Как сделать интересными логопедические занятия

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Детям нравится этот приём,когда не их учат, а они. Тогда "маленький логопед" чувствует себя важной "цацкой-пецкой" и во всю включается в занятие).

- относимся к языку, как к живому существу:

" Вот язычок катается на качелях-вверх-вниз, вот цокает,как лошадка-цок-цок", а вот язычок превращается в часики и ходит по губкам кругом".

Выполнять подобные упражнения всегда стоит перед зеркалом- ребенок должен своими глазами убедится,что язычок двигается так,как нужно.

2. Если только приступили к занятиям,то начинаем с 5-ти минут, увеличивая каждый раз интервал на -5-10 мин. Занятие должно длится не больше 15-20 минут.

3. Организовуем занятие каждый день.

А именно ежедневно проводится:

- артикуляционная гимнастика(для каждого звука она своя,если нужно -дайте знать в комментах, расспишу для каждого звука подробнее)

- игры на развитие мелкой моторики( в простонародье- пальчиковая гимнастика и игра с мячиком су-джок,он продается в любом детском магазине игрушек)

-игры на развитие слухового внимания и фонематического звука.

("Я скажу тихо какой-то звук,а ты попытайся его услышать и повторить".

Здесь маленькая хитрость,ловите безвозмездно. 🙌

Я произношу звук - ребенок угадывает,но я притворяюсь "глухой бабкой", и шамкая, произношу: "Какой,какой звук говоришь? Ась-ась, ничего не слышно!Что -то совсем я стара стала,да глуха".👵👂😂

А я "убиваю двух зайцев одним выстрелом" - и слух развиваем и закрепляем таким образом звук,который был до этого проблемный.

Дальше пример игры на развитие фонематического слуха.👇

"Хлопни в ладоши,если услышишь звук "ж" . С детьми всегда пользуется успехом. Её, как и упражнение с "глухой бабкой" - можно проводить даже гуляя на улице. Лишним не будет, а досуг точно останется скрашен. Ребята любят подобные игры.

- игры на развитие лексико-граматических категорий:

  • "Чей хвост?"(хвост лисы он чей?-лисий,а хвост у зайца-заячий)
  • "Варенье из малины,это какое варенье? - малиновое, а варенье из вишни-вишневое, и так далее. "(не переусердствуйте, не больше 5-6 слов - примеров)
  • "Кто лишний:лиса,заяц, помидор🍅, медведь?" Почему так думаешь?
  • "Каким бывает яблоко?"(круглым, зелёным, спелым, червивым, вкусным,сочным и т.д.)
  • "Назови какие ещё предметы в комнате круглые"(квадратные, зелёные, мягкие-твердые, и т.д)
  • "Как кто передвигается?" Ворона - летае, червяк- ползает.
  • "Один- много"- у меня один карандаш, а у тебя- много карандашей.

(Говорим ребенку,что Вы бедняк- и у Вас всего один предмет, а ребенок - "богатенький Буратино",и у него всего много.)

4. Занятие можно разбить на части:

- утром чистим зубы, после -перед зеркалом сразу проверили всё ли во рту на месте,как с утра работает язычок(выполняем ненавязчиво артикуляционную гимнастику)

- на улице закрепили звук с помощью фонематических игр.

-домой пришли - сели поиграть в пальчиковую гимнастику или в игры "Один-много" и прочее подобное.

5. Всегда поощряйте за успехи детёныша -будь-то наклейка на руку, или какая-то полезная вкусность.

На последок добавлю, что заставлять ребенка заниматься никогда не стоит.

Подайте ему пример, присядьте за столик и начните читать, лепить или рисовать.

Будьте ласковы и спокойны и тогда всё получится. Я Вам точно говорю.

Удачных Вам занятий👍🙌

В комментариях обсуждаем все логопедические вопросы. Пишите, о чем Вам интересно почитать из мира логопедии?

Если было полезно,прошу поставить лайк, подписывайтесь на канал, впереди масса полезной информации👂Спасибо Вам за просмотр🌼

Иногда родители сталкиваются с проблемой, что малыш не произносит некоторые звуки. Что делать? Обращаться к логопеду или проводить занятия дома? Если вы решили заниматься дома, то наша статья поможет вам в этом. В ней мы собрали рекомендации логопеда и интересные логопедические игры, которые не дадут вашему малышу заскучать.

Содержание

Если рамки в вашем случае сдвинуты или присутствуют дефекты в речи, деликатно и чутко подходите к проблеме малыша. Не стоит одёргивать и поправлять ребёнка за неправильные звуки, ошибки. Так вы можете создать почву для развития комплексов. Попробуйте организовать логопедические занятия дома . Однако е сли вы занимаетесь дома, а улучшений в речи нет, то вам стоит проконсультироваться с логопедом.

Что нужно для проведения занятий дома

Для проведения занятий дома вам могут потребоваться следующие предметы:

Что нужно для проведения логопедических занятий дома

Список расширяйте и дополняйте. Не ограничивайте свою и детскую фантазию .

Развитие речи будет идти быстрее , если вы будете выполнять упражнения ежедневно. Они включают в себя:

  • артикуляционные упражнения . Их желательно проводить дважды в день;
  • пальчиковые игры ;
  • упражнения на увеличение словарного запаса и расширения кругозора малыша: чтобы он учился правильно строить предложения, использовать слова в нужных падежах, говорить правильные окончания ;
  • упражнения для развития фонематического слуха: чтобы ребёнок умел различать звуки в словах , определять количество слогов в слове на слух.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

Даже если малыш не желает заниматься, можно попробовать обойти этот момент.

1. Привлеките ребёнка к обсуждению темы на неделю. Возможно, у ребёнка куча фантазий на этот счёт. Подготавливайте материалы вместе, придумывайте себе роли. Пусть малыш сделает и для родителей какое-то задание.

2. Проводите у роки в игровой форме. Придумайте историю и вовлекайте в роль ребёнка, любимые игрушки, окружающие предметы. Стул можно перевернуть набок и вообразить ракетой, покрывала послужат планетами, а пришельцам покажите артикуляционную гимнастику. Включите в программу рисование, аппликацию, эксперименты с водой, материалами, пищевыми красителями и т.д.

Логопедические занятия. Что делать, если ребёнок не хочет заниматься

3. Играйте с пластмассовыми игрушками : овощами, фруктами. У гоща йте кукол и зверят , играйте в магазин или кафе. Это отличный повод расширить словарный запас ребёнка .

4. Обязательно хвалите малыша. Для этого выявите, какие поощрения работают. Это могут быть наклейки, оценка, вкусности. Многие дети предпочитают простые игрушки, например, мыльные пузыри или лакомства.

Игры на развитие мелкой моторики

Части головного мозга, отвечающ ие за речь и за движения рук находятся рядом. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Для игр с мелкой моторикой , подойдут как готовые игрушки, так и сделанные из подручных средств. Если вы хотите купить готовые игрушки для сенсорных игр, рассмотрите сортеры , вкладыши, пазлы, шнуровки. Интересные варианты – интерактивные книги из фетра и бизиборды .

Интерактивные книги из фетра для развития мелкой моторики

А вот несколько идей, которые можно с лёгкостью организовать самим:

Занятия дома. Игры на развитие мелкой моторики

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на артикуляцию помогут правильно произносить звуки, укрепят мышцы языка, губ и мягкое нёбо. Для упражнений пригодится настольное или любое зеркало среднего размера для вас и ребёнка. С ним малыш поймёт, как располагать язык и губы в процессе произношения звуков. А вы будете поддерживать его, показывая пример.

Артикуляционная гимнастика дома с ребёнком

Упражнений много, все делятся на динамические и статические. Динамические упражнения направлены на формирование правильных движений мышцами языка, губ и щёк. Они требуют многократного повторения, не менее 6-8 раз. Статические упражнения направлены на удержание нужной артикуляционной позы в течение 6-10 секунд.

Какие задания относятся к динамическим и как их делать? Ниже примеры динамических упражнений.

Для него пусть малыш откроет рот и широкой частью языка коснётся верхней губы. Движения идут сверху вниз. Двигается только язык, нижняя челюсть спокойна.

Артикуляционное упражнение вкусное варенье

Попросите улыбнуться, обнажив зубы. Высовывать язык не нужно. Следует поместить язычок широкой частью за зубы и держать, пока вы считаете до пяти. Сделайте то же самое, поднимая язычок к верхним зубам.

Артикуляционное упражнение качели

Для выполнения этого упражнения попросите улыбнуться с приоткрытым ртом. Попросите поднять язык наверх, к внутреннему твёрдому нёбу и гладить его узким кончиком, доходя до зубов. Движения идут вперёд-назад .

Артикуляционное упражнение маляр

Попросите слегка приоткрыть рот и улыбнуться. Под ваш счёт пусть малыш тянет язык в стороны к уголкам рта.

Артикуляционное упражнение часики

Взять одноразовый бумажный платочек, оторвать полоску в 10-15 см, высунуть язык и поместить на конец языка. Подуть, чтобы полоска поднялась и трепыхалась. Если с первого раза не получается, укоротите немного.

Артикуляционное упражнение ветерок

Статические задания проводятся так:

Пусть малыш расслабит язык и положит на нижнюю губу. Нужно постараться удержать его без дрожания на 10-15 секунд.

Артикуляционное упражнение лопатка

Артикуляционное упражнение дудочка

Попросите чадо открыть рот, напрячь язык и выдвинуть узкую часть вперёд.

Артикуляционное упражнение иголочка

Попросите открыть рот и улыбнуться. Язык поднять и принять форму чашечки.

Артикуляционное упражнение чашечка

Попросите малыша вытянуть губы вперёд как можно дальше, делая форму трубочки.

Артикуляционное упражнение трубочка

Для динамических нужен счёт до десяти и барабан.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух необходим для речевого развития, поскольку ребёнок должен различать отдельные звуки (фонемы). Фонематический слух включает в себя такие навыки, как сопоставление, узнавание слов и повтор его составляющих.

Подготовьте звенящие и стучащие предметы, такие как ложки, барабаны, маракасы, колокольчик. Вместе с ребёнком послушайте их звучание, а затем попросите его отвернуться.

Игры на развитие фонематического слуха. Ушки-макушки

Воспроизведите звуки снова и попросите назвать источник .

Выучите лёгкую скороговорку и попросите ребёнка произнести её шёпотом, потом погромче и громко.

Исправление ошибок

Найдите несложное четверостишие и нарочно прочитайте некоторые слова с ошибками. Пусть малыш их поправит.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный … лук (правильно жук)

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Здесь стоит вести работу по двум фронтам: расширить словарный запас и сформировать грамматическое представление. К первой категории относят описание предмета, его строение, описание по нескольким параметрам (размер, цвет, форма и т.д.). Второе направление включает умение изменять слово (род, число, падеж), образовывать новое при помощи суффиксов, строить предложения разной длины.

Покажите малышу картинки с животными, фруктами, предметами.

Логопедические игры. Один-много

Попросите ответить на вопросы и повторить предложения полностью. Незнайка строит дом. Пилить нужно чем? Строгать чем? Подметать чем? (Малыш отвечает). Друзья решили ему помочь. Пончик красит (что? чем?). Винтику на ногу упало (что?). Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?).

Для игры пригодятся картинки с профессиями людей. Попросите малыша рассказать о профессии.

Занятия с детьми. Составь рассказ

Например: это воспитатель. Он работает в детском саду. Любит маленьких детей и постоянно с ними рисует, читает книжки, гуляет. А ещё укладывает спать и может покормить с ложки.

Для этой игры понадобятся карточки с животными. Покажите картинки и задавайте вопросы:

  • У кого самая длинная шея?
  • У каких животных острые зубы?
  • У какого животного пятачок ?
  • У каких животных нет копыт?

Называть состав предмета, из чего сделан. Например, стакан из стекла — это какой стакан? (Стеклянный стакан). Варенье из сливы — это какое варенье? (Сливовое варенье).

Попросите ребёнка рассказать о каком-нибудь предмете.

Логопедическое упражнение опиши предмет

Например, мяч. Каким он бывает? Ребёнок подбирает прилагательные: круглый, большой, футбольный. А дом? Высокий, разноцветный, с треугольной крышей и т.д.

Заранее приготовьте предметы одинаковой формы, цвета или состава и разложите их. Пусть малыш собирает одинаковые по какому-либо признаку. Например, все предметы красного цвета.

Скороговорки

Они не только расширяют запас слов, но и улучшают дикцию. Начинайте с простых и усложняйте со временем. Например:

  • У киски в миске сливки скисли;
  • Вставай , Архип , петух охрип ;
  • Шакал шагал , шакал скакал ;
  • Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход;

Советы для мам

Чтобы успешно провести логопедические игры, учитывайте нюансы .

1. Приступайте к играм плавно: для первых дней хватит трёх – пяти минут. Со временем увеличивайте продолжительность. Есть задания , которые можно проводить на прогулке или по дороге домой из детского садика.

2. Желательно проводить две или три игры ежедневно , не считая и гр на развитие мелкой моторики и артикуляционных упражнений.

3. Не допускайте, чтобы ребёнок переутомился. З анятие без перерыва не должно превышать 15- 20 минут.

4. Все игры проводите в хорошем расположении духа и не принуждайте ребёнка. Ничего страшного, если вы немного сдвинете время или перенесёте занятия.

Мамам на заметку. Советы для проведения занятий

5. Если малыш не расположен к занятиям, попробуйте провести несколько игр с перерывами.

6. Ошибки указывайте на фоне общего одобрения.

В основе всех логопедических игр лежит регулярность, положительный настрой ребёнка и желание обучаться. Подойдите к играм творчески, позитивно и с неугасающей верой в вашего ребёнка. Если через полгода-год нет улучшений , обратитесь к специалисту .

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Мама смотрит на ребенка во время занятия

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

Мама занимается с ребенком

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

пальчиковые игрушки

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Упражнение Варенье
Упражнение Лопата

Упражнение Иголка
Упражнение чашечка

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

Упражнения на звук Р

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

Игра Потерялся звук

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

Упражнение на автоматизацию звука р

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

Звуковые дорожки

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

Игра Подставь слог

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

Упражнение Посмотри и назови

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Упражнение с загадками на букву Р

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

Логопедические задания на букву Р

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

Упражнение Скажи красиво

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Упражнение Игрушки для Ларисы

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

Упражнение Один много

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

Упражнение Отыщи звук

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Задание к потешке на букву л

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

Упражнение Кто как шипит

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

Упражнение Поймай звук

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

Упражнение Как зовут ребят

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Упражнение Слова со звуком Ш

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

Логопедические упражнения

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

Птички полетели, (машем крылышками)

Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

И кокосовою крошкой

Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

А затем заварим чай –

В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

Вышли мы во двор гулять.

Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

По узенькой дорожке (шагаем на месте)

Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать здесь.

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

Идут бобры в боры сыры,

Добры бобры, бобры добры.

Дали вместе с простоквашей

Нашей Клаше каши.

Ела-ела кашу Клаша

Вместе с простоквашей.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Саша шишки шапкой сшиб,

Получил на лбу ушиб.

Мама Милу с мылом мыла,

Не любила Мила мыло.

Читайте также: