Как сделать фидбэк на гитаре

Обновлено: 07.07.2024

Одно из самых важных умений, помогающее правильно играть на гитаре - это четко попадать в ритм. Узнайте, как правильно его развивать в этой статье.

Одно из самых важных умений, помогающее правильно играть на гитаре - это четко попадать в ритм. Своей неровной игрой вы можете с легкостью сбить тех, кто поет под нее или играет вместе с вами. Чтобы избежать косых взглядов с их стороны, вам непременно стоит научиться играть ровно, четко попадая в каждый клик метронома. Ну а если вы уверены, что играете без неровностей, то я могу предложить вам записать свою игру под метроном, хотя бы на простой диктофон: уверен, вы удивитесь, услышав, как то отстаете, то спешите от заданного ритма. В этой статье я хочу рассказать вам про важность и эффективность переменного штриха, который позволит вам безошибочно попадать в ритм.

Итак, что такое переменный штрих? Переменный штрих (alternate picking) - это когда вы непрерывно двигаете рукой в ритм так, что удары вниз приходятся на сильные доли (собственно сам клик метронома), а удары вверх приходятся на слабые доли (ровно между кликами метронома). Например игра боем - это тоже переменный штрих, только по всем струнам сразу. Внизу приведена картинка с ритмическим рисунком боя. Красные полоски обозначают, куда приходятся удары метронома (ваше движение рукой с медиатором вниз).

Бой на гитаре

Важно понимать, что рука должна двигаться непрерывно вверх и вниз, даже если вы не бьете по струнам.

The Cranberries Zombie - бой на гитаре

Бой из вступления песни The Cranberries - Zombie

Обратите внимание, что на гитаре это играется без остановок руки:

То есть рука все время двигается вверх и вниз и какие-то из ударов просто пропускаются. Так и получается ритмический рисунок.

Зачем это нужно? Нужно это, как я уже говорил, для ровной игры. Непрерывным движением руки вы сами делаете из себя метроном. В таком случае, даже если вы не вовремя ударите по струне, то в любом случае попадете в ритм. Единственное, но самое важное, что нужно выработать - привычку играть переменным штрихом и точное, размеренное движение руки (то есть не ускорять и не замедлять ее). Как же это осуществить?

1) Для начала вам нужно начать играть под метроном. С этого момента, каждый раз, когда вы садитесь играть в учебных целях, не важно что - бой, фрагмент игры, упражнения - нужно сразу включать метроном. Чувство ритма вырабатывается со временем, так что играть под метроном нужно начинать прямо здесь и сейчас.

2) Далее вам нужно следить за тем, чтобы на сильные доли (клик метронома) удар руки приходился вниз, а на слабые доли (ровно между кликами) удар приходился вверх. Очень важно, чтобы рука двигалась плавно, вы не должны ускоряться или замедляться. Первое время идеально получаться не будет, так что нужно максимально следить за этим моментом.

3) Следующее, чему стоит уделить внимание - это постоянное движение руки. Как я уже говорил, даже когда вы не бьете по струнам, рука не должна останавливаться. Движения эти должны быть размеренные, плавные и без рывков, как игра боем.

А теперь пару практических упражнений для тренировки правильной игры переменным штрихом:

1) Помимо простой игры под метроном, вы можете (если у вас есть такая возможность) подключить свою электрогитару к компьютеру (если вы играете на акустике, то подключить микрофон с гитарой к компьютеру) запустить любой секвенсер (ableton live, cubase, pro tools, fl studio и пр.), установить нужный темп и нажать на запись. Во время игры вам нужно смотреть, чтобы ваши удары ложились ровно на сетку. [скриншот] Это максимально сильно выработает у вас умение попадать ровно в клик метронома. Если же у вас не таких возможностей, то просто старайтесь делать упражнения на ритмику под метроном максимально осознано, внимательно вслушиваясь: опережаете вы метроном или отстаете от него. Это очень проблематичный момент, тк часто ученики уже на 5 минуте занятия уплывают в свои мысли и забывают слушать метроном. Вы можете 10 минут играть мимо метронома, даже не замечая этого. Тут я могу посоветовать вам поставить таймер на 5 минут, чтобы он напоминал вам о том, чтó вы делаете и почему вообще у вас в руках гитара. Так же вы можете периодически записывать свою игру с метрономом на простой диктофон из телефона, так можно более точно услышать опережаете ли вы или отстаете.

Метроном в Cubase

Упражнение на чувство ритма

2) Если же вы совсем "уплываете" с ритма, то тут поможет более простое упражнение: включите метроном и бейте по шестой струне (или просто хлопайте в ладоши), в начале на каждый первый клик метронома, далее на каждый второй и наконец-то просто на каждый клик метронома.

Переменный штрих пример

3) Продумывайте направление удара. Помните, что на сильную долю удар всегда вниз, на слабую - вверх. Если в быстром темпе направление игры у вас смещается - попробуйте сыграть этот же фрагмент в более медленном темпе, постепенно увеличивая его.

П - означает удар медиатором вниз

V - удар медиатором вверх

4) Отрабатывайте движение руки перед зеркалом - повторюсь, движение руки должно быть плавным, без ускорений, замедлений и любых остановок.

Вот и все, что вам нужно сделать, чтобы научиться играть переменным штрихом. Освоив эту технику, ваша игра станет более ровная и точная. В конце хотелось бы для закрепления информации повторить основные 4 пункта переменного штриха:

Введение в стиль игры великого реформатора электрогитары.

Урок в стиле Джими Хендрикса

В 1960-х годах, когда гитарная музыка стала слишком однообразной, Джими Хендрикс переизобрёл гитару: британец совместил блюзовую гамму с элементами ритм-н-блюза и приправил получившуюся смесь смелыми экспериментами с эффектами и настройками. Из этого материала вы узнаете базовые особенности гитарного стиля известного музыканта, а также узнаете, как играть партии соло и ритма в стилистике Джими Хендрикса.

Джими Хендрикс — легенда гитарного и музыкального мира, изменивший представление об электрогитаре в музыке. Благодаря изобретательному подходу к владению Fender Stratocaster, Джими провёл настоящую реформу игры на электрогитаре.

В основе игры Хендрикса лежали блюз и ритм-н-блюз. От первого гитарист взял блюзовую гамму, ставшую основой многих соло и лид-партий, от второго — более традиционную манеру игры, полагающуюся на совмещение аккордов с мелодикой. Всё это дополнялось ярким сценическим образом и несколько психоделической манерой исполнения.

Чистый ритм


В основе партий ритм-гитары Джими Хендрикс всегда полагался на привычные аккорды через барре, дополненные элементами блюзовой, минорной и мажорной гамм. Такие дополнения создают интересный эффект: аккорды прекрасно гармонируют между собой, будто бы мелодически перетекая друг в друга.

Вместе с тем барре в привычном виде Хендрикс не использовал: Джими зажимал басовые струны большим пальцем правой руки (Хендрикс был левшой — прим. ред.).

В приведённом выше примере зажимайте шестую струну большим пальцем — узкие грифы Fender Stratocaster и Gibson Les Paul с профилем Slim Taper позволят брать басовые ноты без неприятных ощущений.

Хендрикс брал аккорды таким образом, чтобы один или два пальца правой руки оставались свободными — ими он добавлял соседние звуки к основным формам аккордов. Обратите внимание на короткие фразы на второй и третьей струне в первом и втором тактах, речь идёт именно о таких украшениях.

  1. Упражнение на игру ритма в стиле Джими Хендрикса 0:29
  2. Упражнение на игру ритма в стиле Джими Хендрикса (бэктрек) 0:29

Искажённый лид


Лид и соло-партии Хендрикса построены на всё тех же блюзовых гаммах с применением привычной пентатоники. Пример построен на пентатонике Ми минор с небольшими сдвигами позиций (на 10-й и 17-й лады).

Запоминающегося звучания гитарист добивался техническими моментами: так, например, Джими активно переключался между бриджевым, средним и нековым звукоснимателем, чтобы придать звуку нужный характер.

  1. Упражнение на игру лид-партий в стиле Джими Хендрикса 0:41
  2. Упражнение на игру лид-партий в стиле Джими Хендрикса (бэктрек) 0:41

В приведённом упражнении используется средний звукосниматель, однако в целях эксперимента можно использовать любую комбинацию датчиков. Что касается самого звучания, используйте насыщенный овердрайв с заметной долей фейзера.

Здравствуйте. Заранее хочу сказать, что всё описанное ниже — исключительно в целях просвещения. Никто не несет ответственности за то, что Вы можете сотворить с собой или с инструментом.

1. Фидбэк (feedback) — изначально термин из курса физики, нашедший свое место в мире рок-музыки. Подробно говорить о теории не стоит, поэтому практика такова, что электрогитару подносят (кладут, кидают, закрепляют, в общем, кто как) к усилителю, между ними происходит звуковой эффект отражения частот, выходит довольно шумный и агрессивный длительный нойз. Применяют этот метод многие музыканты, особою любовь к нему испытывал Курт Кобейн.






2. Нестандартный строй.
Всем гитаристам известен стандартный строй EADGBe, многим хватает и его, а что делаеть, если хочется чего-то большего? Можно попробовать настроить по своему, как бы хотелось играть. Лично мне нравится звук последней струны бас-гитары, интересно подойдет для интро песни (как у некоторых песен Joy Division, например) можно сделать небольшую эмуляцию его посредством ослабления шестой струны и добавления низких частот на усилителе. Те же Соники используют большое количество разнообразных настроек строя, практически на каждую песню по своему. Иногда у обоих гитаристов, иногда у каждого свой. Встречаются они и для обычных электрогитар с 6 струнами, и для 12-ти, и для менее (пикча).







4. Звук от звука.
Задумывались ли Вы, что звукосниматели могут выполнять иную роль, более широкую? Например, не только считывать и переносить в усилитель создаваемые на гитаре звуки, а считывать звук вообще, т.е., с тех же аудиокассет или с других источников. Это действительно работает, стоит лишь поплотней прижать к звучкам динамик и все будет слышно через комбик. А до шума и рукой подать — достаточно лишь крутить ручки педалей. Конечно, можно к этому прибегнуть и с простым микрофоном, но это будет больше затрат и никакой возможности эффектов.
Пример: Sonic Youth — Secret Girl. Партия с пианино идет с аудиокассеты. На фото снизу проигрыватели видны у каждого. По-моему, только у Марка, дополнительного басиста, этого нет. И у барабанщика, собственно.






5. Другие способы.
Дальше дело идет в зависимости от степени извращенности каждого человека. Некоторым хватает и чего-то одного, некоторые просто гитары бьют (били, когда было это ново и актуально), а некоторые могут прыгать на них, тереть ими обо все, что попадется под руку, прыгать с ними повсюду, катать их на камерах на концертах, бить по ним кулаками, играть за бриджем, если это место имеется, тереть о другие гитары и далее, далее, далее…

Недавно была опубликована статья про базовый набор гитарных педалей. Пришло время продолжить тему, посвящённую эффектам для электрогитары.

Хорошо, когда ваша гитара прекрасно звучит, усилитель выдает идеальный звук, появляются первые педали эффектов, вы получили то звучание, которое хотели, но тем не менее иногда хочется поэкспериментировать со звуком. Пришло время продолжить тему, посвящённую эффектам для электрогитары.



Гитарный эффект Volume


Начну с самой простой в устройстве, но от этого не менее полезной гитарной педали – это педаль громкости . Ее роль в вашем наборе примочек предельно проста, вы можете регулировать громкость гитары на выходе к гитарным эффектам (сначала гитара, потом педаль громкости, далее эффекты, а в конце подключаемся к усилителю) или общую громкость гитары, обработанную эффектами на выходе к усилителю (сначала гитара, потом подключаем все примочки, далее педель громкости, в конце подключаемся к усилителю). Благодаря этому устройству вы сможете сделать себя громче во время сольной партии, а потом вновь уменьшить громкость во время ритм партии.


Гитарный эффект Noise gate



Гитарный эффекты Compressor и Limiter

Compressor и Limiter – это устройства, которые уменьшают динамический диапазон. Если говорить просто, то эти устройства уменьшают или совсем сглаживают разницу между самой тихой и самой громкой нотой. Разница между компрессором и лимитером в том, что компрессор поднимает громкость тихих звуков, а лимитер наоборот компрессирует громкие.


Хочется отметить, что компрессором нужно уметь пользоваться, ведь уже понятно, что он уменьшает динамику, а динамика это одна из главных вещей в музыке. Я, например, использую компрессор, но для электроакустической гитары. Когда я играю боем, то у меня слишком резкие и громкие высокие звуки. Я долго исполнял шаманские танцы около эквалайзера, однако выход нашел именно в этом устройстве, но, когда играю мелодию, я его выключаю.

Гитарный эффект Tremolo

Тремоло – это эффект перепада громкости, какая же музыка 60х без этого эффекта, что уж говорить про блюз! Для получения такого эффекта возьмите гитару, включите в комбик, дерните струн и быстро крутите ручку громкости туда-сюда. Естественно, одновременно играть и так делать будет проблематично, поэтому был придуман такой эффект. Управление такой педалью тоже очень простое. Есть ручка скорости (speed, rate) (на сколько быстро вы бы крутили ручку громкости). Эффект бывает аналоговый и цифровой, стоит отметить, что принцип эффекта прост, а значит сильно за величие аналогово звучания можно не беспокоится, если вы берете цифровую педаль. Изначально, я думал написать про хорус до эффекта тремоло, но понял, что про ручки скорости и глубины я лучше объясню на примере именно этого эффекта.


Гитарный эффект Chorus



Гитарный эффект Flanger



Гитарный эффект Phaser


Фэйзер – это звуковой эффект, который схож по звуку с флэнджером, принцип работы напоминает хорус и, уже упомянутый, флэнжер. Да, так же, как и у этих двух эффектов, одна дорожка раздваивается и копии накладываются друг на друга с задержкой, но у них величина задержки может принимать произвольное значение, величина задержки в фэйзире зависит от частоты сигнала и лежит в приделах одной фазы колебания. Все настройка происходит так же, как и у фэйзера. Бывают аналоговые и цифровые педали, преимущественно цифровые в наше время, но встречаются и аналоговые. Однозначно, полезный эффект.


Гитарный эффект Equalizer (EQ)


Эквалайзер – это устройство, которое позволяет отрегулировать частотный диапозон вашей гитары перед входом в усилитель или перед входом в педалборд, также вы можете использовать для одной или нескольких педалей отдельно от остальных. Думаю, не стоит сильно объяснять, что делает эквалайзер, все, так или иначе, сталкивались с этой вещью или программой, в примочке все тоже самое. Эффект, я считаю, очень полезный, бывает, что вы подобрали отличный набор педалей, но знаете, что получить идеальный звук получится только, если подкрутить эквалайзер на усилителе. Но представьте, что вы постоянно играете через разный аппарат, репетиция или концерт, если вы отстроите эквалайзер на своей педали в педалборде, то эта проблема если не совсем, то частично отпадет, ведь подстроить уже отстроенный эквалайзер вы можете прямо на месте, где вы играете, без беготни к усилителю и поисков звукорежиссера, который опять куда-то ушел.


Гитарный эффект Preamp

Раз я уже начал про проблемы концертов и выступлений, то расскажу про еще одно устройство, которое поможет вам даже больше, чем эквалайзер избежать трудностей настройки звука вне дома.


Существует множество разных преампов, их классификация и характеристика такая же, как и у гитарных усилителей, естественно, что гибридный усилитель – это ламповый предусилитель и транзисторный усилитель мощности, поэтому такой классификации у преампа нет.

Зачем же нужен преамп.

Во-первых, его главной задачей остается сохранить звучание, которое вы добиваетесь. Если у вас появились первые выступления или вы уже выступаете часто, много репетиций и они часто в разных местах, то эта вещь, скорее сего, будет вам необходима. Конечно, звучание во многом зависит и от самого amp и гитарного динамика, но в целом, вы будете звучать примерно одинаково в разный аппарат.

Во-вторых, бывает такое, что вы не можете подобрать перегруз к вашему усилителю потому, что не смогли купить качественный аппарат в свое время. Денег нет на новый усилитель и примочку одновременно. Преамп, если не полностью, то частично решит эту проблему, ведь как я уже сказал, ламповый преамп может сделать из вашего транзисторного усилителя гибридный.

В-третьих, если вы часто бываете в поездках или иногда приходится заниматься на гитаре чуть ли не на лестничной клетке, то в большинстве преампов есть выход для наушников. Сели, включили, никому не мешаете и играете через свой педалборд или просто через педаль.

Кстати, думаю, вы уже поняли, что я не очень хорошо отношусь к подключению гитары в линию. Скажу так, я менее скептично отношусь к тому, чтобы включать в линию хороший перамп, да, усилитель мощности не гитарный, да, динамик тоже, но звук будет намного лучше, чем если вы будете играть через линейный выход педали или процессора.

Рекомендации абсолютно такие же, как и к гитарному усилителю.


Гитарный эффект Booster



Гитарный эффект Pith - Shifter , Octaver

Питч-шифтер – это гитарный эффект, который добавляет к звуку его копию на любой интервал выше или ниже основного тона. Существует несколько вариантов этого эффекта, про самые популярные я расскажу.

Октавер – это гитарный эффект, который добавляет к звуку его копию на октаву/две выше или ниже основного. Данная педаль проста в использовании и хорошо скрасит ваше соло.


Питч-шифтер пониженного строя – это гитарный эффект, который способен понизить ваш инструмент на несколько тонов вниз. Включаете кнопку, и вы уже на пол тона ниже. Это очень полезно, если у вас репетиция или концерт, песни в разном строе, а гитара только одна. Времени на то, чтобы перестроить инструмент нет, но есть эта педаль. Естественно, звучание будет не таким качественным, как при понижении строя гитары обычным способом, но тем не менее, эта педаль может выручить и стать хорошим помощником.



Итоги и рекомендации

Рекомендации к выбору перечисленных выше гитарных эффектах те же самые, что и для базового набора, но на всякий случай перечислю еще раз.

Педали эффектов – это вещи, которые нужно подбирать индивидуально для себя и для своего оборудования . Эффекты, которые были в этой статье – это эффекты, которые помогут вам реализовать ваш творческий потенциал и подчеркнуть свою индивидуальность, поэтому выбирайте то что нужно именно вам для реализации ваших идей.

Не выбирайте дешевые педали. Гитарные эффекты – это не предмет первой необходимости, особенно те, которые мы рассматривали в этой статье. Звук хорошего и плохого, например, хоруса будет довольно сильно отличаться, однако российские педали можно купить за приемлемую цену.

Не смотрите с высока на российских производителей. В последнее время они стали производить хорошее музыкальное оборудование за приемлемую цену.

Хорошая педаль звучит хорошо только через хороший усилитель. Хорошая педаль, особенно это касается педалей перегруза, будет звучать хорошо только через ламповый усилитель, однако, в данной статье у нас совершенно другие педали (кроме преампа), поэтому, думаю, что сами педали будут выдавать эффект как надо, слушайте общий саунд и подбирайте к вашему усилителю.

Играйте на гитаре и помните, что интересное, необычное и индивидуальное звучание при игре на электрогитаре делают не эффекты, а гитарист.

Читайте также: