте также: