Как сделать интересной внеклассную работу по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Урок – это театр одного актёра. А владеть актёрским мастерством учителю нужно в совершенстве. И выразительность речи, интонация и сила голоса, и жесты, и пластика, и паузы, и мизансцены, и взгляд, и мгновенность реакции, и импровизация – всё, всё имеет значение, подчёркивая неослабевающий интерес к уроку от первой минуты до финала.

Без поучений, унылых назиданий, жестом, паузой, взглядом учитель может владеть классом, выразить своё отношение к происходящему, к поведению или поступку ученика. Этот эмоциональный фон очеловечит урок, усилив и обучающий и воспитательный эффект.

Активные формы и методы.

Активные методы обучения – это методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к учению. Все методы обучения делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. Рассмотрим эти группы подробнее.

  1. I.Словесные методы:
  • Метод дискуссии – по вопросам учителя, требующим размышлений, учащиеся на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих;
  • Метод самостоятельной работы - все учащиеся (без помощи учителя) читают учебник и преобразуют текст в план, таблицу, схему;
  • Метод поисковой беседы - учащиеся решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, опираясь на свои знания;
  • Метод проблемного изложения - проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух, и этим побуждает класс к логическому мышлению и соучастию в решении проблемы;
  • Метод самостоятельного решения расчётных и логических задач - все учащиеся по заданию учителя выполняют задания творческого характера самостоятельно.
  1. Наглядные методы:
  • Частично-поисковый (демонстрационный) метод – учащиеся решают проблемный вопрос путём наблюдения и обсуждения демонстрации опытов, микропрепаратов, таблиц и т. д. ;
  • Демонстрационный метод с экранными пособиями – учащиеся решают проблемный вопрос путём просмотра видеофильма, слайдфильмов;
  • Метод опорных сигналов – учитель демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание, учащиеся копируют, прорабатывают и воспроизводят сигналы.
  1. III.Практические методы:
  • Частично-поисковый (лабораторный) метод – учащиеся добывают знания путём обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом.

Нетрадиционные формы уроков.

С середины 70-х годов XX в. в отечественной школе обнаружилась тенденция понижения интереса школьников к занятиям. Для возбуждения интереса к учёбе и его удержания в это время появился ряд нестандартных уроков.

Нестандартная форма урока – импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную, неустановленную структуру.

Использование нетрадиционных форм проведения уроков.

умениям и навыкам

Уроки повторения и

– уроки с ролевой деловой игрой

– защиты творческих работ, проектов

При проведении нетрадиционных уроков активизируется познавательная деятельность учащихся. Но наряду с этим нетрадиционные формы уроков имеют и отрицательные черты:

  1. стихийность и бессистемность использования (кроме лекционно-семинарских занятий);
  2. отсутствие прогноза положительных изменений в росте качества обучения;
  3. преобладание репродуктивных технологий обучения (т. е. учителя обращают внимание на форму организации учебного процесса, а не на его содержание);
  4. перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко фактологическим.

Необычные формы и методы активизации познания.

Ежегодно провожу в школе Неделю географии, биологии, экологии. Предметную неделю всегда стараюсь разнообразить, чтобы привить воспитанникам интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. В проведения Недели включаю различные вечера, КВН, игры, выставки, практикумы и др.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ.

09. 10.

Вторник

10. 10.

Среда

11. 10.

Четверг

12. 10.

Пятница

13. 10.

Суббота

14. 10.

Воскресенье

15. 10.

Понедельник

  1. Курят ли дома родители, родственники?
  2. Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?
  3. Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?
  4. Как ты думаешь, почему подростки начинают курить?
  5. Что ты знаешь о вреде курения?

Мной была адаптирована схема к условиям коррекционной школы. На одном из уроков я вместе с учащимися 6 класса составляла схему (Приложение 1), по ходу объясняя понятия с помощью символов, рисунков, которые были выполнены на отдельных карточках. Используя схему, учащиеся составляли небольшие рассказы. Предложения получались чёткими, полными. Домашним заданием было запомнить расположение всех символов, уметь составить рассказ по схеме. На следующем уроке схема на доске была выполнена мной, но символы и рисунки учащиеся прикрепляли к ней самостоятельно.

Очень полезны разнообразные схемы при изучении природоведческого материала (5-6 кл. ). Основная схема всего курса природоведения помогает создать систему основных понятий, рассмотреть их взаимосвязи. Основными обобщающими понятиями природоведения являются: природа (неживая и живая), растения, животные, человек, общество, продукты труда человека. Схема (Приложение 2) показывает, как эти понятия соотносятся друг с другом. На первый взгляд схема кажется громоздкой. Но если она появится на доске поэтапно и будет сопровождаться объяснением учителя, обучающиеся легко воспримут логику построения схемы, её обозначения и связи. В 6 классе, на первом уроке биологии, можно напомнить учащимся эту схему, но она может уже нести словесные обозначения (Приложение 3).

Опыт показывает, что использование опорных схем, сигнальных карточек возможно и в условиях коррекционной школы.

Дети любят играть. Играя, познают много нового и по возможности применяют на практике приобретённые знания. Игровые формы наиболее приемлемы на уроках в коррекционной школе. При изучении материков в 8 классе я использую игры-путешествия, игры – пресс-конференции. В коррекционной школе последние проводить достаточно трудно, ввиду специфических особенностей обучающихся, но возможно при тщательной подготовке материала и урока в целом.

Для воспитанников такая форма урока необычна, она поддерживает интерес к происходящему в течение всего урока, легко и ненавязчиво даёт возможность проверить их знания, умения и навыки.

На уроках географии в 9 классе использую ролевые игры, где перед учениками ставлю проблемные вопросы, экономического или экологического содержания, для самостоятельного обсуждения.

Заключение.

В таблице я привела примеры различных нетрадиционных форм обучения. К сожалению, в условиях коррекционной школы многие из них неприемлемы, но это не означает, что следует совсем отказаться от использования. Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому.

Такие формы обучения развивают творческое воображение, снимают утомление у ребят. Занятия могут быть самыми разнообразными, ведь это не только помогает в интересной форме знакомить с учебным материалом, но и воспитывает любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Список используемой литературы.

  1. Внеклассные занятия по биологии. – Школа-Пресс, 1998.
  2. Герасимова Т. П. , Коринская В. А. Методы и формы организации обучения географии – М. , Просвещение, 1964.
  3. Громов П. А. Рисунок в обучении физической географии – М. , Просвещение, 1973.
  4. Жукова Т. И. Часы занимательной биологии. – М. , Просвещение, 1969.
  5. Необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Л. Ю. Ганич. – М. , Школа-Пресс, 1998.
  6. Никишов А. И. и др. Внеклассная работа по биологии. – М. , Просвещение, 1974.
  7. Петров В. В. Воспитание и развитие дутей в процессе обучения природоведению. – М. , Просвещение, 1981.
  8. Постникова Е. А. Роль опорных схем в формировании природоведческих понятий// Начальная школа, № 2, 1991.
  9. Трайтак Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М. , Просвещение, 1979.
  10. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. – М. , Педагогика, 1975.
  11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М. , Педагогика, 1971.

Л. А. Колесова, ГОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9" с. Ижма, Республика Коми

Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой.

Основное содержание внеклассной работы по биологии должно быть связано с изучением окружающей живой природы, общественно полезным трудом по охране природы, пропагандой природоохранных знаний среди населения, изготовлением наглядных пособий. [8]

Внеклассная работа ботанического содержания, проводимая преимущественно с учащимися V-VI класса, должна включать наблюдения и опыты по изучению строения и физиологии растений; ознакомление с многообразием растительного мира и значением дикорастущих растений в жизни человека, с сезонными явлениями в жизни растений, занятия по комнатному цветоводству и т.п. Среди массовых мероприятий ботанического характера большое значение имеют Неделя сада, День леса, Праздник урожая и т. д.

Основное содержание зоологической внеклассной работы должно быть связано с занятиями по изучению школьниками видового состава наиболее распространенных животных местного края, выявлению животных, вредящих сельскому и лесному хозяйствам, и мер борьбы с ними, ознакомлению с редкими животными и способами их охраны. Большое интерес представляет работа по созданию зоологического уголка живой природы, проведение ухода и наблюдений за их обитателями, их приручение. Из массовых мероприятий зоологического характера большой интерес у детей вызывает работа по привлечению и охране птиц, охране муравейников. [2]

Внеклассная работа по анатомии, физиологии и гигиене человека, проводимая в основном с учащимися VIII класса, обычно включает: опыты и самонаблюдения, выясняющие значение упражнений органов на их развитие; опыты, выясняющие влияние на деятельность органов различных факторов внешней среды; проведение пропаганды среди школьников и населения здорового образа жизни; разъяснение возникновения и распространения различного рода суеверий.

Внеклассная работа по общей биологии связана с изучением наследственности и изменчивости, борьбы за существование в растительном и животном мире, взаимосвязей организмов конкретных местообитаний и т. п. При конкретном определении содержания внеклассной работы по биологии прежде всего следует отдавать предпочтение тем ее видам, которые имеют полезную значимость, дают возможность осуществлять связь теории с практикой, реализовать исследовательский принцип. Содержание внеклассной работы должно быть доступно для каждой возрастной группы учащихся.

Право участия во внеклассной работе. Внеклассной работой занимаются интересующиеся биологией школьники.

Как считают многие учителя и методисты ,не совсем удовлетворительная успеваемость по каким-нибудь предметам не может быть препятствием к приему в кружок. Имеется немало примеров, когда школьники не занимаются ни в каких предметных кружках и не успевают по одному или нескольким предметам. Все свободное время они отдают улице. Учащиеся слабо успевающие по какому-либо предмету, но заинтересовавшиеся внеклассной работой по биологии, в дальнейшем могут и не стать биологами, важно, что они станут людьми, любящими родной край, природу. Человек любой специальности должен с интересом и любовью относится к природе, проявлять стремление к ее охране.

Организация индивидуальной и групповой эпизодической внеклассной работы по биологии. [9]

На уроках биологии учитель может предложить учащимся понаблюдать во внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках нужно всегда выяснить, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.

Для проведения групповой эпизодической работы учитель привлекает одновременно нескольких интересующихся биологией учащихся, часто из разных классов. Он ставит перед ними задачу, например подготовить и провести День птиц, а затем дает им различные поручения: одним - составить доклады о значении птиц в природе и необходимости их охраны, вопросы викторины; другим - подобрать им рисунки с изображением птиц и оформить монтажи; третьим - составить литературный монтаж их стихотворений о птицах и т. д. Затем учитель следит за выполнением порученной работы и помогает в ее выполнении. Итог этой работы - проведение праздника. [10]

Подобным образом организуются занятия эпизодически работающей группы учащихся по подготовке и проведению биологического КВНа, часов занимательной биологии и других массовых биологических мероприятий.

Организация кружковой внеклассной работы. Кружковая работа может объединять, например ботаников, зоологов, физиологов, генетиков. Кружки юных натуралистов организуются различно. В одних школах они объединяют школьников, уже занимавшихся индивидуальной или групповой эпизодической работой, в других - учащихся, ранее не участвовавших ни в каких формах внеклассной работы. Организации кружка может предшествовать хорошо организованная экскурсия в природу, после которой учитель предлагает заинтересовавшимся школьникам объединится в юннатский кружок. Желание школьников работать в юннатском кружке часто проявляется после проведения ими внеурочных работ, интересно прошедшего массового мероприятия, например Праздник леса или Дня птиц. [4] Устав кружка. Кружок юных натуралистов - добровольная организация. Однако, вступив в него, учащиеся должны выполнять определенные правила (устав, заповеди юнната), которые разрабатывают и принимают сами кружковцы на одном из первых сборов. Содержание такого юннатского документа может быть различным.

Актив кружка. Успех работы кружка во многом зависит от его актива (староста, секретарь, ответственные за хозяйство, стенную печать), который выбирают на одном из первых кружковых занятий.

Староста кружка созывает юннатские собрания, председательствует на них, следит за дежурством в уголке живой природы, за ведением общего дневника работы, за выполнением обязанностей другими членами актива кружка.

Секретарь кружка составляет и вывешивает списки дежурных, отмечает присутствие юннатов на собраниях кружка, выясняет причины отсутствия, ведет краткий протокол собраний.

Ответственный за хозяйство кружка следит за наличием корма для животных, правильностью его расхода, отвечает за сохранность инвентаря, юннатскую библиотечку и др.

Ответственный за стенную печать вместе с членами редколлегии подбирает материал для стенгазеты или рукописного журнала, следит за их своевременным выпуском.

Руководителю кружка следует всемерно развивать инициативу и самостоятельность актива кружка, советоваться с ним в решении тех или иных вопросов. [2]

Разнообразие натуралистических кружков по возрасту и числу учащихся. Кружок юннатов должен объединять в основном одинаковых по возрасту учащихся. Если в кружке работают учащиеся разных классов, то их целесообразно разбить на секции. Так, кружковцев из VI класса можно объединить в секцию с ботаническим содержанием работы, кружковцев из VII класса - в секцию с зоологическим содержанием работы. Если в школе работает один учитель биологии, то лучше организовать общий натуралистический кружок с секциями. Можно иметь в школе какой-либо один кружок с секциями, различающимися между собой разной сложностью содержания работы.

Планирование работы кружка. Большое значение в деятельности кружка имеет тщательная разработка плана работы, который может быть составлен на год, полугодие или четверть. В нем должны найти отражение все виды работы кружка. При составлении такого плана руководители кружков обычно исходят из интересов юннатов, их познавательных исследовательских способностей и возможностей.

Организация работы кружковцев по запланированным темам.

При организации работы кружковцев по любой теме многие учителя придерживаются следующего порядка работы.

  • 1. Вводное (установочное) занятие, обычно носящее теоретический характер.
  • 2. Самостоятельная работа кружковцев (в основном исследовательской направленности).
  • 3. Отчетное занятие.
  • 4. Выпуск стенгазеты, оформление выставки по результатам работы.

Схема работы кружка юннатов (по Верзилину Н. М., Корсунской В. М.)

На вводном занятии перед юннатами ставится цель предстоящей работы, раскрывается ее содержание. При этом можно использовать учебные кинофильмы, диафильмы, назвать доступную литературу, относящуюся к рассматриваемой теме и т. д. После предварительной ознакомительной работы между юннатами распределяются индивидуальные или групповые задания для самостоятельной исследовательской работы, проводится инструктаж для выполнения. [1]

Самостоятельная работа юннатов по рассмотренной теме заключается в проведении опытов и наблюдений в природе, уголке живой природы, в работе научно-популярной литературой с последующим составлением рефератов, изготовлением наглядных пособий. Хотя взятые на вводном занятии задания кружковцы затем выполняют самостоятельно, они всегда могут получить дополнительные разъяснения у руководителя кружка, который должен интересоваться ходом их самостоятельной работы.

На отчетном занятии кружка юннаты докладывают о проделанной работе, демонстрируют коллекции, фотоснимки изучаемых объектов, зачитывают записи проведенных наблюдений. На этом же занятии редколлегии кружка поручается выпуск газеты по его материалам. [2]

Общие собрания кружка в школе обычно проводят один раз в месяц, а самостоятельная индивидуальная или групповая работа юннатов по выбранным ими заданиям - в течении всего времени, необходимого для их выполнения.

Внеклассная работа остается для учащихся интересной лишь в том случае, если они не ощущают в ней застоя, однообразия. Поэтому нужно постепенно вести кружковцев от выполнения простых опытов и наблюдений к проведению более сложных, имеющих исследовательский характер.

Массовые внеклассные мероприятия.

В каждом отделе участники олимпиады берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.

Первый тур олимпиады можно провести и заочно. При этом в специально выпущенном бюллетене учащимся предлагается назвать биологические объекты, изображенные на рисунках и фотоснимках, указать, например, каким видам животных принадлежат следы, погрызы или другие проявления жизни, назвать те или иные органы и рассказать об их функциях в организме. В бюллетене указывается литература. Письменные ответы на вопросы учащиеся опускают в ящик, а затем их оценивают учитель и жюри, выбранные из юннатов. [12]

Победители школьной олимпиады - претенденты на участи в районной или окружной олимпиаде.

Биологические КВН, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.

Заблаговременно готовится к КВН и ведущий из числа юннатов. для оценки работы команд во время состязания избирается жюри, в состав которого входит руководитель и актив кружка юннатов, классные руководители учащихся, принимающий активное участие в КВН, председатель ученического коллектива школы. Руководит всей работой учитель - организатор КВН. Он рекомендует участникам соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки игры, проводит консультации, дает советы, как можно интереснее реализовать те или иные задумки команд.

На биологические КВН приглашаются болельщики - все желающие учащиеся школы. Дату проведения КВН сообщают заблаговременно: в вестибюле школы вывешивается красочно оформленное объявление.

Часы занимательной биологии обычно организуются по классам или в параллельных классах. Длительность одного занятия - академический час.

Каждый час занимательной биологии (ботаники, зоологии или др.) кружковцы или отдельные учащиеся под руководством учителя готовят заблаговременно. Они подбирают из рекомендованной литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия. Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, в форме путешествия), готовят ведущих. [13]

На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные кружковцы сообщают интересные сведения о растениях (на занимательной ботаники), о животных (на занимательной зоологии) и т. п.

Ведущий может предложить участникам занятия отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды или чайнворды, ответить на вопросы викторины.

Ценность такой подготовки к проведению вечеров прежде всего заключается в том, что школьники приобщаются к самостоятельной работе с различной научно-популярной и справочной литературой (при этом расширяется их биологический кругозор), осмысливают и творчески перерабатывают найденную информацию. Важно, что при этом реализуется одна из важнейших задач школы, связанная с развитием творческой активности и самостоятельности подростков, умения ориентироваться в потоке современной информации. В случаях, когда учитель использует готовые сценарии и предлагает учащимся (докладчикам, ведущим) заучить тот или иной текст и пересказать его на вечере, учебно-воспитательный эффект проводимых вечеров невелик.

В проводимых школой массовых общественно полезных мероприятиях по охране природы, озеленению школьной территории принимают участие все школьники. Эту работу организуют администрация школы, учитель биологии, классные руководители, юннаты, школьный ученический актив.

Перед каждой массовой общественно полезной кампанией кружковцы выясняют объем и характер работы, получают необходимый инструктаж, приобретают соответствующие умения, а затем, распределившись по классам, знакомят школьников с предстоящей работой и во время ее проведения помогают им.

Дневник наблюдений. В процессе внеклассной работы необходимо выработать у кружковцев умения вести и делать зарисовки наблюдаемых явлений. Дневник должен быть принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой-либо общей теме. Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы, позволяют найти допущенные ошибки, сделать необходимые выводы. Ведение дневника - дело трудное, особенно для начинающего исследователя природы. Многие школьники не могут, а поэтому и не любят записывать наблюдения. Чаще это происходит из-за незнания, что нужно отмечать в дневнике наблюдений.

Ведению дневника наблюдений следует уделять особое внимание. Для этого в заданиях-инструкциях нужно указывать, что именно они должны записать. Полезно как можно чаще знакомиться с дневниками наблюдений и отмечать, чего в них недостает, какие записи можно было бы сделать на основании увиденного. На занятиях кружка целесообразно зачитывать записи из хороших дневников наблюдений. Способствует этой работе и организация специальных конкурсов на лучшее наблюдение. Участникам конкурса предлагают вести наблюдение за каким-либо одним животным уголка живой природы или за развитием и ростом какого-нибудь растения, выращиваемого в кабинете биологии, и на основе наблюдения написать рассказ. [8]

Хорошие записи наблюдений нужно постоянно помещать в юннатскую стенную газету.

Внеклассная работа разнообразна, и поэтому не может быть принята какая-то единая форма ведения дневника.

В процессе выполнения работы часто бывает трудно описать увиденное. Поэтому полезно рекомендовать школьникам наряду с записями наблюдений делать зарисовки. Очень полезно помещать в дневниках фотоснимки наблюдаемых объектов.

Стенная газета, бюллетени, монтажи.

Выставки работ учащихся. Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.

Выставка организуется в биологическом кабинете иди в школьном зале. Она должна быть открыта для посещения всех желающих (и учащихся, родителей) в послеурочное время. На выставке нужно организовать дежурство юннатов. Для ознакомления с работами учащихся полезно выделить экскурсоводов из числа лучших юннатов. Полезно иметь книгу отзывов, в которой будет дана оценка работы кружка юных натуралистов и отдельных кружковцев. [5]


Из личного опыта

Потом начала ходить в биологические музеи, ездить в туристические походы, собирать цветы и насекомых, чтобы потом делать гербарии и коллекции. Родители купили микроскоп и набор для препарирования, чтобы можно было изучать живые объекты. Я поняла, что, если совмещать чтение книг с практикумами, информация запоминается гораздо лучше, и занятия становятся увлекательными.

Эта история о том, как моя семья применила системно-деятельностный подход — основной компонент ФГОС — задолго до введения стандартов.

Нескучный урок о муравьях

Как применить системно-деятельностный подход на уроке? Проведем мысленный эксперимент. Допустим, вам надо рассказать школьникам о колониях муравьев. Накануне вы посмотрели увлекательный научно-популярный фильм на эту тему. Предложите ребятам тоже посмотреть этот фильм, потом раздайте таблицы с вопросами, которые позволят освежить в памяти содержание видео. Уделите внимание строению, систематике муравьев, особенностям их нервной системы и поведения. Можно провести дискуссию и вместе попытаться ответить на ряд вопросов. Как взаимодействуют муравьи, какая у них сложилась иерархия? Почему эволюция выбрала такую форму существования? У каких ещё животных есть схожая форма существования? При объяснении теоретического материала подготовьте презентацию, включите туда красочные картинки, вставьте цитаты, подготовьте кроссворд или какую-то проверочную в игровой форме через тестовое приложение на смартфоне.

Не стоит забывать и о прикладном аспекте. Можно сделать целый проект на эту тему: сравнить размеры и формы муравейников, особенности поведения муравьев в разных регионах России, попытаться ответить на вопросы: как муравьи живут в разных климатических зонах, зависят ли размеры колоний и поведение муравьев от окружающей среды? Если не хватает времени на уроке, эту тему можно осветить в рамках элективов, внеурочной деятельности. А полевой практикой школьники могут заниматься летом на каникулах: дайте своим ученикам задание понаблюдать за муравьями и снять о них свой собственный небольшой фильм.

Биология для жизни

Если следовать ФГОС, вы сможете помочь ученикам не только лучше запоминать новый теоретический материал, но и умело применять его в жизненных ситуациях, в будущей профессии.

Проведите лабораторный практикум — можно закупить раков и моллюсков. чтобы изучить их внутреннее строение, рассмотреть под микроскопом поперечный срез листа комнатного растения, которое стоит в вашем кабинете. Организуйте проектную деятельность — пусть школьники попробуют сравнить обсемененность рук бактериями после уроков физкультуры, мытья рук возле столовой, использования сушилок в общественных местах. Вообще школьный проект может быть на любую тему — главное, чтобы школьники заинтересовались ею. Возможно, именно ваши ученики, освоив навыки исследователя, займутся в будущем персонализированной и космической медициной, решат биоэтические вопросы редактирования генома и придумают искусственные модели фотосинтеза.

Биология — непростая наука, ведь прежде чем приступить к моделированию и управлению живыми системами, человек должен освоить очень большой теоретический материал и терминологическую базу.

Важно объяснять школьникам, зачем им столько учить, почему стоит это делать. Своих учеников я всегда мотивирую тем, что будущее за людьми, которые умеют учиться. Если ты умеешь самостоятельно добывать новые знания и понимаешь, в каких ситуациях их применять, то ты никогда не останешься без интересной работы, станешь успешным, а не растерянным и дезориентированным.

Об авторе. Полина Шлапакова, сотрудник лаборатории общей физиологии и регуляторных пептидов биологического факультета МГУ, студентка 4-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ. Серебряный призер международной естественнонаучной олимпиады юниоров (IJSO)

Читайте также: