Как сделать искусство частью жизни ребенка

Обновлено: 07.07.2024

Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.

Зачем вообще нужно творчество

Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.

Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.

‍Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.

‍Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

‍Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.


‍Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

‍Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

‍Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Креативное мышление — это умение нестандартно воспринимать мир и находить необычные решения проблемам. Рассказываем, как развить такое мышление.


Креативное мышление — это умение нестандартно воспринимать мир и находить необычные решения проблемам. Рассказываем, как развить такое мышление.

Однако не стоит забывать о темпераменте и характере ребенка: некоторые дети-созерцатели могут неторопливо бродить по залам часами, а для других и две минуты около картины или книги – настоящая пытка, потому что надо бежать, исследовать и открывать. Не случится ничего страшного, если вы начнете немного позже, когда малыш будет готов к вашим рассказам о картинах и художниках.

айвазовский


Затем можно добавить еще несколько жанров – например, бытовой жанр, изображающий события повседневной жизни. Или можно углубиться в уже пройденные жанры, объяснив, что пейзаж, на котором художник написал море или океан, называется марина, а портрет, на котором перед нами предстает королева в нарядном платье или генерал в мундире с орденами, называется парадным портретом.

3. Можно ли эффективно заниматься дома?
Конечно, можно! Для этого есть огромное количество книг, на любой вкус и кошелек. Кроме того, я советую обзавестись репродукциями картин художников, которые будут интересны малышам. Это могут быть картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи, пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, шедевры — загадки Джузеппе Арчимбольдо, который составлял портреты из фруктов, овощей, книг и посуды, а также работы фламандских и голландских мастеров, на которых всегда много детей, животных и других деталей, которые ребенку интересно искать и находить вместе с мамой и папой. 
Можно найти изображение в хорошем разрешении на плотной бумаге или приобрести уже готовые альбомы — подборки.

васнецов

шишкин2

4. Придумывайте творческие занятия.
Можно, например, показать волшебную формулу смешивания цветной гуаши и всего лишь из синего, желтого и красного получить еще 3 цвета. Ими можно написать свой собственный домашний шедевр в стиле Анри Матисса. Которого, кстати, дети очень любят за простоту форму и яркость цвета.

Ребенку 5-6 лет уже можно рассказать о теплом и холодном колорите, а потом вместе анализировать, какие оттенки предпочитает живописец в том или ином произведении. Можно вместе попробовать технику пуантилистов – художников, создающих картины из дробных мазков-точек. Для этого вам потребуется старый карандаш, обратной стороной которого удобно заполнять поверхность листа многочисленными точечками, превращающимися в яркую мозаику.

сера

матисс

Попробуйте захватить с собой блокнот и лупу. Два этих предмета превратят рядовой поход в музей в увлекательное приключение, ведь вы теперь не просто мама и малыш, вы – известные исследователи искусства, которым надо найти и посчитать собак и коров, изображенных на картине, проверить есть ли на ней кракелюры (трещинки на поверхности) или обнаружить дату создания произведения, которую художник спрятал на старом камне или мшистом стволе ели. Все результаты можно заносить в блокнот. В нём же можно набросать свой шедевр, вдохновленный полотнами Пикассо или Серова.

искусство и дети

Многие необходимые навыки закладываются с детства — это не секрет. Когда ты ребенок, то тебе проще научиться кататься на велосипеде, запомнить танцевальную связку или изобразить свои мысли на листе бумаги. Восприятие окружающего мира совершенно иное: оно чище, ребенок открыт всему новому и нет лишних страхов.

Когда мы собираемся с ребенком в музей, то переживаем: а не будет ли ему скучно, может быть он еще слишком мал для этого? Стоит ли вообще вести его на экскурсию? Помимо очевидных причин, почему все-таки стоит прививать ребенку любовь к искусству, таких как культурное воспитание и эстетическое развитие, есть еще и научный подход. Стоит с легкостью отбросить все сомнения и идти за билетом, так как ученые уже ответили на главный вопрос: а в чем все-таки польза?

Еще одним преимуществом является навык концентрации. Зачастую, детям в силу своей неуемной энергии сложнее сфокусироваться на чем-то одном, а если им неинтересно происходящее, то они даже не станут тратить на это свое время. Поэтому очень легко отличить хорошего детского экскурсовода в музее: он обладает особым талантом увлекать детей в этот мир искусства так, что они могут подолгу рассматривать картину или скульптуру: их завораживает происходящее, воображение в их голове рисует целые вселенные. С одной стороны, в этот момент очень активно работает правое полушарие, развивая творческое мышление, но, одновременно с этим идет восприятие слов рассказчика, что подключает левое полушарие, тем самым происходит погружение ребенка в единство чувств и мыслей, раскрывая его бесконечный творческий потенциал.

Более того, проводились нейрофизиологические исследования, чтобы выяснить влияние произведений искусства на человека. В одном из таких исследований было определено, что когда мы смотрим на картины (исследования проводились с участием работ Моне, Боттичелли и Леонардо да Винчи), то в мозгу активизируются участки, которые ассоциируются у нас с любовью, вызывая всплеск дофамина, тем самым мы чувствуем себя счастливо и комфортно. Это позволяет развить чувственное восприятие детей, по-разному выражать свои эмоции, а также может разрешить некоторые проблемы, связанные с изменением поведения, если они имеются.

При правильной подаче, после выставки или экскурсии, дети задают множество вопросов, связанных с одной работой или с увиденным в целом, тем самым у них формируется исследовательский навык, возникает стремление к познанию, через искусство им передается целая система взглядов и навыков мышления, что в дальнейшем они применяют в различных сферах жизни.

И все-таки, не стоит к этому относится слишком серьезно, а скорее превратить это в некоторую игру, которая бы занимала, как взрослых, так и детей. Ведь искусство это, в первую очередь, — о свободе и красоте, оно, как неиссякаемый источник, созданный для того, чтобы мы могли пережить нечто совсем неизвестное нам ранее, окунуться в новый мир и черпать вдохновение.

Роль искусства в развитии ребенка

Роль искусства в развитии ребенка

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.




Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.


Прочитать полностью >>




Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.


Прочитать полностью >>




Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы


Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: