Как сделать формы для фарфора

Обновлено: 07.07.2024

Кому-то надо долго собирать материал, смотреть образцы аналогов, компилировать, долго делать эскизы, кто то вынашивает весь замысел в голове, прокручивает мысленно до малейших деталей, потом сразу начинает лепить без предварительных эскизов и моделей.

Начало работы

После того, как эскиз был утвержден, изготавливается модель из пластилина.

Затем с пластилиновой модели художник снимает черновую форму. Эта форма обрабатывается, и затем в неё заливается гипс. Получается гипсовая модель. Ее называют чистовая модель.

Модель для формовки приходится расчленять. Надо понять, как оптимальнее поделить фигуру на части, чтобы было удобнее работать.

Это фарфоровая масса разведёная водой в определённой консистенции. Гипсовая форма впитывает в себя воду из шликера, на стенках гипса нарастает фарфоровый корж. Чем дольше держать шликер в форме, тем толще стенка изделия. После набора нужной толщины, шликер из формы выливают.

Основной процесс

Формы

Для работы нужно несколько форм. Одна такая форма без сильной потери качества способна выдержать примерно 30 отливок. Дальше стенки формы сильно выедаются, рельеф замыливается, появляются раковины. Грубые изделия можно лить и дальше, а вот тонкие уже не желательно.

Сушка

Следующая стадия – сушка. На этом этапе скульптура должна быть оправлена, т.е. очищена от литейных швов и неровностей.

Обжиг

Далее следует первый обжиг. В нем изделия обжигаются при Т=800 градусов (по цельсию). После этого обжига изделие становится крепче. На этой стадии его можно декорировать вручную цветными пигментами.

Глазуровка

Глазурь это тонко помолотый порошок, который после обжига на высокую температуру прочно спекается с поверхностью фарфора, образует на нём слой блестящего стекла.

Этот порошок разведён водой в нужной концентрации. В обжиге глазурь расплавляется и равномерно растекается по всей поверхности изделия.

Последующие обжиги

Теперь изделие может отправляться на второй обжиг. Этот обжиг-самый высокотемпературный, он идет от 1250-1360 градусов. После второго обжига, по необходимости можно расписать надглазурными красками, золотом, люстром. Затем снова обжигают, только теперь для закрепления краски, при более низкой температуре- 815 градусов.

На каждый обжиг затрачивается около суток. Время, затраченное на прохождение всех стадий производства может составлять от 1 недели до нескольких месяцев, в зависимости от сложности изделия.

Именно возможность тиражирования изделий автора, позволяет многократно повторять изделие по созданному однажды образцу. При этом последующие копии изделия никак не отличаются от первоначального варианта по качеству.

Как делают на производстве

На заводе Гжели, помимо скульптур, изготавливают в большом количестве изготавливают всякого рода посуду, вазы и другие изделия для быта.

Первым этапом создания изделия из фарфора является нанесение набросков с помощью карандаша. Потом создается гипсовая модель, по которой изготавливается первичная заготовка.

Мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

Затем гипсовая фигура отправляется на литейный участок форм. По ним делается разъемная литьевая форма. Исходное сырье из белой глины, разбавленное водой и хорошо перемешанное поступает по трубе из цеха массозаготовки в литейно-заготовлительный цех.

В первичной фарфоровой массе присутствуют твёрдые минералы, поэтому необходим очень тонкий помол.

Сырьем заполняют формочку, из которой затем извлекается изделие в стадии полуфабриката, после чего срезаются и швы от заготовительных форм. Далее заготовка направляется в специальную камерную печь.

Шликерное литье — это техника изготовления гончарных изделий путем литья в форму, без использования гончарного круга или ручной формовки. Применяется как при массовом производстве изделий из глины, фарфора и других смесей, так и при изготовлении мелкосерийных и авторских предметов.

Шликерное литье

Форма, или оправка, изготовляется из гипса. После того, как в оправку заливают шликер, она впитывает в себя воду. Глина оседает и застывает на внутренней поверхности формы, повторяя ее рельеф в малейших деталях.

Состав шликера

Основа шликера — это глина с добавками, разведенная водой. Обычно ее разводят до консистенции сметаны или густых сливок.

Состав шликера для литья

Состав шликера для литья

Шликер готовят на основе одного или нескольких видов глины, добавляя песок, шамот, электролиты и красители. Для разных видов изделий выбирают наиболее подходящий для них состав.

Технология шликерного литья

Процесс шликерного литья базируется на двух физических явлениях: способности гипса впитывать воду и способности глины отдавать воду. Возможно изготовление двух классов отливок: тонкостенные и толстостенные (полнотелые). На фоне технологий гончарного круга или ручной лепки процесс выглядит достаточно сложным. Применение его требует определенных навыков и опыта. Даже опытным мастерам обычно приходится дорабатывать отливочные формы. Весь технологический процесс от начала разработки эскиза до получения готового изделия может занять до нескольких недель.

Предварительные операции

Сначала необходимо разработать эскиз. При разработке нужно учесть требования выбранной технологии, предусмотреть в форме литники достаточного сечения и в местах, обеспечивающих наилучшее заполнение оправки и прилегание к модели.

Пример эскиза для шликерного литья

Пример эскиза для шликерного литья

На основе эскиза можно приступать к изготовлению модели. Модель является точной копией будущего изделия, но отличается от него чуть большими размерами. Это припуск на неизбежную усушку в ходе обжига.

Модель шликерного литья

Модель шликерного литья

Модели делают из таких материалов, как пластилин, гипс, дерево, керамика или силикон. Используя модель, мастер делает разборную форму из гипса. Другие материалы, доступные в условиях мастерской, для оправки не подходят, поскольку только гипс обладает уникальным свойством всасывать воду из шликера. Форма разбирается, модель извлекается. Оправка готовится к литью. Шликер разводится и тщательно перемешивается непосредственно перед отливкой.

Собственно литейный процесс состоит из следующих этапов:

  • Заливка шликера в форму
  • Удаление избытков раствора
  • Подсыхание отливки
  • Отделение отливки от стенок формы.

После подсушивания разъедините части формы и осторожно извлеките изделие. Отливка подсушивается, при необходимости правятся недостаточно проработанные детали.

Впоследствии отливку нужно обжечь в муфельной печи, как и изделие, выполненное на гончарном круге или ручной формовкой. Изделия, выполненные методом шликерного литья, также можно покрывать глазурью. Глазурный шликер наносится на поверхность. После этого проводится повторный обжиг изделий. Компоненты глазури спекаются, образуя тонкий и гладкий стеклообразный слой.

Оборудование и материалы для литья

Для литья используется шликер определенной консистенции. На ощупь он должен быть маслянистым. В состав шликера, помимо глины и воды, включают различные добавки, меняющие консистенцию и другие свойства суспензии. В качестве добавок используют

Шликер для будущего изделия

Шликер для будущего изделия

  • Другие сорта глины
  • Песок
  • Шамот
  • Электролиты
  • Красители

Важнейшим оборудованием являются формы для литья. От продуманности конструкции и качества изготовления напрямую зависит качество конечного изделия. В шликерном литье применяются гипсовые формы. Оправка обычно делается из двух частей. Для точного совмещения двух частей на одной из них предусматриваются выступы, а в другой — соответствующие им по профилю впадины. В художественном литье, отличающемся малыми сериями, части формы скрепляются резинками. Гипсовая форма для шликерного литья обладает ограниченным сроком службы, и при планировании выпуска больших партий (например, изразцов) необходимо предусмотреть изготовление нескольких оправок на каждое изделие.

Формы для шликерного литья

Формы для шликерного литья

Важно! Форму необходимо делать только из высококачественного скульптурного гипса. Гипс должен быть пуховым, не содержать посторонних включений и комков. Оправки, изготовленные из высококачественного гипса, способны выдерживать более сотни отливок. Если же гипс низкокачественный, то после десятка отливок стенки начинают выкрашиваться и осыпаться.

Формы, пришедшие в негодность, можно раскрошить молотком, просеять через мелкое сито и добавлять в гипсовый раствор для отливки новых оправок в пропорции не более чем 1:10.

Основные проблемы при шликерном литье

Загустевание раствора в форме

Раствор может загустеть, просто находясь в оправке. Поэтому перед сливом лучше активировать залитый в форму шликер путем легкого взбалтывания, вращения или легкого потряхивания

Забивание литника

Если применяется форма с небольшим литником, до начала слива нужно прочистить отверстие тонким шпателем.

Очистка отверстия тонким шпателем

Очистка отверстия тонким шпателем

Забилось отверстие литника

Некоторые начинающие мастера вырезают кратер литника, не притрагиваясь к отверстию и боясь нанести вред отливке. Чтобы отверстие литника оставалось свободным, можно вставить в них обрезки коктейльных трубочек.

Забилось отверстие литника

Забилось отверстие литника

Форму нужно перевернуть над емкостью для слива и ровно и сильно подуть в трубочку. Важно добиться полного вытекания. Особо внимательно надо относиться к формам сложного рельефа.

После того, как шликер слит, обрезок трубочки надо залить водой. В том же положении, литником вниз, оправку следует поставить на пластиковую поверхность.

Установка формы после слива шликера в исходное положение

После слива раствора форму надо установить в перевернутом положении. Если вернуть ее в исходное, образуются потеки шликера по стенкам изделия, и толщина стенок меняется. Разная толщина стенок приведет к росту напряжений в ходе обжига и даже возникновению трещин вдоль потеков. Отливка может быть безнадежно испорчена.

Неполное слитие шликера из формы

Неполный слив также может привести к потекам и трещинам при обжиге. Если сливается изделие замысловатой конфигурации, при сливе форму лучше встряхивать под разными углами, добиваясь полного слива шликера.

Особенности тонкостенного литья из шликера

Если необходимо получить тонкостенное изделие, важно помнить, что после заливки гипс сразу же начнет высасывать воду из шликера. В зависимости от времени нахождения раствора в форме меняется толщина стенок сосуда или фигурки. Глина осаждается на стенках формы с определенной для каждой конкретной конфигурации и конкретного состава раствора скоростью. Соответственно нарастает и толщина черепка.

Тонкостенное шликерное литье

Тонкостенное шликерное литье

В ходе пробной заливки шликер наливают в оправку до верха. Каждые 5 минут штангенциркулем измеряют толщину осажденного слоя. По результатам измерений мастер может рассчитать время, необходимое для получения заданной толщины стенки. Полностью напитанный влагой гипс перестает впитывать воду, но в случае тонкостенных сосудов ввиду относительно малого объема черепка этого не стоит опасаться.

Применение шликерного литья

Шликерное литье из глины применяется достаточно широко как в промышленности, так и в художественных промыслах.

Промышленное производство охватывает санитарную керамику, производство фигурных элементов отделки помещений, плитки и печных изразцов.

Высоковольтные изоляторы

Отдельно стоит отметить производство высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы сочетают доступную цену с отличными электрическими характеристиками, устойчивостью к перепадам температуры и отменной долговечностью. Недостатком же их является высокая хрупкость. В последнее время они стали уступать свои позиции на рынке изделиям из современных пластиков.

holodnyj-farfor

Маленькие дети и многие взрослые очень любят лепить забавные фигурки из различных пластичных материалов. Лепка умиротворяет, успокаивает, радует своими результатами, являясь замечательным хобби и увлекательным занятием. При этом оказывается очень позитивное влияние на физическое, психическое здоровье человека.

Процесс лепки – это самая лучшая арт-терапия

Но не только пластилин и глина хорошо лепятся и оказывают положительное воздействие на здоровье. Далее мы вам расскажем, как происходит изготовление холодного фарфора. Это занимательный самобытный процесс по древнему народному рецепту.

В своей статье мы дадим пошаговый мастер-класс: приготовления холодного фарфора, как с варкой, так и без варки, окраска материала, правильная сушка вещества. В заключение будут представлены итоги по самостоятельному изготовлению холодного фарфора.

Основные правила при работе с холодным фарфором

holodnyj-farfor

Занимаясь приготовлением холодного фарфора, особенно первый раз, следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности при работе с горячими материалами. Когда смешиваются сухие ингредиенты – сода с крахмалом и подогреваются на огне газовой плиты, сода начинает кипеть, клокотать, шипеть.

В этот момент следует очень осторожно наблюдать за происходящим процессом. Лучше надеть на глаза плотные очки с толстыми стеклами, а на руки – толстые перчатки для защиты от раскаленных брызг. Это предохранить ваши руки и глаза от случайного попадания на них горячих капель.

На этапе готовности фарфорового шарика он остается очень горячим. Необходимо подождать пять минут, затем перекладывать его на стол либо на разделочную доску. После этого можно производить его замес и все дальнейшие манипуляции.

Последовательность приготовления холодного фарфора

holodnyj-farfor

Столь прекрасный материал, которым является холодный фарфор, можно с успехом приготовить самостоятельно в домашних условиях. Для этого не нужно сложного промышленного оборудования, дорогостоящих инструментов, специально обученного персонала.

Материал не обжигается в специальных технологических печах. Изделия, созданные из него, ничем не отличаются от готовой массы фарфора, приготовленной методом промышленного производства.

Тем более, что после приготовления из него можно изготавливать самые разные фигурки, посуду, сувенирную продукцию.

Изготовление фарфора начинается из подготовки основных ингредиентов, а также выбора посуды, в которой будет осуществляться весь процесс. Для работы по смешиванию компонентов и получения готовой пластической массы нам понадобятся следующие элементы:

  • Пищевая сода или натрий двууглекислый.
  • Чистая вода.
  • Крахмал. Самым лучшим веществом для достижения нашей цели будет, естественно, кукурузный крахмал. Из него холодный фарфор получается намного светлее, он будет наполовину прозрачным. При невозможности запастись кукурузным крахмалом, подойдет любой другой. Мы работаем с картофельным крахмалом.
  • Емкость для замера сыпучих веществ. Мы взяли небольшой бокальчик.

Шаг 1. Взять сковородку с покрытием из тефлона. Смешать сухие ингредиенты – крахмал и соду. Эти два вещества насыпать на сковородку в равных долях. Лучше всего по одному полному бокальчику без горки.

holodnyj-farfor

Шаг 2. Налить в сухую смесь полный стакан чистой воды.

Шаг 3. Поставить сковородку на огонь газовой горелки либо электрической плиты.

Смесь начинает закипать, теперь ее необходимо интенсивно перемешивать. Для этого следует взять деревянную лопаточку. По мере прогрева крахмал с содой будут растворяться в воде и превращаться в белую жижу.

holodnyj-farfor

Прогреваясь все больше, сода будет громко шипеть. Не следует обращать на это никакого внимания. Продолжать интенсивное перемешивание ингредиентов. Спустя некоторое время, все содержимое сковородки начнет хорошо отставать от ее стенок и превращаться в один пластичный шар.

holodnyj-farfor

Шаг 4. Сформированный комок снять со сковородки и переложить на рабочий стол. Лучше иметь для такого случая разделочную доску из плотных пород дерева. Соблюдать осторожность, шарик после сковородки очень горячий!

Можно вымешивать полученный материал наподобие теста. Комок еще горячий, но терпеть можно, руки сильно не обжигает. Пять минут его необходимо интенсивно вымешивать. Под пальцами фарфор приобретает необходимую эластичность, не липнет к столу и рукам.

holodnyj-farfor

Шаг 5. Теперь наш фарфоровый шарик следует плотно завернуть в специальную пленку для пищевых продуктов. Если оставить вещество на воздухе, он будет сильно высыхать! В холодильнике хранить материал не следует.

Из всех ингредиентов, перечисленных в начале статьи, получился шарик величиной с два кулака. Если вы начинающий и хотите только попробовать заниматься лепкой, наш вам совет: берите емкость намного меньше, совсем маленькую. Фарфор, изготовленный вручную, в домашних условиях, подлежит хранению в течение двух недель. По прошествии указанного срока он становится непригодным для лепки.

Шаг 6. Остывшим фарфором можно лепить все то, что вы желаете.

holodnyj-farfor

Вниманию читателей сейчас был предложен пошаговый мастер-класс, как осуществлять приготовление холодного фарфора в домашних условиях с варкой. Чтобы сделать такой же материал без варки, нужны ингредиенты:

  • кукурузный либо картофельный крахмал;
  • клей ПВА;
  • крем для рук;
  • масло оливковое;
  • белая акриловая краска.

Все ингредиенты перемешиваются, но уже без варки на огне. Можно их все засыпать в емкость из полиэтилена и перемешать рукой. Когда масса будет отставать от стенок, ваш фарфор для лепки готов и его так же следует завернуть в пищевую пленку.

В данном видео в наглядной форме показывается изготовление фарфора без варки.

Окрашивание фарфора

Способ № 1. Окрашивание холодного фарфора масляными красками.

От полученного шарика оторвать небольшой комок холодного фарфора. Сплющить его наподобие маленького блюдечка. В середину полученной тарелочки нанести несколько капель масляной краски.

Завернуть краску в комочек и интенсивно разминать его до тех пор, пока он не приобретет однородную расцветку.

pokraska-holodnogo-farfora

Интенсивность окраски зависит от количества капель краски, завернутых в блюдечко из холодного фарфора. Если вас не устраивает, что материал слишком густо окрашен, следует добавить к нему кусочек неокрашенного фарфора. Если же наоборот – он слишком слабо окрашен, добавьте еще несколько капель краски.

pokraska-holodnogo-farfora

Способ № 2. Покраска акварельными красками.

Взять кусочек фарфора и обыкновенные детские акварельные краски для рисования. Скатать из фарфора шарик и прокрутить его в любой ячейке коробки с красками.

pokraska-holodnogo-farfora

Шарик, интенсивно окрашенный, завернуть в лепешку из холодного фарфора, еще не окрашенную.

pokraska-holodnogo-farfora

Вымешать оба компонента до однородного цвета, который нужен.

pokraska-holodnogo-farfora

Теперь холодный фарфор готов к лепке. Творческих успехов вам, увлеченные люди!

Сушка готовых изделий

Изготовление холодных фарфоровых изделий было бы технологически неполным без правильной сушки. В зависимости от толщины готового изделия холодный фарфор сохнет на открытом воздухе от 1 дня до 1 недели. Сушка плоских фигурок, например, рыбок, требует периодического переворачивания. Сверху она подсыхает, снизу остается сырой и из-за этого деформируется.

sushka-holodnogo-farfora

Сушку можно ускорить, поместив в духовку газовой либо электрической плиты на минимальной температуре. За процессом сушки в духовке необходимо следить, а то фигурки могут пригореть. Если дать высокую температуру 150° и более, изделия могут местами вздуться, как заварное тесто.

Даже при естественной сушке на открытом воздухе через две недели фигурки, вылепленные из холодного фарфора, приобретают каменную твердость. Лепить можно любые поделки и украшения: цветы, бусины, фигурки, пепельницы, рамки для фото.

Высохшие изделия легко обрабатываются наждачной бумагой, плоские детали просто режутся ножницами. Можно красить акварелью, акрилом, маслом, другими красителями, покрывать лаком.

Заключение

Многие увлеченные люди занимаются каким-то любимым хобби. Одни шьют, другие вяжут, третьи возделывают грядки. В нашей статье предложен очень увлекательный творческий процесс приготовления холодного фарфора собственными руками. Это совсем просто, но очень интересно. Не нужно никакого сложного оборудования и инструментов. Только собственные руки и элементарные продукты.

Как работать с самым хрупким материалом и что такое бисквит расскажет Ксения Олейниченко, дизайнер необычных ювелирных украшений.

3 November 2011 года

Как создать украшения из фарфора?

Ксения Олейниченко, графический дизайнер по образованию, работая в тандеме с Ирой Фрид основала свой собственный проект ювелирных украшений Biscuit из бисквитного фарфора. Неглазурованный, с матовой бархатистой поверхностью, он наилучшим образом демонстрирует изящество формы вне цвета.

Как создать украшения из фарфора?

Как создать украшения из фарфора?

Почему вы выбрали именно фарфор в качестве основного материала для работы?


Фарфор я выбрала исключительно из-за его особых качеств. Нам он известен по большей части из-за посуды: он легкий, в тонких местах прозрачный, обладает удивительным звуком. Чаще всего его покрывают глазурью в практических целях, чтобы не забивалась грязь, глазурованные вещи легче мыть. Однако глазурь скрывает рельефы, прячет тонкие моменты формы от наших глаз. Именно поэтому я остановилась на бисквитном фарфоре и принципиально решила не использовать цвета. Для меня белый цвет всегда был самым притягательным и загадочным, а здесь он удивительно работает в тандеме с формой и лучше показывает все тонкости: изгибы, рельефы, трещинки.

Как создать украшения из фарфора?

Как создать украшения из фарфора?

К тому же фарфор — это такое место встречи разных стихий, и готовая вещь — это символ единства земли, воды, воздуха и огня. Фарфоровая масса состоит из каолина, кварца, полевого шпата — элементов, добытых из земли. Вода используется для замеса гипса при снятии форм и в большом количестве нужна при работе. Воздух участвует в сушке отлитых форм перед обжигом, я не использую сушильный шкаф, сушка происходит естественным образом. Отлитые фарфоровые объекты проходят обжиг (огонь) при большой температуре для получения плотности и прозрачности.

Как создать украшения из фарфора?

Как создать украшения из фарфора?

Как происходит ваш рабочий процесс?


Способ производства классический — это литье, им пользуются и при производстве посуды, и для изготовления декоративных объектов. С модели снимается гипсовая форма, в которую заливается шликер, затем отлитый объект обжигается при высокой температуре, вкратце все происходит так.

Как создать украшения из фарфора?

Пробовали ли вы еще какие-нибудь материалы? Почему вы остановились пока на фарфоре?

Сейчас я работаю и с металлом и с фарфором, это абсолютно два разных материала. Не исключаю, что в будущем появится что-то новое, но пока тема фарфора не исчерпала себя. Металл требует к себе применения силы, фарфор же требует больше внимания и деликатности, мне это близко.

Как создать украшения из фарфора?

Как создать украшения из фарфора?

Какие примеры для подражания вы выбрали для себя, кем вдохновляетесь, чем интересуетесь?


Приготовлением здоровой еды, изучением энергий, буддизмом, природой. И фарфор, надо сказать, гармонично вписывается в такой круг интересов.
Если говорить о еде, я никогда не любила готовить. Но когда поняла, что в моих силах сделать еду не только вкусной, но и полезной — все в корне изменилось. Производство фарфора очень похоже на приготовление пищи: венчиком замешиваем гипс, как тесто, разминаешь мягкий фарфор, а жидкий — отливаешь в формы. Возможно, и название проекта появилось из ассоциаций с едой.

Читайте также: