Как сделать формулярный анализ акта

Обновлено: 04.07.2024

Акт — одна из ключевых бумаг в документообороте компании. Существует множество видов актов для различных операций. Обычно документы заполняются по определенной форме, оговоренной в законе.

Ключевые характеристики актов

Акт – это документ, используемый для подтверждения тех или иных операций, событий. Формируется, к примеру, при проведении этих операций:

  • Ревизии и различные исследования.
  • Инвентаризация.
  • Испытание новой техники.
  • Передача ТМЦ.
  • Передача дел новому руководителю.
  • Направление в эксплуатацию объектов завершенного строительства.

Обычно акт составляется комиссией или другой группой лиц. Он может документировать итоги работы как временных, так и постоянных комиссий.

Разновидности актов

Акты подразделяются на виды в зависимости от их содержания, обстоятельств составления. Можно выделить следующие документы:

  • О списании активов.
  • О приеме-передаче активов/работ/документов.
  • О проверках техники/ итогов работы.
  • Об осмотрах.
  • О нарушениях в сфере трудовой дисциплины.
  • Об отказе поставить подпись, подтверждающую ознакомление с приказом.
  • Об отказе предоставить объяснения касательно дисциплинарного нарушения.
  • Об испытаниях оборудования/образцов.
  • О ликвидации учреждения.
  • О ревизии/инвентаризации.
  • О проведении расследования по факту ЧП, несчастных случаев.

Акты обычно констатируют тот или иной факт. Рассмотрим пример. Руководитель издал приказ, с которым нужно, по закону, ознакомить сотрудника. Однако последний отказывается поставить свою подпись. Факт отказа необходимо зафиксировать. Для этого и используется акт.

Акты, подтверждающие нарушение трудовой дисциплины

Акты требуются для подтверждения должностных проступков. К примеру, это следующие виды нарушений:

  • Неисполнение своих обязанностей.
  • Невыполнение распоряжений руководителя.
  • Прогулы.
  • Появление на рабочем месте в пьяном состоянии.

Трудовые правонарушения обычно сопровождаются составлением этих актов:

  • О прогуле.
  • Об отказе в предоставлении объяснений.

Подобные акты особенно важно составлять правильно. Связана эта необходимость с тем, что подобные документы часто оспариваются. Действие актов напрямую касается интересов сотрудника. Последний вполне может обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Документ может быть оспорен на одном том основании, что акт оформлен неверно. К примеру, сотрудник явился на работу пьяным. По этому факту был составлен акт. Но этот документ был оспорен из-за того, что он составлялся без присутствия свидетелей. Даже если работник действительно был пьяным, это не имеет никакого значения. Документ не имеет юридической силы, если он составлен неверно.

Особенности оформления актов

Основная особенность акта – это то, что документ составляется несколькими людьми. Связано это с сутью рассматриваемого вида документа. Акт выполняет следующие функции:

  • Фиксация фактов. Предполагается, что фиксировать факты нужно при свидетелях. Нужно это для обеспечения достоверности, подтверждения, что факт действительно имел место быть.
  • Принятие ключевых решений. Часто на базе актов принимаются различные решения. Эти решения иногда оспариваются через суд. Оспаривание может производиться на основании того, что акт был заключен без свидетелей. А потому документ обязательно нужно составлять в присутствии нескольких лиц.

Крайне важно оформлять акты в соответствии со всеми правилами. В обратном случае их легко можно будет оспорить.

Рассмотрим пример. Сотрудник пришел на работу в пьяном состоянии. Составлен акт, фиксирующий это состояние. Документ оформлялся без свидетелей. На основании акта работник был уволен. Однако сотрудник не согласился с решением работодателя и обратился в суд. Работодатель не смог доказать факт опьянения сотрудника, так как акт составлялся без свидетелей. Никто кроме руководителя не смог подтвердить нарушение ТК и внутренних распорядков.

Как уже говорилось, акт составляет группа лиц. Но под группой могут пониматься не только свидетели, но и специально сформированная комиссия. Состав ее определяет руководитель фирмы. Для утверждения состава необходимо издать приказ. Комиссия формируется, к примеру, при следующих операциях:

  • Прием-сдача ценностей и документов.
  • Инвентаризация.
  • Расследование ЧП.

Обычно акты, формируемые комиссией, составляются по специальной форме, оговоренной в нормативных актах.

Что должно содержаться в документе?

Обычно акты о нарушении дисциплины создаются или представителями кадрового отдела, или руководителями подразделений. Как правило, формы подобных документов не установлены законом. То есть, акты создаются в произвольной форме. Но в них должна содержаться обязательная информация:

  • Дата и место оформления документа.
  • ФИО, должность и инициалы лица, составившего акт.
  • Лица, в присутствии которых сформирован документ (их ФИО и должность).
  • Нарушение сотрудника, из-за которого составляется акт.
  • Объяснения, данные работником касательно нарушения.
  • Подписи свидетелей, которые присутствовали при оформлении.
  • Подписи лиц, оформлявших акт.
  • Подпись сотрудника, подтверждающая ознакомление с документом.

Трудящийся, допустивший нарушение, должен быть ознакомлен с документом под роспись. Работник может отказаться в проставлении росписи. В этом случае в том же акте ставится отметка об отказе. Она заверяется подписями свидетелей и лиц, составляющих документ.

Существуют особенности составления того или иного вида акта. Если это акт о прогуле, очень важно указать точное время вплоть до минуты. Если это акт о приходе на работу в пьяном состоянии, нужно подробно описать состояние сотрудника. Если это акт с предоставлением объяснений касательно факта нарушений, нужно точно зафиксировать слова работника. Если это акт с отказом о предоставлении объяснений, нужно указать, в связи с каким нарушением составлялся изначальный акт. Перед составлением конкретного вида документа нужно ознакомиться с правилами его создания.

Дополнительные требования к оформлению

Для создания акта нужен или бланк фирмы, или специальный бланк со стандартным текстом. Документ этот должен соответствовать нормам ГОСТ Р 6.30-2003. В частности, в акте должны быть эти положения:

1.1.1. Формуляр, паспорт и этикетка являются эксплуатационными документами, отражающими техническое состояние изделия после его изготовления, в процессе эксплуатации и ремонта.

1.1.2. Ответственность за состояние (хранение) и правильное ведение формуляра, паспортов и этикеток несут лица, уполномоченные вести их при эксплуатации, ремонте, хранении и транспортировании изделия, знающие правила их ведения.

1.1.3. Формуляр, паспорта и этикетки должны следовать вместе с изделием при его передаче из одной эксплуатирующей организации в другую, в ремонт и из ремонта и т.п.

1.1.4. Записи в формуляре, паспортах и этикетках необходимо вести чернилами (шариковой рукой) четко, без помарок и подчисток. Записи карандашом не допускаются. Ошибочную запись необходимо аккуратно зачеркнуть и сделать правильную запись.

Исправление оговаривают на той странице, на которой введено исправление, заверяют подписью соответствующего должностного лица и печатью. Запрещается вводить в формуляр, паспорта и этикетки отдельные листы, изготовленные от руки и не соответствующие установленным формам.

1.1.5. В каждый раздел (подраздел) формуляра, паспорта и этикетки должны быть внесены только те записи, которые предусмотрены формой конкретного раздела (подраздела). Произвольные записи и записи от руки допускаются в предусмотренных разделах (подразделах).

1.1.6. При ведении записи даты вне граф и в графах формуляра, паспорта и этикетки проставляют число, месяц и год арабскими цифрами, по две цифры в каждой группе (год - четыре цифры), разделенные точками.

1.2. Ведение формуляра

1.2.1. Раздел 1 "Правила ведения формуляра, паспортов и этикеток" является обязательным. Особенности ведения некоторых разделов формуляра установлены в настоящем подразделе.

В подразделе 4.1 "Комплектующие изделия и изменения в комплектации" перечисляют комплектующие изделия (комплексы), устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, имеющие формуляры, паспорта и этикетки, ресурсы и сроки службы которых равны или больше установленных для основного изделия. Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при замене комплектующего изделия в процессе эксплуатации и ремонта основного изделия производят запись в подразделе о вновь установленном изделии, указывая дату его установки и заводской номер.

В подразделе 4.2 "Запасные части, инструмент, принадлежности и контрольно-проверочная аппаратура" производят записи предприятия - изготовители основных изделий.

В подразделе 4.3 "Изделия с ограниченным ресурсом (сроком службы)" записывают только те изделия, ресурс и срок службы до первого ремонта которых меньше установленного для основного изделия.

Эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия должны следить за выработкой ресурса (срока службы) этих изделий и после выработки (или по другим причинам) ресурса (срока службы) снимают эти изделия и производят запись в подразделе 4.3 о вновь установленном изделии, его ресурсе и сроке службы до первого ремонта, указывая дату и причину снятия ранее установленного изделия. Значение показателей записывают дробью: в числителе - ресурс до первого ремонта изделия (часы, циклы, посадки и т.п.), в знаменателе - срок службы до первого ремонта согласно паспорту (этикетке) на это изделие.

Если в процессе эксплуатации техники поступают бюллетени по изменению (увеличению или продлению) ресурса и срока службы, лица, ответственные за ведение формуляра, записывают в подразделе 4.3 новый ресурс и срок службы (графа 7), а в графе 8 проставляют дату и номер бюллетеня, который допускает увеличение или продление ресурса и срока службы комплектующего изделия.

1.2.3. В разделе 6 "Ресурсы, сроки службы и сроки хранения" эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия ведут учет изменений ресурсов и сроков службы (подраздел 6.2) на основании поступающих бюллетеней по изменениям ресурсов и сроков службы.

1.2.4. Раздел 8 "Консервация и расконсервация" заполняют предприятия-изготовители, эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при проведении работ по консервации и (или) расконсервации изделий. При проведении работ по расконсервации в графе 3 делают прочерк.

В графе 4 указывают, на основании какого документа произведена консервация изделия или его расконсервация.

1.2.5. Раздел 9 "Движение изделия в эксплуатации" заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия при передаче изделия из одной эксплуатирующей организации в другую и (или) из эксплуатирующей организации в ремонтное предприятие и наоборот.

В графе "Состояние изделия" указывают его состояние: исправное, неисправное, требует ремонта и т.п. Подписи сдавшего и принявшего изделие должны быть заверены печатью установленного образца. Допускается ставить печать на подпись принявшего изделие по прибытии формуляра в организацию, принявшую изделие.

1.2.6. Раздел 10 "Учет работы" заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия согласно установленной форме, приведенной в формуляре на конкретное изделие.

Суммарную наработку изделий (по налету, посадкам, включениям и т.п.) записывают с нарастающими итогами. По истечении каждого месяца и года под итогами проводят линию и записывают: "Итого за _______" (указывают месяц, год, за который подсчитывают наработку, количество посадок, включений и т.п.) и в каждой графе проставляют суммарные данные наработки изделия (в том числе после последнего ремонта и с начала эксплуатации).

1.2.7. В разделе 11 "Выполнение регламентных работ" ведут записи о выполненных работах в соответствии с регламентом технического обслуживания основного изделия и его оборудования, при этом в графе 1 содержание работ не перечисляют, а записывают только вид регламентных работ, например: "Выполнены 200-часовые регламентные работы" и т.п.

В графе 3 записывают суммарные числовые значения показателя (часы, дни, месяцы и т.п.), в графе 4 указывают: "Регламент технического обслуживания". Выполнение регламентных работ подтверждается подписями выполнившего и проверившего.

1.2.8. Раздел 12 "Выполнение работ по бюллетеням и указаниям" заполняют в эксплуатирующих организациях и ремонтных предприятиях в соответствии с установленными формами подразделов 12.1 и 12.2. Все бюллетени и работы, выполненные по ним, учитываются в подразделе 12.1 и в формулярах других изделий.

Поступающие указания записывают в подраздел 12.2. При выполнении работ по бюллетеням представителями предприятия-изготовителя о проделанной работе по бюллетеню производят запись в разделе 12. За выполненные работы расписываются: уполномоченный представитель предприятия - исполнителя работ и ответственный представитель эксплуатирующей организации (принявший работу) или ОТК ремонтного предприятия. Допускается в подразделе 12.2 вести учет работ, выполняемых по бюллетеням, не имеющим единых номеров.

1.2.9. Раздел 13 "Проведенные работы и текущий ремонт" состоит из подразделов:

13.1 "Учет выполненных работ", который служит для записей эксплуатирующими организациями и ремонтными предприятиями всех проведенных работ и текущего ремонта, включая замену отдельных комплектующих изделий и двигателей;

13.2 "Техническое освидетельствование специальными контрольными органами", в котором первую запись в графах 1 - 4 производит предприятие-изготовитель, а последующие графы заполняют эксплуатирующие организации и (или) ремонтные предприятия после очередного освидетельствования, проводимого уполномоченными организациями;

13.3 "Поверка средств измерения", в котором графы 1 - 4 заполняет предприятие - изготовитель основного изделия на основании паспортов на средства измерения, а графы 5 - 11 заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия на основании данных о поверке средств измерений соответствующими метрологическими службами в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;

13.4 "Снаряжение и расснаряжение пиросредствами", который служит для учета снаряжения пиросредствами, устанавливаемыми на изделия. Порядок записи сведений в формуляр - согласно приведенной форме в формуляре изделия.

Установка и снятие пиросредств оформляется подписью ответственных лиц за установку и снятие, а также проверившего правильность проведенных операций.

1.2.10. Раздел 14 "Сведения о контрольных испытаниях" заполняют эксплуатирующие организации при проведении испытаний самолета после замены двигателей или отдельных изделий, когда принимают решение о контрольном полете самолета, в том числе после выполнения регламентных работ, устанавливающих контрольные полеты и т.п.

Решение о контрольном испытании в полете принимает должностное лицо эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия.

Раздел 14 "Контроль параметров" служит для проверки параметров двигателя и специзделия, устанавливаемой регламентом технического обслуживания на это изделие. Раздел заполняют эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия.

1.2.11. Раздел 15 "Ремонт" заполняют ремонтные предприятия (исполнитель ремонта) при производстве капитального или среднего ремонта изделия.

Раздел 15 состоит из подразделов:

15.1 "Краткие записи о произведенном ремонте", в котором ремонтное предприятие (исполнитель ремонта) указывает наименование, шифр и номер изделия, поступившего в ремонт, наработку этого изделия с начала эксплуатации (после последнего ремонта), причину поступления и краткие сведения о произведенном ремонте;

15.2 "Данные приемо-сдаточных испытаний", в котором подтверждают, что результаты приемо-сдаточных испытаний соответствуют действующей нормативно-технической документации.

Для двигателей подраздел 15.2 выполняют в виде таблицы с указанием проверяемых параметров, режимов и полученных значений при приемо-сдаточных испытаниях;

15.3 "Свидетельство о приемке", которое заполняет предприятие - исполнитель ремонта (ремонтное предприятие или предприятие - изготовитель изделия).

1.2.12. В разделе 16 "Заметки по эксплуатации и хранению" приводят при необходимости сведения об особых условиях хранения, транспортирования и эксплуатации изделия, а также предупреждения о мерах предосторожности для изделий, имеющих радиоактивные вещества, и т.п.

1.2.13. Раздел 17 "Контроль состояния изделия и ведения формуляра" ведут эксплуатирующие организации при осмотрах изделия должностными лицами.

1.2.14. В разделе 18 "Перечень приложений" записывают приложения, прикладываемые к формуляру, и вкладывают их в карман задней крышки формуляра.

1.2.15. Когда в формуляре использованы все листы раздела (подраздела), допускается заводить продолжение формуляра или его частей по форме и содержанию соответствующего раздела (подраздела) формуляра.

На титульном листе использованного формуляра должна быть надпись: "См. продолжение".

В продолжение формуляра должны быть внесены все итоговые данные о наработке изделия, оборудования и т.п.

Итоговые данные в продолжении формуляра заверяют подписью ответственного должностного лица и печатью.

Продолжение формуляра являются обязательным приложением к использованному формуляру и без него не имеет силы официального документа. Продолжение формуляра должно быть прошнуровано, опломбировано и заверено подписью и печатью ответственного должностного лица эксплуатирующей организации или ремонтного предприятия. На продолжение формуляра распространяются настоящие правила ведения.

1.3. Ведение паспорта и этикетки

1.3.1. Комплектующие изделия, устанавливаемые на авиационную и воздухоплавательную технику, должны иметь паспорт или этикетку.

Паспорта и этикетки и карточки-заместители должны быть уложены в папки по принадлежностям к службам эксплуатации.

1.3.2. Сведения о работах, выполненных на изделии в процессе эксплуатации и ремонта, должны быть записаны эксплуатирующими организациями или ремонтными предприятиями в соответствующих разделах (подразделах) паспорта или этикетки.

1.3.3. Результаты контроля параметров, проводимого при выполнении регламентных работ, заносят при необходимости в раздел 1 паспорта.

1.3.4. Записи в раздел 2 "Комплектность" эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия производят при замене комплектующего изделия, входящего в комплект поставки, при этом указывают дату установки и номер вновь устанавливаемого изделии.

1.3.5. Записи в раздел 4 "Консервация и расконсервация" эксплуатирующие организации и ремонтные предприятия производят, если в процессе эксплуатации и ремонта возникла необходимость в проведении работ по консервации (расконсервации) и переконсервации изделия. После проведения консервации изделия в графе "Срок действия" записывают срок действия консервации, а после расконсервации в этой графе ставят прочерк.

1.3.6. Раздел 6 "Движение изделия в эксплуатации" заполняют эксплуатирующие организации или ремонтные предприятия при снятии или установке изделия в процессе эксплуатации и ремонта техники, записывая изменения в соответствующих графах раздела, дату и причину снятия изделия, а также наработку сначала эксплуатации.

Раздел 6 эксплуатирующие организации при отправке изделия в ремонт заполняют обязательно.

1.3.7. Раздел 7 "Ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям" состоит из подразделов:

7.1 "Капитальный или средний ремонт", в который предприятие - исполнитель ремонта записывает сведения о проведенном капитальном или среднем ремонте:

в графе "Дата" - дату окончания ремонта,

в графе "Порядковый номер и вид ремонта" - номер и вид ремонта, например: "1-й капитальный" и т.п.,

в графе "Исполнитель ремонта" - предприятие - исполнитель ремонта, например: "Ремонтное предприятие" или "Предприятие-изготовитель",

в графе "Ресурс" - числовое значение ресурса до очередного ремонта,

в графе "Срок службы" - числовое значение срока службы до очередного ремонта.

Сведения о проведенном ремонте подписывает начальник ОТК, подпись которого заверяют печатью "Для формуляров и паспортов";

7.2 "Текущий ремонт и выполнение работ по бюллетеням и указаниям", в которой эксплуатирующие организации, ремонтные предприятия и (или) представитель предприятия-изготовителя записывают сведения о проведенных на изделии работах по текущему ремонту, выполнению бюллетеней и указаний, при этом указывают дату окончания работ, причину выполнения ремонта, единый номер бюллетеня или номер указания, предприятие - исполнитель работ.

Если в бюллетене предусмотрено изменение ресурса и (или) срока службы, записывают:

в графе "Изменение ресурса" - числовое значение ресурса,

в графе "Изменение срока службы" - числовое значение срока службы.

За выполненные работы расписывается уполномоченный представитель эксплуатирующей организации (ОТК ремонтного предприятия).

1.3.8. В раздел 8 "Заметки по эксплуатации и хранению" записывают в произвольной форме все существенные случаи, происходящие при эксплуатации и хранении изделия, не охваченные разделами 1 - 7 (результаты проведенных осмотров, состояние изделия, дату осмотра силикагеля-индикатора и т.п.). Записи об осмотрах должны быть подписаны должностными лицами.

1.3.9. Раздел 9 "Работа и поверка" включают при составлении паспорта:

на НСК, СНОСП, в процессе эксплуатации которых необходимо производить учет наработки и технического обслуживания,

на НСК, СНОСП, являющиеся средством измерения,

на средство измерений, входящее в состав КПА, КСК (НАСК).

Раздел 9 состоит из подразделов:

9.1 "Учет технического обслуживания", в котором эксплуатирующие организации производят записи о проведенном техническом обслуживании по форме, указывая дату, наименование работ (в том числе регламентных) и причину выполнения. Данные о выполнении работ должны быть заверены подписями выполнившего и проверившего;

9.2 "Учет работы", в котором эксплуатирующие организации записывают сведения о наработке изделия за каждый месяц и год, при этом наработку в графе "С начала эксплуатации" записывают с нарастающим итогом;

9.3 "Поверка средств измерений", в котором метрологические службы производят записи о поверке средств измерения, предусмотренной в технической документации и выполненной в соответствии с ПР 50.2.006-94 ГСИ.

Качественная Клиническая Практика

Формулярная система: что это такое и зачем это нужно

В своей практической деятельности врач, как правило, оперирует ограниченным перечнем лекарственных средств (ЛС). Из множества аналогичных препаратов он обычно выбирает тот, который ему хорошо известен, либо тот, который дешевле. Однако это не означает, что выбор сделан в пользу лучшего ЛС. В последнее время декларируется, что терапевтическая тактика должна основываться на фармакоэкономических подходах и требованиях доказательной медицины. Между тем широкая медицинская общественность еще пока слабо представляет себе, что скрывается за этими, ставшими уже популярными, понятиями. В нижеприведенных обзорных материалах использованы русскоязычные и англоязычные Интернет-материалы по данным проблемам.

Экономические реалии требуют от организаторов здравоохранения нового мышления, прежде всего в области экономического обоснования диагностических и лечебных технологий. Внедрение так называемой формулярной системы, принятой во многих странах за основу деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), является одним из возможных путей оптимизации их работы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ

Формулярная система — это информационно-экономическая доктрина, целью которой является развитие социально-ориентированной системы здравоохранения в условиях рыночной экономики. Формулярная система позволяет ограничить количество постоянно применяемых препаратов неким перечнем ЛС (называемым формулярным перечнем или списком ), что значительно облегчает процесс закупки медикаментов, уменьшает расходы ЛПУ и оптимизирует лекарственную терапию.

NB! Формулярная система может быть внедрена там, где осуществляется плановая закупка лекарственных средств для нужд учреждения здравоохранения.

Возможные положительные результаты внедрения формулярной системы:

· исключается употребление небезопасных и малоэффективных ЛС (уменьшается количество побочных эффектов и полипрагмазий);

· сокращается номенклатура закупаемых ЛС (уменьшаются расходы ЛПУ на закупку и хранение препаратов);

· сокращается продолжительность пребывания больного в стационаре (прямая экономия средств);

· наличие ограниченного списка ЛС позволяет разрабатывать и осуществлять целевые программы повышения квалификации персонала, создавать базы данных, содержащих полную и объективную информацию о лекарственных препаратах;

· формуляр является средством создания и обновления стандартов качества лечения в ЛПУ.

Основные функции формулярной системы:

· гарантия обеспечения пациентов качественным лечением;

· определение и разработка методов рациональной фармакотерапии распространенных заболеваний;

· использование наиболее клинически и экономически эффективных и безопасных ЛС;

· обеспечение контроля за правильным использованием ЛС и принятия мер по предотвращению и исправлению ятрогенных ошибок;

· широкое распространение объективной информации, основанной на принципах доказательной медицины, среди участников процесса здравоохранения;

· внедрение системного профессионального образования.

Формуляр или формулярное руководство — это справочное руководство, включающее основные положения системы обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии. В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном и (или) государственном уровне практические рекомендации (стандарты лечения), основанные на доказательном подходе к проведению рациональной фармакотерапии.

NB! Формуляр – это собственно формулярный список и руководство по применению препаратов, включенных в него, обеспечивающее стандарты лечения.

Для ЛПУ разного профиля разрабатывают соответствующие формуляры, при необходимости на их основе составляют формуляр для региона (города, района, области и др.). Составлению формуляра должен предшествовать тщательный анализ структуры заболеваемости, сбор доказательно обоснованных сведений о наиболее клинически и экономически эффективных и безопасных ЛС, исследование уровня их потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания.

NB! Формуляр — это динамически развивающийся документ, отдельные статьи которого должны периодически уточняться и изменяться. Формуляр носит ограничительный характер и поощряет использование только включенных в него ЛС. Формуляр не аналогичен перечню жизненно важных (основных) ЛС, который служит для решения других задач .

Одной из особенностей формуляра является преимущественное использование в нем генерических названий ЛС. Считается, что генерическое название более информативно, так как отражает принадлежность препарата к химической структуре и определенному клинико–фармакологическому классу. Использование генерических названий позволяет производить генерическую замену (замену биоэквивалентных ЛС, содержащих одинаковое активное вещество, химически идентичное по силе, концентрации, дозе, лекарственной форме и пути введения), тогда как коммерческая номенклатура обязывает провизора отпускать только указанное в рецепте ЛС. В то же время ЛПУ может определить торговые названия препарата, которым отдается предпочтение при закупке, однако это должно быть сделано не по конъюнктурным соображениям, а на основе глубокого фармакоэкономического анализа, что для большинства белорусских ЛПУ ввиду отсутствия специалистов и клинико-фармакологической службы невозможно.

Для разработки Формулярного списка ЛПУ (больничного формуляра) и внедрения формулярной системы создается формулярный или формулярно-терапевтический комитет (комиссия).

Задачи формулярного комитета (ФК):

· разработка и внедрение профессиональной политики отбора ЛС;

· определение критериев оценки ЛС и составление рекомендаций относительно их включения (исключения) в формуляр;

· определение ограничительного перечня ЛС для практического применения;

· разработка методов рациональной фармакотерапии распространенных заболеваний (практических рекомендаций — стандартов лечения);

· создание и реализация программ постоянного мониторинга и оценки использования ЛС для обеспечения их рационального применения, закупки, необходимого информационного обеспечения;

· оказание помощи в разработке медико-фармацевтической информации, определение потребностей в программах повышения уровня профессиональных знаний в области применения ЛС.

Разработка формуляра включает сбор и анализ сведений:

· о проблемах пациента или популяции;

· о клинических особенностях заболевания (клиническая эпидемиология);

· об эффективности используемых ЛС и фармакотерапевтических схем (фармакоэпидемиология);

· об экономических характеристиках фармакотерапевтического процесса (фармакоэкономика);

· о результатах терапевтических подходов (исследование исходов).

Политика регулирования отбора и использования ЛС должна определять:

· критерии отбора ЛС для формуляра;

· включение и исключение ЛС из формуляра;

· требования к заполнению листов назначений;

· использование неформулярных ЛС;

· мониторинг побочных эффектов фармакотерапии;

· оценку использования ЛС;

· возможность применения ЛС, находящихся в процессе клинических испытаний;

· отношения ЛПУ с представителями фармацевтических компаний и дистрибьюторов.

Правила работы ФК:

· обоснование потребности в данном ЛС;

· исключение из больничного формуляра других ЛС, удовлетворяющих потребность в том же ЛС;

· стоимость ЛС должна быть оправдана его эффективностью;

· ограничение использования комбинированных ЛС, если они не имеют явных терапевтических преимуществ по сравнению с монопрепаратом;

· в формуляр нельзя включать ЛС, состав которых держится в секрете или их эффективность не установлена;

· обеспечение доступности информации о проведенных клинических испытаниях данного ЛС;

· ЛС должно быть всегда доступно для закупок у поставщиков

Формулярный список ЛС, составленный в соответствии с принятыми правилами, утверждается руководством ЛПУ и распространяется среди медицинского персонала. Главный врач издает приказ о применении и закупке ЛС в строгом соответствии с формулярным списком. С этого момента ЛПУ закупает только внесенные в формуляр ЛС.

В ходе формулярного процесса необходимо учитывать следующие ограничения по использованию ЛС:

1. Ограничения по диагнозу — определяют показания к правильному назначению ЛС в данном ЛПУ. Применение сравнительно более токсичных препаратов или средств с особыми свойствами допустимо только при тех заболеваниях, при которых ожидаемый эффект применения ЛС превышает потенциальный риск побочных эффектов.

2. Ограничения по уровню квалификации — определяют круг специалистов, которые имеют право использовать данные формулярные ЛС или препараты основных фармакотерапевтических групп. Например, назначать некоторые антибиотики для парентерального введения может только врач-инфекционист, тромболитики — только кардиолог или реаниматолог.

3. Фармакологические ограничения — определяют и утверждают дозы, кратность приема, продолжительность курса лечения для данного формулярного ЛС.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФОРМУЛЯРНЫХ ЛС

Как правило, в ЛПУ разрешается использовать только ЛС, включенные в формулярный список. Однако в отдельных случаях могут потребоваться препараты, не включенные в больничный формуляр. Для таких случаев ФК устанавливает правила использования неформулярных ЛС.

Запрос на использование неформулярного ЛС определяется потребностями конкретного пациента. Лечащий врач заполняет форму, специально разработанную ФК, и оперативно направляет ее в аптечное учреждение. Провизору аптеки (а в идеале – клиническому фармакологу ЛПУ) следует обсудить с лечащим врачом обоснованность назначения неформулярного ЛС. Если обоснование применения неформулярного ЛС признается достаточно веским, ЛПУ закупает и выделяет необходимое количество препарата для пациента.

ФК должен регулярно анализировать все запросы на использование неформулярных препаратов. Если в результате такого анализа ФК выявит частые запросы на определенное ЛС и решит, что оно по эффективности превосходит препарат, представленный в формуляре, должно быть принято решение о замене формулярного ЛС. Напротив, если ФК сочтет частое использование неформулярного препарата необоснованным, это является основанием для разработки ФК специальных учебных программ для врачей или направления отдельных врачей на курсы повышения квалификации.

NB! Формулярные комиссии на новом уровне и более эффективно могут решать задачи, ставившиеся ранее перед создаными при ЛПУ и органах управления здравоохранения комиссиями по рациональному использованию ЛС.

Наличие формулярного списка ЛС в каждом ЛПУ позволяет реализовать целевые программы повышения квалификации сотрудников и получать более полную информацию об используемых препаратах. Кроме того, внедрение формуляра ЛС способствует разработке и усовершенствованию стандартов качества лечения в каждом ЛПУ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМУЛЯРНОГО ПРОЦЕССА

При разработке формуляра ЛС нужно учитывать фармакоэкономические аспекты их использования, позволяющие оптимизировать лечебный процесс. Полезным является определение показателя стоимость/эффективность лекарственной терапии.

Фармакоэкономический анализ должен включать рассмотрение непрямых расходов, связанных с проведением лекарственной терапии. В некоторых случаях целесообразно использовать более дорогостоящее ЛС при условии, что это позволит сократить совокупные расходы. Например, расходы, связанные с применением ЛС для перорального приема, значительно ниже, чем препаратов для парентерального введения.

· стоимость полного курса терапии для каждого ЛС;

· затраты, связанные с использованием ЛС, включая стоимость расходных материалов: контейнеров или бутылок для внутривенных вливаний, растворителей, шприцев, консервантов, систем для переливания и т.д.;

· затраты, сопутствующие применению данного ЛС, такие, как препараты для премедикации, изделия медицинского назначения и др.;

· затраты, связанные с лабораторными исследованиями, включая стоимость реактивов и оборудования для мониторинга;

· затраты, связанные с хранением ЛС;

· возможное влияние терапии на продолжительность пребывания пациента в стационаре.

Несмотря на сложность расчета финансовых затрат, связанных с возможным влиянием ЛС на продолжительность пребывания пациента в стационаре, экономический анализ должен включать упоминание о вероятности такого влияния ЛС.

Анализ экономических аспектов лекарственной терапии должен включать выявление, расчет и сравнение всех затрат и последствий (как позитивных, так и негативных) при применении ЛС. Подобные затраты являются частью общих расходов ЛУ, поэтому должны учитываться при составлении формуляра. Такой анализ особенно необходим в связи с сокращением бюджетных расходов на здравоохранение и повышением стоимости терапии.

Врачи при постоянном использовании ограниченного набора ЛС способны не только досконально изучить их фармакологические свойства, но и приобрести практический опыт работы с этими препаратами. Это значительно облегчает работу практических врачей, позволяет сократить количество врачебных ошибок и избежать осложнений лекарственной терапии, способствует повышению качества лечения, снижению смертности. В результате обеспечивается экономия больничного бюджета за счет сокращения сроков пребывания пациента в стационаре, повторных госпитализаций и расходов на лечение осложнений медикаментозной терапии. Наконец, внедрение формулярной системы способствует удалению с рынка неэффективных и некачественных препаратов, так как подобные препараты не будут включаться в формуляры, а следовательно, не будут закупаться.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдусалямов А.А., Ахтамов Дж.А., Шавази Н.М. Формуляр? Формуляр. Формуляр! // Вестник врача общей практики. — 2000.— № 3.

3. Ушкалова Е.А. Роль формулярной системы в решении проблем рационального использования лекарств // Клин. фармакология и терапия. — 1998. — Т. 7, № 18.

4. Чучалин А.Г., Белоусов Ю.Б., Шухов В.С. Формулярная система: ключевые понятия // Рус. мед. журн. — 1999. — Т. 7, № 15.

Акты являются важной составной частью источникового комплекса по истории древней Руси. Необходимым условием их появления как особого вида исторических источников является наличие договаривающихся сторон. Причем уже само заключение договора говорит о том, что права контрагентов договора если и не равны, то, во всяком случае, сопоставимы. Видимо поэтому договорные отношения возникают, прежде всего между юридически независимыми друг от друга политическими единицами – государствами и существуют на всем протяжении истории России – с Xв. Вплоть до настоящего времени. Наиболее ранними древнерусскими актами считаются договоры Руси с греками. Тексты всех этих договоров – 911, 944 и 971гг. – сохранились в составе Повести временных лет.

Изучение актов начинается с анализа их внешней формы, однако основной работой по их изучению является исследование формы внутренней – изучение структуры текста.

I. Определение акта как вида исторического источника

При определении актов в узком смысле, в их число попадают три группы документов:

Публично – и частноправовые договоры;

Постановления и распоряжения различных органов власти, имеющие индивидуальный или коллективный адрес либо адресованные всем, но касающиеся конкретного юридического или физического контрагента автора;

Распоряжения владельцев собственности, адресованные агентам, состоящие у них на службе. 2

По мнению С.М.Каштанова, сюда условно входят судебные постановления и завещания. Такие документы имеют двойственную основу: с одной стороны, они являются распорядительными, с другой – законодательными. В отличие от них регистрационные, информационные, просительные, отчетные и другие документы (если в них отсутствуют договорная или распорядительные функции) С.М.Каштанов предлагает не относить к актам.

При расширительном понимании актовых источников к этим группам добавляются также делопроизводственные, частно-публичные документы и частная переписка.

По подсчетам ученых, до нашего времени сохранилось всего 2234 акта, причем более половины из них (1302) датируется второй половиной XVв: 8 актов XIIв., 15 актов XIIIв., 163 акта XIVв., 2048 актов XVв. По сравнению с западноевропейскими актовыми источниками, количество древнерусских актов значительно меньше.

В XVIв. в связи с интенсификацией выдачи жалованных и указанных грамот ежегодно выдавалось до 50 грамот в год, что вместе с актами других разновидностей (включая несохранившиеся) должно было составлять около 100 актов ежегодно. Еще быстрее увеличивался объем актового материала в XVIIв., когда один только Печатный приказ ежедневно выдавал от 5 до 17 грамот (около 4000 актов в год). Однако и в этот период количество древнерусских актов существенно отстает от количества актов стран Западной Европы, что не могло не сказаться на развитии методики работы с древнерусскими актами. Западноевропейская дипломатика больше внимания уделяла канцелярскому происхождению документа. (где, кем и как, по чьему приказу создан и выдан акт), так как работа с индивидуальными актами часто оказывалась неэффективной. Дипломатика отечественная сосредоточила внимание на происхождении актов в более широком (историческом) смысле: установление причин и предпосылок появления каждого конкретного документа, выяснении, в чьих интересах он составлялся и утверждался, какие цели преследовались при этом заинтересованными сторонами.

II. Классификация актов

Изучение природы максимально однородных и сравнимых актов привело к выводу о необходимости выработки специфического подхода к каждой из этих групп. Классификация актов помогает разработать более совершенные методики их истоичноковедческого исследования, что позволяет получать максимальную информацию о прошлом из такого своеобразного вида источника, как акты.

Источниковеды разработали несколько принципов, на которых может базироваться классификация актового материала: по источнику права, на котором основывается акт; по тематическому принципу.

По источнику права выделяются:

Публично-правовые (светские и духовные);

При этом деление актов на публично- и частно-правовые исходит из представления о четком разграничении частной и публичной (государственной) собственности.

По тематическому принципу выделяется содержание актов.

Каждый из этих принципов может быть удобен при изучении той или иной темы. Однако все они имеют свои недостатки, затрудняющие работу с конкретным материалом. Так, использовать мене дифференцированные классификационные системы удобнее, когда речь идет о систематизации материала, однако они становятся малопродуктивными в конкретном исследовании, поскольку выделенные группы обычно оказываются большими и не вполне определенными. Развернутые же классификации чаще всего слишком конкретизированы, что создает некоторые неудобства при их практическом использовании.

Схема классификации С.М.Каштанова такова (в сокращенном виде):

I. Публично-правовые акты.

Договорно-законодательный вид с элементами частноправового распоряжения;

Удостоверительный и договорно-удостоверительный виды;

Б. Акты церковных властей.

II. Публично-частные акты.

III. Частные акты.

Распорядительно-договорный вид (с конца XVв.);

Распорядительный вид (с XVIIв.).

IV. Делопроизводственные документы.

V. Частно-публичные документы.

Просительный и просительно-аппеляционный виды;

VI. Частные письма

Приведенная классификация, охватывающая все разновидности актового материала XI-XVIIвв., не только полезна для определения методических особенностей работы с тем или иным видом, подвигом, более мелкими группами актов, но и дает наглядное представление о развитии комплекса актовых источников во времени.

III. Формулярный анализ актов.

Изучение актов начинается с анализа их внешней формы: материала, на котором написан документ, пользовался составитель грамоты, знаков, удостоверяющих документ. По результатам такого анализа делается вывод о подлинности данного акта. Однако это лишь начальный этап оценки данного акта как исторического источника. Основная работа по его изучению начинается с исследования внутренней формы - структуры и стилистики его текста.

Формуляром принято называть структуру текста, он более или менее стабилен и состоит из стандартных оборотов, расставленных в определенном порядке. Принято различать условный, абстрактный, конкретный и индивидуальный формуляры.

Под условным формуляром понимается наиболее общая схема построения документов в целом. Абстрактным формуляром называют общую схему построения документов определенной разновидности. Схематическая структура определенных небольших групп документов внутри разновидности именуется конкретным формуляром. Схему построения одного отдельно взятого текста принято называть индивидуальным формуляром.

В условном формуляре чаще всего выделяются следующие составляющие:

интутитуляция, обозначения лица, от которого исходит документ;

инскрипция, обозначение адресата;

промульгация, нотификация, публичное объявление;

наррация, изложение обстоятельств дела;

диспозиция, распоряжение по существу дела;

санкция, запрещение нарушения документа;

корроборация, сведения об удостоверительных знаках документа;

место и время выдачи;

аппрекация, заключение – благоположелание;

4) удостоверительная часть:

субскрипция, формула, выражающая существо удостоверительного действия;

сигнатура, подпись – личная или нотариальная.

Эти термины заимствованы из западноевропейских исследований, поэтому в древнерусской дипломатике они обычно приводятся в переводе. Хотя указанные части условного формуляра встречаются не в каждом конкретном документе и не всегда в перечисленном порядке, тем не менее использовать эту структуру очень полезно при предварительно анализе текста акта.

В соответствии с этой схемой и на основании анализа конкретного акта устанавливается его индивидуальный формуляр. Индивидуальные формуляры некоторого количества актов определенной разновидности позволяют выстроить абстрактный формуляр, а на его базе – типичную схему каждой части, из которых состоит акт данной разновидности. Схема, полученная таким путем является техническим средством, позволяющим изучить эволюции внутренней формы актов во времени и пространстве. Для этого элементы, из которых состоит абстрактный формуляр, сводят в таблицу под условными номерами. Если исследователя интересуют проблемы, связанные с временными изменениями, он размещает в хронологической последовательности данные каждого индивидуального акта, отмечая наличие или отсутствие всех выделенных элементов абстрактного формуляра исчезновение одних из них или, наоборот, появление других, отражает изменения, происходящие во внутренней структуре данной разновидности. Если же предметом изучения являются территориальные особенности формуляра, проводится такая же операция, но в таблицах уже выстраиваются ряды из данных, выявленных при анализе актов на одной территории. Затем результаты, полученные по разным регионам, сравнивают между собой.

Последующее прямое сличение текстов актов позволяет выявить формуляры групп источников, из которых состоит та или иная разновидность, другими словами, вывести конкретные формуляры. Воссоздание истории конкретных формуляров – основная задача дипломатического анализа внутренней формы актов.

Среди элементов и характеристик актов различаются реалии, формулы и описания. К первым относятся имена лиц и топонимы, ко вторым – устойчивые выражения, клише. Третьи включают более или менее оригинальные выражения, характеризующие какие-то особые обстоятельства или условия, а потому отличающиеся от обычных штампов.

Результаты, которые будут получены с помощью грамматически-дипломатического метода (членение текста на составляющие, его толкование), во многом зависят от того, насколько детально и обстоятельно проведен формулярный анализ, который представляет собой изучение структуры текста акта. Формулярный анализ может оказаться плодотворным методом исследования не только актового материала, но и других видов письменных источников: памятников законодательства, агиографических произведений. Грамматически – дипломатических принцип лежат в основе анализа индивидуальных актовых формуляров.

Заключение

Количество древнерусских актов, на первый взгляд значительное, существенно меньше, чем комплексы западноевропейских актовых источников. Так, опубликованная небольшая часть архива итальянского города Лукки всего за одно столетие (с середины XIII по середину XIVв.) насчитывает около 30000 документов, тогда как количество древнерусских актов за период с XII по XVвв. Насчитывает всего 2234 акта, причем более половины из них датируется второй половиной XVв. Лишь с XVIIв. Акты на Руси можно отнести (да и то с определенными оговорками) к массовым источникам.

По мере развития государственного аппарата и усложнения делопроизводственной практики акты становятся все более многочисленными и все более разнообразными. Их дифференциация позволяет на качественно новом уровне анализировать происхождение и эволюцию данного вида исторических источников как части исторического процесса в связи с выяснением их социальных функций.

Список литературы

Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д.Ковальченко – М.: Высшая школа, 1973

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. / И.Н. Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. – М: Российский государственный гуманитарный университет, 2000

Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. – М.: Наука, 1983.

1 См.: Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М, 2000. с.249

Читайте также: