Поделка ямал мой край

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Мероприятие чумовое путешествие разработана для обучающихся начальных классов. Было проведено в учреждении дополнительного образования, но может быть проведено и в школе для развития познавательного интереса детей к изучению своего края.
Цели: Знакомить детей с городами ЯНАО, с традициями коренных народов Севера – ненцев, их культурой.
Задачи: Формировать умение чувствовать красоту северной природы. Развивать композиционные навыки (умение правильно размещать детали аппликации), способности детей передавать характерные признаки и индивидуальные особенности ненецкого костюма. Развивать эмоциональность и фантазию в разных видах деятельности.

Форма проведения: познавательно – игровая программа
Материалы: снежки из ваты, 2 ведра, удочки 2 шт, рыбки, рога, арканы 2 шт, снегоступы 2 пары, коробки с собачками 2 шт, косточки из картона.

В декабре 1930 года был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, его центром стал город Обдорск, а c 1933 года он стал называться Салехардом. Статус города посёлок получил в 1938 году. Это первый и единственный город на Северном полярном круге.
Историю нашего округа описывали, изучали многие краеведы, ученые, как в настоящее время, так и в прошлые века. Одним из таких замечательных исследователей исторического прошлого, культуры коренных жителей Ямала, основателем одной из первых школ в Обдорске был церковнослужитель. Назовите его имя, (подсказка – сейчас в честь его имени назван историко-краеведческий музей в г. Салехарде).
Ответ: Иван Семенович Шимановский
С давних времен Салехард был торговым центром Сибири и славился своей ярмаркой. На ярмарке продавали рыбу, мех и изделия, сделанные своими руками.
Я предлагаю вам тоже сделать своими руками кисы – национальную зимнюю ненецкую обувь. (Проводится мастер класс).

Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.
По сигналу воспитателя ведущие каждой команды в снегоступах бегут к пирамидкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свою пирамидку, бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая пирамидку, нельзя задевать ее.
Ведущая. Нам пора в дорогу. Я приглашаю вас занять места в вертолете.
Ведущая: В дорогу! В дорогу!
По синему небу!
По краю земли!
Все вместе летим,
Пристегнули ремни!
Фонограмма Шум вертолета

Цель: Расширить представления детей о крае, в котором они живут, его растительном и животном мире, познакомить с жизнью и бытом коренных народов Севера.
Оборудование: физическая карта России, детские рисунки, иллюстрации и фотографии с изображением растений и животных тундры.

Слово воспитателя.

Климат на Севере суровый. Зима длится до 8 месяцев. Морозы достигают минус 55 градусов. Частые ветры, метели, сильные снегопады. За короткое и прохладное лето поверхность тундры оттаивает на глубину всего 30 - 50 сантиметров. Это явление называют многолетней мерзлотой. Несмотря на суровые условия, природа сохранила свою неповторимую красоту и многообразие.
Наш край славится не только разнообразием растительного и животного мира, но и людьми.
- Каких коренных жителей Севера вы знаете? (Ненцы, ханты, селькупы)
- А где живут они? (В тундре, в чумах).
Чум - это северное жилище, покрытое шкурами оленя. На один чум требуется 70 - 80 шкур оленей. Чум перевозят на нартах. Нарты - это северная повозка, напоминает сани. Ездят на нартах и зимой и летом, запрягая в них оленей. Собирают и разбирают чум в основном женщины. Женщина ведёт хозяйство, она хранительница домашнего очага.
О ней судят по обшивке чума, одежде её детей, мужа и всех, кто носит вещи, изготовленные ею. А мужчины занимаются охотой, рыболовством. Главное занятие ненцев - оленеводство.
Оленей ненцы используют и как транспортное средство, незаменимое в условиях тундры. От оленей получают: пищу (мясо), одежду (шкуры) и жилище, для которого используют шкуры оленей. Олени питаются ягелем, лишайниками, зеленью кустарников, берёз, любят грибы. Грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. Заметив, что олени их очень любят, они не стали отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится несколько дней, да и не настолько их много, чтобы грибов хватило и людям, и оленям. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким букетом полевых цветов, собирающего цветы неспелой морошки. И это объясняется вовсе не отсутствием у ненцев чувства прекрасного, а лишь подчёркивает их чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире.
- А трудно ли жить им в тундре? (Они привыкли к таким бытовым условиям, холоду. Спасает их от холода меховая одежда.)

Физкультминутка.
Сотворчество воспитателя и детей. Создание картины Севера.
- Вы услышали рассказ о севере, а сейчас эту красивую картину Севера мы увидим на доске. А создавать мы её будем вместе. Я буду загадывать загадки, а рисунок - отгадку буду помещать на доску.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце)
Зимой и летом одним цветом? (Ель)
Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
Северное животное, которое питается ягелем? (Олень)
Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)
Дом ненцев, хантов. (Чум)
• И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и: (Совы)
• В дупле живёт да орешки грызёт. (Белка)
• Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках. (Заяц)
• Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её: (Лиса)
• Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
• По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешка течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой: (Тучки)
• Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)
- Красивая получилась у нас картина?
- Наш край богат не только красивой природой, но и замечательными северными стихами.
В них поэты воспевают красоту северной природы.
Дети читают стихи о северном крае.

Подведение итогов.
Награждение участников мероприятия сладкими призами.

Используемая литература.
1. Северные родники /Автор - сост. Л. В. Фёдорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
2. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа / Под ред. П 77 В. К. Рябицева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
3. Пасхальный С.П. Север, птицы, люди. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.


Разное

  • Обогащение словаря: Северный Ледовитый океан, административный центр, Полярный круг, геральдический щит.
  • Активизация словаря: оленеводство, рыболовство, флаг, герб, ненцы, ханты, селькупы.

Необходимое оборудование и материал: иллюстрации о Ямале, карта России, карта Ямала, герб, флаг Ямала.

ХОД

Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие по Ямалу:

Ямал – наша малая родина.

Ребёнок: Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом

Мы на Севере живём.

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра.

С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах.

Но силён человек! На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. Лесные ненцы – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушистые звери, много грибов, ягод.

Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.

Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Наш округ занимает северную часть Тюменской области. Ямал входит в состав Российской Федерации. Административный центр – город Салехард, старейший и единственный город на Полярном круге. Попасть из одного населённого пункта в другой можно в основном лишь водным и воздушным транспортом и по железной дороге. В округе восемь городов: Салехард – столица округа, Лабытнанги , Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Тарко- Сале. Ребята, давайте найдём на карте наш округ Ямал. Страна наша большая, а округ небольшой. Так что же больше, страна или округ?

Ответы детей: Страна Россия – больше, а округ наш – меньше.

Ответы детей: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.

(после просмотра слайдов воспитатель обращается к детям).

Воспитатель: Ребята, назовите коренных жителей Ямала?

Ответы детей: Коренные жители Ямала – это ненцы, ханты, селькупы.

Воспитатель: Скажите, чем занимаются ненцы, ханты?

Ответы детей: Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько в округе городов?

Ответы детей: В округе восемь городов.

Воспитатель: Назовите эти города.

Ответы детей: Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги.

Воспитатель: Ребята, как называется главный город нашего округа?

Ответы детей: Столица нашего округа город Салехард.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений) отмечает тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг.Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

Красный цвет – цвет мужества, силы.

Белый цвет – цвет чистоты , мудрости.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.

В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что о Ямале сложено много стихотворений. Давайте послушаем стихи о нашей малой родине.

1 ребёнок: Ямал ты мой любимый,

Ямал ты мой родной,

Ямал, для государства

Ты очень дорогой.

2 ребёнок: Красота Ямала

В озёрах красивых.

Богат Ямал ягодами, грибами,

И тундрой, и тайгой,

И сказочной зимой.

3 ребёнок: Ямал – наш край,

Здесь люди добрые кругом.

И здесь творятся чудеса:

Взгляни зимой на небеса.

Что видишь там? Скажи нам ты?

— На небе звёзды, как цветы,

Здесь все сбываются мечты.

Воспитатель: Люблю тебя, седой Ямал!

Ты – край снегов,

Ты — край полярного сиянья,

России нашей достоянье.

Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.

Живи, Ямал, и процветай и будь, Ямал, ещё прекрасней!

Воспитатель: Наше путешествие по Ямалу продолжится.

Мы будем продолжать знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах,входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.

Дети вместе с воспитателем выходят под ненецкую народную музыку.

Автор: Алыпкачева Джаминат Солтахановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "ТЕРЕМОК"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка НОД
Тема: Наш Северный край-Ямал
Раздел: дошкольное образование

формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание

эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных

народов ( ненцы) родного края

способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре

(погода, природа, животный мир – белый медведь, песец, полярная сова, северный олень и

Развивающие: Развивать эмоционально- ценностное отношение к городу, краю, землякам.

Воспитательные: воспитывать интерес к научно-познавательной и художественной

рассматривание макетов, иллюстраций, чтение ненецких сказок; беседы о жителях

Материал: иллюстрации животных, птиц, чума, ненцев, карандаши, бумага

Воспитатель. Мы с вами живем, где очень холодно, где не видно высоких деревьев, где

дует холодный ветер, заметает пурга, на самом крайнем севере нашей родине Ямал.

В тундре живут северный олень, песец, полярная сова, куропатка, мелкие грызуны.

Зимой в тундре и Арктике наступает полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не

Воспитатель выставляет картину с изображением северного края.

– Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре? (Заяц, песец,

северный олень, полярная сова и др.)

Воспитатель. Закройте глаза и представьте себе, как будто мы с вами идем по глубокому

снегу, скользим по ледяной горке, а теперь попали в пургу, встретили животное. А что за

животное вы узнаете, если отгадаете загадку…

Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым

Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя:

неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех,

тонкая кожа, выносливый, слабый, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий,

У оленя ветвистые рога, густая волнистая шерсть, недлинные ноги с широкими

– Кто знает, чем олень питается? (Мхом.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

- Что такое чум? (Дом ненцев – оленеводов).

Верно, чум – жилище ненцев – оленеводов (выставляет макет чума).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том!

Дети движутся по кругу

Гости явятся едва-

останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится

Хлопают в ладоши

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки!

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением чума и дома.

-Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома? Почему оленеводы

ставят чумы, а не строят такие же дома, как у нас? (Ответы детей)

Люди, какой национальности живут в тундре? (ненцы)

Воспитатель: Теперь предлагаю нарисовать, что вы узнали про свою малую родину- Ямал

Читайте также: