Как сделать фишки для звукового анализа

Обновлено: 03.07.2024

Приветствую всех, кто читает эту статью! Всем здравия!

Не знаю, кто как из учителей, а я всегда с детьми 1 класса выполняла звуко-буквенный анализ слов разноцветными значками.

У нас это называлось "бусики рисовать".

В программах 1 класса всегда в букварях и азбуках были цветные значки на некоторых словах. Их печатали для того, чтобы ребёнок лучше усвоил фонетический состав слова при изучении новой буквы.

К учебнику "Азбука" шло печатное приложение. Да и сейчас оно есть по программе "Школа России", но мало кто из учителей и родителей им пользуется-считают безполезным.

Это индивидуальные приложения, там ведь ещё есть разрезные цифры, счётный материал, игры по математике.

В нём, кто помнит, было две страницы маленьких картинок с различными предметами. А под каждой картинкой разноцветными квадратиками обозначен звуковой состав слова.

Только там квадратики были и прямоугольники, разделенные на треугольнички. Прямоугольник- это слог-слияние гласного и согласного звука, а квадратики- отдельный звук.

А я на уроках просто просила детей нарисовать разноцветные кружочки под словом- "нарядить слово в бусики".

Как это делать? Нам понадобится пять цветных карандашей: красный-обозначает гласный звук, синий- обозначает твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный звук.

Т акими цветами мы обозначаем звуки под словом, под каждой буквой .

По программе "Школа России" обозначений другого цвета нет.

А вот по "Школе 2100"- есть. Там вообще есть игрушки- Звуковички, у которых есть башмачки зелёные или синие или оба сразу, если согласный звук бывает то твёрдым, то мягким.

А также есть жёлтые шляпки-колокольчики, если звук звонкий.И чёрные плоские шляпки, если звук глухой в слове.

Я это объединила, и мы над буквами рисовали жёлтые и чёрные кружочки. Жёлтый цвет- звонкий согласный, чёрный- глухой.

Мне было удобно таким образом проверять, кто усвоил, а кто нет звуковой состав предлагаемых слов. Дети комментировали сразу, по ходу работы. Ну и это превращалось в маленькую игру.

Как ещё можно поиграть с этим приложением дома или в классе, я расскажу в следующих выпусках.

Также читайте о легких способах выполнения звуко-буквенного анализа слов в других классах ЗДЕСЬ


С вами снова Татьяна Сухих! В преддверии обучения ребенка чтению родителям рекомендуется обратить внимание на тот факт, что слова в русском языке произносятся не всегда так, как пишутся. Именно звуковой анализ слова поможет разобраться с этой проблемой. Хотя вначале она может показаться сложной для дошкольников. Однако это важный момент. Так как во время обучения в школе ученик будет неоднократно сталкиваться с этим моментом на уроках русского языка и развития речи.

Звуковой анализ слова – давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика. Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный).

лиса

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

А также обратите внимание на очень хорошие современные пособия:

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

анализ слова

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для – твердых согласных;
  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

звуки

Согласные звуки – характеристика

Согласные звуки — фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

У детей с нарушениями речи к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Коррекционная работа, по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав, имеет важное значение.

Исходя из педагогической практики, не только дети, но и взрослые испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Недостаток знаний, а так же, не владея методикой преподавания, родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы решить эту проблему, я предлагаю Вам основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание, при работе над звуковым анализом.

Цель мастер- класса:

• овладение навыками звукового анализа.

развивать слуховое и фонематическое восприятие, речевой слух;

обучать умению определять место звука в слове;

обучать умению подбирать слова к заданным звукам;

обучать навыку звукового анализа;

закреплять знания о звуках речи, их характеристика;

обучать составлению графических моделей слогов, слов.

Звуковой анализ – это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности. Он базируется на устойчивом фонематическом восприятии.

Специфика звукового анализа:

• определение порядка звуков в слове,

• выделение отдельных звуков,

• различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

В старшей группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, что такое звуки, что такое буквы, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним: звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим, пишем и читаем.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребёнком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: в начале слова (ёжик, яма) после гласного (заяц, приют) после букв Ь Ъ (вьюга, въезд) Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Развиваем звуковой анализ, играя!

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, родители могут поиграть с ребёнком.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова КИТ (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слова).

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!


Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж.

Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Эльконин разработал позиционный принцип чтения. Его суть - ориентация на последующую букву. Его задача – научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконин для дошкольников Л.Е. Журова.

Процесс звукового анализа – это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

· научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.

· выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность – картинку, предмет).

Важно! К схеме надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их мест о в слове. Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

Алгоритм (последовательность выполнения) – слово произносится протяжно – выделяется 1 звук ааа – выделяется 2 звук ууу. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько одноцветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями – символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.

Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.

3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки, это уже школа).

Так же через игровую ситуацию происходит знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вносят 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так – несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.

Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

Какое первый гласный (согласный) звук, какой второй… сколько всего гласных, согласных. Последовательное произнесение звуков индивидуально и хором.

Подбор слов с заданным звуком (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, схем, по словесным заданиям).

Эстафета с условным предметом, который передается, например, цветок. Педагог произносит слово, затем кладет цветок перед ребенком – он называет 1 звук слова. Кладет цветок перед другим ребенком – тот называет 2 звук и т.д.

Шершавые буквы, рамки вкладыши с буквами. Хороши тем, что их можно потрогать, прочувствовать все изгибы. Доказано, что это стимулирует ребенка к их написанию. Сделать вместе с детьми.

использовать верную методику на занятиях. Из Шумаевой только некоторые подходящие элементы. первичен звук, а буква вторична.

каждый раз произносить звук, слушать, давать характеристику, условно обозначать, проверять себя, прочитывать запись, определи ударный слог, проверь, прочитай запись.

использовать буквы в самую последнюю очередь, когда четко разберетесь со звуками вместе с детьми. автоматизировать разбор самых простых слов с фишками или графически (без букв).

можно, чтобы не путаться самим и не путать детей в определении звуков и букв – называть не согласная (гласная) буква, а буква согласного, буква гласного (так рекомендуют лингвисты, это истина).

пусть перед глазами будет подсказка в правильном названии букв: А – а Б – бэ В – вэ Г – гэ Д – дэ Е – е Е – е Ж – жэ З – зэ И – и Й – и краткое К – ка Л – эль М – эм Н – эн О – о П – пэ Р – эр С – эс Т – тэ У – у Ф – эф Х – ха Ц – цэ Ч – че Ш – ша Щ – ща Ъ – твердый знак Ы – ы Ь – мягкий знак Э – э (оборотное) Ю – ю Я - я

Читайте также: