Как сделать фрикцион быстрый

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Фрикцион или фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Содержание

Общая информация

Суть работы фрикционного тормоза катушки — тормоз настраивается на определенное усилие, путем вращения соответственного регулятора. Допустим, если шнур или леска выдерживает 7 кг (именно выдерживает, а не на шпуле написано), то фрикцион настраивают примерно на 4-5 кг. Тогда, в случае если засеченная крупная рыба совершит рывок с усилием, равносильным, скажем 10 кг - леска не порвется, как этого следовало бы ожидать. Сработает фрикционный тормоз и шпуля начнет вращаться под действием рывка рыбы, отдавая ей леску. Вот для этого-то и наматывают на катушки по сто и более метров лески. Надо же что-то отдавать рыбе при рывках. Для вываживания на обширном водоеме большого сома или щуки — такой запас, в самый раз.

Виды фрикционных тормозов

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли. Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.


Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта). Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток — его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле. Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Настройка фрикциона

Как ни странно, но не все рыболовы пользуются фрикционным тормозом. По какой причине - неизвестно. Может быть, просто не умеют, может не хотят. Но, скорее всего, не умеют или не знают, как правильно его настроить. А может быть дело в самих катушках. Ведь основная масса простых рыболовов используют в своей рыбалке самые дешевые катушки китайского производства, где сам по себе механизм фрикциона изначально изготовлен как попало и очень быстро ломается. Вот и выходит, что у одного рыбачка тормоз фрикциона закручен практически до упора, а у другого закручен как придется.

Совет: перед каждой рыбалкой обязательно регулируйте фрикцион. Как это сделать? Блесну закрепите за дерево или корягу и согните ваше удилище в дугу. Фрикцион должен срабатывать при сгибании удилища на 60 или 70 градусов.

Мы часто забываем о действительно важных вещях,но зацикливаемся на всякой ерунде ( небольшой люфт,тяжёлая катушка и т.д).Сегодня мы поговорим о тормозных дисках фрикциона,трещётке и т.д .Раньше я как-то этому не придавал особого значения,работает и работает.Но со временем я понял ,что что-то не так.Окончательно я в этом убедился ,когда мне села крупная рыба,вымотала 20 метров шнура ,фрикцион вроде сработал,но как-то жёстко и с пробуксовками, осталась только расстегнутая застёжка,а дедовская блесна ушла вместе с рыбой.Я понял,что войлочные диски ,которые стоят в моём твине надо менять на карбоновые.Те, кто рыбачат 02 Twinpower 3000PG понимают, что такое нормальная работа фрикциона,потому как там стоит карбон,а катушка 2002 года .Ну что ж поговорим более детально.

1.Фрикцион,нагрузка на фрикцион и т.д
Фрикцион очень важная штука,особенно если Вы ловите крупную рыбу,а не окуня в палец(там можна вообще не париться))) )Если всё работает без заеданий мягко,легко ,то и крупную рыбу выудить будеть легче.Хорошая работа зависит от материала тормозных дисков ,их диаметра,подшпульного узла, наличии подшипников в шпуле и под шпулей смазки, которая используется для дисков.Наиболее корректно всё работает в Дайве,если поставить карбон ,то вообще супер.
Меня часто спрашивают:’’А может взять эту катушку,на ней же максимальная нагрузка на фрикцион больше?’’Я уже честно говоря устал отвечать на этот вопрос.Максимальная нагрузка на фрикцион(указыватся в кг)-это нагрузка при которой затянутый фрикцион раскрутиться,вот и всё.Это не тяговая характеристика,некоторые думают что эта максимальная рыба, которую можна вытащить.Люди и 1000-ми достают серьёзные трофеи,просто надо уметь управляться со снастью ,а не тянуть катушкой как лебёдкой,удилище и фрикцион зачем.
1.Тормозные диски фрикциона Shimano.
Многие отмечали не совсем корректную работу дисков фрикциона.Меня часто спрашивают:’’Почему так жёстко работает фрикцион?’’Начнём с того что изготовлены диски из дешёвого и не очень качественного войлока,который расслаивается и со временем превращается просто в тряпку.Мало того он любит засыпаться в открытые подшипники(писал уже об этом не раз предыдущих статьях),соответственно подшипник начинает подклинивать, это скажется на работе других узлов.Плюс диски маленькие ,посмотрите на дайвовские(они кажутся гигансткими).Глядя на шпулю так и просятся диски побльше ,но японцы вставили маленького размера,наверное не хотят уподобляться Дайве.Также имеет значение сама смазка,на заводе как правило дают DG-01 ,которая сама по себе довольно жёсткая,отсюда и работа жёсткая.Глядел как японцы делают и что-то ДГ не видел там особо.Также имеет значение вращается ли шпуля на подшипниках.На ультеграх наски вообще дубово всё работает,потому как там нету подшипников ,ни под шпулей ни в шпуле.В Shimano так и просятся карбоновые диски исходя из всего вышеизложенного.Но почему японцы до сих пор используют этот паршивый войлок.Ответ очень простой: ‘’Карбон очень дорогой и если даже закупить очень много, всё равно выйдет гораздо дороже, нежеле войлок или что-то иное+с хорошим кабоном ничего не случится,тобишь запасными особо не поторгуешь’’Кстати на том же 02 твине 3000 PG стоит дешёвый,хреновый карбон.Ну что ж, будем надеяться что Shimano как-то решит эту проблемку.

2.Тормозные диски фрикциона Daiwa
Здесь же всё наоборот.Как говорят:’’Фрикцион поёт,тонкая настройка и т д и т п’’Диски большого диаметра,сделаны из плотного и очень качественного войлока(довольно хитрый материал),который не сыпется и не расслаивается(разве что на совсем дешёвых ерундовые стоят),смазаны мягкой смазкой .Здесь всё хорошо,тот же 04 Сертейт работает без проблем несмотря на то что шпуля вращается на металлических втулках,даже спустя годы.В этом плане Daiwa гораздо лучше Shimano.

Многие ещё удивляются ,что запчасти на Дайву гораздо дороже Шимановских,а дороже потому что материал из которого они сделаны лучше,конструкция это уже другое дело.Не лишним будет поставить карбончик,тогда вообще всё будет прекрасно.Продаются целые комплекты(вместе с металлическими дисками),но они стоят,есть правда и по отдельности(Carbontex).Трещётка тоже хорошая и работает отлично,только лишь на старых моделях типа прессо не удачная,тихая(пружина часто лопает) Огорчает что Daiwa начала ставить хреновые войлочные диски типа Shimano.

4.Карбоновые диски!
Карбон(углерод) -это композитный матариал Он относится к классу углепластиков - материалов, объединяющих в себе несколько тысяч различных рецептур. Все эти материалы роднит одно - наполнителем в них являются углеродные (графитные) частицы и волокна. Основу углетканей составляют нити углерода (углерод - это, к примеру, грифель карандаша). Только такие нити довольно тонкие. Сломать ее просто, но порвать нелегко. Из них шьются ткани, где углеродные нити скрепляются параллельно друг другу.Карбон –это далеко не новшество.
Используется не только в катушках, но и в велосипедах,мотоциклах машинах и т.д Материал идеально подходит для тормозных дисков.Очень долго служат.Работа на карбоне совсем иная,нету заеданий,пробуксовок.Всё работает чётко,ровно,максимально быстро срабатывает.Особенно это ощутимо, когда рыба делает резкие мощные рывки.Если стоят карбоновые диски ,то у Вас будет гораздо больше шансов справится с хорошим трофеем.Хочу ещё сказать что карбон карбону рознь,хороший стоит немало. Мы уже вставили в некоторые модели качественные карбоновые диски ручной работы,всё заработало как надо .

Спасибо, за внимание
Делаем выводы!)
Вскоре прицепим форум!!Будет интересно!!)
Всегда рады помочь!)
Постараюсь почаще радовать Вас интересными статьями!.
Используйте вещь по назначению и она будет радовать Вас долгие годы.
Reelmaster вводит новую услугу- ’’Проверка катушки’’
Вы отправляете нам катушку ,мы всё проверяем,сообщаем, что с ней и отправляем Вам обратно!Дабы Вы были уверены что купили хорошую вещь)
Услуга совершенно бесплатна.)

Многие рыбаки устанавливают фрикционный тормоз на катушку. О том, что такое фрикцион, какими качествами он обладает, для чего предназначается, должен знать каждый начинающий рыболов.

Зачем нужен фрикционный тормоз на катушке?

Фрикционные тормоза дают возможность регулировать леску под нагрузкой. Перед началом ловли их надо настраивать под тип снасти. Сейчас они установлены на всех безынерционных катушках.

Применения фрикционного тормоза имеет такие преимущества:

  • не рвется леска;
  • не деформируется крючок;
  • увеличивается улов;
  • можно использовать легкие приманки.

Разновидности

Катушки сейчас выпускаются разных конструкций и моделей. Фрикционный тормоз для всех моделей бывает только 2 видов: передний и задний.


Классификация

Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:

  • прочность и надежность тормозного узла;
  • длительный срок эксплуатации;
  • катушка меньше весит;
  • возможность более качественной регулировки;
  • сбалансированность снаряжения.
  1. Так как тормоз устанавливается на запасной шпуле, то стоимость снастей увеличивается.
  2. При выуживании хищной рыбы трудно подстраивать тормоз на спиннинге.
  3. Сложность замены шпули.
  4. В конструкцию может попасть мусор.

После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.

Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.

Достоинства катушки с задним фрикционом:

  • удобная регулировка нагрузки при выуживании рыбы, так как лишних деталей нет;
  • запасная шпуля снижается в цене;
  • такая конструкция может применяться с тяжелыми приманками;
  • при обрыве лески потери рыбы минимальные.

Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.

Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером. Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов. При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется. Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.

Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.


Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.

Принцип работы

Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.

Леска стравливается со шпули, пока сила рывка рыбы не угаснет. Если тормозной узел правильно отрегулирован, то рыбак сможет легко побороть сопротивление пойманной рыбы, вес которой больше разрывной нагрузки лески. Так при помощи фрикциона рыбаки смогут выловить рыбу весом 8 кг шнуром, прочность которого имеет номинальное значение на разрыв до 5 кг.

Зимние катушки с фрикционом изготавливают из особо прочных материалов. Катушка для зимней удочки переносит мороз, сильные перепады температуры. Переднее расположение механизма позволяет использовать тонкую леску. Шпуля из алюминия вмещает большой запас нити, ролик функционирует мягко и защищает шнур от деформаций. При ловле катушки для зимней рыбалки, оснащенные надежным фрикционным механизмом, никогда не подводят.


Настройка и регулировка

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.

Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.


Передний и задний фрикционы: плюсы и минусы

Выясним, что установить — передний или задний фрикцион, что лучше подойдет к снастям при том или ином типе ловли. Передний фрикционный узел используют для ультралайта или спиннинга. Он обладает хорошей чувствительностью и востребован при ультралайтовой рыбалке. Задний узел при этом не сможет среагировать на тонкую настройку, легкую приманку и рывки мелкой рыбы.

У переднего тормозного узла тоже есть недостатки: его трудно регулировать в процессе вытягивания рыбы. При этом рукоятку заднего фрикциона повернуть намного легче.

Задний фрикцион менее чувствителен и поэтому используется в троллинговой, карповой или фридерной ловле. Для крупной рыбы и тяжелых удилищ не нужна повышенная чувствительность тормозной системы. Поэтому все виды рыбалки, при которых применяют шнуры толще 0,2 мм, позволяют использовать задний тормоз.


К сожалению, довольно часто причиной выхода из строя морской мультипликаторной катушки становится сам рыболов при попытке отрегулировать фрикцион. В отличии от безинерционных катушек, для мультов такого класса существует определенная последовательность действий регулировки фрикциона, обусловленная их конструкцией. Нарушение этой последовательности почти всегда приводит к повреждению механизма фрикциона. Это в равной степени относится и к катушкам типа Level Drag, и Star Drag.
Сначала о типах фрикционов. На мультипликаторный катушках, не предназначенных для ловли забросом (conventional reels), их два:

Level Drag - управление производится одним рычагом, который в крайнем нижнем положении полностью освобождает шпулю, а в крайнем верхнем верхнем, в зависимости от регулировки, может фиксировать ее полностью.


Star Drag - управление производится двумя элементами. Звездочка на валу ручки позволяет менять усилие срабатывания фрикциона, а рычаг на корпусе - полностью освобождает шпулю.


Управление фрикционом происходит перемещением рычага снизу вверх. В крайнем нижнем положении рычага шпуля полность освобождена (например, когда снасть опускается на дно, при этом нужно чуть-чуть подтормаживать шпулю пальцем, чтобы не получилась "борода" - шпуля довольно тяжелая и инерция у нее большая).


В крайнем верхнем положении шпуля зажимается настолько, насколько установлено максимальное усилие для срабатывания фрикциона.


Есть и промежуточное (я его называю рабочим) положение рычага. Иногда оно ощущается при движении рычага - он в этом месте как бы защелкивается но легко продвигается дальше.


а у некоторых моделей есть даже специальный фиксатор, для преодоления которого необходимо усилие или даже нажатие на кнопку. Он как бы говорит, что дальше начинается зона, где нагрузки на снасть будут предельные.


Усилие, с которым срабатывает фрикцион, у катушек Level Drag регулируется с помощью винта на оси шпули



И немного о работе фрикционом. Многие рыболовы считают, что фрикцион должен быть отрегулирован так, чтобы в крайнем верхнем положении шпуля фиксировалась "намертво". На мой взгляд, это чревато следующими неприятностями:

- если шнур очень прочный, сила тяги может оказаться такой (например, на зацепе), что фрикцион "сорвет" и он выйдет из строя.

- по этой же причине чрезмерная нагрузка на вал шпули может способствовать деформации подшипников, вала и т.д.

- если шнур не очень толстый, он может прорезать намотку на шпуле и заклинится внутри, а это потеря шнура.

Поэтому я усилие срабатывания фрикциона регулирую так, чтобы в крайнем верхнем положении шпуля была зафиксирована "на грани фола", на пределе прочности шнура. А если шнур заведомо очень прочный, то так, чтобы я сам с трудом мог "отобрать" и фрикциона несколько метров шнура. В этом случае при запредельных нагрузках шнур все же пойдет, а если и потребуется его намертво застопорить, то при такой регулировки это легко сделать, зажав рукой шпулю.

И что нельзя делать ни в коем случае - так это пытаться менять услилие срабатывания фрикциона во время вываживания крупной рыбы - это прямой путь к поломке катушки. Что сделано - то сделано, и если катушка оказалась недостаточно правильно отрегулирована, нужно бороться другими способами: зажимать шпулю руками, отвоевывать у рыбы шнур подходом лодки и т.д.


и правила те же: все регулировки только при полностью свободной шпуле. Но только один важный момент: шпуля должна быть освобождена не только рычагом, а и звездочкой, которая должна быть полность выкручена на себя.

Читайте также: