Как сделать переложение для детского хора

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матулова Татьяна Владимировна

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Матулова Татьяна Владимировна

Акустические и психофизиологические закономерности хорового пения и их влияние на методикувокально-хоровой работы

Основные направления освоения творческого наследия Владислава Соколова в классе хорового дирижирования

THE ROLE OF THE REPERTOIRE IN CHILDREN'S CHOIR AND ITS SELECTION CRITERIA

The formation of children's aesthetic taste is one of the most pressing problems of the modern world. Children’s choral singing, which was developed in the 20th century, contributed to the formation of children’s choral groups. In the second half of the 20th century, when the children’s choir reached its heyday, almost every composer who writes “adult” music does not ignore its “children’s” area. Today, children’s choirs exist, sing, perform solo concert programs, and even participate in international choral competitions as a separate category. And at present, children’s choirmasters have great opportunities to choose a repertoire . At the same time, the selection of works for children’s choirs remains an acute practical problem and does not lose its relevance: both because life puts forward new requirements, and because our knowledge is constantly enriched by the discovery of new patterns of children’s development, the emergence of new technologies and opportunities for their training.

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОМ ХОРЕ И КРИТЕРИИ ЕГО ПОДБОРА

Татьяна Владимировна МАТУЛОВА,

Ключевые слова: репертуар, детский хор, хоровая культура, музыкальное развитие, репертуарные возможности.

THE ROLE OF THE REPERTOIRE IN CHILDREN'S CHOIR AND ITS SELECTION CRITERIA

Tatyana V. Matulova, PhD student of the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

The formation of children's aesthetic taste is one of the most pressing problems of the modern world. Children's choral singing, which was developed in the 20th century, contributed to the formation of children's choral groups. In the second half of the 20th century, when the children's choir reached its heyday, almost every composer who writes "adult" music does not ignore its "children's" area. Today, children's choirs exist, sing, perform solo concert programs, and even participate in international choral competitions as a separate category. And at present, children's choirmasters have great opportunities to choose a repertoire. At the same time, the selection of works for children's choirs remains an acute practical problem and does not lose its relevance: both because life puts forward new requirements, and because our knowledge is constantly enriched by the discovery of new patterns of children's development, the emergence of new technologies and opportunities for their training.

Keywords: repertoire, children's choir, choral culture, musical development, repertoire opportunities.

Полноценно развивать детский хор и максимально раскрывать способности каждого юного певца хормейстеру помогает умелое сочетание обучения, музыкального воспитания и непосредственно исполнительства. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.

Через осмысление музыкальных образов у детей воспитывается мировоззрение, расширяется их жизненный и исполнительский опыт, поэтому главным критерием при формировании репертуара остаётся высокая художественная ценность произведения, то есть глубина его содержания и совершенство музыкальной формы. Принцип художественной целесообразности, художественной ценности произведения особенно важен именно в детском хоре, где преодоление технических трудностей не должно быть помехой юным певцам ощущать себя созидателями прекрасного.

Важным критерием в отборе сочинений для детского хора является понятие доступности. Рассмотрим главные компоненты этого понятия. Репертуар должен быть доступен детям по уровню их художественного восприятия. Однако нередко бывает и так, что отобранный репертуар доступен детям, понятна логика образов и событий, несложен музыкальный язык, но песни не вызывают у детей душевного отклика, и настойчивая работа над ними превращается в бедствие для хора. Следовательно, намечаемый репертуар по строю эмоций должен быть близок детям, вызвать у них соответствующие чувства. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют.

Репертуар должен соответствовать уровню технической подготовленности, определяться степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретённых технических навыков. При составлении репертуара необходимо учитывать технические возможности коллектива, а также влияние выбранных произведений на весь учебно-воспитательный процесс, так как на их базе накапливаются теоретические знания и отрабатываются вокально-хоровые навыки юных хористов.

Завершая разговор о роли репертуара в детском хоре, принципах его формирования, следует отметить, что рассмотренные критерии относятся к выбору конкретного единичного произведения. Но так как репертуар представляет собой совокупность сочинений, изучаемых и исполняемых хором, выделим основные принципы репертуарной политики в целом. Являясь основой учебно-воспитательной и исполнительской работы, репертуар должен способствовать расширению музыкального кругозора детей в области хоровой литературы.

Чтобы вырастить хороший детский хор, необходима длительная кропотливая работа не только хормейстеров, но и педагогов, занимающихся с детьми всем комплексом предметов, которые входят в учебный план отделения хорового пения в детской школе искусств, хоровой студии или в творческом коллективе, где предполагается хоровое отделение.

В работе по подбору репертуара для хора условно можно выделить несколько разделов: русская духовная и классическая музыка, зарубежная духовная музыка и зарубежная классика, современная и популярная музыка, народная музыка.

Как и любой из перечисленных разделов репертуара, русская духовная музыка - тема отдельного разговора. Не ставя задачу дать подробную характеристику этому явлению русской музыкальной и духовной культуры, отметим лишь то, что, к сожалению, длительное время мы были оторваны от этого пласта русской музыки, от наших корней. Если раньше русская духовная музыка составляла неразрывное единство с музыкальной культурой, то на протяжении десятилетий это направление русской музыки продолжало существовать лишь благодаря подвижничеству регентов клиросных хоров и усилиям выдающихся мастеров хоровой сцены, таких как А. В. Свешников, А. А. Юрлов, а позже В. Н. Минин, Б. Г. Тевлин, А. Д. Полянский, В. К. Полянский. Но в последнее десятилетие XX века произошло возрождение отечественных национальных ценностей и приоритетов, в том числе и возвращение духовной музыки. Нельзя не отметить одну, с нашей точки зрения, опасную тенденцию - возникает неадекватная реакция на это возвращение. Как ни кощунственно это звучит, но в исполнении детского хорового коллектива произведение русской духовной музыки нередко превращается в некое подобие массовой песни, обязательного атрибута. Было нельзя, теперь можно, да и ещё модно.

Таким образом, включение в репертуар детского хора произведений духовной музыки должно быть крайне аккуратным, с обязательным осознанием того, для чего это нужно хормейстеру, хору, как, впрочем, и репертуару в целом.

Произведений русской духовной музыки для детского хора не так уж много. В их числе можно назвать трёхголосную литургию Д. Бортнян-ского, литургию для женского хора А. Кастальского, отдельные песнопения А. Архангельского, А. Львова, Г Ломакина.

Вероятно, поэтому многие хормейстеры занимаются переложением произведений духовной музыки со смешанного состава на детский. Важно понять, для чего это делается: из-за невозможности найти произведения для детского хора, из-за желания познакомить ребят с образцами этого жанра, наконец, для удовлетворения своего честолюбия. В любом случае к аранжировкам надо подходить крайне деликатно. Понятно, что уменьшение количества голосов, изменение тембровой окраски, сжатие диапазона приведёт к определённым потерям, и желательно, чтобы их было как можно меньше.

От руководителя хора зависит умение стилистически точно интерпретировать того или иного композитора, музыку той или иной эпохи. Заметим, что произведения зарубежных композиторов хор всегда поёт на языке оригинала. От этого звучание хора в большей мере обретает те краски вокального исполнения, которые задумал автор. По возможности некоторые произведения исполняются с органом, пусть даже электронным, - это создаёт ощущение эпохи, стиля.

средств выразительности, как динамика, характер звуковедения, агогика, возможно разнообразить исполнение каждого куплета.

Определённых навыков вокального мастерства требует от хористов исполнение современной хоровой музыки. Например, ориентация в современной хоровой партитуре на нетрадиционную систему нотации, навыки пения секундовых сочетаний, наслаивание кластеров, пластическое ощущение современной ритмики и прочее.

Это произведение в технике так называемой алеаторики - метода музыкальной композиции XX века, предполагающего мобильность (незакреплённость) музыкального текста. Динамика от mf до рррр. Важно подобрать двенадцать солистов (шесть альтов, шесть сопрано), способных адекватно исполнить авторские указания. Требование точного исполнения метроритмической структуры авторского текста - начало и завершение музыкальной мысли - относится и ко всему хору. В средней части выписанные фиксированные ноты исполняются хором беспрерывным глиссандо. Алеаторический метод здесь связан с сонористическими приёмами. Хор, произнося отдельные фразы или имитируя шум ветра и завывание вьюги, делает это свободно, опираясь на свою фантазию. Так создаётся эффект зимнего утра, оцепенения, леденящей свежести, морозной туманной дымки. При этом у солистов - фиксированно точная музыкальная линия, требующая предельной чистоты интонирования.

Перед руководителем детского хора всегда стояла и стоит серьёзнейшая проблема обогащения репертуара за счёт произведений, не только способных решить широкий комплекс учебно-методических вопросов, но и

выполняющих воспитательную функцию, расширяющих кругозор детей, формирующих их позитивное мироощущение. Народные песни как нельзя лучше способны взять на себя эту трудную задачу. Являясь одной из величайших ценностей многовековой народной культуры, поэтически обаятельные и задушевные, глубоко проникающие во внутренний мир человека, они способны оказать огромное влияние на духовную жизнь детей.

Яркая, эмоционально насыщенная музыка позволяет певцам хора показать уровень овладения освоенными в процессе обучения навыками многоголосного пения.

ливой народной мелодии. Песня должна быть прочувствована и пережита ребятами, тогда на концерте она непременно произведёт глубокое и яркое впечатление на слушателей.

В обработках используется кварто-квинтовая интервалика, передающая пространственные ощущения бескрайних просторов тундры, наполненных тишиной. А введение подголосочной полифонии, приёмов варьирования главной мелодии, разнообразия регистрового звучания голосов, использование специфики хоровых распевов сохраняют колорит народного исполнительства. Вы можете услышать, как поочерёдно вступают партии, то сливаясь в общем звучании, то солируя на первом плане. Плотность хоровой фактуры постоянно меняется: то насыщается яркими оттенками осенней тундры, то становится прозрачной, как тонкая льдинка остывающего к зиме озерца.

По нашему глубокому убеждению, юных хористов нужно знакомить со всеми направлениями музыкального искусства, поэтому в репертуаре хора должна быть представлена джазовая музыка. Далеко не каждый коллектив исполняет джаз, его нужно ощущать, пропускать через себя, обладать чувством так называемого драйва. Настоящий джаз - это богатей-

шая мелодия, и необычная пряная гармония, и острый ритм, и неповторимое чувство свинга. Хормейстеру нужно познакомиться с теоретическими основами джаза, ощутить его исполнительскую манеру, стилистику, понять и прочувствовать, что такое свинг. Кроме того, джазовая вокальная манера отличается от академической манеры пения, необходимо приличное знание английского языка.

Что касается эстрадной музыки, то и она присутствует в репертуаре хоров, поскольку все хористы - дети своего времени, и их нельзя искусственно изолировать от того, с чем они встречаются каждый день. Наоборот, привить им вкус к хорошей эстраде, научить отличать профессиональную музыку от так называемой попсы - вот в чём, на наш взгляд, задача руководителя детского хора.

Завершая разговор об особенностях репертуара детского хора, отметим, что он представляет собой концентрированное выражение основ педагогики, методики и эстетики. Становится понятно, что одним из важнейших условий стабильности существования хора является непрерывный творческий рост коллектива. Планируемый репертуар хора отражает уровень технического мастерства и творческих возможностей юных певцов на определённом этапе и намечает наиболее высокие рубежи. Он связан также с важнейшими событиями в жизни школы, коллектива, города, с историческими датами и т.д. Руководитель хора должен чётко представлять себе основные рубежи и вехи развития.

1. Безант А. Вокалист. Школа пения : учебное пособие. - Санкт-Петербург :

Планета Музыки, 2019. - 192 с.

2. Варламов А. Полная школа пения : учебное пособие. - 4-е издание, стерео-

типное. - Санкт-Петербург : Лань ; Планета Музыки, 2012. - 120 с. : нот.

3. Возрождение : русская хоровая музыка для детей : в сопровождении форте-

пиано / составитель [и автор предисловия] Е. Светозарова. - Санкт-Петербург : Нота МИ, 2002. - 62 с.

4. Евсеев Ф. Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Лань, 2015. - 80 с.

5. Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 7. А. Гречанинов : [с сопро-

вождением фортепиано] : для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста / составитель В. Бекетова. - Москва : Музыка, 2008. - 63 с.

6. Музыка, которую люблю : на пути к свингу : в сопровождении фортепиано и без сопровождения / переложение А. Галицкого. Санкт-Петербург : Нота МИ, 2002. - 52 с.

7. По страницам русской хоровой музыки Х1Х-ХХ веков : [с сопровождением

фортепиано и а саре11а] / составитель П. В. Халабузарь ; [автор вступительной статьи М. Гайкович]. - Москва : Классика-ХХ1, 2004. - 58 с.

8. Я нашёл ритм. Джаз в детском хоре. Выпуск 3. Для старшего хора / состави-

Читайте также: