Как сделать форму для гипса из воска

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска. Сейчас вместо натурального воска используют парафин или церезин. Эти воскоподобные вещества называют минеральным воском. Для отливки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей.

Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, если нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы.Внутренние поверхности металлических форм нужно хорошо отполировать.

Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с матовым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставках. Изготовление свечей в металлических формах показано на рисунках а — г.

Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восковую отливку сложной конфигурации.

Гипсовую форму изготавливают по пластилиновой, глиняной или деревянной модели, которая представляет собой точную копию будущей отливки. Предположим, что вы решили воспользоваться деревянной моделью.

Подберите для нее хорошо просушенную, однородную и без ярко выраженных годичных слоев древесину.

Для модели годятся липа, бук, береза, осина, ольха. Если вы будете вытачивать модель на токарном станке, сразу отшлифуйте ее наждачной бумагой.

Рельефы на ней вырезают ножом-косяком, прямыми и полукруглыми стамесками, клюкарзами. В зависимости от рисунка рельефа, его величины и конфигурации выбирается порода древесины. Если на модели предполагается нанести рельеф с крупными деталями, то для нее используют мягкую древесину липы, осины или ольхи.

Для мелких рельефов с тонкой проработкой деталей пригодны только твердая и однородная древесина: береза, бук и др.


Готовую модель нужно сделать влагостойкой. Нагрев модель над огнем, несколько раз пропитайте ее горячей олифой. Примерно через сутки можно покрыть ее шеллачным лаком. (Вместо шеллачного лака можно использовать масляный и нитроцеллюлозный лак.) В торец модели ввинтите небольшой шуруп, прикрутите к нему проволоку, свободный конец проволоки согните крючком.

Налейте лак в стеклянную банку и опустите в него модель. Лак должен легко стекать с модели. (Густой лак разводят растворителем.) Выньте модель из лака и повесьте над банкой, чтобы лишний лак мог стекать в нее. Высохший лак покроет модель тонкой прочной пленкой. Еще раз окуните модель в лак, дайте ему просохнуть.

Операцию эту повторяют до тех пор, пока поверхность модели не станет ровной и блестящей. Форму для отливки изготавливают в опоке — коробочке с четырьмя стенками и дном (рис. 1).

Две торцевые стенки соединены с дном наглухо шипами и клеем. По краям в них проделаны пазы для тонких боковых стенок из оргстекла или пластмассы. (Можно также использовать пропитанную олифой тонкую фанеру или картон.)

На одной из торцевых стенок укрепите шурупом модель, вставьте в пазы боковые стенки, затем смажьте модель и внутренние части опоки разъединительной смазкой или вазелином — высохший после формовки гипс не прилипнет к модели и стенкам опоки.

Смазку можно приготовить из двух весовых частей стеарина, расплавленных на водяной бане, и пяти весовых частей керосина. Смесь тщательно размешивают до образования однородной массы. Смазку наносят на модель и стенки опоки кистью или тряпичным тампоном.

Закончив с моделью и опокой, можно приступать к приготовлению гипсового раствора. Его желательно разводить в резиновой или пластмассовой эластичной посуде. Из такой емкости засохший гипс легко удаляется, стоит лишь нажать на ее стенку. Налейте в емкость, или, как еще говорят, гипсовку, чистую воду комнатной температуры и начинайте медленно, постоянно помешивая, насыпать в нее гипс, пока не получится густой раствор.

Гипсовый раствор быстро схватывается, поэтому, помешав раствор примерно 1,5—2 минуты, залейте его в опоку. Причем так, чтобы он заполнил опоку только наполовину (рис. 2). При этом в гипсе окажется нижняя половина модели. Примерно через 8—10 минут гипс затвердеет, но не окончательно, его еще можно обрабатывать режущими инструментами.

Воспользуйтесь этим и кончик скальпеля вырежьте по углам гипсов половинки три-четыре конических упгбления. При заливке второй половинки формы эти углубления заполняются гипсом и на верхней половинке формы образуются выступы. Получится своеобразный замок, позволяющий точно соединять обе половинки. Образовшиеся крошки стряхните широк кистью.

Теперь смажьта верхнюю половинку формы разъединительной смазкой. Снова приготовьте необходимое количество раствора: его потребуется примерно столько же, сколько вы использовали при заливке нижней половинки формы. Залейте опоку доверху (рис. 3) примерно через 20 минут, когда гипс полностью затвердеет, разберите опоку, разъедините форму, освободите от деревянной модели (рис. 4).

Если форма задуманной вами свечи не очень сложная и нужно сделать всего две-три отливки, то можете не укреплять внутреннюю полость гипсовой формы. Но перед заливкой ее нуж обязательно насытить водой. Тогда ваша новая отливка будет легко отделять от увлажненной формы. Если же решили сделать много свечей, то придется покрыть внутреннюю часть формы несколькими слоями натуральной олифы. Гипс сразу же впитает в себя первый слой олифы.

Покройте форму еще двумя-тремя слоями олифы, пока на поверхности гипса не появится устойчивый мягкий блеск. Олифа затвердевает в течение суток.

Загрунтованные поверхности формы покройте несколькими слоями лака — они станут гладкими и еще более блестящими. Теперь восковая отливка будет легко отделяться от гипсовой формы.

Перед заливкой расплавленного воска вставьте в форму фитиль: один конец укрепите на прутике, другой завяжите узлом.

Лучше всего использовать для него толстую льняную или конопляную нить, но можно обойтись и катушечными хлопчатобумажными нитками, свив их вместе в зависимости от толщины 8—16 нитей.

Половинки формы свяжите веревкой (рис. 5). Как искусственный, так и натуральнь воск плавится при относительно невысокой температуре, например, в горячеи воде, доведенной до кипения. Поэтому для плавления воска применяют обычную клееварку (рис. а). Воск расплавлют в ковшике, опущенном в посуду с кипящей водой.

Запомните: воск нельзя плавить на открытом огне. Во-первых, свойства его от этого ухудшаются, во-вторых, он может загореться!

Для этого нам понадобится.
Фигурка, с которой мы будем делать форму. Можно взять готовую, можно слепить самому, например из пластилина или воска.

И двухкомпонентный силикон (для фигурок из воска подойдет плотность М20).
Также нам понадобится немного пластилина, пустая пластиковая бутылка для опалубки и герметик.

Фигурку приклеиваем пластилином к ровной поверхности. Вокруг ставим опалубку вырезанную из пластиковой бутылки (подбираем так, чтобы оставалось немного места вокруг фигурки). И герметизируем шов герметиком.

Это моя первая, можно даже сказать, первая в жизни попытка сделать копию детали для конструктора из эпоксидной смолы. А так как разъёмные формочки я никогда ещё не делал, то тема скорее для ознакомления, чем инструкция к применению. В общем, имеем вот такой вот радиатор от Ашетовской модели Танка и желание сделать такую же его копию, ну или приблизительно такой же радиатор.

Чуть не забыл, проще всего наверное сделать формочку из силикона, но на его покупку уйдёт столько же средств, сколько стоит сам радиатор. А так как Алебастра у меня хоть жо. й жуй, то решил всё таки попробовать сделать из подручных материалов, ничего при этом не покупая. Так же в наличии имеется кроме алебастра, эпоксидная смола, парафин, ПВА, солидол, моторное масло, пластилин и прочий разовый инструмент. Так что если у вас нет в наличии эпоксидки или гипса, то не имеет смысла покупать их, ибо покупка готового радиатора обойдётся вам дешевле, чем возня с этими формочками. Но это относится скорее к тем, кто уже собирает модель этого танка и решил сэкономить только на одном номере.


Радиатор танка Тигр

Для начала наждачкой прошёлся по всем штырям радиатора, чтобы придать им еле заметную конусовидную форму. Так же зачистил немного боковые плоскости бачка, избавляясь таким образом от параллельных линий. Всё это для того, чтобы отлитую деталь легче было вытащить из гипсовой формы. В общем грубо говоря, смысл в том, чтобы из квадрата сделать яйцо, ибо эта форма самая идеальная для извлечения её из жёсткой гипсовой формы.

Радиатор танка Тигр, деталь для клонирования

Нарезал и пластика полосок, из которых потом собрал ванночку с помощью пластилина.

Создание ванночки

Создание ванночки для заливки

Пластик для ванночки

Создание ванночки для заливки гипса

Ванна для заливки гипса

Ванна для заливки гипса, с деталью

Чтобы деталь не утонула в случае чего, бросил на дно ванны огрызок пластика подходящей высоты. Сам радиатор воткнул плоскими штырями в пластилиновую стенку.

Ванна для заливки гипса

Слегка смазал радиатор машинным маслом и установил его в ванночку, саму ванночку не смазывал, так как она из тонкого и гибкого пластика, к тому же она и так жирная от пластилина. После чего намешал алебастра, воды лил побольше, чтобы смесь можно было заливать а не накладывать.

Намешивание Алебастра

Из за того что деталь погружается сверху и нет возможности выгнать из под неё все воздушные пузыри, то эта половинка скорее всего пойдёт у меня на выброс. Радиатор оказался хорошим поплавком, поэтому придавил его грузом, хорошо что на дно положил тот огрызок пластика.

Заливка гипса в ванну

Здесь видно ошибку которую я не углядел вначале, впадина заливной горловины осталась открытой, что в последствии помешало нормально вытащить деталь из верхней гипсовой половинки. Мне бы в этот момент залипить пластилином эту впадину (на конус к верху), тогда приключений было бы меньше.

Деталь в гипсе

Что хорошо в гипсе, так это то, что он быстро схватывается, буквально через 5 минут. Для верности выждал 20 минут, после чего сверлом выбрал замки в гипсовой половинке.

Замки в гипсовой половинке

Затем ещё влажный гипс смазал солидолом а деталь машинным маслом ибо солидол густой и испортил бы рисунок радиаторной решётки в гипсе.

Солидол и моторное масло

Смазывание формы маслом

Вот это уже ответственный момент, эту половинку нужно залить очень тщательно, так как именно на дне гипсовой смеси получаются очень чёткие отпечатки. Ну а секрет прост, при заливке, нужно кисточкой распределять смесь по всем углам и впадинам, тем самым выгоняя воздушные пузыри. Алебастр разводим пожиже ибо при заливке нижняя половинка начнёт быстро отбирать у смеси воду и та в свою очередь будет густеть.

Заливаем деталь гипсом

Ванночка с алебастром

Через полчаса разобрал ванночку.

Разбор ванны с гипсом

Гипсовый блок

Пластилин на гипсе

Край детали в алебастре

Скальпелем зачистил и подготовил торец гипсового куба для последней половинки. Гипс легко обрабатывается пока он влажный и не окончательно затвердел, к тому же нет пыли.

Подготовка гипсового блока

Гипсовый блок с деталью

Насверлил канавок для замков.

Высверливание замков в гипсе

Блок с радиатором внутри

Смазал маслом торец блока, возвёл опалубку из того же пластика и залил гипс.

Опалубка залитая гипсом

Опалубка залитая алебастром

Гипсовый блок

Через двадцать минут разобрал опалубку, положил блок на батарею и забыл про него на ночь.

Гипсовый блок на батарее

Уж сколько солидолу мазал, но гипс всё равно впитал его в себя, поэтому так просто не получилось разъединить формочки. Пришлось немного применить грубой силы, постукивая резиновыми ручками пасатижей по торцу блока. Как и предполагал, нижняя форма оказалась совсем убогой, одни раковины и никакой детализации.

Гипсовые формы

Гипсовая половинка формы

Гипсовые формы

А вот верхняя получилась очень даже ничего.

Форма для отливки

Формы из алебастра для отливки детали

Торцевая форма для отливки

Гипсовая форма для отливки

Переделал на форме впадину заливной горловины (чтобы она была на одной половинке а не да двух), после чего пересобрал опалубку и перезалил бракованную половинку гипсовой формочки.

Алебастр залит в опалубку

Результат получился в разы лучше, но всё равно не идеал, есть микро-раковины, то ли я халтурил при разравнивании смеси кисточкой, то ли эти пузыри притянулись к радиатору из самой смеси. Скорее всего я схалтурил при разравнивании гипса кистью ибо торопился.

Половинки гипсовой формы

Ну а дальше посыпались сюрпризы, оказалось что эпоксидная смола прекрасно впитывается гипсом. Попробовал пропитать гипс в углу парафином, затем налить эпоксидной смолы. Не помогло, смола начала впитываться вслед за парафином.

Эпоксидная смола впитывается в гипс

Методом проб выяснил что закрыть поры гипса можно клеем ПВА, разбавив его водой, чтобы он не сильно портил детализацию формы. Здесь на фото блок покрыт по краям клеем ПВА, потом смазан машинным маслом и уже поверх него налиты капли эпоксидки. По середине нет никакой защиты, поэтому хорошо видно что эпоксидка впитывается в гипс.

Эпоксидная смола впитывается в гипс

Очередной сюрприз, после застывания смолы, капли эпоксидки оторвались вместе с клеем ПВА, куда делось масло, для меня осталось загадкой.

Пробники оторванные от гипса

Эпоксидка впитывается в гипс

Очередным экспериментом выяснил что если покрыть ПВА парафином, то капельки эпоксидной смолы очень легко отделяются от формы.

Капли смолы не приклеенные к гипсу

В итоге после стольких вые. ов, что то начал склоняться в сторону покупки журнала с этим радиатором. Но продолжать возню с литьём заставила будущая куча номеров со снарядами. В общем покрыл формочки разбавленным ПВА (разбавлял его до состояния похожего на молоко), затем забросил формы на батарею сохнуть. В результате формочки приобрели характерный блеск.

Гипсовые формы покрытые ПВА

Растопил парафин, одновременно прогревая формы.

Растапливаем парафин

Разогреваем формы и парафин

Смазал формы парафином. Главное хорошенько прогреть формы, чтобы воск не застывал на гипсе, а наносился тонким слоем.

Расплавленный парафин

Чтобы не изводить понапрасну эпоксидную смолу, нарезал хлама от литника.

Нарезанный бокорезами литник

Опять смазал формочки, стянул их резинками, залил немного смолы и кисточкой разогнал её по всем углам.

Заливаем эпоксидную смолу в форму

Заливаем эпоксидную смолу в гипсовую форму

Затем засыпал бой, притопил его немного. Нанёс немного эпоксидной смолы в продольные канавки торцевой крышки.

Засыпаем куски литника в смолу

Перемотал всё это дело резинками. Спустя какое то время эпоксидка начала просачиваться сквозь швы, залипил их пластилином. Опасаясь что выздушные пузыри соберутся где нибудь у одного края, решил ускорить процесс схватывания эпоксидной смолы. Начал прогревать блок на свечном огне, одновременно вращая его в руках. Хватило меня на 10 минут, после чего забросил этот блок на х. й (батарею) и уже на батарее просто периодически переворачивал его первые несколько часов.

Закрытая форма из гипса

На следующий день снял резинки с блока, с наивной надеждой что половинки формы развалятся прямо в руках и из них выпадет радиатор заводского качества. Счаззз, блок превратился в монолит, около получаса я как мартышка постукивал по блоку, пытаясь отколоть хоть что нибудь. Зная что двухкомпонентники не любят нагрева и становятся пластичны, бросил его на огонь. Вот это сразу принесло результат, половинки развалились практически без моей помощи.

Отогреваем блок из алебастра

Открытая форма из гипса с деталью

Отлитая из эпоксидной смолы деталь

Отлитый из эпоксидной смолы радиатор танка

Отлитая из эпоксидной смолы деталь танка тигр

Глядя на просвет, почему то вспомнился фильм Парк юрского, с комарами в янтарях. Надо было таракана закатать в эпоксидку, для истории.

Деталь из эпоксидной смолы

Обтачиваем деталь из смолы

Прозрачная деталь из эпоксидной смолы

Покрашенный радиатор из смолы

Копия детали из эпоксидной смолы

В общем слои ПВА и парафина сделали своё дело, деталь потеряла немного в детализации. Скорее всего есть какая нибудь химия ввиде спреев или масел, а уж с силиконом наверное вообще геморроя меньше, но я действовал по принципу, если в магазин, то за готовым радиатором, поэтому лепил из того что есть. В любом случае, для меня это был эксперимент, так сказать, набирался опыта перед клонированием боекомплекта.

Так же советую присмотреться вот к таким формам из желатина ( ссыль 1, ссыль 2 ), так как с недавних пор использую именно его, для быстрого формирования формочек и отливки разнообразной мелочёвки из смолы.

Какими бывают формы для гипса и как с ними работать?

Гипс известен как материал послушный, благодарный, в обработке податливый. Те, кто с ним работают, знают эту магию превращения смеси во что-то красивое, а главное, рукотворное. И формы для гипса разных видов и вариаций увеличивает творческие возможности мастера, работающего с этим материалом.

Общее описание

Гипс – доступный материал, продающийся в любом стройкмаркете, стоит недорого, а потому даже если при работе с ним что-то не получится, это не сильно ударит по кошельку. Но чтобы и таких промахов не случалось, нужно проникнуться технологией работы с гипсом и узнать, что помогает превращать порошок в изящные декоративные изделия. Это, прежде всего, формы для гипсовой заливки.

Эти формы делают из самых разных материалов – от дерева до цемента. Процесс литья из гипса многоэтапный. Именно литье в формы длится несколько минут, а вот на подготовительные процедуры и последующие после отлива времени и сил уходит куда больше. Сначала нужно изготовить модель изделия, потом спроектировать и изготовить форму, далее подготовить материалы для литья и смазывания формы. Важно, что счет при отливке идет буквально на минуты, и когда процесс уже начался, все должно находиться под рукой, любое промедление чревато провалом.

Опока (форма) перед литьем смазывается, раствор смешивается и заливается в форму очень тонкой струей, дав воздуху возможность выйти. После залива форму следует повращать, немного потрясти, так раствор достигнет мелких рельефных деталей. Потом изделие будет сушиться каким угодно способом. После этого форма разбирается, и если она не может отойти от изделия, ее можно обстучать резиновым молоточком. Литник удаляется, а деталь дорабатывается.

Если форма еще раз будет использоваться, ее нужно очистить.

Читайте также: