Как сделать инсайт

Обновлено: 06.07.2024

Со стороны может показаться, что во всём этом есть что‑то чудесное: озарение возникает будто на ровном месте и в совершенно неожиданный момент. Но никакого волшебства тут нет, только особенности деятельности нашей психики.

Как работает инсайт

Причём эти идеи и решения часто бывают более удачными и креативными, чем те, которые мы вымучиваем из себя долгими рассуждениями, брейнштормами и анализом. То есть инсайт — это желанный гость для любого, кому приходится много креативить, выдумывать и решать сложные задачи.

В общем‑то, озарение состоит из трёх шагов:

  1. Знакомство с проблемой. Человек погружается в задачу и условия, пытается придумать, как их использовать. Он собирает информацию, накапливает знания: читает, изучает чужой опыт, смотрит обучающие видео, размышляет.
  2. Инкубационный период. Это самый долгий этап, потому что человек на время отвлекается от проблемы, занимается совершенно другими делами и отпускает мыслительный процесс в свободное плавание.
  3. Собственно, сам инсайт. У человека накапливается критическая масса информации, мозг обрабатывает её, и подсознание выдаёт решение. Вполне возможно, что оно созрело уже давно и его нельзя назвать таким уж новым, но на поверхность оно выплыло только сейчас, благодаря сложным и неосознаваемым процессам. Исследователи с помощью МРТ установили Neural Activity When People Solve Verbal Problems with Insight , что непосредственно перед озарением у человека активизируется правая передневисочная область мозга, которая отвечает за установление связей между разными отделами мозга и разной информацией.

Что делать, чтобы инсайты приходили почаще

Вот несколько способов, которые рекомендуют How to have more insights психологи и нейроучёные.

1. Отвлекитесь

Это может быть любая монотонная физическая работа: уборка в квартире, ремонт, прополка грядок в саду, покраска стен, приготовление пищи или рукоделие, например вязание и вышивание. А может — спокойная прогулка по знакомой местности, езда на велосипеде, бег. То есть что угодно, что заставит вас отключиться от обычных, будничных мыслей и погрузиться в медитативное состояние.

2. Отпустите мысли на свободу

Витание в облаках и свободное, рассеянное блуждание по закоулкам собственного разума делают Discovering the Virtues of a Wandering Mind нас более креативными и помогают найти неординарные решения.

3. Поднимите себе настроение

Спокойствие, открытость, умеренное любопытство, приподнятое расположение духа — именно такое состояние нужно A Brain Mechanism for Facilitation of Insight by Positive Affect озарению, чтобы проявить себя. А вот что может его оттолкнуть, так это тревога и пессимистичный настрой.

Поэтому стоит постараться создать для себя радостную, спокойную и безопасную обстановку. Красиво оборудовать рабочее место, сходить в любимое кафе за круассаном и вкусным кофе, купить что‑то, о чём вы мечтали, помедитировать, чтобы немного отпустить тревогу.

4. Не прилагайте усилий

Это, наверное, ключевое и одновременно самое сложное условие для инсайта. Озарения всегда приходят именно в тот момент, когда о проблеме мы вообще не думаем. То есть суть в том, чтобы собрать как можно больше информации, необходимой для решения задачи, а потом постараться переключиться на другие дела — если, конечно, позволяет время. Заняться новым проектом, почитать, съездить в путешествие.

Да, инсайт не единственный способ найти решение, и порой ждать его просто нет возможности. Поэтому нужно использовать и другие подходы: долго анализировать ситуацию, посмотреть, что делают конкуренты, задействовать мозговой штурм, напряжённо думать и не вставать из‑за стола, пока не появится подходящая идея. Но именно инсайты приносят самые яркие, приятные, а зачастую и оптимальные ответы.

Пишу для Лайфхакера о продуктивности, мотивации, отношениях, социальных проблемах и ловушках мышления. Выбираю для статей проверенные источники информации — научные работы, статистику, мнения экспертов.


Инсайт — это не просто потребность. Это внутреннее противоречие, драма, боль — то, что мешает пользователю действовать и вести себя так, как он хочет. Мы же призваны эту проблему найти и решить.

Не перепутайте: это НЕ инсайты

Рассмотрим на примерах

Dove. Camera Shy

Инсайт: девочки не стесняются своей внешности в детстве, но с годами начинают думать, что с ними что-то не так, поэтому комплексуют.

Oechsle. Mom doesn't want it

Инсайт: я редко получаю подарки, которые мне нравятся, но я не могу сказать об этом, поэтому изображаю радость.


Инсайт: в детстве мы мечтаем о многих замечательных вещах, но с возрастом забываем о них, поэтому обходимся малым.

Инсайт — важная часть рекламной стратегии. Однако использовать его можно не только в рекламе, но и в любой сфере, в которой важна психология потребителя.

Пришла идея!

В психологии первым указанный термин стал применять в середине 20-ых гг. 20 века психолог Вольфганг Келер. В те годы он ставил опыты с участием человекообразных обезьян, предлагая им разрешить несколько достаточно сложных (для животных) задач. Во время проведения опытов Келер обратил внимание на одну интересную закономерность — после нескольких неудач при решении поставленной задачи обезьяны прекращали активность, начиная просто рассматривать предметы вокруг, а вскоре достаточно быстро находили правильный выход из сложившейся ситуации.

Примеры инсайтов

В качестве примера инсайта так же можно привести ситуацию, в которой побывали многие из нас. Во время учебы в университете часто приходилось искать решения непростых задач, на что уходило большое количество времени. И бывало так, что ключ к разгадке задачи приходил вовсе не в процессе решения, а уже позднее, когда мозг переключался на иной вид деятельности. Такое озарение, приходящее позднее, когда уже отвлекаешься от задачи и занимаешься чем-то другим — это и есть настоящий инсайт.

Так же инсайты часто встречаются в сфере бизнеса. Иногда руководителям приходится придумывать способы решения проблем, мешающих продвижению бизнеса. Однако далеко не всегда решение проблемы приходит тогда, когда ломаешь голову над его поиском. Это может произойти и позднее — во время вечерней прогулки или утренней пробежки, когда креативное мышление находится на пике.

Кроме того, история знает немало фактов, когда к известным ученым, например, к Ньютону и Менделееву, озарения приходили спонтанно, а то и вовсе во сне, и данные озарения вполне можно отнести к инсайтам. Все дело в особенностях нашего мозга, который, задавшись решением определенного вопроса, уже не может успокоиться, продолжая бессознательно искать ответы даже тогда, когда сам человек об этом не подозревает. По этой причине некоторые психологи связывают инсайт с интуицией и способами неосознанного поиска решений, ведь часто ясное и верное решение наболевшего вопроса приходит к человеку тогда, когда он о нем совсем не думает.

История появления термина

Причины возникновения инсайта

Советский психолог Я. Пономарев считал человеческое мышление своеобразным сплавом интуиции и логики, которые, по его мнению, поочередно играют ведущую роль в мыслительной деятельности людей. Процесс запуска интуиции тесно связан с постановкой перед человеком определенной задачи, при этом интуитивный поиск решения этой задачи происходит уже за гранью сознания. А вот неожиданное (только на первый взгляд) решение находится уже в плоскости сознания, являясь инсайтом. В дальнейшем найденное решение логически обосновывается и становится алгоритмом, позволяющим человеку успешно разрешать подобные проблемы в дальнейшем.

Запуск интуитивных процессов при решении новых сложных задач связан с отсутствием у конкретных индивидуумов необходимых логических знаний, которые позволили бы им быстро разрешить возникшую проблему. В результате поиск решения постепенно переходит в недостаточно пока исследованную сферу бессознательного, выпадая из сознания человека, которому полезно будет на некоторое время отвлечься от решения наболевшей задачи. А затем, в момент отдыха или сна, уже готовая информация в виде инсайта придет к нему из глубин бессознательного, после чего полученный на уровне интуиции и обоснованный логически ответ получит право на жизнь.

Следовательно, поиск инсайта потребует от человека временного отвлечения от стоящего перед ним вопроса. Кроме того, достижению озарения способствуют медитации и любые монотонные действия, к примеру, чтение любимой книги, прогулка по парку или поезда на автомобиле.

Применение инсайтов на практике

В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.

Еще одной сферой применения инсайта является психоанализ. Традиционно в психоанализе выделяют две разновидности озарения — интеллектуальное озарение и эмоциональное прозрение.

Под интеллектуальным озарением понимается способность человека верно оценить собственное поведение в конкретной обстановке, сделать нужные выводы и правильно отреагировать на происходящие вокруг него события. Обычно специалисты относят данный психологический феномен к одному из защитных механизмов личности, поскольку благодаря нему индивидуум получает возможность взять под свой контроль любые вызывающие у него опасения стороны собственной индивидуальности.

А эмоциональным прозрением психологи называют способность личности чувствовать и осмыслять не только различные проявления, но и саму суть бессознательного. В отличие от интеллектуального озарения, прозрение эмоционального характера может рассматриваться как вполне логичное доказательство способности людей проникать в сферу собственного бессознательного.

Несмотря на то, что основатель психоанализа З. Фрейд не использовал данный термин в своих трудах, в современном психоанализе инсайт применяется в качестве терапевтического средства, призванного, чаще всего, решить определенную проблему клиента. С этой целью многие психоаналитики работают над получением конкретным клиентом конкретного, необходимого именно ему, инсайта.

Практическое использование инсайта основано на предоставляемом им мощном психологическом напряжении, способном видоизменить внутренний мир человека, тем самым спровоцировав позитивную трансформацию его личности в целом. Благодаря инсайту индивидуум сможет не только лучше понять свои чувства и устремления, но и научится управлять ими, параллельно преобразовывая собственное поведение и приобретая способности нестандартно реагировать в различных сложных жизненных ситуациях.

Вывод

Таким образом, важнейшим условием достижения инсайта является уровень развития человека, а потому его стоит постоянно повышать — получать новые знания, делать выводы из собственного опыта, развиваться и самосовершенствоваться. И тогда ваше бессознательное сможет предоставить вам нужные ответы на самые сложные вопросы.

card-photo

Сильная иллюстрация — это крутой инсайт, который обернули в визуал. Причем картинка не должна быть с идеальной гаммой и правильной композицией. Главное — чтобы она емко и понятно передавала идею.

В своей колонке Кирилл рассказывает, как делать картинки на инсайтах — для себя и брендов.

Где искать инсайты

Переделал эту картинку и придумал еще пять с таким же посылом. Получился пост, который стал самым популярным в моем аккаунте — у него уже 115+ тыс. лайков:

Книги. С конца лета я стал активнее читать — минимум 2–3 книги в месяц. И постоянно нахожу там мысли, которые могут стать основой для иллюстраций.



Какая мысль может стать картинкой, а какая — нет

Посмотреть курс

Как обрабатывать инсайты

Но чаще всего я делаю скриншоты. Увидел какую-то картинку — в инстаграме, ВК, на ютубе, — заскринил и сохранил в общую папку. Бывает, идея лежит в скрине полгода, в моменте не идет, а через время созревает.

Так было с постом про киндер-сюрприз. Однажды я заскринил картинку с надписью Disappointed but not surprised, слово disappointed там было обычным шрифтом, а surprised — фирменным шрифтом киндер-сюрприза. Подумал-подумал, что из этого сделать, но ничего не придумал. Зато через месяц листал галерею, наткнулся на эту картинку — и меня озарило. Я изменил контекст и сделал серию картинок, где из яйца киндер-сюрприза торчит бумажка с приятным посланием. Так получился второй по популярности пост — сейчас там 40+ тыс. шеров.

Я не прописываю сторилайны — держу все в голове. Сначала придумываю текст, записываю его в заметках или в ворде (меня часто буллили за орфографические ошибки, но теперь ворд все подчеркивает), а потом уже рисую.

Как найти форму для инсайта

Решение обычно приходит спонтанно, но я заметил такое разделение:

  • — серьезные темы (отношения, выбор профессии, детские травмы) зашиваю в комикс
  • — мемные истории (на посмеяться, а не на подумать) раскрываю в одной картинке с прикольным копирайтом

Как рисовать, если не умеешь рисовать

Как сделать картинку на инсайте: поэтапно

Чтобы объяснить этапы создания картинки, возьму пример своего недавнего поста, где человечек сидит на остановке.

Озарение. Я дочитал книгу — и буквально через пару дней увидел в ВК пиксельную гифку: человек сидел на остановке, зимой, в темноте (его лицо освещал экран телефона), подъехал автобус, заслонил человека — через секунду автобуса уже не было, а человек остался.

Как делать комиксы для брендов

Если говорить о процессе работы с компаниями, он выглядит так:

Читайте также: