Как сделать интегрированный урок

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков достаточно актуальна.

Поэтому именно в начальных классах используются различные инновационные технологии. ФГОС предполагающие не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД, но и требующие от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.

1.образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;

2.воспитательные:показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;

3.развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

4.информационная : поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями;

5.коммуникативная: различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе;

6.учебно-познавательная: включать элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроковследующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ).

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

• Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

• Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на урокеможно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Формы интегрированного урока:

- обучения умениям и навыкам: урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция, деловая или ролевая игра

- урокприменения знаний на практике: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция

- урок повторения, систематизации и обобщения знаний,закрепления умений: игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа.

Обычно на интегрированных урокахнемало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т. е. совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующих и вспомогательных компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность) расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля облученности учащихся на данном уроке.

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Такой урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют, а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

Фрагмент рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО Фрагмент рабочей программы в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработка рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ДО На современном этапе в системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию, которое дети получают.

Интеграция России в международное сообщество обусловила изменения в экономической и политической сферах, а также в системе образования, которая должна соответствовать мировым стандартам. Обеспечение общей образовательной подготовки учеников предполагает не только общее развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, но и формирование профессиональной речевой культуры и культуры мышления. Работа в этом направлении требует поиска новых методов и приемов обучения. Во время последнего наиболее результативными являются технологии, формы и методы обучения, учитывающие личность того, кто учится, его интересы, склонности и способности.

Поиски путей совершенствования системы образования

интегрированный урок

Начинающему учителю следует так сгенерировать свою преподавательскую энергию, чтобы максимально расширить представления маленького ученика о мире, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка. Задачей чрезвычайной важности является формирование у школьника положительного отношения и интереса к учебе. Задачи эти, как известно, реализуются совокупностью учебных предметов, каждый из которых - это важная составная часть содержания начального образования. Дисциплины позволяют расширять и углублять представления учеников об окружающем мире, помогают развивать образное и логическое мышление, творческие способности детей, способствуют формированию общеучебных умений и навыков. Но на современном этапе развития национального образования даже полное использование возможностей программ по всем учебным предметам не даст желаемого результата. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, необходимо опираться не только на традиционную методику или проверенные практикой достижения, но и искать новые подходы к решению задач. Сейчас особенно остро стоит проблема поиска внутренних резервов повышения результативности обучения. Поиски путей совершенствования системы образования в начальной школе привели к возрождению такого методического явления, как интегрированный урок.

Актуальность идеи

В России принцип интеграции должен быть провозглашен основным правилом реформирования образования наряду с понятиями гуманизации и демократизации. Актуальность идеи разработки интегрированных уроков в том, что она является оптимальной для современного этапа развития национальной школы, ведь на данном этапе является усложнение содержания образования, рост объема необходимой информации и уменьшения времени, отведенного для ее усвоения. За рубежом разрабатывается и внедряется множество образовательных технологий, основанных на интегративных подходах. Однако вопрос о том, что такое урок в интегрированном классе, остается противоречивым. Проблема внедрения таких занятий в начальной школе мало исследована, принцип интеграции недостаточно отражен в действующих учебниках, учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций, вынуждены решать указанные проблемы на эмпирическом уровне.

Какие предметы подходят для внедрения интеграции

разработки интегрированных уроков

Часто при изучении стихотворных произведений на уроках чтения учитель может спеть их детям. Изучая глагол на уроках языка, можно дать задание отыскивать эти слова в текстах произведений, изучаемых на уроках чтения, в словах песен, исполняемых на уроках музыки. А как прекрасно совместить материал уроков математики и естествознания. Большой потенциал имеет интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, поскольку разные виды художественно-эстетической деятельности и конструирования удачно сочетаются с изучением определенных языковых, естественных понятий, с чтением художественных произведений. Учитывая то, что ученик не может долго воспринимать однообразную информацию, сочетание на уроке двух-трех учебных предметов обеспечивает активизацию познавательной деятельности детей, стимулирует интерес к учебе, показывает взаимосвязь учебных дисциплин, связь с жизнью. Из всех инновационных технологий именно в этой есть возможность широкого внедрения ее на начальном этапе образования, поскольку учителя начальных классов является много предметными и им под силу эту технологию воплотить в реальность. И основания надеяться на получение хороших результатов интеграционного подхода к обучению весомые. Поэтому данная проблема требует более глубокого изучения, освоения теоретических основ интегрированного подхода к обучению. Идея проводить хоть один интегрированный урок в школе сегодня чрезвычайно актуальна, поскольку способствует успешной реализации новых образовательных задач: дает возможность учителю вместе с учениками овладеть значительный по объему учебный материал, достичь формирования прочных, осознанных межпредметных связей, избежать дублирования в освещении ряда вопросов.

Сущность интегрированного обучения

интегрированный урок по математике

Одним из направлений методического обогащения уроков в начальных классах является проведение их на основе интеграции содержания. Это требование времени, возможность ознакомления личности с достижениями культуры и науки, выведение ее на новый интеллектуальный уровень. Основой доминантой дисциплины для детей становится понимание целостности мира и осознания себя в нем. План интегрированного урока в начальной школе актуален для педагогической науки. Ученые и учителя-практики задумываются над тем, как создать общую платформу сближения предметных знаний. О важности интеграции знаний неоднократно говорилось в прогрессивной педагогике. Еще в эпоху Возрождения ученые, выступая против схоластики в обучении, подчеркивали важность формирования у школьников целостных представлений о взаимосвязи природных явлений. Этот вид уроков утвердился в дидактике и методике начальной школы в девяностых годах. Проведенный интегрированный урок обусловлен прежде всего подготовкой учителя как специалиста по многим предметам, который воспринимает начальную школу системно, а потому может организационно и методически связать близкие темы по различным предметам. Цель такой связи - интересное, разностороннее изучение понятия, события, явления, которые являются важными для младших школьников.

Цели интегрированных уроков

интегрированный урок в начальной школе

Признаки интегрированного урока

план интегрированного урока

Учитель как интегратор

интегрированный урок по биологии

Нетрадиционные и нестандартные уроки

2) в зависимости от реализации основных компонентов обучения при решении его дидактических задач - на уроки целостного решения задач обучения

3) по способам организации взаимодействия на пролонгированных уроках.

Межпредметные связи

интегрированный урок по литературе

Одним из путей интеграции среднего образования является использование межпредметных связей, что отражено в учебных программах дисциплин. Связь между предметами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал студентам лучше усвоить другой. Например, интегрированные уроки географии и иностранного языка помогут изучить мировые карты, как на русском, так и на иностранном языках. Межпредметные связи должны учитывать уже имеющиеся интересы учеников, способствовать их расширению за счет интереса к творческой деятельности. Если же во время обучения интегрировано содержание различных дисциплин и школьники включаются в различные виды деятельности, чтобы в их сознании и воображении возник какой-то образ, тема или понятие, то такое занятие можно считать интегрированным. Систематическое применение интегрированных уроков и проблемно-познавательных задач межпредметного характера формируется интерес к творческой деятельности к тем знаниям, которые включены в систему межпредметных связей. Как известно, взаимосвязь предметов является плодотворным только при условии осуществления принципа корреляции содержания предметов. Нужно так организовать межпредметные связи, чтобы не нарушалась последовательность в преподавании той или иной дисциплины, чтобы эта взаимосвязь способствовал достижению практических целей обучения.

Какая польза от интегрированных уроков

Учебный процесс делится на циклы, где каждый объединяется темой. Тема охватывает определенную, содержательно легко отделяемую отрасль в рамках общей предметной и понятийной сфер. Каждая конкретная тема вытекает из предыдущей и является обоснованием для введения последующих. Например, вместе интегрированные уроки "окружающий мир + математика" направлены не только на отработку вычислительных навыков, но и несут познавательную направленность. Таким образом, введение в учебный процесс таких занятий:

1. Создает благоприятные условия для актуализации потенциала ученика, его познавательных потребностей и интеллектуальных способностей.

2. Способствует запоминанию против желания, когда материал содержится в памяти не потому, что его нужно запоминать, а потому, что его невозможно не запомнить, поскольку учащийся заинтересован содержательной составляющей материала.

Как показывает практика, наиболее целесообразно нестандартные уроки использовать как итоговые ходе обобщения и закрепления знаний, умений и навыков, или при введении новой темы. Не надо злоупотреблять подобными формами организации учебного процесса, так как это может привести к потере устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и самого процесса обучения. Подготовка к нестандартному уроку может осуществляться в соответствии с алгоритмом коллективной творческой деятельности: формулировка цели урока, планирование, подготовка, проведение урока, выводы. Необходимо рассмотреть стратегию, тактику организации коллективной творческой деятельности учащихся, на каждом этапе. Нестандартные уроки разрушают штампы в организации учебного процесса, способствуют его оптимизации. В процессе подготовки любого типа урока используются различные виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Почему нужны интегрированные уроки

Содержательный и целенаправленный интегрированный урок в начальной школе вносит в обычную структуру начального школьного образования новизну, оригинальность, способствует формированию целостной картины мира, рассмотрения предмета с нескольких сторон, позволяют систематизировать знания, создают благоприятные условия для реализации лично ориентированного, развивающего обучения младших школьников. Дальнейшее развитие данной проблемы - в детальном анализе положительных и отрицательных результатов использования интегрированного обучения в начальных классах прошлого и настоящего. Таким образом, интегрированный урок в начальной школе заслуживает достаточного внимания. Он способствует повышению эффективности обучения, поскольку, опираясь на знания, приобретенные при изучении других предметов, ученики находят новые логические связи в учебном материале. А это, в свою очередь, развивает в них интерес к учебе, активизирует мышление, делает их знания сознательными, прочными. Кроме того, межпредметные связи дают возможность рационально использовать время, отведенное на изучение учебного материала, весомо уменьшает нагрузку студентов.

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков достаточно актуальна.

Поэтому именно в начальных классах используются различные инновационные технологии. ФГОС предполагающие не только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД, но и требующие от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивной составляющей своего самообразования.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.

Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.

1.образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;

2.воспитательные:показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения;

3.развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

4.информационная : поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями;

5.коммуникативная: различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе;

6.учебно-познавательная: включать элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроковследующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей. Внутрипредметные связи позволяют связывать между собой разные темы внутри самого предмета. С помощью внутрипредметных связей производится укрупнение дидактических единиц (УДЕ).

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют один или два урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

• Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

• Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на урокеможно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Можно интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Формы интегрированного урока:

- обучения умениям и навыкам: урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция, деловая или ролевая игра

- урокприменения знаний на практике: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция

- урок повторения, систематизации и обобщения знаний,закрепления умений: игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа.

Обычно на интегрированных урокахнемало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна.

В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

- состав интегрирования, т. е. совокупность объединяемых компонентов;

- ведущий системообразующих и вспомогательных компоненты;

- форму интегрирования;

- характер связей между соединяемым материалом;

- структуру (последовательность) расположения материала;

- методы и приёмы его предъявления;

- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;

- способы увеличения наглядности учебного материала;

- критерии оценивания эффективности урока;

- форму записи подготовленного урока;

- формы и виды контроля облученности учащихся на данном уроке.

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.

Такой урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют, а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков). Педагог больше дает детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Как показывает анкетирование учащихся, интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше, психологическая обстановка комфортная.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.

Фрагмент рабочей программы в соответствии с ФГОС ДО Фрагмент рабочей программы в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработка рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ДО На современном этапе в системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию, которое дети получают.

Автор: Скрынникова Алёна Алексеевна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Миасс

Об опыте проведения интегрированных уроков в школе

Когда я училась в школе и урок (интегрированный) вели два учителя, меня волновал вопрос: "Неужели один учитель не может выучить вторую половину урока?"
Сейчас понимаю, что скорее при таких уроках не хочется влазить в программу другого учителя. Но как тогда планировать урок?

Мне кажется, что в интегрированных уроках есть смысл, так как в жизни человека и в природе нет четких разграничений между проявлениями законов различных наук.

Интегрированный урок, предполагает, как минимум двух учителей в одну единицу времени. Имеет ли он смысл в настоящее время? Какова цель данной технологии преподавания и не исчерпала ли она себя, то есть устарела? Нет, это идеальная форма для разработки новых курсов. Надо только хорошо продумать, чтобы два учителя не мешали друг другу, чтобы в изложении материала один мог бы опираться на то, чему успел научить другой.

Интегрированные уроки - это достаточно интересное явление в школьной жизни. Мне нравятся такие уроки, и мы много их проводим, чтобы разнообразить учебный процесс, заинтересовать учащихся. Естественно, что подготовки к ним значительно больше, чем к обычным, но дети их любят и надолго запоминают.

Интегрированные уроки хороши продуманностью. И правы коллеги, когда, говорят, что нужна подготовка. И хорошо если эти уроки не спонтанно проводятся. А планируются в начале года. Здесь возможно продумать, чтобы схожие темы давались примерно в одно время в разных предметных областях. Чтобы не было повтора ситуации для учащихся.

Интеграция подразумевает совместное творчество как минимум двух учителей. Учителя по своей натуре артисты и всегда творят, но посадить в одну лодку двух творческих людей не всегда разумно и полезно. Поэтому интегрированный урок всегда создаётся на добровольных и творческих началах группы учителей. Это высшая степень творчества определённой группы.

Интегрированные уроки в системе школьного обучения проводятся давно. Однако опыт этот так и остаётся на уровне частных исследований, не внедрённых в практику массовой школы.

Целью данной работы является уточнение дидактических, воспитательных и развивающих возможностей интеграции как направления инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы.

1. Определение развивающих возможностей различных видов интегрированных уроков в среднем и старшем звене школы.

2. Выявление основных трудностей в проведении интегрированных уроков естественно-научного цикла с последующим психолого-методическим анализом и коррекцией.

3. Апробирование широкой интеграции ряда учебных предметов в среднем и старшем звене:

1) география + литература;

2) география + МХК;

3) география +история +литература

4. Пробные интегрированные уроки географии - литературы с использованием ученических проектов.

В школе успешно апробирована парная модель интеграции содержания уроков. Отработана методика проведения таких уроков. Дальнейшее её совершенствование предполагает выход за рамки традиционных организационных форм обучения, внедрение в учебный процесс инновационных технологий и усиление внимания к проблеме подготовки учащихся к обучению вузовского типа. Это предполагает воспитание культуры мышления и выработку навыков самостоятельной исследовательской деятельности на протяжении нескольких лет обучения.

Логика данной интеграции соответствует личностной парадигме образования и не нарушает существующий в школе режим учебно-воспитательного процесса.

В итоге будет получена дидактико-методическая модель системы интегрированных уроков, которая может быть применена педагогическими коллективами школ нашего города для решения задач повышения качества образовательной подготовки по основным школьным учебным предметам, с применением ИКТ и контрольно-измерительных материалов.

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Постановка проблемы

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-научного цикла. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика географии и литературы на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, ведёт к их объединению, интеграции.

Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий, выработки у них обобщённых умений и навыков.

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

Цели интегрированного обучения географии, литературы

Целями интегрированного обучения являются следующие положения.

  1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения географии, литературы на основе интеграции этих предметов.
  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
  3. Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.

Поясним и конкретизируем наше понимание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения. Конечно, такие условия можно создать не только за счёт интегрированного обучения, но оно является, на наш взгляд, одним из важнейших способов формирования оптимальных условий для развития мышления.

К оптимальным условиям для развития мышления мы относим следующее:

  1. Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).

Систематическая работа по какой-либо теме приведет, в конечном счете, к положительным результатам по устранению формализма в восприятии выполняемой работы. И если показать на основе интеграции в начале изучения новой темы практическое решение какой-либо проблемы, может быть даже достаточно сложной, и подчеркнуть, что дальнейшая деятельность по отработке умений и навыков нужна будет для того, чтобы в будущем самостоятельно решать подобные сложные проблемы, — то этап проведения тренировочных упражнений не будет выглядеть оторванным от практических нужд. Кроме того, включение на этом этапе элементов интеграции всё более и более будет способствовать выделению практической значимости проводимой тренировочной работы.

  1. Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления. Научный стиль мышления определяется следующими качествами: логистикой, гибкостью (нешаблонностью), глубиной (умением выделять существенное), целенаправленностью (рациональностью мышления), широтой (обобщённостью мышления), активностью, критичностью, доказательностью, организованностью памяти.

Как показывает опыт работы, традиционные формы обучения, как правило, не дают одновременного глубокого формирования совокупности качеств, свойственных научному стилю мышления; в то время как интегрированное обучение позволяет добиться такого формирования.

Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления.

При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем, — всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.

Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий — всё это развивает активность мышления.

Новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает критичность мышления.

Достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый учащимися на интегрированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают организованность памяти. Интегрированные уроки, как никакие другие, в большей степени ориентированы на организованность памяти, что даёт возможность соблюдать принцип экономии мышления.

Широкое объединение знаний из различных предметов было бы неестественным, если бы выдвигаемые на уроке тезисы были не обоснованы, не доказаны. Обучение учащихся на интегрированных уроках рассуждению, построению доказательства, логике обоснования средствами различных наук развивают доказательность мышления.

3.Возможность в комплексе использовать элементы естественнонаучного метода познания.

Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно географии и литературы, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы. Такое всестороннее изучение проблемы возможно при условии комплексного применения естественнонаучного метода познания, который включает следующие элементы:

  • а) понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем;
  • б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;
  • в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы;
  • г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента;
  • д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения;
  • е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.

Идеи, методы и принципы интегрированного обучения

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; 2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

  1. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

  • 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • 4) повышает качество знаний учащихся;
  • 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
  • 6) формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования, — которые вырабатываются согласованно;
  • 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • 8) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  • 9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  • 10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Нами подготовлены разработки интегрированных уроков по темам:

3. Моя Северная Пальмира (урбанизация и архитектура С-Петербурга)

4. Великая река в судьбе великого народа (бассейн реки Волга и творчество Н.А. Некрасова)

5.Рзвитие Центрального района и поэзии Серебряного века.

6.Душа народа (промыслы народов Южного Урала).

7. Поморье – родина Михайло Ломоносова.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.

Читайте также: