Поделка звук ш

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

Уздечка языка

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Артикуляция звука Ш

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Упражнение лопатка

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Язык трубочкой

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

Упражнение качели

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Упражнение маляр

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Постановка звука ш

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

Оборудование: зеркала, картинки на звукоподражания, предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш, магнитный конструктор; дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, цветные карандаши, фломастеры.

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто договорит слово, прибавив слог ША, и повторит слово полностью:

II. Постановка цели и задачи занятия. Объявление темы занятия.

– Догадайтесь кто? или что? Пришел к нам на урок. Стих – загадка:

Шорох, шептание,
Шумок под окном.
Шептание легкое
Кто это – гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами
Возле окна, шустрым мышонком шуршит тишина.
Что за гость у нас, ребята? (Мышонок)

– Ребята, посмотрите на фотографию нашего мышонка (Рисунок 1). Какую букву он спрятал? Смотрите внимательнее. (Буква Ш). Правильно у него на хвостике буква Ш.


III. Артикуляционная гимнастика.

1. Ребята вспомните какое мы делали упражнение, чтобы научиться правильно говорить звук Ш. (“Чашечка”). Правильно – упражнение “Чашечка”. Поставьте зеркало перед собой и покажите мне “чашечку”, глубокую, красивую…Молодцы.

2. Попили мы с вами чай с вареньем.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу. (Дети выполняют упражнение “Вкусное варенье”)

3. Ребята, а как у нас “Ветер листьями шуршит” (Ш-ш-ш) …Молодцы!

IV. Основная часть занятия.

А) Ребята скажите, а какой звук Ш – согласный или гласный. (Согласный) Правильно, поставим рядом с буквой синий кружочек.

Б) Связь звука и буквы. (Рассматривание буквы Ш)

Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!

Три зубца рядочком ставим и внизу соединяем.

Давайте с вами в воздухе попробуем пальчиками написать букву Ш. (Рисование буквы в воздухе)

Детям дается магнитный конструктор, составляется каждым ребенком буква Ш (Рисунок 2, 3).



– Молодцы ребята. Мышонку очень понравились ваша буквы из магнитов.

В) Чтение рассказа про мышку и кошку.

– А сейчас я вам хочу прочитать рассказ про мышку и кошку.

Жила была мышка. У мышки были мышата. Жили они в маленькой норке. Они очень шумно играли. Неподалеку жила кошка. Услышав шум кошка подкралась к норке. Норка мышки маленькая, кошка не пролезла. Тогда кошка зашипела на мышат.

(По ходу рассказа выставляются картинки, Рисунок 4)


– Как зашипела кошка? Пошипим (Ш-ш-ш). Молодцы. А теперь кто хочет пересказать рассказ про мышку и кошку по картинкам? (Ребята пересказывают)

– Про кого был рассказ? (Про кошку и мышку). Правильно! Давайте напечатаем слова кошка и мышка (вывешиваются карточки слов) в нашей буквенной азбуке. (Дети печатают). Молодцы.

Г) Чтение слогов и слов.

– Ребята, вспомним: что такое слог? (Слог – это часть слова).

Прочитайте слоги и слова:

Аш ша наш
Ош шо каша
Уш шу кошка
Ыш ши мышка
Иш мишка
шишка
пушка
опушка
крышка

– Напечатаем слова в нашей азбуке и посмотрим что получиться (на доске вывешиваются карточки):


– Теперь сделаем в тетрадках схему на слово КОШКА и слово МЫШКА (делается схема “Слово, слог и звуки”).

(На доске выкладываются соответствующие карточки. Рисунок 5)


– Немного отдохнем. Ребята, встаньте.

(Идем по кругу, показывая руками те части тела, о которых говорят)

У меня плечи хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня локти хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня уши хороши,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та
У меня живот хороший,
а у соседа – лучше.
Тра-та-та

VI. Игровые задания.

Деление на две команды.

А) Игра “Придумай слову на Ш”

– Ребята, поиграем в игры? (Да) Первая игра называется “Придумай слово на Ш”. Надо придумать слово на [Ш] и разделить хлопками на слоги. У какой команды больше

Каждый ребенок называет по одному слову. Не смог – переход хода.

Б) Игра “найди дом для мышки”. Необходимо соединить все буквы Ш по порядку. (На каждую команду даются плакаты с рисунком) Кто быстрей?



В) Игра “Гусеница”.

Составление гусениц. – Что получится?

Командам дается конверт с фигурами. Необходимо расставить их по принципу “от большего к меньшему”. Прочитать, что получиться (Рисунок 8).

Одной команде – кошка ест.

Другой – мышка спит.


Г) Игра “Логопедическая ромашка”.

Раздаются лепестки от ромашки на каждую команду с изображениями. Надо сказать, что изображено на лепестке и какая буква пропущена. Где стоит этот звук – вначале, середине или в конце. Ромашка собирается на одном центре (Рисунок 9).


Д) Итог игровых заданий.

VII. Подведение итогов занятия.

– Итак, ребята, с какой буквой нас познакомила мышка. (Буква Ш)

Какой это звук? (согласный)

– Ребята, понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)

- А что больше запомнилось? (Ответы детей)

– Ну, молодцы ребята! Мышка говорит вам “до свидания” и прощается с вами. И мы закончили свое занятие.

Тетрадь для автоматизации звука Ш

Процесс автоматизации звука долгий. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У него снижается интерес к занятиям, что ведет к ухудшению результатов коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей, следует включить в работу по автоматизации звука как можно больше игровых приемов.

для автоматизации звука Ш

Автор: Ивашкина О.И.

Процесс автоматизации звука долгий. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У него снижается интерес к занятиям, что ведет к ухудшению результатов коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей, следует включить в работу по автоматизации звука как можно больше игровых приемов.

Использование игровых приемов в коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития и как следствие успешному формированию звукопроизношения у детей.

Тетрадь предназначена для автоматизации звука Ш в слогах, словах. Предложениях, связной речи. Тетрадь могут использовать как логопеды в своей работе, так и родители при подготовке домашнего задания.

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1d6383727e8949167b27cfba3d475a47.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/68
https://fs-th03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/0942547260c562424380f5ab8ea48bd1.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/507

Проведи пальчиком мышек к норкам и произнеси зввук Ш.


Произнести звук с повышением голоса:

ш — ш — ш — ш — ш — ш - ш - ш - ш

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/a17b90b9b284b6a1a42aafa457de9da9.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/329

Звукоподражание

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш …

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш …

А змея, увидев мышку: Ш-ш-ш …

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш …

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш …


https://fs-th03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/d90e5110b46c515ccebea4e33bc91814.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/225

Нарисуй шарик к каждой ниточке.

https://fs-th03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/5500acd722270f54761ff8f716c05daf.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/142

Посмотри на картинку и определи правильно я её называю или нет.

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1d6383727e8949167b27cfba3d475a47.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/68

Прочитай. Подбери к каждому слогу картинку.

https://fs-th02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/1918aef52d5aa3fcf38e42d8d2f48eaf.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/393


Проведи Машу к медведю, называя чётко слова со звуком Ш.


Назови слова. Определи место звука Ш в слове: начале, середине, конце слова. Проведи стрелочки.


Пройди по дорожке, выделяя звук Ш. Выучи наизусть.


Назови картинки. Дорисуй вторую половину.


Что бывает …?

Сладким? Спелым? Быстрым? Горячим? Шерстяным? Деревянным? Гоночным?
(Слова: груша, шоколад, картошка, шашлык, машина, карандаш, шкатулка, шарф, шлем)

Расскажи что делает Маша и Миша. Говори так: Маша кладёт книгу в шкаф. Миша надевает шлем. И т. д.


Рассмотри картинку. Придумай по ней рассказ. Запиши слова, в которых есть звук Ш.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/134/975/134975233_logopedicheskaya_tetrad_na_zvuki_SH_ZHpage14.jpg

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza8/4374092099959.files/image158.jpg

Крылышки у мошки, пушинки у кошки.

Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.

Кошка у Луши, мышка у Танюши.

Уши у мишки, ушки у малышки.

Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.

Шейка у мышки, шея у мартышки.

Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.

Выучи наизусть.

http://img.mamochka-talk.ru/images_mama_talk/help/00003/o0r1JNvvXzI.jpg

Выучи наизусть с помощью картинок.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09e8/0000f447-3f4812c1/hello_html_m64d306ef.jpg

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/134/975/134975223_logopedicheskaya_tetrad_na_zvuki_SH_ZHpage04.jpg

Звук Ш

Zivert - CRY | Премьера клипа

04:24

LOBODA - Americano (Премьера сингла, 2021)

03:31

Баста – Любовь и страх (feat. Дворецкая)

05:41

Ozoda - Esla Meni (Offıcıal Clıp 2021)

05:02

Султан Лагучев - Cкучает осень (премьера 2021)

02:29

Oliver Tree & Little Big - The Internet [Music Video]

03:36

Coldplay X BTS - My Universe (Official Video)

04:43

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка - ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот - шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

14) Произносить (читать) стихотворения

На окошке
Крошку-мошку
Ловко ловит
Лапой кошка

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!

Пушок

Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш.
Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.

15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.

Пляшет мишка от души,
Пляшут даже кошки,
А мышата - малыши
Хлопают в ладошки.

Читайте также: