Поле цветов ритм цвета пятен как средство выражения живопись или оригами цветная аппликация

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Цель урока: познакомить учащихся с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями.

Образовательные: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в композиции; познакомить с ролью пятна в изображении, композицией пятна; учить изготовлению “воздушных красок”, познакомить с химической посудой.

Развивающие: развивать навыки работы красками из различных материалов, пользоваться химической посудой; развивать мышление, речь, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: развивать умение видеть прекрасное в обыденном, целеустремлённость, сопереживание.

Картон; в пробирках: мука, соль, сахар, сода, лимонная кислота; вода в стакане; кисти; ёмкости для смешивания.

Приветствие и визуальная проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята, дайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Монотипия)

Какие средства выразительности мы использовали? При помощи чего мы рисовали? (Точка, линия, пятно) (Слайд 2-4)

Сегодня на уроке мы познакомимся со следующим средством выразительности – пятном. (Слайд 5)

Как вы уже знаете, в основе композиции лежат законы изображения. С частью правил и законов композиции вы уже знакомы. Сегодня узнаем о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.

Скажите, с чего начинается работа художника над картиной? (Замысла)

Слайд 6. Что или кто изображен на рисунках?

Слайд 7. Чем заняты герои картин?

Слайд 8. Какое настроение передал автор в своих работах? Как ему удалось это сделать? Какие средство выразительности использует автор?

Слайд 9. Что является композиционным центром в каждой работе? Как его выделяет автор?

Слайд 11-14. Совершенно верно. Композиционный центр организует всё пространство и части композиции. Обычно композиционный центр является и смысловым центром картины и выделяется с помощью размера, цвета, освещения, местоположения, перспективы.

Сегодня вы будете художниками – мастерами своего дела. Но у нас проблема – как вы уже заметили – у нас сегодня нет красок. Что же делать?

Ребята, помните, что сегодня мы работаем с пятном. Нанесите пятно на картон – это основа вашей композиции. Попробуйте на основе пятна создать свой рисунок.

Учащиеся рисуют. Затем рисунки помещаем на 10–30 сек. (в зависимости от мощности) в микроволновую печь. Тесто поднимается, рисунок становится объемным. Демонстрируем работы и делаем вывод о том, почему же краски волшебные.

  1. Выставка работ учащихся.
  2. Заключительное слово учителя.

Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств. Сегодня мы познакомились со средством выразительности – пятном и вы попробовали выполнить свои работы в новой для вас технике – рисование воздушными красками. Результат, я думаю, поразил вас и удивил. Всего несколько минут и перед вами уникальное произведение, которым вы сможете украсить свою комнату или презентовать своим друзьям.

Принцип организации коллективной композиции: создание равновесия, использование ритма, формы и цвета; работа ведется от центра.

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, с элементом игры, эстафеты.

Вид занятий: рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги.

Цели и задачи: учить детей любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция, ритм); формирование графических умений и навыков, умения сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом; воспитание эстетического отношения к действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту весенней природы, бережного отношения к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение);

Оборудование урока: для учащихся – гуашь, кисти, другие художественные материалы, акварель, цветные малки, карандаши, фломастеры, тушь, тонированная бумага; для учителя – натурные постановки: срезанные цветы, комнатные цветущие растения, расставленные в разных местах класса (герань, лилия, бегония).

Форма организации коллективной деятельности: совмест­но-индивидуальная.

Вид занятий: живопись с элементами аппликации.

Оборудование урока: большие листы бумаги (кусков обоев) для панно (на каждый ряд) на доске, гуашь, цветная бумага, цветные листы журналов, ножницы, клей, фломастеры.

Ход урока I . Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Изучение ритмики в изобразительном искусстве (про­должение; см. уроки 28, 30).

Учитель. Присмотритесь к природе, и вы увидите не только ритм пятен, но и ритм линий. В ритме линий тоже можно заметить движение. Ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый.

Стройные березки тянутся вверх. Их ровные стволы создают определенный ритм.

Травы создают ритм спокойного движения.

Ветер обдувает пески, оставляя следы в виде волнистых ли­ний - змеек, и они тоже создают свой ритм.

А вот рябь на воде, блики - как короткие штрихи, они создают свой рисунок - ритм.

- Скажите, какие еще ритмы линий вы встречали в природе? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III . Работа над заданием. Коллективная композиция.

После вводной части урока начинается создание коллективного панно. Часть класса готовит живописную основу (подмалевок). В? это время другие вырезают силуэты веток, цветов несложной фор­мы (маки, тюльпаны, ромашки), птиц, бабочек.

Под руководством выбранных главных художников (от каждо­го ряда) силуэты компонуются на общем фоне панно, чтобы полу­чилось ощущение весеннего полета, радости.

Особое внимание уделяется колориту весеннего пейзажа, так! как гармония цвета и тона поможет объединить индивидуальные изображения, сделав их фрагментами коллективного панно. Класс (ряды) разбивается на три большие группы по тематике элементов коллективного панно: земля, небо, деревья. Деятель­ность внутри групп может быть работой в паре или по одному.

Небо с птицами и земля могут изображаться парами учеников на больших горизонтальных полосах бумаги. Деревья и цветущие

Далее доклеиваются остальные элементы: цветы, бабочки.

IV . Итоги урока.

Экспресс-выставка и анализ выполненной работы на уроке.

Уборка рабочих мест.

Тема : « Цвет, ритм, композиция – средства выразительности.

Тип : урок отработки умений и рефлексии

обобщить знания обучающихся о выразительных средствах изобразительного искусства;

развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к природе и стремление её защищать

Оборудование и ТСО : для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Для учащихся – шаблоны силуэтов птиц и деревьев, листы бумаги формата А3, клей, ножницы, акварельные краски, гуашь, кисточки, салфетки, воск.мелки.

Образовательные:

создать условия для учебной деятельности, в ходе которой обучающиеся смогут применяют знания о выразительных средствах изобразительного искусства.

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; развивать умение работать в группе; развивать память.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты

Метапредметные :

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- планировать действия для решения поставленной задачи;

- сотрудничать в соответствии с принятой ролью;

- осуществлять самоконтроль и самооценку

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Ресурсы урока: Учебник, рабочая программа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент

- Я очень хочу, чтобы вы улыбались ,

Работой своею довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

А каждый из вас - ощутит свой успех .

Что вы приготовили к уроку?

Улыбнулись друг другу, пожелали удачи

Клей, кисти, краски, карандаши, ножницы, цветная бумага, восковые мелки.

Личностные результаты: самоопределение к деятельности

2.Актуализация познавательной деятельности

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос о каком времени года в нём говорится

О каких признаках весны в нем упоминается?

С помощью чего автор рассказал нам о приходе весны?

Расскажите, что вы представили?

А что вместо слов и музыки использует художник, чтобы изобразить весну?

Цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства . С ними мы уже познакомились на предыдущих уроках.

Пробудившись ото сна,

Кистью мягкою она

На ветвях рисует почки,

На полях — грачей цепочки,

Над ожившею листвой

Первый росчерк грозовой,

А в тени прозрачной сада —

Куст сирени у ограды.

Учащиеся слушают стихотворение, представляют образы. Отвечают на вопросы, участвуют в беседе, высказывают свои предположения.

На ветвях почки,

ожившая, т.е. новая листва, на полях — грачи, гроза, куст сирени…

Ноты, с помощью которых сочиняет музыку

Описывают свои ощущения

Краски разных цветов, ритм пятен, ритм линий.

Предметные результаты:

понимать задание, как его надо выполнить.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания.

3.Самоопределение к деятельности

Определите тему урока.

Какова цель урока?

Презентация к теме урока

Учащиеся участвуют в обсуждении, высказывают свои предположения. Определяют тему, цель урока.

Метапредметные результаты:

анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока;

высказывать свои мнения, слушать ответы других

4. Физминутка

Звучит песня о весне

Дети танцуют под музыку

5. Самостоятельная творческая работа учащихся

Что такое панно?

Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.

Панно - это картина, предназначенная для украшения стены.

На предыдущем уроке ребята разбились на 4 группы по 5 человек.

Выполнена предварительная работа:

Самостоятельная работа учащихся.

Обсуждают композицию панно, выполняют свои обязанности, составляют композицию.

Обсуждают и выслушивают мнение членов команды, выполняют общую композицию.

вырабатывать внимание, наблюдательность; формировать творческое воображение.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания

Познавательные:

понять, как, используя выразительные средства изобразительного искусства показать в композиции весенние изменения в природе;

коллективно создать панно.

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение;

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

уметь работать в группе.

6. Выставка работ: защита проектов.

Все творческие работы вывешиваются на доске.

Учитель участвует в обсуждении, задает вопросы, отмечает удачные фрагменты, учит аргументировать свои ответы.

Оценивает работы с учетом оценки учащихся.

Давайте сравним работы художников с вашими работами.

Ученики любуются работами.

Один представитель от каждой группы защищает свой проект.

Обсуждают, задают вопросы, отвечают на вопросы, оценивают свою работу и вклад в коллективное панно членов команды.

Личностные результаты :

осознать смысл изучения темы об выразительных средствах в изобразительном искусстве;

определять своё настроен

- Коммуникативные:

потребность в общении с учителем;

уметь слушать и вступать в диалог;

уметь выполнять защиту проекта.

7. Рефлексия деятельности

Ребята, поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.

Какая была тема урока?

Достигли мы цели?

Что нужно делать, чтобы такая красота была?

Если мы будем охранять природу, то окружающий нас мир будет прекрасным.

Делятся впечатлениями от работы.

Анализируют результаты урока.

Дети отвечают на вопросы

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы ;

сравнивать свою работу с работами одноклассников

- Познавательные:

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщения, выводы.

8. Итог урока

Урок был интересным?

Почему вы так считаете?

Закончить наш урок я хочу стихотворением Я. Акима

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Дети делятся впечатлениями

Читайте также: